ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.011
О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ
К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Б.В. Марахтанов, С.П. Доронин, С.Ю. Грузкова, Л.А. Шибанкова
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных, когнитивных и эмотивных компетенций педагогов, реализующих учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» на практике. Сформированность обозначенных компетенций у педагога будет способствовать выстраиванию межкультурного диалога в современной многонациональной, поликультурной и поликонфессиональной образовательной среде и, как следствие, готовности подрастающего поколения к толерантному восприятию культурных различий, недопущению крайних взглядов и радикального настроения. Для повышения поликультурной образованности учителя авторами статьи разработан проект программы повышения квалификации, ориентированной на получение не только углубленных знаний об основах культур традиционных для России конфессий, но и знаний о современном религиозном экстремизме и способах его профилактики.
Ключевые слова: педагог общеобразовательных организаций, культура межнационального общения, религиозный экстремизм, современная образовательная среда, повышение квалификации.
READINESS OF THE TEACHER
TO FORM THE CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION
IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
B. Marakhtanov, S. Doronin, S. Gruzkova, L. Shibankova
Abstract. Article is devoted to a problem of formation professional, cognitive and the emotivnykh of competences of the teachers realizing a training course "Bases of religious cultures and secular ethics" in practice. The formation of the designated competences at the teacher will promote forming of cross-cultural dialogue in the modern multinational, polycultural and polyconfessional educational environment and, as a result, readiness of younger generation for tolerant perception of cultural distinctions, prevention of extreme views and radical mood. The draft of the program of professional development focused on receiving not only profound knowledge of bases of cultures of faiths, traditional for Russia, but also knowledge of modern religious extremism and ways of its prevention is developed for increase of polycultural education of the teacher by authors of article.
Keywords: teacher of the general education organizations, culture of international communication, religious extremism, modern educational environment, professional development.
В условиях политических и социальноэкономических перемен в жизни современного российского общества, связанных с расширением и углублением сфер межнационального и межконфессионального взаимодействия, актуализируется
необходимость понимания того, что дальнейшее развитие человечества в целом, и России в частности, возможно в условиях диалога представителей различных национальностей (на уровне внутри- и межгосударственных отношений), способных принять другую культуру в качестве равноценной своей родной. В этих условиях культура межнационального и межконфессионального общения, призванная приблизить индивида к высшим человеческим ценностям независимо от его национальной
принадлежности, способна обеспечить не только воспитание, но и дальнейшее безопасное и комфортное существование поколений, представляющих лицо конкретной нации [3].
В своем Послании Федеральному Собранию (от 12 декабря 2012 г.) президент В.В. Путин отметил, что «... в мире 21 века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных и военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией» (цитата).
Кроме того, становление в начале XXI в. глобального информационного общества стало причиной социокоммуникативных
18
трансформаций. Массовая доступность использования компьютерных и
информационных технологий, как новых средств и способов коммуникации, с одной стороны упростило доступ к информационным ресурсам. С другой - недостаточный контроль и управление информационными потоками, расширили возможности для экстремистской экспансии: самоорганизации молодежи на
основе экстремизма, формирования молодежных экстремистских движений.
Еще 10-15 лет назад деятельность экстремистских движений могла быть локализована пространственными границами города, района или области. Однако сегодня распространению экстремистской деятельности в масштабах страны способствуют Интернет, сотовая связь, мультимедиа, компьютерные технологии, которые трансформируют межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и прочие Интернет-аудитории). Это дает возможность членам экстремистских движений и групп распространять свою идеологию в Интернет-ресурсах, где численность аудитории колеблется от нескольких десятков до сотен тысяч человек [2].
При этом одной из платформ распространения экстремистских убеждений и настроений среди молодежи служит межнациональная и межконфессиональная агрессия. Это актуализирует вопрос культуры межнационального и межконфессионального общения, являющейся органической составной частью культуры человеческих отношений в целом, а также духовной жизни общества и его культуры в частности [3, 5].
В современной образовательной среде необходимость развития культуры
межнационального и межконфессионального общения продиктована наблюдаемой тенденцией развития и законодательного закрепления духовно-нравственного
образования в Российской Федерации. Так, Национальная доктрина образования РФ, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в России, Концепция модернизации Российского образования и другие официальные документы ориентируют на необходимость отражения в современных образовательных программах духовно-
нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения [1].
Приоритетной государственной программой, затрагивающей интересы каждой семьи, также считается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Нормативно-правовой основой введения данного курса в учебный процесс общеобразовательных школ является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Имея единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, учебный курс ОРКСЭ ориентирован на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.
На практике реализация курса ОРКСЭ сопровождается рядом трудностей, важнейшей из которых, на наш взгляд, является квалификация учителя, который преподает данный курс в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, качество преподавания курса ОРКСЭ напрямую зависит от наличия у педагога необходимых знаний, навыков, умений, установок и поведенческих ориентаций, а также поликультурной образованности в качестве составляющей профессиональной
компетентности.
Кроме того, учитывая специфику мировоззренчески сложного курса ОРКСЭ, считаем крайне важным в процессе его преподавания недопущение педагогом крайних взглядов и проявления радикального настроения. В связи с чем данный курс требует выверенной профессионально обоснованной
дистанцированности со стороны учителя, аксиологической наполненности при сохранении культурологической акцентировки тематики.
Таким образом, для качественной реализации учебного курса ОРКСЭ неотъемлемым условием является наличие у педагога профессиональных, когнитивных и эмотивных компетенций. В случае отсутствия одной из компетенций их формирование возможно и необходимо в процессе повышения квалификации (что отмечено в резолюции Всероссийской конференции, посвященной актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ (г. Москва, 8-10 июня 2015 г.) [4]).
Совместно с Департаментом
государственной службы, кадров и управления делами Министерства образования РФ,
19
решающего вопросы противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде, в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИПП ПО РАО») авторами разработан проект программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Теория и методика преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с учетом аспекта профилактики проявления современного религиозного экстремизма» (далее - программа ПК).
Реализация программы ПК ориентирована на повышение профессионального уровня учителя по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Данная программа предусматривает получение не только углубленных знаний об основах культур традиционных для России конфессий (православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм), особенностях методики преподавания курса ОРКСЭ, но и знаний о современном религиозном экстремизме, его профилактики.
В результате освоения программы у слушателей будут расширены общекультурные и профессиональные компетенции, такие как:
- готовность к толерантному восприятию культурных различий;
- готовность к конструктивному взаимодействию с окружающим миром независимо от признаков принадлежности к той или иной социальной группе;
- способность профессионально
взаимодействовать с участниками культурно -просветительской деятельности;
- способность использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурнопросветительской деятельности.
Приобретение и расширение обозначенных компетенций у слушателей курса обеспечивается знаниями по истории религий в России и в мире; о материальных и духовных памятниках буддийской, иудейской,
христианской и исламской культур; о
Литература:
1. Гутман Е.В., Шибанкова Л.А., Захарова
П.И. Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде //
Казанский педагогический журнал. 2015. - № 1. - С. 57 - 63.
2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в
условиях глобализации информационно -
коммуникационной среды общественной жизни:
мировоззрении верующих традиционных конфессий России. Кроме того, в рамках проекта программы ПК изучение модуля «Особенности и профилактика современного религиозного экстремизма» предполагает ознакомление слушателей с основными сведениями по проблеме современного религиозного экстремизма, методами его профилактики и недопущения.
Предусмотренное содержанием проекта
программы ПК ознакомление с психологопедагогическими технологиями, методами обучения и воспитания детей различных этнических групп, способствующими формированию у подрастающего поколения умения вести переговоры, идти на компромиссы и соглашения (для формирования межэтнической толерантности у школьников, предупреждения вовлечения их в экстремистскую деятельность) позволят учителям при реализации курса ОРКСЭ проектировать, осуществлять, оценивать свою профессиональную деятельность с учетом основных тенденций предмета; строить воспитательную деятельность с учетом полиэтнических различий детей,
половозрастных и индивидуальных
особенностей; воспитывать и развивать межэтническую толерантность школьника, готовность к межкультурному диалогу в рамках многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Разработанный проект программы
дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Теория и методика преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с учетом аспекта профилактики проявления современного религиозного экстремизма» предназначен для учителей, преподающих учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», руководителей методических объединений в сфере историко-обществоведческого образования,
руководителей общеобразовательных организаций и заместителей руководителей по учебновоспитательной работе.
Дисс. ... доктора социол. наук: 22.00.04 / Е.О. Кубякин. - Краснодар, 2012. - 351 с.
3. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества // Казанский педагогический журнал. 2015. - № 1. - С. 11-16.
20
4. Резолюция. Всероссийская конференция, посвященная актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах РФ. - ФГАОУ АПК и ППРО, Москва, 2015 (8-10 июня) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://orkce.org/sites/default/files/file/rzltn.pdf.
5. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Доронин С.П. Научно-методическое обеспечение реализации идей противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №
1. - С. 33-42.
References:
1. Gutman E.V., SHibankova L.A., Zaharova P.I. Formirovanie tolerantnosti v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. - 2015. - № 1. - S. 57-63.
2. Kubyakin, E.O. Molodejny'y e'kstremizm v
usloviyah globalizacii informacionno-
kommunikacionnoy sredy' obsch'estvennoy jizni: diss.
... doktora sociol. nauk: 22.00.04 / E.O. Kubyakin. -Krasnodar, 2012. - 351 s
3. Muhametzyanova F.SH., Muhametzyanov I.SH., Hrapal' L.R. Idei tolerantnosti, mejkul'turnogo i mejkonfessional'nogo dialoga v usloviyah razvitiya nacional'nogo obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve rossiyskogo obsch'estva // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. - 2015. - № 1. - S. 11-16.
4. Rezolyuciya. Vserossiyskaya konferenciya, posvyasch'ennaya aktual'ny'm voprosam realizacii tret'ego e'tapa uchebnogo kursa «Osnovy' religiozny'h kul'tur i svetskoy e tiki» v sub'ektah RF. - FGAOU APK i PPRO, Moskva, 2015 (8-10 iyunya). Rejim dostupa:
<http://orkce.org/sites/default/files/file/rzltn.pdf>.
5. Hrapal' L.R., Kamaleeva A.R., Gruzkova S.Yu., Doronin S.P. Nauchno-metodicheskoe obespechenie realizacii idey protivodeystviya terrorizmu i e'kstremizmu v molodejnoy srede // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. - 2015. - № 1. - S. 33-42.
Сведения об авторах:
Марахтанов Борис Викторович (г. Москва, Россия), заместитель директора Департамента государственной службы, кадров и управления делами, Министерство образования и науки РФ.
Доронин Сергей Павлович (г. Казань, Россия), заместитель директора ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Грузкова Светлана Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Data about the authors:
Marakhtanov B. (Moscow, Russia), deputy director of Department of public service, shots and administration, Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Doronin S. (Kazan, Russia), deputy director of the Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Gruzkova S. (Kazan, Russia), candidate of technical sciences, doctoral student, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Shibankova L. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior research, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
21