УДК 37.013.42
ББК Ч466.46+С542.15 ГСНТИ 14.33.05 Код ВАК 13.00.01
Зеленов Юрий Николаевич,
кандидат педагогических наук, полковник полиции, заместитель начальника по научной работе, федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 123995, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1, Г-69, ГСП-5; e-mail: vnii59@yandex.ru.
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежный экстремизм; пропаганда; идеология; система образования; педагогическая профилактика.
АННОТАЦ ИЯ. Рассматривается актуальная проблема распространения экстремистских взглядов среди молодежи, обусловленная отсутствием идеологических основ и четких морально -нравственных ориентиров в современном российском обществе. В контексте данной проблематики автор акцентирует внимание на некоторых вопросах формирования и функционирования системы педагогической профилактики молодежного экстремизма в условиях образовательных учреждений.
Zelenov Yury Nikholaievich,
Candidate of Pedagogy, Colonel of Police, Deputy Head for Research Activity, Federal State Establishment “All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation” (Moscow).
PEDAGOGICAL SYSTEM OF MEASURES FOR PREVENTING EXTREMISM IN PRESENT-DAY CONDITIONS
KEY WORDS: youth extremism; propaganda; ideology; educational system; pedagogical prevention.
ABSTRACT. The article deals with one of the most actual present-day issues, concerning dissemination of extremist views among young people, conditioned by the absence of official ideology and precise moral ethical guidelines in the modern Russian society. The author also attracts our attention to the process of forming of the system of pedagogical prevention of youth extremism in conditions of educational establishments.
Термин «экстремизм» давно и прочно вошел в нашу повседневность, и на сегодняшний день под ним обычно понимают приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп; см.: 6, с. 254). Наиболее опасными проявлениями экстремизма являются терроризм, деятельность незаконных вооруженных формирований, фашистские и расистские погромы.
Основной контингент экстремистов современной России составляет молодежь. По формальным основаниям молодежью считаются люди в возрасте от 14 до 29 лет. Их доля в числе лиц, совершивших преступления экстремистского характера, составляет примерно %. Поэтому в российских условиях «молодежный экстремизм» практически совпадает с экстремизмом как таковым (5, с. 4).
Именно поэтому проблема педагогической профилактики такого опасного и широко распространенного в наши дни явления, как молодежный экстремизм, представляется крайне актуальной и своевременной. Это ставит перед необходимостью глубокого научного осмысления педагогических основ противодействия экстремизму в молодежной среде. При этом важно пом-
нить, что субъектами профилактического воздействия в данном случае являются представители широкого круга лиц - от педагогов образовательных учреждений до сотрудников правоохранительных органов.
Педагогическая система, как известно, включает в себя воспитание и обучение. Она основывается на главных принципах, проистекающих из цели и природы воспитания: принятие педагогом делинквентного подростка не только таким, каков он есть сейчас, а каким он видит его в будущем; доминирование целей воспитания гуманных качеств и общечеловеческих ценностей личности над локальными целями учебных дисциплин; креативная среда как необходимый источник развития, раскрытия латентных способностей, которыми обладает каждый ребенок (См.: 4).
При исследовании организационнопедагогических основ профилактики молодежного экстремизма необходимо исходить из того, что формирование экстремистской идеологии не является единовременным актом, а происходит постепенно и на различных этапах жизнедеятельности подростка, а противоправная направленность индивида выражается по-разному и с неодинаковой степенью интенсивности (См.: 2).
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влия-
© Зеленов Ю. Н., 2014
нию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Противодействие общества и государства любым противоправным явлениям, включая экстремизм, при всем многообразии средств и методов воздействия на эти социально негативные явления осуществляется, как правило, двумя путями. Суть первого заключается в наказании, так называемой «расплате» за совершенные поступки. Второй же путь подразумевает устранение самой возможности противоправного действия, заблаговременное предотвращение поведения, вступающего в противоречие с действующими законами государства и общества. Именно последний вариант на данном этапе позиционируется как основной. Его суть заключается в осуществлении превентивной деятельности соответствующими субъектами, создании условий, в которых станет невозможным либо крайне затрудненным зарождение и развитие социально негативных явлений.
В связи с этим О. В. Бессчетнова предлагает для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа в первую очередь целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, способствовать сохранению национальной самобытности, формировать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ. Для этого представляется необходимым:
1) введение в национально-региональный компонент учебных планов школ, ссузов, вузов факультативных/электронных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление молодежи с особенностями своей национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации;
2) проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений, особенно в полиэтнических регионах;
3) развитие и поддержка молодежных общественных организаций и объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;
4) привлечение учащийся молодежи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;
5) проведение городских межнациональных фестивалей, конкурсов с целью
знакомства детей и молодежи с культурой различных этносов (1).
