УДК 377:378
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ФГБНУ «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» ЗА 2016 ГОД
Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова
Аннотация. В статье раскрываются научные достижения Института, полученные в результате выполнения научно-исследовательских работ по государственному заданию на 2016 год и итогов грантовой деятельности. Результаты представлены по трем основным направлениям: актуальные проблемы развития профессионального образования разных уровней в условиях тесной взаимосвязи задач формирования инновационной экономики и модернизации системы профессионального образования; комплексная безопасность образовательных организаций; научно-методическое обеспечение реализации международного Проекта «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» ("ALLMEET") в рамках Программы «ТЕМПУС-ГУ».
Ключевые слова: система образования, модернизация профессионального образования, развитие, научно -методическое обеспечение, комплексная безопасность.
MAIN RESULTS OF RESEARCH WORK
OF FSBSI „INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY
AND SOCIAL PROBLEMS" FOR THE 2016 YEAR
F. Mukhametzyanova, G. Shaikhutdinova
Abstract. The article reveals the main scientific achievements of the Institute, which it got in the process of fulfillment of scientific-research work by the state task on the 2016 year and according to the grant activity. The results are presented in 3 main scientific directions: actual problems of the development of the professional education on different levels in the conditions of strong interconnection of tasks of innovative economics formation and modernization of the system of professional education; complex safety of educational institutions; scientific-methodological support of the realization of world project "Lifelong learning, addressed on the multi-cultural education and tolerance formation in Russia" ("ALLMEET") in accordance with the programme TEMPUS-IV.
Keywords: system of education, modernization of professional education, development, scientific-methodological support, complex safety.
В 2016 году Институт работал по государственному заданию, включающему тематику, связанную с решением научных и прикладных задач в области профессионального образования, исследования по научно-методическому обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций, а также созданию, развитию и совершенствованию системы профилактических мер
антиэкстремистской и антитеррористической направленности в поликультурной
образовательной среде.
Исследования, проводимые Институтом, соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования и Министерства образования и науки России и опираются на академический ресурс фундаментальности, решая первоочередные задачи образовательной практики в Российской Федерации.
В результате теоретических и экспериментальных психолого-педагогических исследований рассмотрены и предложены решения актуальных задач развития профессионального образования разных уровней в условиях тесной взаимосвязи задач формирования инновационной экономики и модернизации системы профессионального образования, которые являются основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
В сфере профессионального образования Институт ведет разработки в рамках 5 проектов: теоретико-методологические основания и инновационные модели профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в условиях изменяющегося рынка труда; теория и практика подготовки специалистов в условиях научно-образовательных кластеров разного профиля; поликультурные основания и дидактическое обеспечение содержания
профессионального образования; проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования; теоретико-методологические основания моделирования непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов.
В процессе проведенных исследований получены следующие теоретические и практические результаты:
1) В области развития методологии исследования проблем педагогики
профессионального образования по теме «Итерационный подход как методологическое основание реформирования современного профессионального образования»
(государственная регистрация № 01201352110) разработаны базовые концепты проектирования и реализации динамической модели
реформирования профессионального образования на основе итерационного подхода (к.п.н., доцент Щербаков В.С., к.п.н. Левина Е.Ю.) [20;22;23].
Разработаны концептуальные положения реализации итерационного подхода к управлению развитием профессионального образования. Определена специфика динамической итерационной модели управления развитием профессионального образования; выделены и содержательно проработаны философско-методологический,
целевой, аналитический, содержательно-технологический, управленческий, прогностический компоненты динамической модели;
сформулированы принципы ее реализации: следования стратегическим ориентирам развития образовательной системы; становления ключевых факторов ближней и дальней среды (образовательная политика государства, инфраструктура, кадры и др.); ранжирования задач по степени важности и неопределенности; выделения основных индикаторов достижения целей; управляемого тайминга.
Авторы считают, что механизм итерационного моделирования образовательных систем и процессов в научном плане представляет собой синтез теоретической педагогики, теории систем, теории управления, сценарного и математического моделирования. В этом и заключается научная новизна исследования, поскольку эта интеграция порождает новый понятийно-терминологический аппарат, новые педагогические концепты и исследовательский инструментарий. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении методологического инструментария современной педагогики, более полно и адекватно отражающего реалии профессионального образования и тенденции его развития. В
социальном плане - решение проблемы устойчивого развития системы профессионального образования, дающего качественное знание выпускникам профессиональных образовательных организаций, является одним из ключевых условий для технологического, социально-экономического роста страны.
