Научная статья на тему 'О некоторых проблемах реализации молодежной политики: федеральный и региональный аспекты'

О некоторых проблемах реализации молодежной политики: федеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
914
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / STATE YOUTH POLICY / YOUNG PEOPLE / YOUTH EMPLOYMENT ISSUES / YOUTH ADVISORY AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саенко Т.В.

В статье проведен анализ нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики Российской Федерации, исследованы подходы к формированию органов исполнительной власти в области молодежной политики на федеральном уровне и в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Выделены основные группы факторов, влияющих на состояние молодежной среды. Приведены выборочные результаты исследования проблем занятости молодежи и кадрового обеспечения молодежной политики в муниципальных образованиях, а также представительства молодежи в органах власти разных уровней (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the legal provision of state youth policy of Russia as well as approaches to formation of executive authorities in the field of youth policy at the federal level and in subjects of The North Caucasian Federal District. The basic groups of factors that affect the environment of youth were marked. The article also presents selected results of the research of youth employment problems and youth policy staffing in municipalities, as well as representation of young people at different levels of government (on the example of The Kabardin-Balkar Republic).

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах реализации молодежной политики: федеральный и региональный аспекты»

УДК 328.182

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

ON SOME ISSUES OF YOUTH POLICY IMPLEMENTATION: FEDERAL AND LOCAL ASPECTS

Т.В. Саенко T.V. Saenko

ГКУ «Аппарат Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики», Россия, 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, пр. Ленина, 57

Chief of Staff of Public Chamber of Kabardin-Balkar Republic, 57 Lenin St., Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360022, Russia

e-mail: saenko_tatyana@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики Российской Федерации, исследованы подходы к формированию органов исполнительной власти в области молодежной политики на федеральном уровне и в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Выделены основные группы факторов, влияющих на состояние молодежной среды. Приведены выборочные результаты исследования проблем занятости молодежи и кадрового обеспечения молодежной политики в муниципальных образованиях, а также представительства молодежи в органах власти разных уровней (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Resume. The article analyzes the legal provision of state youth policy of Russia as well as approaches to formation of executive authorities in the field of youth policy at the federal level and in subjects of The North Caucasian Federal District. The basic groups of factors that affect the environment of youth were marked. The article also presents selected results of the research of youth employment problems and youth policy staffing in municipalities, as well as representation of young people at different levels of government (on the example of The Kabardin-Balkar Republic).

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, проблемы занятости молодежи, молодежные совещательные органы.

Key words: state youth policy, young people, youth employment issues, youth advisory authorities.

На современном этапе развития российского общества работа с молодежью приобретает особое значение. Еще в 90-е гг. XX века известный российский исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский подчеркивал, что «молодежь — своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно... и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая порой даже от внимания науки. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ»1.

Сегодня в условиях экономического кризиса, санкционного давления Запада, переориентации российской экономики на импортозамещение, а также увеличения масштаба террористических угроз актуализируется задача государства и общества посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики создать благоприятные предпосылки для направления энергии молодых людей в созидательное русло, включая механизмы поддержки их инициатив, оказание помощи в определении и реализации их общественных интересов, потребностей, жизненных перспектив.

На федеральном уровне отдельные аспекты государственной молодежной политики закреплены в ряде нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Примечательно, что сначала в 2012 г. была утверждена Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ2, и только спустя 2 года — «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период

1 Ильинский И.М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира: учеб. пособие. М., 1997. С. 187-200.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 23.04.2012. № 17. Ст. 2062.

до 2025 года»Можно предположить, что такой подход разработчиков данных документов был обусловлен исключительным отношением к Северному Кавказу как стратегическому региону и зоне особого риска, где именно молодежь является той социальной группой, которая требует повышенного внимания со стороны государственных органов власти.

В числе федеральных нормативных правовых актов в области молодежной политики следует также выделить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»2 и Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» з.

Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, в последнее десятилетие законодательная база государственной молодежной политики в Российской Федерации была лишена целостности, разбросана по различным ведомствам и не соответствовала современной политической и социально-экономической ситуации.

История вопроса свидетельствует о том, что только в 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Ранее, в 1967 и 1977 годах, ЦК ВЛКСМ инициировались два аналогичных законопроекта, которые были отклонены. С распадом Советского Союза в декабре 1991 г. Закон СССР о молодежной политике как юридический акт не вошел в состав нормативных правовых актов Российской Федерации. Но это был финал Закона только по форме; его концепция, содержание, сформулированные правовые нормы продолжали оказывать решающее воздействие на весь процесс строительства правовых основ государственной молодежной политики, по крайней мере, до конца 1990-х годов. В этот период были приняты законы о государственной молодежной политике (в некоторых случаях - о молодежи, о молодежной политике, о региональной государственной молодежной политике и т.д.) примерно в 50 субъектах Российской Федерации, в том числе в Кабардино-Балкарии. Однако на федеральном уровне закона по-прежнему нет: на принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» президент Ельцин наложил вето, которое депутаты Госдумы не смогли преодолеть4.

По мнению многих исследователей проблем молодежи, и законодательная, и организационная, и финансовая составляющие государственной молодежной политики за прошедшие два десятилетия развивались по известной формуле «шаг вперед - два шага назад». Государственное управление в рассматриваемой сфере ослабло из-за недостаточного обеспечения межведомственного взаимодействия органов и учреждений, работающих с молодежью, многократного их реформирования и последующей ликвидации. Так, начиная с 1991 г., органы государственной власти РФ, в полномочия которых входили разработка и реализация государственной молодежной политики, претерпевали реорганизацию более 10 раз. Они функционировали и как отдельная структура в составе Правительства России (Госкомитет по делам молодежи), и как структурные подразделения (департаменты) в составе министерств труда и социального развития, образования и науки, спорта и туризма. С 2008 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной молодежной политики является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)5.

В Северо-Кавказском федеральном округе также нет единого подхода к формированию органов исполнительной власти в области молодежной политики. Из семи субъектов СКФО в четырех функционируют отдельные органы (в Чеченской Республике и Республике Дагестан — Министерство по делам молодежи, в республиках Ингушетия и РСО-Алания — Комитет по делам молодежи), в трех вопросами молодежной политики занимаются разные ведомства (в Ставропольском крае - Министерство образования и молодежной политики, в Кабардино-Балкарии - Министерство образования, науки и по делам молодежи, в Карачаево-Черкесии - Министерство туризма, курортов и молодежной политики).

Анализ состояния данного вопроса в Кабардино-Балкарии показал следующее. Действующая республиканская нормативная правовая база в рассматриваемой сфере представлена двумя базовыми законами «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике»6, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»7 и рядом нормативных правовых актов Правительства КБР8.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru.

2 Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://www.consultant.ru.

3 Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 20152020 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2015 № 889). URL: http://www.consultant.ru.

4 Ильинский И.М. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Вузовский вестник. 2009. № 3 (75). С. 13-15.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи». URL: http://www.consultant.ru.

6 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.1993 № 1547-ХП-З «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике» (ред. от 31.12.2014). URL: http://www.consultant.ru.

7 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.12.1996. № 33-РЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (ред. от 19.11.2013). URL: http://www.consultant.ru.

8 Постановление Правительства КБР от 02.09.2013 № 241-ПП «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Респуб-

Государственные органы молодежной политики в Кабардино-Балкарии за последние два десятилетия также неоднократно реорганизовывались (рис. 1). Сегодня функции по выработке и реализации государственной молодежной политики выполняет Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР, в структуре которого создан специальный департамент.

