тем, подготовка к выполнению такого рода профессиональных действий в период обучения в военном вузе носит характер спонтанности, условности, бессистемности. Именно в содержании самостоятельной работы актуализируются личност-но значимые компоненты профессиональной деятельности, а интеллектуальная деятельность достигает высшего уровня активности.
Как показывает практика, на определенном этапе профессионализации у курсантов проявляется потребность участвовать в моделировании процесса приобретения компетентности, проявляется склонность к научной и исследовательской работе.
На первых порах овладения навыками научной работы, когда курсантам недостает опыта ее организации, а также опыта использования различных методов научного познания, важное внимание в научно-исследовательской работе будущих офицеров уделяется развитию их способности к критическому осмыслению информации, к логическому и творческому мышлению. Для этого постепенно усложняются (от курса к курсу) методики активации и стимуляции поиска адекватных путей решения творческих задач, а также проверяется достоверность полученных результатов и их значение для военно-профессиональной деятельности. В том числе речь идет о реализации современных требований о превращении военно-профессионального образования в профессионально-исследовательское, которое без творческого осмысления полученных знаний и умений невозможно.
Решение психолого-педагогических проблем развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности осуществляет-
Библиографический список
ся на основе инициирования и реализации активности курсантов, направленной на освоение актуальных научных знаний, формирование навыков и умений научного исследования, а также подготовки к научному поиску Это несет в себе больший заряд творческой активности личности, реализации полезной отдачи, что выгодно обществу и вооруженным силам [3].
В настоящий момент психологи и педагоги нередко отмечают, что способность к творчеству обеспечивает успешность личности во всех областях деятельности, способствует осознанию личностью своей общественной, социальной и профессиональной значимости.
Таким образом, развитие профессионального творчества курсантов в ходе обучения способствует не только формированию профессиональных компетенций и личностных качеств будущих военных специалистов, но и определяет стремление к самостоятельности, инициативе, стремлению усовершенствовать в той или иной мере профессиональную среду При этом проявляется ответственность за собственные успехи, за результаты коллективного труда, за деятельность Вооруженных сил в целом. В современной жизни невозможно действовать по образцу, на основе шаблонных подходов. Творческие способности сегодня признаются одной из самых важных составляющих интеллекта личности. Следовательно, их развитие является одной из актуальных задач системы образования. Профессиональное творчество курсантов является, по сути, одним из ключевых условий успешного овладения компетенциями и последующего выполнения профессионального долга офицера.
1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. Москва, 2005.
2. Алехин И.А., Гожиков В.Я., Караяни А.Г Психолого-педагогические проблемы развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 140 - 148.
3. Поздняков О.Г Содержание творческого потенциала курсантов военных вузов. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2015; 4: 92 - 94.
References
1. Stepanov S.S. Populyarnaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 2005.
2. Alehin I.A., Gozhikov V.Ya., Karayani A.G. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya tvorcheskoj aktivnosti buduschih oficerov v uchebnoj i voenno-nauchnoj deyatel'nosti. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 140 - 148.
3. Pozdnyakov O.G. Soderzhanie tvorcheskogo potencíala kursantov voennyh vuzov. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2015; 4: 92 - 94.
Статья поступила в редакцию 21.01.19
УДК 373.5
Popova M.N., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov; teacher, Sakha Gymnasium (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF SENIOR PUPILS IN A REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article reveals a problem of forming an ethnocultural competence in high school. The idea that the formation of the ethnocultural competence is impossible without the use of the foundations of ethnopedagogy, the original knowledge about the education of the younger generation is substantiated. Fundamental in the ethnopedagogy of the Sakha people is education in the course of joint activities of children and adults. During the general labor activity everyone fulfills the role assigned to him: to study while working - to work while studying. The basics of the child-adult educational community are close to the folk traditions of education. The author considers the child-adult educational community as an effective condition for the formation of students' ethnocultural competence. The article analyzes and specifies the definition of "ethnocultural competence" and highlights its components. The author notes that the values and semantic component (ethnocultural values, the value of interethnic interaction) in 21 century became an obligatory component of ethnocultural competence. The researcher comes to the conclusion that the formation of ethnocultural competence educates a person who owns a native culture, capable of dialogue in a multi-ethnic society, striving to strengthen and develop intercultural and international relations. The article summarizes the practical experience on the formation of ethno-cultural competence in the regional educational environment.
