Использование словесно изобразительных средств коллажа нацелено на семантизацию лексических единиц. Семантизация представляет собой процесс связи изучаемых слов по определенной теме с системой знаний культуры изучаемого языка и специфики применения этих слов в профессиональной среде.
Использование коллажа в учебном процессе позволяет разнообразить формы обучения иностранному языку. Несмотря на то, что подготовка коллажа является трудоемким и длительным процессом, время и усилия, затраченные
Библиографический список
преподавателем на разработку и подготовку коллажа, окупаются ростом заинтересованности студентов в познании и овладении реалий изучаемого иностранного языка. Подбор учебно-методического материала с учетом профессионально ориентированной составляющей имеет целью и повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, реализация знаний и навыков которого возможна в процессе коммуникативного взаимодействия в профессиональной среде, и развитию личности студентов в целом.
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Гез Н.И., Фролова ГМ. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2008.
3. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения. Иностранные языки в школе. 2012; № 9: 2 - 9.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебник. Москва: Издательский центр «Академия». 2012.
5. Юхненко Л.В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении второму иностранному языку в неязыковом вузе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010; № 4: 294 - 296.
6. Манаенко ГН. Лингвистические координаты понятия «дискурс». Вопросы когнитивной лингвистики. 2011; № 4 (029): 83 - 92.
7. Федорова Н.Ю. К вопросу о способах оптимизации обучения профессионально ориентированной лексике. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Available at: https://cyberleninka.rU/article/v/k-voprosu-o-sposobah-optimizatsii-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
2. Gez N.I., Frolova G.M. Istoriya zarubezhnoj metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov. Moskva: Akademiya, 2008.
3. Gal'skova N.D. Problemy inoyazychnogo obrazovaniya na sovremennom 'etape i vozmozhnye puti ih resheniya. Inostrannyeyazyki vshkole. 2012; № 9: 2 - 9.
4. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnik. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya». 2012.
5. Yuhnenko L.V. Rol' autentichnyh tekstov v formirovanii inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii v obuchenii vtoromu inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 4: 294 - 296.
6. Manaenko G.N. Lingvisticheskie koordinaty ponyatiya «diskurs». Voprosy kognitivnojlingvistiki. 2011; № 4 (029): 83 - 92.
7. Fedorova N.Yu. K voprosu o sposobah optimizacii obucheniya professional'no orientirovannoj leksike. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2014. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-sposobah-optimizatsii-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 37.035.6
Abdina R.P., Cand. of Sciences (Philology), Khakass Research Institute of Language, Literature and History (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Patachakova S.S., Head of Sector, Methodist for Fine and Decorative Arts, Folk Arts and Crafts of Center of Culture and Folk Art n.a. S.P. Kadyshev
(Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
EXHIBITION ACTIVITY IN CULTURAL AND LEISURE INSTITUTIONS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE. The article deals with forming an ethno-cultural competence in young generation. The work reveals large experience of preserving and promoting the spiritual heritage of the people, the organization of exhibition activities on the example of the Republic of Khakassia. Exhibitions in cultural institutions must be accompanied by a number of events aimed at showing the culture of native land. This activity is one of the factors of forming an identity, interpreting the uniqueness of one's ethnic culture in a multicultural society, as well as self-aware as a Creator of ethno-cultural values.
Key words: ethno-cultural competence, youth, education, traditional culture, ethnos, exhibition activity, creative activity.
Р.П. Абдина, канд. филол. наук, науч. сотр., Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
С.С. Патачакова, зав. сектором, методист по ИЗО и ДПИ, народным художественным ремеслам Центра культуры и народного творчества
им. С.П. Кадышева, г. Абакан. E-mail: [email protected]
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности у подрастающего поколения. Авторы делятся многолетним опытом работы, направленной на сохранение и популяризацию духовного наследия народа, по организации выставочной деятельности на примере Республике Хакасия. Выставочная деятельность в культурно-досуговых учреждениях должна сопровождаться рядом мероприятий, направленных на знакомство с культурой родного края и имеющих практическую направленность. Данная деятельность является одним из факторов формирования личности, осмысляющей уникальность собственной этнической культуры в поликультурном обществе, а также осознающей себя творцом этнокультурных ценностей.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность, молодежь, воспитание, традиционная культура, этнос, выставочная деятельность, творческая деятельность.
