Научная статья на тему 'Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях российской Федерации'

Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1718
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ / XENOPHOBIA AND EXTREMISM / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / THE FIGHT AGAINST EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Л.Б.

В статье рассмотрены вопросы профилактических мероприятий, направленных на борьбу с экстремизмом и ксенофобией, разработаны рекомендации по их внедрению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with preventive measures aimed at combating extremism and xenophobia, and recommendations for their implementation.

Текст научной работы на тему «Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях российской Федерации»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Антонова Л.Б.

ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: ксенофобия, экстремизм, высшие учебные заведения, борьба с экстремизмом.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы профилактических мероприятий, направленных на борьбу с экстремизмом и ксенофобией, разработаны рекомендации по их внедрению.

Keywords: xenophobia and extremism, higher education institutions, the fight against extremism.

Abstract: The paper deals with preventive measures aimed at combating extremism and xenophobia, and recommendations for their implementation.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. По данным МВД России на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Кроме того, анализ статистических данных показывает, что из 428 лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, в 2009 году за

совершение преступлений экстремистской направленности - 344 (более 80 процентов) молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, 112 из них - несовершеннолетние. В составе организованной группы совершено 121 такое преступление, 5 преступлений совершены преступным сообществом (организацией). В первом полугодии 2010 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых - 120 совершены в составе организованной группы, а 19 -преступным сообществом (организацией). Выявлено 245 лиц, их совершивших, из них - 171 в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе - 52 несовершеннолетних [4].

Не лучше дело обстоит и с проявлениями ксенофобии. Рост ксенофобных настроений в российском обществе уже много лет фиксируют социологи. Опасная черта, которая нас отделяет от нестабильности, уже пройдена, потому что уровень ксенофобии в России выше 50%. Это означает, что люди воспринимают других в первую очередь как этнически других, не как конкурента по работе. Не «он лучше или хуже меня как хирург или учитель», а «он чеченец или он русский, поэтому он занимает привилегированное положение». И ксенофобия сейчас фактически является консолидирующим элементом общества. По данным Левада-Центра, на протяжении последних лет большинство россиян поддерживает националистическую идею «Россия для русских». Данные последнего опроса таковы: 19 % россиян заявляют, что ее давно пора осуществить, 35% тоже хотели бы ее осуществить, но в разумных пределах, и только 21% опрошенных отвергают эту идею, полагая, что это настоящий фашизм. Остальных эта проблема не интересует [5].

Наиболее точное определение ксенофобии - нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного [3]. Соответственно, толерантность (от лат. Ш1егапйа - терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Ксенофобия - это естественное явление, обусловленное многими причинами. Невозможно добиться полного отсутствия ксенофобии, однако, возможно максимальное «сглаживание острых углов» с помощью формирования толерантности в обществе путем: расширения информационного поля об объектах и явлениях, вызывающих боязнь, и, как следствие, неприязнь; формирования навыков толерантного отношения к объектам и явлениям в семье, ВУЗе, ближайшем окружении. По результатам социальных

исследований выделены факторы, которые способствуют проявлению агрессивности в молодежной среде. Во-первых, наличие повышенного уровня гормонов у подростков и нестабильная нервная система. Во-вторых, отсутствие твердых ценностных установок, что ведет к возможности манипуляции их сознанием. А в-третьих, общественное одобрение определенных форм агрессивного поведения молодежи (например, по отношению к выходцам с Кавказа) является духовной почвой для распространения идей национализма, расизма, шовинизма в обществе.

Проблема нетерпимости существует и в студенческой среде, а значит, она требует решения. Чаще всего ксенофобия проявляется в отношении представителей другой национальности. Основной причиной возникновения ксенофобии является незнание, следовательно, возможны варианты решения проблемы путем проведения серии мероприятий, направленных на информирование о культурных, религиозных, социальных и других особенностях разных народов. Однако, следует учитывать что традиционное использование мероприятий, посвященных укреплению «дружбы народов» не всегда оказывается эффективным. Использование риторики «дружбы народов» приводит часто к тому, что она воспринимается многими молодыми людьми как фальшь, не выдерживая столкновения с несоответствующей ей действительностью военных операций и социально-экономических последствий миграции, и, как следствие, деятельность по противостоянию ксенофобии в целом начинает вызывать у них отторжение. Исходя из этого, следует серьезно пересмотреть существующие подходы к деятельности по профилактике ксенофобии, чтобы соответствующая программа отвечала на реальные проблемы и вызовы, позволяла подросткам формировать свое отношение к неоднозначным вопросам и явлениям российской действительности, проблемам этнических, религиозных и других меньшинств, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, ситуации на Кавказе, преодолению последствий политики нацистской Германии и других фашистских режимов XX века, истории холокоста и т. д. Для успешной профилактики ксенофобии необходимо иметь представление о деятельности подростков в интернете, как известно ультраправые организации активно используют интернет для пропаганды и координации своих действий. Еще один метод борьбы с ксенофобией - создание моды на антифашизм среди молодежи. Формирование навыков толерантного отношения возможно только при систематической работе,

направленной не только на самого учащегося, но и на его семью и ближайшее окружение. Все перечисленные факторы должны быть учтены при составлении программы профилактики ксенофобии и воспитания толерантности у участников образовательного процесса.

