УДК 316.624 В. Л. Примаков
доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В данной статье раскрываются основные направления и способы профилактики молодежного экстремизма на основе анализа ее социально-коммуникационной составляющей. Раскрывается сущность социально-коммуникационного подхода применительно к профилактике экстремизма, целевые ориентации, субъекты, объекты, способы, практические рекомендации по осуществлению профилактики в наиболее референтных коммуникационных пространствах подростков и молодежи.
Ключевые слова: профилактика молодежного экстремизма; направления и способы профилактики экстремизма; социально-коммуникационный аспект профилактической работы; практические рекомендации по профилактике экстремизма.
Primakov V. L.
Doctor of Sociological Sciences (Dr.habil.), Professor of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
THE MAIN ORIENTATIONS AND MEANS OF PREVENTION OF EXTREMISM AMONG YOUTH IN RUSSIA: SOCIAL AND COMMUNICATION ASPECT
The article reveals the main directions and means of prevention of extremism among youth based on analysis of its social and communication aspect. The author defines the essence of social and communication approach to extremism prevention, goal orientations, subjects, objects, means, practiced recommendations on prevention in youth and teenagers' most referent communication areas.
Key words: prevention of youth extremism; directions and means of prevention of extremism; social and communication aspect of prevention activity; practiced recommendations on extremism prevention.
Статья является содержательным продолжением уже опубликованных в данном журнале цикла статей, посвященных профилактике экстремизма в молодежной среде, и в определенной степени их логическим завершением. Прежде всего потому, что в научной
периодике, как и в монографических исследованиях, с нашей точки зрения, немало материалов, анализирующих общие научные основы профилактической работы, аккумулирующих экспертные и иные оценки ее эффективности, результативности, действенности [Давыдов... Электронный ресурс; Молодежный экстремизм: предупреждение... 2014; Социологический анализ этнокультурного... 2017; Чупров, Зубок 2009; Этноконфессиональные факторы укрепления. 2011]. Чего нельзя сказать о практических рекомендациях, мерах, приемах и способах профилактики экстремизма [Методические рекомендации по профилактике . Электронный ресурс]. Да и эти рекомендации часто очень конкретны по объектам и средствам воздействия, что сокращает возможности их использования. Это, во-первых.
Во-вторых, анализ экстремистских проявлений позволяет говорить об определенной специфике как путей, направлений, так и средств, приемов профилактической работы с молодежью. Так, например, экстремизм на почве национализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости предупреждается (и профилактируется) несколько иными приемами и способами, чем, например, экстремистские проявления между фанатами спортивных команд. Прежде всего потому, что имеет иной генезис, идейную основу, содержание, объекты неприятия, формы проявления и последствия. Хотя сама профилактическая работа среди молодежи имеет некоторые общие теоретические и методологические основы.
Это заставляет нас также более предметно подойти к определению направлений и способов профилактики молодежного экстремизма. В качестве такого предметного основания мы определяем социально-коммуникационный аспект. При этом необходимо отметить, что подобный взгляд на проблему профилактики далеко не часто можно встретить среди ученых и практиков [Саблуков 2012]. Такой аспект анализа позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс и результат социального взаимодействия между ее субъектами (педагогами, родителями, лидерами, СМИ и т. п.) и объектами (индивидами, группами, организациями, субкультурами и т. п.) посредством передачи и / или обмена информацией с целью предупреждения, снижения и недопущения экстремистских проявлений. В принципиальном методологическом
плане любое социальное действие, проявление, может быть рассмотрено как коммуникационное, как содержащее, выражающее, передающее и воспринимающее определенную информацию. Система профилактических воздействий также коммуникационна с точки зрения наличия определенной идейно-содержательной основы, систем знаков и языков, приемов, форм и средств передачи предупредительно-профилактической информации. Профилактика в таком контексте выступает как один из механизмов, неотъемлемая составляющая предупредительной работы, нацеленная на формирование здоровых, нравственных, неагрессивных форм социальных коммуникаций, связей между представителями различных социокультурных групп посредством распространения необходимой информации, как важнейший способ регуляции социальной жизни, нормативной социализации, накопления и трансляции социального опыта.
В целом, осуществленный анализ социально-коммуникационных пространств, площадок позволяет более рельефно и предметно подойти к формулировке основных направлений и способов профилактики, опираясь на специфику выделенных сфер профилактической коммуникации. Их анализ был представлен в предыдущей статье настоящего журнала по проблематике профилактики молодежного экстремизма.
