УДК 377:378
КОНЦЕПТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина1
1 Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных механизмов и составляет фундаментальную ценность человеческой жизнедеятельности. Возникающие геополитические, социальные, нравственные противоречия современного общества, многочисленные угрозы безопасности определяют необходимость становления системы обеспечения безопасности личности. Авторами разработаны концептуальные основания формирования безопасности личности в образовательном пространстве, предполагающие изменение подходов в воспитании и обучении подрастающего поколения. Особое внимание уделено социальной ответственности участников образовательных отношений за собственную безопасность и безопасность окружающих; роли образовательных организаций и педагогического сообщества в обеспечении формирования безопасности личности.
Ключевые слова: личность, безопасность, обеспечение, образовательное пространство, образовательные организации.
CONCEPTS OF SAFETY OF THE PERSONALITY IN EDUCATIONAL SPACE
F. Mukhametzyanova, E. Levina
Abstract. The need for safety belongs to number of basic motivational mechanisms and makes the fundamental value of human activity. The arising geopolitical, social, moral contradictions of modern society, numerous safety hazards determine need of formation of system of safety of the personality. The conceptual bases of forming of safety of the personality in educational space assuming change of approaches in education and training of younger generation are developed by authors. Special attention is paid to social responsibility of participants of the educational relations for own safety and safety of people around; roles of the educational organizations and pedagogical community in ensuring forming of safety of the personality.
Keywords: personality, safety, providing, educational space, educational organizations.
Понятие и реализация безопасности в жизнедеятельности любого человека является ключевым ориентиром формирования его системы ценностей и мировоззрения. Сохранение жизни, здоровья граждан, их прав и свобод, обеспечение защищенности выступают приоритетными задачами государства [1]. Образование, как основной социальный институт, способно осуществить значительные позитивные преобразования каждого молодого человека, обеспечив реконструкцию системы ценностей и целей, духовно-нравственное возрождение нашего общества.
Основой, позволяющей обеспечить безопасность личности в образовательном пространстве, служит формирование социальной ответственности всех участников
образовательнъх отношений (обучающихся, педагогов, родителей, руководителей
образовательных организаций) как способности отвечать за свои действия и действия окружающих в сфере безопасности, определяющие поведение и организацию жизнедеятельности. Влияние образовательных организаций, роль педагогического сообщества и
уровень ответственности образования обусловлены универсальностью образования как социального института, охватывающего практически все население страны; системно организованном и научно обоснованном психолого-педагогическом воздействии на формирование личности в рамках образовательных организаций всех типов. Образовательные организации обладают собственной спецификой, обусловливающей особенность управления их безопасностью и уровень социальной ответственности перед личностью, обществом и государством, реализуя процессы обучения, воспитания и развития личности, определяя занятость детей и молодежи довольно длительный период [2-4].
Анализ современных психолого-
педагогических, социологических исследований в сфере безопасности личности [5], результаты проведенного ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» мониторинга деятельности руководителей образовательных организаций (около 400) в сфере обеспечения комплексной безопасности [2] показывают, что есть необходимость в научных исследованиях
системного, концептуализирующего характера, в которых учтены разные аспекты становления системы обеспечения безопасности личности в образовании; требуют переосмысления и новой инструментовки методы психолого-
педагогической работы для обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве.
Проблемами обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве являются: возможность возникновения угроз безопасности; социальная пассивность участников образовательных отношений; отсутствие системности в психолого-педагогическом обеспечении безопасности на научном, теоретическом, методическом и практическом уровнях.
По нашему мнению, угрозы безопасности личности в образовательном пространстве можно сгруппировать следующим образом:
- ценностно-субъектные угрозы, возникающие в связи с деградацией общества, падением устоев, отрицанием и деформацией истинных ценностей, отсутствием общероссийской идеологии, обособлением личности, кризисом социальной и гражданской ответственности каждого человека, различного рода аддикциями;
- социальные угрозы, вызванные потерей доверия к государству и его социальной эффективности, утратой социального комфорта, насаждением чуждых ценностей, потерей национальной самобытности и традиций, культурной депривацией общества [6];
- физические угрозы, обусловленные возникновением опасных, чрезвычайных ситуаций - от пожара до террористического акта или военных действий [7].
Тогда, безопасность личности мы определяем как интегративную характеристику, обусловливающую способность личности к защищенности (себя и окружающих) и противостоянию ценностно-субъектным,
социальным, физическим угрозам в рамках жизнедеятельности. Наше исследование ограничено образовательным пространством -совокупностью уровней образования (система образования), образовательных организаций (территория образования),
участников - обучающиеся, педагоги, родители, руководители образовательных организаций (образовательные отношения).
Основными целями обеспечения
безопасности личности в образовательном пространстве являются:
1) формирование личностных качеств обучающихся, позволяющих им быть
защищенным от угроз безопасности (ценностно-субъектных, социальных, физических);
2) создание условий реализации образовательной деятельности в образовательной организации, способствующих формированию, развитию и готовности обучающихся к обеспечению личной и общественной безопасности;
3) физическая защищенность обучающихся от угроз безопасности в образовательном пространстве.
В качестве задач обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве нами установлены следующие: формирование личности как объекта и субъекта безопасности, способной противостоять угрозам безопасности; формирование социальной ответственности участников образовательных отношений за личную и общественную безопасность; формирование безопасного образовательного пространства.
