УДК: 323-053.6 DOI: 10.12737/22703
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ
Соколов В. В.1
В статье рассмотрены проблемы и перспективы проведения государственной молодежной политики в российских регионах. Обобщаются основные приоритеты разработки государственной молодежной политики. Перечислены основные стратегические задачи, решение которых лежит в основе становления молодежного субъекта в современной России.
В статье рассматривается вопрос о формировании механизма координации молодежной политики как на федеральном, так и субфедеральном уровнях. Выделены организационно-правовые механизмы разработки государственной молодежной политики в субъектах РФ.
Акцентируется внимание на проблемах участия молодого поколения в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Систематизированы проблемы и факторы, сдерживающие развитие потенциала молодежи как полноправного субъекта молодежной политики. Обобщаются перспективы разработки механизмов государственной молодежной политики в регионе. Аргументирована роль молодежных общественных объединений в повышении эффективности реализации государственной молодежной политики в России, учитывая региональную специфику.
Автор указывает на тот факт, что молодежные организации призваны стимулировать развитие молодежного потенциала на местах. Делается вывод, что реализация молодежной политики, учитывающей как интересы самой молодежи, так и стратегические ориентиры развития субъектов РФ, становится необходимостью, ключевым фактором развития территорий.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, государство, региональная политика, субъекты молодежной политики, молодежные объединения, молодежные организации, молодежный потенциал, государственные институты в сфере молодежной политики.
PERSPECTIVE MECHANISMS OF REALIZATION OF STATE YOUTH POLICY: REGIONAL PRACTICES
SOKOLOV V. V. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science, State аnd Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
In the article the problems and prospects of carrying out state youth policy in the Russian regions are considered. The main priorities of the development of state youth policy are generalized. The main strategic objectives, which solution is the
Соколов Вадим Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, адрес: 302028, г. Орел, б. Победы, д.5а; e-mail: [email protected]
cornerstone of formation of the youth subject in modern Russia, are listed. The author stops on an organizational legal mechanism of the development of state youth policy in the territorial subjects of the Russian Federation. In the article the question of the mechanism formation of youth policy coordination is considered as at the federal as the subfederal levels.
The attention is focused on problems of participation of the younger generation in realization of state youth policy at the regional level. The problems and factors constraining the development of youth potential as the full subject of youth policy are systematized. The prospects of the development of the mechanisms of state youth policy in the region are generalized. The role of youth public associations in the efficiency increase of the development and carrying out youth policy is reasoned, considering regional specifics. The author points to the fact that the youth organizations are urged to stimulate the development of youth potential on places. The conclusion is drawn that the realization of youth policy considering both interests of the youth and strategic reference points of the development of territorial subjects of the Russian Federation, becomes a necessity, a key factor of the development of territories.
Keywords: youth, state youth policy, state, regional policy, subjects of youth policy, youth associations, youth organizations, youth potential, state institutes in the sphere of youth policy.
В последние годы был предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию российского общества. Многие мероприятия по решению экономических проблем дали положительный результат. В стране была отмечена позитивная динамика развития промышленности, капиталовложений, инвестиций в экономику страны, снижения общественно-политической напряженности и предотвращения распада государства. Успехи в политической, экономической и финансовой сферах позволили обратиться к социальным вопросам. Как следствие предпринятых мер, стали улучшаться возможности самореализации молодежи по основным показателям - трудоустройству, повышению квалификации, материальному обеспечению, защите прав.
Молодежная политика Российской Федерации представляет собой целый комплекс мер по таким направлениям, как «поддержка молодежи в социальной сфере, формирование условий для гражданского становления и патриотического воспитания молодежи, профилактика экстремизма, правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде, формирование молодежной кадровой политики, содействие самореализации молодых граждан в профессиональной, научной, общественной деятельности, развитие лидерского потенциала молодежи, поддержка талантливой молодежи и другим»1.
На сегодня главными задачами государственной молодежной политики являются2:
- повышение качества современного образования молодежи;
- переориентация системы подготовки специалистов согласно потребностям рынка труда с учетом перспектив диверсификации существующей в российской модели экономики на модель «экономики знаний»;
1 Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра пед.н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. Т.1. - С. 224.
2 Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века// Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 182-183.
