Научная статья на тему 'Взаимодействие полиции с государственными и общественными организациями по профилактике экстремизма'

Взаимодействие полиции с государственными и общественными организациями по профилактике экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1384
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПОЛИЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EXTREMISM / PREVENTION / PUBLIC ORGANIZATIONS / PUBLIC AUTHORITIES / POLICE / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стельмах Виктор Сергеевич

Рассмотрены основные проблемы взаимодействия полиции, органов государственной власти и общественных организаций по профилактике экстремизма. Проанализирована деятельность государственных структур и общественных организаций, осуществляющих профилактику экстремизма. Выявлена и обоснована необходимость взаимодействия полиции, органов государственной власти и общественных организаций с целью недопустимости распространения экстремистских проявлений на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE COOPERATION WITH STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR THE PREVENTION OF EXTREMISM

This article describes the main problems of interaction between the police, state authorities and public organizations for the prevention of extremism. Analyzed the activity of state structures and public organizations engaged in the prevention of extremism. Identified and justified the need for cooperation between the police, state authorities and public organizations for the purpose of the inadmissibility of distribution of extremist manifestations on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие полиции с государственными и общественными организациями по профилактике экстремизма»

УДК 34.09

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ЭКСТРЕМИЗМА

В. С. Стельмах

Рассмотрены основные проблемы взаимодействия полиции, органов государственной власти и общественных организаций по профилактике экстремизма. Проанализирована деятельность государственных структур и общественных организаций, осуществляющих профилактику экстремизма. Выявлена и обоснована необходимость взаимодействия полиции, органов государственной власти и общественных организаций с целью недопустимости распространения экстремистских проявлений на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: экстремизм, профилактика, общественные организации, органы государственной власти, полиция, взаимодействие.

В утвержденной 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности [1]. Она определяет основные направления противодействия экстремистской деятельности, в частности: совершенствование структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти; создание механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формирование долгосрочной концепции комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепление социальных гарантий их сотрудников; совершенствование научно -технической поддержки правоохранительной деятельности; принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника; развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере противодействия экстремизму.

В то же время экстремизм, как деструктивная деятельность, направленная на дестабилизацию общественных устоев, требует выработки эффективных мер по нейтрализации его различных форм проявления. Одним из основных механизмов регулирования профилактики экстремизма стратегия национальной безопасности Российской Федерации отводит государственным структурам, осуществляющим на федеральном уровне деятельность по профилактике экстремизма:

• Министерство внутренних дел - в сфере внутренних дел, в том числе в сфере противодействия экстремизму;

• Министерство экономического развития - в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ;

• Федеральная миграционная служба - в сфере миграции;

• Федеральная служба безопасности - в сфере внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;

• Министерство юстиции - в сфере регистрации различных организаций, объединений, политических партий, ведения, опубликования и размещения в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов;

• Министерство образования и науки - в сфере образования;

• Министерство культуры - в сфере сохранения историко-культурного наследия народов;

• Министерство спорта, туризма и молодежной политики — в сфере взаимодействия с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи;

• Министерство связи и коммуникаций - в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет) систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях, печати, издательской и полиграфической деятельности;

• Министерство иностранных дел - в сфере международных отношений Российской Федерации;

• Министерство здравоохранения и социального развития - в сфере занятости и трудовой миграции;

• Генеральная прокуратура Российской Федерации - в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму.

Основными задачами вышеуказанных органов государственной власти являются: реализация государственной национальной политики в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики экстремизма; выявление и предупреждение совершения преступлений экстремистской направленности.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, Указом Президента РФ от 26.07.2011 г. № 988 создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Помимо указанной цели, Комиссия обеспечивает реализацию государственной политики в области противодействия экстремизму (в том числе и регулирование межэтнических отношений), а также организационно-методическое руководство этой деятельностью.

Как показывает практика, существенная доля в общем объеме принимаемых мер по реализации приоритетных направлений государственной политики в области противодействия экстремизму принадлежит органам внутренних дел. Вместе с ними в этом процессе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» должны принимать участие органы местного самоуправления. Однако не во всех регионах в полной мере используются возможности местных органов государственной власти, привлекаются общественные организации,

216

имеющие огромный потенциал для осуществления указанной деятельности. Это связано, во-первых, дистанцированием отдельных органов местного самоуправления от проблем экстремизма, во-вторых, органы местного самоуправления часто прибегают к формам профилактики, результативность которых минимальна или при отсутствии контроля - имеет обратный эффект. Например, неконтролируемое развитие спорта, создание спортивных организаций и секций может стать массовой базой для вовлечения подростков и несовершеннолетних (спортсменов, футбольных фанатов) в молодежные экстремистские организации.

