УДК 316.624 В. Л. Примаков
доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКА
ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: НАУЧНЫЙ ФОРМАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ
В статье на основе данных социологического исследования раскрывается проблема профилактики экстремизма в современном коммуникационном поле взаимодействия молодежи и подростков. Пространства современной коммуникации молодежи рассматриваются с точки зрения анализа их профилактического содержания и действенности. Анализируется проблема референтности коммуникационных пространств.
Ключевые слова: молодежный экстремизм; пространства современной коммуникации; профилактика молодежного экстремизма.
Primakov V. L.
Doctor of Sociological (Dr.habil.), Professor of the Department of Sociology of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: [email protected]
MODERN COMMUNICATION AND PREVENTION OF EXTREMISM
AMONG YOUTH: SCIENTIFIC FORMAT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM
On the basis of data of the sociological survey, the article reveals the problem of extremism prevention in contemporary wide communication area of youth and teenagers. The author describes areas of modern youth communication from the perspective of analysis of prevention content and efficiency. In the article the problem of referentiality of communication areas is analysed.
Key words: youth extremism; areas of modern communication; prevention of youth extremism.
За последние несколько десятилетий современное российское общество существенно изменило свое коммуникационное пространство, причем как структурно, так и содержательно. Значительно сузились (и по объему, и по содержанию) непосредственные традиционные межличностные семейные коммуникационные связи и отношения, их влияние на формирование личности ребенка и жизнь в целом. При этом возросла коммуникационная (и социализирующая) роль групповых молодежных связей, виртуального
взаимодействия. Повысилась роль в социальном развитии молодых людей, определении ими своего социального статуса сферы досуга, молодежных увлечений, так называемых тусовок, где и проявляется личностное «Я», собственная идентичность. При этом сфера образования, спорта, работы, профессиональной самореализации и даже семьи существенно отодвигаются на второстепенные ценностно-ориентационные позиции. Можно по-разному к этому относиться, но это стало фактом, а для подростков и молодежи естественной средой обитания, повседневных коммуникаций. Поэтому проблема молодежного экстремизма и его профилактики оказывается «переплетенной» с современным коммуникационным пространством молодых людей1. Более того, именно в этом пространстве не только широко проявляется экстремизм, но нередко зарождается и формируется в нем. Например, информационный экстремизм, имеющий различные формы, в том числе и сопряженный с психическим, социальным, прямым и опосредованным насилием. Экстремизм, особенно с использованием сетевого взаимодействия и всего виртуального пространства, стал, по сути, аккумулятором роста экстремистских преступлений. По наблюдениям специалистов, основной прирост преступлений экстремистской направленности связан с тем, что их стали активно выявлять в Интернете. Например, в 2014 г. в Сети было удалено свыше 500 экстремистских материалов, 406 интернет-ресурсов с экстремистскими материалами закрыты [Саблуков 2012]. Однако, по оценкам руководителя Антитеррористического центра государств СНГ, генерал-полковника полиции Андрея Новикова, «за три года количество публикаций с экстремистским содержанием в Интернете выросло в шесть раз. Особое внимание террористы уделяют работе социальных сетей» [Новиков... Электронный ресурс].
В связи с этом проблема профилактики экстремизма на отдельных полях коммуникации и в широком коммуникационном пространстве становится особенно актуальной в общем содержании противодействия молодежному экстремизму. Научных исследований по этой проблематике явно недостаточно [Профилактика
1 Научному анализу концептуального подхода к профилактике экстремизма среди молодежи и подростков, а также опыту и практике ее организации посвящены предыдущие статьи автора в данном журнале.
экстремистской деятельности... Электронный ресурс; Саблуков 2012; Социологический анализ этнокультурного. 2017]. При этом важно подчеркнуть, что профилактическая работа по предупреждению экстремизма, охватывая многие сферы социальных отношений и взаимодействий, существенно снижает свою эффективность, а порой даже и присутственную роль, в наиболее важных для молодых людей пространствах коммуникаций. Например, в молодежных организациях и группировках, особенно контркультурной, асоциальной, изоляционистской направленности, или в сетевом взаимодействии, в пространстве доступа к широкому информационному контенту, в том числе через СМИ и Интернет. Достаточно закрыто для контроля и целенаправленного профилактического воздействия сфера подростково-молодежного досуга, бесцельного (как считают взрослые) времяпрепровождения, увлечений. Отсутствуют специалисты как в организации, так и в профилактике экстремизма в этих узких областях коммуникаций, не выработаны конкретные рекомендации, формы, технологии профилактической работы. Это красноречиво подтверждают данные опроса специалистов по профилактике асоциального поведения подростков и молодежи (см. рис. 1) [Давыдов. Электронный ресурс].
