Научная статья на тему 'Молодежь и молодежная политика в контексте проблем устойчивого развития (на материалах Кабардино-Балкарской республики)'

Молодежь и молодежная политика в контексте проблем устойчивого развития (на материалах Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
954
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC / YOUTH POLICY / STATE / SOCIETY / YOUTH / PROBLEM / RESOURCE / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМА / РЕСУРС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атласкиров Альберт Русланович

Цель. В статье описываются существующие в социологии концепции молодежной политики. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать основные направления молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике и исследовать основные подходы к пониманию взаимодействия государства и общества с молодежью. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют массовые и экспертные опросы населения Кабардино-Балкарской Республики. Выборка стратифицированная, структурированная по полу, возрасту, национальности и месту жительства, объем выборки 1200 респондентов. Результаты. Установлено, что, несмотря на деятельность государства и общества, направленную на создание в молодежной среде республики условий для реализации своего потенциала, сложное социально-экономическое положение вынуждает молодежь уезжать из региона, и служит благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере прогнозирования социально-политических процессов и проектировании программ молодежной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атласкиров Альберт Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROBLEMS (ON MATERIALS OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

Purpose. The article analyzes the concepts of youth policy existing in sociology. The purpose of the article is to analyze the main directions of youth policy in the Kabardino-Balkarian Republic and to explore the basic approaches to understanding the interaction of the state and society with young people. Methodology. The research is based on mass and expert surveys of the population of the Kabardino-Balkarian Republic. The sample is stratified, structured by sex, age, nationality and place of residence, sample size of 1200 respondents. Results. It is established that, despite the activities of the state and society, aimed at creating conditions for the youth in the republic to realize its potential, the difficult social and economic situation forces young people to leave the region and serves as a fertile ground for spreading extremist ideology. Practical implications. The results of the research can be applied in the sphere of forecasting socio-political processes and designing youth policy programs in the region.

Текст научной работы на тему «Молодежь и молодежная политика в контексте проблем устойчивого развития (на материалах Кабардино-Балкарской республики)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-9-25-38 УДК 316.422

МОЛОДЕЖЬ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Атласкиров А.Р.

Цель. В статье описываются существующие в социологии концепции молодежной политики. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать основные направления молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике и исследовать основные подходы к пониманию взаимодействия государства и общества с молодежью.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляют массовые и экспертные опросы населения Кабардино-Балкарской Республики. Выборка стратифицированная, структурированная по полу, возрасту, национальности и месту жительства, объем выборки 1200респондентов.

Результаты. Установлено, что, несмотря на деятельность государства и общества, направленную на создание в молодежной среде республики условий для реализации своего потенциала, сложное социально-экономическое положение вынуждает молодежь уезжать из региона, и служит благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере прогнозирования социально-политических процессов и проектировании программ молодежной политики региона.

Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика; молодежная политика; государство; общество; молодежь; проблема; ресурс.

youth and youth policy in the context of sustainable development problems (on materials of the kabardino-balkarian republic)

Atlaskirov A.R.

Purpose. The article analyzes the concepts of youth policy existing in sociology. The purpose of the article is to analyze the main directions of youth policy in the Kabardino-Balkarian Republic and to explore the basic approaches to understanding the interaction of the state and society with young people.

Methodology. The research is based on mass and expert surveys of the population of the Kabardino-Balkarian Republic. The sample is stratified, structured by sex, age, nationality and place of residence, sample size of1200 respondents.

Results. It is established that, despite the activities of the state and society, aimed at creating conditions for the youth in the republic to realize its potential, the difficult social and economic situation forces young people to leave the region and serves as a fertile ground for spreading extremist ideology.

Practical implications. The results of the research can be applied in the sphere of forecasting socio-political processes and designing youth policy programs in the region.

Keywords: Kabardino-Balkarian Republic; youth policy; state; society; youth; problem; resource.

Передовые страны современного мира уделяют большое внимание работе с молодежью, так как положение молодого поколения является одним из важнейших индикаторов состояния общества. Именно с данной социально-демографической группой связаны реальные перспективы развития страны в ближайшее десятилетие.

