Научная статья на тему 'Этнокультурная компетентность будущего педагога в образовательной среде колледжа'

Этнокультурная компетентность будущего педагога в образовательной среде колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетентность / методы обучения и воспитания / формы работы. / ethno-cultural competence / methods of training and education / forms of work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидия Петровна Сагалакова

В статье раскрывается методы и формы необходимые по формированию этнокультурной компетентности у студента. Будущего педагога, мы можем назвать компетентным в области этнокультурного образования и воспитания, если: он обладает наличием глубоких знаний по этнопедагогике, этнопсихологии, возрастной психологии, педагогике межнационального общения; сформированы профессиональные навыки и умения при работе в полиэтническом окружении; личностные качества являются определяющими позицию и направленность педагога как активного субъекта этнокультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

The article reveals the methods and forms necessary for the formation of ethno-cultural competence of the student. Future teacher, we can call competent in the field of ethno-cultural education and upbringing, if: he has deep knowledge on ethnopedagogics, ethnic psychology, developmental psychology, pedagogy of interethnic communication; formed professional skills when working in multiethnic environment; personal qualities are determining the position and orientation of the teacher as the active subject of ethno-cultural education.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная компетентность будущего педагога в образовательной среде колледжа»

really in the past, but in the present. Proto-Bulgarian studies are experiencing one of their most active periods in the interval between the two world wars. For Bulgaria, this is a time of trials marked by national catastrophe, humiliation, acute social clashes, political crises, and the shadow of the rising totalitarian regimes in Europe. Against this gloomy background, the glorious past radiates a particularly alluring splendor. Ancient greatness seems to compensate for today's tribulations and promise future victories. The return to the ancestral values, to the covenant of blood and tribe, is seen as a cure for nihilism and ideological turmoil that has led to today's decline. This situation is not unique to Bulgarian society only. Similar were the sentiments in other parts of Europe, which also experience the brutal effects of war. The social, cultural, and ideological divisions that span nations make them especially susceptible to mythology related to the roots, race, and heroics of prehistory. The ideology of Nazism ultimately derives from this emotional base.

It has been more than eight decades since then, and today we are again facing a similar phenomenon. It is unlikely to meet an educated person in Bulgaria who does not have his own opinion on the question of origin and ancestry shaped by his personal ideological preferences. And as you may have noticed, the choice is plentiful. While waiting for food to be brought at a Chinese restaurant, I am involuntarily involved as a listener in the conversation at a nearby table. Two companies are arguing: one is in favor of the Hun thesis, the other - of the Aryan. They argue with fervor, throwing at each other's facts and arguments drawn from popular literature. And on the shore of the Bay of Varna there is a proud replica of a Proto-Bulgarian settlement, with yurts and a wooden fence called Phanagoria, named after the supposed capital of Old Greater Bulgaria. Just 30 kilometers north, the foundations of a huge Historical Park are laid, a sort of historic Disneyland, where both Autochthonous and Turanian and Iranian theory seem to coexist peacefully. Authentic descendants of the Dulo ruling house are still being sought, though candidates are not missing.

Where are the roots of our current insecurity? What makes us seek solace and support in our eternally escaping antiquity? Unlike the Republic of Macedonia, which is undergoing a painstaking process of seeking and asserting its identity in the face of a complex international environment and internal crisis, the situation in Bulgaria seems fundamentally different. For more than a decade, our country has been a member of one of the wealthiest economic communities in the world, a member of a powerful military alliance, at first glance, spared ethnic crises, and avoided the most acute forms of political confrontation. Nevertheless, we do not stop searching back in time. Who are we? Where we come from? As if the simple fact that we are here and now is not enough for us. Maybe it has something to do with the feeling that we are once again deceived by history? That we are poorer than we expected, and above all, that there are others, much richer than we are. With the feeling of disappearing of borders and dissolving in the global world. With the fear of loneliness in this impersonal consumer environment. Yes, the world today is different than it was in the 1930s. However, the symptoms of anxiety are similar.

And that should probably bother us.

Bibliography

1. Божилов И., Гюзелев В., История на средновековна България VII- XIV в, Том I.

2. Йорданов Й., Възстановяване на черепа по главата, София, 2000, стр. 193 - 201.

3. Добрев П., Българските огнища на цивилизация на картата на Евразия , 1998.

4. Златарски В., История на българската държава през средните векове, Том I. Част I. Епоха на хуно-българското надмощие (679—852).

5. Съселов Д., Пътят на България, София, 2004.

6. Цанов Г., Произходът на българите, начало на българската държава и българската църква (1910, 2002).

УДК 377.5

10.24411/9999-021А-2019-10035

Лидия Петровна Сагалакова, Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Россия

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

В статье раскрывается методы и формы необходимые по формированию этнокультурной компетентности у студента. Будущего педагога, мы можем назвать компетентным в области этнокультурного образования и воспитания, если: он обладает наличием глубоких знаний по этнопедагогике, этнопсихологии, возрастной психологии, педагогике межнационального общения;

сформированы профессиональные навыки и умения при работе в полиэтническом окружении; личностные качества являются определяющими позицию и направленность педагога как активного субъекта этнокультурного образования.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, методы обучения и воспитания, формы работы.

Lidia Sagalakova, Tuvan state University, Kyzyl, Russia

ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

The article reveals the methods and forms necessary for the formation of ethno-cultural competence of the student. Future teacher, we can call competent in the field of ethno-cultural education and upbringing, if: he has deep knowledge on ethnopedagogics, ethnic psychology, developmental psychology, pedagogy of interethnic communication; formed professional skills when working in multiethnic environment; personal qualities are determining the position and orientation of the teacher as the active subject of ethno-cultural education.

Keywords: ethno-cultural competence, methods of training and education, forms of work.

Модернизация российского высшего образования характеризуется использованием компетентностного подхода в процессе подготовки будущих специалистов. Внедрение компетентностного подхода привело к изменениям в определении содержания обучения, что также требует использования в процессе обучения активных форм и технологий, организации самостоятельной работы студентов и оценивания их деятельности. Организация процесса обучения на основе компетентностного подхода изменило отношение к учебе и самих студентов, так как компетенции формируются только тогда, когда обучающийся осознает необходимость самого процесса обучения и активное участие в нем его самого.

Для развития у студентов межэтнического общения, приобретение знаний о культуре, истории, образе жизни, традициях, ценностях многообразных этносов способствуют применяемые в колледже коммуникативные формы внеучебной деятельности [1, с. 11-12].

В стандарте среднего профессионального образования (ФГОС 3+) по специальности дошкольное образование представлены общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции, а этнокультурные компетенции в стандарте не учитываются. На наш взгляд, существенным в подготовке будущих педагогов является формирование этнокультурной компетентности.

Формирования этнокультурной компетентности является одним из условий этнопедагогизация образовательной среды колледжа, как один из вариантов построения на этнокультурной основе специального образования, ведущего к изучению студентами этнокультурных ценностей. Она рассчитывает применение в образовательной среде колледжа средств и методов этнопедагогики (традиций, фольклора, обычаев, народных праздников и игр), а также использование национально-психологических особенностей студентов.

В учебном плане отображены две формы этноориентированных технологий. В первой показаны учебные дисциплины, которые является частью содержанием предмета. Вторая форма технологий осуществляется во внеучебной деятельности.

Процесс формирования этнокультурной компетентности совершенствуется решением различных задач:

• воспитанием этнического сознания на основе ознакомления и углубления когниций о национальностях своей республики;

• развитием у студента профессиональных умений, использование их в многонациональном коллективе;

• формированием навыков конструктивного межкультурного общения с различными этносами [3, с. 137-138].

В формирование этнокультурной компетентности студентов наиболее эффективными методами являются этнокультурные методы обучения и воспитания:

• кросс-культурный метод, изучение разнообразных этнокультур и с помощью сравнения показывать отличие и общее в развитии культур этносов, причины этих сходств и различий;

• метод рефлексии (высказывание своего собственного взгляда в обществе межэтнических отношений); метод эмпатии (организация ситуаций переживания студентом состояний представителей различных этнических групп);

• метод контраста (возможность поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями, например, я и другой);

• дискуссионные методы (объектом дискуссии являются проблемы нравственно-патриотического воспитания);

• метод моделирования и реконструкции (воссоздание на занятии всевозможных сторон быта, обычаев, принятых у своего этноса в разные периоды или показать исторические события в виде рассказов или показа сценок);

• игровые методы (игры с этнокультурным содержанием применяются для изучения информации и вырабатывания нового навыка поведения, познавательной активности у учащихся на парах);

• открытые задания и упражнения (проведение студентами анализа журналов, периодических изданий, с целью раскрытия примеров стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур);

• беседы и обсуждения (сконцентрированы на умение подвергать анализу информацию, высказывать свои мысли, уметь слушать и слышать других);

• метод проектов (организация исследовательской деятельности студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни этносов, проживающих в республике);

• метод наглядности (предпочтение отдается «активной демонстрации», когда студентам дается возможность самим учить предметы, явления, определять зависимости) [2, с. 75].

Для активности когнитивной деятельности будущих педагогов по этническому и поликультурному воспитанию используем формы работы:

1) социальные формы - конференции, классные часы, «круглые столы», встречи с представителями этнических диаспор, деятелями культуры, празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры и литературы;

2) познавательные формы - дни культуры и фестивали, викторины, тематические вечера, выставки;

3) практико-ориентированные формы (прохождения различных видов практик в дошкольных образовательных организациях, шефская и благотворительная работа).

Методы и формы работы с обучающимися помогут будущему педагогу, наделённому этнокультурной компетентностью решить задачи воспитания этнотолерантной личности.

Будущего педагога, мы можем назвать компетентным в области этнокультурного образования и воспитания, если:

- он обладает наличием глубоких знаний по этнопедагогике, этнопсихологии, возрастной психологии, педагогике межнационального общения;

- сформированы профессиональные навыки и умения при работе в полиэтническом окружении;

- личностные качества являются определяющими позицию и направленность педагога как активного субъекта этнокультурного образования.

Источники и литература

1. Дугарова Т.Ц., Сагалакова Л.П. Кросскультурное исследование этнокультурной компетентности студенческой молодежи // Вестник Бурятского государственного университете. - 2017. - № 1. - С. 10-21.

2. Константинова В.В. Этнокультурная компетентность будущего педагога как составляющая его профессиональной компетентности. Путь науки. - 2016. - № 8. - С. 74-76.

3. Фёдорова С.А. Этнокультурная компетентность педагога колледжа как объективно-субъективная характеристика современной системы образования в России В сборнике: Современная прикладная психология: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия Т.Н. Мельников [и др]. Ответственный редактор Н.Т. Колесник. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - С. 137141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.