УДК 378
КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
С.Ю. Грузкова, Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, Л.Ю. Мухаметзянова1
'Статья подготовлена в рамках реализации Проекта «Совершенствование практики преподавания в системе высшего образования в России и Китае» Программы «ЭРАЗМУС+»
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации процесса по поддержанию и коррекции положительно устойчивого уровня сформированности поликультурной толерантности у обучающихся в современной поликультурной образовательной среде. В рамках проекта программы TEMPUS VI по проблеме «Обучение в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России», обсуждаются результаты анкетирования среди студенческой молодежи профессиональных образовательных организаций с целью определения степени сформированности поликультурной толерантности.
Авторы считают, что в процессе поликультурного образования и воспитания обучающихся большую роль играет учет особенности инструментальной стороны когнитивной организации личности; в связи с этим перспективным научно-методическим ресурсом формирования поликультурной толерантности в процессе естественнонаучной подготовки выступают когнитивные механизмы, в частности многоэтапный процесс когнитивного моделирования, а в процессе гуманитарной подготовки - формирование поликультурной толерантной концептосферы обучающихся на основе когнитивно-концептологического подхода.
Ключевые слова: поликультурная толерантность, образовательная среда, когнитивный механизм, когнитивное моделирование, поликультурная толерантная концептосфера, когнитивно-концептологический подход.
COGNITIVE MECHANISMS FOR FORMING POLYCULTURAL TOLERANCE OF TRAINING IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
S. Gruzkova, R. Gilmeeva, A. Kamaleeva, L. Mukhametzyanova1
'The article is written within the Capacity Building Project «Enhancing Teaching Practice in Higher Education in RUSSIA and CHINA» (ENTEP). ERASMUS+ Programme
Abstract. The article deals with the organization of the process of maintaining and correcting a positively stable level of the formation of multicultural tolerance among students in a modern multicultural educational environment. Within the framework of the project of the TEMPUS VI program "Lifelong Learning, Focusing on Multicultural Education and Tolerance Education in Russia", the results of a survey of professional educational organizations among students in order to determine the degree of formation of multicultural tolerance are discussed.
The authors believe that in the process of multicultural education and training of students, an important role is played by the consideration of the peculiarity of the instrumental side of the cognitive organization of the individual and the promising scientific and methodological resource for the formation of multicultural tolerance in the process of natural science training. Cognitive mechanisms, in particular the multi-stage process of cognitive modeling, - formation of a multicultural tolerant concept-sphere of students on the basis of cognitive-to tseptologicheskogo approach.
Keywords: multicultural tolerance, educational environment, cognitive mechanism, cognitive modeling, multicultural tolerant conceptosphere, cognitive-conceptual approach.
На заседании Совета по межнациональным отношениям (г. Саранск, от 24.08.2012) президент России Владимир Путин подчеркнул: - «Наши предки из разных народов сплотили и создали единый российский народ, единую российскую нацию. И они совершили огромное чудо. Это чудо заключается в том, что на этом долгом тысячелетнем пути мы с вами не утратили самое главное, чем мы дорожим, - мы не утратили наши языки, культуру и наши традиции....» [16]. Учитывая также, что межнациональные отношения - вопрос традиционно деликатный и непростой, главой государства была обозначена
задача, связанная с тем, чтобы «одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность» [16].
Общероссийская модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира - в условиях глобализации, роста мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, увеличения доли некоренного населения, особенно в крупных городах - актуализирует проблему формирования толерантности как в российском обществе в целом, так и среди молодежи с целью создания благоприятного режима социализации новых
поколении, поскольку направленность, уровень отношений людей к различным идеологическим теориям, моральным и религиозным взглядам, культуре народов различных национальностей в значительной степени определяют стабильность как общества, так и государства в целом. Следует отметить, что термин «толерантность» носит
неоднозначный характер в зависимости от области общественных наук, но так или иначе отвечает за допустимые, приемлемые, не вызывающие нарушения отклонения, а также за способность слышать и уважать мнение других, см. рисунок 1.
