УДК 316.62 В. Л. Примаков
профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: vprim2007@yandex.ru
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
В статье анализируются теоретические основы научного изучения профилактики современного молодежного экстремизма в России. Определяются сущность, содержание, объект, предмет, субъекты профилактической работы. На основе изучения экспертных оценок и мнений формулируются основные направления, а также наиболее действенные меры по профилактике молодежного экстремизма в российском обществе.
Ключевые слова: молодежный экстремизм; социальная регуляция; противодействие экстремизму; профилактика молодежного экстремизма; основные направления и меры профилактики молодежного экстремизма.
Primakov V. L.
Advanced Doctor (Sociology), Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: vprim2007@yandex.ru
ESSENCE, CONTENT AND MAIN ORIENTATIONS OF PREVENTION OF CONTEMPORARY YOUTH EXTREMISM IN RUSSIA
The article analyses theoretical basis of scientific survey of prevention of contemporary youth extremism in Russia. The author finds essence, content, object, subject-matter, actors of prevention. On the basis of studying expert estimations and opinions, the author elaborates the main orientations and the most efficient measures of youth extremism in Russian society.
Key words: youth extremism; social regulation; counteraction of extremism; prevention of youth extremism; main orientations and measures of prevention of youth extremism.
В условиях обострения серьезных внутренних и внешних угроз безопасности России, непредсказуемых социальных, политических, экономических, духовно-нравственных и иных последствий, научное изучение проблем распространения и противодействия экстремизму приобретает особо актуальное значение. Причем, если анализу опасности, причинам возникновения и условиям распространения
различных форм экстремизма посвящено достаточно много научных работ [1-3; 5; 6], то научное осмысление прикладной составляющей противодействия этому явлению остается в необоснованном дефиците. Зачастую даже терминологическая характеристика этих мер выглядит неопределенной. Действительно, в чем содержательное различие, например, «предупреждения» и «профилактики»?
Анализ научной литературы по проблеме предупреждения и профилактики экстремизма позволяет выделить более общее по отношению к ним понятие и явление - «социальная регуляция». В сущностном понимании социальная регуляция - есть социальная функция общества, реализующая актуальную потребность в упорядочении социальных отношений. Речь идет не только о регуляции девиантного поведения. Чем глубже степень девиации (по степени угрозы социальному сообществу), тем актуальнее и многограннее регуляция. В функциональном понимании социальная регуляция призвана обеспечить:
а) нормоопределение, т. е. ясное и четкое понимание нормы (а точнее - границ нормы), за которой поведение классифицируется как девиантное;
б) выявление (обнаружение) отклонения от нормы;
в) устранение или минимизацию отклонений до оптимального, либо минимально допустимого;
г) предупреждение (недопущение) проявления девиаций;
д) профилактику зарождения, формирования и проявления девиаций.
При этом подчеркнем, во-первых, тривиальный вывод о том, что любую девиацию легче (и не только в социальном плане) предупредить, снизить возможность осуществления, предохранить (профилак-тировать), чем обнаружить, классифицировать, устранить или минимизировать.
Во-вторых, понятно, что регуляция при достаточном многообразии механизмов, субъектов, регуляторов предопределена проблемой нормоопределения, нормоклассификации. Действительно, что можно считать нормой поведения среди молодежи, а что нет? Причем речь идет не только о правовой классификации действий и поступков.
В-третьих, предупреждение и профилактика экстремистских проявлений во многом обусловлены эффективностью / неэффективностью механизмов пресечения (минимизации), устранения применяемых санкций в отношении девиантов. В социологии и социальной
работе давно подмечено, что там, где неукоснительны и конкретны меры пресечения, там глубже и основательнее интернализированы нормы и ценности социально одобряемого поведения, там более эффективны внутренние ограничители для проявления экстремального поведения, снижается необходимость как в предупредительных мерах, так и в санкциях.
В-четвертых, весьма важным и необходимым на научно-теоретическом и прикладном уровнях представляется разделять механизмы и, соответственно, способы и формы предупреждения и профилактики экстремизма. В сущностном понимании, предупреждение ориентировано на недопущение (в случае возникновения и / или проявления) экстремизма. Объявление о недопустимости, недопущение осуществления, констатация ответственности, приостановление деятельности и пр. - вот основные терминологические конструкции и способы, раскрывающие сущность и содержание предупредительной работы. Что близко, но содержательно неэквивалентно профилактике. Так, например, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» четко определяет следующие направления этой деятельности (ст. 3): «Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц» [4]. В таком контексте предупреждение и профилактика существенно различаются и разделяются. По выделенным направлениям профилактика и предупреждение являются составными частями противодействия. Это с одной стороны, с другой - эти два механизма очень близки и по содержанию, и по способам, приемам. При этом профилактика, направлена, в том числе, на предупреждение экстремистской деятельности.