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в части организации систематической профилактики экстремизма должна быть направлена на гармонизацию межэтнических, межрелигиозных отношений, предупреждение экстремизма. Для реализации вышеуказанных целей и снижения уровня радикализации общественных настроений большое значение возлагается на региональные и муниципальные целевые программы. Подобного рода целевые программы являются концентрированным выражением государственной политики по содействию позитивной стабильности межэтнических, межконфессиональных отношений в отдельно взятом субъекте или муниципальном образовании Российской Федерации.

Наиболее оптимальной представляется структура государственной программы Республики Саха (Якутия) «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012 -2016 годы», одним из разделов которой является «Профилактика экстремизма и терроризма».

Активно реализуются другие региональные программы, имеющие разделы по профилактике распространению экстремизма. Например, государственная программа Приморского края «Безопасный край на 2014 -2017 годы», включающая подпрограмму «Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае», «Комплексная Программа профилактики правонарушений в Чеченской Республике на 2014 - 2016 годы», согласно которой проводится работа по профилактике правонарушений, нацеленная на духовно-нравственное совершенствование, интеллектуальное и эстетическое развитие, вовлечение молодежи в творческий процесс самореализации.

Интересным примером может служить деятельность органов исполнительной власти Республики Татарстан по профилактике националистических и экстремистских проявлений.

В этой связи заслуживает внимания международный студенческий спортивный проект - студенческая футбольная лига «Дружба народов». Впервые проект был реализован в марте 2013 года, когда ее участниками стали 13 стран. В ноябре 2014 года стартовал новый сезон 2014/2015, количество команд возросло - к лиге «Дружба народов» присоединились такие страны как Казахстан, Иран, Грузия и Турция. Теперь число игроков составляет более 200 человек. Главной целью данного проекта является пропаганда идей дружбы народов и здорового образа жизни, привлечение к участию в соревнованиях

217

иностранных учащихся, укрепление межнациональных связей. В 2015 году создана студенческая мини-футбольная лига «Дружба народов».

Кроме того, с целью сбора, анализа и систематизации сведений о попытках вовлечения студенческой молодежи в экстремистскую деятельность и фактах пропаганды экстремистских идей среди студентов за учебными заведениями высшего и среднеспециального образования закреплены сотрудники подразделений органов внутренних дел республики по противодействию экстремизму. Территориальными органами внутренних дел также проводятся соответствующие оперативно-розыскные и оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление возможных источников распространения экстремистских идей. В образовательных организациях всех уровней проводятся, широко освещаемые в средствах массовой информации, мероприятия по противодействию экстремизму. Цель указанных мероприятий - популяризация аспектов этнокультурного развития и взаимодействия народов Республики Татарстан с целью формирования у молодежи необходимого уровня бдительности в связи с опасностью экстремистских проявлений в обществе, а также толерантности по отношению к представителям других национальностей и культур.

Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с органами местного самоуправления может осуществляться в реализации различных программ по профилактики экстремизма посредством организации и активного участия в фестивалях, форумах, конференциях, региональных творческих конкурсах, посвященных вопросам толерантности, нетерпимости к экстремистским проявлениям и ксенофобии, повышения культуры межэтнического общения. К этой деятельности целесообразно привлекать региональные общественные палаты, молодежные движения и общественные организации конструктивной направленности.

Необходимо повышать профилактическую работу полиции в образовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах) по противодействию экстремизму, которая должна носить систематический характер. Эффективность профилактических мер в значительной степени зависит от уровня пропагандистской и просветительской работы. Не стоит ограничиваться беседами на правовые темы. Учитывая многонациональный состав нашего государства, необходимо разрабатывать совместные программы гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, по воспитанию уважения к культуре, истории, языку разных народов России, мировым культурным ценностям. Помимо лекций и бесед на правовые темы с подростками и учащейся молодежью, весомым вкладом может стать оказание помощи в создании клубов и молодежных центров по изучению национальных традиций, обрядов, обычаев и религий с целью воспитания культуры межэтнического и межрелигиозного общения. В них сотрудники органов внутренних дел могут проводить семинары и дискуссии правового характера, разъясняя молодежи основы российского законодательства по противодействию преступлениям экстремистской направленности.

Совместно с общественными организациями необходимо периодически проводить мониторинг межэтнических отношений в регионе. Данные мероприятия позволят своевременно выявить участки социальной напряженности, предотвратить вероятные конфликты на почве усиления экстремистских (протестных) настроений (различных экстремистских проявлений).

На региональном уровне организация подобных мониторингов предполагает тесное сотрудничество органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с социологами, представляющими научное сообщество данного субъекта Федерации. Формами этого сотрудничества могут являться различного рода региональные гранты, определение приоритетного характера тех или иных исследований. Положительный эффект имеет также проведение совместных мероприятий органами государственной власти или органами местного самоуправления со структурами гражданского общества [2].

