Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: институциональная динамика и поиск эффективных механизмов'

Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: институциональная динамика и поиск эффективных механизмов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МОЛОДЕЖИ / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / STATE / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / NORMATIVE-LEGAL ACTS / LEGISLATION ON YOUTH / YOUTH PROBLEMS / STATE PROGRAMS / REGIONAL EXPERIENCE / OREL REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левочкин Роман Александрович

В статье анализируются ключевые проблемы, влияющие на формирование и реализацию государственной молодежной политики на уровне субъекта Российской Федерации. Основное внимание уделяется поиску эффективных институциональных механизмов, связанных с осуществлением молодежной политики. Анализируется деятельность государственных и муниципальных органов власти Орловской области, исследуются результаты, полученные в процессе реализации государственной молодежной политики в регионе. Выявляются причины возникновения препятствий и ограничений в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне. Авторами обоснован вывод о том, что требуется формирование новых механизмов реализации молодежной политики и оценки ее эффективности. Ключевые слова: государство, молодежь, государственная молодежная политика, нормативно-правовые акты, законодательство о молодежи, проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Левочкин Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the actual problems influencing the formation and implementation of state youth policy at the level of the entity of the Russian Federation. Much attention is paid to the search for effective institutional mechanisms related to the implementation of youth policy. The activity of the state and municipal authorities of the Orel region is analyzed, the results obtained in the process of implementing the state youth policy in the region are examined. The reasons for the emergence of obstacles and restrictions in the sphere of youth policy implementation at the regional level are revealed. The authors justified the conclusion that it is necessary to form new mechanisms for implementing youth policy and assess its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: институциональная динамика и поиск эффективных механизмов»

УДК: 323-053.6(470.319) DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-6-187-193

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Левочкин Р.А.1

В статье анализируются ключевые проблемы, влияющие на формирование и реализацию государственной молодежной политики на уровне субъекта Российской Федерации. Основное внимание уделяется поиску эффективных институциональных механизмов, связанных с осуществлением молодежной политики. Анализируется деятельность государственных и муниципальных органов власти Орловской области, исследуются результаты, полученные в процессе реализации государственной молодежной политики в регионе.

Выявляются причины возникновения препятствий и ограничений в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне. Авторами обоснован вывод о том, что требуется формирование новых механизмов реализации молодежной политики и оценки ее эффективности.

Ключевые слова: государство, молодежь, государственная молодежная политика, нормативно-правовые акты, законодательство о молодежи, проблемы молодежи, государственные программы, региональный опыт, Орловская область.

IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE OREL REGION: INSTITUTIONAL DYNAMICS AND SEARCH FOR EFFECTIVE MECHANISMS

LEVOCHKIN R.A. - Postgraduate student at the Department of Political Science, State and Municipal Government, Central Russian institute of Management - a branch of the Russian Presidenrial Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

The article analyzes the actual problems influencing the formation and implementation of state youth policy at the level of the entity of the Russian Federation. Much attention is paid to the search for effective institutional mechanisms related to the implementation of youth policy. The activity of the state and municipal authorities of the Orel region is analyzed, the results obtained in the process of implementing the state youth policy in the region are examined.

The reasons for the emergence of obstacles and restrictions in the sphere of youth policy implementation at the regional level are revealed. The authors justified the conclusion that it is necessary to form new mechanisms for implementing youth policy and assess its effectiveness.

Keywords: state, youth, state youth policy, normative-legal acts, legislation on youth, youth problems, state programs, regional experience, Orel region.

Левочкин Роман Александрович - аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления, Среднерусский институт управления-филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл, бульвар Победы, д. 5а, e-mail: е[email protected]

В современном обществе активно обсуждается роль молодежи в мире, проблемы с которыми они сталкиваются и их преодолении. Взаимосвязанные проблемы вытекают из объективных процессов, происходящих в стране. В сущности, они являются проблемами социума в целом, так как от решения указанных проблем зависит будущее государства. В регионах, в частности в Орловской области, эти проблемы имеют определенную специфику, связанную с особенностями развития региона. В свою очередь преодоление проблем зависит от реализуемой в регионе и стране в целом государственной молодежной политики.