Результаты исследования показали, что классические методы управления изменениями, основанные на предварительном детальном планировании, в таких ситуациях не эффективны. Итерационный подход к анализу такой сложной, слабоформализуемой области как образование, предполагает детальное описание объекта с учетом всех его внутренних и внешних связей, а также частей системы более низкого иерархического уровня; рассмотрение конечных результатов деятельности как итогов взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на него факторов. Содержательная и инструментальная открытость системы позволят использовать математические, социологические и экономические методы прогнозирования; проводить математическое моделирование; предусматривать и снижать риски принятия некорректных решений.
2. Исследование проблем и особенностей мотивационно-побудительных психических состояний аддиктивной личности в профессиональном образовании - одна из важнейших задач социальной психологии как в научно-теоретическом, так и в эмпирико-прикладном плане. Проведение исследований в этой области имеет актуальное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о психических состояниях аддиктивной личности, но и для развития специфических областей психологического знания.
По теме «Особенности психических состояний аддиктивных личностей,
обучающихся в профессиональных
образовательных учреждениях разных уровней» (государственная регистрация № 01201454268) (д.псх.н. Грязнов А.Н., к.псх.н. Чеверикина Е.А.) раскрыты положения; выявлены закономерности; уточнены понятия; собраны экспериментальные данные, факты и их описания, позволяющие вскрыть специфику мотивационно-
побудительных психических состояний аддиктивной личности в профессиональной школе разных уровней [18;21].
Проведен теоретический анализ проблемы изучения особенностей мотивационно-побудительных психических состояний аддиктивных личностей в профессиональной школе разных уровней. В исследовании авторы использовали следующие подходы: социально-
статический для изучения особенностей психических состояний при аддиктивности, социально-динамический для изучения влияния психических состояний на аддиктивность и изменений данного свойства личности при изменении психических состояний в социальных группах, системно-динамический, который позволил обобщить полученные данные и разработать программы коррекции психических состояний при аддиктивности студентов и преподавателей ссузов и вузов.
Авторами предложено свое понимание изучаемого психологического феномена: мотивационно-побудительные психические
состояния личности - это такие явления психической сферы личности, которые основываются на потребностях, проявляются в ее мотивационной сфере и оказывают влияние на выбор ею различных (позитивных или негативных, активных или пассивных, эмоциональных или нейтральных и т.д.) видов поведения, деятельности или бездействия. При аддиктивном поведении можно говорить о том, что спектр воздействия мотивационно-побудительных психических состояний достаточно широк и колеблется от негативных до позитивных, от активных до пассивных.
Исследование показало: на формирование мотивов аддиктивного поведения воздействуют в основном нарушения равновесия между различными видами потребностей, актуализация второстепенных потребностей и искаженное восприятие или недооценка конкретной жизненной ситуации. Борьба мотивов, их смена всегда сопровождаются эмоциями, влияющими, в свою очередь, на процесс мотивообразования. В определенных условиях эмоции могут приобретать форму выраженных реакций или устойчивых состояний, которые становятся мощными побудительными факторами в структуре всей мотивационной сферы личности. Следовательно, можно говорить о взаимосвязи и взаимовлиянии эмоционально-оценочных и мотивационно-побудительных психических состояний при выборе человеком аддиктивных форм поведения.
3. Актуальной для практики является задача профессиональной ориентации учащейся молодежи с учетом внедрения в данный процесс инновационных подходов и технологий.