- разработка и внедрение механизма привлечения молодежи к научной и научно-технической деятельности, улучшение системы поддержки молодых ученых;
- использование системы профориентации в работе с молодёжью с целью сбалансирования потребностей рынка работы и рынка образовательных услуг;
- усиление работы относительно трудоустройства и занятости молодежи;
- усовершенствование и внедрение экономически удобных механизмов гарантированного обеспечения молодых людей первым рабочим местом путем предоставления работодателям преференций при создании дополнительных рабочих мест для молодёжи;
- урегулирование процесса трудовой миграции путем заключения межправительственных соглашений с целью обеспечения социальной защиты граждан, которые работают за пределами государства;
- разработка и внедрение механизмов создания благоприятных условий для облегчения субъектам предпринимательства «вхождения в рынок», прежде всего доступа к кредитным ресурсам;
- формирование здорового образа жизни, профилактика распространения ВИЧ/СПИДа, алкогольной, наркотической зависимости;
- внедрение механизмов государственного и общественного контроля за сохранением существующих и строительством новых физкультурно-спортивных и оздоровительных объектов, прежде всего в малых городах и сельской местности;
- национально-патриотическое воспитание молодого поколения, направленное прежде всего на преодоление взаимной отчужденности молодежи разных регионов и консолидацию российской нации, формирование толерантности в молодежной среде;
- развитие льготного досрочного государственного кредитования молодежи и молодых семей, обеспечение жильем детей и молодежи1;
- поддержка инициативы молодежи относительно ее участия в общественной жизни страны, содействие укреплению функционирующих и образованию новых общественных молодежных и детских объединений, поощрение волонтерского движения.
В Российской Федерации в целом сформирован механизм координации молодежной политики, который на уровне центральных органов государственной власти включает Министерство образования и науки Российской Федерации (а именно Федеральное агентство по делам молодежи), филиалы Федерального агентства по делам молодежи в субъектах Российской Федерации.
Сегодня субъекты Российской Федерации находят свои пути в деле реализации государственной молодёжной политики. Это понятно, поскольку каждый регион имеет специфические географические, экономические, демографические, этнические, культурные и др. особенности. В связи с этим важно знать, каким образом достигают успеха в решении молодёжных проблем власти на местах. Российская действительность демонстрирует тот факт, что региональный уровень нормативно-правового обеспечения реализации государственной молодежной политики становится доминирующим и во многом опережает федеральный по некоторым позициям в данной области. Базовые законы о молодежной политике действуют в 72 субъектах Российской Федерации, но в 13 отсутствуют: (Белгородская область, Забайкальский край, Мурманская область, Республика Калмыкия, Новгородская область, Смоленская область, Чукотский автономный округ, Ульяновская
1 Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: Аналитический обзор. - Самара, 2008. - ^ 5-6.
область, Пермский край, Республика Крым, город федерального значения Севастополь)1.
В большинстве российских регионов действуют локальные законы, регламентирующие отдельные направления государственной молодежной политики:
- государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений,
- государственную поддержку молодых семей,
- государственную поддержку талантливой молодежи,
- обеспечение гарантий молодежи в сфере труда и занятости,
- вопросы государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи и т.д.
Реализация молодежной политики на региональном уровне представляет собой
системный процесс, в который включено целое множество отраслевых и территориальных институтов, призванных решать важные для молодежи проблемы в сфере образования, воспитания, занятости, здравоохранения, досуга и т.д. Следует отметить, что нерешенность многих проблем на местах сдерживает полноценное включение молодежи в процесс разработки ГМП, что в целом отражается на ее эффективности. Среди основных факторов следует отметить:
1. Сокращение численности молодежи в российских регионах. Вследствие этого перед органами государственной власти возникает вопрос о необходимости кардинального повышения качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизации физических и социальных потерь, максимально глубокой и эффективной социализации молодых людей, «формирования у них лидерских качеств, а также привлечения и закрепления молодежи на территории маленьких регионов»2.
2. Ухудшение состояния физического и психического здоровья молодежи. Среднегодовой темп прироста заболеваемости подростков по Российской Федерации составляет 6,9 %. В данной связи необходимы меры по повышению культуры здорового образа жизни, повышению мотивации в молодежной среде к занятиям физической культурой.
3. Значительный процент молодых людей, получающих статус безработного. В 2015 году доля молодежи среди граждан, признанных безработными, составила 25,9 %. При этом в регионах Российской Федерации доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных колеблется от 20 до 57 % (в среднем 37 %). Причинами такой ситуации могут являться недостаточно успешная социализация и профориентация молодежи, «иждивенческая» позиция молодых людей, отсутствие опыта работы у молодежи, получившей образование. В связи с этим важное значение приобретают развитие творческого и профессионального потенциала молодежи, сопровождение молодых специалистов, повышение престижа рабочих профессий.
4. Приток мигрантов на территорию Российской Федерации может оказать негативное влияние на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений среди молодежи, что повышает необходимость разработки механизмов, направленных на социальную и культурную интеграцию и адаптацию мигрантов, превенцию экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.