Эффективность осуществляемой региональной молодежной политики можно оценивать по итоговым результатам. Анализируя результаты реализуемой государственной молодежной политики в Орловской области можно утверждать, что в полной мере поставленные задачи не были выполнены и на сегодняшний день остается целый ряд нерешенных проблем.

Первой актуальной проблемой является низкий демографический показатель в Орловской области. Динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни и состояние здоровья включены с систему важнейших показателей, которые характеризуют общее состояние общества. В связи с этим, социально-демографические проблемы нужно отнести к числу главных факторов влияющих на развитие молодых людей. Следовательно, достоверные сведения о тенденциях перемены базовых демографических показателей являются незаменимым основанием для исследования развития молодежи, а как следствие формирование государственной политики в области молодежи.

Так анализируя статистические данные за прошедшие десятилетия можно наблюдать изменение численности молодых людей. На первый взгляд демографическая ситуация в Орловской области выглядит весьма благополучно. Федеральная служба государственной статистики по Орловской области приводит данные статистических исследований, где указанно, что в Орловской области в возрасте от 14 до 35 проживает около 233,503 тысячи человек, что является примерно 29,7% от общего количества граждан региона. В целом же, динамика по Орловской области с января по сентябрь 2017 года является негативной, в 2016 году количество родившихся составило 6353 чел., а на 2017 год приходится 53231.

Все это позволяет нам сделать вывод, что в Орловской области существует проблема демографической ситуации, ведь сохранение указанной проблемы в будущем неизбежно повлияет на снижение удельного веса молодых людей в социуме, старения населения, вследствие чего обострение экономических и социальных проблем.Поэтому региональные власти должны проводить активную социальную политику поддержки детей, молодежи и молодой семьи.

Региональные органы государственной власти формируют совокупную систему поддержки молодых семей, и в первую очередь поддержку финансовой субсидиарной помощью для строительства или приобретения жилья.

В настоящее время в Орловской области действует целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2017 - 2020 годы»2, которая создана для помощи в решении жилищных проблем молодых семей, а также для улучшения жилищных условий нуждающихся. Она образована с учетом единовременно реализуемых мер по улучшению ипотечного жилищного кредитования, направлена на гарантирование ипотечных кредитов и повышения доступности жилья для молодых семей. Система реализации программы отвечает

Данные Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.orel.gks.ru/. (дата обращения: 04.10.2017)

2 Обеспечение жильем молодых семей в городе Орле на 2017 - 2020 годы: Постановление Администрации города Орла от 30.03.2017 №1239 // Орловская городская газетаот 07.04.2017.

концепции создания общего подхода к проявлению государственной поддержки разным категориям граждан при улучшении жилищных условий, с помощью средств федерального бюджета путем предоставления возможных субсидий на покупку жилья.

Решение жилищных проблем в молодых семьях является своего рода базой для стабильной жизни и вследствие чего, этот фактор может повлиять на улучшение демографического показателя в регионе. Елисеев А.Л., Кретов А.Ю. отмечают, что формирование благоприятных условий для молодых семей с целью повышения рождаемости, культивирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, оказание всесторонней поддержки молодым семьям является одной из первостепенных задач в субъектах Российской Федерации1. Возможность, которую предоставляют органы власти Орловской области для решения жилищных проблем, также с привлечением ипотечного кредита, формирует у молодежи стремление к более высокому уровню жизни, более качественной трудовой деятельности с целью повышения заработной платы. Указанные выше последствия формирует экономически активных жителей региона, а как следствие улучшит демографический показатель в регионе.2

Второй проблемой, является ухудшение здоровья молодых граждан. Здоровье граждан нашей страны является особой ценностью, а именно здоровье молодого поколения, ведь оно предстает в виде социального, экономического, репродуктивного, интеллектуального резерва России.

Исследователи отмечают тенденцию характерную для всех субъектов Российской Федерации, такую как ухудшение здоровья россиян, в том числе и молодых граждан.3 Причинами могли быть негативные экономические и социальные условия жизни 90-х г. Анализируя исследования последнего времени можно утверждать, что проблема здоровья выходит на первый план и непосредственно волнует саму молодежь.4Что же касается Орловской области, то уровень жизни молодежи можно оценивать только как удовлетворительный в связи с негативными тенденциями, обозначающими состояние здоровья молодых людей.