Медицина Способность без значительного ущерба для организма переносить боль и иные неблагоприятные факторы, а также действие лекарственных препаратов
Социология, Публицистика Отсутствие сословных, культурных, корпоративных и этнических предрассудков, предубеждений против тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам
Психофизиология Повышение порога эмоционального
реагирования на угрожающую ситуацию (внешне характеризуется как выдержка, самообладание)
Психология Характеризует степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию
Педагогика Обучение конструктивному регулированию конфликтов и воспитание установок на их ненасильственное разрешение через педагогику сотрудничества, переживания, успеха, диалоговую педагогику
Философия Характеризуется признаком уверенности в себе и сознанием надежности своих собственных позиций, открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции
Рисунок 1. - Толкование понятия толерантности в зависимости от области общественных наук
Проведенный анализ различных справочных источников показал, что дефиницией понятия «толерантность» (а именно «терпимость») выступают такие слова, как «выносить», «сносить», «страдать», «крепиться», «мужаться», «держаться», «выжидать чего-то лучшего», «надеяться», «быть кротким» т.п. [7], безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное [15], что конечно не может рассматриваться как положительное в рамках вопроса нашего исследования - формирования поликультурной толерантности.
Мы согласны с мнением В.А. Казначеева, который отмечает, что толерантность является неким промежуточным этапом от конфликта к уважению, миру и взаимопониманию [11].
Интересна авторская позиция В.И. Самохваловой, согласно которой толерантность - это «взаимно-параллельное сосуществование»; которое не предполагает диалог, а представляет собой «сосуществование монологов» [17]. В исследованиях Р.А. Фахрутдиновой и Н.В. Янкиной отмечается, что толерантность является качеством развитой личности, которая не «нуждается в унижении другого человека для собственного самоутверждения» [18;22]. В исследовании И.Ю. Халикова отмечается, что значительный вклад в формирование толерантности и гражданской идентичности вносят духовно-нравственные ценности, см. рисунок 2.
Духовных ценностей
- потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, самореализации;
- жизненная мудрость, внутренняя свобода;
- любовь к ближнему, к Родине;
- уважение к старшим;
- вера в будущее;
- продуктивная жизнь на благо общества
■ трудолюбие;
помощь и сострадание к ближнему;
ответственность;
самостоятельность;
совестливость;
порядочность;
■ общественное признание и т.д.
Рисунок 2. - Духовно-нравственные составляющие толерантности
Очевидно, что для осуществления профессиональной и личностной реализации человека, для его межкультурной рефлексии и вступления в конструктивный межкультурный диалог предпочтительным является
использование таких понятий, как «межнациональное согласие», «добрососедство» [9] и т.п.
Сегодня задача по взаимодействию представителей разных культур и религий, сопровождаемых активным личностным, информационным и культурным развитием, должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Речь идет об образовательных организациях разных уровней
как наиболее эффективных каналах влияния на молодежь в сфере реализации политики толерантности.
Одной из особенностей данных социальных институтов является создаваемая в них специфическая поликультурная образовательная среда [20], ключевыми функциями которой выступают: профессионально-личностное
развитие обучающихся, регулирование деятельности субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности, обеспечение благоприятного существования для субъектов, выработка механизмов защиты субъектов от деструктивных тенденций, обеспечение процесса взаимодействия между её субъектами [8], см. рисунок 3.
Развитие
Г
- реализация потенциала субъектов образовательного учреждения;
- содействие профессионально-личностному развитию;
- обретение обучающимися способности становиться и быть субъектом собственного развития в многокультурном мире
- помощь обучающимся в выработке общего ценностно-смыслового контекста восприятия действительности
Регуляция ' " регулирование деятельности субъектов образовательного учреждения на
) основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности
- обеспечение благоприятного существования для обучаемых в поликультурном образовательном пространстве;
- механизм защиты субъектов от деструктивных тенденций
- согласование интересов и ценностей субъектов образовательного учреждения;
- регулирование процесса взаимодействия между субъектами внутри образовательного учреждения и вне его
Рисунок 3. - Функции поликультурной образовательной среды
Что касается участия самих образовательных организаций, то с целью предупреждения культурной депривации у обучающихся, а также формирования положительно устойчивого уровня толерантности, на них может быть возложена роль за создание «совокупности педагогических условий», которые бы позволяли учитывать
Концептуальный
создание благоприятного социально-
психологического климата; - соблюдение единства педагогической системы образования и т.д.
