Научная статья на тему 'Сущность и содержание понятия "экстремизм" и педагогические формы его профилактики в студенческой среде'

Сущность и содержание понятия "экстремизм" и педагогические формы его профилактики в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / EXTREMISM / MANIFESTATIONS OF EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / POLITICAL EXTREMISM / NATIONAL EXTREMISM / YOUTH EXTREMISM / PEDAGOGICAL FORMS OF PREVENTION OF EXTREMISM / STUDENTS' ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Татьяна Владимировна, Петрова Ирина Николаевна

В статье раскрываются сущность и содержание термина «экстремизм». Данное понятие проанализировано через призму различных наук, а именно философии, социологии, политологии, психологии и педагогики. Приведены трактовки определения экстремизма различных ученых, занимающихся данной проблемой. Раскрыты педагогические формы профилактики экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде. Описан опыт воспитательной работы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева по профилактике этого явления среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF "EXTREMISM" CONCEPT AND EDUCATIONAL FORMS OF ITS PREVENTION IN STUDENTS’ ENVIRONMENT

The article reveals the essence and content of «extremism» concept; analyzes the concept «extremism» in the context of philosophy, sociology, political science, psychology and pedagogics; provides some interpretations of the definition of «extremism» by various scientists; reveals some pedagogical forms of its prevention of extremism and its features in youth environment; gives the experience of educational work on the prevention of extremism in students’ environment at I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание понятия "экстремизм" и педагогические формы его профилактики в студенческой среде»

УДК 316.485-057.87

Т. В. Романова, И. Н. Петрова

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМИЗМ» И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание термина «экстремизм». Данное понятие проанализировано через призму различных наук, а именно философии, социологии, политологии, психологии и педагогики. Приведены трактовки определения экстремизма различных ученых, занимающихся данной проблемой. Раскрыты педагогические формы профилактики экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде. Описан опыт воспитательной работы Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева по профилактике этого явления среди студентов.

Ключевые слова: экстремизм, формы проявления экстремизма, религиозный экстремизм, политический экстремизм, национальный экстремизм, молодежный экстремизм, педагогические формы профилактики экстремизма, студенческая среда.

Актуальность исследуемой проблемы. Анализ современных теоретических и эмпирических психолого-педагогических исследований свидетельствует о том, что основными проблемными зонами потенциальных и реальных экстремистов являются ценностно-смысловая, нравственная, когнитивная сферы, сфера отношения к себе, к миру и окружающим, а также сфера социальной (в том числе этнической) и личной идентичности. В связи с этим важнейшей задачей на сегодняшний день являются поиск и активное использование потенциала различных социально-психологических факторов профилактики экстремизма в молодежной среде. С этой целью следует более подробно изучить сущность и содержание понятия «экстремизм», раскрыть особенности проявления и педагогические формы его профилактики в студенческой среде.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы по профилактике проявлений экстремизма в студенческой среде на примере деятельности Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

© Романова Т. В., Петрова И. Н., 2018

Романова Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Петрова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.11.2017

Результаты исследований и их обсуждение. Множество определений экстремизма в науке и обществе, в связи с ростом числа экстремистских проявлений, определило необходимость уточнения данного понятия. Слово «экстремизм» (от лат. ехй"етш - крайний) не является новым для общества и науки и имеет давнюю историю, оно пришло из латинского языка еще в XVII в. Однако окончательное смысловое значение данного термина (в его социально-политическом контексте) сформировалось значительно позже, в XX в. В Большой советской энциклопедии экстремизм трактуется как приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Таким образом, на сегодняшний день в научной литературе, государственной и общественной практике закрепилось довольно абстрактное определение, характеризующее экстремизм как приверженность к крайним взглядам и использование радикальных методов для достижения целей. Представители разных областей знаний по-своему трактуют данное понятие, некоторые из них представлены в таблице 1.

Понятие экстремизма нашло свое отражение и в нормативно-правовых документах, законодательных актах современного государства. Так, в российском законодательстве, а конкретно в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)» раскрывается как:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [10].