Только при объединении усилий правоохранительных органов, органов государственной власти, общественных организаций и объединений, традиционных религиозных конфессий, СМИ можно добиться успехов и положительных результатов в воспитании правосознания молодого поколения, не дать овладеть их умами лидерам экстремистского толка.
Принимаемые меры должны быть всесторонними и всеобъемлющими. Они должны включать в себя и расширение спортивных и досуговых центров, доступных и открытых во всех населенных пунктах, укрепление института семьи, создание условий для всестороннего развития молодежи (3).
Для организации эффективной профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде необходимы:
- во-первых, консолидация усилий всех заинтересованных субъектов: педагогических работников учреждений образования, родителей, сотрудников правоохранительных органов, представителей институтов гражданского общества;
- во-вторых, организация системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов учебных заведений с представителями национальных сообществ (диаспор) - деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др.;
- в-третьих, отработка и внедрение в практику технологий управления процессами формирования культуры гражданской солидарности обучающихся и контроля за этими процессами со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Кроме того, организационные мероприятия по педагогической профилактике экстремизма в молодежной среде должны предусматривать:
- совершенствование деятельности по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического и студенческого самоуправления, педагогических коллективов с представителями национальных сообществ (диаспор) -деятелями культуры, науки, спорта, поли-тии и другими в работе по формированию у учащейся молодежи культуры гражданской солидарности;
- налаживание механизмов сетевого взаимодействия общественных организаций, органов исполнительной власти с образовательными учреждениями и представителями социокультурных институтов для развития общественных форм управления
воспитательным пространством в области профилактики экстремизма, а именно осуществление диалога между сетевыми партнерами, реализация сетевых условий, к которым относятся:
• совместная деятельность участников сети;
• общее информационное пространство;
• механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия;
• реализация механизма сетевого взаимодействия (Координационный совет сети), организации информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары, круглые столы, конференции, совещания, освещение в СМИ, Интернете);
- осуществление взаимодействие образовательных учреждений с УФМС, комитетом по вопросам межнациональных и религиозных отношений Общественной палаты, религиозными и общественными организациями, представителями диаспор в направлении профилактики экстремизма, воспитания культуры межнационального общения в поликультурном образовательном пространстве;
- создание системы альтернативных площадок для реализации потенциала учащихся и включения их в социально одобряемые виды деятельности:
• расширение для школьников и студентов экскурсионно-туристической деятельности для углубления их знаний о стране и ее народах;
• развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия;
• создание современных мультимедийных продуктов о культурном многообразии России;
• проведение акций в школах, колледжах и вузах против расизма и этнической нетерпимости, проведение фестивалей и мероприятий с участием представителей диаспор, школьников, студентов и их родителей разных национальностей как нашей страны, так и зарубежных стран;
- формирование системы воспитательной работы с подростками и молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга (организация и проведение фестивалей, конкурсов; развитие клубных форм работы; создание центров, организующих досуг обучающихся; развитие дворового спорта, организация и проведение
соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т. д.; создание и развитие «уличных» служб работы с детьми и подростками, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний и др.);
- проведение организациями сферы ЖКХ системной работы по удалению со стен и заборов ксенофобских и расистских лозунгов и призывов, а также «символов вражды» (свастик, кельтских крестов, рун СС и др.).
- разработку учебно-методическими центрами совместно с научно-исследовательскими институтами и институтами образования программ подготовки родителей по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии среди детей, подростков и молодежи и технологии оказания помощи семьям в формировании установок толерантного сознания;
- включение в планы воспитательной работы учреждений образования мероприятий по формированию культуры гражданской солидарности;
- разработку специалистами методических рекомендаций, организацию специальных курсов для педагогов и родителей с целью гражданского воспитания учащихся, внушения им негативного отношения к насилию;
- разработку и распространение памятки для педагогов, учащихся и родителей по выявлению экстремистских настроений среди молодежи и противодействию вербовке в экстремистские организации;
- осуществление просветительской работы с учащейся молодежью по принципам поведения в вопросах веротерпимости и согласия; проведение работы по разъяснению ответственности за действия экстремистского характера, доведение до учащихся информации нормативно-правового характера с разъяснением действий, подпадающих под понятие «экстремизм»;
- размещение информации на сайтах департаментов образования субъектов Российской Федерации о проведении мероприятий учреждениями образования и институтами гражданского общества по профилактике экстремизма в молодежной среде;
- повышение ответственности СМИ в работе по профилактике экстремизма; широкое отражение в СМИ положительного опыта в противодействии экстремизму; размещение на городских (районных) интернет-сайтах информации, направленной на формирование у подростков и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, любви к культуре и традициям всех народов России;
- внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников, работающих с подростками и молодежью, с инновационными способами и технологиями профилактики экстремизма в молодежной среде.