и целостности межкультурного
концептуальный, содержательный,
технологический и кадровый сегменты поликультурной образовательной среды, о чем подчеркивается в материале авторов Л.А. Шибанковой, С.Ю. Грузковой [20, с.85], см. рисунок 4.
Содержательный
Кадровый
- развитие компетентности и готовности педагога реализовать концепцию поликультурного образования;
- совершенствование кадрового обеспечения педагогов профессионального образования;
- углубление профессионального сознания за счет развития способности к преодолению различных барьеров в восприятии обучающегося и т.д.
- введение поликультурных доминант в содержание образования;
- этнопедагогическое просвещение студентов;
- учет национально-регионального компонента (спецкурсы);
- интеграция содержания межкультурного аспекта с содержанием дисциплин разных циклов на основе межпредметных связей и т.д.
Технологический
Сегменты поликультурной образовательной среды
- поэтапность и непрерывность формирования межэтнических отношений;
использование многообразных форм и интерактивных методов формирования межэтнических отношений;
- коррекция межэтнических отношений на основе использования различных педагогических технологий, ориентированных на воспитание межнационального взаимодействия и т.д.
Рисунок 4. - Сегменты поликультурной образовательной среды
Затрагивая содержательный сегмент, необходимо добавить, что разработка программ по формированию у обучающихся общечеловеческих ценностей и толерантности в образовательно-воспитательном пространстве должна осуществляться с опорой на
культурологический подход. Использование данного подхода в работе Гильмеевой Р.Х. рассматривается как один из механизмов по формированию и коррекции толерантности, см. таблицу 1 [3].
Таблица 1. - Назначение культурологического подхода при реализации образовательных программ
Механизм формирования толерантности в образовательной сфере Назначение
Реализация культурологического подхода в программах образовательных организаций Цель: - целенаправленное и систематическое утверждение общечеловеческих ценностей в образовательно-воспитательном пространстве; - реализация современных педагогических технологий, основанных на достижениях мировой культуры; - программно-методическое обеспечение скоординированного изучения нескольких языков, предусматривающее изучение таких ценностей духовного порядка, как доброта, уважение, милосердие, сострадание, вера, надежда, любовь к своему ближнему, народу, стране, человечеству
По мнению авторов [9], успешность создания поликультурной образовательной среды предполагает благоприятный социально-
психологический климат, который способствует формированию «здоровой» социокультурной установке обучающегося, стремящегося к
самосовершенствованию и самодостаточности, эмоционально-ценностному отношению к представителям других народов и культур [10]. В контексте сказанного на протяжении последних трех лет (2015 - 2017 гг.) Институт педагогики, психологии профессионального образования (ФГБНУ «ИППСП» г. Казань) являлся участником международного консорциума по проекту программы TEMPUS VI по проблеме «Обучение в течение всей жизни, ориентированное на поликультурное образование и воспитание толерантности в России». Был образован международный консорциум, европейских и российских университетов для обеспечения социально-экономических,
этнокультурных интересов различных этнических групп, мигрантов в целях формирования поликультурной толерантности.
На протяжении данного периода времени научными работниками ФГБНУ «ИППСП» проводились исследования по анкетированию среди студенческой молодежи профессиональных образовательных организаций с целью определения степени сформированности поликультурной толерантности. Приведем лишь некоторые данные из полученных результатов:
- примерно 42% из опрошенных считают неприемлемым проявление недоброжелательного отношения к представителям иных национальностей, проживающим на территории РТ;
- около 30% ответили скорее «нет», чем «да» неприемлемым проявление недоброжелательного отношения к представителям иных национальностей. Данный процент, по мнению авторов [9] «требует пристального внимания, поскольку в случае изменения ситуация респонденты данной группы могут пополнить группу опрошенных», мнение которых было однозначно категоричным (10%) к представителям иных национальностей проживающих в РТ;
- примерно у одной трети респондентов (что составляет 36,7%) отмечается низкий уровень толерантности, свидетельствующий о наличии у обучающихся ярко выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям [13];
- диагностика развития толерантности как черты личности - личностных черт, установок, убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру - выявлена у 30% опрошенных [13].
Представленные результаты, а также те, что остались не отраженными в данной статье, позволяют сделать вывод о том, что у
современной молодежи наблюдается размывание «границ толерантности», этнической
самоидентификации [4]; отмечается
недостаточная степень сформированности знаний, убеждений и внутренней гражданской позиции на фоне высказывания мнения об ограничении [19], а в ряде случаев и не допущении потока мигрантов в регион [5].