В-пятых, профилактика в общей системе регуляции социального поведения, вообще, и противодействия экстремистской деятельности, в частности, занимает особое место и выступает в качестве основы работы, противодействующей экстремизму. Причем эта основа не прямого (непосредственные меры, запреты, ограничения и пр.),
а косвенного действия, формирующая соответствующие условия невозникновения экстремизма. Профилактика призвана предохранять от появления и развития чего-либо негативного. Не уничтожать негативное, как и его проявления, не избегать, не пресекать, а устранять, снижать влияние негативных факторов. В этом состоит важное методологическое понимание профилактики. Ибо социально негативное во многом есть следствие объективно сложившихся экстремогенных условий, причин, механизмов и связей, порождающих это явление. Уничтожить их «по желанию» невозможно. Можно только «закрыть глаза» и не видеть либо само явление, либо его социальную опасность.
На основе вышесказанного под профилактикой экстремизма в молодежной среде мы будем понимать деятельность по устранению, снижению влияния условий и причин, способствующих формированию и проявлению экстремизма.
Основной целью профилактики экстремизма в данном контексте есть смысл видеть конструирование (создание) таких экзогенных (социальных, в широком общественном смысле) и эндогенных (социально-психологических) условий, а также воздействий (прямых и косвенных) на личность молодого человека и молодежные группы, которые способствовали бы формированию у них здоровой ценностно-ориентационной основы, снижению экстремистских проявлений.
В качестве основных субъектов профилактической работы определяются: семья, школа (образовательная система с совокупностью педагогов, психологов, специалистов), органы государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, организаторы молодежного досуга, спорта, творческого развития, общественные объединения, различные молодежные сообщества и организации, СМИ, конструкторы интернет-среды, организаторы сетевого взаимодействия (в совокупности специалистов, средств и способов).
В качестве объекта профилактической работы будут вступать подростки и молодежь в целом, ее различные объединения, группы, а также молодежь, находящиеся в так называемой «зоне риска» (формирующие, воспроизводящие, редуцирующие экстремальные и экстремистские формы взаимодействия).
Предметная область ограничена всей совокупностью условий и обстоятельств, которые формируют ценностно-ориентационную основу личностного поведения. Предметное содержание профилактической работы может быть описано следующей моделью (см. табл. 1).
Таблица 1
Модель анализа содержания профилактики экстремизма в молодежной среде
Объект и предметное содержание
Предмет профилактической работы
профилактики Молодежь в целом Молодежь из так называемой зоны риска
к ^ Формирование условий Разрушение идеологических, нравствен-
о л проявления экстремальности ных, социальных основ экстремистского
о ^ нерадикальными социально- взаимодействия, экстремистского
а> .а одобряемыми способами пространства; создание альтернативных,
X £ конструктивных площадок и способов
о реализации активности и
О экстремальности
к Формирование толерантной, Психокоррекция неконтролируемой
т о ответственной, экстремальности,
л о ^ социально ориентированной, экстремистских,
О) гражданственной личности, ксенофобских настроений,
X X социально-конструктивных установок,
<0 о жизненных компетенций, ориентаций
д X О личностных ценностей,
установок и ориентаций
Содержательная локализация этого содержания позволяет выделить основные направления профилактической работы. При этом следует заметить, что необходимость профилактической работы отмечают не только эксперты, педагоги и практики. Сами молодые люди в основной своей массе понимают важность противодействия экстремизму в России и определяют наиболее действенные, с их точки зрения, пути противодействия экстремизму (см. рис. 1).
Так, только десятая часть опрошенных подростков и молодых людей считают, что такой угрозы не существует. Причем среди подростков этот процент значительно (более чем в два раза) выше, чем среди молодежи. Необходимость борьбы с экстремизмом подтверждают даже участники молодежных субкультур. С возрастом (взрослением), получением профессионального образования, приобретением трудового опыта растет понимание необходимости и значимости различных способов борьбы с экстремизмом.
Одним из наиболее эффективных способов, как это не странно, молодежь считает меры уголовного преследования и административно-правового запрета.
