Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму'

Педагогическая модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА / СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / EXTREMISM / YOUTH EXTREMISM / PEDAGOGICAL PREVENTION / READINESS TO COUNTERACT EXTREMIST IDEOLOGY / THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF READINESS / PEDAGOGICAL MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крюкова Татьяна Борисовна, Лисова Светлана Юрьевна

Статья посвящена основам формирования готовности студентов к противодействию идеологии экстремизма и экстремистской деятельности. Раскрывается сущность понятия «молодежный экстремизм», причины его возникновения. Рассматриваются вопросы педагогической профилактики экстремизма в молодежной среде. Определяется структура готовности студентов к противодействию экстремизму, выделяются критерии и показатели оценки уровня сформированности данной готовности. Представлена структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму. Выявляются и описываются педагогические условия, способствующие функционированию предлагаемой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крюкова Татьяна Борисовна, Лисова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of forming students' readiness to counteract extremism

The article is devoted to the basis of forming students' readiness to counteract ideology of extremism and extremist activity. The essence of the concept of youth extremism, the reasons of its occurrence is revealed. The issues of pedagogical prevention of extremism in the youth environment are considered. The structure of students ‘ readiness to counteract extremism is defined, criteria and indicators of estimation of the level of the preparedness are allocated. The structural-functional model of forming the readiness of students to counteract extremism is presented. Pedagogical conditions contributing to the functioning of the proposed model are identified and described.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму»

1УДК 378.1 ББК 74.48

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ

Т. Б. Крюкова, С. Ю. Лисова

Аннотация. Статья посвящена основам формирования готовности студентов к противодействию идеологии экстремизма и экстремистской деятельности. Раскрывается сущность понятия <молодежный экстремизм», причины его возникновения. Рассматриваются вопросы педагогической профилактики экстремизма в молодежной среде. Определяется структура готовности студентов к противодействию экстремизму, выделяются критерии и показатели оценки уровня сформированности данной готовности. Представлена структурно-функциональная модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму. Выявляются и описываются педагогические условия, способствующие функционированию предлагаемой модели.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, педагогическая профилактика, готовность к противодействию идеологии экстремизма, структура и компоненты готовности, педагогическая модель, педагогические условия

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMING STUDENTS' READINESS TO COUNTERACT EXTREMISM

T. B. Kryukova, S. Y. Lisova

Abstract. The article is devoted to the basis of forming students' readiness to counteract ideology of extremism and extremist activity. The essence of the concept of youth extremism, the reasons of its occurrence is revealed. The issues of pedagogical prevention of extremism in the youth environment are considered. The structure of students ' readiness to counteract extremism is defined, criteria and indicators of estimation of the level of the preparedness are allocated. The structural-functional model of forming the readiness of students to counteract extremism is presented. Pedagogical conditions contributing to the functioning of the proposed model are identified and described.

Keywords: Extremism, youth extremism, pedagogical prevention, readiness to counteract extremist ideology, the structure and components of readiness, pedagogical model, pedagogical conditions.

Экстремизм - это негативное социальное явление, с которым человечество вступило в XXI век. В современной действительности экстремизм влияет на функционирование политической, экономической, социаль-

ной и других сфер общества. Переход к радикальным средствам достижения целей, рост напряженности, агрессивности, тенденции к иррациональности, нетерпимости, стремление навязать свои принципы и взгляды, фанатизм

являются характерными чертами современного общества.

Анализ динамики преступлений экстремистского характера приводит к неутешительным выводам. Так, по данным Генеральной прокуратуры России, за период с 2010 по 2016 г. количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось в 2 раза [1]. В январе-декабре 2017 г. зарегистрировано 1521 преступление экстремистской направленности (+3,1%) [2, с. 46].

Исследователи отмечают устойчивую тенденцию экстремистских настроений у молодежи, живущей в больших городах, полиэтнических регионах [3, с.142]. По данным официальной статистики, возраст лиц, совершающих преступления экстремистской направленности, от 16 до 27 лет, то есть чаще всего это учащиеся высших и средних учебных заведений. В программных документах государственной молодежной политики РФ подчеркивается, что молодые люди должны быть готовы к противодействию экстремизму и уметь адекватно реагировать на социальные риски.