Анализируя Доклад о реализации молодежной политики в 2016 году в Орле, можно утверждать, что в городе остро стоит проблема токсикомании и наркомании. Происходит увеличение числалиц стоящих на диспансерном учете.5 О небрежном отношении молодых граждан в Орловской области к своему здоровью свидетельствуют вредные привычки, негативно сказывающиеся на здоровье. Самыми распространенными являются злоупотребление алкоголем и курение. Злоупотребление алкоголем ведет к серьезному заболеванию, такому, как алкоголизм - это болезнь, которая нарушает состояние здоровья, в первую очередь поражается мозг и это, как правило, разрушает личность.

Так в целях улучшения здоровья молодых граждан и пропаганде здорового образа жизни Постановлением Правительства Орловской области была утверждена государственная программа "Развитие физической культуры и спорта"6. Одним из ожидаемых результатов

1Елисеев А.Л., Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы//Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - Т.6. - №1. - С. 46- 52.

2Доклад о реализации молодежной политики в 2016 году в г. Орле// Материалы управления по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму администрации г. Орла [Электронный ресурс]. - URL:http://www.orel-adm.ru/. (дата обращения: 04.10.2017)

3Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России// Социологические исследования. - 2017. - №11.

- С. 34-37.

4Шиняева О.В., Шувалова В.С. Здоровье учащихся в образовательной среде// Социологические исследования.

- 2006. - №5. - С.75-80.

5Доклад о реализации молодежной политики в 2016 году в г. Орле// Материалы управления по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму администрации г. Орла. - URL: http://www.orel-adm.ru/. (дата обращения: 04.10.2017)

6Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»: Постановление Правительства Орловской области от 31 октября 2016 года №427// Государственная специализированная

является увеличение количества занимающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности до 6,7 тысячи человек в 2020 году. В связи с этим можно предположить, что здоровье молодых людей в регионе к 2020 году должно улучшиться.

Острой проблемой положительной реализации государственной молодежной политики является преступность среди молодых людей, ведь молодежная преступность представляет собой весомую угрозу национальной безопасности нашего государства. Поэтому в оперативно-служебной деятельности отдела внутренних дел приоритетными целями являются профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних и борьба с преступностью в молодежной среде. Эти цели достигаются государственными органами во взаимодействии со специальными службами области в рамках реализации программы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. В Орловской области преступность среди молодого поколения в возрасте 16-29 лет составляет 2,9% от общего числа проживающих в регионе. Но самым волнительным является то, что возрастной порог совершенных преступлений снижается.

Е.В. Демидова-Петрова в своем исследовании говорит о том, что одной из действенных мер профилактического воздействия на ранней стадии преступности среди молодежи является направление правонарушителей в специализированные учебно-воспитательные учреждения1. В Орловской области деятельность в большей степени направлена на профилактику криминогенной обстановки среди молодых людей в регионе. И с этой целью периодически проводятся профилактические мероприятия: «Гражданин-полицейский», «Безопасный город». Они способствуют распознанию и своевременному пресечению правонарушений в молодежной среде.Преодоление данной проблемы требует пересмотра стратегии государственной молодежной политики в целом, а также всей системы профилактической системы, базирующейся на глубоком, всеобъемлющем изучении, обозначение условий и причин преступлений в молодежной среде.

Меркулов П.А. и Елисеев А.Л. отмечают, что в настоящее время идет процесс корректировки целей и задач государственной молодежной политики. Этот процесс направлен на устранение проблемы препятствующей успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в самых разных сферах жизни общества2. Процессы социализации и самореализации являются благоприятными для молодежи тогда, когда государство выстраивает общественные отношения на принципах конфессиональной и этнической толерантности, а также социально справедливой экономики.

При анализе исследований можно увидеть, что за последние 10 лет в материальном производстве происходит сокращение занятости молодых людей. Так Жданов А.Ю. объясняет это тем, что для молодежной среды характерна эмоциональность, а нерациональность. Таковы ее социально-психические и социально-возрастные особенности.3 Общее экономическое положение в Орловской области, как и в целом государстве, подверглось определенным изменениям, где большая часть молодых граждан все также не могут удовлетворить личные материальные потребности. Более 2/3 молодых граждан региона говорят о том, что их доходы слишком малы

информационная система Портал Орловской области - публичный информационный центр.- URL: http://orel-region.ru, 01.11.2016

1 Демидова-Петрова Е.В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в российской Федерации// Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - С.45- 52.

