УДК 377
0 ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ
РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики экстремизма и терроризма среди обучающейся молодежи; делается акцент на ресурсы профилактики насилия и жестокости, склонности к идеологии экстремизма. Авторами выделены специальные компетенции, входящие в состав расширенной профессиональной компетентности педагогов: организационно-правовая, гражданская, психолого-педагогическая, социально-правовая, информационная, коммуникативная, социально-психологическая. Отмечается, что одним из путей расширения профессиональной компетентности педагогов по предупреждению и профилактике идеологии экстремизма в молодежной среде является дополнительное профессиональное образование.
Ключевые слова: педагогические работники, обучающаяся молодежь, профилактика идеологии экстремизма и терроризма, профессиональная компетентность, специальные компетенции, дополнительное профессиональное образование.
ON THE FORMATION OF READINESS OF TEACHERS
TO PREVENTION OF RADICAL IDEOLOGIES AMONG STUDENTS
S. Gruzkova, A. Kamaleeva
Abstract. In article the problem of prophylaxis of extremism and terrorism among the studying youth is considered, the emphasis on resources of prophylaxis of violence and cruelty, predilection to extremism ideology is placed. Authors marked out the special competences which are a part of expanded professional competence of teachers: organizational and legal, civil, psychology and pedagogical, social and legal, information, communicative, social and psychological. It becomes perceptible that one of ways of expansion of professional competence of teachers on prevention and prophylaxis of ideology of extremism among young people is additional professional education.
Keywords: pedagogical workers, the studying youth, prophylaxis of ideology of extremism and terrorism, professional competence, special competences, additional professional education.
Изменения, происходящие в экономической, политической и культурной сферах, в той или иной степени, сопровождаются трансформацией системы ценностей в обществе. Эти преобразования связаны, прежде всего, с осложнением взаимоотношений между людьми различных наций; совершением преступлений на почве расовой, религиозной и национальной нетерпимости; формированием различного рода оппозиционных групп, в том числе молодежных неформальных группировок, идущих к своей цели через насилие, экстремистскую деятельность и террор. В современных условиях масштабы социальных явлений не только в России, но и во многих странах мира, приобретают проблему, связанную с боязнью и неприязнью иностранцев и представителей других культур; убежденностью в том, что «чужие» могут нанести обществу вред; отрицанием прав человека на основании расовой принадлежности и т.п.
Плачевность ситуации заключается в том, что негативные тенденции, связанные с ростом
численности радикальных группировок, организаций или объединений, основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости, затрагивают, в первую очередь, молодежь, которая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки вовлекается в экстремистские формирования, даже не имея представления об истинной идеологической основе подобных объединений. Отмеченные изменения, происходящие на фоне роста деструктивной агрессии в социуме, напряженности среди населения страны, обостряют проблему социальной безопасности, под которой в широком понимании рассматривается «состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав и свобод» [10].
Решением обозначенной проблемы является организация профилактики экстремизма и терроризма особенно среди обучающейся
молодежи. За последние несколько лет в научной литературе накопилось немало материала по рассматриваемой проблеме. Единство мнений многих авторов [2;5 и др.] заключается в том, что одним из ресурсов профилактики насилия и жестокости среди молодых людей является семья, поскольку в ней закладываются основы нравственности ребенка, формируются нормы его поведения, раскрываются его внутренний мир и индивидуальные качества. Другим ресурсом профилактики экстремизма и терроризма среди молодых людей отмечается система образования как организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества институт.
Во многих публикациях отмечается, что профилактика распространения идеологии экстремизма должна предусматривать формирование у обучающихся культуры межнационального и межконфессионального общения [7;8 и др.]. Также, подчеркивается необходимость развития у них: способности видеть взаимосвязи между разными культурами, критически и аналитически понимать собственную и иную культуру; готовности принимать во внимание интересы и права представителей других национальностей (внешность, культура, вера и т.п.) и идти на поиск путей разрешения противоречий на основе компромиссов и соглашений.
Особое значение в современной поликультурной образовательной среде имеет то, что примером в выстраивании конструктивного взаимодействия для обучающихся должны выступать педагогические работники [4]. В современных реалиях одним из критериев их профессиональной компетентности является умение создавать в процессе обучения условия, способствующие возникновению и поддержанию межкультурного диалога в среде «обучающиеся-обучающиеся», «обучающий-обучающиеся»,
которое напрямую зависит от наличия у педагогов необходимых знаний, навыков, установок и поведенческих ориентаций.