Key words: ethnocultural competence, high school student, regional educational environment, personality formation, child-adult community.
М.Н. Попова, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», учитель МОБУ «Саха гимназия»,
Республика Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетенции в старших классах. Обосновывается идея о том, что формирование этнокультурной компетенции невозможно без использования основ этнопедагогики - исконных знаний о воспитании подрастающего поколения. Основополагающим в этнопедагогике народа саха является воспитание в ходе совместной деятельности детей и взрослых. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведенную ему роль: учиться, трудясь - трудиться, учась. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания. Детско-взрослая образовательная общность рассматривается нами как эффективное условие формирования этнокультурной компетенции обучающихся. В статье анализируется и конкретизируется дефиниция «этнокультурная компетенция» и выделяются её компоненты. Автор отмечает, что ценностно-смысловой компонент (этнокультурные ценности, ценность межэтнического взаимодействия) в XXI веке стал обязательным компонентом этнокультурной компетенции. Автор приходит к выводу, что формирование этнокультурной компетенции воспитывает личность, владеющую родной культурой, способную на диалог в многонациональном обществе, стремящуюся к укреплению и развитию межкультурных и межнациональных отношений. В статье также обобщен практический опыт по формированию этнокультурной компетенции в региональной образовательной среде.
Ключевые слова: этнокультурная компетенция, старшеклассник, региональная образовательная среда, формирование личности, дет-ско-взрослая общность.
Современное геополитическое состояние России и мировой цивилизации, характеризуется неустойчивостью межэтнического мира и согласия, сложностью и противоречивостью отношений между государствами, активизацией миграционных процессов. Данный социокультурный фон актуализирует вопросы воспитания новой личности, обладающей компетенцией, позволяющей вести плодотворное межкультурное общение в интересах семьи, общества, государства, сохранять толерантность и конструктивность в сфере межнационального взаимодействия. Проблема современной школы заключается в том, что деятель-ностная парадигма в образовании ориентирует на формирование у личности набора «сухих» компетенций, нацеленных через присвоение неких универсальных алгоритмов действий на «добычу», «реализацию», «потребление» материальных и духовных благ Как показывает практика, педагоги старших классов общеобразовательных организаций, создавая актуальные жизненные контексты для развития обучающихся, в большинстве случаев делают акценты на формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций старшеклассников, требуемых в подготовке к ЕГЭ, рассматривая формирование духовно-ценностной составляющей компетенций как второстепенное явление. Между тем старшекласснику уже завтра предстоит найти место во взрослом мире, встать у руля будущего. Каким будет будущее общество, зависит от тех качеств, которые нынешняя школа культивирует в своих обучающихся. Нацеленность современного образования на воспитание высоконравственной личности не всегда успешно решается на практике. Одной из важных компетенций необходимых для существования в современном полиэтническом мире является этнокультурная компетенция. Анализ ряда работ показывает многомерность понятия «этнокультурная компетенция» (А.Б. Афанасьева, Н.В. Барышников, А.В. Вартанов, И.А. Морозов и др.). Так, ученые, педагоги-практики, используя различные теоретико-методологические подходы, раскрывают его содержание и структуру не всегда тождественно. Существующие разногласия в толковании понятия «этнокультурная компетенция», различная интерпретация её сущностного смысла и содержания затрудняют его использование на практике и обуславливают необходимость конкретизации этой дефиниции в рамках темы данного исследования.