Рост экстремистских проявлений в молодежной среде является следствием как объективных факторов (утрата национальной культурной идентичности, низкая правовая защищенность общества, бесконтрольность размещения материалов в интернет-среде, социальная дифференциация, коррупция и пр.), так и субъективных (психологическая зависимость от окружения, стремление показать себя приверженцем каких-либо ценностей, максимализм, отрицание компромиссов в какой-либо форме, пренебрежительное отношение к собственной и чужой жизни и др.). При определенном соотношении этих факторов возможен переход случайных, латентных (пассивных) участников в активные члены экстремистских организаций.

Противодействие молодежному экстремизму необходимо рассматривать как в широком, так и узком смысле. В широком смысле - это система преодоления объективных факторов возникновения молодежного экстремизма. Считаем, что осуществление грамотной молодежной политики, которая способствовала бы укреплению социального статуса и материального положения молодого человека, является

необходимым инструментом по минимизации факторов, определяющих склонность молодежи к экстремистской деятельности. В узком смысле - это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение экстремистских проявлений среди молодежи. Одну из ключевых ролей в профилактике экстремизма в молодежной среде выполняет система образования. В настоящее время проблема педагогической профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде является острой и актуальной.

Комплексный анализ теоретических и практических исследований в данной области позволил выделить ряд противоречий:

• между потребностью общества в повышении качества педагогических профилактических мер по борьбе с проявлениями экстремистских настроений в молодежной среде и недостаточной динамичностью, открытостью, гибкостью системы высшего образования по формированию готовности студента к противодействию идеологии экстремизма в процессе профессиональной подготовки;

• между необходимостью в формировании готовности студента к противодействию экстремизму и недостаточной разработанностью педагогической модели формирования такой готовности как в теоретическом (дефиниции, принципы, требования), так и в практическом (формы, методы, технологии) аспектах;

• между ценностью идейно-политической устойчивости студента и недостаточной актуализацией ее в образовательном процессе.

Таким образом, установленные противоречия позволяют определить проблему исследования, которая состоит в необходимости и возможности формирования готовности студентов вузов к противодействию экстремизму, в определении условий и методики формирования данной готовности в условиях образовательного и воспитательного процесса вуза.

В научной литературе проблема формирования готовности студентов к противодействию идеологии экстремизма не затрагивалась. Однако ученые исследовали готовность индивида к различным видам деятельности по смежным аспектам с рассматриваемой нами темой. Так, Л. Ф. Гайсина исследует вопросы готовности студентов вузов к общению в мультикультурной

среде [4], А. С. Доколин изучает проблему готовности студентов вузов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность [5]; Н. Е. Мажар рассматривает проблемы становления гражданской компетентности студенческой молодежи [6], Н. И. Медведева анализирует факторы формирования «экстремистского типа личности», раскрывает социально-психологическую характеристику личности экстремиста [7], А. В. Сухарев исследует готовность студентов к чрезвычайным ситуациям террористического характера [8] и др. Несмотря на детальный анализ проблемы готовности индивида к различным видам деятельности, процессу формирования готовности студентов к противодействию идеологии экстремизма должного внимания не уделено.

Обратимся к рассмотрению базовых понятий изучаемой проблемы: педагогическая профилактика молодежного экстремизма и готовность студентов к противодействию идеологии экстремизма (специфическое понятие, требующее авторской трактовки).

Традиционно понятие «экстремизм» (от лат. ех1гети$ 'крайность') определяется как приверженность к крайним взглядам и методам, включая, прежде всего, применение насилия и агрессивных способов решения той или иной проблемы. Экстремизм как социальное явление включает в себя экстремистскую идеологию, экстремистскую деятельность и экстремистскую организацию. Отличается от схожих категорий, таких как ксенофобия, этнофобия, организованным и доктринальным характером. Однако многие стереотипы ксенофобии служат идеологической основой для экстремистских учений и идей. Рост экстремизма порождают кризисы и социальные катаклизмы, например, распад СССР в начале 1990-х гг., деформация политических институтов и ценностной системы, снижение жизненного уровня, слабые перспективы развития для значительной части населения.