Таблица 1

Сущность и содержание понятия «экстремизм»

Области наук Сущность понятия

В философии Экстремизм понимается как: - «антиобщественные взгляды и поступки»; - «характеристика противоправных деяний»; - «деструктивно-деятельностный характер человеческой сущности, представляющий специфическую форму отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности» [4]. Экстремизм рассматривается как система взглядов на мир, как особая форма сознания: «Экстремизм есть, прежде всего, специфическая форма мировоззрения или система координат», которая выражается жизненным стилем, отличающейся одеждой, жаргоном и т. п. (В. И. Красиков) [5]

В социологии Экстремизм - деструктивная тенденция, являющаяся препятствием для модернизации российского общества, приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении во всех сферах человеческой активности: в межличностном общении, во взаимоотношении полов, в отношении к природе, в политике и т. д. [9]

В политологии Экстремизм рассматривается как дестабилизирующий фактор, направленный на разрушение существующей политической системы (М. В. Воронов) [2]. Экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил поведения в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (В. Ю. Голубовский) [4]. Экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений (А. Г. Хлебушкин) [11]. Экстремизм - отрицание всякого чувства меры. Экстремисты оперируют искаженными, деформационными представлениями о действительности, по крайней мере, в той ее части, где пытаются реализовать свои цели, как ближайшие, так и более отдаленные. Это выражается в крайности суждений, безапелляционности, категоричности. В практической деятельности это неизбежно приводит к насилию (Н. Н. Афанасьев) [1]. Рассмотрение экстремизма в широком и узком понимании. В широком понимании экстремизм обозначает приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам. В узком понимании экстремизм - проявление отрицания существующих политических и правовых норм, ценностей, процедур, основных принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти, существующего правопорядка (А. В. Ростокинский) [8]. Согласно определению В. Д. Трофимова, координатора международного движения по защите прав народов, экстремизм связан не только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности: «Экстремизм - это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта». Экстремизм - «взаимодействие оппозиционных групп и индивидов, направленное на захват и удержание политической власти или ее дестабилизацию с использованием нелегальных средств и методов, включая насилие» (Р. Н. Гетц) [3]. Экстремизм - это политическая практика, в основе которой лежат радикальные идеи, отрицающие идейно-институциональные основы данного общественно-политического устройства и призывающие к немедленному насильственному изменению легитимного конституционного строя (В. С. Мартьянов и Л. Г. Фишман)

В психологии и педагогике Экстремизм как явление связан с проявлением агрессии, но при этом имеет свои отличительные сущностные черты и не сводится только к ней. Так, В. И. Красиков, обозначая экстремизм как форму и результат развития человеческой агрессии, отмечает, что «экстремизм - это "аристократия" агрессии», и объясняет это тем, что в общем массиве агрессивных проявлений экстремистские встречаются реже, нежели другие, и отличаются «сознанием особой миссии, радикальным самообличением, своим кодексом поведения» [5]. Экстремизм - крайняя форма интолерантности, соединенной с агрессией и насилием как методами выражения непримиримости к другому

Рассмотрев различные трактовки понятия «экстремизм», можно сделать вывод о том, что это довольно сложное понятие, которое нашло отражение во многих сферах деятельности. В связи с этим ученые различают следующие формы его проявления. Политический экстремизм представляет собой наличие крайних взглядов на политическую систему, на формы управления государством, пропагандирование насильственных и агрессивных форм борьбы за власть. Национальный экстремизм проявляется в радикальных, интоле-рантных действиях, агрессии по отношению к представителям другой национальности, этнической группы, культуры. Религиозный экстремизм выражается в неприятии другой религии, нетерпимости к инакомыслящим представителям того или иноговерования.

Молодежный экстремизм выражается в агрессивном поведении молодых людей по отношению к окружающим. Под молодежными экстремистскими группировками понимаются неформальные молодежные объединения (фанаты спортивных команд, группировки национального толка, поклонники различных культов и т. п.). Молодежная среда в силу своих социальных особенностей, способов восприятия окружающей действительности является той частью общества, которая быстро накапливает и реализует протест-ный потенциал, что способствует вовлечению в экстремистские движения. Основными причинами возникновения экстремизма в молодежной среде являются снижение уровня жизни большей части населения, изменение нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, появление агрессии среди молодежи, отсутствие системной профилактической работы, в которой были бы задействованы различные структуры образовательного процесса. Поэтому основной задачей современной образовательной системы являются организация системной профилактической работы с молодежью, изучение особенностей молодежной социальной среды, причин агрессии, выявление способов формирования стрессоустойчивой личности, способной противостоять негативным влияниям общества и осознанно принимать поведенческие решения.