И.А. Морозов объясняет термин «этнокультурная компетенция», выделяя только его когнитивный характер: «признание мультикультурализма, обладание глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, понимание их различия» [1]. А.Б. Афанасьева видит в нем «интегральное свойство личности, которое выражается в совокупности знаний о родной и других этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что человек проявляет в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [2], тем самым определяя деятельностно-поведенческий характер этнокультурной компетенции. В начале XXI века в работах исследователей понятие «этнокультурная компетенция» начинают тесно связывать с понятием «межэтническое взаимодействие». Так, Т.В. Поштарева придает данному понятию более широкое значение, определяя, как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через «умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [3].
Таким образом, этнокультурная компетенция трактуется как многокомпонентное свойство личности, основывающееся на совокупности знания, умения, навыков, мотивации, ценностного отношения и нацеленного на взаимодействие с другим народами. Также в последней трактовке обозначено основное предназначение данной социокультурной компетенции в поликультурном обществе -обеспечение эффективного межкультурного взаимодействия с учетом позиций представителя другого этноса, способного ценить своеобразие другого этноса и нести ценности родной этнокультуры.
Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что этнокультурная компетенция основывается не только на когнитивном (знаниях о культуре), поведенческом элементах (умениях и навыках личности в деятельностном проявлении этнической культуры), но и еще характеризуется важной ценностно-смысловой нагрузкой (этнокультурные ценности, ценность межэтнического взаимодействия), которая в XXI веке стала обязательными компонентом этнокультурной компетенции.
После осмысления актуальных трактовок дефиниции «этнокультурная компетенция» нами предлагается следующая конкретизация данного понятия: этнокультурная компетенция - интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний и представлений о родной и неродной этнокультурах, умений, навыков необходимых для решения практических задач по сохранению этнической, национальной, гражданской идентичности и соблюдению межэтнического мира и согласия в многонациональном обществе.
«Старшеклассник» - это обучающийся 10 и 11 классов. По возрастным особенностям этот период относят к ранней юности (возраст 16 - 18 лет). Старшеклассник пробует определить свою будущую жизненную траекторию, учитывая свою индивидуальность и потребности современного общества. Как отмечают философы, психологи, педагоги, осознание собственной индивидуальности, неповторимости, своеобразия личности формируется под влиянием знаний о родной культуре, национального самосознания, происходит приобщение к мировым культурным ценностям, появляется интерес к познанию культур других стран, проникновение уважения к культурам народов.
На основе теоретико-методологического анализа и изучения нормативно-правовых основ мы выделили следующие компоненты этнокультурной компетенции старшеклассников:
1) культурно-образовательный компонент включает владение родным языком, знание традиций и обычаев своего народа; знание истории своей семьи (родословной), социально-культурных особенностей края, Родины; знание правил поведения в общении с людьми другой национальности;
2) социально-поведенческий компонент проявляется в умении применять этнокультурные знания в индивидуальных учебных проектах; умении соблюдать обычаи своего народа; умении проявлять толерантность в совместной деятельности с людьми другой национальности;
3) мотивационно-ценностный компонент показывает степень этнического самосознания; основывается на понимании обучающимся ценности дружеских отношений между народами и потребности сохранять и развивать родной язык и культуру.
Этнокультурная компетенция как результат образовательного процесса не может быть сформирована без использования основ этнопедагогики - исконных знаний о воспитании и многовекового опыта народа в формировании и развитии достойного подрастающего поколения. Известный чувашский ученый в своей книге «Этнопедагогика» пишет: «Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней» [4].