Все это накладывает определенные требования к организации современного дополнительного профессионального
образования педагогических кадров. Анализ дополнительных образовательных программ показал, что повышение профессионализма педагогических работников в противодействии идеологии экстремизма и терроризма необходимо осуществлять через [9]:
- ознакомление с отечественным и зарубежным опытом (в том числе правительственными документами) политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму и т.д.;
- формирование знаний о современном международном терроризме как инструменте геополитики, а также дефектах социализации личности, провоцирующих подверженность вовлечению в экстремистскую деятельность и т.п.;
- развитие аналитических навыков, ознакомление с современными методами социально-психологической диагностики, формами обучения и воспитания в профилактической деятельности по снижению уровня склонности к экстремистской деятельности и т.п.
В результате такой скоординированной деятельности курсов повышения квалификации каждый слушатель должен расширить свою профессиональная компетентность, которая, на наш взгляд, представляет собой набор специальных компетенций: организационно-правовой, гражданской, психолого-
педагогической, социально-правовой,
информационной, коммуникативной, социально-психологической, см. рис. 1.
Рисунок 1. - «Составрасширенной профессиональной компетентности педагога по предупреждению и профилактике идеологии экстремизма в молодежной среде»
Анализ педагогической литературы, научных исследований, методических материалов (в виде учебно-методических комплексов, разработанных сотрудниками Института педагогики, психологии
и социальных проблем (2016г.)) по противодействию идеологии экстремизма и терроризма, позволяет определить содержание представленных выше компетенций, см. табл. 1
Таблица 1. - Состав профессиональной компетентности педагога по профилактике и предотвращению проявления экстремизма в молодёжной образовательной среде
Компетенции Значение (коннотации) компетенций
Социально-правовая Знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых ос- нов обеспечения безопасности [3]
Знание нормативно-правовой базы противодействия экстремизму
Знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности [9]
Умение разрабатывать и реализовывать эффективную систему работы по учебной и внеурочной деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма [1]
Информационная Знание основных рисков и угроз национальной безопасности России [3]
Умение критически оценивать информацию, отражающую проявления экстремизма в России и в мире в целом [3]
Знание основных рисков и угроз национальной безопасности России [3]
Коммуникативная Принятие и уважительное отношение к разным этнокультурам и религиям [3]
Способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно -просветительской деятельности [9]
Способность выстраивать воспитательную деятельность с учетом полиэтнических различий обучающихся, их половозрастных и индивидуальных особенностей [1]
Способность воспитывать и развивать у обучающихся готовность к межкультурному диалогу в рамках многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества [6]
Социально-психологическая Повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности
Умение использовать психолого-педагогические методы диагностики и раннего предупреждения проявлений агрессивного или экстремистского поведения [3]
Способность использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности [6]
Социально-личностная Готовность и способность принять различия культур народов [1]
Готовность и способность взаимодействовать в поликультурной среде
Понимание роли гражданского общества в противодействии экстремизму [9]
Готовность к конструктивному взаимодействию с окружающим миром независимо от признаков принадлежности к той или иной социальной группе [6]
Таким образом, готовность педагогических работников в организации профилактики негативных общественных явлений в области экстремизма рассматривается как «определенный уровень социальной зрелости личности, характеризуемый: степенью осознания социальной значимости решаемых задач; значением знаний, которыми владеет педагог, интеллектуальными умениями, навыками, потребности к их постоянному
совершенствованию» [1]. Все это требует от него способности и готовности:
- придерживаться невзыскательного, терпимого характера в межэтнических отношениях;
- умения выдерживать дистанцированность в присутствии обучающихся в выражении своего отношения к представителям иных религий,
конфессий, этническим обществам, несмотря на эмоциональные перегрузки или
раздражительность, часто выражающихся через коммуникативную нетерпимость.
Кроме того, важным является признание обучаемого значимой и ценной личностью, приятие его индивидуальности и недопущения категоричности при оценке его взглядов, а также готовность обучающего и обучающегося к сотрудничеству и диалогу. И тогда можно говорить о создании благоприятного социально-психологического климата, способствующего формированию социокультурной и жизненной установок обучающихся, а также эмоционально-ценностного отношения у них к представителям других народов и культур.
В Научно-образовательном и научно-экспертном центре исследования социально-
педагогических проблем безопасности образовательной сферы (ФГБНУ «Института педагогики, психологии и социальных проблем») осуществляется повышение квалификации слушателей по программам: «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма»; «Комплексная профилактика и противодействие идеологии экстремизма и терроризма в современной России»; «Психологическое обеспечение безопасности образовательной среды»; «Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков»; «Профилактика распространения идеологии экстремизма в молодежной среде с помощью социально-психологического инструментария»; «Педагогика и психология образования»; «Инклюзивное образование»; «Правовое обеспечение национальной безопасности» и др.
