Научная статья на тему 'Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи'

Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / THE STRUCTURE OF THE REALIZATION OF LEISURE NEEDS / СОЦИАЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / ДОСУГ / LEISURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / LEISURE NEEDS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина А. А.

В статье рассматриваются ключевые проблемы структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи; анализируются основные компоненты структуры; выявляются индикаторы социально-культурного воспитания молодежи; анализируется социально-культурное пространство формирования досуговых потребностей молодежи на основе системного подхода. Статья расширяет основные парадигмы социально-культурной деятельности в системе трансляции социального опыта личности; выявляются изменения культурно-смысловой деятельности молодежи в условиях досуга; рассматриваются доминантные показатели досугового мероприятия в системе изменения мотивационной сферы молодежи; статья раскрывает влияние ценностей социальной среды на качество формирования досуговых потребностей молодежи на основе привлечения ресурсов социально-культурной деятельности; обоснован социокультурный феномен формирования досуговых потребностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE REALIZATION OF THE LEISURE NEED IN THE SYSTEM OF YOUTH’S SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT

The article deals with the key problems of the structure of the leisure needs realization in the system of youth‘s socio-cultural development; the main components of the structure are considered; indicators of socio-cultural education of youth are revealed; the socio-cultural space for the formation of youth’s leisure needs on the basis of a systematic approach is analyzed. The article expands on the basic paradigms of socio-cultural activity in the system of the translation of the individual’s social experience; the changes in the cultural and semantic activity of youth in the conditions of leisure are analyzed; the dominant indicators of leisure activities in the system of changing the motivational sphere of youth are considered; the article reveals the influence of the values of the social youth on the basis of attracting the resources of socio-cultural activities; socio-cultural phenomenon of formation of leisure needs of the individual is proved.

Текст научной работы на тему «Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи»

mennom mire: materialy IX mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chast' 2. - Moskva: Izd. «Mezhdunarodnyy tsentr nauki i obrazovaniya», 2013. - S. 75-79

4. Lyubayev A.V. Problema formirovaniya kul'tury zdorov'ya u studentov-pervokursnikov / / Molodoy uchenyy. -2015. - №24. - S. 675-677.

5. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta: Uchebnik / Pod red. V.P. Solomina. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. - 319 s.

УДК 379.8.08

АЛХайруллина

СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются ключевые проблемы структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи; анализируются основные компоненты структуры; выявляются индикаторы социально-культурного воспитания молодежи; анализируется социально-культурное пространство формирования досуговых потребностей молодежи на основе системного подхода. Статья расширяет основные парадигмы социально-культурной деятельности в системе трансляции социального опыта личности; выявляются изменения культурно-смысловой деятельности молодежи в условиях досуга; рассматриваются доминантные показатели досугового мероприятия в системе изменения мотивационной сферы молодежи; статья раскрывает влияние ценностей социальной среды на качество формирования досуговых потребностей молодежи на основе привлечения ресурсов социально-культурной деятельности; обоснован социокультурный феномен формирования досуговых потребностей личности.

Ключевые слова: досуговые потребности, социально-культурная деятельность, структура реализации досуговых потребностей, социальное и культурное развитие, досуг, социально-культурное пространство.

Anastasia A. KhairuUina STRUCTURE OF THE REALIZATION OF THE LEISURE NEED IN THE SYSTEM OF YOUTH'S SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT

The article deals with the key problems of the structure of the leisure needs realization in the system of youth's socio-cultural development; the main components of the structure are considered; indicators of socio-cultural education of youth are revealed; the socio-cultural space for the formation of youth's leisure needs on the basis of a systematic approach is analyzed. The article expands on the basic paradigms of socio-cultural activity in the system of the translation of the individual's social experience; the changes in the cultural and semantic activity of youth in the conditions of leisure are analyzed; the dominant indicators of leisure activities in the system of changing the motivational sphere of youth are considered; the article reveals the influence of the values of the social youth on the basis of attracting the resources of socio-cultural activities; socio-cultural phenomenon of formation of leisure needs of the individual is proved.

Keywords: leisure needs, socio-cultural activities, youth, the structure of the realization of leisure needs, socio-cultural development, leisure, socio-cultural space.