Одним из важных социальных институтов, имеющих возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа (и - шире - система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Вслед за школой социализаторские функции выполняют вузы, технические и профессиональные учебные заведения и армия. Однако значимость обучения и воспитания в школе гораздо выше всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения, и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формирование личности индивида.
Социальная работа в школе становится все более востребованной, когда отчетливее обнаруживается отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Одним из направлений деятельности социального работника в школе должна стать работа с молодежными (детскими и юношескими) организациями как официальный компонент государственной молодежной политики, и в первую очередь с представителями неформальных молодежных субкультур, которые носят экстремальный характер, демонстрируют протест против общества или определенных общественных явлений. При этом работать с такой категорией лиц необходимо в тесном контакте со школьными инспекторами -работниками органов внутренних дел.
Надо отметить, что работа с молодежными субкультурами экстремистского направления - это комплексная проблема. Успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Реализовать такую интеграцию может институт социальных работников, действующих в тесном контакте с сотрудниками органов внутренних дел, работающими на постоянной основе в образовательных учреждениях.
Таким образом, педагогическая профилактика молодежного экстремизма - это система специальных мер, применяемых в процессе воспитания и обучения подрост-
ков и молодежи, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения и развития физических, психологических и социокультурных характеристик, способствующих формированию экстремистских установок личности, с учетом степени и характера деформации поведения отдельных лиц, на которых направлена профилактика.
Под организацией педагогической профилактики молодежного экстремизма следует понимать деятельность по формированию и поддержанию на должном уровне такой системы отношений в сфере педагогической деятельности, которая бы максимально способствовала устранению причин и условий возникновения и развития экстремистских установок личности в молодежной среде.
В свете этого важнейшей задачей современной системы образования пред-ствляется формирование человека - носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.
Толерантная образовательная среда в отдельно взятом классе или группе является основой толерантной образовательной системы в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросооб-разности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учетом как минимум трех составляющих -
1) готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие педагогам, внедряющим в культуру образовательного учреждения толерантность,
2) толерантности педагогов, как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и 3) восприятия учащимися образовательной среды как толерантной системы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что решение проблем, связанных с профилактикой молодежного экстремизма, - важнейшая задача современного российского общества и государства. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную государственную политику, которая бы способствовала объединению усилий семьи, школы, общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важнейшими составляющими этой политики, наряду с решением социальноэкономических проблем, должны являться устранение социально-психологических причин и условий, способствующих воз-
никновению экстремистских проявлений; внимательное отношение к подросткам и их проблемам в семье и школе; организация трудоустройства и досуга молодежи; предоставление подросткам и молодежи возможности проявить свою активность и самоутвердиться в социально позитивных видах деятельности.
После рассмотрения проблемы профилактики молодежного экстремизма в современных российских условиях мы можем отметить, что, как не существует одного фактора, катализирующего экстремистские установки, так нет и не может быть какого-то одного, универсального «рецепта» борьбы с этим негативным социальным явлением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессчетнова О. В. Превенция экстремизма в молодежной среде (социологический аспект) // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : материалы конф. (9-10 дек. 2010 г.) / редкол.: Л. В. Карнаушенко (отв. ред.), Е. О. Кубякин, Е. М. Куликов, В. Н. Ракачев. Краснодар, 2010. С. 29-30.
2. Криминология : учеб. / под ред. В. Д. Малкова. М. : ЗАО «Юстицинформ», 2004.
3. Любин С. Ю., Яценко О. А. Профилактика экстремизма в молодежной среде (на примере мероприятий, проводимых ГУВД по Краснодарскому краю и департаментом молодежной политик Краснодарского края) // Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия : материалы конф. (9-10 дек. 2010 г.) / редкол.: Л. В. Карнаушенко (отв. ред.), Е. О. Кубякин, Е. М. Куликов, В. Н. Ракачев. Краснодар, 2010. С. 155-156.
4. Савина Н. Н. Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010.
5. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде : мо-ногр. / Ю. В. Латов, Р. Б. Осокин, Д. В. Сочнев и др. Тамбов, 2010.
6. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996.
При анализе проблемы профилактики молодежного экстремизма, борьбы с ним мы рассмотрели несколько основных, как представляется, достаточно перспективных мероприятий, призванных противодействовать экстремизму. Однако не стоит забывать, что резкая поляризация, расслоение российского общества, рост ксенофобии, неприязни, агрессивности, интолерантно-сти в семьях, где начинается социализация молодежи, «сводят на нет» все усилия государственных управленческих структур. По-видимому, лишь духовное выздоровление российского общества и преодоление системных социальных проблем, угрожающих национальной безопасности страны, могут привести к победе над экстремизмом.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.