Несомненно, что решение данного вопроса в рамках образовательных организаций является непростым, и, на наш взгляд удовлетворение языковых, культурных и образовательных запросов, обеспечение духовной консолидации этнически разнородного общества, его сплочения в поликультурную нацию в современной поликультурной образовательной среде должно осуществляться посредством когнитивных механизмов.
Использование когнитивных процессов (память, внимание, восприятие, действие, принятие решений, воображение) в процессе формирования поликультурной толерантности не должно сопровождаться
интеллектуализированием (использованием
объяснительных схем, искажающих
действительность), поскольку каждый человек использует (бессознательно) различные фильтры восприятия информации, в том числе и избирательное восприятие, просеивая
информацию и воспринимая только то, на что человек настроен или что он ожидает. Данный аспект поднимает еще один вопрос, касающийся готовности педагогических работников к формированию поликультурной толерантности у обучающихся. Речь идет о уровне их «социальной зрелости, характеризуемый: степенью осознания социальной значимости решаемых задач; значением знаний, которыми владеет педагог, интеллектуальными умениями, навыками, потребности к их постоянному
совершенствованию» [9].
Сказанное требует от педагога «способности и готовности: придерживаться невзыскательного, терпимого характера в межэтнических отношениях; умения выдерживать
дистанцированность в присутствии обучающихся в выражении своего отношения к представителям иных религий, конфессий, этническим обществам, несмотря на эмоциональные перегрузки или раздражительность, часто выражающихся через коммуникативную нетерпимость» [6].
Необходимо помнить, что личность решает те или иные задачи с помощью различных инструментов, представленных в виде структур обработки и преобразования информации. Это
могут быть как внешние инструменты в их непосредственном физическом виде (орудия труда, машины, эргатические системы), так и внутренние (интеллект, память, внимание и т.д.). У каждого человека это индивидуальный набор, который используется с разной эффективностью при решении широкого класса задач [21]. Поэтому в процессе поликультурного образования и воспитания, важно понимать особенности инструментальной стороны когнитивной организации личности, т.е. как личность для достижения своих целей использует инструменты познания и какие это инструменты.
Перспективным научно-методических
ресурсом формирования поликультурной толерантности в процессе естественнонаучной подготовки выступают когнитивные механизмы, в частности когнитивное моделирование.
Следует отметить, что когнитивные теории обучения являются наиболее признанными в современной отечественной дидактике. Они выступают в качестве психолого-педагогического обоснования дидактических систем,
реализующих ценности познания и развития познавательных способностей обучающихся, когда обучение ведется с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира [12].
В рамках естественнонаучной и профессиональной подготовки формирование компонента поликультурной толерантности в процессе когнитивного моделирования можно рассматривать как многоэтапный процесс, включающий выполнение следующих действий
[14]:
- формулировку цели (т.е. сформулированные в общем виде желаемые результаты, к которым следует стремиться) и задач;
- изучение ситуации с позиции поставленной цели, которое выражается в сборе, анализе существующей информации о состоянии сформированности поликультурной толерантности;
- выделение факторов (способствующих увеличению (усилению) или уменьшению реакции обучающихся) воздействующих на способность и готовность обучающихся в процессе диалога выразить себя как личность, понять ядро «мысли другого человека», духовно обогатиться опытом другой личности (для определения факторов, воздействующих на состояние развития компонента поликультурной толерантности, можно использовать дидактическое средство - анкету, проводить беседу);
- определение взаимосвязи между факторами путем рассмотрения причинно-следственных цепочек позволяющих отразить систему взаимодействия между преподавателем и обучающимся в организации учебного естественнонаучного образования, направленного на формирование его познавательного инструментария.
В целом, формирование компонента поликультурной толерантности в рамках естественнонаучной и профессиональной подготовки связан с системными проявлениями сознательных манипуляций с понятийными структурами различных предметных областей, представленными в виде знаниевого конструкта, обладающего моделирующими и образно-понятийными свойствами, удобными для визуального и логического восприятия, оперирования элементами знаний и их преобразования.