Современное социальное и культурное развитие личности подчинено глобальным законам, которые связаны с использованием инновационных мультимедийных технологий, новых форм социальных отношений между молодежью, а также опорой на современные методики организации досуговых мероприятий в условиях культурной трансформации общества. Важно отметить тот факт, что социально-культурная деятельность сегодня переживает культурные изменения на уровне определенных реформ и новшеств, организации досуга молодежи и поиска эффективных форм привлечения ее в новую социально-культурную среду.

Формирование досуговых потребностей молодежи связано с системными глобализационными вызовами времени, трансформацией запросов молодежи, обеспечением прав на личностное самоопределение в условиях досуга, тенденциями развития индивидуальных потребностей. Важно отметить, что эффективные педагогические условия, способствующие этому, являются сегодня практически межуровневыми, связанными как с культурными, так и с досуговыми проектами, направленными на стимулирование обновления качества социально-общественного характера организации культурного развития молодежи.

Процесс формирования досуговых потребностей молодежи рассматривается как целенаправленный процесс трансляции социального опыта личности в условиях сложных и полифункциональных систем культурных ценностей, связанных с развитием индивидуальности, социальной и культурной активности, направленных на удовлетворение потребностей молодежи в отдыхе, развлечении, развитии, коммуникативном взаимодействии с социумом и связанных с формированием художественно-творческой и эстетической культуры личности с позиции культурного и социального саморазвития человека.

Так, социальное развитие молодежи сегодня обусловлено потребностью в уважении, в самоуважении, потребностью в новых знаниях и интеллектуальном развитии, потребностью в

самоактуализации и совместных переживаниях, потребностью в духовно-нравственном развитии и в путешествиях, здоровом образе жизни, потребностью быть в обществе, необходимостью быть в социуме, быть принятым и признанным. Культурное развитие личности также обусловлено определенными потребностями: потребностью в досуговой деятельности, в красоте и гармонии, потребностью в культурных впечатлениях, потребностью в художественно-творческом развитии, в эстетических впечатлениях и эстетическом развитии, в развитии своих творческих и культурных способностей, в расширении культурного кругозора, потребностью в системе культурной ориентации и объектах культурного поклонения, в общении, отдыхе и релаксации.

Современное социально-культурное пространство базируется сегодня на осуществлении разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для полноценной самореализации в сфере досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является эмоционально и интеллектуально окрашенным социальным направлением социально-культурной деятельности.

На наш взгляд, социально-культурное пространство формирования досуговых потребностей молодежи должно базироваться на следующих теоретико-методологических позициях:

1. Использование полноправных возможностей субъекта социально-культурной деятельности в вопросах определения формы, необходимой информации, цели, направления социокультурного мероприятия.

2. Реализация различных направлений социально-культурной деятельности по организации отдыха и развлечения, зрелищно-развлекательная деятельность, деятельность по организации и постановке театральных и танцевальных представлений, концертов, сценических выступлений, режиссура массового действа.

3. Реализация основных направлений культурной политики России.

4. Использование различных форм культуры, создание качественных сценариев и осуществление режиссерско-постановочной работы в условиях организации социокультурных, презентационных, зрелищных мероприятий.

5. Использование современных социально-культурных технологий организации мероприятий для молодежи на основе социального заказа: художественно-игровые и информационно-развлекательные программы, праздники профессиональной направленности, молодежные гуляния, спортивно-массовые праздники, эстрадные представления, интерактивные рекламные шоу, тематические шоу, анимации.

6. Реализация современных средств социально-культурной деятельности - пластика, лазерные, светодиодные, современные стейч-технологии, сценография, техническая мультимедиа-оснащенность, теневые шоу, интерактив со зрителями, пластические фантазии.

7. Современные досуговые потребности молодежи - это музыкальные, творческие, эстетические, этические, рекреативные, слухо-визуальные потребности, направленные на культурное развитие личности в условиях учета современных культурных запросов молодого возраста и реальных потребностей в зрелищах.

Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи имеет следующие компоненты:

- реализация процесса аккультурации молодежи в условиях развития новых досуговых потребностей в системе сосуществования и синхронности традиционных и новых социокультурных программ;

- новые ценностные ориентации молодежи, базирующиеся на креативных идеях эволюции формообразования мероприятий, новых систем и новых форм социальной и культурной реальности;

- вестернизация рыночных, рационалистических ценностей;

- трансформации, произошедшие в досуговой сфере, связанные с некоторой генерационной открытостью досуга и ориентацией большей части молодежи на новые культурные ценности российского досуга;

- реализация у современной молодежи потребности в динамических формах досуга.

Основой формирования досуговых потребностей молодежи является картина научного знания

о системном подходе, актуализирующем проблему качественной профессиональной подготовки кад ров социально-культурной сферы к воспитанию молодежи. Социокультурный феномен формирования досуговых потребностей личности связан сегодня с мотивом и мотивацией участия в досуговых мероприятиях, а также стремлением молодежи к самосовершенствованию и самораскрытию как духовного существа, обладающего различными социокультурными

потребностями. На наш взгляд, изменение культурно-смысловой деятельности молодежи происходит за счет влияния на их досуговые потребности, культурную и социальную активность в социуме, стремлением овладеть социокультурным опытом. В этом русле, измененные позиции поведения и досуговой деятельности молодежи должны быть связаны с системой усвоения новых культурных норм общества, а также с особенностями социальной сферы, в которых организовывались социально-культурные мероприятия.

Так, Т.В.Исаева отметила, что сущность воспитания молодежи в условиях досуговой деятельности представляет собой художественно-содержательный, эмоционально-чувственный компоненты, направленных на формирование личности участника, эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение) и эстетической деятельности [3].

ТАКравчук, П.И.Флянку считают, что при разработке и проектировании культурно-досуговых программ для молодежи необходимости учитывать следующие факторы: определение целевой аудитории (потребителей), подбор компетентной и профессиональной команды специалистов для успешной реализации программы [4].

АДЖарков отметил, что «принцип эстетизации в социально-культурной деятельности обусловлен тем, что эстетическое начало является модным стимулом современной жизни, особенно у молодежи. Формирование эстетического отношения к действительности позволяет развивать у людей художественно-эстетический вкус, дает им возможность почувствовать подлинную красоту общественных эстетических идеалов» [1; с. 69].

Рассматривая привлечение культуры как ресурса развития досуговых потребностей молодежи можно отметить, что инновации в сфере организации социально-культурных мероприятий неотделимы от творческого процесса, и связаны с деятельностью, объединяющей социально-культурные новшества в социально-культурной, творческой и экономической сферах. Это представляет собой создание уникальных анимаций, выходящих за пределы стандартов досуговой сферы и позволяющих развиваться в условиях инновационных стратегий мирового культурного пространства. Своеобразной культурной ценностью современного досугового мероприятия является использование инноваций в сфере креативных кластеров, обеспечивающих маркетинговой концепцией государственные учреждения культуры. Дефицитом на сегодняшний день является креативный качественный продукт, связанный с высокими технологиями в сфере производства.

Приведем примеры реализации социально-культурных мероприятий для молодежи, организованных на базе Казанского государственного института культуры: студенческий ежегодный конкурс «Когда поют актеры» в кинотеатральном зале; всероссийский конкурс детского и юношеского хореографического творчества «Золотой башмачок»; серия творческих встреч в рамках цикла ЖЗЛ; международный конкурс чтецов «Между строк»; шефский благотворительный концерт молодежи в доме - интернате № 4.; подготовка и участие в Республиканском конкурсе «Вверх!» для молодых лидеров.

Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи связана с принципом реализации самоактуализации личности в условиях досуга -самоактуализация личности связана с самопознанием; в этом случае культура - это возможность узнать себя таким, какой ты есть, раскрепоститься, раскрыть свои возможности и потенции; культурное поле выступает здесь как средство, позволяющее человеку сделать свой выбор, стать яркой и неповторимой индивидуальностью, но при условии использования возможностей социального и культурного ресурса среды, а также инновационных социально-культурных технологий, направленных на изменение отношения молодежи к культурным и социальным явлениям. Это является главным направлением в культурной политике, как Татарстана, так и России.