По теме «Научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера (на примере строительной и нефтехимической отрасли)» (государственная регистрация № 115020230027) авторами (член.-корр. РАО, д.п.н., профессор Мухаметзянова
Ф.Ш., к.п.н., доцент Шайхутдинова Г.А.) разработана модель научно-методического обеспечения профессиональной ориентации с учащимися и студентами в условиях научно-образовательного кластера, включающая в себя блоки: аналитически-целевой (цель, задачи); теоретико-методологический: подходы
(кластерный, системный, компетентностный, персонифицированный) и принципы
(системности, непрерывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности); содержательно-технологический: раскрывается через организационно-методическое обеспечение, социально-психологическую поддержку
различных категорий населения, внедрение информационных технологий, информационное обеспечение и профессиональное просвещение; в управленческом блоке приведена двухуровневая структура управления - региональная и локальная, которая, в свою очередь, рассматривается с точки зрения 3-х основных этапов: допрофессиональная подготовка, профессиональное образование,
профессиональная карьера. Критериальный блок содержит содержательно-структурные критерии эффективности научно-методического
обеспечения профориентационной работы: концептуальный (знаниевый), который представляет собой систему знаний по профориентационной работе, о содержании, методах, методических приемах,
организационных формах, технологических средствах, об управлении процессом профориентации; требования к профессионально-педагогической компетентности преподавателя; диагностический — отбор материала для проведения комплекса мероприятий
профориентационной направленности,
управление процессом профориентации; технологический — оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм и технологических средств с ориентацией на конкретных обучающихся, особенности их личности и базовый уровень знаний. Все блоки модели интегрируются на основе системного и кластерного подходов.
Основным критерием корректности разработанной модели профориентационной работы в научно-образовательном кластере является ее способность соответствовать общей цели, где решение задач имеет консолидирующий характер и направлено на совместную работу с обозначенными направлениями не для разграничения зон применения имеющегося потенциала субъектов данной интегрированной системы, а для оптимизации использования
имеющихся ресурсов в решении проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Разработан комплекс мероприятий по профориентационной работе в научно-образовательном кластере (нефтехимической отрасли), который осуществляется на основе интеграции кадрового потенциала мастеров производственного обучения, организаций СПО, школ, педагогов ВУЗов. Комплекс включает введение курсов («Мир профессий», «Введение в профессию», по организации проектной деятельности (техническое творчество); подготовку и участие школьников в конкурсах профессионального мастерства совместно со студентами СПО в целях повышения престижа рабочих профессий, в том числе WorldSkills; совместно с центром занятости организация летнего трудоустройства школьников по профилю и др.
Реализация данного комплекса мероприятий осуществляется с учетом: изменения методов и технологии обучения на базе современной информационно-образовательной среды, а также внедрением новых форм обучения (сетевого взаимодействия); создания условий для реализации практико-ориентированного
образования на базе организаций СПО; создания условий для работы с одаренными школьниками: научно - исследовательская деятельность, олимпиадное движение с привлечением ВУЗов [9;14].
4. Изменения, происходящие в профессиональной школе в связи с введением ФГОС СПО, позволяют со всей очевидностью констатировать, что нужны классификационные характеристики инновационных технологий, успешно решающие задачу эффективной реализации государственных стандартов в общеобразовательной (гуманитарной и естественнонаучной) и профессиональной подготовке на основе модульно-компетентностного и проектно-целевого подходов к формированию общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Так, по теме «Теоретические основания естественнонаучной и
общепрофессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования» (государственная регистрация №
01201352107) (Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Прокофьева Е.Н.) проведен отбор технологий реализации естественнонаучной и
профессиональной подготовки в условиях компетентностного подхода на основе принципа полного усвоения учебного материала [2;3].
Осуществлена разработка универсальной методики отбора образовательных технологий, способствующей совершенствованию процесса проектирования профессиональной подготовки студентов на предметном уровне. Проанализированы наиболее часто применяемые образовательные технологии для дисциплин естественнонаучного цикла с учетом ее специфики и отбора значимых критериев множественного выбора; показано преимущество матричного метода в решении задачи выбора образовательной технологии обучения, суть которого состоит в анализе параметров технологии через нормирование ее качественных и количественных показателей (к.п.н. Прокофьева Е.Н.).
Авторами (Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю.) разработаны и внедрены в образовательную практику организаций СПО технологии реализации естественнонаучной и
профессиональной подготовки, спроектированные с учетом разработанных ранее содержательных модулей, механизмов и алгоритмов компетентностно-ориентированного содержания учебных курсов естественнонаучной и профессиональной подготовки (технологии учебного диалога, технологии витагенного обучения, игровая технология, проектная технология, контекстное обучение, технология модерации, технологии саморазвивающего обучения, сквозная технология оценивания результатов обучения студентов в системе среднего профессионального образования), которые имеют высокую результативность и воспроизводимость и хорошо интегрируются с технологией модульного обучения.