5. Существенным ограничением развития сферы молодежной политики в депрессивных областях является недостаточное ресурсное и кадровое обеспечение. В связи с этим требуются дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений по работе с
1 Меркулов П.А., Малик Е.Н. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи// Власть. - 2016. - № 4. - С. 84.
2 Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Особенности региональной молодёжной политики в период модернизации.// Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 503-506.
молодежью, создание многофункциональных центров для молодежи, расширение охвата молодежи социальными услугами.
В целях реализации указанных направлений в Орловской области действуют подпрограммы по обеспечению жильём молодых семей, выполняются программы поддержки молодёжных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодёжи, программы по трудоустройству молодёжи, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодёжью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни, а также создано Молодежное Правительство Орловской области.
Целью подпрограммы «Орловщина молодая на 2013-2020 годы» государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» является совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области. Интересны суждения самой молодежи в отношении направлений молодежной политики в регионе. Так, около 27,4% опрошенной молодежи указали на проблему жилья, с которой сталкиваются молодые семьи (см. табл.1)1.
Таблица 1 - Распределение вариантов ответов на вопрос: «Какие из разделов региональной программы «Молодёжь Орловщины» лично Вам представляются наиболее полезными и актуальными?»
Table 1 - Distribution of possible answers to the question: "Which of the sections of the regional program "Orel Youth" appears to be the most useful and relevant to you personally?"
Варианты ответов % опрошенных
Орловщина молодая (поддержка талантливой молодёжи, общественных организаций, волонтёрской деятельности, молодых учёных и т.д.) 18,6
Обеспечение жильём молодых семей 27,4
Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе 14,4
Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 12,1
Затрудняюсь ответить 27,2
Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления. При этом в первую очередь необходимо обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Эти задачи должны решаться прежде всего через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Недостаточная
1 Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. 2015. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П.А. Меркулова. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС. - С. 52.
вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи.
Следует отметить, что основными субъектами, которые занимаются реализацией молодежной политики в Российской Федерации, являются не только органы государственной власти. Активное участие в данном процессе принимают общественные объединения и организации. В качестве основных примеров можно назвать РосПатриотЦентр, Международный молодежный центр, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр1 и т.д.
Определяющей чертой общественного молодежного движения России является демократический характер его создания и деятельности: подавляющее большинство молодежных и детских объединений создано самой молодежью. Через свою общественную активность, в первую очередь через свои общественные объединения, молодежь не только создает условия для развития и самореализации, но и активно включается во все общественные процессы. «Участие общественных организаций в жизни общества является одним из показателей демократичности самого государства»2.
Сегодня в Российской Федерации насчитывается 144 молодежные и 32 детские общественные организации. Все они имеют свои представительства в регионах России. В последнее время процесс формирования и государственной регистрации общественных организаций в Российской Федерации значительно активизировался. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, если в конце 1998 года было легализовано 954 международных и российских объединений граждан, из них - 84 политических партий и 811 общественных организаций, в конце 2014 года - 1052 объединения, из них - 106 партий и 908 общественных организаций. Общее же количество объединений граждан, включая местные ячейки всех уровней, ныне составляет свыше 584 тысяч человек3.
Эти организации ежегодно реализовывают свои программы и получают государственную финансовую поддержку. Среди общей численности общественных организаций, которые созданы и действуют в Российской Федерации, молодежные организации составляют 6,7%. При этом необходимо подчеркнуть, что темп создания общественных молодежных и детских объединений с каждым годом возрастает.
Наибольшее количество из них составляют организации социальной направленности -511. Если проанализировать все регионы страны, то можно сказать, что по направлениям деятельности наиболее популярными и действенными являются политические организации (24%), спортивно-оздоровительные (22%), поддержки творческого и интеллектуального развития (14%), воспитательные (10%), благотворительные (11%), патриотические (6%), экологические (2%) и другие. Это означает, что в сегодняшних условиях становления нашего государства молодым гражданам не безразлично будущее страны, в которой они живут. И молодежь проявляет себя через участие в деятельности общественных организаций.
Молодёжь принимает активное участие в спортивно-оздоровительных (физкультурных) организациях. Такие организации охватывают почти все виды спорта и являются популярными как среди молодёжи, так и среди детей.
1 Грунистая О.С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 13. - С. 30.
2 Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 62.