Индикатором социально-культурного воспитания молодежи является творческая активность, ее позитивное преобразующее начало. Высшим позитивным проявлением уровня социально-культурной активности является сочетание стабильного и инновационного, как принципов социокультурного развития. Социокультурная среда в этом направлении определяет творческий климат общества в широком понимании творчества. Ценностями социальной среды на сегодняшний день является культурные инновации, культурные программы, распоряжения ведомств о направлениях молодежной культурной политики, организация уникальных проектов и конвентов.

Важным социокультурным механизмом формирования досуговых потребностей молодежи является реализация культурных явлений в системе досуговой деятельности на основе норм социального взаимодействия. В социально-гуманитарных науках отмечается, что культура досуга

человека связана с социальной практикой, направленной на регуляцию культурных ценностей, а, следовательно, на те культурные явления, которые ей наиболее интересны. Механизмы реализации культурных явлений очень сложные и они определяются эстетическими, духовными, нравственными потребностями людей. Тем самым расширяется сфера социально-культурного мероприятия как культурного продукта, который учитывает интересы и желания личности, влияет на ее культурный уровень. В этом случае играют роль доминантные показатели досугового мероприятия для молодежи, как явления культуры:

- досуг является инструментом государственного управления в сфере культуры и искусства, он должен соответствовать государственным программам министерств культуры РФ и РТ;

- социально-культурные программы и проекты связаны со сложными, контрастивными и противоречивыми контекстами исторической эпохи;

- досуговые мероприятия для молодежи связаны с творческой деятельностью, которая направлена на сохранение и продолжение трансформируемой матрицы ценностей.

Таким образом, реализация досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи испытывает влияние культурных факторов и технологий и определяется ими, что связано в первую очередь с тем, что современная культурная ситуация влечет за собой ряд общественных перемен и трансформацию современной системы организации досуга молодежи, которая способствует аккумуляции и распространению новых идей и новых ценностей. Важно отметить, что данный механизм работает при условии образования инновационной социально-культурной инфраструктуры, определяющейся сектором экономики, научно-технической информации, концепцией государственной информационной политики, ценностями глобального информационного общества, развитием информационно-коммуникационных технологий.

Структура реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи связана с включением молодежи в групповую деятельность, связанную с культурой, что позволяет сформировать особые экспрессивно-эмоциональные ценности, и прежде всего потребность в совместных переживаниях. Досуговые потребности в этом случае опосредованы культурными потребностями, которые приводят к увеличению масштабов культурных впечатлений, связанных с участием в социокультурном мероприятии. Можно сделать вывод, что досуговые потребности молодежи локализуются в системе активизации развития различных форм их социальной групповой активности. Мотивационная сфера молодежи в этом случае изменяется под действием новых, групповых установок на определенный вид досуга, что приводит к повышению ценностно-смыс-ловых ориентаций, определяющих качество досуга молодых людей. Участники учатся организовывать свое свободное время за счет расширения и повышения качества социокультурных интересов, определяющихся стремлением личности быть в группе своих сверстников. На это влияет участие в праздниках, шоу-программах, анимациях, праздничных культурных мероприятиях, а также совместной подготовке к ним.

Так, в Законе республики Татарстан «0 молодежи и государственной молодежной политики в республике Татарстан» с изменениями на 05.04.2017 сказано, что основными направлениями политики являются меры, направленные на разработку и осуществление мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан, приобщению их к участию в культурной жизни общества; проведению смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи; разработку и реализацию республиканских программ, направленных на воспитание морально-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры молодежи, формирования у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре татарского народа и представителей других народов, проживающих на территории Республики Татарстан [2].

Н.В.Шарковская отмечает, что принятие индивидом ценностей общественных идеалов возможно на основе социализации человека как процесса его интеграции в социальную и культурную среду, адаптации к факторам современной цивилизации. По ее мнению, постижение человеком основ социальных знаний, формирование общекультурных умений и навыков, их реализация в досуговой деятельности с целью личностного роста связана со стимулированием инновационной активности учреждений социокультурного профиля при создании программ и проектов досуговой направленности. Н.В.Шарковская пришла к выводу, что соответствующими приёмами определения аксиологической составляющей досуга выступают те педагогические средства, которые дают возможность использовать в педагогическом процессе как общекультурный, так и личностный опыт субъектов [5].

