Научная статья на тему 'Формирование досуговой культуры личности в системе актуальных проблем современности'

Формирование досуговой культуры личности в системе актуальных проблем современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / LEISURE / КУЛЬТУРА ДОСУГА / LEISURE CULTURE / КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / CULTURAL PROBLEMS / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / SOCIO-CULTURAL SPHERE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И.

В статье раскрываются основные культурные проблемы современности, обеспечивается взаимосвязь методологии досуга и современной действительности, раскрываются показатели качества формирования культуры досуга молодежи, выявляются механизмы социально-культурной политики общества. Рассматриваются особенности организации досуга молодежи в системе креативно-информационной эпохи; выявляются системы реализации социально-культурной деятельности на основе качества культурных услуг. Выявляются показатели свойств социальной культурной политики в системе организации шоу и инновационных программ для молодежи, имеющих значение для формирования культуры досуга личности. Расширено представление о системе досуга в сторону культурологического феноменального свойства на основе выявления деятельностных и системных аспектов развития культурных проблем современности. Представлена авторская трактовка и структура понятия «культура досуга личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INDIVIDUAL’S LEISURE CULTURE IN THE SYSTEM OF ACTUAL PROBLEMS OF OUR TIME

The article reveals the main cultural problems of the present, the interrelation between the leisure methodology and modern reality is provided, the indices of the quality of the youth’s leisure culture are revealed, the mechanisms of society’s socio-cultural policy are revealed. Features of the organization of youth’s leisure in the system of the creative-information era are considered; systems for implementing socio-cultural activities based on the quality of cultural services are identified. The indicators of the properties of socio-cultural policy in the system of show organization and innovative programs for youth having importance for the formation of individual’s leisure culture are revealed. The article enlarges the idea of the leisure system towards the culturological phenomenal property on the basis of identifying the activity and system aspects of the development of our time cultural problems. The author's interpretation and structure of the concept of "individual’s leisure culture" is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование досуговой культуры личности в системе актуальных проблем современности»

Педагогика и образование

УДК 37.03

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье раскрываются основные культурные проблемы современности, обеспечивается взаимосвязь методологии досуга и современной действительности, раскрываются показатели качества формирования культуры досуга молодежи, выявляются механизмы социально-культурной политики общества. Рассматриваются особенности организации досуга молодежи в системе креативно-информационной эпохи; выявляются системы реализации социально-культурной деятельности на основе качества культурных услуг. Выявляются показатели свойств социальной культурной политики в системе организации шоу и инновационных программ для молодежи, имеющих значение для формирования культуры досуга личности. Расширено представление о системе досуга в сторону культурологического феноменального свойства на основе выявления деятельностных и системных аспектов развития культурных проблем современности. Представлена авторская трактовка и структура понятия «культура досуга личности».

Ключевые слова: досуг, культура досуга, культура, культурные проблемы, социокультурная сфера, молодежь, социально-культурная деятельность, глобализация.

Dilbar V. Shamsutdinova, Raikhana I. Turhanova FORMATION OF INDIVIDUAL'S LEISURE CULTURE IN THE SYSTEM OF ACTUAL PROBLEMS OF OUR TIME

The article reveals the main cultural problems of the present, the interrelation between the leisure methodology and modern reality is provided, the indices of the quality of the youth's leisure culture are revealed, the mechanisms of society's socio-cultural policy are revealed. Features of the organization of youth's leisure in the system of the creative-information era are considered; systems for implementing socio-cultural activities based on the quality of cultural services are identified. The indicators of the properties of socio-cultural policy in the system of show organization and innovative programs for youth having importance for the formation of individual's leisure culture are revealed. The article enlarges the idea of the leisure system towards the culturological phenomenal property on the basis of identifying the activity and system aspects of the development of our time cultural problems. The author's interpretation and structure of the concept of "individual's leisure culture" is presented.

Key words: leisure, leisure culture, culture, cultural problems, socio-cultural sphere, youth, socio-cultural activities, globalization.