Вкратце положения этнопедагогики народа саха можно сформулировать следующим образом:
- внимательное и заботливое отношения к детям, особенно в младенчестве и младшем возрасте, неприятие физического наказания, жестокого отношения к ребенку, сочетание любви, уважения, доверия с требовательностью к выполнению возложенных им трудовых обязанностей;
- привитие с ранних лет уважения к родителям, старшим по возрасту, граничащее с культом предков, стремление к знанию своей родословной, способствующего единению рода и связи поколений и препятствующего бракам близкородственных людей;
- воспитание любви, привязанности к месту проживания, рождающее бережное, мудрое отношение к природе, животному и растительному миру, к сородичам, заостряющая умственные силы, наблюдательность, сообразительность, умение анализировать явления жизни и природы, служащее основой развития патриотизма;
- посильное участие детей в различных видах домашнего и производительного труда, консолидирующее детей и взрослых, обуславливающее естественность взаимоотношений на равных, также прививающее трудолюбие, понимание значения труда в жизни человека, в социальном созревании детей.
В данном исследовании в рамках деятельностного подхода процесс формирования этнокультурной компетенции основывается на деятельности специально организованной детско-взрослой образовательной общности (педагогов, обучающихся, родителей) «живой педагогики» событийного характера [5]. Организация образовательной среды посредством взаимодействия семьи и школы, детско-взрослой общности рассматривается в трудах Л.В. Байбородовой, Л.И. Новиковой, И.В. Васютенковой, Н.Л. Селивановой, М.Н. Недвецкой, В.К. Ряб-цева, И.Ю. Шустовой.
Таким образом, в ходе изучения и анализа педагогической теории и практики, этнопедагогических основ воспитания мы пришли к выводу, что необходим следующий комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде:
- расширение этнокультурной среды старшеклассников через внеаудиторную деятельность;
- содействие родительской инициативности в организации дет-ско-взрослой образовательной общности для проведения совместных обучающих проектов этнокультурного содержания;
- разработка и реализация программы для родителей и педагогов по формированию этнокультурной компетенции старшеклассников.
Рассмотрим более подробно содержание каждого условия (табл. 1).
Для реализации педогогических условий нами была разработана программа факультатива «Эйэргээ» («В согласии с миром») для обучающихся 10 - 11 классов с целью формирования основ межнационального общения, толерантности и этнокультурной компетенции старшеклассников. Занятия проводились в рамках внеаудиторной деятельности 1 час в неделю. Также разработаны и внедрены обучающая программа для классных руководителей «Тергес» («Уразумей») по вопросам семьеведения, психологии родителя Программа Родительского просвещения «Сандаар («Озарение»): Школа и семья XXI века», нацеленная на ознакомление с основами этнопедагогики, особенностями семейного воспитания и организации детско-взрослой образовательной общности. В рамках реализации условий формирования этнокультурной компетенции старшеклассников в Муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Саха гимназия» города Якутска после обсуждения педагогами, обучающимися старших классов и их родителями в течение трёх лет (2016, 2017, 2018 гг.) разработаны и реализованы следующие проекты детско-взрослой общности: Театр и школа, Клуб «Теруччу» по изучению родословной, «Литературная гостиная», Летняя юноше-
Таблица 1
Организационно-педагогические условия по формированию этнокультурной компетенции старшеклассников
Условие Содержание
расширение этнокультурной среды старшеклассников через внеаудиторную деятельность разработка и внедрение программы факультатива по формированию основ межнационального общения, толерантности и этнокультурной компетенции для обучающихся старших классов, также организацию для обучающихся старших классов различные формы детско-взрослой образовательной общности
содействие родительской инициативности в организации детско-взрослой образовательной общности для проведения совместных обучающих проектов этнокультурного содержания; организация совместной деятельности обучающихся, родителей, педагогов на основе детско-взрослой образовательной общности в планировании, организации и реализации совместных и индивидуальных учебно-воспитательных проектов этнокультурного содержания
разработка и реализация программы для родителей и педагогов по формированию этнокультурной компетенции старшеклассников. повышение мотивации родителей и педагогов к совместной деятельности через обучение родителей, педагогов, основанное на принципах этнопедагогики, преемственности по уровням образования и учета этапов родительства и особенностей развития ребенка.
ская краеведческая экспедиция «Бэдэр», «Образовательный выезд в Санкт-Петербург (знакомство с вузами)», организация выставки «Коллекционеры Якутии» (инициатива родителя О.И. Егоровой), детско-взрослое сообщество по игре «Со-нор» (якутская игра, формирующая логическое мышление).
Данный комплекс организационно-педагогических условий нацелен на воздействие всех субъектов процесса образования и на организацию их совместной деятельности на основе детско-взрослой образовательной общности. Основополагающим в этнопедагогике народа саха является воспитание реальной жизнью. Происходит это при совместной деятельности детей и взрослых. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведенную ему роль: учиться, трудясь - трудиться, учась. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания. Детско-взрослая образовательная общность рассматривается нами как условие формирование этнокультурной
Библиографический список
компетенции у обучающихся на основе этнопедагогических воззрений северных народов, нацеленное на развитие национального и гражданского самосознания, также создание условий для приобретения опыта вхождения в глобальный мир и межнационального взаимодействия.
Таким образом, формирование этнокультурной компетенции обучающегося - это процесс деятельности целостной педагогической системы, системная работа администрации образовательной организации, педагогов и родителей по созданию специальных педагогических условий. Современная школа и семья должны воспитывать личность, способную на диалог в многонациональном обществе, укрепление и развитие межкультурных и межнациональных отношений, придающую большое значение технологиям сосуществования и партнерства больших и малых народов, гармонизации отношений при межнациональном взаимодействии.
1. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения. Уфа: Лето, 2011.
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, содержание, проблемы совершенствования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 3: 189 - 195.
3. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2009.
4. Волков ПН. Этнопедагогическая пансофия. Элиста: Издательство Калм. гос. ун-та, 2009.
5. Шустова И.Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип со-бытийности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 1, № 5 (43): 156 - 168.
References
1. Morozov I.A. 'Etnokul'turnaya kompetentnost'istandarty obschego obrazovaniya vtorogopokoleniya. Ufa: Leto, 2011.
2. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: suschnost', struktura, soderzhanie, problemy sovershenstvovaniya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 3: 189 - 195.
3. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
4. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya pansofiya. 'Elista: Izdatel'stvo Kalm. gos. un-ta, 2009.
5. Shustova I.Yu. «Zhivoe vospitanie» v shkole: princip so-bytijnosti. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 1, № 5 (43): 156 - 168.
Статья поступила в редакцию 22.01.19
УДК 378
Radjabov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vice-Rector for Academic Policy, Organization and Control of the Educational Process,
Head of the Educational and Methodological Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CAREER OF A TEACHER. The article addresses a problem of professional self-realization among teachers. The research substantiates the levels of professional activity, expressed in the terms "a specialist" and "a professional". The author makes a review of works by B.G. Ananyev, L. Vygotsky, A.N. Leontiev, D.A. Leontiev, A.G. Maslow, A.K. Osnitsky, S.L. Rubinstein in which marked the approaches of self-identity in professional activities. The substantive contents of these types of career is revealed and characterized most fully in the process of reviewing the structural components of a career, which include production, personal and value components. Two trajectories of teacher's professional development are defined: vertical and horizontal.
Key words: professional education, self-actualization, teacher, career, professional career design, teacher's personal and professional potential.
А.А. Раджабов, канд. пед. наук, доц., проректор по академической политике, организации и контролю образовательного процесса - начальник
учебно-методического управления, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ УЧИТЕЛЯ
В статье актуализируется проблема профессиональной самореализации учителя. Обосновывается уровни осуществления профессиональной деятельности, выраженные в понятиях «специалист» и «профессионал». Исследованы труды Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Д.А. Леонтьева, А.Г Маслоу, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, в которых обозначены подходы самореализации личности в профессиональной деятельности. Выявлено