Рис. 1. Основные пути (способы) борьбы с угрозой распространения экстремизма в современной России, по мнению московской молодежи (в %) (сумма больше 100 %, так как использовался полузакрытый вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов)
Так, уголовное преследование лиц, подстрекающих к радикальным, незаконным методам, поддерживают более половины опрошенных молодых людей (51,4 %). В области запрета - партии, объединения и движения, пропагандирующие экстремизм (41,8%), продажа и размещение в СМИ националистической, фашистской и иной литературы экстремистского толка (38,7 %), все организации и объединения радикального толка (28,0 %). Даже контроль за деятельностью СМИ поддерживается почти четвертью опрошенных молодых людей.
Опрос экспертов позволил более системно, целостно и упоря-доченно определить основные направления (пути, комплексы, по
выражению самих экспертов) профилактической работы по противодействию молодежному экстремизму. Представим их в некотором упорядоченном списке, ранжированном экспертами.
1. Эффективная государственная политика на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в реализации социально ориентированных целей и задач, в том числе молодежная политика; усиление внимания и реализация действенных мер по соблюдению законности, правопорядка и повышению ответственности за его нарушение.
2. Совершенствование гражданского общества, его институтов в интересах формирования и совершенствования свободной, толерантной среды взаимодействия, социальной солидарности, условий для самореализации молодежи.
3. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики молодежного экстремизма и ксенофобии; совершенствование нормо-творческой и правоприменительной практики как предупредительной основы профилактической работы.
4. Духовно-нравственное воспитание, формирование и развитие гражданственности, правового сознания, патриотизма и мультикульту-рализма, укрепления этнокультурных и межрелигиозных отношений.
5. Повышение эффективности социализирующей роли семьи, семейного воспитания.
6. Коренная содержательная и организационная перестройка деятельности школы (образования, в широком смысле) в интересах профилактической работы.
7. Создание системы альтернативных полей и практик для широкого социального взаимодействия молодежи (как реального, так и виртуального), реализации ее потенциала, в том числе в области досуга, спорта и отдыха.
8. Коренное содержательное изменение информационного, пропагандистского профилактического воздействия на молодежь и подростков в интересах воспитания нравственно здоровой личности.
9. Аналитическое и методическое обеспечение профилактической работы в интересах предупреждения экстремизма и ксенофобии в подростково-молодежной среде.
Основное содержание направлений (путей) профилактической работы по предупреждению молодежного экстремизма, решаемых в их рамках задач и наиболее действенных мер и способов, сформулированных на основе оценок различных экспертных опросов, можно представить в форме следующей таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные направления (пути), наиболее действенные меры и способы профилактики молодежного экстремизма
Основные направления Задачи, наиболее действенные меры и способы, рекомендуемые к осуществлению в рамках этих направлений
Эффективная государственная политика в области создания условий для эффективной профилактики экстремизма • проведение более социально ориентированной, социально справедливой политики, в том числе молодежной политики
• создание условий, направленных на повышение жизненных шансов молодежи в образовании, трудоустройстве, обеспечении жильем; поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации
• инициирование, организация, проведение и обеспечение системы социально-психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи
• оценка эффективности и внесение корректур в реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»
• подготовка кадров, в том числе специальных, для организации детского и молодежного движения, обладающих компетенциями профилактической работы;
• обеспечение координации действий государственных органов и общественных объединений по реализации программ и проектов для детей и молодежи
• совершенствование механизмов государственной поддержки детских и молодежных общественных объединений и др.
Совершенствование гражданского общества • расширение прав и свобод в обществе, форм самоорганизации и самоуправления, в том числе в молодежной среде
• утверждение в деятельности всех элементов и структур гражданского общества правового сознания и практик, мультикультурности и толерантности между его субъектами, обществом и государством
• создание условий для реального включение молодежи в управление обществом на всех его уровнях, различных организаций и сообществ
• совершенствование связи структур гражданского общества и религиозных организаций различных конфессий для обеспечения межрелигиозного мира, толерантности и др.
Нормативно-правовое обеспечение профилактики экстремизма • усиление мер, направленных на соблюдение правопорядка и повышение ответственности за его нарушение
• усиление контроля за соблюдением законности в деятельности правоохранительных органов
• доработка действующего антиэкстремистского законодательства с учетом возникающих понятийных и правоприменительных коллизий
• развитие ювенальной юстиции и ювенального права, создание современного правового поля жизнедеятельности детей и молодежи
• совершенствование работы органов по делам несовершеннолетних, главным образом в организации контроля и профилактики правонарушений детей «группы риска», находящихся на профилактическом учете, подростковых и молодежных организаций и др.
Духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи • повсеместное создание условий формирования толерантности, терпимости, доброты и взаимопонимания в обществе
• разработка и внедрение в общественном сознании и широкой социальной практике новой ценностной модели личности молодого человека, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности
• расширение возможностей, например, путем создания фондов, для поощрения деятельности учреждений и организаций в области культуры и искусства по формированию патриотизма, гражданственности и гуманности среди молодежи
• поддержка значимости и развитие ценностно-ориентационной культуры жизни, производства, быта, досуга и пр., востребованности постоянной личностной рефлексии, осознания собственного «Я» у молодых людей и окружающего социума
• утверждение на всех уровнях власти, общественных отношений принципов уважения и дружбы народов, веротерпимости, недопустимости унижения на основе национальных, конфессиональных и иных социальных различий
• повышение роли и авторитета религии в широкой социальной практике, в формировании нравственных качеств и свойств личности подростков и молодежи и др.
Повышение эффективности социализирующей роли семьи • создание системы обучения родителей воспитательным компетенциям, эффективной социализации ребенка с учетом возрастных и иных личностных особенностей
• создание действенной психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, их психологической и ориентационной диагностике, разрешении семейных и воспитательных конфликтов, профилактике экстремальности и экстремизма
• создание системы оперативного контроля со стороны семьи за образовательным, свободным и иным времяпровождения ребенка
• оказание действенной материальной, организационной, социально-психологической помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации
• активное привлечение родителей к формированию и обеспечению образовательной стратегии и траектории ребенка
• активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе, в творческом развитии детей в рамках школы
• повышение ответственности родителей, как административной, так и нравственной, за совершаемые их детьми неблаговидные и асоциальные проступки
• рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации детей и подростков и др.
Совершенствование форм, механизмов, повышение роли образования в профилактике молодежного экстремизма • совершенствование содержания образования, доработка и обновление системы государственных стандартов, особенно по историческим и обществоведческим предметам
• формирование, прежде всего, у педагогов безусловного отрицания насилия как ценности и как средства решения проблем, толерантности и уважения к личности ученика
• глубокое и всесторонне изучение других национальных и конфессиональных культур, выработка компетенций широких взаимных контактов и взаимодействий
введение в средней и высшей школе элективных курсов, направленных на изучение культур, религий мира и России, формирование толерантного, уважительного отношения к ним
создание оперативной системы контроля (административного, педагогического, визуального, виртуального и пр.) за образовательным процессом, всем образовательным пространством учебно-образовательного учреждения
совершенствование практики (организации, форм, содержания и пр.) и повышение эффективности классной и внеклассной работы с целью формирования толерантного сознания, уважения к иным культурам, компетенций мультикультурного общения (встречи, фестивали, круглые столы, культурно-массовые мероприятия и пр.)
внедрение новых информационно-образовательных технологий, обеспечивающих тесный контакт учителя, семьи и ученика в образовательно-воспитательном процессе_
коренное изменение воспитательной системы школы, включая систему мер, оценку эффективности, организацию, привлечение дополнительных субъектов (в том числе узких специалистов) и пр., с ориентацией на профилактические меры воздействия
развитие служб психологической помощи детям и подросткам в решении проблем социализации, взаимоотношений со сверстниками, родителями, в реализации программ развития личностных ресурсов
разработка системы психокоррекционной работы в образовательных учреждениях, направленной на профилактику ненормативной агрессии, экстремистских форм проявления активности и экстремальности_
совершенствование профессионально-ориентационной работы, профессионально-личностной диагностики, помощи в выборе образовательной и профессиональной траектории развития ребенка и др.
Создание альтернативных полей и практик для самореализации и развития молодежи
предупредительно-опережающее формирование и развитие позитивных молодежных субкультур, движений, групп
развитие деятельности и обеспечение доступности учреждений и организаций дополнительного образования детей и подростков (центры, дома, клубы, школы и пр.), ориентированных на творческое, спортивное, общеобразовательное развитие_
развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы общественного управления
поддержка массовых мероприятий, конкурсов, игр в области культуры и искусства, ориентированных на выявление и реализацию творческой молодежи
расширение базы, механизмов и форм включения молодых людей в экстремальные виды спорта (организации, соревнования, лагеря, слеты, фестивали и пр.]