Экстремизм проявляется в различных сферах общественной жизни. А. В. Мартыненко [9, с. 1314] выделяет следующие виды экстремизма:

• идеологический экстремизм отрицает всякое инакомыслие, пытается жестко утверждать собственную систему взглядов, навязывая их оппонентам любой ценой;

• политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, как правило, силовыми методами;

• национальный экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями;

• религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям иной религии;

• экономический экстремизм выражается в деятельности преступных групп, использующих методы устрашения для оказания давления на руководителей и сотрудников коммерческих предприятий, отраслевых министерств и ведомств. Он проявляется как реализация радикальных социально-экономических программ, предполагающих полный отказ от государственного регулирования экономической сферы и резкое сокращение социальных расходов;

• экстремизм в области культуры проявляется в пропаганде насилия, жестокости, цинизма и других крайних действий;

• информационный экстремизм представляет собой деятельность, осуществляемую с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, посредством которых осуществляется социально-психологическое воздействие и опосредованное физическое деструктивное влияние;

• потребительский экстремизм - умышленные действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах.

Кроме этого, выделяют также и экологический экстремизм - деятельность, направленную в защиту окружающей среды от научно-технического прогресса, которая чаще всего проявляется в форме противоправных акций, создающих угрозу общественному порядку.

Экстремизм и смежные с ним понятия (терроризм, ксенофобия) являются сложными «многоуровневыми» феноменами, обусловленными множеством факторов - социально-экономических, политических, психологических, социокультурных. В силу этого исследовательский интерес к данной проблеме носит междисциплинарный характер.

Исследования последнего десятилетия показали, что экстремизм наиболее распростра-

нен среди молодежи. Вероятность склонности к экстремизму в молодежных группах более чем в восемь раз выше, чем в других социально-демографических слоях - «люди зрелого возраста», «люди пожилого возраста», «дети». Ю. Н. Зеленов отмечает, что молодежный экстремизм хоть и является производным от взрослого, но отличается от него поверхностным взглядом и стихийным характером в идеологической основе экстремистского учения. «Молодые экстремисты менее склонны к компромиссам в какой бы то ни было форме, в то время как подавляющая часть взрослых политических экстремистов, при наступлении критических условий, может отчасти изменить свою политическую позицию и договариваться с сильным противником» [10, с. 23].

Причины возникновения молодежных организаций экстремистской направленности лежат в нескольких плоскостях: 1) социально-политической; 2) экономической; 3) идеологической.

По общему мнению, причиной роста молодежного экстремизма являются нестабильные социально-экономические условия, ухудшение социального статуса и отсутствие перспектив для молодых граждан страны. Следствием этого выступает желание людей изменить существующий порядок, в том числе и насильственными методами. Молодежь, которой свойственна внутренняя противоречивость, радикализм во взглядах, нетерпимость, склонность к групповому объединению, становится объектом внимания радикальных и националистических групп и объединений.

Экономической плоскостью роста молодежного экстремизма является кризис в важнейших отраслях производства, следствием которого становится невозможность молодых людей устроиться на высокооплачиваемую и перспективную работу. Молодежь, не реализуя свою потребность в экономической независимости от родителей, начинает искать место для самореализации. Как следствие, общество получает большое число молодых людей, вовлеченных в различные молодежные организации, в том числе протестного и экстремистского характера.

Идеологической плоскостью возникновения молодежного экстремизма принято считать сни-

жение духовности молодого поколения, утрату нравственных и моральных ценностей, отсутствие четких целей и ориентиров, развенчание идеалов прошлого. Сюда же можно отнести коммерциализацию культурно-досуговой сферы, которая все больше становится средством духовного обнищания, нежели обогащения. Кроме этого, молодых людей привлекают возможности открыто проявлять агрессию по отношению к другим, повысить свой социальный и групповой статус, избежать ответственности за асоциальные формы поведения.