Почти 60 % опрошенных нуждаются в знаниях о конкретных рекомендациях и современных технологиях профилактической работы. Судя по данным экспертного опроса, специалистам (!) не хватает знаний практически во всем, что касается профилактики: и знаний сущности, и причин экстремизма, и форм проявлений, и практических компетенций, и знаний законов, и руководящих документов. Это подтверждает вывод о том, что у субъектов профилактики не сформировано понимание специфики сфер, пространств, как молодежной коммуникации, так и профилактической работы в этих областях.
Обобщая представления экспертов, ученых и специалистов-практиков, представляется возможным смоделировать пространства современной коммуникации подростков и молодежи, где происходит формирование и развитие их социальных отношений (рис. 2).
Конечно, все возможные пространства коммуникации не исчерпываются представленными на рисунке. Могут выделяться отдельные площадки, как и наверняка будут появляться новые.
Однако их содержательная локализация, в том числе в логике взаимодействующих субъектов позволяет более точно выделить некоторые меры, приемы, способы, формы профилактики молодежного экстремизма. Пространства социальных взаимодействий молодежи в таком контексте выступают конкретными площадками профилактической работы, где создаются (или должны создаваться) условия для формирования целостной, активной, толерантной личности и неэкстремистских практик.
Конкретные рекомендации и технологии работы с обучаемыми
Сущность молодежного экстремизма, причины и формы проявления
Обмен опытом работы
Работа с документацией
Повышение компетентности и организация работы педагогов
Организация работы с мигрантами 4|4
58,6 |
45,6
28,3 |
87]
|
*
О 10 20 30 40 50 60 70
Рис. 1. Потребности субъектов профилактики молодежного экстремизма в информации для организации эффективной профилактической работы (в %)
Семья, особенно родительская, - важнейший институт социализации, осуществления первичных коммуникаций. Однако она теряет свое влияние в значительно более поздних периодах взросления. Это та площадка, где изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, где формируется эмоциональная жизнь ребенка, создается ценностно-нормативная структура личности. При этом, как отмечают эксперты, основы ксенофобии и экстремизма нередко закладываются именно в семье. Именно семья формирует ориентационную основу как экстремистских проявлений, так и противостояния им.
СЕМЬЯ
Пространство внутрисемейного (в самом широком содержании)взаимодействия - основа социальных связей, отношений, оценок, установок и ориентаций ребенка. Дисфункциональность семьи - основной предмет профилактического воздействия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Дошкольные учреждения, школа, учреждения дополнительного, среднего, высшего профессионального образования, специализированные учреждения - среда контролируемой и организованной профилактики экстремизма.
ПРОСТРАНСТВО ДОСУГА И УВЛЕЧЕНИЙ
Учреждения и площадки досуга, развлечений, увлечений,творчества, спорта очень широки и разнообразны по формам и способам коммуникаций. При этом очень слабо контролируемы и организуемы с точки зрения противодействия и профилактики экстремизма.
ПРОСТРАНСТВО ГРУППОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Подростковые и молодежные объединения, группы - бесконечно разнообразны и по формам, и по идеологемам, и по организации. Профилактика распространяется только на так называемые систематизированные (контролируемые) объединения.
ПРОСТРАНСТВО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Увлечение сетевыми коммуникациями, взаимодействием в Интернете играет значительно более важную роль для молодежи,
чем традиционные каналы и площадки. В профилактике это пространство остается практически terra incognito для ученых и практиков.
ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОНННОГО КОНТЕНТА
СМИ, главным образом Интернет, очень дискретно и несистемно контролируются и регулируются и в правовом, и в нравственном отношениях. Это формирует среду неконтролируемого и нефильт-руемого, нередко экстремистского контента.
Рис. 2. Основные коммуникационные пространства подростков и молодежи
К сожалению, современная семья не обладает той доминирующей ролью в коммуникационных связях подростков и молодежи, как это было ранее. Налицо, если можно так выразиться,
коммуникационный кризис современной семьи. Этот кризис проявляется во всё более массовом проявлении типов внутрисемейных отношений, характеризующихся недостаточно развитым нравственно-коммуникационным потенциалом: семьи с навязчивой тотальностью взаимосвязей, контроля, забот родителей; конфликтные семьи, где родителям нет дела до детей; внешне благополучные семьи с демонстрацией нормальности, где процветает бездуховность, лживость, цинизм; отсутствует связь поколений; неблагополучные семьи, для которых характерны аморальное поведение, грубость, насилие, в том числе и над детьми. Подростки и молодые люди в таких условиях теряют нравственную, ориентировочную, оценочную связь с семьей, а коммуникации с родителями становятся всё более формальными и малозначимыми. В таких семьях налицо дисфункциональность внутрисемейных коммуникаций, проявляющаяся: в отсутствие открытого, доверительного общения; в невнимании и отсутствие интереса к ребенку; в недостаточности заботы о ребенке, его безопасности, в том числе и психологической; в невнимательности и некритичности к асоциальным проявлениям; в отсутствие правил и обязанностей, четкого определения ролей; в жестком контроле вместо доверия либо в попустительстве и т. п.
Коммуникации в сфере образования в самом общем приближении должны формировать компетенции эффективного социального взаимодействия, основанного на действующих нормах морали, нравственности, высокой духовности. При этом образовательное взаимодействие, складывающиеся в этом процессе связи и отношения формируют коммуникационные установки, ориентации и практики. В образовательном процессе формируются навыки межличностного общения между детьми, принадлежащими к различным группам, общностям, культурам, в том числе этноконфес-сиональным. В процессе познания осваиваются законы социального мира, общества в целом, способы существования в границах этого мира (социальные роли, статусы, отношения). Детский сад, школа, профессиональное учебное заведение выступают для ребенка первой и основной моделью социальных коммуникаций. Это, во-первых. Во-вторых, образовательные коммуникации очень тесно связаны с воспитательными. В рамках педагогического процесса складываются собственные отношения, интернализируются
нормы и ценности, формируется внутренняя коммуникационная концепция обучающегося. А вот этот компонент, к сожалению, существенно снизил свою эффективность в школьном коммуникационном пространстве. Приходится констатировать, что в большинстве случаев современная школа обеспечивает взаимодействие скорее для получения знаний, иногда только для баллов аттестата и ЕГЭ, а не для эффективной самореализации, развития социальности, творческого освоения социального пространства.
В-третьих, образовательные коммуникации организуют и осуществляют специально подготовленные люди - учителя, воспитатели, психологи, управленцы. Иными словами, процесс должен быть организован, подконтролен, методически валиден с точки зрения и профилактики молодежного экстремизма. Однако эффективность их профилактической деятельности далека от высокой оценки. Ученые и практики отмечают, что вся система школьного взаимодействия строится на авторитарности при декларации демократических ценностей. Язык, ценности, проблемы подростков всё более становятся чуждыми для педагогов, а дистанция (в том числе коммуникационная) между учителями и учениками быстро увеличивается. Готовность к диалогу обеих сторон чаще всего декларируется.
Как коммуникационное пространство сфера досуга, увлечений мало изучена и, соответственно, мало используется в профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде. В то время как именно туда (в противовес образованию, работе, творческому развитию, участию в семейных делах), как отмечают ученые и практики, смещается значимость социальной реализации подростков и молодежи. Формируется целая система моделей, практик, институциональных образований и соответствующих коммуникаций, реализующих потребности молодых людей проявить себя в этой сфере (стать «крутым», известным, модным, посвященным и т. п.). Взаимодействие в сфере досуга и увлечений обрастает огромным числом коммуникационных элементов, понятным только посвященным (прически, одежда, атрибуты, манеры поведения, сленг, знаки, наклейки и нашивки и т. п.). Что стало достаточно прибыльным делом и поддерживается другими институтами и бизнесом (например, мода, изготовление одежды, снаряжения
и т. п.). Причем поскольку растет ценность самореализации в досуге, растет и значимость коммуникации в этой сфере, отодвигая всё остальные.
Конечно, существует и другая часть сферы досуга - так называемая организованная: внеклассная работа в школах, участие молодежи в деятельности различных учреждений дополнительного образования детей и подростков (центры, школы, дома творчества, искусств и т. п.), занятия спортом (детско-юношеские спортивные школы, секции и т. п.) и др. Однако это пространство существенно проигрывает в столкновении с так называемым неорганизованным за объем участников, насыщенность, статусность достижений и разнообразие коммуникационного контента, социальную значимость в глазах сверстников.
Профилактика экстремизма на этом пространстве относительно эффективно осуществляется только главным образом в организованных формах участия подростков и молодежи. Для профилактики в неорганизованных формах сегодня нет, к сожалению, ни инновационных идей, ни альтернативных существующим форм, ни специалистов, ни методик. В то время как именно эти площадки коммуникации наиболее массовы по составу участников, разнообразны по идеологемам, практикам, формам.
Еще одно пространство самоорганизующейся и в целом слабо контролируемой в профилактическом плане коммуникации представляют собой различные объединения, организации и группы детей, подростков и молодежи (от группы одноклассников, товарищей, друзей до организаций молодежных субкультур и объединений). Это пространство также условно делится на так называемое организованное и неорганизованное (иногда специалисты используют определения «формальные» и «неформальные» объединения, или системные и несистемные, стихийные). К первым относят различные детские и молодежные объединения: пионерское, скаутское, историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения (например, «Родники», «Путь к истокам» и др.); организации военно-патриотической направленности (например, «Стяг», «Зарница», «Орленок», «Перекоп» и др.); экологические объединения (например, «Наша природа», «Экологическое содружество» и др.); волонтерские, благотворительные и социально-реабилитационные организации, объединения профессиональной подготовки (например, «Детский бизнес-клуб», «Союз юных предпринимателей»
и др.); религиозные детские объединения (например, «Вестник», «Братство православных следопытов» и др.); творческие объединения (например, музыкальные, культурные и др.), спортивные (например, экстремальных видов спорта); политические (например, провластные «Местные», «Наши», «Молодая гвардия» и др.). Иными словами, организованная площадка коммуникаций достаточно широка и, как правило, активно включена в профилактическую работу.
Другая составная часть подростковых молодежных объединений не систематизирована, внешне не организована, слабо контролируема и регулируема внешними субъектами. Доминирует внутренняя самоорганизация. Именно в этой среде наиболее распространена идеология и практика экстремизма. Конечно, не все такие организации экстремистские, однако именно последние представляют наибольшую угрозу. Достаточно сказать, что, например, по данным Московского бюро по правам человека, в России на сегодняшний день действует более 150 видов молодежных экстремистских группировок. Эти группировки существуют во всех крупных городах страны и становятся всё более многочисленными, организованными и политизированными. Возрастные группы их участников достаточно широки (от 13 до 30 лет), однако наиболее криминальными считаются группировки 15-17-летних. При этом молодые радикалы присутствуют в семьях с самым различным уровнем дохода, образования, культуры. Предметное поле коммуникаций, осуществляемых в этой среде, отражает самые различные стороны социальных отношений: национальных, религиозных, политических, межкультурных (межсубкультурных), социальных. Формы коммуникаций в основном носят стихийный характер. Нет необходимости констатировать, что именно эта составная часть молодежного пространства особенно сложна и важна в предупредительной работе.
Пространство современного информационного контента, главным образом СМИ (особенно ТВ) и Интернета (как информационной среды), сегодня превратилось в основной источник информации для молодого поколения. СМИ и Интернет позволяют получать (узнать, увидеть практически он-лайн) сегодня то, для чего раньше необходимо было потрудиться и вырасти (и физически, и духовно, и интеллектуально). Ограничений на получение доступа к этим источникам практически нет. СМИ
и Интернет не только расширяют информационный контент, упрощают поиск, нахождение и использование информации, но и превращаются в пространство, в которое молодой человек постоянно «погружен» в качестве пассивного потребителя информационной услуги, массовой культуры. Причем целенаправленно произведенной (иногда далекой от нравственной чистоты и духовности) и красиво упакованной (яркие образы, музыкальное оформление, модные, примитивные идеи, шаблоны, форматы). Создатели этого контента хорошо учитывают особенности личности подростка и молодого человека: неразвитость личностной рефлексии, неспособность дать критическую оценку услышанному и увиденному, нежелание интеллектуально и нравственно «напрягаться», эта-лонность и шаблонность мышления и оценок. Поэтому широкий информационно-коммуникационный контент превратился сегодня в достаточно опасного духовно-нравственного противника в борьбе с экстремизмом. Во-первых, он формирует эталоны поведения, ценности, нормы, оценки у широкой аудитории детей, подростков и молодежи, не способной критично их осмыслить и переработать. Многое воспринимается буквально, непосредственно, искаженно. Примеры порочных отношений, убийства, примитивные чувства, жестокость, «крутость» поведения и т. п., - всё это формирует негативный оценочно-поведенческий потенциал экстремизма. Во-вторых, этот контент сам содержит в себе непосредственные призывы, установки, рекомендации и пр. для осуществления экстремистских деяний (в Интернете, по некоторым экспертным данным, функционирует более 7 тыс. экстремистских сайтов). Эффективных мер действенного противоборства, а тем более профилактической работы на этом пространстве у специалистов, к сожалению, не сформировано. При этом запретительные меры не только не решают проблемы, но, скорее, загоняют ее в тупик.
Экстремизм и борьба с ним захватывает всё новые пространства молодежных коммуникаций. Интернет существенно расширил пространства сетевого взаимодействия, создав возможность не только строить коммуникации, но практически жить в виртуальной среде, стать виртуальной личностью, взаимодействовать с такими же виртуальными субъектами. Пространство сетевого взаимодействия само по себе не есть зло, оно расширяет коммуникационные связи, обмен информацией, формирует так называемую
виртуальную социальность. Но при этом сетевая среда с точки зрения противодействия экстремизму становится опасным противником. Прежде всего, есть смысл заметить, что чрезмерная погруженность в эту среду примитивизирует подростков и молодежь, превращает их в социальных недорослей, неспособных и нежелающих налаживать эффективные взаимодействия в «реале». Эта среда приносит удовольствие в отличие от реальной среды (общение, самоутверждение, победы в играх и пр.). Находясь в ней, не нужно себя напрягать, быть реально взаимодействующей личностью, рефлексировать. Можно легко стать виртуальным, быть любым другим (супергероем, даже поменять пол, возраст). Правда, потом приходится возвращаться в реальную жизнь, с ее проблемами, обязанностями, а желания, навыков и компетенций для этого нет. Ученые говорят об опасности формирования общества «кидалтов»1 -уже немолодых людей, имеющих несоответствующую возрасту ценностно ориентационную основу, практики поведения, незрелых, бесполых, безответственных эскапистов. Такая сетевая среда является питательной основой для экстремистских установок в отношении к другим («кто-то же должен быть виноват в проблемах реальной жизни»).
С другой стороны, сетевая среда коммуникаций стала площадкой для распространения нигилистических, экстремистских установок, ориентаций, практик. Так, социальные сети выступают сегодня одной из основных коммуникационных площадок как организации, так и обсуждения эффекта широко распространенных в подростково-молодежной среде флэш-мобов. Причем не только острого социального содержания, но и протеста, в том числе экстремистского по идеям. Как показал анализ межнациональных столкновений последних лет, информационно-коммуникационной площадкой практически для всех выступлений являлись социальные сети. При этом необходимо признать, что среда сетевого взаимодействия также остается далекой от предметного антиэкстремистского анализа, а тем более выстраивания эффективной профилактической работы.
1 Кидалт - неологизм, придуманный для обозначения современных Питеров Пэнов - kidult (от англ. kid - малыш и adult - взрослый); взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения. В психологии для обозначения этого склада личности используется латинский термин puer aeternus.
При анализе коммуникационных пространств и выборе наиболее действенных и эффективных мер и способов профилактической работы необходимо учитывать одно важное обстоятельство: рассмотренные выше коммуникационные пространства представлены скорее содержательно, чем структурно. При этом оценка их значимости, важности в профилактической работе существенно разнится в представлениях экспертов и молодежи. Иными словами, эксперты, специалисты несколько по-другому, чем подростки и молодежь, оценивают важность и, соответственно, действенность в профилактической работе различных средств коммуникации. Так, например, в рамках социологического опроса подростков и молодежи выявлялись основные коммуникационные пути, средства взаимодействия в этой среде. По причине отсутствия возможности напрямую прояснить этот список у подростков и молодых людей (в силу сложности интерпретации основных понятий), мы выяснили основные источники получения самой широкой информации о жизни, происходящих событиях и др. (рис. 3).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 3. Основные источники информации о современной жизни, происходящих событиях в оценках подростков и молодежи, % (сумма больше 100%, так как можно выбрать несколько вариантов ответа)
Интерпретируя полученные данные как основные коммуникационные площадки, средства, используемые современной молодежью, можно с уверенностью подтвердить вывод о том, что Интернет сегодня стал основным местом и средством коммуникации (почти
51
тп
"БТ
0,4
для 90% молодых людей). Причем виртуальное пространство доминирует как площадка обмена информацией практически у всех категорий и групп молодежи независимо от пола, возраста, достатка. Далее в упорядоченном списке артикулируются друзья (51 %), телевидение (особенно выделяется из всех СМИ более чем 45 % опрошенных), родные и близкие (имеется в виду прежде всего семья - для 38 %) и коллеги по учебе, работе (почти 32 %). Детерминационнный анализ перекрестных группировок этого списка источников с различными социальными характеристиками опрошенных позволяет утверждать, что подобная структура информационно-коммуникационных доминант не меняется практически во всех группах опрошенных. Разве что некоторые СМИ (например, радио) у подростков отмечаются более часто, чем среди более повзрослевшей части молодежи (для них существенно значимее печатные издания).