Наиболее важным, по нашему мнению, базовым социально-коммуникационным направлением профилактического воздействия на детей и подростков являются семейно-родственные отношения, коммуникационное пространство семьи и ближайшего круга родственников. Профилактическая работа в рамках данного направления нацелена на формирование внутрисемейной духовно-нравственной и организационной основы неприятия и недопущения экстремизма, минимизации экстремистских коммуникаций и проявлений. Основные субъектно-объектные отношения здесь складываются и протекают между родителями, ближайшими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры и братья различных степеней родства и т. п.) и детьми, их информационно-коммуникационной средой. Причем далеко не всегда прямо и непосредственно, часто косвенно, усиливая либо ослабевая профилактическое воздействие.
Основное содержание реализуемых профилактических мер в рамках данного направления, по нашему мнению, должно быть сосредоточено на:
- установке действенного организационного и электронного фильтра за содержанием используемого детьми контента, отсекающего вредоносные сайты, программы, запрещающие пользование необоснованным контентом. Такие программы-фильтры, или фильтры в информационно-поисковых системах, уже существуют, но интересны только для продвинутых родителей;
- налаживании постоянного контроля за сетевой информационной средой ребенка, организацией приема и восприятия информации с использование контроллеров, программ управления доступом, утилит и пр. Имеется в виду, прежде всего, анализ используемого ребенком контента, информационного потребления, сетевых связей, контактов. Кстати, как утверждают специалисты, ребенок должен знать об этой практике родителей и участвовать в анализе собственного сетевого поведения. Программы для такого анализа уже есть. Необходимо продвигать их среди родителей, например через соответствующие центры в образовательных учреждениях;
- систематическом (с учетом стадий взросления детей) и оперативном электронно-информационном контроле родителей за местонахождением детей. Такой контроль может осуществляться в том числе с использованием личных мобильных телефонов, различных устройств, контрольно-электронных систем учреждений, систематически посещаемых ребенком и т. п.;
- рациональном сокращении, минимизации свободного беспредметного времяпрепровождения ребенка; объяснении, убеждении, организации и обеспечении широко вовлечения детей в развивающие, оздоровительные, социально полезные организации и объединения (кружки, секции, школы, движения и пр.);
- демонстрации личного родительского примера упорядочения и организации сетевого и информационного пространства, формулировании и выполнении правил информационно-коммуникационного взаимодействия. Такая упорядоченная информационно-пользовательская среда должна быть спроектирована в каждой семье, в том числе на основе рекомендаций специалистов (имеются в виду, прежде всего, правила просмотра ТВ, нахождения в Сети, компьютерных игр и т. п.);
- на демонстрации, дифференциации и упорядочении потребления совместно с детьми широкого информационного контента. Например, специалисты утверждают, что совместный просмотр «крутых» боевиков или «ужастиков» не проходит бесследно для детской психики;
- объяснении, научении и формировании навыков у ребенка действенной, эффективной и корректной (с точки зрения использования опасного контента) работы в Интернете;
- формировании доверительного сетевого общения с детьми, взаимообмена информацией, создании полезных для развития информационных площадок (например, взаимные экскурсии по личной сетевой среде), полей (например, компьютерные игры, квесты) и поводов («Пишите друг другу е-таП-письма!») для обсуждения, контактов, взаимодействий;
- расширении внутрисемейной коммуникационной сетевой среды, сетевых контактов, включающих родственников разных поколений, близких и дальних родственников, создании внутрисемейных сетей с включением предметного поля фотоархивов, истории семьи и семейных историй, генеалогий;
- создании и использовании во внутрисемейном общении семейных компьютерных игр. Их практически нет на рынке, но есть смысл создавать либо адаптировать имеющиеся, в том числе подростково-молодежные;
- систематической физиологической, психологической, социальной диагностике детей, подростков и молодежи. Родители должны иметь информацию, постоянно отслеживать психосоциальный портрет ребенка и его социального окружения, совместно со специалистами корректировать негативные личностные проявления ребенка на основе научно разработанных и апробированных диагностических и коррекционных методик. Этим должны заниматься специализированные центры, возможно, действующие в рамках образовательных учебных заведений;
- организации систематического контроля образовательной траектории и образовательного процесса ребенка, на основе как участия, организации и контроля образовательного процесса, так и отслеживания школьной успеваемости, в том числе через электронные дневники, электронное взаимодействие с учителями и педагогами;
- демонстрации и утверждении в семейных отношениях здорового образа жизни, культа спорта и здоровья, совместного увлечения спортом;
- активном участии родителей в подготовке и проведении образовательно-воспитательных, творчески и социально ориентированных мероприятий в дошкольных учреждениях, школах, учебных профессиональных заведениях (например, утренники, вечера, встречи, спектакли, инсталляции и т. п.) и др.
