Научная статья на тему 'Профилактика экстремизма в молодежной среде'

Профилактика экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10094
1608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / EXTREMISM / TERRORISM / YOUTH SOCIETY / COUNTERACTION / PROTECTIVE MAINTENANCE OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Довгяло Валерий Казимирович

Рассматриваются проблемы профилактики экстремизма среди учащихся общеобразовательных организаций. Выделены факторы, способствующие экстремистским проявлениям в молодежной среде, и меры по профилактике экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTIVE MAITENANCE OF EXTREMISM IN YOUTH SOCIETY

Тhe issues of protective maintenance of extremisms among students of secondary schools are investigated in this article. The highlight is put on factors which foster extreme behaviour among young people and actions of extremism protective maintenance.

Текст научной работы на тему «Профилактика экстремизма в молодежной среде»

УДК 316.624

Валерий Казимирович Довгяло

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия

614990, Пермь, ул. Сибирская, 44, (342)238-64-64, е-mail: dvk_68@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Valery K. Dovgyalo

сandidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

614990, Perm, Siberian str., 44, (342)238-64-64, е-mail: dvk_68@mail.ru

PROTECTIVE MAITENANCE OF EXTREMISM IN YOUTH SOCIETY

Аннотация. Рассматриваются проблемы профилактики экстремизма среди учащихся общеобразовательных организаций. Выделены факторы, способствующие экстремистским проявлениям в молодежной среде, и меры по профилактике экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, молодежная среда, противодействие, профилактика экстремизма.

Abstract. ^e issues of protective maintenance of extremisms among students of secondary schools are investigated in this article. The highlight is put on factors which foster extreme behaviour among young people and actions of extremism protective maintenance.

Key words: extremism, terrorism, youth society, counteraction, protective maintenance of extremism.

В современном мире проблема распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде признается как в России, так и за рубежом актуальной и значимой. В последнее время наблюдается увеличение уголовных, административных и гражданских дел, связанных с экстремизмом, что показывает опасность данного явления как для России, так и для мирового сообщества. Опасность экстремизма заключается, с одной стороны, в проявлении крайних взглядов, непосредственно связанных с насилием или призывами к насилию в отношении личности, общества или государства,

© Довгяло В.К., 2018

с другой стороны, в отсутствии общедоступного для простых граждан понимания разницы между свободным изложением собственного мнения по острым вопросам и экстремизмом.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой легче приживаются радикальные взгляды и убеждения, наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала, поэтому молодые граждане часто становятся мишенью экстремистских организаций, использующих российскую молодежь в своих интересах.

Доступность разнообразной информации в Интернете для подростков и молодежи позволяет легко проводить идеи религиозно-политического экстремизма, терроризма и национализма, гомосексуализма и однополых браков и других отношений, отрицающих основные постулаты морали и нравственности. Рост экстремистских проявлений в молодежной среде является следствием разрушения культуры и деформации морали.

Молодежь, как уже отмечали, является одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп. Широкое распространение экстремизма среди молодежи является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными религиозными доктринами, участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении противоправных действий в связи со своими убеждениями.

Как показывает мировой и российский опыт, борьба с распространением молодежного экстремизма при отсутствии четкой программы профилактики этого явления не дает необходимого эффекта.

Основным системообразующим актом, вокруг которого сформирован весь массив российского антиэкстремистского законодательства, является федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Как механизм защиты и профилактики, регулирования и пресечения экстремизма закон имеет определенные недостатки: введя понятие «экстремизм», уравнивает его с понятием «экстремистская деятельность», не выделяет характерные признаки экстремизма, не раскрывает сущность данного социального явления, а лишь перечисляет его формы [3].

Экстремизм - это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами.

В расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее, исторически изменяющееся социально-политическое явление, представляющее собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти, политическим образованиям, отдельным гражданам, населению страны или региона с целью принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

По мнению А.А. Найды, отсутствие четких критериев квалификации экстремистской деятельности или публичной информации как экстремистской позволяет правоприменителям находить все новые признаки экстремизма, увеличивая количество возбужденных и рассмотренных дел, из-за которых искусственно завышается статистика, создавая иллюзию повышения уровня борьбы с экстремизмом в стране [3]. Экстремистская деятельность не отграничена от схожих с ней проявлений иной общественно-политической активности в виде полемики, дискуссии и т. д., которые не преследуются по закону, а составляют фактически часть демократии и свободы слова, свободы выбора убеждений и вероисповедания.