Социологи отмечают, что личность в современном обществе испытывает сложности в социальном и культурном самоопределении, то есть сталкивается с так называемым кризисом идентичности. Стремление преодолеть этот кризис порождает ряд следствий, которые могут выступать как предпосылки возникновения экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в этнические и конфессиональные общности; усиливается проявление ксенофобии; возрастает влияние идеологии традиционализма.

Таким образом, молодежный экстремизм определяется нами как проявление молодыми людьми крайних и неоправданных форм поведения к инакомыслящим лицам, причина которых - интеллектуальная и нравственная ограниченность личности. Интеллектуальная ограниченность рождает ощущение абсолютной истины своего мнения, которое видится закрытым и окончательным. Нравственная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия.

Важное практическое значение имеет вопрос профилактики молодежного экстремизма. В законе «О противодействии экстремистской деятельности» указывается на необходимость профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, но не рассмотрены основные направления и конкретные способы профилактической работы.

Профилактика асоциального поведения молодежи, и в частности молодежного экстремизма, является составной частью социальной профилактики. Субъектами социальной профилактики являются государственные и общественные организации, отдельные лица (социальные работники, педагоги, врачи, юристы и

др.), объектами - отдельные молодые люди, группы молодежи, их семьи и пр.

Профилактика молодежного экстремизма подразделяется на первичную и вторичную. Первичная профилактика - это деятельность по предупреждению возникновения факторов социального риска, определяющих направленность личности на экстремистскую деятельность. Тем самым предотвращается приток новых членов в экстремистские организации. Вторичная профилактика - это работа с участниками экстремистских формирований или с так называемыми латентными участниками, то есть с лицами, находящимися в ситуации социального риска, которая определяет интенсивную ориентацию личности на экстремистскую деятельность. Первичная профилактика в основном осуществляется гражданскими организациями, в то время как вторичная профилактическая работа выполняется государственными силовыми структурами. Для осуществления эффективной деятельности необходима единая стратегия и координация усилий различных структур и служб между собой и властью.

А. А. Козлов подчеркивает, что проблематика профилактики экстремизма может быть представлена в двух измерениях: первое - воздействие на личность, второе - на среду формирования и обитания личности [цит. по: 11, с. 103]. Следует отметить, что в рамках данной работы рассматриваются аспекты педагогиче-

ской профилактики в условиях высшего образовательного учреждения. Педагогическую профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде следует рассматривать как систему мер, применяемых в процессе обучения и воспитания, направленную на выявление, нейтрализацию, нивелирование причин возникновения и развития экстремистских установок личности и проведение коррекци-онных мероприятий.

Цель педагогической профилактики экстремистских проявлений у студенческой молодежи должна быть направлена на формирование готовности к противодействию экстремизму.

Готовность студентов к противодействию экстремизму определяется нами как личностное качество, которое объединяет в себе интеллектуально-познавательный, пове-денческо-деятельностный, мотивационно-цен-ностный компоненты, обеспечивает обучающемуся противодействие экстремисткой идеологии и деятельности на основе осознанной опасности экстремисткой деятельности, положительного отношения к базовым гражданско-правовым ценностям и освоение ими различных социально-ролевых функций.

Структура готовности студентов к противодействию экстремистской идеологии и деятельности представлена в таблице.