Современная культура личности студента, молодежи характеризуется несколькими направлениями - нравственным, духовным, интеллектуальным, творческим, креативным. Сегодня актуально выделение нескольких ключевых проблем, связанных с развитием молодежи, на основе новых социально-культурных технологий развития их интеллекта, мышления в условиях социокультурного образования и воспитания. Современные социальные коллизии напрямую связаны с новыми информационно-креативными формами развития общества, влияющими на мировоззрение человека. Люди связаны одной информационной сетью в системе интернет и умеют выделять как новые, так и креативные формы развития человека в разных областях -профессиональных, деловых, бытовых. Важно отметить тот факт, что молодые люди не только опережают по уровню осмысления и владения информационными технологиями более старшее поколение, но и умеют использовать его в новых условиях. В связи с этим, остро стоит вопрос о социокультурном развитии личности, формировании новых умений и навыков, способствующих адаптации в обществе, о развитии культурных стереотипов, на которые оказывают влияние современные социально-культурные формы и методы развития человека.

В условиях досуга личность стремится найти те актуальные для нее практики, которые способствовали бы ее умению находить новые коммуникативные каналы для развития, новые возможности для самореализации. Досуг - сфера удовлетворения ключевых социокультурных потребностей, наполнена сегодня важными культурными ценностями, способствующими закреплению успеха личности, ее позитивного настроения, ее желания творить или развиваться в новом, для нее ключе. Досуг строит новые связи в системе культуры и общества, опираясь на инновации, финансовые вложения, культуру и искусство, спорт и туризм. Люди ищут возможности в

досуге для острых впечатлений, стремления уйти от забот, забыть проблемы, отдохнуть и расслабиться, развлечься и отдохнуть, найти новые знакомства и расширить границы познания, увлечься необычным или, наоборот, получить успокоение в привычном. Дизайн, современные танцы, релаксивные техники, различные тренинги, шоу, выступления мастеров на мастер-классах, публичные лекции известных людей, бизнес - технологии, тайм-менеджементы, евенты, анимация -все эти новые многочисленные формы досуга направлены на привлечение внимания людей к инновациям в сфере социально-культур-ного сегмента.

Культура досуга - это возможность творить по законам нового информационно-креативного техногенного общества, имеющего в руках мощные культурные продукты, способные удовлетворить даже самого взыскательного человека. Важно отметить, что большинство ученых, занимающихся досуговедением, приходят к выводу, что сегодня сфера досуга наполнена очень большими возможностями, которые давно уже обогнали сферу предложения и потребительский спрос основного населения. Сегодня смело можно говорить об эксклюзивных видах досуга для обеспеченной части общества, которые имеют очень высокую систему финансовых затрат.

Досуговая культура личности - это многокомпонентное, сложное образование, базирующееся на основных потребностях и интересах личности, которая стремится их удовлетворить в разных направлениях. Она зависит от пола, возраста, образования, уровня культуры, национальности, психологических и индивидуальных особенностей, культурных желаний и влечений, социальной активности личности и ее жизненной позиции. Досуговая культура, во-многом, определяется потребностно-мотивационными установками личности, целевыми ожиданиями в условиях досуга и досуговыми стратегиями, развертываемыми во времени.

Многие направления организации культуры досуга молодежи связаны с системами взаимодействия педагогического влияния, педагогических механизмов и стремлением самой молодежи к развитию своей индивидуальности в системе ценностей молодежной субкультуры. Сложные социальные формы развития молодежи, ее стремление к самовыражению через новые виды досуга, культурные традиции, которые инициируют интерес к системам традиционного досуга - эти, и многие другие проблемы, тесно переплетаются, осложняя выбор человека, стимулируя его растерянность, когда он не может добиться тех результатов, к которым стремился. Культурные мероприятия имеют очень разные формы, разное идейное содержание, опираются на многовариантные сценарии, предлагают разные жанровые и видовые системы досуга и способствуют разобщенности интересов как населения в выборе досуга, так и ученых - досуговедов в выборе технических и методических ресурсов. Однако, вся культура России - это единое пространство реализации профессиональных и содержательных по своему значению направлений организации досуга личности, которое взаимодействует на основе обмена опытом, обмена мнениями, обмена идеями, способствующими тому, что творчество и искусство нашей страны находится сегодня на очень высоком уровне. Государство заботиться о регламентах деятельности социально-культурных учреждений, ремонтирует дома культуры и творчества, реконструирует парки, организовывает массовые досуговые мероприятия с наполнением их многими инновационными системами, следит за качеством предоставления социально-культурных услуг, оказывает содействие различным художественным и творческим коллективам и движениям, проводит масштабные фестивали, посвященные культуре страны. Так, в Министерстве культуры Республики Татарстан, отделом профессионального искусства и художественного образования на 2017 год решаются вопросы сохранения и использования объектов культурного наследия, контролируется деятельность в области создания произведений искусства, организуется деятельности танцплощадок, дискотек, школ танцев, осуществляется социально-экономическое программирование культурно-досуговой деятельности, разрабатываются планы инвестиционной деятельности в культуру, осуществляется социально-культурный мониторинг.

В условиях решения проблем досуговой культуры молодежи, привлекает внимание книга ТВ. Артемьевой, Г.Л.Тульчинского «Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования» [1]. В книге отмечены технологии привлечения средств на организацию досуга молодежи, описаны системы спонсорства, рассмотрены различные современные культурные процессы, представлена оригинальная концепция организации отдыха. Важно отметить, что авторы привлекают внимание описанием этапов и уровней разработки различного рода программ и проектов, имеющих инновационное значение, а также разработкой информационного обеспечения и его актуальности в системе социально-культурной сферы.

Глобализация - это направление, которое увязывает системные процессы на мировом уровне и способствует появлению новых интегративных систем в области культуры, искусства, экономики, политики, творчества, быта, социума. Она зависит от мировых течений, имеющих как

деятельностную, так и идейную форму, и обеспечивает цивилизационное развитие нашей планеты.

Научная монография ААЛаскина «Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобождения специалистов на социально-культурную деятельность» раскрывает в современных социально-экономических и политических условиях России, особенности протекания социальных процессов в условиях динамичного экстенсивного развития социально-культурной инфраструктуры и организационных механизмов управления развитием образования в социокультурной сфере. Автор отмечает, что практическое применение инновационных педагогических технологий регулируют кризисы и способствуют более углубленному пониманию исследуемых проблем. В результате проведенного исследования, ААЛаскин пришел к выводу, что система социально-куль-турной деятельности обеспечивает выстраивание перспективных линий личностного развития человека на основе самоорганизации и самопроектирования [2].

Культурные проблемы современности имеют серьезные основания и причины, которые связаны с глубокими духовными и экономическими преобразованиями в нашей стране. Важно отметить тот факт, что глобализация, унификация и стандартизация постепенно уступают место индивидуализации в системе формирования именно уникального человеческого социокультурного опыта. Появляются специалисты, способные решать нестандартные проблемы современности в системе новых социальных задач, разрабатываются новые технологии совершенствования деятельности личности на самом высоком уровне, появляются системы, обеспечивающие улучшение качества культурного продукта. Перечислим основные культурные проблемы современности в свете социальных и культурных изменений общества:

- изменение инфраструктуры сельских домов и дворцов культуры, которая очень сильно отличается от городских;

- наличие новых связей между селом и городом, которые приводят к новым культурным реалиям;

- изменение в сознании молодежи в системе духовно-нравственных ценностей;

- наличие культурных инноваций, имеющих дорогостоящие финансовые вложения;

- применение креативных технологий самореализации личности в системе социальной активности;

- развитие адекватных развитию общества систем, связанных с новыми социальными структурами в области социально-культурной сферы;

- применение гибких технологий расширения социокультурного опыта личности;

- развитие системы поддержки талантов и творческих проектов, применение грантов, как стимулирующих механизмов;

- применение системы инвестиций в культуру на разных уровнях;

- соблюдение культуры мышления руководителей социокультурной сферы на основе издания новых положений и инструкций;

- коррекция деятельности концертных и художественных коллективов в системе инновационных рычагов их деятельности;

- применение сложных, интегративных связей в организации публичных культурных мероприятий.

Развитие культуры имеет несколько направлений, которые сегодня обеспечивают развитие культуры досуга личности в системном и деятельностном аспекте:

- реализация подготовки новых документов для заключения государственных контрактов с представителями социокультурной сферы;

- составление новых экспертных заключений о предоставлении авторских прав на различные услуги в социокультурной сфере;

- обеспечение свободы творчества, участия в культурной жизни, доступа к культурным ценностям на основе приказов министерств культуры;

- обеспечение интеграции культуры республик и субъектов РФ в мировое культурное пространство;

- управление формированием ведомственных государственных информационных ресурсов в сфере культуры;

- поддержка экономических, информационных и культурных связей со странами дальнего и ближнего зарубежья;

- содействие развитию государственно-частного партнерства в сфере культуры.

Культурологическое значение досуга имеет новые смысловые значения, которые

опосредованы происходящими событиями в обществе, влияющими на трансформацию мышления в системе социальных отношений, в первую очередь. Новые социальные отношения - это новая культура досуга личности, которая связана с основами усвоения ценностей? в первую очередь? мирового пространства. Культура России и культура мира сегодня имеют новые взаимосвязи и

обеспечиваются социальными и экономическими механизмами, которые приводят к повышению качества предлагаемых культурных услуг. Важно отметить, что российские и зарубежные культурные связи обеспечивают не только развитие мышления молодежи, но и способствуют его обогащению в системе общечеловеческих универсальных ценностей. Достижения мировой цивилизации сегодня доступны всем слоям общества, а также способствуют укреплению мира на Земле.

Культура досуга личности связана со многими сложнейшими инновационными социально-культурными технологиями, которые особенно привлекают молодежь. В частности, шоу и анимация, которые связаны с новыми эстетическими формами презентации, новыми культурными императивами и новыми системами взаимодействия со зрителем. Зрелищность шоу, их финансовое и техническое обеспечение, идейная система, а также креативная форма сценарно-режиссерских постановок привлекают молодежь в силу мощного энергетического воздействия на психику и сознание. Кроме этого, сегодня очень популярны евент - технологии, которые связаны с локальными культурными мероприятиями и имеют очень узкие, корпоративные цели. Эти цели связаны с самопрезентацией, умением общаться с разными людьми, умением выдвигать новые идеи.

В.Е.Новаторов отмечает, что сегодня рыночная экономика определяет закономерности, противоречия и проблемы не только социально-культурной сферы, но и развития личности в целом. В его монографии «Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология» раскрыты основные противоречия в культурной жизни страны, системы приобщения молодежи к творчеству и культурному развитию, появление новых интегрированных форм организационных структур в социально-культурной сфере, внедрение маркетинговых технологий, применение российских моделей связей с общественностью, развитие рынков товаров культурного назначения [3].

Культура общества и культура мира - это понятия сопрягающие, но не однозначные. Общество живет по законам нормативов и положений, мир живет по законам творчества и созидания. Когда два этих направления гармонично взаимодействуют, это хорошо, когда творчество и созидание не укладывается в рамки документов и приказов министерств появляются проблемы, которые общество решает разными путями. Важно отметить тот факт, что культура досуга личности обеспечивается процессами общественной культурной интеграции творчества и государственного регулирования, поэтому многие системы досуга имеют очень весомый и серьезный показатель качества как предоставляемых услуг для молодежи, так и его результативности.

Литература

1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л., Фандрейзинг: привлечение средств на проекты в сфере культуры и образования: учебное пособие - СПб.: Издательство «Лань», 2010. - 288 с.

2. Ласкин А.А., Педагогическое регулирование профессиональной переориентации высвобожденных специалистов на социально-культурную деятельность: монография / М.:Юнитина-Дана: Закон и право, 2014247 с.

3. Новаторов В.Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология: учебное пособие / СПб.: Издательство «Планета музыки», 2015. - 384 с.

Referenses

1. Artemieva T.W., Tulchinsky G.L., Fundraising: raising funds for projects in the sphere of culture and éducation: textbook - SPb.: Publishing House «Doe», 2010. - p.288

2. Laskin A.A., Pedagogical regulation of professional reorientation of released specialists to socio-cultural activities: monograph / M.: Yunitina-Dana: Law and Right, 2014- p.247

3. Novatorov W.E. Socio-cultural marketing: history, theory, technology: textbook / SPb .: Publishing house "Planet of Music", 2015. - p.384

УДК 023

О.А.Калегина, Г.А.Кузичкина, Г.М.Кормишина

ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Проанализированы проблемы модернизации библиотечно-информационного образования и библиотек в современной социально-экономической ситуации. Показаны возможности вузов культуры при разрешении кадровой ситуации в библиотеках. Охарактеризованы основные проблемы набора, подготовки и переподготовки библиотекарей в условиях болонского процесса. Проанализированы причины, влияющие на противоречия между вузами и библиотеками по вопросам обеспечения библиотек высококвалифицированными специалистами.

Ключевые слова: модернизация библиотек, библиотечно-информационное образование, подготовка кадров, кадровая ситуация, профессиональный и образовательный стандарт, Болонский процесс.

Olga A. Kalegina, Galina A. Kuzichkina, Guzela M. Kormishina POTENTIAL OF LIBRARY INFORMATION FORMATION IN CONDITIONS OF PUBLIC LIBRARIES MODERNIZATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.