Таким образом, все это приводит к расширительной трактовке экстремизма и позволяет превратить противодействие экстремизму в подавление инакомыслия в политической, религиозной или любой другой сфере человеческой жизни.

Профилактика противодействия экстремизму упоминается в законе, в ст.2 и 5, лишь вскользь, меры противодействия экстремизму не конкретизируются, не определены субъекты профилактики. Например, в настоящее время предлагается определить субъектом профилактики педагогических работников образовательных учреждений: образовательные организации основывают свою деятельность на принципах уважительного отношения к представителям всех рас, национальностей, религий, социальных групп, они закладывают основы отношения человека к человеку и окружающему его миру, формируют уважение к себе и другим людям, к закону и государству.

Как уже было сказано, молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения.

Исследователи проблемы выделяют факторы, способствующие экстремистским проявлениям в молодежной среде [3]:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде. Экстремизм постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (широкое вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса). Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и группах, где отсутствуют самоуважение и уверенность в себе или же условия существования способствуют игнорированию прав личности.

3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности). Экстремизм характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

4. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности). Молодой человек озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по примитивной схеме «мы - они». Его психика неустойчива, он легко подвергается внушению и манипулированию.

5. Использование Интернета в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях) и др.

Наиболее опасным периодом для вхождения в поле экстремистской активности является подростковый и юношеский возраст. На это время приходится развитие самосознания, максимализма, обострение чувства справедливости, определение смысла и ценности жизни. Неудачные попытки найти смысл жизни, неуверенность в себе ведут к желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все свои беды и неудачи.

В молодежной среде наиболее ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический и религиозный.

Политический экстремизм - крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на сегодняшний день - демократию), пропаганда насильственных и агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора. Националистический экстремизм -разжигание вражды и ненависти между нациями и народностями - в актах

геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям других этнических образований выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка. Националистический экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии.

Молодежный экстремизм в современной России является следствием снижения уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма.

Основными чертами экстремизма, в которых выражается его социальная сущность, являются: социально-политическая направленность идеологии и практики данного социального явления; использование нелегитимного насилия как основного метода достижения целей субъектов данного явления; агрессивность идейно-политических установок и практических действий последних; повышенная общественная опасность.

Повышенная общественная опасность экстремизма в молодежной среде, обусловливаемая прежде всего присущим ему нелегитимным насильственным характером разрешения социальных противоречий и конфликтов, выражается в многочисленности и чрезвычайной остроте угроз рассматриваемого явления для жизненно важных интересов личности, общества и государства, для их безопасности [2].

Таким образом, экстремизм в молодежной среде можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодежи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних.

Профилактика молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма, так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, способны дать наилучшие результаты.

В последние годы за рубежом, в СНГ и России развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России также слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говоря уже о таком направлении, как профилактика экстремизма.

Профилактикой экстремизма в молодежной среде является система мер, направленных на [4]:

- выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий;

- выявление и устранение ситуаций на определенных территориях и в социальной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение экстремистских действий;

- выявление среди молодежи групп повышенного риска;

- выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение, сдерживающего и корректирующего воздействия.

Профилактика молодежного экстремизма, по мнению Т.А. Боголюбовой, складывается из семейного воспитания, полученного молодым человеком. Нередко именно в сфере семейного воспитания закладывается нетерпимость, формируются экстремистские настроения, приводящие к совершению экстремистских посягательств. В таких случаях рекомендуется проведение бесед специалистом, занимающимся профилактикой экстремизма в молодежной среде с родителями радикально настроенного молодого человека, предупреждение их о недопустимости нарушения требований закона.

А.А. Гаджиева среди эффективных мер профилактики экстремизма выделяет [7]:

- создание мест в вузах для талантливой молодежи;

- разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию экстремизму;

- усиление роли патриотического воспитания среди молодежи;

- использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь;

- возвращение былого авторитета слова старших;

- профилактику терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества.

