Научная статья на тему 'Основные результаты фундаментальных исследований фгбну «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2018 год'

Основные результаты фундаментальных исследований фгбну «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2018 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ / ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ / INSTITUTE OF PEDAGOGY / PSYCHOLOGY AND SOCIAL PROBLEMS / FUNDAMENTAL RESEARCH / COGNITIVE PEDAGOGY / COGNITIVE MODELING / COGNITIVE MANAGEMENT / PROFESSIONALLY-ORIENTED WORK / STUDENTS (STUDYING YOUTH) / PEDAGOGUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов В.Е., Хусаинова С.В.

В 2018 году Институт педагогики, психологии и социальных проблем (далее Институт) работал по государственному заданию, включающему тематику, связанную с решением научных и прикладных проблем в сфере образования. Исследования, проводимые Институтом, соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования и Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на академический ресурс фундаментальности, решая первоочередные задачи отечественной образовательной практики (проект № 27.7428.2017/БЧ). В статье описаны основные результаты проведенных сотрудниками Института исследований, в частности, раскрыты концептуальные основания когнитивной педагогики, и обоснована значимость мировых чемпионатов WorldSkills для развития профессионального образования и системы профориентационной работы с учащейся молодежью. Статья предназначена работникам системы образования, руководителям образовательных организаций, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов В.Е., Хусаинова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN RESULTS OF FUNDEMENTAL RESEARCH OF FSBSI “INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY ADND SOCIAL PROBLEMS” FOR 2018

. In 2018 Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further Institute) worked at a state demand, including theme connected with the solution of scientific and applied problems in the sphere of Education. Research conducted by the Institute corresponded to the prior scientific directions of fundamental and applied research of Russian Academy of Education and Ministry of Education and Science of Russian Federation and is based on the academic resource of fundamentality in order to solve the prior tasks of Russian educational practice (project No. 27.7428.2017/BCH). The article describes main results of the conducted by the scientific staff of the Institute research, in particular, conceptual basis of Cognitive Pedagogy and the value of international Championships Worldskills for the development of Vocational Education and system of professionally-oriented work with studying youth are presented here. The article is purposed for the system of Education staff, Heads of educational organizations and researchers.

Текст научной работы на тему «Основные результаты фундаментальных исследований фгбну «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» за 2018 год»

ПЕДАГОГИКА

УДК 377

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ ФГБНУ «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ,

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» ЗА 2018 ГОД

В.Е. Козлов, С.В. Хусаинова

Аннотация. В 2018 году Институт педагогики, психологии и социальных проблем (далее Институт) работал по государственному заданию, включающему тематику, связанную с решением научных и прикладных проблем в сфере образования. Исследования, проводимые Институтом, соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования и Министерства образования и науки Российской Федерации и опираются на академический ресурс фундаментальности, решая первоочередные задачи отечественной образовательной практики (проект № 27.7428.2017/БЧ). В статье описаны основные результаты проведенных сотрудниками Института исследований, в частности, раскрыты концептуальные основания когнитивной педагогики, и обоснована значимость мировых чемпионатов WorldSkills для развития профессионального образования и системы профориентационной работы с учащейся молодежью. Статья предназначена работникам системы образования, руководителям образовательных организаций, исследователям.

Ключевые слова: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, фундаментальные исследования, когнитивная педагогика, когнитивное моделирование, когнитивный менеджмент, профориентационная работа, обучающиеся, педагоги.

MAIN RESULTS OF FUNDEMENTAL RESEARCH

OF FSBSI "INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY

ADND SOCIAL PROBLEMS" FOR 2018

V. Kozlov, S. Khusainova

Abstract. In 2018 Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems (further Institute) worked at a state demand, including theme connected with the solution of scientific and applied problems in the sphere of Education. Research conducted by the Institute corresponded to the prior scientific directions of fundamental and applied research of Russian Academy of Education and Ministry of Education and Science of Russian Federation and is based on the academic resource of fundamentality in order to solve the prior tasks of Russian educational practice (project No. 27.7428.2017/BCH). The article describes main results of the conducted by the scientific staff of the Institute research, in particular, conceptual basis of Cognitive Pedagogy and the value of international Championships Worldskills for the development of Vocational Education and system of professionally-oriented work with studying youth are presented here. The article is purposed for the system of Education staff, Heads of educational organizations and researchers.

Keywords: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, fundamental research, Cognitive Pedagogy, Cognitive modeling, Cognitive Management, professionally-oriented work, students (studying youth), pedagogues.

Институт осуществляет фундаментальные разработки в рамках двух проектов: «Исследование и анализ современных методологических, психолого -педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере профессионального образования» и «Разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации субъектов научно-образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи».

В процессе исследования, в рамках первого проекта, обоснована необходимость развития

когнитивной педагогики и когнитивного моделирования, трансформирующих

современные процессы обучения и воспитания в контексте формирования когнитивной и личностной структур человека в целях инновационного развития образования, соответствующего текущим социальным потребностям (ВШ. Масленникова, В.С. Щербаков).

Современная когнитивная методология представляет собой комплекс научного знания, базирующегося на исследовании и познании сущностных характеристик и внутренних связей психолого-педагогических объектов, явлений и

процессов, и способствует реализации ключевой идеи - идеи личностного, организационно-педагогического, системного развития, влияющего на развитие общества и экономики страны. Ее инструментарием является когнитивное моделирование, обеспечивающее разработку эффективных механизмов регуляции современной образовательной и воспитательной деятельности, способствующих выбору наилучшей стратегии развития для каждого обучающегося [5].