Следует подчеркнуть, что структура важности информационно-коммуникационного пространства молодежи и структура референтных позиций коммуникационных пространств, выделенных экспертами, существенно разнятся по своей упорядоченности. Взяв за основу упорядоченный ряд пространств коммуникации, выстроенный на основе высказываний экспертов, мы попытались соединить его со списком, составленным на основе ответов подростков и молодежи (см. табл. 1).
Таблица 1
Упорядоченная структура коммуникационно-информационных пространств подростков и молодежи в контексте противодействия
экстремизму
Упорядоченность в суждениях и мнениях экспертов, специалистов Упорядоченность
Пространства на основе оценок подростков и молодежи
Образовательное пространство, учите-
ля, педагоги 1 6
Семейное пространство, родные и близкие 2 4 (5)
Интернет как источник информации, СМИ 3 1, 2
Пространства Упорядоченность в суждениях и мнениях экспертов, специалистов Упорядоченность на основе оценок подростков и молодежи
Пространство сетевого взаимодействия 4
Пространство досуга, увлечений 5 3
Молодежные организации, объединения, субкультуры 6 5 (4)
Примечание: для различных групп подростков и молодежи некоторые сферы коммуникаций существенно меняют свою значимость. Так, например, для подростков внутрисемейные коммуникации оказывались более значимыми, чем для молодежи. Этим и определяется двойственность некоторых позиций.
Как видно, значимость ряда сфер, площадок существенно не совпадает. Молодежь живет в несколько ином коммуникационно-информационном пространстве (!). Основные коммуникации, получение информации и информационный обмен у них происходит в сети, по каналам Интернета и СМИ, главным образом телевидения, в рамках досуга, увлечений, группового общения, молодежных «тусовок» различного уровня и организации. Эксперты и специалисты в области профилактики (кстати, это в основном педагоги, психологи, журналисты, работники СМИ, организаторы молодежного движения) рассматривают в качестве наиболее значимых коммуникационных площадок образование, семью, организованный досуг, увлечения, с одной стороны, и всё остальное несистематизированное и неконтролируемое пространство коммуникаций и обмена информацией - с другой. Понятно, что в этом значительную роль играет контекст оценки (мы ведь с экспертами говорили о профилактике молодежного экстремизма). Однако различие в структуре не может не удивлять, что без сомнения должно учитываться в профилактической работе. С другой стороны, такое расхождение обоснованно можно считать вполне закономерным. Взрослые, специалисты и дети, подростки по-разному оценивают многие стороны социальной жизни (например: важность друзей, жизненные цели и способы их достижения, роль образования, семьи, отдельных увлечений и пр.).
Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд основополагающих методологических выводов, определяющих как направления, так и способы профилактики молодежного экстремизма. Важно прежде всего понять, если мы хотим повысить действенность профилактической работы, то нужно «идти» к подросткам и молодежи, «погружаться» в их коммуникационные пространства, «работать» их технологиями. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо и содержательно, и по формам взаимодействия менять традиционные профилактические коммуникационные пространства: семью, школу, досуг. Понятно, что при этом функционально, с точки зрения профилактики экстремизма, должны работать все остальные общественные институты (экономика, политика, культура, религия, СМИ, система правопорядка и др.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В России вдвое выросло количество экстремистских преступлений. URL:
news.rambler.ru/26961467/ Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде. URL: www.muh.ru/content/doc/2013/2013_02_ Davydov.pdf.
Новиков: террористы ведут большую работу в социальных сетях. URL: ru.sputnik-tj.com/radio/20170602/1022482703/novikov-rerroristy-sotsialnye4y-seti-verbovka.html Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде. URL:
www.csgped.ru/ekstremizm2.html. Саблуков А. В. Профилактика и противодействие терроризму: информационно-коммуникационный аспект // Геополитика. Международные отношения. Социология. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. С. 233-248. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (658). Сер. Исторические и политические науки) Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде: коллективная монография / И. В. Образцов [и др.]. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. 305 с.