С \

Министр по вопросам координации деятельности органов исполнительной власти КБР в сфере профилактики экстремизма и реализации молодежной политики (с августа 2015 г. по настоящее время)

Рис. 1. Хронология реорганизации органов исполнительной власти КБР, уполномоченных в области молодежной политики Fig. 1. Chronology of reorganization of executive authorities of KBR, which are authorized in the field of youth policy

Следует также отметить, что в 2015 г. в структуре Правительства КБР появилась должность министра по вопросам координации деятельности органов исполнительной власти республики в сфере профилактики экстремизма и реализации молодежной политики.

Вывод о том, какая модель управления эффективнее, сделать сложно, т.к. серьезные исследования на эту тему в республике не проводились.

Но молодежная политика - это не только и даже не столько нормативные акты и государственное управление. Это сложная динамическая система, в которой функционирование каждой подсистемы должно подчиняться главной цели - созданию условий для свободного развития личности, раскрытия индивидуальных склонностей и способностей молодого поколения, а также его подготовки к выполнению общественно значимых социальных ролей.

Состояние и развитие молодежной среды в Кабардино-Балкарии обусловлено множеством факторов, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся общие тенденции современной российской действительности, оказывающие негативное влияние на воспитание детей и молодежи. Вот лишь некоторые из них.

1. Состояние современной семьи в России, которое специалисты в области семейных отношений называют без преувеличения кризисным. Исходя из данных статистики по бракам и разводам в целом по стране, половина из заключенных браков распадается: в 2014 г. на 1225985 браков приходилось 693730 разводов1. В КБР распадается каждый третий брак: в 2013 г. на 6345 браков - 2606 разводов2. Статистика весьма неутешительная, и данная тенденция, к сожалению, становится уже привычной.

2. Массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, пропагандируя насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превознося сомнительные ценности. На популярных каналах телевещания в доступное для детей время показывают сцены жестокости, разврата и откровенной пошлости. В то же время полезные, развивающие программы и фильмы становятся дефицитом.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3, «вредная» информация по-прежнему остается доступной благодаря домашнему Интернету и современным гаджетам, которые есть сегодня практически у каждого учащегося начальной школы.

лике» на 2013-2020 годы» (ред. от 31.12.2015), Постановление Правительства КБР от 09.04.2008 № 76-ПП «О поддержке молодежного предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» (ред. от 28.08.2015). URL: http://www.consultant.ru.

1 Браки и разводы // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат. URL http://gks.ru/.

2 Статистика Управления ЗАГС по КБР. URL: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/upzags/statistika/gosudarstvennaja_registracija_aktov_grazhdanskogo_sostojanija.php.

3 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 29.06.2015). URL: http://www.consultant.ru.

По данным Лиги безопасного Интернета, за 2014 год на 51 «горячую линию» в разных странах мира поступило почти 90 тысяч жалоб на уникальные (без учета дубликатов) страницы с материалами, содержащими детскую порнографию, что было подтверждено специалистами. Для сравнения, в 2013 году число жалоб составляло 55 тысяч, в 2012 году - 37 тысяч1. Несмотря на принимаемые меры, значительное число подобных сайтов доступно подросткам в любое время, а вышеупомянутый закон пока не стал заслоном противоправному контенту в сети Интернет.

В последние годы жестко обозначилась еще одна опасная тенденция - активная вербовка российской молодежи в различные незаконные экстремистские организации, и именно социальные сети являются для этого самой эффективной площадкой. По данным МВД по КБР, в Сирии сегодня воюют около 130 уроженцев Кабардино-Балкарии, чьи данные достоверно установлены, также группа таких, чьи данные еще точно не определены. Большинство из них - жители Нальчика, 54 человека. Из 130 человек 28 женщин. Среди них есть и несовершеннолетние2.

4. Высокий уровень социального неравенства и отсутствие ясной жизненной перспективы у молодежи из семей с низкими доходами привели к тому, что в общественном сознании начали доминировать материальные ценности в ущерб духовным, а материальное благополучие стало основным критерием оценки жизненного успеха или уровня самореализации граждан.