В связи с процессами глубокой модернизации общества, сложными международными отношениями и трансформацией отечественной культуры особенно актуальными для российской науки становятся проблемы взаимодействия культур. Бурное развитие информационных средств коммуникации ведет к отторжению от ценностей искусства, сужению сферы культурно-творческой деятельности, к ориентации на потребление готовых продуктов культуры, ориентации на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д. Зачастую явления глобализации провоцируют отрыв развития личности от национально-культурных корней, национального самосознания и традиционных социально-этических норм и ценностных оснований поведения, деятельности и общения - условий, совокупность которых составляет этнокультурную среду. На сегодняшний день средства массовой информации и коммуникации активно пропагандируют
западную культуру, которую молодое поколение усваивает легко и прочно, забывая при этом свои исконные праздники и традиции, народную культуру и искусство. Как показывает практика, утрата национальных корней и знаний собственной культуры, потеря национальных идеалов формирует у подростков безнравственность и антидуховность, порождает стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью. Поэтому проблема формирования у подрастающего поколения знаний о культуре, искусстве народов, сохранения национальной самобытности с опорой на национальные традиции на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Так, по мнению А.С. Мыльникова, «именно с культуры начинаются отношения, духовное общение людей и народов, взаимное узнавание, сближение, понимание и сотрудничество между людьми. Лишь после этого развиваются и торговые, экономические, и другие отношения» [1, с. 4].
На территории России вследствие своеобразия природно-климатических условий, миграции народов, множества типов хозяйственной деятельности, взаимодействия идей и культур формировался уникальный интегрированный тип цивилизации. Академик Н.Н. Моисеев в связи с этим отмечал: «Россия не просто север Евразии, населенный народами разного этнического происхождения... Россия - целостная самостоятельная цивилизация. Россия - симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление и общий образ жизни. Геополитическое положение России не только умножает, но и позволяет достойно использовать достижения цивилизаций Востока и Запада. Она их связывает, открывает пути, дающие возможность включить их ценности в новый евразийский синтез» [2, с. 6]. Решение проблемы необходимости формирования мировоззрения подростков, основанного на диалоге культур, уважении многонационального состава нашего государства, связано с проблемами формирования этнокультурных компетенций, определение которыхых целесообразно представить ниже. В этнопсихологическом словаре этнокультурная компетентность рассматривается как степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [3]. По мнению А.Н. Некрасовой, этнокультурная компетентность - это социально-психологическое свойство личности, обладающей определенным уровнем подготовленности к вступлению в межэтническое общение, т.е. такая этносемиотическая осведомленность, которая позволяет личности легко и раскованно включаться в национально окрашенные ситуации общения, обеспечивает различную степень оптимизации взаимоотношений с представителями иных этнокультурных традиций [4]. Л.И. Боровикова определяет этнокультурную компетентность как систему знаний, понятий, представлений о человеке как члене этнической группы [5]. С.Б. Серякова рассматривает этнокультурную компетентность как психолого-педагогический феномен, характеризующий степень усвоения педагогом традиционной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностных ориентации и реализации основных положений этнопедагогики как системы воспитания в условиях педагогической деятельности с учетом своеобразия национально-психологических особенностей представителей разных национальностей [6]. В определении Т.В. Поштаревой этнокультурная компетентность рассматривается как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию [7].
Таким образом, формирование этнокультурной компетентности складывается на этнопедагогических положениях и этнопсихологических особенностях личности: это свойство личности, позволяющее осмыслить уникальность собственной этнической культуры, мировоззрение своего народа, отношение к самому себе как творцу этнокультурных ценностей, что в совокупности будет способствовать эффективному взаимодействию в поликультурном обществе.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что у большинства молодого поколения приоритетными являются материальные запросы над духовными потребностями. Усугубляется положение отсутствием интереса у административных и руководящих работников образовательных учреждений к созданию оптимальных условий для развития этнокультурной среды в окружающем социуме, нехваткой методико-технического оснащения, нехваткой специалистов, занимающихся проблемами формирования этнокультурных компетенций у детей и подростков [8]. В связи с этим вопросы поиска различных подходов, методов, средств к формированию этнокультурных компетенций у подрастающего поколения являются актуальнымиыми и своевременными.