Во главу угла формирования поликультурной толерантности обучающегося в процессе гуманитарной подготовки мы поставили изучение произведений литературы и искусства [12]. В логике формирующейся сегодня когнитивной парадигмы филологической науки в работах Мухаметзяновой Л.Ю. почеркивается необходимость раскрытия художественной когниции, отражающей художественно-образную картину мира - концептуально-авторскую, в которой происходит интеграция реальных и идеальных интерпретаций, обусловленных авторским видением и определяющим его художественный концепт, моделирующий личностную поликультурную толерантную концептосферу обучающихся. Формирование поликультурной толерантной концептосферы обучающихся осуществляется на основе когнитивно-концептологического подхода.
В рамках когнитивно-концептологического подхода термин «концепт» определяется как понятие, имеющее субъективную
множественность смыслов. Личностные мировоззренческие установки обучающихся образуют системную концептуальную целостность. Эти установки группируются в концепте, в котором систематизируется необходимая информация. Когнитивное мышление личности основано на комбинациях концептов. Общепризнанным является тот факт, что человек мыслит концептами, комбинируя их и формируя новые в ходе мышления.
Концепты в качестве поликультурных «духовных медиаторов» (Л.С. Выготский) восприятия художественного текста устраняют репродуктивную подачу культурной информации
и обеспечивают синергетическое взаимодействие, способствующее «заражению обучающегося идеями поликультурного толерантного смыслотворчества, проникая в его мысли, чувства, переживания, определяя значимость доминантных толерантных ценностей в процессе «собирания себя» [2]. Концепт по утверждению Б. Пастернака - это условие интегрирования литературных и общекультурных знаний, при которой эти знания расширят свои «смысловые границы до поликультурного «образа мира».
Применение в процессе литературной подготовки в профессиональной школе категории концепта обусловлено спецификой его свойств. Концепт содержит эмоциональный, эстетический, коммуникационный духовный, и
поликультурный опыт. Мы определяем концепт как совокупность всех знаний и понятий, системы представлений, образов и ассоциаций. На основе этого определения можно говорить о диалогической сущности концепта. Концепт включает в себя компоненты содержания литературного произведения: культурную обусловленность, концептуальную проблематику, отраженные при помощи эмоционально-образного компонента и раскрывающие их значимость в символах, индивидуально-авторских смыслах, мифологемах. Таким образом, художественный концепт - единица художественной картины мира писателя, связанная с его индивидуальным поликультурным осмыслением действительности и её эмоционально-образным воплощением.
Поликультурный текстовой анализ на основе художественной образно-метафорической
выразительности становится средством личностного проникновения студента во внутренний ценностно-личностный мир литературного произведения. Художественные концепты способствуют отражению позитивной внутренней личностно значимой природы изучаемого явления, они информативнее в смысловом отношении, поскольку построены на основе образов. Развитие образного метафорического восприятия обучающихся именно в этой логике приводит к формированию у обучающегося такого важного личностного качества как поликультурная толерантная концептосфера. Именно образное личностное состояние определяет такой необходимый показатель толерантной личности как развитая способность к поликультурному созерцанию, к когнитивному умному видению. Это не просто чувственное восприятие или интеллектуальное усилие, а такое видение мира, в котором органически слиты и чувства, и разум, и эмоции,
это постижение мира всей целостностью человеческого бытия, состояние особой образной открытости к толерантному образу мира. Это принципиально новое видение мира; происходит как бы «слияние» с миром, понимание его «изнутри». В эти мгновения рождается сама личность как творец поликультурного толерантного согласия. Недаром и философы, и поэты различают «память рассудка», «память сердца», «память образа», т.е. те достигшие глубины души, «живейшие впечатления», которые получила и прочувствовала сама личность.
Именно художественно-образное мышление позволяет личности оставаться самой собой, жить самобытно в образности поликультной толерантной человечности. Собирая свой личностный толерантный образ из всех своих частичных проявлений, стягивая все силы в одну точку, личность концентрирует все для того, чтобы отдать себя делу, которое в этом случае она делает творчески. Президент РФ В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи -дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Произведения литературы и искусства способствуют формированию «духовных скреп» обучающихся как основы формирования их поликультурной толерантной концептосферы.