Разработанные в логике модульно-компетентностного подхода программы повышения квалификации обеспечивают индивидуализацию обучения слушателей за счет изменения структуры и содержания учебного плана (при неизменном объеме часов), в частности - преобразования, наращивания его функциональных блоков, выполняющих различные задачи [5]. Структура программ включает ряд разделов: цель реализации программы; формализованные результаты обучения; содержание программы (учебный и учебно-тематический планы); материально-технические условия реализации программы; учебно-методическое обеспечение программы (основная, дополнительная, нормативно-правовая литература, интернет источники); требования к результатам обучения (примерный перечень тем проектов, содержание промежуточного и
итогового контроля). Приведенные ранее программы разработаны для следующей категории слушателей: учителей начальной, основной школы и старших классов; преподавателей профессиональной школы; сотрудников системы дополнительного образования; руководителей муниципальных и государственных структур; сотрудников социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, авторы пришли к выводу, что одним из условий эффективной организации профилактики экстремизма и терроризма среди обучающейся молодежи является поддержание межкультурного диалога в образовательной среде с целью предупреждения осложнений взаимоотношений между представителями различных наций, совершения преступлений на почве расовой, религиозной и национальной нетерпимости, возникновения молодежных неформальных группировок и т.п. Этот процесс будет наиболее результативным, если каждый педагог будет обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, установками и поведенческими ориентациями в этой области. Сказанное диктует необходимость расширения профессиональной компетентности
педагогических работников. В современных условиях это возможно осуществлять через систему дополнительного профессионального образования, когда каждый слушатель имеет возможность приобрести определенный набор специальных компетенций: организационно-правовую, гражданскую, психолого-
педагогическую, социально-правовую,
информационную, коммуникативную, социально-психологическую.
Литература:
1. Доронин С.П., Грузкова С.Ю., Шибанкова Л.А. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, С.Ю. Грузкова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6(113). -Ч 3. - 214 с. - С. 61-65.
2. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А., Липатова Т.Н. Особенности гражданского самосознания и патриотизм в молодежной среде Республики Татарстан / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, С.А. Алексеев, Т.Н. Липатова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 6. -С. 265-268.
3. Идрисов И.Р., Идиатуллин А.В., Смирнов И.А. Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде [Электронный ресурс] / И.Р. Идрисов, А.В. Идиатуллин, И.А. Смирнов. - Казань,
ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2014. - 70 с. - Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_529566.pdf
4. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Шигапова Н.В. Методика применения алгоритма работы с видеоматериалами антиэкстремистского характера (на примере проведения внеаудиторных занятий с учащейся молодежью) / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Н.В. Шигапова // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». - 2017. -№ 54-5. - С. 154-165.
5. Караваев А.Г. Молодёжь и антитеррор: пособие для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, студентов вузов, их родителей, учителей и специалистов различных областей / А.Г. Караваев. - М., 2013.
6. Марахтанов Б.В., Доронин С.П., Грузкова С.Ю., Шибанкова Л.А. О готовности учителя к формированию культуры межнационального общения
в современной образовательной среде / Б.В. Марахтанов, С.П. Доронин, С.Ю. Грузкова Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 5(112). - Ч. 1. - С. 18-22.
7. Матис В.И. Культура межнационального и межконфессионального общения как условие современных коммуникаций / В.И. Матис // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6(49). - С. 210-213.
8. Медведев Д.А. Заседание президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/10312
9. Сборник учебно-методических комплексов «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма» / Р.Х.Гильмеева, С.Ю. Грузкова, А.Н. Грязнов, А.Р. Камалеева В.В. Королев и др.; под научой ред. д.п.н., проф., член-кор. РАО Ф.Ш. Мухаметзяновой, д.п.н., доц. А.Р. Камалеевой. -Казань: Изд-во «Данис», ФГБНУ «ИПП ПО». - 2016. -240 с.
10. Социальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://textbooks.studю/uchebnik-mejdumrodnie-otnosheniya/sotsialnaya-bezopasnost-24614.html
Сведения об авторах:
Грузкова Светлана Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: svetlana81079@mail.ru
Камалеева Алсу Рауфовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: kamaleyeva_kazan@mail .ru
Data about the authors:
S. Gruzkova (Kazan, Russia), Candidate of Technical Sciences, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: svetlana81079@mail.ru
A. Kamaleeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: kamaleyeva_kazan@mail.ru