Еще одним важнейшим направлением профилактики являются образовательные коммуникации ребенка, образовательное информационно-коммуникационное пространство всех ступеней. Основная ориентация в рамках данного профилактического направления реализуется в целенаправленном, организованном (с участием специалистов) формировании у учащихся знаний, навыков, компетенций неэкстремистского социального взаимодействия, установок и ценностных ориентаций, когнитивных, эмоциональных и волевых оценок и реакций на экстремистские проявления в различных формах. Субъектно-объектные отношения в рамках этого пространства формируются между педагогами, учителями, психологами, воспитателями, узкими педагогическими специалисты, методистами и учащимися, воспитанниками, образовательными группами, их информационно-коммуникационными средами, пространствами.
В рамках обозначенного направления профилактики экстремизма мы бы сосредоточили усилия на:
- просвещении и обучении педагогов, учителей компетенциям формирования демократических (в противовес авторитарным) основ и атмосферы педагогического взаимодействия, мультикуль-турности и толерантности, уважения личности обучаемого, его свобод и прав;
- вооружении воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов диагностическими методиками, приемами и средствами выявления и оценки экстремальности и экстремизма;
- формировании у школьных и вузовских социальных педагогов, психологов, воспитателей навыков и умений организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и психосоциальную коррекцию экстремистских проявлений у обучающихся (классы, семинары, конференции, «круглые столы» и пр.);
- создании системы психологической помощи родителям, учащимся и подросткам в решении проблем социализации, взаимоотношений со сверстниками, в семье, в реализации программ развития личностных ресурсов, направленную, помимо прочего, на профилактику ненормативной агрессии, экстремистских форм проявления активности и экстремальности. Такая помощь может оказываться, например, постоянно действующими службами специалистов, психологов, социологов, конфликтологов, социальных работников;
- более глубоком изучении иных культурных комплексов посредством введения в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения; на расширении элективных курсов, направленных на познание культур народов, религий мира и России, формирование толерантного, уважительного отношения к ним (например, различные внеклассные мероприятия, встречи, «круглые столы», экскурсии, уроки дружбы и т. п.);
- налаживании широкого межкультурного обмена с образовательными учреждениями национальных республик и территорий, местных общин;
- расширении в Сети новых форм организованной внеклассной коммуникационной работы на школьных и межшкольных площадках (соревнования, слеты, клубы, кружки, секции, театры и пр.);
- формировании школьной локальной информационно-коммуникационной среды (школьной сети) с использованием ИКС, шлюзов, контроллеров и пр., включая среды конкретного учителя и класса (года обучения, направления), с целью создания рационально открытой и постоянной площадки обмена учебной, творческой, широкой социальной информацией, взаимодействия по интересам;
- создании доступной для родителей и детей информационной системы поддержки профессионально-психологической диагностики и ориентации, выбора траектории образовательно-профессиональной развития, роста (например, сети центров профессионально-психологического ориентации, их выездных сессий в учебных заведениях);
- расширении сети религиозных просветительских, образовательных учреждений и организаций, расширение межкультурного
межконфессионального взаимообмена, взаимодействия в решении профилактических задач, утверждения толерантности и взаимоуважения;
- организации и обеспечении постоянного социологического, социально-психологического мониторинга в образовательной среде, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков и молодежи, девиаций в молодежной среде, деятельности молодежных субкультур;
- формировании научного сообщества и организации различных научно-методических площадок исследователей, ученых, педагогов, практиков и прикладников, занимающихся изучением и организацией профилактической работы;
- создании системы научно-исследовательских и прикладных лабораторий в вузах, органах муниципального управления, центрах и объединениях по работе с молодежью экспериментальных площадок для апробации и развития инновационных форм профилактики молодежного экстремизма и др.
Особенно проблематичным в профилактике подросткового и молодежного экстремизма, но при этом сложным в организации и осуществлении остается пространство коммуникаций в сфере досуга, увлечений, формирования, существования и развития субкультурных связей молодежных объединений, товариществ, организаций, групп. Основная цель профилактической работы в рамках обозначенного направления связана с конструированием, реформированием, коррекцией системы оценочно-установочных и поведенческих моделей, неинституциональных и неконвенциональных самоорганизующихся практик подростков и молодежи, обеспечивающих минимизацию экстремистских проявлений. Работа педагогов школьного и дополнительного образования, культуры, спорта, методистов, тренеров, наставников, опытных и авторитетных товарищей, старших, референтных людей в рамках этих целевых усилий направлена не только на широкий круг подростков и молодежи, но, прежде всего, на руководителей и лидеров их групп, объединений, выразителей общественного мнения, авторитетных в определенных субкультурах молодых людей.