3 Официальный сайт «Левада-Центр» [иРЦ. - и^: http://www.levada.ru/books/perspektivy-grazhdanskogo-оЬ8ЬсЬе81уа-у-го8811 (Дата обращения: 12.09.2016)
Аналогичным образом обстоят дела и с организациями, целью которых является поддержка творческого и интеллектуально развития молодежи и детей. Они тоже популярны среди молодых граждан, юношества и детей. Спектр деятельности этих организаций самый разнообразный: творческие коллективы, художественная самодеятельность, творческие фестивали и конкурсы, кружки и др.1.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что главной задачей современной государственной молодежной политики на региональном уровне должно стать создание условий для максимального использования инновационного потенциала молодого поколения в интересах развития России, обеспечения должного уровня конкурентоспособности страны.
Соответственно молодежь должна рассматриваться как сфера инвестиций, а не как проблемная область, требующая действий по сдерживанию. В этом случае государство выступает в качестве системного инвестора в приращение человеческого капитала. При таком подходе молодежная активность должна рассматриваться как одна из форм проявления инновационного потенциала и через создание соответствующих условий должна направляться в продуктивное русло - решение общенациональных задач.
Библиография References:
1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра пед.н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. - Т.1. - 314 с.
2. Грунистая О.С. Государственная молодежная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 13. - С. 29 - 34.
3. Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. 2015. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П.А. Меркулова. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС. - 72 с.
4. Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики: Аналитический обзор. - Самара, 2008.
5. Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 60-63.
6. Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 180 - 185.
7. Меркулов П.А., Малик Е.Н. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи // Власть. - 2016. - № 4. - С. 83 - 85.
8. Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Особенности региональной молодёжной политики в период модернизации // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. - С. 503 - 506.
9. Смирнов В.А. Молодежные общественные объединения как субъект региональной молодежной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2008. - № 2 (58). - С. 510 - 517.
1. Vovlechenie molodezhi v zhizn' obshchestva. Prezentatsiia gipotezy rossiiskogo nauchnogo issledovaniia [Youth involvement in society. Presentation of the hypothesis of the Russian scientific research]: kollektivnaia monografiia / Pod red. d-ra ped.n., professora S.S. Gilia -
1 Смирнов В.А. Молодежные общественные объединения как субъект региональной молодежной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 2 (58). - С. 51.
M.: Izdatel'stvo RGSU, 2007. - T.1. - 314 p. (In Russ.)
2. Grunistaia, O.S. (2014) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v RF: problema organizatsionno-pravovogo obespecheniia [The state youth policy in the Russian Federation: the problem of organizational and legal support] // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriia, metodologiia, praktika. - № 13. - P. 29 - 34. (In Russ.)
3. Dorokhova, Iu.V., Ignatova, T.V., Prokazina, N.V. (2015) Molodezh' Orlovskoi oblasti v 2015 g. Informatsionno-sotsiologicheskii biulleten' [The youth of the Oryol region in 2015. Information and sociological bulletin] / Pod obshch.red. P.A.Merkulova. - Orel: Izd-vo OF RANKhiGS. - 72 p. (In Russ.)
4. Kochetkov, A.V. (2008) Zakonodatel'stvo Rossiiskoi Federatsii v sfere gosudarstvennoi molodezhnoi politiki: Analiticheskii obzor [The legislation of the Russian Federation in the sphere of state youth policy: Analytical Review]. - Samara. (In Russ.)
5. Mel'nikov, A.V. (2014) Molodezhnye obshchestvennye ob"edineniia kak institut grazhdanskogo obshchestva [Youth associations as an institution of civil society] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].-№ 4.-P.60-63.(In Russ.)
6. Merkulov, P.A. (2013) Razrabotka kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossii v 90-e gody XX veka [Development of Russian state youth policy concept in the 90-ies of XX century] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 1. - P. 180 - 185. (In Russ.)
7. Merkulov, P.A., Malik, E.N. (2016) Gosudarstvennaia politika v sfere politicheskoi gramotnosti i politicheskogo vospitaniia rossiiskoi molodezhi [State policy in the sphere of political awareness and political education of Russian youth] // Vlast' [The Power]. - № 4. - P. 83 - 85. (In Russ.)
8. Parsieva, L.K., Gatsalova, L.B. (2013) Osobennosti regional'noi molodezhnoi politiki v period modernizatsii [Features of regional youth policy in the period of modernization] // Fundamental'nye issledovaniia. - № 11-3. - P. 503 - 506. (In Russ.)
9. Smirnov, V.A. (2008) Molodezhnye obshchestvennye ob"edineniia kak sub"ekt regional'noi molodezhnoi politiki [Youth public associations as the subject of a regional youth policy] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye nauki. - № 2 (58). - P. 510 - 517. (In Russ.)