Таким образом, важнейшими показателями структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи являются социальные ценности, реализуемые в конкретном досуговом проекте, традиции и обычаи, культурные нравы страны, индивидуальные решения, инновационные техногенные направления и материально-техническая база организации мероприятий для молодежи, а также групповая социальная активность.

Литература

1. Жарков АД.Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. [Текст] -М.:МГУКИ, 2012- 456 С.

2. «Закон Республики Татарстан о молодежи и государственной молодежной политике в республике Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mc-orion.ru/zakon_rt_o_mol.html

3. Исаева Т.В. Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника [Текст]: Дисс...кандпеднаук - Москва, 2013. - 223 с.

4. Кравчук Т.А.,Флянку П.И. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи [Электронный ресурс] научная статья - Международный научно-исследовательский журнал - Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-processa-organizacii-kulturno-dosugovyx-meropriyatij-dlya-molodezhi/

5. Шарковская Н.В. Социально-культурные основы педагогики досуга [Текст] // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2017 - 2 (76) - С. 122-129

References

1. Zharkov AD.Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: Uchebnik. [Tekst] -M.:MGUKI, 2012- 456 S.

2. «Zakon Respubliki Tatarstan o molodezhi i gosudarstvennoy molodezhnoy politike v respublike Tatarstan» [Electronic resource]. - Access mode: http://mc-orion.ru/zakon_rt_o_mol.html

3. Isayeva T.V. Esteticheskoye vospitaniye uchastnikov dukhovykh orkestrov uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey v usloviyakh prazdnika [Tekst]: Diss.kand.ped.nauk - Moskva, 2013. - 223 s.

4. Kravchuk T.A.,Flyanku P.I. Strukturno-funktsional'naya model' protsessa organizatsii kul'turno-dosugovykh meropriyatiy dlya molodezhi [Electronic resource]. - nauchnaya stat'ya - Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - Access mode: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-processa-organizacii-kulturno-dosugovyx-meropriyatij-dlya-molodezhi/

5. Sharkovskaya N. V. Sotsial'no-kul'turnyye osnovy pedagogiki dosuga [Tekst] / / Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - 2017 - 2 (76) - S. 122-129

УДК 008:316:12

Дарина В. Шамсутдинова

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Освещаются методические основы формирования гражданско-правовой культуры личности в условиях многоуровневой и многоступенчатой интеграционной системы на основе концептуального содержания предложенного подхода, который базируется на детерминации ценностных аспектов зон гражданско-правовой активности личности, обеспечивающих стратегию внедрения различных системных направлений ее воспитания. Рассматривается система формирования активной гражданской, социальной и правовой ответственности у личности в процессе накопления практического опыта, отражены принципы деятельности общественных организаций по работе с личностью в системе социально-культурной практики как институциональной структуры

Ключевые слова: гражданско-правовая культура личности, гражданско-правовая активность, социально-культурная деятельность, интеграция институциональных структур, культурное самоопределение личности, социально-культурная практика, молодежь.

Darina V. Shamsutdinova INTEGRATION OF LEGAL, SOCIO-CULTURAL AND ORGANIZATIONAL METHODOLOGICAL REQUIREMENTS FOR FORMATION AN INDIVIDUAL'S CIVIL LEGAL CULTURE

The article describes the methodological foundations of the formation of the individual's civil-legal culture in the conditions of a multilevel and multi-step integration system based on the conceptual content of the proposed approach, which is based on the determination of the value aspects of the zones of civil-law individual's activity, providing a strategy for introducing various systemic directions of her upbringing. The article includes the system of formation individual's active civil, social and legal responsibility in the process of accumulating practical experience, as well as the principles of the activity of public organizations in working with the individual in the system of socio-cultural practice as an institutional structure. The optimization of cultural processes associated with the socio-integration forms of personal development is disclosed. On the basis of individualization, in the system of constructing algorithms for the socio-cultural design of educational and creative processes, social and cultural changes of modern society affecting the development of an individual with a high professional and personal culture are disclosed and oriented toward socially significant success and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.