УДК: 323-053.6(470.319) DOI: 10.12737/article_5901db43def059.35070774
Соколов Вадим Вячеславович, кандидат исторических наук,
доцент кафедры политологии и государственной политики,
Среднерусский институт управления - филиал, Российская
академия народного хозяйства и государственной службы
(Российская Федерация, Орел), e-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЛОВСКОЙСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье автор раскрывает приоритеты разработки государственной молодежной политики на региональном уровне. Систематизированы факторы, сдерживающие развитие потенциала молодёжи как полноправного субъекта молодежной политики. Автор останавливается на программно-целевом механизме разработки государственной молодежной политики в Орловской области. Аргументирована роль молодежных общественных объединений в повышении эффективности реализации государственной молодежной политики в России, учитывая региональную специфику.
Ключевые слова: молодёжь, государственная молодежная политика, государство, региональная политика, субъекты молодежной политики, программно-целевой механизм, молодежные объединения
Sokolov V.V., Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science and State Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail:[email protected]
PROGRAM AND TARGET MECHANISM OF THE DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY
IN THE OREL REGION
In the article the author opens priorities of the development of state youth policy at the regional level. The factors constraining development of youth potential as the real subject of youth policy are systematized. The author stops on the program and target mechanism of the development of state youth policy in the Orel region. The role of youth public associations in increaseof the efficiency of realization of state youth policy in Russia is reasoned, considering regional specifics.
Keywords: youth, state youth policy, state, regional policy, subjects of youth policy, program and target mechanism, youth associations.
Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого,
финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России. Молодёжь сегодня главный
ресурс движения нашего общества к стратегическим целям и качественным преобразованиям. «Новый квалификационный уровень молодых людей, который существенно отличается от предшествующих поколений, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям высоко востребованы в современной рыночной экономике»1.
Молодежная политика осуществляется сегодня на трех уровнях. Первый связан с деятельностью структур по делам молодёжи в органах федеральной власти. Второй представлен региональной молодежной политикой, третий предполагает ее осуществление в условиях местных сообществ.
Реализация молодежной политики на региональном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодёжь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.
Органы государственной власти стремятся модернизировать систему управления молодежной политикой, усилив межведомственную координацию и ликвидировав разрыв в полномочиях органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также пытаются привести нормативную правовую базу в соответствие с обновляемой системой управления2 .В этих условиях отмечается усложнение государственных молодежных программ, поиск способов оценки их эффективности.
В Орловской области основным программным документом, нацеленным на развитие и совершенствование региональной молодежной политики, является долгосрочная областная целевая программа «Молодёжь Орловщины на
1 Ильинский, И. М., Луков, В. А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. - №4. -С. 11.
2 Аничкин Е. С., Коваленко К. Е. Законодательство субъектов Российской Федерации в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2 (82). - Т.2 - С. 92.
2013 - 2020 годы». Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года № 372-р. ОЦП «Молодёжь Орловщины на 2013-2020 годы» включает в себя четыре подпрограммы: «Орловщина молодая на 20132020 годы», «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы», «Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013-2020 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2020 годы».
В целом, реализация государственной молодежной политики в Орловской области осуществляется в следующих основных направлениях:
1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов молодёжи;
2) развитие молодежного парламентаризма;
3) создание системы патриотического, нравственного и духовного воспитания молодёжи;
4) государственная поддержка молодой семьи;
5) государственная поддержка талантливой молодёжи;
6) государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, зарегистрированных на территории Орловской области;
7) информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики Орловской области;
8) государственная поддержка в развитии предпринимательской деятельности молодёжи и др.
Вместе с тем, несмотря на то, что молодежная политика в Орловской области оформлена в нормативном и организационном отношениях, многие вопросы и проблемы молодёжи остаются открытыми. Наиболее острыми из них являются - трудоустройство молодёжи; привлечения молодёжи к общественной и политической жизни региона, миграция молодёжи, повышение демографической ситуации и т.д. Малое количество молодёжи участвует в дея-
32 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION •VOLUM 6•ISSUE №1 • 2017
тельности органов региональной власти и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику в регионе и на местах. Это в конечном счете сдерживает ее развитие, а также может повлиять на снижение репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала молодых орловцев.
Сегодня необходимо принятие дополнительных программных мер, направленных на придание государственной молодежной политике в регионах, в частности и в Орловской области, действительно системного характера. Главным результатом реализации молодежной политики должны стать улучшение положения молодёжи в Орловской области и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие региона. В числе первоочередных мер по реализации региональной молодежной политики рассматривается:
- сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
- сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
- снижение уровня правонарушений среди молодёжи;
- повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодёжи;
повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодёжи в жизни общества1;
- увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
Первостепенной задачей в сфере молодежной политики становится ее институциональное обеспечение в широком смысле на федеральном и региональном уровнях и создание для этой цели необходимых структур межведомственного и межсекторного взаимодействия. Сегодня важны вопросы «организации эффективной передачи опыта молодому поколению, оптимального включения молодёжи в социальные и политические процессы, создания
1 Григорьева Н.А., Симонова М.А. Государственная молодежная политика в современной России: тенденции и противоречия // Перспективы науки. 2014. -№ 8 (59). -С. 17.