Когнитивная методология, развиваемая в педагогике в настоящее время, включает методы решения последовательности системных задач: представление психолого-педагогического

объекта и образовательной среды в виде когнитивной модели (экспертные, статистические и др. методы); анализ связей и циклов когнитивной модели психолого-педагогического объекта (методы теории графов); анализ управляемости, устойчивости, чувствительности, адаптируемости психолого-педагогического объекта к текущим условиям образовательной и воспитательной деятельности (методы теории управления); анализ различных аспектов сложности и связности психолого-педагогического объекта при вариации условий образовательной среды (методы теории графов, карт, топологический анализ связности); принятия решений по развитию психолого-педагогического объекта в условиях различного рода неопределенности (методы теории принятия решений), сопутствующей существованию и изучению сложной образовательной системы.

В ходе теоретического исследования выделены методологические основания когнитивного моделирования:

- философско-методологическое основание должно быть положено в основу, в широком смысле, теории когнитивного моделирования, в узком - в основу механизмов реализации моделей. Философско-методологические основания определяют общие подходы к пониманию личности обучающегося и развитие её когнитивной организации, а также роли и функций современного профессионального образования, отражающих, в конечном итоге, результативную форму представления этого понимания в образовательной норме качества (стандарте);

- логико-операциональное основание определяет логически обоснованные процедуры когнитивного моделирования;

- квалиметрическое основание когнитивного моделирования определяет методологию количественных (как более точных

и объективных) форм представления объектов стандартизации и измерительного

инструментария для выполнения контрольно-оценочных функций. Основная проблема, которая сегодня не решена создателями образовательных норм, это решение вопроса: какой должна быть формализация объектов стандартизации и каковы процессуальные механизмы (логические, математические, логико-математические)

оперирования квалиметрически представленными объектами;

- психолого-педагогическое основание для создания механизма когнитивного моделирования заключено в новом видении образовательного процесса в современной системе профессиональной подготовки -личностной центрации всего образования и профессионального образования в частности. Такая акцентуация предполагает усиление внимания к проблемам личностного развития обучающегося, его когнитивной организации, а, следовательно, большей психологизации всего образовательного процесса, педагогического инструментария и сопровождения личностно-профессионального продвижения обучаемых по индивидуальной образовательной траектории;

- валеологическое основание содержит норму здоровьесберегающих параметров образования, включая санитарно-гигиенические, медицинские, экологические, психоохраняющие нормативы образовательного процесса;

- научно-содержательное основание механизмов когнитивного моделирования определяет процедуры отбора того научно-теоретического материала и характер его педагогической «аранжировки», для различных уровней системы профессионального образования и ее направленности;

- праксиологическое основание коррекции процессов когнитивного моделирования обеспечивает процедуры согласования теоретически заданного и практико-реализуемых уровней качества образования и позволяет на основании разработанных критериев оценить эффективность реализации моделей в реальной образовательной практике.

Таким образом, когнитивное моделирование -это исследование функционирования и развития образовательных систем, педагогических объектов (явлений) с помощью моделирования понятийных, процессуальных, структурно-содержательных или концептуальных характеристик учебно-воспитательного процесса и педагогических ситуаций на субъективных представлениях (индивидуальных или коллективных) исследуемой проблемы.

Широкие возможности применения когнитивного моделирования в его современной интерпретации позволяют использовать его для:

- решения задач управления образованием

[7;9];

- исследования и решения современных проблем психодидактики [4;5];

- разработки инструментальной сферы образовательной среды, предопределяющей продуктивную профессиональную подготовку будущих специалистов [5;21];

- когнитивного исследования разнообразных педагогических ситуаций для анализа их сильных и слабых сторон, недостатков, возможных рисков педагогических ситуаций [4;5];

- формирования гуманистического потенциала личности обучаемого через предметные эмоционально-образные компоненты когнитивных моделей [4;5];

- организации целостной образовательно-воспитательной среды [5;6].

В частности, решена задача поиска механизмов управления высшим образованием, обусловливающих переход к новому содержанию и новой культуре управления, основанных на мобильности форм и методов обучения (Е.Ю. Левина). Чтобы быть релевантным характеру информационной социокультурной реальности в целом и развитию образования как отдельной сферы, управление им требует собственных преобразований и новых возможностей, построенных на динамичных множественных трансформациях. На уровне реализации образовательных процессов речь идет о формировании модели нового менеджериализма для высшего образования, в которой приоритет отдается качеству результата образования; универсализации и стандартизации управления; выделению менеджеров образования как отдельной социальной группы, несущей социальную ответственность за его результативность. Позиция нового

менеджериализма практически

противопоставляется всем существующим типам моделей управления образованием, поскольку реализуется через гибкий динамический конструкт, обретающий, системные свойства в текущий момент времени в зависимости от уровня управления. Такая модель, основанная на методах когнитивного моделирования, позволит существенно снизить различные риски образования, риски контроля образования, финансовые издержки, автономизацию и коллегиальность образования, способствуя

поддержанию баланса интересов агентов образования [11].

Когнитивный менеджмент базируется на систематическом управлении процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется в образовательной организации для улучшения ее деятельности. Когнитивный менеджмент затрагивает внутренние вопросы управления образования, связанные только с внутренней средой образовательной системы и с людьми, несущими ее когнитивный потенциал [7;31].

Особенно важным в данном контексте является сама многозначность «когнитивности» в управлении образованием: знания о способах и закономерностях функционирования самой системы, ее элементов (образовательных организаций) - нарративы; «знания» самой образовательной организации, определяемые ее традициями, местом и ролью в системе образования страны, региона, города; «знания» как образовательный ресурс организации, включающие в себя предметные, социальные, педагогические направления и др. Нарративы, значимые для управления образовательной системой, содержат в себе основные законы ее функционирования и требования к результативности, способствуя формированию системы управления в каждой образовательной организации. Организационные знания, определяемые внутри системы в каждый конкретный момент времени, подвергаются изменениям при вариабельности

образовательных процессов (внешней или внутренней), формируя новые способы решения задач управления [9].

В качестве методологии когнитивного менеджмента впервые в педагогической практике обоснован информационно-когнитивный подход как объективная возможность снижения неопределенности информационного поля системы образования за счет анализа необходимой и достаточной информации для его развития и когнитивных механизмов, способных выявить его сущностное ядро для выработки адекватных управляющих воздействий в целях развития образования (структур, образовательных процессов и ситуаций) [10;32].