Реализуемые меры в рамках данного направления связаны в основном с:
- разъяснительной, пропагандистской, рекламной работой по вовлечению подростков и молодежи в организованные и систематизированные формы дополнительного образования, ориентированные на творческое, спортивное, образовательное, социальное развитие (например, центры дополнительного образования, дома творчества, спортивные школы, пионерские, скаутские, военно-патриотические движения, экологические, национально-культурные и религиозные культурные объединения, конвенциональные молодежные движения и пр.);
- расширением информационно-коммуникационных практик и инициатив (форм) внеклассной работы в школьном образовательно-воспитательном пространстве;
- поиском социокультурных феноменов новых подростково-молодежных увлечений, субкультур позитивной социально-развивающей, неэкстремистской направленности (музыкальные, развлекательные, спортивные, экстремальные, досуговые и пр.);
- поддержкой, в том числе информационной, рекламной их становления, расширения социальной базы, позитивно ориентированных лидеров (например, обеспечение доступа к официальным каналам коммуникации, СМИ, официальным мероприятиям, сетевая поддержка);
- рекламно-пропагандистской поддержкой деятельности существующих позитивно-ориентированных молодежных групп и их лидеров, их достижений, участий в социально-одобряемой практике, в том числе и информационной (предоставление доступа к СМИ, иным каналам коммуникации, продвижение лидеров, конкурсы; например, конкурс «Неформальные лидеры России»);
- созданием новых коммуникационных площадок в сфере досуга и увлечений, ориентированных на подростков и молодежь (театры, соревнования, лагеря, фестивали и т. п.);
- разработкой, продвижением и вовлечением подростков и молодежи в среду увлекательных, инновационных реальных игровых коммуникаций (например, real quest, geocaching, флешмобы и пр.);
- разработкой технологий и реализацией различных специальных акций профилактического содержания (например, «Пройди экспресс-тест на толерантность», «Все различны - все равны» и др.);
- поддержкой и развитием внутреннего и международного молодежного туризма, образовательных, культурных и иных обменов, участия в международных организованных и неформализованных мероприятиях;
- созданием доступной информационной системы психолого-педагогической защиты и реабилитации детей и подростков (телефоны доверия, центры, приюты, убежища и т. п.);
- созданием целеориентированных и интересных для подростков и молодежи культурных образцов, форм в области искусства, кинематографа, театра, литературы;
- развитием, при поддержке «уличных» служб, органов психолого-профилактической работы, дворовых форм досуга и времяпровождения (клубы, дворовые, районные соревнования и пр.);
- развитием районного и дворового спорта, соревнований, со строительством спортивных комплексов и площадок, в том числе для занятий экстремальными видами спорта, с вовлечением подростков и молодежи в повсеместное занятие спортом;
- вооружением педагогов, воспитателей информацией о сферах увлечения подростков и молодежи, субкультурах, их мотивации, способах организации, времяпровождения, идеологемах, лидерах, локализации, используемых практиках, направленности и пр.;
- организацией контрпропагандистской информационно-коммуникационной работы против экстремистски настроенных групп и субкультур, против их лидеров, активных участников;
- использованием мер по их разложению и обоснованной дискредитации в глазах общественности и молодежи и пр.