В зависимости от силы и характера проявления готовности студентов к противодей-

Таблица

Компоненты и показатели готовности студентов к противодействию экстремизму

Критерии готовности к противодействию экстремизму Показатели сформированности готовности к противодействию экстремизму

Интеллектуально-познавательный (теоретический) компонент 1. Правовые знания. 2. Политические и исторические знания. 3. Культурологические, философские, духовно-нравственные знания. 4. Социально-психологические знания

Поведенческо-деятель-ностный компонент 1. Идентифицировать пропагандистскую информацию идейно-политического, религиозного, национально и социального экстремизма и диагностировать социальную опасность экстремистских взглядов. 2. Узнавать экстремистские проявления как правонарушения и применять соответствующие правовые нормы. 3. Противостоять манипулятивному воздействию, реализовывать способы отказа от совершения правонарушения. 4. Реализовывать эффективное взаимодействие и ставить прогноз эффективности выбранных моделей поведения. 5. Использовать полученные знания для решения социально-правовых проблем

Мотивационно-ценност-ный компонент 1. Гуманистические мировоззренческие установки. 2. Ценностное отношение к «Другим» (к представителям других национальностей, вероисповедания, мигрантам). 3. Ценностные ориентации гражданско-патриотической направленности

ствию экстремизму в ней можно выделить три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется полными и систематизированными знаниями об экстремизме, а также знаниями о противодействии экстремизму всеми законными мерами; развитием навыков распознавания пропагандистской информации экстремистской направленности и умением критически ее воспринимать; сформированными умениями противостоять насаждаемому экстремистскому мировоззрению и ксенофобии; полным признанием иных культур, права людей на иной образ жизни; свободным выражением своих взглядов и ценностей; положительным отношением к культурным отличиям; доминированием мотивов саморазвития, познания; сопереживанием (эм-патией); гражданско-патриотической направленностью ценностных ориентаций; активной жизненной позицией; автономностью и активностью в решении жизненных задач (интеллектуальная самостоятельность, критичность мышления); интересом в области анализа собственной личности и деятельности, который носит целенаправленный и систематический характер.

Средний уровень готовности студентов к противодействию экстремизму отличается недостаточными и неглубокими знаниями об экстремизме, частичным знанием по правовым аспектам противодействия экстремистской деятельности в России; довольно развитым умением идентифицировать пропагандистскую информацию экстремистских организаций и осторожным отношением к экстремистским провокациям; знанием механизмов защиты от манипулятивного воздействия, владением приемами защиты от манипуляций, при этом имеет место некоторая негибкость мышления и поведения, способная спровоцировать конфликт; уважением иных культурных групп; преобладанием мотивов самоутверждения; безразличным (индифферентным) отношением к другим; несформированной системой ценностей граж-данско-патриотической направленности; стихийным интересом в области анализа собственной личности и деятельности; пониженной активностью в области самопознания.

Низкий уровень готовности студентов к противодействию экстремизму характеризуется

отсутствием необходимых знаний об экстремизме и о мерах противодействия данному явлению; слабым развитием умения идентифицировать пропагандистскую информацию различных разновидностей экстремизма и неспособностью предвидеть опасные последствия экстремизма для себя и общества; незнанием механизмов защиты от манипулятивного давления, использованием неэффективных стратегий (агрессия, избегание ситуации, «капитуляция»); полное неприятие чужой культуры, чужих ценностей; доминированием мотивов общения и личного удовольствия; неприятием, отрицательным эмоциональным отношением (ненавистью) к представителям не своей социальной группы; недопущением «других» в свое близкое окружение; отсутствием либо частичной сформированностью гражданско-патрио-тических ценностей; эпизодическим интересом в области анализа собственной личности и деятельности.

Системообразующим показателем для оценки готовности студентов к противодействию экстремизму, на наш взгляд, является невосприимчивость к социально деструктивным взглядам и аргументам. В проявлении того или иного уровня готовности к противодействию идеологии экстремизма большое значение приобретают степень социально-психологической адаптивности личности и ценностные ориентации студентов.

Анализ научной педагогической литературы позволил прийти к выводу о необходимости моделирования процесса формирования готовности студентов к противодействию экстремизму. Модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму включает несколько блоков и может быть представлена в виде блок-схемы на рисунке.

Опыт реализации предлагаемой модели формирования готовности студентов к противодействию экстремизму в ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина» (ИГЭУ) позволил выявить следующие педагогические условия:

Содержательные - включение в учебные программы дисциплин отдельных тем, которые затрагивали бы проблему экстремизма. С учетом целей педагогической профилактики экстремизма в студенческой среде выделяем три

блока основных «знаний», являющихся основополагающими для формирования готовности к противодействию идеологии экстремизма:

Первый блок - «политические и исторические знания»: знание культурного и исторического наследия России; культурно-исторических традиций, экстремистской идеологии; особенностей экстремистской деятельности в условиях информационного пространства; специфики деятельности экстремистских организаций.

Второй блок - «правовые знания»: знание прав и свобод человека; категории «правонарушения»; нормативно-правовые акты РФ, наГ

Нормативный блок

\ /

Целевс й блок

ч.

правленные на противодействие экстремистской деятельности; юридической (уголовной, административной, гражданско-правовой) ответственности за экстремистскую деятельность; основ международной деятельности, сотрудничества в борьбе с экстремизмом.

Третий блок - «духовно-нравственные знания»: нравственные принципы, содержание социальных норм нравственности, морали, этических принципов; примеры проявления гражданственности и патриотизма;

Третий блок - «социально-психологические знания»: коммуникативные стратегии выстраивания эффективных взаимоотношений, знание

У

у

V

научные подходы, принципы,

концепции, определяющие организацию педагогической профилактики по противодействию экстремизму в молодежной среде (личностно-деятельностный, системный и рефлексивный подходы)

- теоретические знания об экстремистской идеологии и деятельности;

- механизмы взаимодействия педагога и студента (сопровождение, поддержка, консультирование);

- методы, средства и продукты, позволяющие достигнуть поставленной цели

Г "Л

высокий, средний и низкий уровень

развития готовности студентов к

противодействию экстремизму

V

готовности студентов к противодействию экстремизму

Оценочно-результативный блок

Рис. Модель формирования готов

нормативно-правовые акты, концепции, стандарты по противодействию экстремизму

готовность студентов к противодействию экстремистской идеологии и деятельности

>

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основ межнационального общения, конфликтологические знания; знания адекватных поведенческих способов реагирования на жизненную и потенциально противоправную ситуации; приемы отказа от совершения правонарушения; способы психической саморегуляции; методы, приемы развития и стимуляции интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер, а также отдельных психических функций; способы рефлексии.

Важно на учебных занятиях способствовать развитию рефлексивно-оценочного отношения студентов к себе и к другим. Переживание различных ситуаций гражданской, патриотической, правовой и прочей направленности, их обсуждение, постижение их смыслов и значений способствует обращению к смыслам своей жизнедеятельности. При этом важен вопрос «Почему именно это меня привлекает?», «Почему это важно для меня?».

Методические - совершенствование форм и методов проведения учебных занятий. Наиболее актуальными методами педагогического воздействия по профилактике экстремизма в среде студенческой молодежи является:

• интерактивная лекция, дискуссионные занятия, анализ кейсов, метод эвристической беседы, метод «инцидента», групповые методы. Данные методы значимы для уровня первичной педагогической профилактики экстремизма. Поскольку, на наш взгляд, арсенал данных методов позволяет создать безопасную среду для студентов, то есть у обучающихся есть возможность высказаться и защитить свою позицию, проработать и изменить некоторые их установки, которые способствуют экстремистскому поведению;

• самостоятельная работа, сбор новых фактов, проблематизация, групповой социально-психологический тренинг, направленный на выработку социально-позитивного поведения. Наиболее актуальны данные методы для вторичного уровня педагогической профилактики экстремизма.

Из педагогических методов наиболее эффективными будут - метод убеждения, метод эвристических бесед.

Кадровые - осуществление просвещения профессорско-преподавательского состава об особенностях проявления молодыми людьми

экстремистских установок и формах экстремистской деятельности, о психолого-педагогических аспектах профилактики распространения идей экстремизма и ксенофобии в системе образования и пр. А также оказание помощи студентам в их социальной адаптации, в их жизненном самоутверждении и самореализации, учитывая их направленности и способности.

Содействие студенческому самоуправлению. Различные объединения молодых людей, как формальные, так и неформальные, важны, поскольку это место общения и поиска их идентификации. Понимая и принимая этот факт, считаем, что содействие становлению и развитию студенческого самоуправления в образовательном учреждении способствует безопасному социальному поведению студентов. В контексте профилактики экстремизма в молодежной среде и формирования готовности студентов к противодействию экстремизму работу по развитию студенческого самоуправления следует осуществлять в таких направлениях, как: усиление роли студенческих общественных объединений; утверждение демократических принципов; укрепление материальных и нравственных основ молодой студенческой семьи; создание благоприятного, здорового морально-психологического климата.

Существенным фактором считаем и необходимость предоставления социального пространства, помещений, в которых молодых люди могут встречаться, проводить свое свободное время, общаться, планировать какие-либо совместные мероприятия.

Важную роль в предупреждении экстремизма в образовательных учреждениях играет активное вовлечение студентов в культурно-массовую работу. Например, участие в волонтерском движении способствует борьбе с вредоносным идеологическим воздействием; участие в различных клубах по интересам, участие в фестивалях, конкурсах - расширяет круг общения, ориентирует на приоритетность таких ценностей, как радость общения, общие победы, доброта, общее дело, совместная работа при обоюдном одобрении и признании и др.

Для достижения положительного эффекта по предупреждению распространения идей экстремизма в рамках образовательного учреждения необходимо проведение комплекса ме-

роприятий, которые условно можно разделить на две категории: информационные и психолого-педагогические. Сущность мероприятий информационного характера заключается в просвещении студенческой среды относительно опасности экстремизма. К ним следует отнести информационные лекции, размещение антиэкстремистских агитационных материалов, организацию встреч с представителями правоохранительных органов, демонстрацию документальных и художественных фильмов и т. д.

Мероприятия психолого-педагогического характера направлены на формирование позитивных ценностей через эмоциональную сферу человека и развитие адаптивных навыков, необходимых молодым людям для социализации и преодоления жизненных проблем. Такие мероприятия целесообразно проводить в небольших группах, поскольку именно так решается проблема вовлечения всей аудитории в проводимую акцию. Примерами подобных мероприятий выступают проводимые в вузах дни здоровья; спортивные состязания между факультетами, курсами, группами; фитнес-заня-тия; обсуждение патриотических ценностей в социальных сетях; совместные вечеринки студентов с кураторами и преподавателями.

Предлагаемая система мероприятий по профилактике распространения экстремистской идеологии в студенческой среде обладает рядом достоинств. Во-первых, она охватывает аудиторию, входящую в так называемую группу риска, имеет четкую мотивационную основу воздействия и подразумевает индивидуальную воспитательную работу со студентами. Подобный подход имеет высокую эффективность, поскольку профилактическая деятельность строится на «мягких» методах и формах работы, оптимизирующих среду и личность, но не затрагивающих базовых системообразующих основ. Во-вторых, в мероприятия вовлекаются не только студенты, но и преподавательский состав, следовательно, разрабатываются и внедряются новые педагогические методики, направленные на противодействие экстремизму. В-третьих, предлагаемые мероприятия требуют минимальных затрат, но при этом имеют достаточно высокие результаты, при условии их интеграционного характера и грамотной организации.

Экстремизм - это многофакторное явление, следовательно, педагогическая модель противодействия экстремизму в молодежной среде должна носить комплексный характер и быть направлена на различные аспекты его профилактики. Именно комплексная модель готовности студентов к противодействию экстремизму обеспечивает создание соответствующей информационной основы, оптимальное распределение ресурсов для достижения цели, а также способствует активизации механизмов обратной связи и выработке эффективного решения в случаях чрезвычайных ситуаций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Показатели преступности в России. Портал правовой статистики. - URL: http://crimestat. ru/offenses_map (дата обращения: 31.01.2018).

2. Состояние преступности в России за янв. -декабрь 2017 г. - URL: https://мвд.рф/ folder/101762/item/10287274 (дата обращения: 31.01.2018).

3. Маркин В. В., Роговая А. В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (1-я часть) // Власть. - 2012. - № 11. - С. 142-146.

4. Гайсина Л. Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: моногр. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2004. - 111 с.

5. Доколин А. С., Савва Л. И. Формирование готовности студентов вуза к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 250.

6. Мажар Н. Е., Журова В. Г. Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления: моногр. - Смоленск: Смоленский гуманитар. ун-т, 2013. - 141 с.

7. Медведева Н. И. Психологические факторы деструкции личности экстремиста и террориста // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-8. -С. 202-208.

8. Сухарев А. В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 116-120.

9. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебное пособие для вузов / А. В. Мар-тыненко [и др.]; под общ. ред. А. В. Марты-ненко. - М.: Юрайт, 2017. - 221 с.

10. Зеленов Ю. Н. Причины молодежного экстремизма в России и его профилактика в образовательных учреждениях // Вестн. ун-та Российской академии образования. - 2012. -№ 5 (63). - С. 22-26.

11. Некрасова Е. В. Молодежный экстремизм и основные направления его профилактики в современном российском обществе // Вестн. Московского ун-та. Сер. 18: Социология и политология. - 2012. - № 3. - С. 92-108.

REFERENCES

1. Pokazateli prestupnosti v Rossii. Portal pravo-voy statistiki. Available at: http://crimestat.ru/ offenses_map (accessed: 31.01.2018).

2. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za Jan.-Dec. 2017. Available at: https://мвд.рф/fold-er/101762/item/10287274 (accessed: 31.01.2018).

3. Markin V. V., Rogovaya A. V. Protivodeystvie rasprostraneniyu ideologii ekstremizma i terror-izma v molodezhnoy srede (part 1). Vlast. 2012, No. 11, pp. 142-146.

4. Gaysina L. F. Gotovnost studentov vuza k obsh-cheniyu v multikulturnoy srede i ee formirovanie: monogr. Orenburg: Orenburgskiy gos. un-t, 2004. 111 p.

5. Dokolin A. S., Savva L. I. Formirovanie goto-vnosti studentov vuza k protivodeystviyu vov-lecheniyu v kiberekstremistskuyu deyatelnost. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016, No. 5, pp. 250.

6. Mazhar N. E., Zhurova V. G. Grazhdanskaya kompetentnost studencheskoy molodezhi: problemy stanovleniya: monogr. Smolensk: Smolen-skiy gumanitar. un-t, 2013. 141 p.

7. Medvedeva N. I. Psikhologicheskie faktory destruktsii lichnosti ekstremista i terrorista. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016, No. 53-8, pp. 202-208.

8. Sukharev A. V. Formirovanie gotovnosti studentov k deystviyam v chrezvychaynykh situa-tsiyakh terroristicheskogo kharaktera. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2008, No. 1, pp. 116-120.

9. Martynenko A. V. (et al.) Profilaktika ekstremizma v molodezhnoy srede: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2017. 221 p.

10. Zelenov Yu. N. Prichiny molodezhnogo ekstremizma v Rossii i ego profilaktika v obrazova-telnykh uchrezhdeniyakh. Vestn. un-ta Rossiys-koy akademii obrazovaniya. 2012, No. 5 (63), pp.22-26.

11. Nekrasova E. V. Molodezhnyy ekstremizm i os-novnye napravleniya ego profilaktiki v sovre-mennom rossiyskom obshchestve. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 18: Sotsiologiya i poli-tologiya. 2012, No. 3, pp. 92-108.

Крюкова Татьяна Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина»(ИГЭУ) e-mail: tanya183@yandex.ru

Kryukova Tatyana B., PhD in Psychology, Associate Professor, Public Relations and mass communication Department, Ivanovo state power university (ISPU) e-mail: tanya183@yandex.ru

Лисова Светлана Юрьевна, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина» (ИГЭУ) e-mail: lisovasu@yandex.ru

Lisova Svetlana Yu., PhD in Politics, Associate Professor, Public Relations and mass communication Department, Ivanovo state power university (ISPU) e-mail: lisovasu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.