В ходе организации деятельности по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде необходимо ориентироваться на:

- оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые люди, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

- формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессивности, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур [7].

Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева является работа по недопущению проявлений экстремизма в студенческой среде. Особенно актуальной

эта работа в вузе стала с появлением большого числа иностранных студентов. На данный период времени на очном и заочном отделениях обучаются около трехсот иностранцев, в основном из Туркменистана, а также из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Франции. Общий процент студентов-иностранцев составляет около 10 % [6]. В вузе действует целевая программа по профилактике правонарушений среди обучающихся. Основными целями программы являются:

- реализация комплекса мер по укреплению законности, правопорядка, защите прав и свобод студентов;

- определение приоритетных направлений работы по профилактике правонарушений и экстремизма;

- совершенствование форм взаимодействия отдела по воспитательной работе и факультетов с правоохранительными органами в решении задач предупреждения правонарушений.

В ходе реализации данной программы в вузе реализуются следующие педагогические формы профилактики экстремизма в студенческой среде:

- организация совместной деятельности с правоохранительными органами по предупреждению и пресечению антиобщественных проявлений;

- работа студенческого актива по привлечению студентов к охране правопорядка, обсуждение итогов практической работы по профилактике правонарушений и экстремизма среди студентов на заседаниях студенческого конгресса;

- организация работы по своевременному предупреждению и пресечению правонарушений, созданию актива общественности, привлекаемой к выполнению профилактических мероприятий;

- организация разъяснительной работы со студентами по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;

- работа по разъяснению норм действующего законодательства, правовое просвещение и воспитание студентов;

- тестирование студентов с целью выявления лиц, склонных к совершению противоправных действий и злоупотреблению психоактивными веществами;

- взаимодействие с общественными объединениями и органами МВД по вопросам профилактики правонарушений и экстремизма;

- проведение индивидуальных бесед со студентами по предупреждению экстремистских проявлений.

Немаловажное значение имеют разработанные самими преподавателями и внедренные в воспитательный процесс программы. Так, в рамках социально-педагогических дисциплин, в частности «Социальная работа», «Методика и технология работы социального педагога», «Социально-педагогическое проектирование» и др., нами применяются следующие педагогические методы и формы профилактики экстремизма: проведение бесед со студентами с целью выявления их экстремистских наклонностей, агрессивности; формирование толерантного сознания и поведения; организация занятий по изучению Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и других законов Российской Федерации, касающихся проблем молодежи; проведение разъяснительной работы среди студентов о существовании многих религий и нетерпимости к насилию; ознакомление с деятельностью молодежных и общественных организаций; формирование гражданско-патриотического сознания; пропаганда здорового образа жизни; проведение профориентационной работы, оказание помощи в трудоустройстве; вовлечение молодежи в научную и инновационную деятельность.

Так, на психолого-педагогическом факультете ежегодно проходит конкурс студенческих социальных проектов «Я - Гражданин», в котором принимают участие студенты 3, 4 курсов, в рамках которого они создают различные проекты, затрагивающие вопросы профилактики правонарушений, отклоняющегося поведения и т. п. Также студенты создают различные социальные проекты, отражающие проблемы формирования толерантного сознания и культуры межнационального общения и др. Одним из таких проектов был «Многонациональный факультет», в ходе которого студенты попытались создать клуб помощи иностранным студентам в изучении русского языка и русской культуры. Включение обучающихся в разработку и реализацию подобного рода проектов способствует не только повышению уровня проектной культуры, но и формированию толерантности среди студенческой молодежи, снижению уровня агрессии к культуре других народов, а также способствует положительной динамике в развитии ее духовно-нравственного сознания, политической образованности.

Значительную роль в проведении профилактической работы оказывает волонтерская команда «Корпорация добра», состоящая из студентов 1-4 курсов психолого-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. В целом профилактика экстремизма - это длительный процесс, который требует взаимосвязи различных структур и многоплановой работы.

Резюме. Таким образом, рассмотрев различные трактовки определения понятия «экстремизм», раскрыв основные формы его проявления, можно сделать вывод о том, что экстремизм как социальное явление представляет собой деструктивное поведение личности, проявляющееся агрессией и насилием по отношению к другому человеку, группе людей и связанное с нетерпимостью ко всему иному.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Н. Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1. - С. 230-234.

2. Воронов М. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02. - М., 2003. - 15 с.

3. Головин А. Ю., Аристархова Т. А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. -2013. - № 3-2. - С. 3-9.

4. Демидова Е. В. Экстремизм: понятие и сущность // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2010. - № 2. - С. 66-70.

5. Красиков В. И. В экстриме. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов радикального сознания. - М. : Водолей, 2006. - 506 с.

6. Петрова Т. Н., Романова Т. В. Работа куратора по профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 3(95), ч. 1. - С. 135-141.

7. Романова Т. В. Воспитательная работа в сфере профилактики экстремизма в студенческой среде // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 89-96.

8. Ростокинский А. В. Современный экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы квалификации и противодействия : курс лекций. - М. : Наука, 2007. - 147 с.

9. Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2. - М. : Мысль, 2003. - 861 с.

10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

11. Хлебушкин А. Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализа-ции : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - Саратов, 2007. - 27 с.

UDC 316.485-057.87

T. V. Romanova, I. N. Petrova

ESSENCE AND CONTENT OF «EXTREMISM» CONCEPT AND EDUCATIONAL FORMS OF ITS PREVENTION IN STUDENTS' ENVIRONMENT

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence and content of «extremism» concept; analyzes the concept «extremism» in the context of philosophy, sociology, political science, psychology and pedagogics; provides some interpretations of the definition of «extremism» by various scientists; reveals some pedagogical forms of its prevention of extremism and its features in youth environment; gives the experience of educational work on the prevention of extremism in students' environment at I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Keywords: extremism, manifestations of extremism, religious extremism, political extremism, national extremism, youth extremism, pedagogical forms ofprevention of extremism, students' environment.

REFERENCES

1. Afanas'ev N. N. Ideologija terrorizma // Social'no-gumanitarnye znanija. - 2002. - № 1. - S. 230-234.

2. VoronovM. V. Osnovy politiko-pravovogo ogranichenija social'no-politicheskogo jekstremizma kak ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk : 23.00.02. - M., 2003. - 15 s.

3. Golovin A. Ju., Aristarhova T. A. Sushhnost' jekstremizma i osobennosti ego projavlenija v molodezhnoj srede // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. - 2013. - № 3-2. - S. 3-9.

4. Demidova E. V. Jekstremizm: ponjatie i sushhnost' // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2010. - № 2. - S. 66-70.

5. Krasikov V. I. V jekstrime. Mezhdisciplinarnoe filosofskoe issledovanie prichin, form i patternov radi-kal'nogo soznanija. - M. : Vodolej, 2006. - 506 s.

6. Petrova T. N., Romanova T. V. Rabota kuratora po profilaktike mezhnacional'nyh konfliktov v stu-dencheskoj gruppe // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2017. - № 3(95), ch. 1. - S. 135-141.

7. Romanova T. V. Vospitatel'naja rabota v sfere profilaktiki jekstremizma v studencheskoj srede // Psi-hologija i social'naja pedagogika: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija : materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2017. - S. 89-96.

8. RostokinskijA. V. Sovremennyj jekstremizm: kriminologicheskie i ugolovno-pravovye problemy kvalifi-kacii i protivodejstvija : kurs lekcij. - M. : Nauka, 2007. - 147 s.

9. Sociologicheskaja jenciklopedija : v 2 t. T. 2. - M.: Mysl', 2003. - 861 s.

10. Federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti» // So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2002. - № 30. - St. 3031.

11. Hlebushkin A. G. Prestupnyj jekstremizm: ponjatie, vidy, problemy kriminalizacii i penalizacii : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.08. - Saratov, 2007. - 27 s.

© Romanova T. V., Petrova I. N., 2018

Romanova, Tatyana Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Petrova, Irina Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on November 22, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.