Внедрение компетентностно-
ориентированных технологий реализации естественнонаучной и профессиональной подготовки в процессе обучения естественнонаучным и профессиональным дисциплинам (Математика, Физика, Химия, Электротехника, Безопасность жизнедеятельности, ПМ «Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации») в образовательный процесс профессионально-образовательных организаций: «Зеленодольский механический колледж». «Казанский авиационно-технический колледж», «Профессиональный лицей № 41», «Казанский автотранспортный техникум».
5. В современных условиях развития профессионального образования, направленного на реализацию ФГОС, важнейшей задачей является определение проектно-целевых механизмов реализации федеральных
государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
По теме «Теоретико-методологические основы реализации федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС) в процессе гуманитарной подготовки студентов» (государственная регистрация № 01201352104) (д.п.н., профессор Гильмеева Р.Х., к.п.н., Мухаметзянова Л.Ю.) авторами раскрыты педагогические основания и классификационные характеристики инновационных технологий проектно-целевого подхода к обеспечению ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин, в качестве стратегической цели которых выступает формирование гуманитарной компетентности будущего специалиста как готовности оперировать общими компетенциями во взаимосвязи с профессиональными в контексте их культурно-гуманитарной направленности [1;8].
Определены классификационные
характеристики технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин: проектно-целевая диверсификация, единство эмоционального и рационального в дидактическом целеполагании, системное функционирование, оптимистическая
направленность, гармонизирующая стратегия, обеспечивающие творческую самореализацию личности студента на основе развития его интеллектуальных способностей и физических возможностей в процессе формирования гуманитарной компетентности.
Авторами разработаны педагогические основания структуры и содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин:
- технологии проектно-целевого подхода к реализации ФГОС в преподавании гуманитарных дисциплин рассматриваются как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности студента путем развития его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, волевых качеств в процессе формирования гуманитарной компетентности;
- разработка структуры и содержания технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин предусматривает конструирование учебного процесса на следующих уровнях: концептуальном, нормативном, теоретико-методологическом, процессуально-технологическом;
- педагогический алгоритм, определяющий структуру и содержание технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин, в обобщенном виде состоит из последовательных шагов учебной деятельности: определение учебных задач; переосмысление имеющихся средств обучения; систематизация общих и профессиональных компетенций; прогнозирование компенсационных и коррекционных средств использования проектно-целевого подхода; разработка критериально-диагностического инструментарии проверки эффективности гуманитарных технологий.
В соответствии с выявленными педагогическими основаниями раскрыты структурные элементы технологий проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин: цели и содержание; средства педагогического взаимодействия в учебном процессе; субъекты процесса обучения; результат
деятельности - гуманитарная компетентность, реализующая личностно-профессиональную подготовку студентов.
В экспериментальной части исследования представлены результаты разработки диагностического инструментария оценки эффективности технологий проектно-целевого подхода к обеспечению ФГОС СПО в преподавании гуманитарных дисциплин в соответствии с критериями формирования гуманитарной компетентности и
полифункциональной направленностью
мониторинга: диагностической, рефлексивной, сравнительной и интегративной функциями. Проверка данного инструментария
осуществлялась на базовых экспериментальных площадках: ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»; ГАОУ СПО «Казанское хореографическое училище».
6. Необходимость проведения научно-исследовательских работ в области образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС) обусловлена требованиями социально-экономических
преобразований как государства в целом, так и северных территорий, в частности:
- ориентация образования на новую идеологию, новое содержание (широкая дифференциация образовательных программ), новый тип результата (подготовка к профессиональному самоопределению, образовательная мобильность, общие компетенции, построение индивидуальной образовательной программы учащегося), новые
модели организации образования (профильные классы, сетевое взаимодействие);
- образование рассматривается как ведущая социальная деятельность, участвующая в формировании этнокультурной, общероссийской гражданской и общечеловеческой идентичности;
- неконкурентоспособность традиционных способов хозяйственно-экономической деятельности КМНС на фоне масштабного освоения природных ресурсов северных территорий, что требует подготовки выпускников школ к интеграции в формирующуюся постиндустриальную действительность с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях;
- утрата этнической идентичности молодежью аборигенных народов, ее «уход» от национальной культуры (утрата языка, этносознания, культурных кодов, национальных ценностей и др.);
- несоответствие форм и методов обучения базовой школы (школы-интернаты, общеобразовательные школы) психофизиологическим особенностям детей, особенностям образа жизни и культуры КМНС, связанным с традиционным природопользованием и экстремальными природно-климатическими условиями северных территорий.