институционализация различных молодежных движений и сообществ через их привлечение к организованным и социально-контролируемым формам реализации молодежной активности_
организация и проведение фестивалей различных молодежных субкультур (творческих, музыкальных, культурных, спортивных и иных)_
активная работа с лидерами неформальных субкультур. Например, организация конкурса (движения) «Неформальные (новые) лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений_
создание системы организаций и учреждений психолого-педагогической реабилитации детей и подростков (телефоны доверия, центры, приюты, убежища и пр.)
создание «уличных» служб психолого-профилактической работы с неорганизованной молодежью уличных групп и компаний_
развитие районного и дворового спорта, соревнований, строительство спортивных комплексов и площадок, в том числе для занятий экстремальными видами спорта, вовлечение подростков и молодежи в повсеместное занятие спортом
создание и организация действенной работы студенческих центров, клубов, организаций досуговой направленности в учреждениях среднего и высшего образования
развитие и поддержка волонтерского движения, форм и способов благотворительной работы с участием молодежи и др.
Информационно-пропагандистское сопровождение профилактики
экстремизма
расширение госзаказа в СМИ для антиэкстремистской пропаганды среди молодежи
налаживание действенного и эффективного контроля за распространением интернет-сайтов экстремистской направленности, различного экстремистского контента
учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность в среде молодежи
разработка и поддержка сайтов различной тематической направленности, противостоящих нетерпимости, ксенофобии, экстремизму, национализму и шовинизму
широкое информационно-пропагандистское сопровождение обоснованных запретительных и репрессивных мер со стороны правоохранительных органов, органов по работе с молодежью против экстремистски настроенных групп и конкретных лиц
повсеместная историко-патриотическая информационная, разъяснительная работа в СМИ с акцентом на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
обеспечение широкой информационной поддержки проектов и инициатив молодежных объединений
четкое взаимодействие всех СМИ для создания искусственно контролируемого контрпропагандистского информационного пространства, где экстремизм бы стал предметом широкой дискуссии, в том числе с участием молодежи и подростков
использование мер по разложению и обоснованной дискредитации в глазах общественности и молодежи экстремистских групп и их лидеров и др.
Аналити- • организация и обеспечение постоянного мониторинга, направленного ческое на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков
и методи- и молодежи, девиаций в молодежной среде, деятельности молодежных
ческое субкультур_
внедрение и расширение системы грантов, ориентированных на профилактику экстремистской активности в среде молодежи_
формирование научного сообщества и организация различных научно-методических площадок исследователей, ученых, педагогов, практиков и прикладников, занимающихся изучением и организацией профилактической работы_
• создание тематического интернет-ресурса для практиков-прикладников, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения
• создание системы научно-исследовательских и прикладных лабораторий в вузах, органах муниципального управления, центрах и объединениях по работе с молодежью экспериментальных площадок для апробации и развития инновационных форм профилактики молодежного экстремизма_
• систематическое вооружение педагогов и практиков методической литературой по причинам, условиям и факторам молодежного экстремизма, эффективным способам его профилактики_
• организация системы обучения (тренингов) педагогов и прикладников, направленной на формирование у них компетенций организации и осуществления профилактической работы (классы, семинары, конфе-
_ ренции, круглые столы и пр.) и др._
Однако даже подобный список мер и способов вряд ли можно назвать исчерпывающим, ибо профилактика молодежного экстремизма есть явление системное и очень сложное. В целом можно констатировать, что в теории и практике профилактической работы сложилось понимание основных путей и мер по предупреждению экстремизма в подростково-молодежной среде. Эта работа должна носить комплексный, разносторонний, многоуровневый характер. А конкретные формы - учитывать специфику сфер воздействия, субъектно-объектных отношений, используемых приемов и способов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде. - URL: http://www.muh.ru/content/ doc/2013/2013_02_Davydov.pdf
2. Половнев А. В. Дестабилизирующие этноконфессиональные факторы социально-политической ситуации в России // Геополитика. Глобализация. Международные отношения. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2011. -С. 139-149. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (631). Сер. Политические науки).
обеспечение профилактической работы
3. Примаков В. Л., Образцов И. В., Маткаримова Г. В. Этноконфессиональ-ная напряженность в РФ: опыт социологического изучения и анализа : монография ; под ред. В. Л. Примакова. - М. : ФБГОУ ВПО МГЛУ, 2014. -118 с.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». - URL: http://www.rg.ru/2002/07/30/ extremizm-dok.html
5. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М. : Academia, 2009. - 320 c.
6. Этноконфессиональные факторы укрепления единства России и расширения межкультурного диалога на пространстве СНГ : монография / А. Я. Касюк и др. - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - 192 с.