Н.В. Стариков приводит следующие меры профилактики экстремизма [6]:

- правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой культуры, преодоление правового нигилизма;

- подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии;

- сотрудничество с различными конфессиями по противодействию экстремизма;

- обновление форм воспитательной работы с молодежью;

- организация виртуальных дискуссионных площадок в виде «веб-конференций» по молодежной проблематике, размещенных на базе областных правительственных порталов, а также популярных и наиболее посещаемых молодежью интернет-ресурсах.

Е.О. Кубякин выделяет следующие меры профилактики экстремизма в молодежной среде [1]:

- пресечение негативного влияния уличной контркультуры;

- воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции;

- развитие института психологической помощи в школах (консультирование детей и координирование преподавательского состава);

- создание и развитие сети научных центров на федеральном и региональном уровнях, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии;

- формирование структуры национальной (культурно-политической) идентичности посредством СМИ;

- декриминализация виртуального пространства посредством совместной деятельности с интернет-провайдерами по поиску и удалению сайтов экстремистского содержания;

- доработка действующего антиэкстремистского законодательства;

- усиление работы по дискредитации экстремистских групп.

В рамках профилактики экстремизма Т.А. Юмашева предлагает использовать следующие формы работы [8]:

- проведение индивидуальных бесед;

- организация факультативных занятий;

- организация встреч с психологами;

- проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивные мероприятия и др.;

- разработку внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций;

- включение во внутриведомственную статистическую отчетность различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»;

- обеспечение доступности статистической информации о детско-подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания;

- регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и ее последствии;

- оценка эффективности системы профилактики;

- прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы;

- своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации.

Организация работы по профилактике экстремизма в образовательной организации, как и любая профилактическая работа в школе, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервьюирование и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме и т. п.

Следующим этапом организации профилактической работы в школе является планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами.

Анализ методик показывает, что можно выделить три категории субъектов, с которыми необходимо организовать работу в школе по профилактике экстремизма и межнациональной розни [5]:

1) Работа с детьми:

- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

- работа с детьми «группы риска»;

- работа с детьми, принимавшими участие в противоправных акциях.

2) Работа с педагогическим составом:

- подготовка учителей к ведению профилактической работы;

- организационно-методическая профилактическая работа.

3) Работа с родителями:

- информирование и консультирование родителей по данной проблеме;

- индивидуальная работа с семьями.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:

- организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;

- разработка памятки для родителей учащихся с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;

- организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;

- организация недели правовых знаний;

- создание в образовательных учреждениях ученического самоуправления;

- создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся 8-11-х классов.

Профилактическое воздействие, например, на школьников младших и средних классов должно включать воспитание толерантности, профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации и иные элементы, непосредственно ориентирующие воспитуемого на выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.

Эффективность профилактики связана с учетом двух факторов выполнения конкретных мероприятий [6]:

1) внешней ситуации (состояния межгруппового, межобщинного и межнационального взаимодействия, социальных конфликтов, криминальной обстановки и т. п.), в которой взаимодействуют воспитанники и воспитатели;

2) внутренней ситуации (состояния педагогического и учебного коллектива, социально-демографического состава, уровня подготовки воспитателей, развития учащихся, профиля учебного заведения и т. п.).

Реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.

В то же время соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных, культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов, учителей-предметников.

Список литературы

1. Кубякин Е.О. Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 1.

2. Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. Вып. 2 / авт.-сост. И.С. Фомин. - Великий Новгород, 2015. - 34 с.

3. Найда А.А. Практические аспекты применения закона о противодействии экстремистской деятельности. Религиозный экстремизм // Практика применения закона о противодействии экстремистской деятельности: сб. матер. науч.-практ. конф. - М., 2016. - С.6-13.

4. Профилактика экстремизма, национализма и укрепление межнациональных и межкультурных отношений в условиях работы образовательных организаций общего образования: метод. рек. [Электронный ресурс] / [сост. Т.А. Ичеткина]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 104 с.

5. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения. -Иркутск, 2016. - 105 с.

6. Ростокинский А.В. Этика, основы православной культуры, религиоведение или что-то еще (об обучении толерантности) // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 1 (20).

7. Стариков Н.В., Мамина И.В. Молодежный экстремизм и ксенофобия: проблемы распространения и пути противодействия // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 5. - С. 202-206.

8. Юмашева Т.А. Профилактика религиозного экстремизма и противодействие его проявлениям в молодежной среде // Матер. I Всерос. науч.-практ. конф. - Балашов: Николаев, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.