2Меркулов П.А., Елисеев А.Л. К вопросу о разработке концепции государственной молодежной политики//Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. -Т.10. - №3. - С. 72- 81.

3Жданов А.Ю. Социальное развитие молодежи в современной России//Общество и право. - 2013. - №2 (44). -С. 269- 273.

для жизни.1 Данные потребности стимулируются находящейся в сознании молодых граждан излишней модели минимального уровня жизни.

Однако об оптимистичном настроении молодых людей свидетельствует оценивание собственного материального положения. Связанно это с тем, что основной массе молодых граждан и психологически, и организационно, и профессионально легче адаптироваться даже в условиях ухудшения экономических и общественных отношений, чем старшим возрастным группам, и молодежь нашла способы заработка на жизнь. Свое материальное положение оценили, как «благополучно» и «удовлетворительно» 61,5% молодых людей, которые проживают с родителями, 66,4 % - проживающих отдельно от родителей, но не имеющие своей семьи, и 68,1% - проживающих отдельно от родителей и имеющие свою семью2.

В Орловской области в службах трудоустройства молодежь не только информируют об имеющихся вакансиях, но и временно трудоустраивают, что дает возможность, закрепится на постоянной основе. Оказывают помощь молодым людям в открытии собственного дела. За три квартала 2017 года специалисты службы занятости организовали самозанятость 43 представителям молодежи. В регионе также востребована услуга социальной адаптации, молодые граждане обращаются за помощью по избавлению депрессии и стрессавозникших на фоне безработицы. В 2017 году за такой помощью обратились 173 молодых человека.

Еще одной проблемой, влияющей на региональную государственную молодежную политику, является низкая степень доверия к государственным органам власти со стороны молодежи, а также низкую оценку эффективности проводимой политике. Причиной данной проблемы может служить низкая политическая активность граждан. Так информационно-социологическойбюллетень «Молодежь Орловской области в 2015 году» приводит следующую статистику (Табл. 13).

Таблица 1- Распределение вариантов ответов на вопрос: Участвуете ли Вы в политической и общественной жизни?

Table 1- Distribution of answers to the question: Do you participate in political and public life?

Вопрос Да, участвую Нет, не участвую

1.Участвуете ли Вы в политической и 30,9 69,1 общественной жизни страны (России)?

2.Участвуете ли Вы в политической и 28,7 71,3 общественной жизни Орловской области?

3.Участвуете ли Вы в политической и 30,2 69,8 общественной жизни муници-пального

образования, в котором проживаете?

1Доклад о реализации молодежной политики в 2016 году в г. Орле// Материалы управления по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму администрации г. Орла [Электронный ресурс]. - URL: - http://www.orel-adm.ru/. -(дата обращения: 04.10.2017).

2Доклад о реализации молодежной политики в 2016 году в г. Орле// Материалы управления по делам молодежи, физкультуре, спорту и туризму администрации г. Орла [Электронный ресурс]. - URL: - http://www.orel-adm.ru/. -(дата обращения: 04.10.2017).

3 Научное издание Информационно-социологической бюллетень «Молодежь Орловской области в 2015 году» Дорохова Ю.В. Игнатова Т.В. Проказина Н.В. Под общей редакцией П.А. Меркулова// Издательство ОФ РАНХиГС. - 2015.

Больше половины молодых людей в Орловской области не участвует в общественной и политической жизни. Реализация молодежной политики в регионе не может быть полноценной с таким количеством участников указанного процесса. Соответственно, органы государственной власти должны всячески привлекать молодежь к политической жизни, только увидев работу структуры изнутри, молодые люди смогут доверять власти.

Превалирование негативных последствий политических и социально-экономических реформ последних десятилетий, низкая эффективность реализуемой молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях посодействовали росту недоверия к власти в молодежной среде. Следствием роста такого недоверия является представление о неимении возможностей принимать участие в управлении обществом. Такая установка передает реальное состояние дел, которое можно охарактеризовать как крайне низкое представительство молодых граждан в органах государственной власти.