Ко второй группе относятся общие факторы конфликтогенности, характерные для Севе-ро-Кавказскогорегиона. Среди них можно назвать основные:

- полиэтничность и поликонфессиональность населения, увеличивающие вероятность создания объективных предпосылок для межнациональных и религиозных конфликтов;

- высокий уровень безработицы в республиках Северного Кавказа;

- при высокой плотности населения и переизбытке трудовых ресурсов - ограниченность ресурсов сырьевых, что неизбежно приводит к конфликтам интересов;

- развитие религиозного экстремизма, жертвой которого, как правило, становятся молодые люди с неустойчивым самосознанием.

По данным Росстата, к концу 2015 г. в Северо-Кавказском федеральном округе зафиксирован самый высокий уровень безработицы - 11,9% при среднероссийском показателе 5,8%. Три субъекта по уровню безработицы «лидируют» не только в СКФО, но и в целом среди регионов России - это Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Чеченская Республика (рис. 2)з.

в среднем по РФ Ставропольский край Кабардино-Балкария РСО-Алания Дагестан Чеченская Республика Карачаево-Черкесия Ингушетия

0 5 10 15 20 25 30 35

Рис. 2. Зарегистрированный уровень безработицы в субъектах СКФО на конец 2015 г. (в %) Fig. 2. The registered unemployment rate in regions of The NCFD at the end of 2015 (in %)

За последние годы в КБР отмечается устойчивая тенденция снижения численности молодых людей. При этом отрицательная динамика особенно выражена среди городской молодежи, численность которой за 5 лет снизилась на 20 тыс. человек (рис. 3).

-Г1 5,8 -¡J 5,6

10,1

11

. . 111,6

16,7

; ; =¡=117,2

. . . Р 30,8

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Рис 3. Численность молодежи 15-29 лет в КБР (тыс. чел.) Fig. 3. The number of young people aged 15-29 in KBR (thou. pers.)

□ город

□ село

1 Эксперты прогнозируют дальнейший рост доли детской порнографии в Интернете. URL: http://d-russia.ru/eksperty-prognoziruyut-dalnejshij-rost-doli-detskoj-pornografii-v-internete.html. (30.07.2016).

2 130 уроженцев Кабардино-Балкарии воюют в Сирии на стороне террористов. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/130-urozhencev-kabardino-balkarii-voyuyut-v-sirii-na-storone-terroristov-12924 (05.04.2016).

3 На Северном Кавказе отмечен самый высокий уровень безработицы. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат. URL: URL: http://regnum.ru/news/1978253.html (24.09.2016).

Сегодня доля молодежи в общей численности населения республики составляет 23,4%^ При этом данный показатель превышает общероссийский,2 что наглядно видно на рис. 4.

100 80 60 40 20 0

□ КБР

□ РФ

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Рис. 4. Доля молодежи в возрасте от 15 до 29 лет от общей численности населения (%) Fig. 4. The percentage of young people aged 15-29 of the total population (%)

Особого внимания требуют проблемы занятости молодежи. Мониторинг молодежной политики в муниципальных образованиях республики, проведенный Общественной палатой КБР в марте-апреле 2016 г., показал, что в общей численности безработных граждан доля молодежи превышает 30% (рис. 5).

Эльбрусский Нальчик Баксан Чегемский Прохладненский Урванский Терский Прохладный Лескенский Майский Баксанский Зольский Черекский

20

40

60

80

100

0

Рис. 5. Доля безработной молодежи в общей численности зарегистрированных безработных граждан

в муниципальных районах и городских округах КБР (%) Fig. 5. The percentage of unemployed young people in the total amount of registered unemployed citizens in municipal and urban districts of KBR (%)

Учитывая, что длительное отсутствие работы является одним из факторов возникновения асоциальных явлений в молодежной среде, необходимость решения данной проблемы еще более актуализируется.