Сущность обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве заключается в:
1) последовательном формировании системы ценностей (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, «человечество», «семья», «природа», «наука», «труд и творчество», «искусство и литература», традиционные российские религии); духовно-нравственного иммунитета как способа сохранения позитивных идеалов и ценностей социума, обеспечивающих стабильное состояние морального здоровья нации и способности к преодолению деструктивных внешних и внутренних воздействий [8]; культуры безопасности как потребности к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при любых видах деятельности [9];
2) создании условий защищенности личности в социальном аспекте: прав и свобод в рамках законодательства РФ; сохранение этнокультурной, гражданской и общечеловеческой идентичности; гармонизация межнациональных и межэтнических отношений;
3) создании условий защищенности личности в физическом аспекте посредством формирования системы комплексной безопасности образовательной организации.
Определены компоненты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве: ценностно-субъектный
компонент, включающий потребности, интересы, цели деятельности участников образовательных отношений; социальный компонент,
включающий систему социальных отношений в образовательном пространстве, основанную на
различных формах и средствах достижения безопасности участников образовательных отношений; физический компонент,
включающий: антитеррористическую и информационную защищенность; профилактику наркомании и правонарушений; физическую охрану и инженерно-техническую защиту; охрану труда, пожарную защищенность, готовность к гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Предполагается, что формированию безопасности личности в образовательном пространстве будут способствовать следующие организационно-педагогические условия:
разработка научно-методического обеспечения формирования безопасности личности [10-12]; подготовка педагогов к формированию безопасности личности [13-17]; подготовка руководителей образовательных организаций к обеспечению комплексной безопасности [18]; комплексная безопасность образовательных организаций [19].
Механизмами обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве будут выступать:
1) система обучения, обеспечивающая когнитивную основу безопасности личности, способствующая накоплению знаний, умений, компетенций в сфере безопасности;
2) система воспитания, обеспечивающая становление, развитие и совершенствование социально ответственных субъектов, способных
осуществлять безопасную для себя и общества жизнедеятельность;
3) система подготовки кадров, обеспечивающая необходимый уровень компетенций педагогов для реализации задач формирования безопасности личности и руководителей образовательных организаций для решения задач защищенности участников образовательных отношений;
4) система комплексной безопасности образовательных организаций, обеспечивающая защищенность образовательной организации от внешних и внутренних угроз физической безопасности.
Представленное авторами видение направлено на формирование безопасности личности в образовательном пространстве и подчеркивает приоритет личности как объекта и субъекта безопасности; способствует достижению культуры безопасности личности и является источником ожиданий безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; акцентирует внимание на роли педагогического сообщества и образовательных организаций в формировании безопасности личности; признает роль социальной ответственности в достижении безопасности личности, общества и государства. Представленные основания являются базой Концепции безопасности личности в образовательном пространстве, разработанной ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», г. Казань.
Литература:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Абраковнов А.П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность и ее роль в образовании / Ф.Ш. Мухаметзянова / Сборник докладов международной научно-практической заочной конференции 16 мая 2016 г. ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования» // Научно-образовательный центр «Знание»; под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань. - 2016. - С. 10-13.
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность образования: приоритеты и закономерности / Ф.Ш. Мухаметзянова // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 5. - С. 13-16.
5. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева, С.Ю. Грузкова, А.Н. Грязнов, А.Р. Камалеева, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленникова, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Т.М. Трегубова, Н.М. Угарова, С.В. Хусаинова, Е.А. ЧеверикинаГ.А. Шайхутдинова,, Л.А. Шибанкова, В.С. Щербаков; под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2016. - 268 с.
6. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде / Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 42-48.
7. Прокофьева Е.Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-61.
8. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский
педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6-3. - С. 5661.
9. Мошкин В.Н.. Воспитание культуры безопасности школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мошкин Владимир Николаевич. - Барнаул, 2004 - 369 а
10. Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х. Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 8-16.
11. Мухаметзянова Ф.Ш. и др. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды / Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Р. Камалеева, Г.А. Шайхутдинова, С.В. Хусаинова, Л.А. Шибанкова. -Казань: Данис, 2016.
12. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты разработки концепции формирования личности безопасного типа в системе образования / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - Т. 2. - № 2(117). - С. 228-232.
13. Мухаметзянова Ф.Ш., Хусаинова С.В., Камалеева А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи / Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова, А.Р. Камалеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 19-24.
14. Шибанкова Л.А. Роль педагога в формировании ценностно-смысловых ориентаций учащейся молодежи: сборник материалов Республиканского семинара / Л.А. Шибанкова // Формирование и оценка компетенций в практике
преподавания дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла. - Казань. -2016. - С. 76-79.
15. Доронин С.П., Шибанкова Л.А., Грузкова С.Ю. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды // С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 63. - С. 61-66.
16. Щербаков В.С. Современная подготовка педагогов школы к противодействию религиозному экстремизму (на примере преподавателей курсов «Основы безопасности жизнедеятельности») / В.С. Щербаков // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3. - С. 76-79.
17. Мухаметзянова Л.Ю. Профилактика молодежного экстремизма средствами литературы и искусства в поликультурном образовательном пространстве / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3. - С. 198-202.
18. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3. - С. 48-52.
19. Антитеррористическая защищенность образовательных организаций в современных условиях / Е.И. Загребина, Е.Н. Прокофьева // «Современные проблемы социально-гуманитарных наук»: сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием); научный ред. А.В. Гумеров. - Казань. - 2015. - С. 25-28.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]
Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем».
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian joint stock company, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]
E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems".