УДК 316.624.3-053.6 DOI: 10.12737/18845
Хмызова Елена Андреевна,
студентка факультета государственного управление и экономика народного хозяйства, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
Статья посвящена актуальным проблемам, связанным с проявлением экстремистского поведения среди молодежи. Выявлены основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Приводится анализ законодательной базы, регулирующей политику противодействия экстремизму в Российской Федерации. Автор раскрывает механизм реализации государственной политика по противодействию экстремизму в молодежной среде. Выявлены и обобщены приоритетные меры российской государственной политики, направленные на снижение возможности вовлечения молодежи в экстремистские организации и объединения.
Ключевые слова: экстремизм, молодежь, экстремистская деятельность, государственная политика, противодействие экстремизму.
Hmyzova E. A., Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
STATE POLICY OF COUNTERACTION TO DISTRIBUTION OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE: PROBLEM ASPECTS
The article is devoted to the actual problems connected with manifestation of extremist behavior among youth. The basic principles of counteraction of extremist activity are revealed. The analysis of the legislative base regulating policy of counteraction to extremism in the Russian Federation is provided. The author shows the mechanism of state policy realization on counteraction to extremism among young people. The priority measures of the Russian state policy directed to decrease in a possibility of involvement of youth in the extremist organizations and associations are revealed and generalized.
Keywords: extremism, youth, extremist activity, state policy, counteraction to extremism.
Современные внешнеполитические вызовы объясняют особое внимание руководства страны к государственной политике. Мы становимся свидетелями процессов трансформации функций межгосударственных объединений, проис ходящих на фоне обострения соперничества ключевых акторов мировой политики. «Усиление позиций НАТО в системе международной
политики не сводится только к расширению количественного состава участников военно-политической организации»1.
1 Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. —№4(34). — С.168; Сайфулин И.С. Взаимодействие
Военные и политические события в Украине, боевые действия в Сирии, серия террористических актов, а также национальная, политическая, социальная, экономическая напряженность в мире стали одной из причин развития экстремистских организаций.
Общепризнанным является факт, что молодежь выступает наиболее мобильной группой и все проекты модернизации России не обходились без участия молодых граждан. «Однако характер этого участия зачастую был противоречивым и даже носил драматический характер. Так, в 90-е гг. молодежь фактически выпала из поля зрения государства, попав в сферу идейного влияния криминала, наркотизации, деструктивных неформальных движений, тоталитарных сект»1. Развитие деятельности организаций и объединений экстремистской направленности влечет за собой проявление деструктивного и несанкционированного поведения в молодежной среде. В большинстве своем, не имея высокого уровня политической грамотности, стабильного трудоустройства, четкого осознания реалий жизни, а также представления себя в будущем, молодые граждане, как социально уязвимая группа, оказываются вовлеченными в деятельность экстремистских организаций. Зачастую молодые граждане даже не имеют представления, что такое экстремизм и какие последствия он влечёт за собой.
Следует подчеркнуть, что общее определение экстремизма выглядит как: «приверженность крайним позициям во взглядах, методах действий и в выборе таких же средств для достижения определенных целей». Сущность данного феномена прямо связано с понятием терроризм. Терроризм - политика, направленная на систематическое применение насилия для достижения своей цели. Экстремизм и
принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России// Вестник Поволжского института управления. 2014. - № 6 (45). - С. 114-119.
1 Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л.
Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. — 2015. — № 8. — С. 75.
терроризм подразумевают под собой крайние формы проявления своей деятельности. Однако стоит провести и различие данных категорий. Терроризм всегда связан с проведением террористических действий: насилия, убийств, взрывов, поджогов. Экстремизм выступает же, как провокация терроризма.
Все больше предпосылок появляется к тому, что экстремизм и терроризм становятся мировой угрозой ХХ1 века. Для того, чтобы минимизировать риски возникновения экстремистских организаций, которые могут перейти в террористические в России действует законодательство, регулирующее данную сферу. Так Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» указывает на то, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности2. Под экстремистской деятельностью согласно закону, понимается:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны
2 Федеральный закон от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Справочно-информацион-ная система ГАРАНТ: http://www.garant.ru/search.
голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой ст. 63 Уголовного кодекса РФ; (совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы)
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Исходя из вышеперечисленного, стоит отметить, что в России запрещена любая деятельность, связанная с экстремистскими организациями. Распространение экстремистских материалов, в том числе в сети «Интернет», в социальных сетях, демонстрирование нацистской атрибутики, содействие как прямое, так и косвенное экстремистской деятельности влекут за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Нормативно-правовую базу, регулирующую политику противодействия экстремизму составляют Указы Президента РФ, Стратегия, утвержденная Президентом РФ, Постановление Правительства РФ, статьи Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ и др. (см. рис. 1.).
Однако, несмотря на достаточно жесткие правовые санкции, современное общество всё чаще сталкивается с молодежью, которая вовлечена в деятельность экстремистской направленности.
На наш взгляд, некоторыми из причин этого являются:
- низкий уровень политической грамотности и политической культуры, который даёт возможность манипулировать сознанием молодых граждан; «недостаточное внимание государственной власти к молодежи превращает ее в мощный фактор дестабилизации социума»1;
- отсутствие патриотического воспитания, т.к. категория патриотизма включает в себя помимо любви, гордости, уважения к своей Родине, также уважение других национальностей, народов, этносов и толерантное отношение к людям без какой-либо дискриминации;
- отсутствие трудовой занятости молодежи и их увлечений в учебной, творческой, спортивной областях;
- неблагоприятный психологический климат в семье.
1 Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. №4. — С. 192.
Федеральный закон РФ
«О противодействии экстремистской деятельности» 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от _23.11.2015)_
Указы Президента РФ
« О некоторых вопросах межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» от 17.02.2016 № 64 « О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» от26.07.2011 №988
Стратегия РФ
«Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» ( утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753)
Постановление Правительства РФ
"' '^чч I [III" I II ^. I НИ'. 11К 11[1 пни 1.11111 I 1И:|1К1 щи в тнпшрши I II I |Ц -.1-: 1М мк I 1.1
сведения об их причастности к экстремистской деятельиостиили терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или гшым имуществом, и индивидуальных предпринимателей» от 6-0S.2015.Vg ЯП4
Статьи Уголовного кодекса РФ
ст. 250. Публичные призывык осуществлению экстремистской деятельности, ст. 260.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, ст. 281. Диверсия, ст. 232. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, ст 232 1. Организация экстремистского сообщества, ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации, ст. 282.3. Финансирование экстремистской
деятельности
Статья Кодекса об административных правонарушениях РФ
ст. 20.29 Производство и распространение экстремистских материалов
Рисунок 1 — Нормативно-правовая база, регламентирующая противодействие экстремистской деятельности в Российской Федерации
Государственная политика в России по противодействию экстремизму представляет собой большой комплекс мероприятий, направленных на:
- совершенствование законодательства Российской Федерации в данной сфере;
- проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма. «Приоритетом деятельности государственного управления национальной безопасностью должна стать прежде всего защита объективно-духовного бытия - духовной жизни:
духовных ценностей, веры, морали, идентичности, культуры, менталитета»1;
- реализацию принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- проведение мониторинга межрасовых, межнациональных и межконфессиональных
1 Пасичник В.Н. Категория «безопасность» как методологическая основа государственной политики и управления национальной безопасностью // Вестник государственного и муниципального управления. — 2013. — №3. —С.18.
отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий.
«Под таким мониторингом понимают систему наблюдения и анализа определяющих изменений в сфере национальной безопасности в результате воздействия внешних и внутренних факторов»1:
- мотивирование граждан к информированию государственных органов о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;
- мотивирование граждан к информированию государственных органов о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;
- осуществление мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в целях выявления фактов распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них;
- совершенствование процедуры ограничения доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, распространяющим экстремистскую идеологию, путем создания единого реестра запрещенных сайтов и единой базы экстремистских материалов;
1 Кучерявый М.М. Анализ концептуальных основ политики национальной безопасности. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. — №2. — С.110; Левкина С.В., Шацкая В.И. Особенности формирования интегральных индексов национальной безопасности // Управленческое консультирование. — 2014.— №1 (61). — С. 117— 123.
- проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;
- включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;
- заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что сегодня риск развития экстремизма как в России, так и во всем мире увеличился. Об этом свидетельствуют последние мировые события, а также усиление и развитие законодательной базы, регулирующей его противодействие. В России была принята «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в которой содержатся мероприятия по снижению возможности экстремистски настроенной молодежи2.
Однако для обеспечения эффективности данной стратегии необходимо реализовать весь комплекс мероприятий в законодательной и правоохранительной деятельности, в сфере национальной, миграционной, информационной политики, в области образования и государственной молодежной политики, а также в государственной культурной политике и сфере международного сотрудничества. Нельзя использовать мероприятия выборочно, отдавая предпочтения одним и игнорируя другие. Все направления по противодействию экстремистской деятельности необходимо применять системно, во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.
2 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Стратегия утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753 // [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система Консультант Плюс .— https://www.consultant.ru.
Библиография:
1.Кучерявый М.М. Анализ концептуальных основ политики национальной безопасности. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - №2. - С.109— 116.
2.Левкина С.В., Шацкая В.И. Особенности формирования интегральных индексов национальной безопасности// Управленческое консультирование. 2014.— №1(61).—С.117— 123.
3.Меркулов П.А. К вопросу об изучении истории государственной молодежной политики. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. - №4. - С. 190- 194.
4.Меркулов П.А., Малик Е.Н., Елисеев А.Л. Консервативная модернизация государственной молодежной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. — 2015. — № 8. — С. 74— 81.
5.Пасичник В.Н. Категория «безопасность» как методологическая основа государственной политики и управления национальной безопасностью // Вестник государственного и муниципального управления. 2013.—№3.— С.11—22.
6. Сайфулин И.С. Взаимодействие принципов толерантности и факторов религиозного экстремизма в политической системе современной России// Вестник Поволжского института управления.2014. — № 6 (45). — С. 114— 119.
7.Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2014.—№4(34).— С.167- 174.
References:
1.Kucheryavyj M.M. Analiz konceptual'nyh os-nov politiki nacional'noj bezopasnosti. // Sredne-russkij vestnik obshchestvennyh nauk. 2014. — №2. — S.109— 116. (In Russ.).
2. Levkina S.V., Shatskaia V.I. Osobennosti formirovaniia integral'nykh indeksov natsio-nal'noi bezopasnosti// Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2014.— №1(61).—S.117— 123.
3.Merkulov P.A. K voprosu ob izuchenii istorii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki. // Sredne-
russkij vestnik obshchestvennyh nauk. 2014. — №4. — S. 190— 194. (In Russ.).
4.Merkulov P.A., Malik E.N., Eliseev A.L. Kon-servativnaya modernizaciya gosudarstvennoj mo-lodezhnoj politiki kak faktor ustojchivogo razvitiya sovremennoj Rossii // Vlast'. 2015. — №8. — S.74— 81. (In Russ.).
5. Pasichnik V.N. Kategoriya «bezopasnost'» kak metodologicheskaya osnova gosudarstvennoj politiki i upravleniya nacional'noj bezopasnost'yu // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo uprav-leniya. 2013. — №3. — S.11—22. (In Russ.).
6.Strategiya protivodejstviya ehkstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda: Strategiya utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753 // [EHlek-tronnyj resurs] // Spravochno-informacionnaya sistema Konsul'tant Plyus — https://www.consultant.ru. (In Russ.).
7.Cybakov D.L., Malik E.N. Modifikaciya funkcij mezhgosudarstvennyh soyuzov v usloviyah narastaniya konfliktogennosti mirovoj politiki // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. 2014. — №4(34). — S.167— 174. (In Russ.).