наиболее благоприятных условий для самореализации молодой личности»2.
Значительную роль в реализации программно-целевого механизма государственной молодежной политики в Орловской области играют общественные молодежные и детские организации как активные субъекты данного процесса. В Орловской области действует 156 молодежных и детских общественных объединений, 42 из которых имеют региональную регистрацию. Совместно с молодёжными общественными организациями реализовывается большое количество мероприятий, направленных на развитие потенциала молодых людей, поддержку их инициатив. Расширение актива и вовлечение его в общественные, экономические и политические процессы - жизненная необходимость развития Орловской области. Следует отметить, что активным субъектом по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики в Орловской области является Молодежное правительство, члены которого, как дублеры руководителей Правительства Орловской области, являются непосредственными авторами и исполнителями социально-экономических региональных проектов. Примерами могут стать «Культурная среда», «Орловщина Без Ям», «Благо-маг», «Инфопано», «Финансовая грамотность» и др.
Обобщая вышесказанное отметим, что в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования региона. «Молодое поколение как объект государственной молодежной политики только начинает входить в систему общественных отношений, вследствие чего является наиболее уязвимой общностью и нуждается в поддержке государственных и общественных институтов»3. Это требует от всех
2Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Особенности региональной молодёжной политики в период модернизации// Фундаментальные исследования. 2013. - №11- С. 505.
3 Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В Специфика социально-политического самоопределения современной
участников процесса социального становления молодёжи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач1.
Поэтому сегодня государственная молодежная политика всех уровней нуждается в кардинальных изменениях и переходе к инновационной системе управления на основе глубокого анализа и прогнозирования, а также демократических принципов 2. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как интересы самой молодёжи, так и стратегические ориентиры развития субъектов РФ, становятся необходимостью, ключевым фактором развития территорий. Базовой в России должна стать именно региональная модель молодежной политики, согласно которой молодёжь является неотъемлемым субъектом.
Библиография:
1. Аничкин Е. С., Коваленко К. Е. Законодательство субъектов Российской Федерации в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования // Известия Алтайского государственного университета. 2014.-№ 2(82). -Том 2. - С.91-95.
2.Григорьева Н.А., Симонова М.А. Государственная молодежная политика в современной России: тенденции и противоречия // Перспективы науки. 2014. -№ 8 (59). -С. 15-20.
3.Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В Специфика социально-политического самоопределения современной российской молодёжи// Знание. Понимание. Умение. 2015.-№3.-С. 83-93.
4. Ильинский, И. М., Луков, В. А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. -№4. -С. 5-14.
российской молодёжи// Знание. Понимание. Умение. 2015. - № 3. - С. 86.
1 См подробнее: Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. Институционализация молодежных организаций и ассоциаций современной России: проблемы и перспективы //Власть. 2015. № 4. С. 140-145.
2 Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. - 2014. -№3. -С.79.
5.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. Институционализация молодежных организаций и ассоциаций современной России: проблемы и перспективы //Власть. 2015. № 4. С. 140-145.
6.Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Особенности региональной молодёжной политики в период модернизации// Фундаментальные исследования. 2013. -№ 11. - С. 303-306.
7.Смирнов В.А.Молодежная политика: опыт системного описания//Социологические исследования. 2014. -№3. - С.72-80.
References:
1. Anichkin E. S., Kovalenko K. E. Zakonoda-tel'stvosub"ektovRossijskojFederacii v oblasti molodezhnoj politiki: sostoyanie i puti sovershen-stvovaniya // Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2 (82). -Tom 2. S. 91-95.
2. Grigor'eva N.A., Simonova M.A. Gosudar-stvennayamolodezhnayapolitika v sovremen-nojRossii: tendenciiiprotivorechiya // Perspektivy-nauki. 2014. -№ 8 (59). -S. 15-20.
3. Eliseev A.L., Malik E.N., Mel'nikov A.V Specifikasocial'no-politichesko-gosamo opredele-niya sovremennoj rossijskoj molodezhi// Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. -№ 3. - S.83-93. (In Russ.).
4. Il'inskij, I. M., Lukov, V. A. Gosudarstvenna-yamolodezhnayapolitika v Rossii: filosofi-yapreemstvennostiismenypokolenij // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. -№4. -S.5-14.
5. Parsieva L.K., Gacalova L.B. Osoben-nostiregional'nojmolodyozhnojpolitiki v period modernizacii// Fundamental'nyeissledovaniya. 2013. - №11. - S. 503-506. (In Russ.).
6.Merkulov P.A., Malik E.N., Budarina K.A. In-stitutsionalizatsiia molodezhnykh organizatsii i assotsiatsii sovremennoi Rossii: problemy i per-spektivy //Vlast'. 2015. № 4. S. 140-145.
7. Smirnov V.A.Molodezhnayapolitika: opy-tsistemnogoopisaniya//Sociologicheskieissledo-vaniya. 2014. - №3. -S.72-80.(In Russ.).
34 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6»ISSUE №1 • 2017