УДК 37.011.31
ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова
Аннотация. Авторами анализируется проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды. В статье показана необходимость формирования у педагогического состава общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность педагогов к образовательному процессу в поликультурной образовательной среде. Авторами проведено исследование среди учащейся молодежи профессиональных образовательных организаций г. Казани на предмет определения объема и характера информации о межнациональных отношениях, которую обучающиеся получают в стенах учебного учреждения. Предложены возможные варианты по формированию и расширению у педагогов требуемых компетенций для поддержания и обеспечения безопасности образовательного процесса в современной поликультурной образовательной среде.
Ключевые слова: поликультурная образовательная среда; готовность педагога; обеспечение безопасности; культура межличностных отношений учащейся молодежи.
PROBLEM OF READINESS OF THE EDUCATOR TO PROVIDE
THE SAFE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
S. Doronin, L. Shibankova, S. Gruzkova
Abstract. The authors analyze an issue of the educator's readiness to promotion of safe multicultural educational environment. The article deals with the necessity of formation of the educators' multicultural and professional competencies that will determine the readiness of the educators to educational process in the multicultural educational environment. The authors have held a research among the students of professional educational establishments of Kazan in order to define the quantity and the character of the information about multicultural relations that the students get there. The authors also offer the variants concerning the formation and the development of necessary educator's competencies to keep and provide the safety of educational process in present multicultural educational environment.
Keywords: multicultural educational environment, teacher's readiness, promotion of safety, inter-individual relations among students.
Особенность международной ситуации в начале XXI века состоит в том, что она формируется на фоне нарастающих весьма противоречивых процессов глобализации (демократизация, экономизация,
информатизация и др.), существенно влияющих на традиционные и порождающих новые проблемы национальной и международной безопасности. В современных условиях наблюдается резкий всплеск экстремизма, который проявляется: в деятельности партий, движений и организаций, прибегающих к методам насилия; в преступной деятельности криминальных сообществ, направленных на дестабилизацию общества; в появлении и развитии институтов наемничества; в проникновении и деятельности на территории России экстремистских террористических и религиозных организаций. Проникновение экстремистской идеологии в общество осуществляется также за счет негативного влияния средств массовой информации, а также отсутствия контроля за
распространением методов и способов террористической деятельности в
информационных сетях и др.
Плачевность ситуации усугубляется тем фактом, что более чем в 90 процентах (по данным статистики МВД-ФСБ) случаях членами экстремистских организаций являются молодые люди в возрасте до 30-ти лет [1]. Они же составляют 80 процентов от совершавших преступления экстремистской направленности, в том числе по мотивам национальной, рассовой и религиозной ненависти (при этом более 50-ти процентов -это несовершеннолетние).
Таким образом, одной из наиболее уязвимых социальных групп в обществе оказывается молодежная среда - молодые люди в возрасте от 16-ти до 30-ти лет. Принимая во внимание общепринятую структуру молодежи (предусматривающую деление по демографическим,
профессиональным, имущественным,
культурно-образовательным, этническим, конфессиональным и иным социально-
стратификационным признакам), авторы статьи согласны с тем, что одними из причин, создающих благоприятную почву для распространения экстремизма среди молодежи, является низкий уровень образования и общей культуры, недостатки в воспитании и обучении, демографические проблемы, общее низкое состояние здравоохранения, безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно -нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов, коррупция государственной власти и т.п. [4, с. 34 - 35].
Вышесказанное актуализирует
необходимость организации и проведения системных мер противодействия экстремизму. В общем комплексе антиэкстремистских мероприятий, по мнению Воронцова С.А. [1], особое место должны занять технологии, предназначенные для защиты студенческой среды, основу которой составляют молодые люди. В силу специфики своей деятельности существенным потенциалом в формировании ценностных ориентиров обучающихся, воспитании полноценной личности и профилактике негативных общественных явлений обладают образовательные организации. Роль последних в современных условиях усиливается вследствие активного информационного развития, сопровождаемого возникновением новых угроз национальной и международной безопасности. Сказанное приводит к выводу о том, что сегодня на этапе становления находится не только обеспечение безопасности поликультурной
образовательной среды, но и становление социальной личности самого обучающегося, который должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым и способным к конструктивному взаимодействию с окружающими в условиях культурного многообразия общества, осуществляемому как в социальной, так и в образовательной среде. Таким образом, для предупреждения вовлечения учащейся молодежи в экстремистскую деятельность поликультурная образовательная среда должна:
- помогать обучающемуся обрести способность становиться и быть субъектом собственного развития в многокультурном мире [5, с. 82];
- способствовать выработке общего ценностно-смыслового контекста восприятия действительности;
- регулировать деятельность субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности;
- служить механизмом защиты субъектов от деструктивных тенденций;
- вести к согласованию интересов и ценностей её субъектов и т.д.
Потенциалом в профилактике негативных общественных явлений, обладают не только образовательные организации, но и педагогические работники, как субъекты деятельности данных организаций.
Важную роль в обеспечении безопасности поликультурной образовательной среды играет готовность педагога к ее реализации. В контексте рассматриваемой проблемы, понятие «готовность» рассматривается Грузковой С.Ю. и Шибанковой Л.А. как определенный уровень социальной зрелости личности, которая характеризуется степенью осознания социальной значимости решаемых задач, значения знаний, которыми он владеет, интеллектуальных умений и навыков и потребности к их постоянному совершенствованию.
По мнению авторов, безопасность поликультурной образовательной среды предполагает создание благоприятного социально-психологического климата,
способствующего формированию
социокультурной и жизненной установки обучающегося, стремящегося к
самосовершенствованию и самодостаточности, эмоционально-ценностному отношению к представителям других народов и культур.
В контексте сказанного авторами проводилось анкетирование среди
студенческой молодежи профессиональных образовательных организаций с целью определения отношения студентов к представителям иных национальностей, а также объема и характера информации о межнациональных отношениях, которую обучающиеся получают в стенах учебного учреждения. Опрос проводился в городе Казани многонациональной и
многоконфессиональной Республики
Татарстан. Выборка составила 500 респондентов - студенты высших учебных заведений [2, с. 60]. Результаты показали, что среди друзей или близких большинства респондентов (около 92%) встречаются представители других национальностей. При этом 42% из опрошенных считают неприемлемым проявление
недоброжелательного отношения к
представителям иных национальностей,
проживающим на территории РТ. Чуть меньше респондентов (примерно 30%) - склонились к толерантному отношению представителей других национальностей, ответив на вопрос «скорее «нет», чем «да». Однако данный процент требует пристального внимания, поскольку в случае изменения ситуация
респонденты данной группы могут пополнить группу опрошенных, мнение которых было однозначно категоричным (10%) к представителям иных национальностей проживающих в Республике Татарстан (рис. 1).
Считаете ли вы приемлемым проявление недоброжелательного
отношения к представителям иных национальностей, проживающим на территории нашего региона?
Рисунок 1. - Показатели проявления недоброжелательного отношения респондентов к представителям иных национальностей, проживающих на территории РТ
Среди каналов, по объему получаемой информации о межнациональных отношениях лидирующую позицию заняли телевидение и
Интернет (82,3%). На четвертой позиции (рис. 2) находятся образовательные учреждения (26,5%).
Рисунок 2. - Оценка объема информации о межнациональных отношениях, получаемой респондентами из различных источников
К вопросу о характере получаемой информации по проблеме межнациональных отношений, из представленных в опроснике каналов студентами отмечается, что занимающие лидирующую позицию телевидение и Интернет несут информацию в основном отрицательную, в то время как информация о межнациональных отношениях, получаемая студентами в стенах образовательных учреждений отмечается большинством респондентов (33%) как положительная (рис. 3).
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на, казалось бы, положительную
сформированность у обучающихся
эмоционально-ценностного отношения к представителям иных национальностей, вызывает тревогу тот факт, что не малый процент опрошенных студентов довольно категоричны (рис. 1) в недоброжелательном отношении к представителям других народов и культур и значительный процент составляют «колеблющиеся», т.е. не имеющие твердой позиции, а следовательно, могут быть подвержены влиянию экстремистской идеологии и пополнить группу негативно настроенных.
Рисунок 3. - Характер информации о межнациональных отношениях получаемой из различных источников
Вышесказанное определяет значимость, во-первых, образовательной поликультурной образовательной среды в формировании у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к представителям других народов и культур; во-вторых, роль педагога в формировании либерального отношения учащейся молодежи к представителям разных народов, а также коррекции культуры межличностных отношений.
По мнению авторов для обеспечения безопасности в современной поликультурной образовательной среде педагог должен быть готовым и способным [3, с. 20]:
- к толерантному восприятию культурных различий;
- к конструктивному взаимодействию с окружающим миром независимо от признаков принадлежности к той или иной социальной группе;
- профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
- использовать возможности региональной культурной образовательной среды для
организации культурно-просветительской деятельности.
Формирование данных компетенций можно осуществлять на нескольких уровнях:
- при подготовке педагогических кадров в соответствующих профильных образовательных организациях;
- при подготовке по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), включающих модуль по профилактике проявления современного экстремизма и терроризма [3, с. 20];
- при подготовке по программам дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка).
Таким образом, формирование и развитие у педагога вышеперечисленных
общекультурных и профессиональных компетенций обеспечит его готовность к образовательному процессу в поликультурной образовательной среде, в частности, в формировании положительно устойчивого отношения студентов к представителям иных национальностей, народов и культур.
Литература:
1. Воронцов С.А. О направлениях противодействия вовлечению студенческой молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность / III Всероссийская научно-практическая конференция «Концепция противодействия терроризму в РФ. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма». Режим доступа: http://nac.gov.ru/content/4263.html (дата обращения: 17.10.2015).
2. Гутман Е.В., Шибанкова Л.А., Захарова П.И. Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде вуза / Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108).
3. Марахтанов Б.В., Доронин С.П., Грузкова С.Ю., Шибанкова Л.А. О готовности учителя к формированию культуры межнационального общения в современной образовательной среде / Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5(112). - Ч. 1.
4. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Доронин С.П. Научно-методическое обеспечение реализации идей противодействия терроризму и экстремизму в молодежной среде / Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108).
5. Шибанкова Л.А., Грузкова С.Ю. Формирование толерантности и гражданской идентичности как условие безопасности обучающихся в поликультурной образовательной среде / Вестник НЦ БЖД. - 2015. - № 3(25).
Сведения об авторах:
Доронин Сергей Павлович (г. Казань, Россия), заместитель директора ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Грузкова Светлана Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО».
Data about the authors:
S. Doronin (Kazan, Russia), deputy director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education.
L. Shibankova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, senior research officer at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education.
S. Gruzkova (Kazan, Russia), candidate of engineering sciences, senior research officer at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education.