Одним из ведущих направлений формирования этнокультурных компетенций у молодежи в Республике Хакасия является организация деятельности с практико-ориентированной направленностью через создание творческих школ и клубов, этнокультурных центров, центров традиционных культур по изучению культуры своего народа. Так, на сегодняшний день в республике насчитывается 128 творческих объединений, занимающихся деятельностью, направленной на ознакомление с историей и культурой родного края и народов, проживающих в республике, и организующих свою деятельность на базе культурно-досуговых учреждений, где под руководством педагогов и заслуженных мастеров занимается 1 371 участников, в том числе дети и подростки. Результатом этой деятельности являются республиканские выставки изделий творческих работ профессиональных и самодеятельных художников и мастеров республики. Выставка на сегодняшний день занимает ведущее место в деятельности учреждений культурно-досугового типа. Она представляет собой целенаправленную, композиционно-организованную, комментированную, технически и художественно оформленную демонстрацию предметов, что органично связано с социальными функциями досуговых учреждений и способствует формированию у посетителей потребности в общении с историко-культурным наследием [9]. Выставка является той формой образовательного воздействия на подростков, которая позволяет осуществлять этнокультурное образование, толерантное воспитание, социализацию подростков в этнокультурном обществе, способствуя тем самым их творческой самореализации, поэтому анализ направлений, методов и принципов выставочной работы культурно-досуговых учреждений является актуальным. Представим постоянные
выставки, организуемые с целью формирования этнической компетентности подростков. На сегодняшний день существует несколько классификаций выставочной деятельности. По географическим признакам организуемые нами выставки являются региональными и муниципальными; по содержательным признакам бывают тематические и персональные; по месту проведения - стационарные и передвижные.
Одной из постоянных и значимых выставок является выставка-конкурс на лучшую сувенирную продукцию, посвященную хакасскому национальному празднику «Тун пайрам». Конкурс проводится по следующим номинациям: этно-суве-нир с символикой «Тун пайрам»; представительский этно-сувенир; сувенир массового производства. Участники конкурса перед выполнением своих изделий должны подробно ознакомиться с историей и семантикой хакасского национального праздника «Тун пайрам», что должно найти отражение в их конкурсной продукции. Каждый выставляемый экспонат должен содержать небольшое резюме с привязкой к тематике выставки. На таких выставках широко бывает представлена керамика, вышивка, батик, изделия из кедра, изделия из серебра и национальные сувенирные куклы. Основными критериями оценок этой выставки являются следующие: соответствие формы и содержания изделия заявленной теме; соответствие ценовой политике, доступной для приобретения туристами; качество и оригинальность оформления готового изделия; высокий уровень мастерства, художественный вкус; эстетичный вид готового изделия.
Ежегодно в рамках празднования Дня хакасского языка в рамках Дней тюркской письменности и культуры с сентября по октябрь проводится республиканская выставка-конкурс работ мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Традиции и современность», на которой студенты, преподаватели кружков и студий ДПИ, художники-любители и ремесленники Хакасии представляют свои работы, соответствующие тематике выставки. Открытие этой выставки сопровождается проведением мастер-классов по направлениям: «Изготовление этнических украшений», «Хакасская традиционная вышивка», «Во-йлоковаляние». Большинство конкурсных работ этих выставок реализуются на выгодных для мастеров условиях, что в свою очередь является одним из способов мотивации молодежи к творческой деятельности.
К тематическим персональным выставкам относятся выставки мастеров со званием Чон Узы. Почетное звание «Народный мастер (Чон узы) Республики Хакасия» присваивается представителям всех направлений и жанров художественного народного творчества (тахпахчи, хайджи-сказителям, мастерам-изготовителям народных инструментов, исполнителям на народных инструментах, мастерам декоративно-прикладного искусства, самодеятельным художникам, поэтам, композиторам), имеющим широкое общественное признание, за особые успехи и достижения, способствующие сохранению и развитию фольклорного творчества, традиционной культуры народных промыслов и ремесел, возрождению забытых, утраченных видов декоративно-прикладного искусства, внедрению народных форм искусства в современную систему воспитания, образования и досуга, установлению преемственных связей в народном искусстве, передаче богатейшего опыта народного творчества, художественных промыслов и ремесел молодому поколению через воспитание, обучение, возрождение духовности и нравственности. Звание присваивается лауреатам и дипломантам различных смотров и конкурсов, принимающим активное участие в художественных программах мастерам, имеющим высокую оценку за творческую фантазию, мастерство исполнения и качество изделий. Присвоение звания не зависит от образования и рода деятельности автора [10].