Процесс формирования и реализации молодежной политики затрагивает не только социальную сферу жизни общества. Непо-

средственное влияние молодежная политика оказывает также на экономические и политические процессы, происходящие в стране. Молодежь - самая энергичная и открытая для новых веяний часть общества. Потенциал молодого поколения имеет особое значение для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы, что особенно актуально для современной России.

Проблемы социально-экономического положения молодежи Кабардино-Балкарии исследуются в работах Шогенова З.А., Саенко Т.В., Хамдоховой Ж.М., Хубиева Б.Б., Чеченова А.А., вопросы этнорелигиозного экстремизма в молодежной среде поднимаются в работах Дзуцева Х.В., Цогоевой Ф.Б., Аккиевой С.И., Денисовой Г.С. Роль молодого поколения как ресурса устойчивого развития анализируется в работе Хамдоховой Ж.М. «Молодежь как стратегический ресурс устойчивого развития» [7, с. 266].

Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать основные направления молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике и исследовать основные подходы к пониманию взаимодействия государства и общества с молодежью.

Для того чтобы приступить к анализу положения молодежи в Кабардино-Балкарии необходимо сначала определиться с содержанием понятия молодежь, и описать основные механизмы взаимодействия государства и общества с данной социально-демографической группой.

Молодежью считают особую социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

В 1993 году Постановлением Верховного Совета РФ в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» лица в возрасте от 14 до 30 лет были отнесены к числу молодежи. Впервые в РФ термин «молодежь» был определен в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Молодежная политика в современной аналитической и публицистической литературе упоминается достаточно часто, при этом авторы вкладывают в это понятие различное содержание.

В.А. Смирнов выделяет три основные концепции молодежной политики, существующей в современной западной и отечественной социологии:

1. Молодежная политика как механизм социального развития молодежи. Основу данной модели составляют представления о том, что молодому поколению необходимо дать возможность её социального становления и реализации инновационного потенциала. Цель молодежной политики здесь сводится к созданию благоприятных правовых, экономических и политических условий способных улучшить качество жизни молодежи.

2. Молодежная политика как механизм управляемой социализации молодежи. В основу данной модели положены поколенче-ские теории молодежи. Основным содержанием деятельности государства и общества в молодежной политике является процесс управления социализацией молодежи, в результате которого новое поколение должно органично интегрироваться в социальную структуру общества.

3. Молодежная политика социального включения. Основу данной модели составляют особенности де-стандартизированного транзита молодежи, содержанием и результатом которого зачастую становится социальное включение. Молодое поколение отчуждается от механизмов восходящей социальной мобильности, рычагов влияния на политическую власть, форм участия в разработке и реализации управленческих решений на самых разных уровнях жизнедеятельности общества [5, с. 72].

В.Т. Лисовский отмечает, что с точки зрения социально-экономического положения молодежная политика - это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики. Молодежная политика, по его мнению, «это система мер по «заво-

еванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурологического и т. д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение» [2].

Исследуя вопрос формирования и функционирования молодежной политики государства Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко пришли к следующим выводам: в обстановке быстрых изменений и обновления всех сфер общественной жизни первостепенное значение имеет преодоление противоречий между молодежью и обществом, укрепление их взаимодействия и согласования интересов. Преодоление противоречий они видят в сочетании двух стратегий молодежной политики:

1. «Собесовской», «компенсаторной», «пожарной» (связана с решением сиюминутных проблем) - система мер, компенсирующих отдельным группам молодежи материальные потери от кризиса в обществе, обеспечивающих социальные гарантии, более равные стартовые возможности;

2. «Инновационной», «стабильной» (рассчитана на перспективу) - создание благоприятных условий для активного творчества молодых людей [1].

В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 содержится следующее определение: «Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование

у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 года .№2403 «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» принята программа молодежной политики, включающая комплекс мер направленную на работу с молодым поколением. Перед молодежной политикой государства ставится ряд приоритетных задач:

- формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы РФ;

- создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта»;

- создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей и т.д.

Можно отметить, что в определенных направлениях программа молодежной политики государства реализуется более успешно, а в каких-то менее успешно. Например, одной из успешных социальных программ в молодежной сфере, в современной истории России, по мнению автора, является программа материнского капитала. После начала работы программы материнского капитала рождаемость в стране заметно увеличилась. В ряде регионов России рост рождаемости был более существенен, в других менее существенен, но позитивная динамика налицо.