С целью профилактики экстремизма, проявлений нетерпимости и ненависти к лицам иных национальностей, религий и этносов, привития навыков ведения межконфессионального диалога необходимо широко использовать возможности средств массовой информации. Публикации в местной и региональной прессе, выступления на радио, участие в телевизионных дискуссиях с представителями органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, студенческой и учащейся молодежи должны стать обязательной частью практической деятельности сотрудника полиции по предупреждению экстремизма.

В противовес радикальным движениям, сотрудники полиции при взаимодействии с общественными организациями должны оказывать помощь молодежным движениям и организациям конструктивной направленности в подготовке и проведении общественных акций против ксенофобии и межэтнической розни. Целью таких общественных акций должна стать пропаганда толерантности, укрепления диалога между этносами и конфессиями в духе терпимости к культурным и религиозным различиям населения отдельно взятого региона, города, поселка.

В деятельности по снижению уровня межэтнического противостояния и достижения толерантности между различными конфессиями необходимо использовать возможности религиозных организаций и профессиональных союзов, которые уделяют особое внимание духовно-нравственному воспитанию общества. Возрождение и укрепление духовно-нравственных традиций культурообразующих конфессий России является важнейшим направлением профилактики экстремизма. Необходимо активно привлекать традиционные религиозные и общественные организации к противодействию распространения экстремистских идей, создавать в регионах систему консультирования и повышения квалификации по проблемам теологического и религиоведческого характера для сотрудников государственного и муниципального управления, а также правоохранительных органов, посредством проведения специализированных курсов.

Важная составная часть профилактики экстремизма — активная включенность в решение проблем экстремизма организаций гражданского общества, в первую очередь, организаций этнического характера. В качестве примера можно привести Краснодарский край. Там при поддержке властей края и города Краснодара действует Центр национальных культур (ЦНК), объединяющий под одной крышей более 30 национально-культурных организаций. ЦНК обеспечивает включение в решение общих проблем представителей основных диаспор, казачества, русских организаций. Включенность структур гражданского общества в профилактику экстремизма осуществляется также через систему реально действующих общественных советов [2]. Например, во многих субъектах Российской Федерации выстроена многоуровневая система совещательно-консультативных органов, деятельность которых позволяет своевременно реагировать на возникающие ситуации, связанные с предупреждением экстремизма. На краевых, областных уровнях созданы советы при губернаторах по вопросам межэтнических отношений, имеют место молодежные этнические советы, молодежные парламенты. На уровне муниципальных районов и городских округов сформированы этнические советы, в поселениях работают советы мира и дружбы, которые рассматривают все вопросы, волнующие местных жителей.

Взаимодействие органов внутренних дел, органов государственной власти и общественных организаций в осуществлении профилактических мер по предупреждению экстремизма способствует повышению общественно-политического, правового сознания, духовно - нравственного и культурного уровня населения, является залогом укрепления стабильности и взаимопонимания в обществе.

Таким образом, с целью недопущения экстремистских проявлений в Российской Федерации полиции, государственным и общественным организациям необходимо взаимодействовать по следующим направлениям:

- утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех жителей;

- достижение необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения;

- организация воспитательной работы среди детей и молодежи, направленная на устранение причин и условий, способствующих совершению действий экстремистской направленности;

- воспитание толерантности, взаимного уважения и патриотизма;

- пропаганда толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий;

- формирование межэтнической культуры в молодежной среде;

- формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;

- формирование внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей и религиозных конфессий на основе ценностей

220

многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека;

- общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве, а также агрессивного поведения;

- информирование молодежи о вопросах противодействия экстремизму в целях содействия правоохранительным органам в выявлении правонарушений и преступлений данной категории, а также ликвидации их последствий.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., утверждающий «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 20. 2009.

2. Галахов С.С., Сальников E.B., Кузьмин А.В. Организация противодействия экстремистской деятельности в России: понятие, сущность, правовые основы: монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. 173174 с.

Стельмах Виктор Сергеевич адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, [email protected], Россия, Москва, Московский университет МВД Российской Федерации им. В.Я. Кикотя.

POLICE COOPERATION WITH STATE AND PUBLIC ORGANIZATIONS FOR THE

PREVENTION OF EXTREMISM V. S. Stelmakh

Abstract: this article describes the main problems of interaction between the police, state authorities and public organizations for the prevention of extremism. Analyzed the activity of state structures and public organizations engaged in the prevention of extremism. Identified and justified the need for cooperation between the police, state authorities and public organizations for the purpose of the inadmissibility of distribution of extremist manifestations on the territory of the Russian Federation.

Keywords: extremism, prevention, public organizations, public authorities, police, interaction.

Stelmakh Victor Sergeevich. adjunct of the Department of Operational-investigative activity of internal Affairs bodies", [email protected], Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. V. J. Kikot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.