По месту проведения эти выставки мастеров зачастую являются передвижными по Республике Хакасия. Персональные выставки сопровождаются организаторами и самими мастерами не только с целью экспозиции, но и для показа мастер-классов. Вместе с выставками проводятся кустовые творческие лаборатории с участием ведущих мастериц народных ремесел республики в целях оказания консультативной и методической помощи, а также популяризации традиционной культуры и народного искусства среди сельского населения. Мастер-класс - это способ передачи педагогом-мастером собственной системы работы, одним из ведущих принципов проведения которой является наглядность, поэтому для всех желающих и представляется выставка изделий мастеров. Участники творческой лаборатории знакомятся с традиционными хакасскими ремеслами - техникой сухого и мокрого войлоковаляния, хакасской вышивкой, изготовлением женской сумочки «Нанчых», бисероплетение и т.п. Именитые мастерицы делятся с детьми и подростками своим опытом, рассказывают о традициях и приемах изготовления изделий. Подобные выставки и мастер-классы по традиционной народной культуре очень важны для жителей, особенно для проживающих в дальних малых селах республики, так как это одна из немногих возможностей узнать о богатом нематериальном культурном наследии нашего хакасского народа.
Важной специфической особенностью Республики Хакасия является ее по-лиэтничность. В целях сохранения и популяризации народных традиций этносов, проживающих на территории республики, в области декоративно-прикладного искусства в первой декаде года проводится ежегодная республиканская выставка декоративно-прикладного искусства «Мастера и подмастерья». На выставке представляются произведения, выполненные педагогами и их воспитанниками в различных техниках. Изделия выполняются в различных жанрах декоративно-прикладного творчества: художественная обработка дерева, работы из би-
сера, керамика, лоскутное шитье, аппликация, вышивка, узорное вязание. Все изделия в обязательном порядке сопровождаются резюме, где, помимо данных об авторах, содержится информация об описании техники и ее привязанности к этнической культуре конкретного народа. Фотографии лучших изделий, занявших призовые места на выставках-конкурсах, попадают в периодический сборник «Сувениры Хакасии» с соблюдением авторских прав мастеров.
Таким образом, проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной и до конца не решенной. Организация выставочной деятельности в культурно-до-суговых учреждениях, на наш взгляд, является одним из действенных средств ее формирования. Молодежь при подготовке к выставкам знакомится с этнокультурными ценностями своего народа и ведет параллельную работу по ознаком-
Библиографический список
лению с культурой других народов, при всем этом раскрывая свой творческий потенциал. В Республике Хакасия с ростом показателей выставочной деятельности возрастает качество исполнения изделий, увеличивается перечень новых творений, изготовленных по современным технологиям. Растет число лауреатов и дипломантов конкурсов, выставок. Стало престижно для мастеров демонстрировать свое мастерство на региональных выставках, которые в работе больше ориентируются на местные материалы и технологии, применяют традиционные способы обработки, формообразования и декорирования изделий. Во многих работах наблюдается удачное сочетание современных технологий с традиционными материалами. Сегодня старые, мудрые мастера продолжают обучать ремеслу молодое поколение, тем самым сохраняя и передавая из поколения в поколение традиции художественного промысла и опыт многих поколений людей.
1. Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуикации. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Ленинград: Наука, 1989.
2. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. Москва: МНЭПУ, 1998.
3. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. Available at https://vocabulary.ru/slovari/etnopsihologicheskii-slovar.html
4. Некрасова А.Н. Культура межнационального общения в молодежной среде: состояние и формирование. Автореферат диссертации...доктора философских наук. Москва, 1992.
5. Боровиков Л.К. Этнокультурная компетентность социального педагога и социального работника: научно-методические материалы для занятий в школе социальной педагогике и социальной работы. Москва, 1993.
6. Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2002.
7. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореферат диссертации....доктора педагогических наук. Владикавказ, 2009.
8. Белькова Л.В. Формирование этнокультурного пространства в современном социуме. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6: 169 - 171.
9. Шорина Д.Е. Экспозиционно-выставочная деятельность музеев начального профессионального образования алтайского края. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6: 196 - 201.
10. Государственные награды Республики Хакасия. Available at: https://www.vskhakasia.ru/respublika-khakasiya/gosudarstvennye-nagrady-respubliki-khakasiya
References
1. Myl'nikov A.S. Yazykkul'tury i voprosy izucheniya 'etnicheskojspecifikisredstvznakovojkommuikacii. 'Etnograficheskoe izuchenieznakovyh sredstvkul'tury. Leningrad: Nauka, 1989.
2. Moiseev H.H. Sud'ba civilizacii. Put'razuma. Moskva: MN'EPU, 1998.
3. Krys'ko V.G. 'Etnopsihologicheskij slovar'. Available at https://vocabulary.ru/slovari/etnopsihologicheskii-slovar.html
4. Nekrasova A.N. Kul'tura mezhnacional'nogo obscheniya v molodezhnoj srede: sostoyanie i formirovanie. Avtoreferat dissertacii.doktora filosofskih nauk. Moskva, 1992.
5. Borovikov L.K. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' social'nogo pedagoga i social'nogo rabotnika: nauchno-metodicheskie materialy dlya zanyatij v shkole social'noj pedagogike i social'noj raboty. Moskva, 1993.
6. Seryakova S.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2002.
7. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Avtoreferat dissertacii....doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
8. Bel'kova L.V. Formirovanie 'etnokul'turnogo prostranstva v sovremennom sociume. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6: 169 - 171.
9. Shorina D.E. 'Ekspozicionno-vystavochnaya deyatel'nost' muzeev nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya altajskogo kraya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6: 196 - 201.
10. Gosudarstvennye nagrady Respubliki Hakasiya. Available at: https://www.vskhakasia.ru/respublika-khakasiya/gosudarstvennye-nagrady-respubliki-khakasiya
Статья поступила в редакцию 01.10.19
УДК 374
Bisong Z., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF A PERSONALITY. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of "musical culture", provides the meanings of this concept by various authors in a wide and narrow sense, examines various conceptual approaches, programs, forms and methods of developing a musical culture of an individual. Using the study of works of researchers of theoretical ideas about music, the author shows the main functions of music, its influence on the formation of personality. The formation of a musical culture of a person is considered as development of a person's spiritual needs, his moral ideas, intellect, and aesthetic assessment of life phenomena. The components of musical culture are justified: musical values, types of creative activity, social institutes and institutions, individual creators and performers. The author summarizes that forming musical culture contributes to the development of traits of a new personality, his new abilities, the most important spiritual and moral sphere for a person.
Key words: personality, music, forming musical culture.
Ч. Бисун, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье дается теоретический анализ феномена «музыкальная культура», приводятся значения данного понятия, представленные различными авторами в широком и узком смысле, рассматриваются различные концептуальные подходы, программы, формы и методы развития музыкальной культуры личности. На основании изучения работ исследователей, касающихся теоретических представлений о музыке, автором показываются основные функции музыки, ее влияние на формирование личности, рассматриваемой как развитие духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, эстетической оценки жизненных явлений. Обоснованы компоненты музыкальной культуры: музыкальные ценности, виды творческой деятельности, социальные институты и учреждения, отдельные творцы и исполнители. Автор резюмирует, что формирование музыкальной культуры способствует развитию новых качеств личности, ее способностей, важнейшей для человека духовно-нравственной сферы.
Ключевые слова: личность, музыка, формирование музыкальной культуры.
Музыкальное искусство всеми признается значимой частью мировой художественной культуры. Считается, что музыка является самым эмоциональным средством развития личности, музыка способствует познанию окружающего
мира через эмоции, способствует эстетическому восприятию мира через звуковые ассоциации. При занятии музыкой вырабатывается музыкальный слух, постигается звуковая гармония, при этом развиваются математические спо-