Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы'

Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / YOUTH POTENTIAL / STATE YOUTH POLICY / REGIONAL YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Марина Сергеевна

Автором статьи структурированы основные составляющие механизма формирования молодежной политики в современной РФ. Обозначены проблемы и приоритетные направления государственной молодежной политики в Орловской области. Раскрыто значение программного подхода в механизме реализации молодежной политики в орловском регионе. С учетом региональной специфики выявлены интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article structured the main components of the mechanism of formation of youth policy in the modern Russian Federation. Problems and the priority directions of the state youth policy in the Orel region are designated. The value of the program approach in the mechanism of realization of youth policy in the Orel region is presented. Taking into account regional specifics, the integrative factors promoting development of potential of youth are revealed.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в Орловской области: проблемы и перспективы»

УДК: 323-053.6(470.319) DOI: 10.12737/18858

Комарова М.С.,

аспирант кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орел). E-mail: komarova-marina87@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Автором статьи структурированы основные составляющие механизма формирования молодежной политики в современной РФ. Обозначены проблемы и приоритетные направления государственной молодежной политики в Орловской области. Раскрыто значение программного подхода в механизме реализации молодежной политики в орловском регионе. С учетом региональной специфики выявлены интегративные факторы, способствующие развитию потенциала молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежный потенциал, государственная молодежная политика, региональная молодежная политика.

Komarova M. S., Postgraduate student of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: komarova-marina87@mail.ru

PRIORITIES OF REALIZATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE OREL REGION

The author of the article structured the main components of the mechanism of formation of youth policy in the modern Russian Federation. Problems and the priority directions of the state youth policy in the Orel region are designated. The value of the program approach in the mechanism of realization of youth policy in the Orel region is presented. Taking into account regional specifics, the integrative factors promoting development of potential of youth are revealed.

Keywords: youth, youth potential, state youth policy, regional youth policy.

Молодежная политика является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Она ориентирована на выработку существенных условий и необходимых гарантий, способствующих самореализации молодого человека. Сегодня в России, в целом, сформирован механизм координации молодежной политики на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях.

Реализация молодежной политики на региональном уровне - системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитание, образование, здравоохранение, досуг, занятость и т.д. В молодежной политике необходимо учитывать интересы молодых граждан, их становление в социальной структуре общества, раскрытие потенциала молодого поколения в интересах всего общества.

Продолжается процесс формирования институционально-правовых основ молодежной политики государства на федеральном и субфедеральном уровнях, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов. Фактически каждый субъект Российской Федерации располагает нормативными правовыми документами различного уровня, определяющими содержание работы с молодежью, систему мероприятий по реализации государственной молодежной политики. Вместе с тем, остается актуальным вопрос системного анализа законов и подзаконных актов субъектов РФ для дальнейшей выработки общего стратегического подхода к формированию и развитию федерального и регионального законодательства в указанном направлении.

Имеющие место проблемы молодежи определяют организацию эффективной работы с молодежью, что предполагает совершенствование программного (программно-целевого), экономического (финансово-инвестиционного) и информационного (управление данными статистической отчетности и данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи) механизмов реализации молодежной политики. Интеграция указанных элементов при реализации данного сегмента государственной политики, предполагает использование дифференцированного подхода с учетом региональной и территориальной специфики субъектов РФ.

При этом условии, анализ результатов социологических исследований молодежи Орловской области, проведенных в 20132015 годах, позволяет констатировать, что институциональные, программные и экономические элементы реализации государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях развиваются достаточно активно, но пока не представляют завершенной системы.

Вполне удовлетворительными следует признать оценки орловской молодежи относительно качества жизни. Если посмотреть в динамике распределение вариантов ответов на вопрос «В какой мере Вас устраивает сейчас

жизнь, которую Вы ведете?», то в 2013 году «скорее устраивает, чем не устраивает» ответили 39,5%, а в 2015 году с эти согласились 50,6%. [2, с. 65].

Среди основных региональных проблем молодые респонденты на первое место выдвигают рост цен на продукты и товары первой необходимости (17,2%), второй актуальной проблемой являются низкие зарплаты (12,3%), на третьем месте стоит жилищная проблема (11%).

Что касается программного подхода в механизме реализации государственной молодежной политики в Орловской области, то одним из положительных моментов здесь является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы молодежной политики в Орловской области. Основным программным документом, нацеленным на развитие и совершенствование региональной молодежной политики, является долгосрочная областная целевая программа «Молодежь Орловщины на 2013 -2020 годы». Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года № 372-р. ОЦП «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы» включает в себя четыре подпрограммы: «Орловщина молодая на 20132020 годы», «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020 годы», «Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013-2020 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2020 годы». Целесообразность программного механизма для решения поставленных и проанализированных выше проблем на уровне области обосновывается в рамках системы соответствующих программных мероприятий.

Нельзя не отметить тот факт, что современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого поколения. Программные мероприятия, исходя из

возможностей их финансирования из областного бюджета, направлены на привлечение менее половины молодежи области. «Идущий в настоящее время во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных и культурных достижений и проблем затрагивает, естественно, и систему высшего образования [4, с.59]. Именно через актив в учреждениях высшего и среднего профессионального обра-

зования налажено тесное взаимодействие с органами исполнительной государственной власти области

Интересным представляется мнение самих молодых граждан орловского региона относительно приоритетности мер, направленных на решение проблем, волнующих молодежь. На первом месте по-прежнему стоит жилищная проблема (27,4 %) (см. табл.1).