Выборочный анализ представленности молодежи в возрасте до 35 лет в органах власти разных уровней показал следующее.

Из общей фактической численности государственных гражданских служащих - работников органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики (1216 чел.) указанная возрастная группа составляет достаточно высокий процент - 42,3 (515 чел.). В органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР из общего числа муниципальных служащих (1275 чел.) более трети - молодежь (413 чел. или 32,7%).

Иная тенденция наблюдается в представительных органах. В действующем Парламенте Кабардино-Балкарской Республики V созыва доля молодых депутатов составляет всего 5,7% от общей численности депутатского корпуса. В IV созыве (2009-2014 гг.) этот показатель был еще меньше - 2,7%.

1 Распределение населения по возрастным группам // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат. URL: http: //kbr.gks.ru/wps/wcm/c0nnect/r0sstat_ts/kbr/res0urces/39b832004c58b57bbea7bf4fa2e024d5/. (24.09.2016).

2 Там же.

Парламент

исполнительные органы местной власти

исполнительные органы госвласти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 6. Сравнительные данные доли молодежи в общей численности государственных гражданских

и муниципальных служащих КБР (%) Fig. 6. Comparative data of the share of youth in the total number of state civil and municipal employees in KBR (%)

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы.

1. Практика реализации регионального законодательства в области молодежной политики, активизация работы с молодежью со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в последние годы, с одной стороны, показывают их большую действенность по сравнению с предыдущим периодом. С другой стороны, отсутствие в Российской Федерации единой нормативной правовой базы и единых подходов для формирования и реализации государственной молодежной политики снижает ее эффективность.

2. Процесс выработки молодежной политики связан с усложнением условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов общества на современном этапе становления российской экономики, кризисом традиционных институтов социализации молодого поколения, прежде всего - семьи и школы, усложнением структуры самого общества и возрастанием в нем роли молодежи. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-30 лет, поэтому именно в данный период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

3. Молодежная политика должна основываться на комплексном изучении молодежной субкультуры с использованием научных подходов, специальной подготовке кадров для работы с молодежной аудиторией, повышении роли общественных и государственных институтов в вопросах воспитания, поддержке молодежных объединений, их самодеятельности, инициативы, стремления к инновациям, живому делу.

Библиография

Браки и разводы / / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат. URL: http://gks.ru/.

Ильинский И.М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира: учеб. пособие. М.:Б.и., 1997. С. 187-200.

Ильинский И.М. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Вузовский вестник. 2009. №3 (75). С. 13-15.

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.1993 № 1547-XII-3 «О молодежной политике в Кабардино-Балкарской Республике» (ред. от 31.12.2014). URL: http://www.consultant.ru.

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.12.1996 № 33-РЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (ред. от 19.11.2013). URL: http: //www.consultant.ru.

Постановление Правительства КБР от 02.09.2013 № 241-ПП «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы» (ред. от 31.12.2015). URL: http: //www.consultant.ru.

Постановление Правительства КБР от 09.04.2008 № 76-ПП «О поддержке молодежного предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» (ред. от 28.08.2015). URL: http://www.consultant.ru.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе» «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://www.consultant.ru.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2015 № 889). URL: http://www.consultant.ru.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 506-р «Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероКавказский федеральный округ, до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 23.04.2012. № 17. Ст. 2062.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru.

32,7

42,3

Распределение населения по возрастным группам // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Росстат. URL: http://kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/resources/39b832004c58b57bbea7bf4fa2e024d5/.

На Северном Кавказе отмечен самый высокий уровень безработицы. URL: http://regnum.ru/news/1978253.html (24.09.2016) .

Статистика Управления ЗАГС по КБР. URL:

http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/upzags/statistika/gosudarstvennaja_registracija_aktov_grazhdanskogo_sostojanija.php.