Ключевыми понятиями информационно-когнитивного подхода к управлению образованием выступают:

- информация - ее качественно / количественные характеристики, описывающие состояние образовательной деятельности (на уровне событий, образовательных процессов, структур и всего образования в целом);

- меры информации: воспринятая пользователем, потенциальная (содержащаяся в рассматриваемом объекте), сложность образования как их пересечение, определяющая точность информационных описаний;

- знания и закономерности функционала образования (связи, отношения, направления, действия), внутрисистемные и внешнесистемные коммуникации (взаимодействие между процессами и агентами образования).

Центральным элементом информационно-когнитивного подхода выступает процесс «добычи» знаний и его инструментарий: получение, структуризация, информационный и когнитивный анализ данных о состоянии образования, описание взаимосвязей, отношений в формализованном представлении, то есть формальные модели образования (структур, образовательных процессов и ситуаций).

Преимущества информационно-когнитивного подхода к управлению высшим образованием заключаются в существенном расширении возможностей управленческой практики на основе выявления новых представлений о функционировании образования.

Информационно-когнитивный подход

«действует» не только на этапе «добычи знаний», но и на этапах анализа, группировки и обобщения, позволяя осуществить переход от информации к знаниям для их систематизации, оценки возможных причин событий, построения возможных альтернатив действий агентов образования. Он позволяет снизить энтропию управления образованием (структур,

образовательных процессов и ситуаций) для принятия адекватных управленческих решений с учетом выявленного состояния и потенциала развития, осуществить управляющее воздействие и обеспечить контроль его результата с оценкой достигнутого качества образования.

Границы применимости информационно-когнитивного подхода в образовании очень широки: от инновирования дидактических моделей, форм и средств до моделирования информационных образовательных систем искусственного интеллекта, осуществляющих обучение и управление.

Управление рисками определено как необходимый структурный элемент когнитивного менеджмента, имеющее свою стратегию, тактику, оперативную реализацию (Е.Н. Прокофьева) [7; 15]. Анализ рисков способен обеспечить прогностическое управление, основанное на выявлении причин отклонений планируемых результатов образовательной деятельности и использование этих знаний при планировании и

координации управленческих стратегий. То есть, возникает потребность в проведении не только идентификации рисков, но и в их систематизации, анализе, корреляции между собой; в определении степени влияния на реализацию миссии, видение, стратегических и оперативных целей образовательной организации. В практике образования выявлены различные виды рисков (риски образовательной организации, финансовые риски, материальные риски, риски работников образования, риски образовательной деятельности, информационные риски). На определенные виды рисков образования может оказывать воздействие большое количество рискообразующих факторов, одним из которых являются нейтивные (уникальные) факторы этого риска, другие - интегральные, воздействующие единовременно и на другие риски [35]. Выявление когнитивных рисков организации образовательного процесса важно и в контексте психологической безопасности обучающихся, и комплексной безопасности образовательной организации в целом, относительно которых необходимы разработка новых механизмов когнитивного управления и обеспечение психолого-педагогического сопровождения

обучающихся в целях снижения рисков и угроз их безопасности.

Когнитивное представление об

образовательных рисках, необходимость их выявления и определения способов и механизмов их стагнации позволяет рассмотреть риск, как: событие, допустимость которого прогнозируется; фактор, возможно оказывающий воздействие на состояние процессов; условие, которое определяет вероятность нового события; итоговый продукт деятельности или процесса.

Психодидактическое направление

исследования в рамках формируемой когнитивной педагогики и реализации возможностей когнитивного моделирования в образовании опирается, прежде всего, на процесс познания. С.В. Хусаинова связывает его с выявлением новой активности субъекта познания как дополнения в развитии новых фундаментальных направлений классической психологии, определивших ее отражение в современной неклассической психологической когнитивной модели познания [4;5]. Настоящий характер познания может принципиально отличаться от прошлого; он связан с кардинально меняющимися традиционными суждениями о структуре познавательного процесса, определяющими его компоненты, структуру, связи субъекта и объекта познания. Это дает возможность перехода к новому взгляду на

современную реальность и имеет предсказательную силу, обусловившую новую волну исследований «вероятной

множественности» в проявлениях суждений субъекта.

Базируясь на конвергентном подходе, подразумевающим новую концепцию «взаимодействия» между образовательным процессом и обучающимися посредством автоматизации и быстрой адаптивности образовательных технологий относительно стабильных личностных характеристик обучающегося, осуществляется организационно-педагогическая деятельность в целях повышения результативности обучения [24]. Данный подход несет в себе готовое решение от обучающего или образовательной организации для обеспечения быстрого усвоения программы обучающимися, направлен на принятие единого способа организации и единой формы контроля результатов.

Исследуемыми и управляемыми

характеристиками конвергентного подхода являются: время принятия решения, быстрота принятия решения с положительным результатом, высокие результаты за счет выбора технологий с высокой их оптимизацией и большим охватом знаний при росте образовательных потребностей.

Неклассическая психологическая когнитивная модель предполагает «множественность» отдельных суждений, которые содержатся в суперпозициях ответов субъекта, не препятствующих его «множественному» совпадению с реальностью. Это позволяет определять «множественность» выборов позиций активности субъекта и возможность существования его альтернативных

представлений для определения его мировосприятия, отраженного в его объективности. Это предопределяет связи познания со ступенями образования и развития общности людей, объясняя иерархию ее формирования [23].

Целью научно-методического обеспечения развития познания через когнитивное моделирование в учебно-профессиональной деятельности выступает форма содействия студентам в учебно-профессиональной деятельности, которая обусловливает поддержку и корректировку в построении профессионально -смысловой системы студента и предполагает организацию трехсторонних коммуникаций: «педагог - студент - образовательное пространство». Именно этот аспект важен с точки зрения когнитивной педагогики и получил

методологическое обоснование для процесса профессиональной подготовки будущих педагогов на основе когнитивно-деятельностного подхода (Гильмеева Р.Х.).