Существует необходимость создания условий для устойчивой адаптации подрастающего поколения к той специфической среде обитания, которую представляют собой районы Севера, Сибири и Дальнего Востока, и качественной социализации молодежи для эффективной самореализации в условиях информационного общества. Так, по теме «Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде» (к.п.н., доцент Шибанкова Л.А.) разработана концепция коррекции межэтнических отношений в современной образовательной среде.
Представлены методологические основы, педагогические условия коррекции
межэтнических отношений, критерии и показатели эффективности данного процесса; проведена систематизация и дана характеристика педагогических условий коррекции
межэтнических отношений в организациях общего и профессионального образования в полиэтническом регионе по четырем уровням (концептуальный, содержательный,
технологический и уровень кадрового потенциала). Определено, что основу механизма коррекции межэтнических отношений в образовательной среде составляет технология интернационального и патриотического воспитания. Раскрыта роль образовательных
организаций в процессе взаимодействия представителей разных культур и религий, создания благоприятного социально-
психологического климата [19;27].
По теме «Моделирование непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов» (член.-корр. РАО, д.п.н., профессор Мухаметзянова Ф.Ш., д.п.н., профессор Трегубова Т.М., к.филол.н. Федорова К.В.) разработана матрица тренингового цикла «Бесконфликтная коммуникация» для преподавателей и студентов, в основе которой лежат базовые компоненты методов коучинга и самокоучинга, а именно: ориентация на решения, на достижение цели; системный подход к процессу обучения; концентрация на учащемся; ориентированность на ценности учащегося в процессе обучения; развитие осознанности со стороны учащегося [17].
Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели этнокультурного развития личности в организациях среднего и высшего профессионального образования: усиление культурологической направленности содержания образования; скоординированность целей функционирования систем профессионального и этнокультурного образования, обеспечивающая целостность и непрерывность процесса этнокультурного развития будущего специалиста; выведение социально-культурной среды учебного заведения из пассивного состояния и превращение ее в структурообразующий фактор этнокультурного развития личности обучаемого; внедрение новых форм организации досуга учащейся молодежи, ориентированных на раскрытие их творческих потенций, углубленное освоение профессии, создание среды общения единомышленников и т.д.; формирование системы ценностных координат личности; психологическая и нравственная подготовка учащейся молодежи к профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.
По теме «Теоретико-методологические основы социокультурной модернизации педагогического образования кадров,
работающих в условиях разреженного образовательного пространства» (к.п.н., доцент Шайхутдинова Г.А.) разработана модель повышения квалификации педагогических кадров в условиях разреженного образовательного пространства, включающая в себя: цель, управленческие задачи; методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов; функции, принципы, показатели эффективности повышения квалификации.
Предложена уровневая деятельность по повышению квалификации каждой группы педагогов (в зависимости от профессиональной квалификации педагогов); разработан мониторинг профессионального развития педагогов.
