Научная статья на тему 'Из опыта КБГУ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма'

Из опыта КБГУ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
412
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM / COMBATING / PREVENTIVE MEASURES / YOUTH / PRACTICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Апажева Светлана Султановна

В статье раскрывается опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной студенческой среде на Северном Кавказе. Приводятся итоги социологического исследования и проведенной экспертно-аналитической работы. Описывается отношение молодежи к проблеме экстремизма и терроризма, особенности проявления молодежного экстремизма в Кабардино-Балкарии. Указываются цели, направления и задачи деятельности Кабардино-Балкарии государственного университета по профилактике экстремизма в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Апажева Светлана Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY IN COMBATING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM

The article deals with the experience of combating the ideology of extremism and terrorism among students in the North Caucasus. The authors review the results of sociological research and the expert analysis made. They describe the attitude of youngsters toward an issue of extremism and terrorism and aspects of youth extremism manifestation in the Kabardino Balkaria. The authors determine goals, directions and tasks of Kabardino Balkarian State University concerning the prevention of extremism among youngsters.

Текст научной работы на тему «Из опыта КБГУ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма»

УДК 37

ИЗ ОПЫТА КБГУ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

С.С. Апажева

Аннотация. В статье раскрывается опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма в молодежной студенческой среде на Северном Кавказе. Приводятся итоги социологического исследования и проведенной экспертно-аналитической работы. Описывается отношение молодежи к проблеме экстремизма и терроризма, особенности проявления молодежного экстремизма в Кабардино-Балкарии. Указываются цели, направления и задачи деятельности Кабардино-Балкарии государственного университета по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Ключевые слова: идеология экстремизма и терроризма, противодействие, профилактика, молодежная среда, практический опыт.

EXPERIENCE OF KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY

IN COMBATING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM

S. Apazheva

Abstract. The article deals with the experience of combating the ideology of extremism and terrorism among students in the North Caucasus. The authors review the results of sociological research and the expert analysis made. They describe the attitude of youngsters toward an issue of extremism and terrorism and aspects of youth extremism manifestation in the Kabardino Balkaria. The authors determine goals, directions and tasks of Kabardino Balkarian State University concerning the prevention of extremism among youngsters.

Keywords: ideology of extremism and terrorism, combating, preventive measures, youth, practical experience.

Современные проблемы Северного Кавказа обусловлены распадом СССР и деидеологизацией общества,

деформировавшими базовые понятия россиян о добре и зле. Либеральные реформы 1990-х гг. и особенно приватизация России усугубили социальную дифференциацию и напряженность в обществе. Типичные социальные проблемы России на Северном Кавказе обнажились острее. Неблагополучный социально-экономический климат в регионе служит питательной средой для распространения идей исламского экстремизма и терроризма.

Повышенное внимание Запада к Северному Кавказу, попытки использовать исламский фактор для дестабилизации ситуации в регионе, превращение его из форпоста в слабое звено России, вызывает серьезную озабоченность политического руководства государства, которому здесь противостоит терроризм, имеющий идейно-политическую основу. Затянувшееся ожидание разрядки социальной напряженности и решение проблемы занятости населения, особенно молодежи, стимулирует проявления рецидивов экстремизма и терроризма на Северном Кавказе.

В современных условиях роль центров российского светского образования и культуры, идеологического противодействия религиозному экстремизму в республике по праву

принадлежит КБГУ. В постсоветский период руководство КБГУ одним из первых в стране организовали орган студенческого

самоуправления - студенческий совет, который строил воспитательную работу на общечеловеческих принципах гуманизма и достижениях традиционной культуры народов Кабардино-Балкарии.

Идейно-политическая основа современного религиозного терроризма (Аль-Каида и ИГ) несовместима с традиционными и национальными ценностями, объединяя в своих рядах представителей совершенно разных национальностей. Поэтому не случайно в планах участников нападения на Нальчик 13 - 14 октября 2005 г. был и КБГУ. В 2010 г. от рук религиозных экстремистов пал профессор КБГУ, Ципинов А., который в противовес псевдорелигиозным ценностям пропагандировал и ставил во главу угла традиционные и национальные ценности.