Наконец, еще одно важное направление профилактической работы ориентировано на формирование позитивной, конструктивной, социально зрелой, духовно-нравственной информационно-коммуникационной среды на пространстве широкого информационного контента (в том числе СМИ, Интернет и пр.) и виртуального сетевого взаимодействия. Речь, конечно же, не идет о создании формально-содержательных границ, рамок, но, прежде всего, об активном профилактическом противодействии и противоборстве с экстремизмом в открытом виртуально-сетевом пространстве. В этом пространстве сложно установить субъектно-
объектные границы, но особая роль принадлежит государственным институтам, СМИ, журналистам, провайдерам, разработчикам контента, ньюсмейкерам, администраторам, популярным видео-блогерам, активным участникам форумов, чатов, сетей и других информационно-коммуникационных площадок. Любой участник этого сетевого взаимодействия может выступать одновременного и субъектом, и объектом профилактического, равно как и экстре-мистско ориентированного воздействия. Всё это создает огромные трудности как в определении содержания противодействия и профилактики экстремизма, так и в определении форм такого воздействия. Тем не менее есть смысл сосредоточить внимание на:
- повсеместной гражданско-патриотической информационной, разъяснительной работе в СМИ, Интернете с акцентом на историко-патриотическое и духовно-нравственное воспитание;
- разработке и поддержке сайтов различной тематической направленности, противостоящих нетерпимости, ксенофобии, экстремизму, национализму и шовинизму;
- обеспечении широкой информационной поддержки проектов и инициатив молодежных объединений, групп социально ориентированной направленности;
- создании, расширении сети молодежных СМИ, широких содержательных и локальных информационных площадок в СМИ для социально-нейтральных и полезных молодежных групп, субкультур, организаций, движений;
- целенаправленной разработке специализированных интернет-сайтов, информационных и коммуникационных ресурсов (форумов, микросетей, страниц, микроблогов и пр.) различной просветительской направленности для детей, подростков и юношества в области права, мультикультурности, истории, трудоустройства, участия в социально-ориентированных акциях, волонтерстве и т. п.;
- разработке специализированных инновационных сетевых коммуникационных форм для подростков и молодежи просветительского, обучающего, социально-ориентированного содержания (например, игры quest online);
- наружной социальной рекламе противоэкстремистского, антиксенофобского содержания, ориентированной, главным образом, на подростков и молодежь, их группы;
- широком, открытом для обсуждения, разъяснительном, информационно-пропагандистском сопровождении обоснованных
репрессивных мер со стороны правоохранительных органов, органов по работе с молодежью против экстремистски настроенных групп и конкретных лиц;
- создании тематического интернет-ресурса для психологов, социальных педагогов, практиков-прикладников, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения;
- налаживании действенного и эффективного контроля за распространением интернет-сайтов экстремистской направленности, различного экстремистского контента;
- создании контролируемого контпропагандистского информационного пространства, где экстремизм стал бы предметом широкой дискуссии, в том числе с участием молодежи и подростков.
Как показывает анализ практики, профилактическую работу целесообразно четко дифференцировать, а практические рекомендации разрабатывать с учетом специфики конкретной экстремист-кой (экстремогенной) субкультуры, практики. Так, например, во многих практических разработках рекомендуется раздельно выделять в качестве объектов целенаправленной профилактической работы следующие группы:
1) так называемая группа риска, в которой дифференцированно рассматривают:
а) выходцев из неблагополучных семей;
б) «золотую молодежь»;
в) агрессивные, экстремистские субкультуры, группы, членов политических, религиозных, организаций, тоталитарных сект;
2) группа потенциальной экстремогенности - подростки и молодежь 14 - 22 лет, в которой также дифференцированно выделяют:
а) подростков 13 - 17 лет;
б) студенческую молодежь ссузов, ввузов;
в) молодежь, оказавшуюся в сложном и неустойчивом социальном положении в силу различных причин и обстоятельств (живущие отдельно от родителей, в общежитиях, без систематической социальной помощи).
Практические рекомендации по профилактике экстремизма сегодня разрабатываются многими субъектами для предупредительной работы с конкретной молодежной субкультурой, информационно-коммуникативной средой с учетом специфики
социального пространства взаимодействия коммуникации подростков и молодежи. Особой актуальностью пользуются методические наработки, направленные на профилактику межэтнического, межрелигиозного экстремизма, ксенофобии.
Например, со студенческой молодежью в вопросах формирования здоровой среды межнационального общения Минспорттуриз-мом России совместно с МВД и ФСБ России, предлагается [Методические рекомендации... URL]:
1. Повышать роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.
2. Организовывать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создавать стенды антиэкстремистской направленности, активнее привлекать государственные органы к этой работе.
3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.
4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Предлагается также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации.
5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.
7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.
8. Внедрять в ссузах и вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в том числе национальных диаспор.
9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.
10. Создавать в учебных заведениях добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.
11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях предлагается более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создавать систему поиска наиболее одаренных молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.
В заключение еще раз подчеркнем, что в целом информационно-коммуникационное пространство сегодня, являясь важнейшей доминантой социальной жизни для подавляющей части подростков и молодежи, обладает большим профилактическим потенциалом. Важно умело и тонко использовать его, учиться управлять им в профилактических целях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде. URL: www.muh.ru/content/doc/2013/2013_02_ Davydov.pdf.
Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика: учеб.-метод.
пособие. М. : МПСУ, 2014. 248 с. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. URL: practic.childpsy.ru/document/detail. php?ID=24788
Саблуков А. В. Профилактика и противодействие терроризму: информационно-коммуникационный аспект // Геополитика. Международные отношения. Социология. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. С. 233-248. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 25 (658). Сер. Исторические и политические науки).
Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде: Коллективная монография / И. В. Образцов и др. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. 223 с.
Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М. : Academia, 2009. 320 c.
Этноконфессиональные факторы укрепления единства России и расширения межкультурного диалога на пространстве СНГ: монография / А. Я. Касюк и др. М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 192 с.