Таким образом, эти проблемы актуальны для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты и возникла насущная потребность научить подростков находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Выполнить это может и должна сфера высшего образования, важнейшая задача которой, в данном случае, содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона; формировать у студентов толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить подростков отстаивать свои права с помощью социально приемлемых действий, добиваться высокого уровня правовой культуры.

Что же такое экстремизм? Каковы причины его распространения, формы проявления и какие средства могут быть использованы в целях предупреждения и профилактики?

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. ех^етш — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции и т.п. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1].

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций,

народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Выяснение мотивов экстремистского поведения в значительной степени будет способствовать предупреждению экстремистской деятельности [2].

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет. В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистки настроенных молодых людей, но претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия. Данные тенденции стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

В этой связи при разработке методических рекомендаций необходимо учитывать современные взгляды на явление экстремизма в российском обществе. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).

3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и

хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие); «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения; дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний; члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на: оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте

конструктивных социальных зон; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях. Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность. Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов.

Возможные модели профилактики экстремизма на уровне всей страны.

1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации. В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно

созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этими СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию. Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций. Данная модель может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодежной среде. Также данная модель может быть применена и в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодежное движение, и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов. Реализация данной модели предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности (приложение).

2. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по

самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер. Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели. Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска -альпинизм, спидвэй, сноуборд, паркур и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое деятельностное русло позитивной направленности. Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи.

Если говорить о задачах профилактической работы в конкретном ВУЗе, то их можно обозначить следующим списком:

1. Формирование у студентов четкого представления о понятиях «толерантность», «экстремизм».

2. Формирование навыков толерантного сознания, доброжелательного отношения к людям другой национальности.

3. Развитие у учащихся способностей предупреждения конфликтов, а также их разрешения ненасильственными методами.

4. Развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции (умения контролировать свою речь и поступки).

5. Подробное изучение целей и способов действий экстремистских организаций для разъяснения студентам пагубности подобных настроений и истинного «лица» данного движения.

6. Вовлечение большого количества студентов в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу и благотворительность.

Важной частью работы по профилактике экстремизма и воспитанию толерантности является работа со взрослыми участниками образовательного процесса.

Путь к толерантности - это, прежде всего серьезная эмоциональная, интеллектуальная работа преподавателя над собой, над изменением стереотипов авторитарного педагогического сознания и поведения. В основу педагогической деятельности должно быть положено живое общение на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися - это путь не просто к толерантности, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и преподаватель, и студент являются субъектами конструктивной деятельности.

Итак, работа по профилактике экстремистских настроений учащейся молодежи направлена на достижение следующих целей:

- укоренение в образовательном и воспитательном процессе неприятия насилия;

- противодействие разложению коллектива по национальным признакам;

- формирование толерантного отношения к окружающим.

Список литературы

1. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон Рос. Федер. от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

2. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федер. от 26 июля 2011 г. № 988 // Собр. законодательства Рос. Федер. - 2011. - № 31. - Ст. 4705.

3. Ксенофобия // URL:http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде // URL:http://www.echo.msk.ru/doc/764494-echo.html

5. Педсовет: профилактика ксенофобии и развитие толерантных установок // URL:http://www.c-

psy.ru/index.php/administarators/psyhologiyaupravleniya/pedsovet /106212011-05-24-15-23-28

Богомолов А.Н.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАЩИТЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: компьютерная защита, информационная безопасность, банковские системы, юридическая защита.

Аннотация: работа посвящена проблемам компьютерной безопасности банковских систем на государственном уровне, защите неправомерного вмешательства к информации.

Keywords: computer security, information security, banking systems, legal protection.

Abstract: It is devoted to the problems of computer security of banking systems at the national level, protection of undue interference information.

В соответствии со Стандартом ЦБ РФ ИББС-1.0-2010 в основе концептуальной схемы информационной безопасности банков лежит противоборство собственника и злоумышленника с целью получения полного контроля над информационными активами на уровне бизнес-процессов, если последнему удается получить такой контроль, кредитной организации и ее клиентам наносится ущерб. Наиболее актуальным источником угрозы информационной безопасности на физическом уровне, уровне сетевого оборудования и уровне сетевых приложений являются лица, разрабатывающие или распространяющие вредоносные программные коды, осуществляющие попытки несанкционированного доступа к банковским информационным системам.

Сведения конфиденциального характера обладают ограниченным доступом, относительно таких сведений управомоченным лицом должны быть приняты меры специальной защиты таких сведений[1].

С целью защиты информации от несанкционированного доступа и копирования в кредитной организации применяются средства криптографической защиты информации, предназначенные для защиты информации при ее обработке, хранении и передаче по каналам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.