Для решения указанной проблемы органы государственной власти Орловской области решили привлекать молодых людей к управлению обществом. Так Правительством Орловской области было утверждено «Положение о Молодежном правительстве Орловской области», целями которого являются: участие молодых людей в создании концепции экономического и социального развития региона; содействие в привлечении молодежи к участию в формировании и реализации молодежной политики регионе и иное1.

Подводя итог вышесказанному можно сделать ряд вывод:

- необходимо модернизировать государственную молодежную политику на всех уровнях власти. Перейти к инновационной системе управления ею на базе прогнозирования и полного анализа, основанной на широком применении демократических принципов;

- для эффективной реализации государственной молодежной политики необходимо целенаправленно решать проблемы молодежи через организованное взаимодействие муниципальных и государственных структур с молодежными общественными организациями (объединениями) и систематическую поддержку их деятельности.

- привлекать молодых граждан к реализации государственной молодежной политики и использовать молодежный потенциал по максимуму в интересах государства. Только при таком подходе активность молодых граждан может рассматриваться как форма проявления ее потенциала для решения общенациональных задач.

Библиография/References:

1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Учебно-методическое пособие / Сост. Л.Л. Юрова, А.А. Ермакова. Под ред. О.Н. Андреевой. - Тамбов: Издательство ИП Чеснокова А.В. - 2015. - 120 с.

2. Елисеев А.Л., Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. - Т.6. - № 1. - С. 46- 52

3. Жданов А.Ю. Социальное развитие молодежи в современной России // Общество и право. - 2013. - № 2 (44). - 269 - 273 с.

1О Молодежном правительстве Орловской области: Постановление Правительства Орловской области от 08.11.2012 № 401 (ред. от 15.06.2015)// ГСИС Портал Орловской области - публичный информационный центр -URL: http://www.adm.orel.ru (дата обращения: 20.11.2012).

4. Заслонкина О.В. Пути оптимизации государственной молодежной политики в регионе // Молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы: Материалы конференции. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. - С. 61- 67.

5. Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России // Социологические исследования. СОЦИС. - 2017. - № 11. - С. 34 - 37.

6. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. К вопросу о разработке концепции государственной молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - Т.10. - № 3. -С. 72- 81.

7. Шиняева О.В., Шувалова В.С. Здоровье учащихся в образовательной среде // Социологические исследования. СОЦИС. - 2006. - № 5. - С. 75-80.

1. Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossiiskoi Federatsii: normativno-pravovoi aspect [State youth policy in the Russian Federation: the regulatory and legal aspect]. Uchebno-metodicheskoe posobie / Sost. L.L. lurova, A.A. Ermakova. Pod red. O.N. Andreevoi. - Tambov: Izdatel'stvo IP Chesnokova A.V. - 2015. - 120 p. (In Russ.)

2. Eliseev, A.L., Kretov, A.lu. (2017) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy [State youth policy of the Russian Federation: problems and prospects] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Journal of Public and Municipal Administration]. - T.6. - № 1. - P. 46- 52 (In Russ.)

3. Zhdanov, A.Iu. (2013) Sotsial'noe razvitie molodezhi v sovremennoi Rossii [Social development of youth in modern Russia] // Obshchestvo i pravo [Society and Law]. - № 2 (44). - 269 - 273 p. (In Russ.)

4. Zaslonkina, O.V. (2010) Puti optimizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v regione // Molodezhnaia politika v regione: problemy i perspektivy [Ways of optimizing the state youth policy in the region // Youth policy in the region: problems and perspectives]: Materialy konferentsii. - Orel: Izd-vo ORAGS. - P. 61-67. (In Russ.)

5. Nazarova, I.B. (2017) O zdorov'e naseleniia v sovremennoi Rossii [On the health of the population in modern Russia] // Sotsiologicheskie issledovaniia. SOTsIS [Sociological research]. -№ 11. - P. 34 - 37. (In Russ.)

6. Merkulov, P.A., Eliseev, A.L. (2015) K voprosu o razrabotke kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki [To the question on the development of the concept of state youth policy] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T.10. -№ 3. - P. 72- 81. (In Russ.)

7. Shiniaeva, O.V., Shuvalova, V.S. (2006) Zdorov'e uchashchikhsia v obrazovatel'noi srede [The health of students in the educational environment] // Sotsiologicheskie issledovaniia. SOTsIS [Sociological research]. - № 5. - P. 75-80. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.