В деятельности педагогов предполагается, что существует естественный процесс созревания когнитивной организации личности человека, который развивается на основе взаимодействия педагога и обучающегося в рамках образовательной среды. Развитию эффективной когнитивной организации обучающегося, оснащению её универсальными инструментами как внутренними, так и внешними для решения его жизненных и учебно-профессиональных задач, способствует создание инструментальной сферы образовательной среды [5;21].

Когнитивно-деятельностный подход, как методологическая основа, предопределяет инструментальную сферу образовательной среды, под которой понимаются не только физические и социальные факторы обучения и воспитания, но и внутренняя активность обучающихся, порождающая метаинструменты и способы решения задач.

Когнитивно-деятельностный подход

обусловливает:

- формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование личностно-развивающей образовательной среды;

- активную учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей;

- освоение когнитивно-ценностных механизмов регуляции эффективного поведения обучающегося.

Когнитивно-деятельностный подход

позволяет уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной парадигме, в которой ключевой компетенцией является наличие у обучающегося основ теоретического мышления, способного в нестандартных условиях находить нестандартное решение и действовать в неопределенных ситуациях; изменять предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий. Данный подход направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения и развития универсальных способов деятельности. Основной педагогической задачей является создание условий, инициирующих действие обучающихся: обновление содержания образования - ценности образования - обновление технологий образования. Когнитивно-деятельностный подход

может использоваться на всех уровнях образования по одному алгоритму: представление целей образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования личностных качеств обучающегося и развития ее когнитивной организации; обоснование способов действий на основании построенных целей, которые должны быть сформированы в учебном процессе, междисциплинарная интеграция содержания обучения; выделение основных результатов обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного, познавательного развития обучающихся.

Когнитивно-деятельностный подход способен преодолеть кризис ценностного восприятия образования и ориентирован на развитие личности обучающегося, её когнитивной организации, освоение ценностей и смыслов, которые являются, по сути, регулятором деятельности человека, когнитивно-ценностным механизмом саморегуляции эффективного поведения обучающегося.

Особенно важным является актуализация этого направления в профессиональной подготовке будущих педагогов в целях овладения ими способами ситуационного анализа и управления развитием событий в кризисных средах и нестандартных ситуациях. Выявленные принципы когнитивно-деятельностного подхода (мотивационно-творческой активности студента (формирование позитивных мотивационных структур и установок на учебную и творческую деятельность); межпредметной интеграции (тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин); диагностического целеполагания (взаимосвязь целеполагания с вероятностными последствиями); ценностно-смысловой ориентированности (саморегуляция поведения на основе ценностей и смыслов, обусловливают потенциал когнитивного моделирования как способа достижения функционального единства процессов целеполагания, освоения содержания образования на основе современных образовательных технологий, взаимодействия участников образовательного процесса (формальное и неформальное, управляемое и выступающее в формах самообразования и саморазвития).

Исследование особенностей

инструментальной стороны когнитивной организации личности, т.е. то, как личность для достижения своих целей использует инструменты познания, и какие это инструменты позволило разработать универсальные этапы когнитивного

анализа разнообразных педагогических ситуаций (А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова) [1-3]:

1. Формулировка цели и задач. Под целями понимаются сформулированные в общем виде желаемые результаты, к которым следует стремиться. Они являются долговременными, могут изменяться в процессе развития, обычно не достигаются окончательно. В свою очередь, цели реализуются с помощью конкретно сформулированных задач.

2. Изучение ситуации с позиции поставленной цели, которое выражается в сборе, систематизации, анализе существующей статистической и качественной информации для объективного определения проблемного поля исследуемого объекта.

3. Выделение основных факторов, воздействующих на развитие ситуации. Если это воздействие по характеру положительное (увеличивающее, усиливающее), то дуге приписывают знак «+», если же воздействие отрицательное (уменьшающее, ослабляющее -знак «-»). Это дает возможность графически изобразить когнитивную карту педагогической ситуации, призванной адекватно и целостно отражать сущность, важнейшие качества и компоненты педагогической системы, что позволит получить информацию о ее состоянии и возможностях.

4. Определение взаимосвязи между факторами (построение когнитивной карты) путем рассмотрения причинно-следственных цепочек позволяет построить ориентированный граф, связывающий понятийные структуры различных предметных областей, представленные в виде знаниевого конструкта, обладающего моделирующими и образно-понятийными свойствами, удобными для визуального и логического восприятия, оперирования элементами знаний и их преобразования. Такое построение понятийных структур различных предметных областей учебных курсов является результатом проведения понятийного моделирования, когда первая часть ориентированного графа учебного курса когнитивной модели будет выстраиваться в виде направленных иерархических связей от дидактической единицы более высокого уровня иерархии к единице более низкого уровня иерархии.

Вторая часть ориентированного графа проектируется в виде соответствующих когнитивных профилей с учетом специфики различных видов аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности обучающихся и опирается на ряд принципов: полинезависимости;

когнитивной сложности восприятия;

рефлективности; гибкости мыследеятельных процессов; функциональности.

5. Проверка адекватности когнитивной модели реальной педагогической ситуации (верификация когнитивной модели).

6. Определение с помощью когнитивной модели возможных вариантов развития педагогической ситуации, обнаружение путей, механизмов воздействия на ситуацию с целью достижения желаемых результатов, предотвращения нежелательных последствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате реализации представленных этапов создаются когнитивная карта, ориентированный граф, осуществляется их объединение в единую когнитивную модель изучаемой педагогической ситуации, проверяется ее адекватность, и выявляются возможные варианты развития педагогической ситуации, обнаружение путей и механизмов воздействия на ситуацию [4;5]. Использование SWOT-анализа сильных и слабых сторон развития педагогического состояния в процессе построения когнитивной карты модели позволяет описать как количественные, так и качественные характеристики выделенных в процессе построения когнитивной карты факторов и выявить сильные и слабые стороны, недостатки, возможные проблемы (угрозы) изучаемой педагогической ситуации.

Исследование возможностей когнитивного моделирования актуализировало и обращение к его эмоционально-образному компоненту, а через него - к гуманистическому потенциалу личности обучаемого (Л.Ю. Мухаметзянова) [2]. Сужение гуманистического диапазона обучения и усиление утилитарного характера образования настоятельно требует создание условий, при которых учебный предмет обращен не только к разуму, но и к чувствам обучаемых.

Сегодня в сложном процессе формирования гуманистического потенциала личности будущих специалистов мы видим необходимость взаимодействия рационально-логических и эмоционально-образных компонентов изучаемых дисциплин. Продуктивное воображение, оценка, идеалы обладают, прежде всего, образным характером. И теоретический или же прагматический анализ внутреннего мира не может быть совершенен без опоры на уже существующий образ своего «я», образ своего внутреннего мира.

Необходимо подчеркнуть, что когнитивные процессы связаны с творческими способностями и интеллектом личности. Раскрывая особенности человеческого мышления, следует подчеркнуть,

что в процессе познания (когнитивность) используются два механизма [4;5]. Первый механизм способствует осуществлению работы символами и их семантическими значениями. Этот механизм управляет процессом рационально-логического мышления. Второй механизм через ассоциативный ряд «работает» с моделями образов, что позволяет интерпретировать гораздо больший объем содержательной информации, чем при интерпретации символов. Наиболее четко интеграционная целостность рационально-логического и эмоционально-образного познания отражается в произведениях искусства [13]. В содержании художественных произведений опыт эмоционально-ценностных связей людей между собой и с миром фиксируется в образной форме. Этот опыт является основой творческой жизнедеятельности человека.

Развитие эмоционально-образного

гуманистического потенциала личности студента в процессе гуманитарной подготовки необходимо осуществлять в контексте актуальной сегодня художественной когниции. Когниция есть проявление умственных, интеллектуальных способностей человека и включает осознание самого себя, оценку самого себя и окружающего мира, построение особой картины мира. Художественная когниция являет оригинальную картину мира - авторскую, идеально-виртуальную, представляющую интеграционную целостность реального и идеального, зависимую от интенций автора, складывающих его художественный концепт. Концепт является продуктом мыслительного процесса,

определяющего отбор существенных и несущественных признаков изучаемого явления в контексте моделируемого в образовательном процессе личностного пространства обучаемого, или его личностного концепта, личностной концептосферы. Художественный концепт - это конструкт, отражающий общехудожественное или индивидуально-авторское осмысление общих ментальных сущностей на основе индивидуальной системы оценок и ассоциаций. Смысловое понимание художественного концепта обеспечивается на основе общих характеристик концептосфер: единое

пространство культурных универсалий, личностных мировоззренческих установок, структурных ценностных коннотаций. Художественный концепт в логике исследования выступает как модель концепта автора произведения (литературного, художественного, музыкального и др.), определяя построение личностной концептосферы в единстве

рационально-логических и эмоционально-ценностных установок студентов. На современном этапе развития общества, образования и науки включение концептологического инструментария в преподавание предметов гуманитарного цикла гармонизирует эмоциональное и рациональное восприятие информации и повышает возможности формирования гуманистической личности обучающегося.

Рассмотрение когнитивного моделирования как инструмента познания позволяет специальным образом обособить имеющуюся информацию о процессе воспитательной деятельности и осуществить организацию целостной образовательно-воспитательной среды в рамках образовательной организации (В.Ш. Масленникова) [5;6].

В ходе педагогической деятельности, организуя педагогический процесс, любой педагог опирается на ту или иную теорию личности. Эти теории не могут в полной мере дать ответ на вопросы, стоящие сейчас перед педагогом в работе с обучающимися в контексте их воспитания и развития. Многие ответы способна дать когнитивная теория, «настроенная» на акцентуализацию когнитивных механизмов, функций и особенностей обучающегося, создание инновационной образовательной среды и новых воспитательных моделей.

В теоретическом плане воспитание социально ориентированной личности предполагает развитие когнитивных личностных качеств, формирование когнитивных способностей. В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение и деятельность человека. Явно возникает необходимость формулировки законов современного обучения и воспитания, следование которым обеспечивает растущему и взрослеющему человеку достойную и счастливую жизнь, помогает его жизненному и профессиональному самоопределению; а также очевидна и необходимость индивидуально ориентированной социально-педагогической поддержки развивающейся личности, ее психологического сопровождения, основанных на когнитивных механизмах [12].

Актуальной для современной педагогической практики является задача разработки учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации субъектов научно-образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации учащейся

молодежи, решаемая Институтом в рамках государственного задания.

В ходе решения поставленной задачи обоснована значимость мировых чемпионатов WorldSkills для развития профессионального образования (внедрения инновационных решений, методик и алгоритмов в систему среднего профессионального образования как необходимого стимула подготовки студентов для участия в конкурсах профессионального мастерства). Проблема рассмотрена на основе введения принципов: преемственности; опережающей подготовки, состязательности; соответствия и адекватности; равновесия; маркетинга; правовой корректности;

добровольности (Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А.) [14;16;33].

На основе компаративного анализа содержания и организации движения WorldSkiИs, а также результатов региональных профессиональных чемпионатов в 75 странах-членах движения WorldSkills установлено, что деятельность WSI охватывает 6 основных направлений, главное из них - это система региональных, национальных и международных чемпионатов (Трегубова Т.М.). Другие направления включают в себя: построение карьеры, популяризацию профессии, образования и профподготовки, международное

сотрудничество и развитие, а также научные исследования в областях, связанных с профессиональными навыками и компетенциями. Это движение направлено на обеспечение экспертной оценки, разработку и формирование высочайшего уровня мировых профессиональных стандартов рабочих специальностей в промышленности и секторе обслуживания, повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации [16;17;25].

В структуру чемпионата WorldSkills входят 45 профессиональных компетенций, разделенных на шесть магистральных направлений, а именно: сервис на воздушном транспорте, строительные технологии, творчество и дизайн, информационные и коммуникационные технологии, производственные и инженерные технологии, специалисты в сфере услуг. Выделены 4 исторических этапа в развитии движения WorldSkiИs (от зарождения в 1946 г. до настоящего времени); определены и классифицированы социально-педагогические проблемы организации профессионального образования в условиях движения WorldSkills, возникающие в европейских странах и России (продолжающееся падение популярности рабочих

профессий и отсталость национальных профессиональных стандартов; отсутствие системы сравнения навыков и способностей людей из разных стран, проблемы с привлечением финансирования WorldSkills Russia со стороны бизнеса, федерального и региональных бюджетов, сложности с проведением региональных чемпионатов «Абилимпикс» (для обучающихся с особыми нуждами) по не менее чем 10 компетенциям; доступность среднего профессионального образования с учетом прогноза по демографии и др.), рассмотрена в сравнении практика их решения в европейских странах и в России на современном этапе.

Анализ международного опыта показал, что стандарты WorldSkills разрабатываются с учетом трендов развития экономики, включают в себя требования к конкретной профессии от ведущих представителей промышленности и бизнеса и обновляются каждые два года. Для оценки мастерства по стандартам WorldSkills разработана спецификация стандартов WorldSkills Skills Specification (WSSS), включающая в себя около двухсот критериев мастерства. WSSS определяет знания, понимание и конкретные навыки, которые лежат в основе лучших международных практик в области технического и профессионального мастерства.

Принципы, заложенные в стандартах WS, а именно: требования к конкретной профессии от ведущих представителей промышленности и от бизнеса; отражение лучших практик реального сектора экономики; обновление каждые два года; разработка с учётом трендов развития экономики; актуализация с участием представителей промышленности и бизнеса; апробация каждые два года в рамках мировых чемпионатов WS и др. могут быть ориентиром модернизации инструментов оценивания качества

образовательных программ, компетенций обучающихся, квалификаций выпускников. Внедрение международных стандартов WorldSkills способствует формированию экспертных сообществ по всему миру и разработке мета-стандартов по профессиям, востребованным и прогнозируемым (набор актуальных компетенций) [18;19]. В ситуации растущей глобализации, интеграции,

диверсификации профессионального образования и рынка образовательных услуг, с одной стороны, и глобализационных и интеграционных процессов - с другой, отмечена определенная конвергенция систем профессионального образования с точки зрения целеполагания и механизмов, формы приведения которых в

«действие» для обеспечения поставленных целей и задач различаются в силу традиций и культурно-образовательной парадигмы той или иной страны.

Рассмотрена роль движения WorldSkills в системе профориентационной работы в таких сегментах, как: учащаяся молодежь; педагогические работники, наставники, эксперты, руководители образовательных организаций; представители бизнеса; предприятия (Шибанкова Л.А.) [20;26].

Определены следующие тенденции в развитии профессионального образования рабочих кадров:

- комплексное планирование подготовки высококвалифицированных рабочих кадров;

- расширение спектра профессий и подготовки рабочих кадров, способных быстро и качественно осваивать и обслуживать производственный процесс;

- повышение уровня качества профессиональной подготовки.

В системе профориентации движение WorldSkiUs является одним из механизмов профориентации. При этом, чемпионаты движения WorldSkiИs решают целый ряд задач.

На уровне учащейся молодежи чемпионаты движения WorldSkiИs:

- способствуют выбору профессии;

- способствуют карьерному росту выпускников;

- мотивируют молодежь на достижение профессиональных успехов;

- повышают престиж рабочих профессий.

На уровне педагогических работников,

наставников, экспертов, руководителей образовательных организаций предоставляется возможность обсуждать актуальные вопросы, связанные:

- с ситуацией на рынке труда;

- с развитием профориентационной работы;

- с внедрением современных образовательных технологий в подготовку квалифицированных рабочих кадров.

В образовательных организациях, реализующих программы профессионального образования, происходит обновление их содержания, согласно современным стандартам производства и современным технологиям.

Для реализации профессиональных образовательных программ формируются условия, соответствующие современным стандартам, что находит отражение в качественных изменениях в содержании и реализации образовательных программ: модернизация материально-технической базы

образовательных организаций с привлечением работодателей и формированием сетевого взаимодействия; изменения в содержании образовательных программ, что предполагает трансляцию стандартов WorldSkills в ФГОС СПО.

Определено влияние движения WorldSkills на качественные изменения в содержании и реализации образовательных программ и развитие дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) [18].

Определено, что для достижения основной цели профориентационной работы, а именно, формирования профессиональных интересов у учащейся молодежи, профессионального самоопределения учащейся молодежи, ее самореализации необходимо совершенствование профессиональных компетенций работников образования и специалистов, занимающихся профориентационной работой в условиях движения WorldSkills.

Определены структура и модульный характер дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях движения WorldSkills».

Движение WorldSkills, таким образом, является новым механизмом

профориентационной работы на уровне государства, предприятия и образовательной организации [27]. Социально-экономический эффект такого рода профориентационной работы является отсроченным, но деятельность всех субъектов профориентации имеет свои задачи и нацелена на результат.

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в 2018 году активно продолжал и развивал международное сотрудничество с зарубежными

образовательными и научными Центрами и институтами в рамках международных академических программ: ЭРАЗМУС+, Программы Фулбрайт (FULBRIGHT), Британских Советов, Германской службы академических обменов (DAAD) и др.

В 2018 году в ходе реализации мероприятий Проектов был произведен обмен опытом стран ЕС и Китая в профессиональном развитии преподавателей вузов в рамках концепции непрерывного образования, в частности, рассмотрен контекст психолого-педагогической подготовки и повышения уровня профессиональной культуры преподавателя вуза [28;29;34;36;37]. Несомненно, взаимодействие всех участников проектов явилось одним из этапов интернационализации и гармонизации

опыта преподавания в вузах в странах Европейского Союза, России и Китая посредством международного обмена, способствуя сотрудничеству и развитию профессиональных компетенций педагогов.

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в 2018 г. участвовал в четвертом этапе мониторинга изучения психологической безопасности молодежной среды в образовательных организациях на территории Республики Татарстан (вузов, ссузов и школ) с использованием методик «Личностно-социальная устойчивость» (подверженность влиянию, риски) и «Социально-психологическое тестирование» (риски, употребление

психоактивных веществ). Результаты

подтверждают необходимость акцентуализации обеспечения психологической безопасности личности, разработки профилактических мер и методов психолого-педагогического

сопровождения в образовательных организациях всех уровней, повышения квалификации психологов и педагогов-психологов

образовательных организаций всех уровней в сфере безопасности [8;22].

Для снижения напряженности молодежной среды необходимо проведение профилактической работы, направленной на формирование личностно-социальной устойчивости

обучающихся [30]. Целью профилактики является формирование качественных характеристик личности, обусловливающее, с одной стороны, способность обучающегося противостоять влиянию внешних деструктивных воздействий; с другой стороны - развитие способности к самоуправлению и саморазвитию в рамках установленных социальных норм и морали. На основании полученных в ходе мониторинга данных выявлено, что необходимо выбирать несколько направлений профилактической работы для повышения личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи:

- коррекционной работы на снижение негативных переживаний в прошлом, конфликтности;

- через семейные ценности и способности добиваться поставленной позитивной цели;

- повышать статус государства для удержания молодежи, желающей уехать из страны.

По итогам 2018 года опубликованы и внедряются в практику профессионального образования: 2 монографии, 3 концепции, 1 учебно-методический комплекс, 9 научно-методических и учебно-методических пособий, 2 дополнительные профессиональные программы.

Подготовлено 60 статей, из них: 6 статей Web Of Sciens, 8 статей Скопус, 18 статей ВАК, 28

публикаций в сборниках научных статей и материалах конференций.

Литература:

1. Камалеева А.Р. О внедрении механизма реализации нового образовательного стандарта в интеграции с разработанными профессиональными стандартами [Электронный ресурс] / А.Р. Камалеева // Вестник Томского государственного университета. -2018. - № 430. - С. 144-152. - Режим доступа: 10.17223/15617793/430/20

2. Камалеева А.Р. Понятийно-терминологические основания когнитивного моделирования в профессиональной школе / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Л.Ю. Мухаметзянова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации современного российского государства», Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 24-25 мая 2018 года; отв. ред. Г.А. Иванцова; зам. отв. ред. Е.С. Косых. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. - 184 с. - С. 165-168.

3. Камалеева А.Р. Теоретическое обоснование процесса когнитивного моделирования педагогических ситуаций / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова // Самарский научный вестник. - 2018. - Т.7. - № 2(23). - С. 245-247.

4. Когнитивное моделирование в профессиональной школе: научно-методическое пособие / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева, Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова; под науч.ред. А.Р. Камалеевой. -Казань, ИППСП, 2018. - 160 с.

5. Когнитивное моделирование в профессиональном образовании: формы, методы, технологии: сборник статей / В.С. Щербаков, В.Ш. Масленникова, Р.Х. Гильмеева С.В. Хусаинова, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина, Е.Н. Прокофьева, Р.Р. Шархемуллина, А.Ш. Габдуллина; под ред. Е.Ю. Левиной. - Казань: Изд-во «Данис», 2018. - 132 а

6. Когнитивное моделирование воспитательной деятельности в системе профессионального образования: научно-методическое пособие / В.Ш. Масленникова, С.Ю. Грузкова. - Казань, Изд-во «Данис», 2018. - 76 с.

7. Когнитивный менеджмент в образовании (теоретический аспект): концепция / Е.Ю. Левина, Е.Н. Прокофьева. - Казань: Отечество, 2018. - 28 с.

8. Козлов В.Е. Аттитюд культуры безопасности образовательных организаций / В.Е. Козлов, В.Ш. Масленникова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5(130). - С. 27-31.

9. Левина Е.Ю. Когнитивная парадигма управления образовательными системами / Е.Ю. Левина // Педагогический журнал Башкортостана. -2018 - № 2. - С. 24-30.

10. Левина Е.Ю. Методология информационно-когнитивного подхода к управлению развитием высшего образования / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3 - С. 17-22.

11. Левина Е. Ю. Инновационная система управления развитием высшего образования: монография / Е.Ю. Левина. - Казань: «Отечество», 2018. - 225 с.

12. Масленникова В.Ш. К вопросу когнитивного моделирования воспитательной деятельности в профессиональном образовании / В.Ш. Масленникова, В.А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. -2018. -№ 4. - С. 20-24.

13. Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивный ресурс преподавания литературы в профессиональной школе / Л.Ю. Мухаметзянова, О.Е. Волошина, Р.Т. Новикова // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой научному вкладу и педагогическому наследию академика РАО Г.В. Мухаметзяновой «Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика». -Казань: ИППСП, 2018. - С. 230-234.

14. Мухаметзянова Ф.Ш. Некоторые тенденции развития рабочих профессий в условиях подготовки учащихся к "МОКЬБЗЫЬЬЗ / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова / Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 2. - С. 33-38.

15. Прокофьева Е.Н. Образовательные риски в рамках когнитивного менеджмента: теоретические аспекты / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 4. - С. 37-42.

16. Профессиональное образование рабочих кадров в условиях движения WorldSkills: научно-методическое пособие // Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М.Трегубова, Г.А. Шайхутдинова, Л.А. Шибанкова. - Казань: "Данис", 2018. - 104 с.

17. Трегубова Т.М. Инновации в практике профориентации учащихся в контексте социокультурных трансформаций XXI века / Т.М. Трегубова // Материалы Международной научно-практической конференции «Современный опыт внедрения инноваций в науку и образование», 16 марта 2018 г. - Иркутск: «Научное партнерство «Апекс», 2018. - 80 с. - С. 60-62.

18. Трегубова Т.М. Программы дополнительного образования в вузе как фактор профессионального развития работников высшей школы / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе» (Москва, 12 апреля 2018). - М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. -692 с. - С. 345-348.

19. Трегубова Т.М. Традиционность подходов и инновационность практики профориентации молодежи в условиях международной образовательной интеграции» / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова // Научно-практ. журнал «Гуманитарные науки». - Ялта: Гум.-пед. академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2018. - № 3(43). - С. 48-53.

20. Трегубова Т.М. Совершенствование практики профориентации обучающихся в научно-образовательном кластере / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова Ю.О. Титана // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-74 (ВАК).

21. Учебно-методическое обеспечение когнитивного моделирования профессиональной подготовки студентов: учебно-методический комплекс / Р.Х. Гильмеева, А.Г. Залялова, Е.В. Зеленкова, А.А. Катекина, Г.З. Айнутдинова. - Казань, Изд-во «Данис», 2018. - 152 с.

22. Хусаинова С.В. Концепты личностно-социальной устойчивости: сборник / С.В. Хусаинова // Социальный мир человека / Материалы VII Международной научно-практической конференции "Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация". Серия: "Язык социального"; под редакцией Н.И. Леонова. - Изд. УдГУ: Ижевск. - 2018. - С. 398401.

23. Хусаинова С.В. Неклассические психологические механизмы развития когнитивной деятельности студента / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 175-178.

24. Хусаинова С.В. Психологическая устойчивость обучающихся в учебно-профессиональной деятельности: теория и практика: монография / С.В. Хусаинова. - Казань: «Данис». -ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2018. - 176 с.

25. Шайхутдинова Г.А. Международный опыт как ресурс совершенствования системы обучения и воспитания студентов вузов / Г.А. Шайхутдинова, Т.М. Трегубова, А.С. Кац // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 107-112 (ВАК).

26. Шибанкова Л.А. Конкурсное движение "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) как механизм профессиональной ориентации учащейся молодежи: сборник / Л.А. Шибанкова, Е.В. Гутман // Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны (10 октября 2018 года); под научной редакцией Р.Х. Гильмеевой; в 2-х томах. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. - Т. 2. - С. 370-372.

27. Шибанкова Л.А. Роль движения WORLDSKILLS RUSSIA в подготовке профессионалов будущего / Л.А. Шибанкова // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития / Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года): в 2-х книгах; под общей редакцией д.п.н. Р.С. Сафина; д.п.н. Е.А. Корчагина. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2018. - 430 с. - Кн. 1. - С. 309-312.

28. Gilmeeva R.Kh. Integration Mechanisms of Polycultural Development of University Student Personality in Global Open Society Conditions / Gilmeeva R.Kh.et al. // Astra Salvensis; Supplement 2/2018: Proceedings of the - IV International Forum on Teacher Education!. - 2018. - № 2. - Р. 391-406.

29. Kamaleeva A., Gruzkova S., Maslennikova V., Nigmetzyanova V. Expansion of Professional Competence of Modern Teacher in Conditions of Domestic Professional Education Updating / A. Kamaleeva, S. Gruzkova, V. Maslennikova, V. Nigmetzyanova // The International Scientific and Practical Conference "Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2018), SHS Web of Conferences Volume 50 (2018), Volgograd, Russia, April 23-28, 2018. - Режим доступа: https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001076

30. Khusainova S. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students / S. Khusainova et al. // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (05). - P. 22.

31. Levina E. Educational systems' cognitive management concepts / E.Y. Levina et al // Espacios. - Vol. 39 (№ 05). - Режим доступа: //www.revistaespacios. com/a18v3 9n05/18390523.html1

32. Levina E. Perspective of information cognitive management of development of the higher education in the conditions of global transformations / E. Levina // «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration»: proceedings International Conference; Part 1: Participants' reports in English. - Pekin: Minzu University of China, 2018. - P. 108-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Mukhametzyanova F.Sh., Shaukhutdinova G.A. Interaction of subjects of scientific and educational cluster in support of professional self-determination of students. Polish journal of science. - № 5 (2018). - Р. 34-39. ISSN 3353-2389.

34. Mukhametzyanova L. Culture-oriented component scientific and methodical support of students' humanitarian training in university / L. Mukhametzyanova et al // XLinguae. - 2018. - № 1(11). - Р. 230-241.

35. Prokofieva E.N. Risk Based Ecological Economics to Engineering Students // E. Prokofieva // EURASIA Journal of Mathematics. Science and Technology Education. - 2018. - vol. 14. - № 3. - Режим доступа: www.ejmste.com/Author-Elena-Prokofieva/7375

36. Tregubova T.M., Kats A.S. Formation of inter-ethnic tolerance of university students as a mechanism of successful inter-cultural education //European proceedings of social & behavioral sciences. - 2018, № 4.

37. Tregubova T.M., O.N. Oleynikova, A.I. Gorylev. About some characteristics of the systematization of joint international programmes in higher education //IFTE 2018 IV International Forum on Teacher Education. /European proceedings of social & behavioral sciences EpSBS. -2018.

Сведения об авторах:

Козлов Вадим Евгеньевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: info@ippisp.ru

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: sv_husainova@mail .ru

Data about the authors:

V. Kozlov (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, Director "Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: info@ippisp.ru

S. Khusainova (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, scientific Secretary, FGBNU "Institute of pedagogy, psychology and social problems", e-mail: sv_husainova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.