Профилактика терроризма в среде молодежи стала приоритетным направлением в деятельности Кабардино-Балкарского

государственного университета. Это проявилось, в первую очередь в том, что в 2011 г. КБГУ по инициативе руководства КБР в рамках реализации Республиканской целевой программы «Молодежь Кабардино-Балкарии 2009 - 2015» открыло одним из первых на

Северном Кавказе направление подготовки «Организация работы с молодежью» с профилем «Технологии конфликт менеджмента в молодежной среде». Совместная работа преподавателей кафедры ОРМ и лаборатории социологических исследований КБГУ с широким привлечением студенческого актива придают образовательной сфере ключевую роль в организации работы по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде. Она проявляется в постоянном мониторинге ситуации посредством социологических опросов среди различных категорий молодежи, выработке рекомендаций и предложений соответствующим структурам власти («Миграционная ситуация и проблемы толерантности, традиции толерантного поведения в культуре народов Кабардино-Балкарской республики»; «Роль религии в жизни граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской республике»; «Религиозный аспект молодежной идентичности в КБР»; «Восприятие молодежью Кабардино-Балкарской республики проблем экстремизма и терроризма», выполненные проекты по госзаказу 2013 - 2014 гг.).

Вот некоторые краткие итоги проведенной экспертно-аналитической работы.

Криминогенная обстановка и религиозный экстремизм играют определенную роль в эскалации напряженности и дестабилизации ситуации в Кабардино-Балкарской Республике. Противодействие терроризму и экстремизму в современных условиях подразумевает в первую очередь борьбу с его идеологией, за счет распространения которой как раз и происходит постоянное пополнение экстремистских групп, террористического банд подполья и его пособнической базы.

В Кабардино-Балкарии наблюдается дисфункциональность социального контроля в направлении противодействия и

предотвращения экстремизма, как в формальном, так и неформальном аспекте. Дисфункциональность неформального

социального контроля проявляется в росте числа проявлений открытого экстремизма и наличии его латентных форм (главным образом, в одобрении, неосуждении или готовности совершить экстремистское действие). Существенной проблемой является

неосведомленность населения, в частности молодежи, о сути экстремизма и его социально опасном характере.

Проведенное в конце 2014 г. исследование указывают на отношение молодежного сообщества к проблеме экстремизма и

терроризма, на особенности проявления молодежного экстремизма в КБР, помогают понять тенденции восприятия молодежью проблем экстремизма и межконфессиональной толерантности на материалах анкетных опросов.

Большинство опрошенных граждан (как молодых, так представителей старших возрастных групп населения) испытывают чувство социального дискомфорта. В значительной степени пессимизм респондентов обусловлен социально-экономическими

проблемами, а также проблемами обеспечения общественной безопасности.

4,6% опрошенных молодых граждан (в т.ч. 3,5% в возрасте до 20 лет и 8,3% в возрасте 20 -29 лет) заявили, что в течение года сталкивались с пропагандой экстремистского толка, видели листовки, газеты, журналы экстремистского содержания.

С вымогательством и рэкетом столкнулись 3,3% опрошенных, с запугиванием и угрозами физической расправы - 8,0% молодых респондентов (кстати, с угрозами расправы столкнулись вдвое меньше взрослых граждан старше 30 лет, т.е. 4,0%).

Судя по оценкам респондентов, масштабы распространения идеологии экстремизма и терроризма в разных районах республики не одинаковые. Так, доля, столкнувшаяся с вымогательством и рэкетом, запугиванием и угрозами физической расправы в Баксанском, Урванском и Эльбрусском районах, составила 7,7 - 8,7%, а в Майском районе - 0%.

С пропагандой экстремистского толка столкнулись 16,0% опрошенных Зольского района, 11% респондентов Урванского района и г. Нальчика. Респонденты из Прохладненского района, напротив, с этим не сталкивались.

Немногим более половины опрошенных молодых граждан не приемлют терроризм (51,2%) и полагают, что «террористам нет оправдания, и поэтому с ними надо вести борьбу на уничтожение». Достаточно высок процент думающих иначе: 27,8% заявляют, что «в каждом случае нужен особый подход, ибо у террористов может быть оправдание» (в том числе 42,5% респондентов балкарской и кабардинской национальности); 1,3% полагают, что «действия террористов бывают полезными и заслуживают поддержки».

На вопрос: «Вы допускаете или исключаете для себя возможность стать членом экстремистской организации?» - 68,9% (в т. ч. 65,2% в возрасте до 20 лет и 80,6% в возрасте 20 - 29 лет) ответили «для меня это неприемлемо», 3,3% допускают это в определенных обстоятельствах [1].

Еще более настораживает достаточно высокий процент затруднившихся ответить на упомянутые вопросы (17,2% и 19,9% соответственно). Данный факт наводит на мысль, что это либо проявление скрытой формы лояльности молодежи по отношению к террористам и экстремистам, либо реакция на «неправомерные» действия силовиков. Возможно, поэтому в предыдущем опросе (2012 г.) молодые респонденты охарактеризовали методы, используемые силовыми структурами, как часто незаконные и жестокие, имея в виду, в том числе, убийства подозреваемых при задержании, а не предание их законному суду.

Большинство молодых респондентов (78,2%) утверждают, что среди их знакомых нет людей, придерживающихся экстремистских взглядов или состоящих в экстремистских организациях; 9,3% признались, что в их окружении есть такие люди (соответственно среди взрослых 5,4%).