Таким образом, в условиях глобализации и нарастающей изменчивости современного российского гражданского мира при решении проблемы формирования толерантности личности и особенно поликультурной толерантности обучающихся необходимо отметить, что в сфере реализации политики толерантности большую роль играет создание специфической поликультурной образовательной среды в образовательных организациях разных уровней. Кроме того, в процессе поликультурного образования и воспитания, важно понимать особенности инструментальной стороны когнитивной организации личности. При этом перспективным научно-методическим ресурсом формирования поликультурной толерантности в
процессе естественнонаучной подготовки выступают когнитивные механизмы, в частности многоэтапный процесс когнитивного
моделирования, а в процессе гуманитарной
подготовки - формирование поликультурной толерантной концептосферы обучающихся на основе когнитивно-концептологического подхода.
Литература:
1. Башмакова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия [Электронный ресурс] / Н.И. Башмакова, Н.И. Рыжова.
- Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/116-12635
2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, 2005. -1136 с.
3. Гильмеева Г.Х. Формирование поликультурной компетентности студентов в процессе гуманитарной подготовки / Г.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Материалы I научно-практической конференции «Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан». -Казань. - 2015. - С. 33-38.
4. Грузкова С.Ю. Степень выраженности компонентов гражданской идентичности у студенческой молодежи (на примере студентов СПО) / С.Ю. Грузкова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социально-экономических реалий Российского общества». - 2017. - С. 82.
5. Грузкова С.Ю. Общероссийская, этническая и религиозная самоидентификация учащейся молодежи (на примере студентов ссуз) / С.Ю. Грузкова, Г.З. Гарифуллина, В.А. Миронова, М.С. Чекунова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности молодежи в условиях социально-экономических реалий Российского общества». - 2017.
- С. 86.
6. Грузкова С.Ю. О формировании готовности педагогов к профилактике радикальных идеологий среди учащейся молодежи / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Казанский педагогический журнал. - 2017.
- № 5(124). - С. 36-41.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л.В. Беловинский. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
8. Доронин С.П. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, С.Ю. Грузкова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 6(113). - Ч. 3. - 214 с. - С. 61-65.
9. Доронин С.П. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 61-66.
10. Доронин С.П. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 61-66.
11. Казначеев В.А. Кавказская идентичность - через толерантность к взаимоуважению и взаимопониманию / В.А. Казначеев // Проблемы укрепления мира, межэтнического и этноконфессионального согласия на Северном Кавказе // Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск. - 2007. - С. 84.
12. Камалеева А.Р. Понятийно-терминологические основания когнитивного моделирования в профессиональной школе / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Л.Ю. Мухаметзянова // Материалы VII Всерос. науч.-практ. конференции «Проблемы модернизации современного российского государства», Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 24-25 мая 2018 года; отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред. Е.С. Косых. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. - 184 с. - С. 165-168.
13. Камалеева А.Р. Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 245-247.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс и др., 2009. - 1359 с.
15. Путин призвал Россию к толерантности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=888571&cid=7
16. Самохвалова В.И. О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте / В.И. Самохвалова // Философский журнал. - 2008. - № 1. - С. 161-175.
17. Фахрутдинова Р.А. Формирование толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза [Электронный ресурс] / Р.А. Фахрутдинова // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 2(20). - Режим доступа: http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/íiles/C+269-273_0. pdf
18. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде / Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 42-47.
19. Шибанкова Л.А. Формирование толерантности и гражданской идентичности как условие безопасности обучающихся в поликультурной образовательной среде / Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Вестник НЦБЖД. -2015. - № 3(25). - С. 81-85.
20. Шибанкова Л.А. Формирование толерантности и гражданской идентичности как условие безопасности обучающихся в поликультурной образовательной среде / Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Вестник НЦБЖД -2015. - № 3(25). - С. 81-85.
21. Янкина Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации / Н.В. Янкина // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. - 2006. -№ 1. - Т. 1.
Сведения об авторах:
Грузкова Светлана Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Гильмеева Римма Хамитовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]
Камалеева Алсу Рауфовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Мухаметзянова Лариса Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
S. Gruzkova (Kazan, Russia), candidate of technical Sciences, senior researcher of the "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]
R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, professor, leading researcher of the "Institute of pedagogics, psychology and social issues", e-mail: [email protected]
A. Kamaleeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, leading researcher of the "Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: [email protected]
L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical Sciences, senior researcher of the "Institute of pedagogics, psychology and social issues", e-mail: [email protected]