Федеральный закон от 29.l2.20l0 N° 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 29.06.2015). URL: http://www.consultant.ru.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост доли детской порнографии в Интернете. URL: http://d-russia.ru/eksperty-prognoziruyut-dalnejshij-rost-doli-detskoj-pornografii-v-internete.html (30.07.2016).

l30 уроженцев Кабардино-Балкарии воюют в Сирии на стороне террористов. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/130-urozhencev-kabardino-balkarii-voyuyut-v-sirii-na-storone-terroristov-12924 (05.04.2016).

References

Braki i razvody // Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. Ros-stat. URL: http://gks.ru/.

Il'inskii I.M. Molodezh' v protsesse razvitiia // Kul'tura mira i demokratii. Kul'tura mira: ucheb. posobie. M.: B.i., 1997. S. 187-200.

Il'inskii I.M. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: uroki nedavnego proshlogo / / Vuzov-skii vestnik. 2009. (75). S. l3-15.

Zakon Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 22.07.l993 Ш 1547-XII-Z «O molodezhnoi politike v Kabardino-Balkarskoi Respublike» (red. ot 31.12.2014). URL: http: //www.consultant.ru.

Zakon Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 02.12.1996 Ш 33-RZ «O gosudarstvennoi podderzhke mo-lodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"edinenii» (red. ot 19.11.2013). URL: http: //www.consultant.ru.

Postanovlenie Pravitel'stva KBR ot 02.09.2013 Ш 241-PP «O Gosudarstvennoi programme Ka-bardino-Balkarskoi Respubliki «Povyshenie effektivnosti realizatsii molodezhnoi politiki v Ka-bardino-Balkarskoi Respublike» na 2013-2020 gody» (red. ot 31.12.2015). URL: http://www.consultant.ru.

Postanovlenie Pravitel'stva KBR ot 09.04.2008 Ш 76-PP «O podderzhke molodezhnogo pred-prinimatel'stva v Kabardino-Balkarskoi Respublike» (red. ot 28.08.2015). URL: http://www.consultant.ru.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 Ш 1493 «O gosudarstvennoi programme» «Pat-rioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody». URL: http: //www.consultant.ru.

Podprogramma «Obespechenie zhil'em molodykh semei» federal'noi tselevoi programmy «Zhi-lishche» na 2015-2020 gody (v red. Postanovleniia Pravitel'stva RF ot 25.08.2015 да 889). URL: http://www.consultant.ru.

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 aprelia 2012 g. Ж 506-r «Ob utver-zhdenii Kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii, vkhodia-shchikh v Severo-Kavkazskii feder-al'nyi okrug, do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 23.04.20l2. Ж l7. St. 2062.

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29.11.2014 g. Ш 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda». URL: http: //www.consultant.ru.

Raspredelenie naseleniia po vozrastnym gruppam / / Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. Rosstat. URL:

http://kbr.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kbr/resources/39b832004c58b57bbea7bf4fa2e024d5/.

Na Severnom Kavkaze otmechen samyi vysokii uroven' bezrabotitsy. URL:

http://regnum.ru/news/1978253.html (24.09.2016) .

Statistika Upravleniia ZAGS po KBR. URL:

http: / / pravitelstvo.kbr.ru/ oigv/ upzags/statistika/ gosudarstvennaja_registracija_aktov_grazhdanskogo_sostojanija.php.

Federal'nyi zakon ot 29.12.2010 Ш 436-FZ «O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdo-rov'iu i razvitiiu» (red. ot 29.06.2015). URL: http: //www.consultant.ru.

Eksperty prognoziruiut dal'neishii rost doli detskoi pornografii v Internete. URL: http://d-russia.ru/eksperty-prognoziruyut-dalnejshij-rost-doli-detskoj-pornografii-v-internete.html (30.07.2016).

130 urozhentsev Kabardino-Balkarii voiuiut v Sirii na storone terroristov. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/130-urozhencev-kabardino-balkarii-voyuyut-v-sirii-na-storone-terroristov-12924 (05.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.