На основе данных опроса можно составить словесный портрет экстремистов, участников бандформирований. Это, прежде всего, заблуждающиеся люди, безумцы (33,8%), а также наемники, чьи хозяева, как правило, остаются неизвестны (21,2%). Кроме того, они -отчаявшиеся, загнанные обстоятельствами люди, не видящие иного выхода (16,6%, в том числе в возрасте до 20 лет - 12,2% и 20 - 29 лет -30,6%); авантюристы, думающие о собственной славе и выгоде (11,9%) [2]; сознающие, что делают, преступники (соответственно 8,6%).

Для того чтобы задача борьбы против экстремизма и терроризма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих создание социально направленной правовой системы, проведение эффективной социально-экономической

политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи.

Попытки решения проблемы на данном этапе ее развития исключительно силовыми или только социально-экономическими мерами не могут дать должного эффекта. С другой стороны, проблема предотвращения распространения экстремистских идей среди молодежи в Кабардино-Балкарии может быть решена только на основе скоординированных действий и большая роль в этом отводится системе образования.

Система образования должна дезавуировать порочность экстремисткой идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистическую идеологию и мораль, наполнять жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, создавать

условия для нормальной полноценной творческой жизни, развивать способности самоанализа, критического мышления, научного склада ума, логики, используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей.

Цели и задачи деятельности КБГУ по профилактике экстремизма в молодежной среде: создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи; создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание условий для повышения жизненных шансов молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; развитие конструктивной социальной активности студентов; развитие позитивных молодежных общественных объединений, движений, групп; создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Важнейшим аспектом работы КБГУ по противодействию экстремизму является ее научно-исследовательское и научно-

методическое обеспечение. Основными направлениями работы являются: мониторинг проявлений экстремисткой активности молодежи; изучение феномена молодежного экстремизма и его проявлений в виде молодежных групп, религиозных организаций.

Научно-исследовательская работа,

посвященная организации и проведению научно-представительских мероприятий, посвященных исследованию противодействия молодежному экстремизму с участием представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, религиозных конфессий, институтов гражданского общества. Издание и внедрение в практику методических пособий по противодействию экстремизму в молодежной среде.

Научно-методическое обоснование форм и методов профилактической работы определяет разработку образовательных программ и методик формирования антитеррористической, антиэкстремистской идеологии у учащихся средних специальных и высших учебных заведений.

Информационно-просветительское направление связанно с разработкой и внедрением дисциплин, посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму.

Вопрос профилактики экстремистских и террористических проявлений в молодежной

среде является важнейшим во всей антитеррористической деятельности.

Экстремистские идеи, распространяющиеся в молодежной среде в северокавказском регионе, в условиях: во-первых, поликонфессиональности, полиэтничности и поликультурности; во-вторых, нерешенности многих социально-экономических проблем, высокого уровня безработицы, являются существенной преградой для формирования либеральных ценностей, демократизации социальных процессов в регионе.

Наша задача не просто привить установки на недопустимость использования насилия для решения каких бы то ни было задач, а способствовать формированию полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе.

КБГУ в идеологическом противостоянии с религиозным экстремизмом, является главным

Л

1. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах российской федерации. -Москва. - 2013.

2. Синцов Н.В. Выступление на конференции «Безопасность образовательной среды: противодействие идеологии терроризма и экстремизма» в МИРО. Москва, 8-9 сентября 2014 года.

3. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildien.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

6. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.rU/iv/request/#ixzz3rvH9rJyN

форпостом сохранения и влияния российского светского образования, науки и культуры. И без систематической государственной помощи и поддержки выполнить свою сложную миссию им будет чрезвычайно трудно. Решение трудностей региона лежат на путях всесторонней модернизации местных обществ и сближения его социально-экономических, социально-культурных параметров с

общероссийскими.

Примечание:

1. Для сравнения: в 2013 г. 15,2% молодых людей и 19,8% школьников выразили готовность пополнить ряды экстремистских организаций. Более того, около 6,0% выразили лояльность по отношению к террористам.

2. Следует отметить, что доля респондентов, разделяющих данное мнение, в 2014 году увеличилась вдвое в сравнении с данными 2013 года.

пура:

7. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/kind-docИst/7560/Акты органов власти: 11]

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности".

9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Апажева Светлана Султановна (г. Нальчик, Россия), кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социальных коммуникаций и организации работы с молодежью, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова.

Data about the author:

S. Apazheva (Nalchik, Russia), candidate of philosophical sciences, docent, head of the Department of Social and Youth Communications of the Kabardino-Balkarian State University named after H. Berbekov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.