Вместе с тем следует отметить, что всё ещё не преодолены существующие факторы риска, влияющие на социальное развитие и становление молодежи. Они связаны с неопределенностью и неравенством жизненного старта, неопределенностью возможностей самореализации, социальной дезориентацией, аномией, разрывом с социальными институтами. Всё это влияет на создание в стране условий для стабильности в социальной сфере и устойчивого развития.

Кабардино-Балкария считается одним из немногих регионов России, где доля молодежи в демографической структуре населе-

ния высока, относительно средних показателей по стране (18,8% населения РФ) [3]. В Кабардино-Балкарской Республике молодежь составляет - 23.4% [4]. Вследствие этого большое значение в решении проблем устойчивого развития региона будет иметь то, каким образом руководство республики будет выстраивать свою работу с данной социально-демографической группой населения.

С целью активизации работы с молодежью в КБР приняты и реализуют ряд республиканских целевых программ и подпрограмм: ««Повышение эффективности реализации молодежной политики к Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020», «Патриотическое воспитание граждан КБР (2013-2020 гг.) », «Молодежь Кабардино-Балкарии (2013-2020 гг.)» и т.д.

В целом, можно отметить, что существуют два основных подхода к пониманию взаимодействия государства и общества с молодежью:

- молодежь как проблема устойчивого развития;

- молодежь как ресурс устойчивого развития.

Молодежь как проблема. Данное представление о молодежи основывается на том, что молодость воспринимается как период про-блемности для остальной части общества. Она проявляется в форме девиантности, создающей напряженность в обществе и требующая своего устранения. Девиантность может нести реальную угрозу обществу, выражаясь в наркомании, алкоголизме, экстремизме и т.д., но чаще всего речь идет о субъективных переживаниях, нежели о реальной проблемности молодежи.

Сложное социально-экономическое положение в республике способствует распространению в молодежной среде фрустрацион-ных настроений, связанных с отсутствием жизненных перспектив, неуверенностью в своем будущем, неудовлетворённостью экономической и политической ситуацией. Все это служит благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии.

Можно отметить несколько проблемных зон, которые тесно взаимосвязаны друг с другом:

1. Симпатии существенной части молодежи республики религиозной, экстремистской идеологии. Так, в ходе социологического

исследования, проводившегося в 2013 году в рамках проекта «Проблема экстремизма и терроризма в молодежной среде», на вопрос, «В какой степени Вы считаете оправданной религиозную нетерпимость к инакомыслящим?» молодые респонденты отвечали следующим образом: «всегда» - 8%, «иногда» - 15%, «никогда» - 23% (что вдвое меньше, чем у взрослых респондентов), «затрудняюсь ответить» - 54% [8, с. 25].

Диаграмма 1.

(диаграмма построена на основе социологических данных [8])

Таким образом, почти четверть респондентов (23%) считают оправданной религиозную нетерпимость к инакомыслящим.

На следующий вопрос, «В какой степени Вы считаете оправданной готовность во имя своей религии к любым действиям, в том числе противоправным?» считают оправданной всегда, либо иногда соответственно 8% и 12% респондентов (диаграмма 2) [8, с. 26]. Таким образом, каждый пятый опрошенный готов к противоправным действиям во имя своей религии. Полученные данные свидетельствуют о распространении опасных тенденций в молодежной среде, которые могут привести к дестабилизации обстановки в республике.

Диаграмма 2.

(диаграмма построена на основе социологических данных [8])

2. Гражданская пассивность молодежи. Для населения республики характерна социальная неуверенность и политический нигилизм. На вопрос «Вы чувствуете или не чувствуете ответственность за то, что происходит в республике?» лишь 18% ответили «да», 54% - «нет» и 28% затруднились ответить. Более того, 30% заявили: «государство дает нам так мало, что мы ему ничем не обязаны». Иррационально-негативное отношение к власти в целом характерно для всех слоев населения, однако в большей степени оно свойственно молодежи. В её сознании присутствуют устоявшиеся стереотипы о тотальной «коррумпированности» власти, о «некомпетентности» либо «нечестности» её представителей, об их деятельности «лишь в целях личного обогащения» [8, с. 19-24].