Таблица 1 - «Наиболее полезные и актуальные, по мнению молодежи, разделы региональной программы «Молодёжь Орловщины»

Варианты ответов в%

Орловщина молодая (поддержка талантливой молодёжи, общественных организаций, волонтёрской деятельности, молодых учёных и т.д.) 18,6

Обеспечение жильём молодых семей 27,4

Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе 14,4

Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 12,1

Затрудняюсь ответить 27,2

Важнейшей задачей государственной молодежной политики является обеспечение включенности молодых людей в процессы формирования политики государства в различных сферах и обеспечение участия молодежи в подготовке и реализации управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления [1, с.29-30]. При этом прежде всего, необходимо обеспечить участие молодежи в выработке и реализации государственной молодежной политики. Более половины опрошенной молодежи Орловской области (55,3%) уверены в этом.

Мы приходим к пониманию, что эти задачи должны решаться, прежде всего, через организацию взаимодействия государственных и муниципальных структур с молодежными общественными объединениями и системную поддержку их инициатив. Недостаточная интеграция молодого поколения в процесс социальных и политических действий, способствует размы-

ванию самоидентификации российской молодежи. [5, с.63].

На основании складывающейся тенденции реализации государственной молодежной политики на территории Орловской области должно оказываться пристальное внимание. Совершенствование механизмов реализации региональной молодежной политики повышает её эффективность, что в значительной степени определяет успешность вовлечения молодежи в общественную жизнь и политику нашей страны.

Первостепенной задачей в сфере молодежной политики становится ее институциональное обеспечение в широком смысле на федеральном и региональном уровне и создание для этой цели необходимых структур межведомственного и межсекторного взаимодействия. «Перед государством и институтами гражданского общества всегда будут стоять задачи по организации эффективной передачи

опыта молодому поколению, оптимальному включению молодежи в социальные и политические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодой личности». [3, с.70].

Приоритетными мерами молодежной политики в Орловской области, способствующими становлению молодежного субъекта, могут стать:

- профилактика экстремизма в молодежной среде, повышение толерантного поведения,

- расширение практики международного молодежного сотрудничества;

- вовлечение молодежи в социальную практику, развитие навыков нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- формирование системы патриотического и гражданского воспитания молодежи, а также политического просвещения и образования;

- развития творческого и научного потенциала талантливой молодежи;

- профилактика асоциального поведения молодого поколения, формирование валеологической культуры;

- создание механизмов для реализации потенциала молодежного лидерства и актива молодежных институциональных структур гражданского общества.

- «создание действенных конституционно-правовых положений по работе с молодежью и механизмов их осуществления» [6, с.77].

Учитывая масштаб задач, стоящих перед государством и институтами гражданского общества, а также объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления государственной молодежной политики, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми гражданами возникающих проблем. Чтобы быть эффективной современная молодежная политика должна быть гибкой и сочетать в себе преимущества, как централизованной государственной составляющей, так и относительно

децентрализованной общественной. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.

Библиография:

1.Глухова М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии. // Регионология. 2011. Т. 75. № 2. С. 22-31.

2.Дорохова Ю.В., Игнатова Т.В., Проказина Н.В. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / Под общ. ред. П.А. Меркулова. — Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. — 72 с.

3.Малик Е.Н., Мельников А.В. Становление политической субъектности российской молодежи в условиях современности// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. — № 2 (38). — С. 70— 75.

4.Малик Е.Н., Санькова О.А. Институцио-нализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования // Среднерусский вестник общественных наук. — 2013.—№ 1.—С.59— 63.

5.Мельников А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества//Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 4. — С. 60— 63.

6.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. — 2015. — № 8. — С. 74— 81.

References:

1.Gluhova M.F. Infrastruktura regional'noj mo-lodezhnoj politiki: osnovnye priznaki i tipologii. // Regionologiya. —2011. —T.75. —№2.—pp. 22— 31. (In Russ.)

2.Dorohova YU.V., Ignatova T.V., Prokazina N.V. Molodezh' Orlovskoj oblasti v 2015 godu. Nauchnoe izdanie. Informacionno-sociologicheskij byulleten' / Pod obshch. red. P.A. Merkulova. -Orel: Izdatel'stvo Orlovskogo filiala RANHiGS, 2015. — 72 p. (In Russ.)

3.МаИк E.INI., Мв!'п1коу Д.У. 81апоу!еп1е роНИсИевко] 8иЬ"ек1поз11 говз1]вко] mo!odezhi V ив!оу|уаЬ 8ovгemeппo8ti// 8гedпeгu88ki] ve8tпik oЬ8hche8tveппyh паик. -2015. —№ 2 (38). -рр.70— 75. (1п Ри88.)

4.МаУк E.INI., 8aп'kova О.Д. ^^шпа^ась уа professionaГnogo oЬucheпiya v oЬ!a8ti 8о-cia!'пo] гaЬoty v u8!oviyah modernizacii гo88i]8kogo oЬгazovaпiya // 8гedпeгu88ki] vestnik о^ИСИЮ-8tveппyh пauk.—2013. —№ 1. —рр. 59— 63. (1п ^88.)

5.Me!'пikov Д.У. Mo!odezhпye oЬ8hche8tveп-nye oЬ"ediпeпiya как iп8titut gгazhdaп8kogo оЬ-8hche8tva//8гedпeгu88ki] ve8tпik oЬ8hche8tveппyh пauk. — 2014. — № 4. — рр. 60— 63. (1п ^8.)

б^г^^ Р.Д., Ma!ik E.INI., Eliseev Д1. Koп8eгvativпaya modeгпizaciya go8udaг8tveппo] molodezhno] po!itiki как faktoг u8to]chivogo razvitiya 8ovгemeппo] Ro88ii // У!а8Г. —2015.— № 8. — рр. 74—81. (1п Ru88.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.