В сфере комплексной безопасности образовательных организаций, в том числе, профилактике радикальных идеологий, сотрудниками Института разработаны: концептуальные основы модели социально-ориентированной безопасной личности (член.-корр. РАО, д.п.н., профессор ФШ. Мухаметзянова, д.п.н., профессор В.Ш. Масленникова); научно-методологические
основания разработки модели национального образования в условиях современного поликультурного общества (д.п.н., доцент А.Р. Камалеева); механизмы формирования духовно-нравственного иммунитета учащейся молодежи с позиции сохранения безопасности общества (д.п.н., профессор Р.Х. Гильмеева); механизмы управления комплексной безопасностью образовательных организаций (к.п.н. Е.Н. Прокофьева, к.п.н. Е.Ю. Левина); механизмы формирования поликультурного мировосприятия молодежи средствами литературы и искусства как условие профилактики ее экстремистских настроений (к.п.н., Л.Ю. Мухаметзянова); психолого-педагогические механизмы
предупреждения приверженности учащейся молодежи экстремистской идеологии (к.псх.н. С.В. Хусаинова, к.п.н., доцент Н.М. Угарова); проведен поликультурный анализ системы социально-педагогической работы в вузе в ситуации угроз безопасности обучающихся (член.-корр. РАО, д.п.н., профессор ФШ. Мухаметзянова, д.п.н., профессор Т.М. Трегубова); показана роль образовательных организаций (член.-корр. РАО, д.п.н., профессор ФШ. Мухаметзянова, к.п.н., доцент Г.А. Шайхутдинова) и педагогического сообщества в противодействии идеологии экстремизма (к.п.н., доцент В.С. Щербаков, к.т.н. С.Ю. Грузкова к.п.н., доцент Л.А. Шибанкова); оценены социально-психологические риски возникновения экстремистских настроений в молодежной среде (д.псх.н. А.Н. Грязнов, к.псх.н. Е.А. Чеверикина) [5;7;10;11;15;16;26].
Разработан комплекс научных подходов (аксиологический, ситуационный, личностно-деятельностный, социокультурный, социально-психологический, единство социально-психологического и медико-биологического), и обоснованы принципы (добровольности, осознанности, соответствия (адекватности), целесообразности, допустимости и гуманности,
социальной адекватности превентивной деятельности, социального закаливания, превентивности, предосторожности,
мониторинга) обеспечения комплексной безопасности образовательной организации с целью противодействия пропаганде идеологии экстремизма, снижения социально-
психологической напряженности в обществе (д.п.н., профессор ВШ. Масленникова).
Обоснованы основные требования к проектированию содержания диверсифицированных программ разного уровня для работы в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма, в основе которых лежит междисциплинарный подход к определению их содержания с учетом требований государства и общества и интеграции теоретических знаний с практическим опытом работы обучаемых.
Сотрудниками Института разработаны и внедрены в деятельность образовательных организаций РФ:
- учебно-методический комплекс «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма» с разъяснением угроз, вызываемых распространением идей терроризма, религиозного, политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни;
- мониторинг оценки эффективности работы руководителей по обеспечению комплексной безопасности в образовательных организациях Российской Федерации [12];
- комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды [4;6];
- программы повышения квалификации: программа повышения квалификации психологов образовательных организаций «Психологическая работа с учащейся молодежью, наиболее подверженной влиянию идеологии экстремизма и терроризма» (72 часа); программа повышения квалификации психологов образовательных организаций по работе с учащейся молодежью, находящейся в зоне риска (дети осужденных за терроризм, экстремистские действия и т.д.) (72 часа); программа повышения квалификации психологов «Психологическое обеспечение безопасности образовательной среды» (72 часа).
В рамках грантовой деятельности одним из стратегических направлений научно -исследовательской деятельности Института в 2016 годы была апробация и внедрение научно-методического обеспечения реализации международного Проекта «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание
толерантности в России» ("ЛЬЬМББТ") в рамках Программы «ТЕМПУС-ГУ», целью которого является создание в пяти российских регионах (Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Красноярский край, Архангельская область, Москва и Московская область) поликультурных образовательных «Платформ» - Центров поликультурного образования и формирования толерантности для обучения по авторским инновационным образовательным программам с использованием конструктивного европейского опыта и в соответствии со стандартами Болонского соглашения студентов и преподавателей вузов, а также представителей других целевых групп (руководитель проекта член.-корр. РАО, д.п.н., профессор Мухаметзянова Ф.Ш., координатор проекта д.п.н., профессор Т.М. Трегубова) [13;16;24;25].
В исследовании на основе сравнительного анализа российских и европейских нормативных, программных и аналитических документов, отчетов европейских университетов и материалов по проблеме поликультурного образования и формирования толерантности в контексте реализации Концепции обучения в течение всей жизни:
- разработана научная концепция формирования толерантности студентов в гуманитарном вузе как педагогического императива и условия успешного осуществления эмоциональной, психологической и духовной консолидации многонациональных социумов; показаны предметность, полнота, непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость и достоверность представленной концепции, способствующей подготовке студентов к успешному функционированию и взаимодействию в условиях поликультурности в процессе обучения в течение всей жизни;
- охарактеризованы особенности процесса формирования поликультурной компетентности и толерантности субъектов высшего образования в условиях международной образовательной интеграции: ценностная детерминация, социальная и практическая направленность, концептуальность и культурная технологичность достижения результатов, комплексность, целостность, интегративность, культуросообразность;
- разработана модель процесса формирования толерантности у студентов вуза, адекватная социальному заказу общества и педагогическим инновациям и направленная на приобщение обучающихся к традициям субкультур, при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями, что снижает риск проявлений агрессии,
национализма и ксенофобии обучаемых, способствует выработке толерантного поведения и межкультурных компетенций, определяющих устойчивость личности к конфликтам в поликультурном обществе;
- созданы теория и методики проектирования и реализации авторских инновационных программ формирования толерантности и гражданской идентичности, обеспечивающих успешность отбора их содержания с учетом этнического, расового, конфессионального и гендерного многообразия; подтверждена эффективность их технологического обеспечения; выявлены и обоснованы тенденции, принципы и педагогические условия данного процесса, проявляющиеся в поликультурном обществе в эпоху глобализации;
- на презентативном информационном материале, охватывающем 5 крупных регионов России, проанализированы основные направления удовлетворения культурно-образовательных потребностей всех членов мультиэтнических социумов.
Сотрудниками разработаны и внедрены на экспериментальных площадках:
- алгоритм создания межкультурных образовательных Платформ в регионе с учетом конструктивного европейского опыта;
- рекомендации по управлению и внедрению межкультурных образовательных Платформ в вузах России;
- рекомендации по разработке диверсифицированных инновационных образовательных программ для иностранных студентов, мигрантов, студентов с особыми нуждами;
- рекомендации по устойчивому развитию Проекта и распространению его результатов в регионе участника проекта;
- авторская инновационная программа в модульно-компетентностном формате «Поликультурное образование и формирование идентичности у учащейся молодежи» для студентов и преподавателей вузов, школьных учителей, родителей старшеклассников и социальных партнеров Проекта - представителей органов государственной власти и общественных организаций РТ.
Результаты исследований Института имеют не только научную ценность, но и высокую практическую значимость, заключающуюся в том, что Институтом разработан пакет научно -методических и учебно-методических материалов (учебники, учебные пособия, методические пособия и рекомендации для педагогов и обучающихся), направленный на обеспечение инновационного развития системы образования в
процессе подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Материалы и разработки Института применяются при проведении курсов повышения квалификации работников общего и профессионального образования, могут быть рекомендованы для использования
Министерством образования и науки РФ в целях разработки мероприятий по модернизации
системы профессионального образования. Сферами возможного применения результатов исследований могут быть не только организации профессионального образования разных уровней, но и органы управления профессиональным образованием на федеральном и региональном уровнях, система дополнительного
профессионального образования, службы занятости населения и др.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю. Гуманитарный почерк академика Г.В. Мухаметзяновой в исследованиях лаборатории гуманитарной подготовки / Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 17-22.
2. Камалеева А.Р. Анализ и классификация технологий реализации естественно-научной и профессиональной подготовки студентов СПО в условиях компетентностного подхода / А.Р. Камалеева // Инновации в образовании. - 2016. - № 9. - С. 5-18.
3. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Шигапова Н.В. Выход на технологический уровень проектирования педагогами учебного процесса как альтернатива формальному традиционному обучению / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Н.В. Шигапова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 40-46.
4. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Р. Камалеева, Г.А. Шайхутдинова, С.В. Хусаинова, Л.А. Шибанкова. -Казань: Издательство «Данис», 2016. - 76 с.
5. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты развития безопасной личности студента / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 24-30.
6. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи / И.Ш. Мухаметзянов, С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 113-120.
7. Мухаметзянова Л.Ю. Формирование гражданской идентичности российской молодежи с использованием духовно-нравственного потенциала литературы и искусства / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 48-52.