3. Безработица в молодежной среде. Ещё одним фактором риска, угрожающим стабильности в обществе является высокий уровень безработицы среди молодежи. Среди основных причин безработицы, помимо отсутствия рабочих мест, можно выделить и несоответствие структуры подготовки специалистов в вузах и других учреждениях профессионального образования реальным потребностям рынка труда. В целом, не востребованность молодежи в экономике респу-

блики, отсутствие социальных лифтов служит благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии.

Молодежь как ресурс. С этой точки зрения на молодежь смотрят как на ресурс устойчивого развития общества. Именно через молодежь общество воспроизводит и развивает себя. В данном контексте работа с молодым поколением осуществляется не только с помощью традиционных механизмов социализации, но и с помощью специализированных государственных программ по молодежной политике.

Так, для подготовки кадрового резерва в 2007 г. в Парламенте КБР была создана Молодежная палата. Члены Молодежной палаты избираются на конкурсной основе из числа граждан в возрасте от 18 до 30 лет, которые проживают на территории Кабардино-Балкарской Республики, кандидатуры которых внесены республиканскими и местными общественными организациями, региональными отделениями политических партий, зарегистрированными в Кабардино-Балкарии, а также студенческими органами учебных заведений.

В июле 2008 года глава КБР Арсен Каноков подписал указ о создании молодежного правительства. Оно формировалось из числа лиц в возрасте до 27 лет, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, являющихся студентами, аспирантами либо выпускниками образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Молодежное правительство позиционируется как совещательный орган при президенте КБР и создавалось в целях привлечения молодых специалистов к решению стоящих перед республикой задач, а также формирования кадрового резерва органов власти.

Ещё одной площадкой для реализации потенциала молодежи является Северо-Кавказский молодежный форум «Машук». Первый форум прошел в 2010 году. За всё время существования молодежного форума в нем приняли участие тысячи участников со всего Северного Кавказа. Ежегодно сотни молодых людей из Кабардино-Балкарии едут на форум защищать свои проекты, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества: предпринимательство, образование, наука, журналистика, социальные проекты

и т.д. Многим удается получать гранты и реализовывать свои идеи на территории республики.

Также в республике работает множество молодежных общественных организаций: «Помоги ближнему», «Чистые сердца», «Эльбрусоид» и т.д. Эти организации занимаются образовательными проектами, изучением проблем молодежи, патриотическим воспитанием, пропагандируют положительный опыт социальной и гражданской ответственности, участвуют в компаниях по борьбе с коррупцией и развитием волонтерского движения.

Однако можно отметить, что, эффективность данных программ не столь высока. Молодые люди, получая знания и умения в рамках данных проектов, не всегда могут реализовать их на территории республики. Это подтверждается результатами социологического исследования, проводившегося среди студенческой молодежи Кабардино-Балкарии, в ходе которого 22,5% опрошенных отметили, что планируют уехать в другую страну, а 16,2% планируют уехать в другой регион России [6, с. 52].

В целом, следует отметить, что в рамках одной статьи трудно в полной мере раскрыть все аспекты выше обозначенных подходов, но были отмечены основные, по мнению автора, моменты, характеризующие особенности взаимодействия государства и общества с молодежью республики. Более подробное изучение этого вопроса будет предметом последующих научных исследований.

Итоги. Молодежная политика - сложная, многомерная совокупность программ и проектов, целенаправленная деятельность социальных и политических структур, ориентированных на управление социализацией молодежи.

В общественном сознании молодежь воспринимается в двух значениях: как проблема и как ресурс устойчивого развития. С одной стороны молодость воспринимается как период проблемности для остальной части общества и проявляется в форме девиантности. С другой стороны на молодежь смотрят как на ресурс устойчивого развития общества, потому что именно через молодежь общество воспроизводит и развивает себя.

В целом, несмотря на деятельность государства и общества, направленную на создание для молодежи условий для реализации своего потенциала, сложное социально-экономическое положение вынуждает молодежь уезжать из республики и служит благодатной почвой для распространения экстремистской идеологии.

Список литературы

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учеб. пособие. Екатеринбург: Науч.-исслед. центр при институте молодежи, 1997. 211 с.

2. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 460 с.

3. Распределение населения по возрастным группам. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: http ://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (дата обращения 08.06.2017).

4. Распределение населения по возрастным группам. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КБР [Электронный ресурс]. Территориальный орган Федеральной службы статистики по Кабардино-Балкарской Республике. Официальный сайт. URL: http://kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/re sources/39b832004c58b57bbea7bf4fa2e024d5/Распределение+населе ния+по+возрастным+группам.pdf (дата обращения: 11.05.2017).

5. Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования (СоцИс). 2014. М.: Наука, №3. С. 72.

6. Тишков В.А., Аствацатурова М.А., Степанов В.В. Молодежь в по-лиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014. С. 52.

7. Хамдохова Ж.М. Молодежь как стратегический ресурс устойчивого развития // Материалы всероссийской конференции с международным участием «Устойчивое развитие, проблемы, концепции, модели», Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2017. 354 с.

8. Хамдохова Ж.М. Социально-политические издержки социокультурной трансформации в современной Кабардино-Балкарии» / Отв. ред. П.М. Иванов // Научные доклады Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН. N° 2. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2015. 80 с.

References

1. Vishnevsky Yu.R., Shapko V.T. Sotsiologiya molodezhi: ucheb. poso-biye. [Sociology of Youth: textbook allowance]. Ekaterinburg: Scientif-ic-Issled. center at the Institute of Youth, 1997. 211 p.

2. Lisovsky V.T.Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University, 1996. 460 p.

3. Raspredeleniye naseleniya po vozrastnym gruppam. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Distribution of the population by age groups. Federal Service of State Statistics]. Federal Service of State Statistics. Official site. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/en/statistics/population/demography/# (accessed 08.06.2017).

4. Raspredeleniye naseleniya po vozrastnym gruppam. Territorial'nyy organ Federal 'noy sluzhby gosudarstvennoy statistikipo KBR [Distribution of the population by age groups. Territorial organ of the Federal State Statistics Service for the CBR]. Territorial organ of the Federal Statistics Service for the Kabardino-Balkaria Republic. Official site. http://kbr. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/resources/39b832004c58b57b-bea7bf4fa2e024d5/Distribution of the population + on + age groups + .pdf (accessed 11/05/2017).

5. Smirnov V.A. Molodezhnaya politika: opyt sistemnogo opisaniya [Youth Policy: Experience in System Description]. Sotsiologicheski-ye issledovaniya (Sotsis) [Sociological Research]. M.: Nauka, 2014. No 3. P. 72.

6. TishkovV.A., Astvatsaturova M.A., Stepanov V.V. Molodezh'v poliet-nichnykh regionakh Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga. Ekspert-nyy doklad [Youth in the polyethnic regions of the North Caucasus

Federal District. Expert report]. Pyatigorsk: Publishing house PGLU, 2014. P. 52.

7. Hamdokhova Zh.M. Molodezh' kak strategicheskiy resurs ustoychivo-go razvitiya [Youth as a strategic resource for sustainable development]. Materialy vserossiyskoykonferentsiismezhdunarodnym uchastiyem «Us-toychivoyerazvitiye, problemy, kontseptsii, modeli» [Proceedings of the All-Russian Conference with International Participation "Sustainable Development, Problems, Concepts, Models"]. Nalchik: KSC RAS, 2017. 354 p.

8. Hamdokhova Zh.M. Sotsial'no-politicheskiye izderzhki sotsiokul'tur-noy transformatsii v sovremennoy Kabardino-Balkarii» [Socio-political costs of sociocultural transformation in modern Kabardino-Balkaria] / Ed. P.M. Ivanov. Nauchnye doklady Tsentra sotsial'no-politicheskikh issledovaniy KBNTs RAN [Scientific Reports of the Center for Socio-Political Studies of the KBSC of the Russian Academy of Sciences]. No. 2. Nalchik: KBSC RAS, 2015. 80 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Атласкиров Альберт Русланович, младший научный сотрудник, кандидат социологических наук

ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» Центр социально-политических исследований

ул. Балкарова, 2, г. Нальчик, КБР, 360002, Российская Федерация

Atlaskirov.albert@yandex.ru

DATA ABOuT THE AuTHORS Atlaskirov Albert Ruslanovich, Junior Researcher, Candidate of Sociological Sciences

Federal scientific center Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences' Center of socio-political researches 2, Balkarov Str., Nalchik, 360002, Russian Federation Atlaskirov.albert@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.