Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза'

Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изиева Бурлият Анварбековна

Статья посвящена проблеме этнокультурной компетенции и компетентности. Рассматривается роль дисциплины «Этнопедагогика» в формировании этнокультурной компетентности личности в моноэтнической и полиэтнической среде. Выявляются методы и условия формирования этнокультурной компетентности, которая проявляется в умениях, способах деятельности, моделях поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза»

Психолого-педагогические науки •••

27

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

© 2015 Изиева Б. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Izieva B.A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена проблеме этнокультурной компетенции и компетентности. Рассматривается роль дисциплины «Этнопедагогика» в формировании этнокультурной компетентности личности в моноэтнической и полиэтнической среде. Выявляются методы и условия формирования этнокультурной компетентности, которая проявляется в умениях, способах деятельности, моделях поведения личности.

Abstract. The article deals with the ethno-cultural competence problems. The author considers the role of “Ethnopedagogy”subject in forming the person’s ethno-cultural competence in the monoethnic and multiethnic environment and reveals the methods and conditions of forming the ethno-cultural competence, which is manifested in skills, methods, activities, patterns of behavior.

Rezjume. Statya posvyaschena probleme etnokulturnoy kompetentsii i kompetentnosti. Rassmatrivaetsya rol distsiplinyi etnopedagogika v formirovanii etnokulturnoy kompetentnosti lichnosti v monoetnicheskoy i polietnicheskoy srede. Vyiyavlyayutsya metodyi i usloviya formirovaniya etnokulturnoy kompetentnosti, kotoraya proyavlyaetsya v umeniyah, sposobah deyatelnosti, modelyah povedeniya lichnosti.

Ключевые слова: этнокультурные компетенции, формирование этнокультурной компетентности, межличностные и межэтнические отношения.

Ке^ords: ethno-cultural competence, forming the ethno-cultural competence, interpersonal and inter-ethnic relations.

Klyuchevyie slova: etnokulturnyie kompetentsii, formirovanie etnokulturnoy kompetentnosti, mezhlichnostnyie i mezhetnicheskie otnosheniya.

Высшее образование в России претерпевает серьезные изменения в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, переосмыслилась цель воспитания и обучения, в связи с чем основной акцент падает на личность профессионально компетентную и творчески развитую.

Естественно, в педагогической теории и практике происходят общественные преобразования, где этнокультурные компетенции составляют базовую компетент-ностную модель будущих педагогов, тем самым вливаясь в образовательный процесс на уровне профессиональных компетенций. Все активнее разрабатываются этнокультурные проблемы в педагогической науке, где появляются разные труды, по-

священные отдельным вопросам воспитания средствами традиционной культуры. Этот феномен отражен и в «Национальной доктрине образования РФ», «Законе об образовании РФ». В «Законе об образовании РФ» указывается на то, что национальная культура и культурные традиции регионов превратятся в единое образовательное и культурное пространство страны, если будем целенаправленно содействовать их развитию [3].

Результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:

28

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

- владение этнокультурными правилами поведения и норм нравственности;

- пониманием истории становления различных типов культур, владением способами освоения и передачи культурного опыта;

- готовностью к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений;

- владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

- способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка;

- владеть системой психологопедагогических средств анализа и оценки этнокультурологических знаний;

- осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;

- способность осознавать различия в этнокультуре при социокультурном самоопределении [1].

Вся совокупность вышеперечисленных компетенций и образует этнокультурную компетентность, которая способствует успешной самореализации и адаптации обучающихся в полиэтнической образовательной среде [5].

Отсюда задача педагогов - осуществлять в своей профессиональной деятельности процесс передачи этнокультурологических знаний с помощью системы психолого-педагогических средств, раскрывая сущность и значение информации в развитии поликультурного общества.

Термин «Этнокультурная компетентность» - понятие молодое, и нет единого его определения. В словаре дано следующее определение: «Этнокультурная компетентность - степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия».

В. А. Корташева, В. Ю. Штыкарева в этом же словаре этот термин определяют как межкультурное, межэтническое, полиэтническое общение и сотрудничество, и имеющее социологический характер.

Г. М. Королева в одном из своих исследований рассматривает формирование этнокультурной компетентности педагогов в современном социуме, дает определение этнокультурной компетентности: «Этнокультурная компетентность - это деятельностный параметр педагога. Личность, овладевшая этнокультурной компетентностью, имеет навыки ориентироваться в создавшейся ситуации адекватно, достойно, благородно, обладая свойствами высокой морали, неся ответственность за свою этнокультурную компетентность» [2. С. 280].

По структуре в этнокульурной компетентности можно выделить три вида: частную, комплексную, целостную. Частная связана только с одной областью этно-культуры; комплексная - с несколькими; целостная охватывает всю этнокультурную область, сопоставляя между собой разные этнокульуры.

Личность по своему усмотрению овладевает этими видами на разных стадиях развития и с разной степенью успешности.

При нашей позиции этнокультурная компетентность помогает индивиду стать более адекватным, уметь поддерживать отношения на уровне согласия и взаимного доверия и совместного сотрудничества и не допускать пренебрежения чужой культурой, их ценностями, языком и т. д. [4.

С. 35-42].

Следовательно, этнокультурная компетентность является одним из основных свойств проявляемого поведения по отношению к родной и иной культуре, способствующего эффективному межэтническому взаимодействию. Будущий педагог должен владеть этнокультурной компетентностью на разном уровне.

Формирование этнокультурной компетентности становится доминирующим, вследствие чего возникает необходимость разработки учебных программ для обучающихся, начиная с первого курса. Ведь освоение традиционной культуры способствует личности понять, что же общее связывает всех людей в народной культуре и чем от них отличается собственная этно-культура.

В учебный план Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) введен предмет «Этнопедагогика», целью которого является изучение и практическое овладение традициями народной культуры, культуры этноса - как единого целого мировой культуры.

Психолого-педагогические науки •••

Задача программы - воспитание личности со сформированной этнокультурной компетентностью, становление и социализация на этнокультурных ценностях.

И в то же время, при ведении этого предмета понадобится умелое сочетание теоретических и практических методов познания, способствующих формированию этнокультурной компетентности; взаимодействие различных факторов. Междисциплинарная связь играет большую роль в ее формировании, образуя как бы мостик между разными культурами и традициями с разных точек зрения.

Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая ДГПУ по направлению подготовки 051000 - профессиональное обучение (по отраслям) и профилю подготовки 051000.12 - декоративноприкладное искусство и дизайн, регламентирует содержание, цели, условия и технологии реализации образовательного процесса, где студенты в процессе обучения должны освоить ряд профессиональных компетенций, где одной из основных является этнокультурная.

Дисциплина выступает именно носителем межэтнической культуры, направленной на формирование положительных взаимоотношений между людьми разных национальностей и умения решать возникающие конфликты мирными, а не силовыми методами.

Курс «Этнопедагогика» ставит такие цели, как:

- помощь в усвоении студентами знаний о целях, задачах, закономерностях, принципах данной дисциплины;

- об особенностях воспитания и образования у различных этнических групп, наций.

При изучении курса «Этнопедагогика» мы используем, разработанную кафедрой ПиТПО методику, при которой формирование этнокультурной компетентности реализуется через взаимосвязь ряда дисциплин - культурологии, педагогики и психологии. К этнокультурной проблематике студенты обращаются также при изучении предметов «Педагогическая конфликтология», «Социальная педагогика», «Философия и история образования», «Педагогика межнационального общения» и др.

Студенты выполняют задания по самостоятельной работе, как аналитической, научно-поисковой, творческой направленности с привлечением информационных технологий. В качестве промежуточного и

29

итогового контроля используется балльнорейтинговая система, разрабатываются тесты, студенты готовят концерты художественной самодеятельности.

Данный курс предусматривает также научно-исследовательскую деятельность студентов, включающую написание курсовых работ, статей, участие в научнопрактических конференциях по изучению своих традиций и других народов. Теория подкрепляется проведением мероприятий в виде посещений выставок, вечеров отдыха, посвященных культуре народов мира, концертов, а также участия на разного рода конкурсах, фестивалях, где студенты танцуют и поют на разных языках мира, а также Дагестана. Используется и фольклор.

На факультете экономики и дизайна эти занятия проходят более детально, по основным ведущим дисциплинам («Народный костюм», «Костюмы народов Дагестана», «Украшения народов Дагестана», «История искусств», «Народное декоративноприкладное творчество» и др.). Изучение традиций и обычаев этноса проходит с демонстрацией их на разного рода мероприятиях. На занятиях по декоративноприкладному искусству студенты своими руками изготавливают разные поделки в народном духе. Используются новые образовательные стратегии и подходы в деле формирования у молодежи этнокультурной компетентности, что помогает получить достоверную информацию о других народах. Данная компетентность позволит, не ущемляя свои интересы уважать чужие, и в случае разногласий культур подтолкнет к ее изучению, рассмотрению.

Немаловажную роль в укреплении дружбы между разными нациями играет работа, проводимая педагогами для того, чтобы демонстрировать «положительные» стороны культуры, вызывающие уважение к иным традициям, ценностям личности, обычаям.

Данные педагогические технологии и приемы помогают студентам размышлять над глобальными вопросами взаимообогащения и взаимосближения культур народов мира и России, также создают благоприятные условия для воспитания человека культуры, креативной личности.

Уровень сформированности этнокультурной компетенции можно оценить лишь в процессе этнокультурной деятельности. Личность, владеющая этнокультурной компетентностью, будет обладать высокими этнокультурными знаниями, высокими

30

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

моральными качествами и способностью вести себя адекватно в создавшейся ситуации.

Время сложное, неординарное, но необходимо восстановить национальное самосознание народов нашей страны и помнить о неповторимости каждой этнокультуры и их значимости для каждого гражданина. Пренебрежение интересами любой этнокультуры ведет к нарушению принципов межэтнического содружества, взаимодополнения, взаимопомощи, диалога и мирного сосуществования. Диалог - элемент полилогических отношений, который

укрепляет дружбу этносами, способствующий их благополучию и выживанию. Он необходим в настоящее время и адекватен духу времени.

Таким образом, приобщение студентов к родным традициям, привитие интереса к истории народов, их обычаям, обрядам, ценностям, является результатом уважительного отношения к личностям и этносу.

Как видно, этническая культура играет значительную роль в развитии личности, определяет специфику формирования этнокультурной компетентности.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] Эйдос // Интернет-журнал. 2006. 5 мая. Режим доступа: URL:

http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm. 2. Королева Г. М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. 2011, № 8. С. 280-283. 3. Кукушин B. C. Этнопедагогика и этнопсихология / B. C. Кукушин, Л. Д. Столяренко.

Учебник для студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 4. Поштарева Т. Н. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005, № 3. С. 35-42. 5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Поштарева. Владикавказ, 2009. 40 с. URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613образования [Электронный ресурс]: автореф. дисс. ... доктора пед. наук : 13.00.01.

References

1. Zimnyaya I. A. Key competencies, a new paradigm of the modern education [Electronic resource] /

I. A. Winter // "Eidos" internet journal. 2006. May, 5. Mode of access: URL: http://www.eidos.ru/ jour-nal/2006/0505.htm. 2. Koroleva G. M. Developing the ethnocultural competence of teachers in the modern socio-cultural environment // Fundamental research. 2011, # 8. P. 280-283. 3. Kokoshin, B. C. Pedagogy and environmental education / B. C. Kokoshin, L. D. Stolyarenko. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000. 448 p. 4. Poshtareva T. N. The formation of the ethno-cultural competence. Pedagogy. # 3. 2005. P. 35-42. 5. Postareva T. V. Formation of the ethno-cultural competence of students in a multi-ethnic educational environment of the training [Electronic resource]: Author. Abstr. ... Dr. Pedagogy: 13.00.01 / T. V. Poshtareva. Vladikavkaz, 2009. 40 p. URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613 Literatura

1. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija [Jel-ektronnyj resurs] Jejdos // Internet-zhurnal. 2006. 5 maja. Rezhim dostupa: URL:

http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. 2. Koroleva G. M. Razvitie jetnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov v sovremennoj sociokul'turnoj srede // Fundamental'nye issledovanija. 2011, № 8. S. 280-283.

3. Kukushin B. C. Jetnopedagogika i jetnopsihologija / B. C. Kukushin, L. D. Stoljarenko. Uchebnik dlja stu-dentov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2000. 4. Poshtareva T. N. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti // Pedagogika. 2005, № 3. S. 35-42. 5. Poshtareva T. V. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti

uchashhihsja v polijetnicheskoj obrazovatel'noj srede obrazovanija [Jelektronnyj resurs]: avtoref. diss. ... doktora ped. nauk : 13.00.01 / T. V. Poshtareva. Vladikavkaz, 2009. 40 s. URL: http://dlib.rsl.ru/ 01004300613obrazovanija [Jelektronnyj resurs]: avtoref. diss. ... doktora ped. Nauk: 13.00.01.

Статья поступила в редакцию 12.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.