8. Мухаметзянова Л.Ю. Формирование художественной компетентности учащихся хореографической школы на основе эмоционально-ценностных механизмов искусства / Л.Ю. Мухаметзянова // Инновации в образовании. -2016. - № 9. - С. 113-123.
9. Мухаметзянова Ф.Ш. Кластерная модель профориентационной работы с обучающейся молодежью // Профессионально образование в России
и за рубежом. - 2016. - № 2(22). - С. 24-29. (Из списка ВАК).
10. Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х. Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 8-16.
11. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6(119). - С. 17-21.
12. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Абраковнов А.П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абдраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.
13. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М. В авангарде отечественной психолого-педагогической науки: от теории к практике / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2016. - № 4. - С. 124-129.
14. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера (опыт Республики Татарстан) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 10(66). - С. 102-114.
15. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шибанкова Л.А., Шайхутдинова Г.А., Щербаков В.С.; под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2016. - 268 с.
16. Трегубова Т.М. Актуализация социально-педагогической работы в вузе в условиях террористических угроз / Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 30-34.
17. Трегубова Т.М. Ключевые компетенции как результат образования в контексте развивающего
обучения / Т.М. Трегубова // Вестник КЮТ МВД России. - 2016. - № 4. - С. 78-86.
18. Чеверикина Е.А., Грязнов А.Н. Мотивационю-шбудительные состояния у студентов, склонных к аддикциям / Е.А. Чеверикина, А.Н. Грязнов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 10. - С. 161-166.
19. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде / Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 42-47.
20. Щербаков В.С., Шайхутдинова Г.А. Методологические исследования института педагогики, психологии и социальных проблем: теории, подходы, концепции (ретроспективный анализ) / В.С. Щербаков, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 9-19.
21. Gryaznov A.N., Gruzkova S.U., Sharafiev E.S., Cheverikina E.A., Muhametzyanova L.Yu., Kamaleeva A.R., Gilmeeva R.Kh. Psycho-pedagogical research of emotional and estimative mental states of students who are prone to addictions / A.N. Gryaznov, S.U. Gruzkova, E.S. Sharafiev, E.A. Cheverikina, L.Yu. Muhametzyanova, A.R. Kamaleeva, R.Kh. Gilmeeva // The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). - 2016. - 11 (15). - Pp. 8343-8349.
22. Levina E.Y. Et all. The manageability of the educational system: characteristics and optimization / E.Y. Levina, N.Y. Kruglikov, I.V. Krasina, Y.V. Mishina, A.N. Lugova, O.V. Railian, O.V. Ruzakova, I.Z. Shakhnina // International Review of Management and Marketing. -2016. - 6(S2). - 172-176.
23. Levina, E.Y. Et all. The structure of the managerial system of higher education's development / Balakhnina L.V., Levina E.Yu., Kutuev R.A., Tumarov K.B., Chudnovsky A.D., Shagiev B.V. // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - 11(15) - P. 8143-8153.
24. Mukhametzyanova F.Sh., Umut Akcil, Fahriye Altinay Aksal, Zehra Altinay Gazi. An examination of open and technology leadership in managerial practices of education system [Электронный ресурс] // EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education (2016.07.05). - P. 119-131. Режим доступа: http://iserjournals.com/journals/ eurasia
25. Mukhametzyanova F.Sh., Tregubova T.M. Challenges to teachers' educationin the context of globalization and integration: experience of multicultural Tatarstan Republic [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - IFTE 2016: 2nd International Forum on Teacher Education. - 2016. - № 3. - P. 143-150. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.07.24
26. Prokofieva E.N. Et all. Management of Educational Institutions Integrated Security / E.N. Prokofieva, K.G. Erdyneeva, D.N. Efremova, N.L. Avilova, E.G. Savina // International Review of Management and Marketing. - 2016. - 6(2). - Pp. 322-327.
27. Shibankova L.A., Dolganovskaya N.V., Ishmuradova A.M., Pedagogical conditions of interethnic relations correction in educational environment / L.A. Shibankova, N.V. Dolganovskaya, A.M. Ishmuradova // International journal of environmental & science education. - 2016. - 17(11). - Pp. 10401-10412.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ipppo-rao@mail.ru
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем), e-mail: us-ipppo-rao @mail. ru
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian joint stock company, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: ipppo-rao@mail.ru
G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru