Научная статья на тему 'Формирование досуговых потребностей молодежи как социокультурная проблема'

Формирование досуговых потребностей молодежи как социокультурная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2299
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СТРУКТУРА ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / СВОЙСТВА ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ДОСУГ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / LEISURE NEEDS / YOUTH / THE STRUCTURE OF LEISURE NEEDS / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина А. А.

В статье рассматриваются различные теоретико-прикладные направления формирования досуговых потребностей молодежи в ключе развития их мотивационных качеств на основе выявления современных положений культурной политики, определяющей направленность организации социально-культурной деятельности в методологическом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEISURE NEEDS OF YOUTH AS A SOCIO-CULTURAL PROBLEM

The article describes the systems of formation of leisure needs of youth in the key to the development of their motivational qualities on the basis of the identification of modern provisions of cultural policy that determine the direction of organization of socio-cultural activities in a methodological manner.

Текст научной работы на тему «Формирование досуговых потребностей молодежи как социокультурная проблема»

УДК 379.8.09

А.А.Хайруллина

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются различные теоретико-прикладные направления формирования досуговых потребностей молодежи в ключе развития их мотивационных качеств на основе выявления современных положений культурной политики, определяющей направленность организации социально-культурной деятельности в методологическом ключе.

Ключевые слова: досуговые потребности, социально-культурная деятельность, молодежь, структура досуговых потребностей, свойства досуговых потребностей, досуг, социально-культурное развитие личности.

Anastasia А. Khairullina FORMATION OF THE LEISURE NEEDS OF YOUTH AS A SOCIO-CULTURAL PROBLEM

Annottation: the article describes the systems of formation of leisure needs of youth in the key to the development of their motivational qualities on the basis of the identification of modern provisions of cultural policy that determine the direction of organization of socio-cultural activities in a methodological manner.

Keywords: socio-cultural activities, leisure needs, youth, the structure of leisure needs,, socio-cultural development of the individual.

Современная социокультурная ситуация предъявляет высокие требования к развитию личности молодых людей в условиях глобальной трансформации общества, ее техногенных изменений, мультикуль-турной эволюции и гендерно-возрастных стереотипных культуротворческих инноваций. Современные научные взгляды на человека, организацию его досуга, социально-культурное развитие, в том числе, и формирование досуговых потребностей, связаны с использованием информационных технологий, повышения качества социокультурного образования и воспитания, использования современных форм мультимедиа и культурно-инновационных систем, привлекательных для молодежного возраста - флеш-мобы, квесты, конвенты, акции и другие формы.

Социальный опыт личности обеспечивается достаточно сложной многоуровневой системой личностных предпочтений и стремлений, связанных с потребностями человека на основе его идеалов и жизненных позиций. В этом ключе, исследования, посвященные досуговым потребностям молодежи, доказывают, что современная молодежь предстает как сосредоточие социокультурных процессов, влияющих на особенности современной цивилизации. Многие общественные процессы не только обеспечиваются социальными и до-суговыми ожиданиями молодежи, но и формируются под воздействием социальных, экономических и политических изменений.

Нельзя не отметить, что решение задач формирования досуговых потребностей молодежи связано с распадом многих культурных нормативов и ценностей, которые сегодня неактуальны в силу социокультурных изменений в системе традиционных социально-культурных институтов. Кроме этого, зачастую некоторые из этих институтов деформируют представления о действительности, так как опираются на устаревшие формы работы с молодыми людьми.

Первоочередными социально-культурными задачами в деле формирования досуговых потребностей молодежи являются:

- реализация механизма молодежной культурной политики на основе согласования государственных и региональных интересов;

- оптимизация местных досуговых программ для молодежи;

- развитие молодежных движений, направлений, объединений и организаций, сообществ и ассоциаций;

- популяризация современных духовных ценностей.

Досуговые потребности сегодня - это не просто категория, связанная с использованием национального или культурно-созидающего потенциала в системе мотивационных свойств личности, это важная категориальная позиция социально-культурной деятельности, содержащая в основе следующие аспекты:

1. Досуговые потребности современной молодежи определяются целым спектром социальных навыков и свойств, связанных с мобильным дискуссионным мышлением, присущим современным молодым людям.

2. Современные досуговые потребности отличаются от прошлых лет следующими показателями - новые социокультурные тенденции общественного развития сформировали новый пласт потребностей; современные технологии в области бизнеса, маркетинга, мультимедиа определили систему инновационных потребностей молодежи в области поиска информации и ее переработки; досуговые потребности определяются новыми формами досуга - персональный досуг, коммерческий досуг, корпоративный досуг и другие.

3. Социально-культурные инновации в области социально-культурной деятельности определили зависимость методологии социально-культурной деятельности, педагогики и системного организационно-направленного моделирования процесса формирования досуговых потребностей молодежи.

4. Досуговые потребности - это целое направление педагогики досуга в системе социокультурного образования и воспитания личности на основе применения альтернативных технологий.

На наш взгляд, досуговые потребности - это системное культурное и социальное обеспечение базовых потребностей человека, определяющих его общественное развитие в системе культурного процесса, располагающего важнейшими ресурсами организации культурной деятельности человека. Современные досуго-вые потребности имеют несколько направлений при реализации гуманистического, оптимизационного, преобразовательного и прогностического потенциала социально-культурной деятельности. Это связано с общей характеристикой функциональных свойств досуговых потребностей:

- мотивационно-сформированной нуждой человека в каком-либо виде досуга;

- стремлением человека удовлетворить свою потребность;

- интересом личности и мотивом к действию;

- скрытыми и явными желаниями, определяющими потребность личности;

- установками личности на определенный вид досуга;

- ценностно-смысловыми ориентациями, определяющими качество досуга.

Самой главной и распространенной схемой классификации потребностей, без которой не обходится ни одно исследование, посвященное данной теме, является схема А.Маслоу. Не обойдем и мы ее своим вниманием, так, согласно, А. Маслоу потребности имеют следующую иерархию:

1. Физиологические потребности (в одежде, еде, пище и т.д.].

2. Потребности в самосохранении.

3. Социальные потребности.

4. Потребности в уважении.

5. Потребности в самоутверждении [5].

В диссертации О.А.Заикиной отмечается, что сущность формирования досуговых потребностей связана с приобретением знаний в области культурно-досуговой деятельности, систематичности досуговой занятости, вариативности видов культурно-досуговой деятельности, включённости в различные виды куль-турно-досуговой деятельности [4].

Н.И. Галимуллина отмечает, что обеспечение досуговых потребностей - это, в основном, стратегия для принятия административных управленческих решений. По ее мнению, город - это физическое пространство, которое можно воспринимать многомерно на уровне социальных отношений, где удовлетворение потребностей людей будет связано с заботой об окружающей среде, поддержкой парковых форм организации досуга, а также - с закреплением правил экологически развернутого поведения и досугового взаимодействия горожан. Жизнь человека полноценна, если реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы саморазвития и организации свободного времени. Досуг и отдых могут включать разные виды деятельности - самообразование, общение, развитие новых идей, проектов, которые позволяют чувствовать себя нужными окружающим [3].

ЮАСтрельцов отмечает, что досуговые потребности связаны, в первую очередь, со стремлением личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы удовлетворить свои духовные нужды: обменяться информацией, включиться в групповую деятельность, сюда же автор относит стимулы, связанные с экспрессивно-эмоциональными ценностями и прежде всего с потребностью в совместных переживаниях [7, с. 216-217].

В.Е.Новаторов считает, что жизнь современного человека отличается широким разнообразием потребностей, их непрерывным возрастанием. По его мнению, досуговые потребности связаны с культурными потребностями и определяются ими на протяжении разных возрастных этапов. Автор считает, что досуговые потребности связаны с потребностями в культурных впечатлениях [6].

Б.Л.Вульфсон отмечает, что современные досуговые потребности молодежи должны определяться общечеловеческими ценностями. Однако, ситуация, по мнению автора, усугубляется острейшими глобальными проблемами, различными формами социальной опасности, изменением социокультурных российских норм жизни, болезненными процессами российского сознания. Б.Л.Вульфсон считает, что на досуговые потребности молодежи оказывает влияние бытовая ксенофобия, трансформация соотношения патриотизма и национализма, воздействие интеграционных процессов, антиинтеллектуализм. Ученый выдвигает следующие положения - формируются конфликты поколений, возрастные когорты все более локализованы; обостряются процессы акселерации; социально-экономические трансформации влияют на развитие мышления; существует определенный идеологический вакуум в воспитании детей и молодежи [2].

На наш взгляд, современные технологии социально-культурной деятельности обеспечивают развитие досуговых потребностей молодежи по следующим направлениям:

- выбор профессии, профессиональная ориентация, выбор путей профессионального становления;

- детерминация форм социальной активности;

- самоорганизация личности на основе различных систем персонификации;

- регламентация межличностных отношений.

Социально-культурная деятельность сегодня - это сопредельность культурологических наук, интеграционных культурных процессов, разноплановой социально-культурной сферы и разветвленной системы социально-культурных учреждений старого и нового типа, стремящихся удовлетворить различный спектр досуговых потребностей молодежи. Включая дополнительное образование молодежи, предоставление ей коммерческих развлекательных услуг, активное использование современных систем коммуникации связы-

вает методологию социально-культурной деятельности со взаимосвязанными элементами обыденного знания, фрагментарной действительности, что утяжеляет научно-исследовательское поле современной науки и делает ее сложной и противоречивой. Отсюда такие разноплановые и противоречивые позиции в исследованиях, касающихся нормативного и методологического поля социально-культурной деятельности.

На наш взгляд, социально-культурная деятельность - это культурно-образовательная деятельность, обеспечивающая формирование общественного сознания личности на основе социозащитных и организационных функций общественной практики. Поясним, почему: ключевым моментом в определении социально-культурной деятельности является общественная практика человека и ее многочисленные виды. Эта практика, в том числе, направлена и на усвоение, хранение и переработку культурных ценностей, как это принято в старых учебниках по социально-культурной деятельности. В нашем же понимании, современная социально-культурная деятельность невозможна сегодня без общегосударственных программ развития, без использования ресурсов социально-экономической сферы, без организационно-мето-дического содействия развитию личности на основе маркетинговых технологий.

Мы считаем, что досуговые потребности молодежи - это управляемые и неуправляемые процессы культурной идентификации личности, связанные с ее интересами и побуждениями в области досуга и являющиеся базовыми культурными поведенческими и деятельностными формами, влияющими на социальную активность личности.

Досуговые потребности личности молодежи, имеют, на наш взгляд, следующую структуру:

1. Мотивационный компонент: досуговые потребности влияют на мотивацию личности в области досуга по нескольким категориям - интеллектуальном, психическом, психологическом, эмоциональном, нравственном, духовном; мотивы занятия какой-либо досуговой деятельностью напрямую зависят от психологических и возрастных изменений, а также от социокультурных интересов, определяющихся досуговой потребностью.

2. Поведенческий компонент: культурно-смысловая позиция человека связана с его поведением и влияет на досуговые потребности; это обеспечивает культурную и социальную адаптацию личности в социуме, овладение ею социокультурным опытом; поведение человека всегда определяется его ценностями и установками.

3. Культурный компонент: досуговые потребности определяются культурными ожиданиями, а также способностями и склонностями личности, ее дарованиями и талантами; это связано с системой усвоения культурных норм общества.

Таким образом, формирование досуговых потребностей молодежи с точки зрения социокультурной проблематики, может рассматриваться в двух плоскостях - методологической плоскости и социально-культурной плоскости - и позволяет сделать следующие выводы:

1. Досуговые потребности молодежи - это сложное интегративное образование, связанное с особенностями социальной сферы, направленное на систематическое и целенаправленное повышение самореализации личности в условиях досуга.

2. Досуговые потребности молодежи на сегодняшний день определяются традиционными и новыми социокультурными ценностными ориентациями в социокультурной сфере.

3. Формирование досуговых потребностей зависит от уровня культуры личности, системы мировоззрения, культурно-локальных ожидания от сферы досуга, интересов и склонностей личности, ее направленности, талантов и свойств.

4. Процессуальность и прологонгированность досуговых ожиданий личности и развитие досуговых стратегий человека напрямую зависят от качества удовлетворения досуговых потребностей.

5. Изменения в политической, экономической, социальной жизни вызывает появление новых досуговых потребностей олодежи в условиях использования мультимедиа и информационных технологий.

6. На формирование досуговой потребности оказывает влияние технологии целевого адаптирования, направленные на повышение ценностно-ори-ентационного уровня молодежи.

Глобальные перемены современности несут новые направления в организации социально-культурной деятельности молодежи, в том числе и в системе развития их досуговых потребностей. Глубокие трансформации в области культуры, образования, сферы досуга, породили новые ситуации, обеспечивающие развитие инновационных систем, направленных на культурное обновление общества. Многие культурные процессы теперь развиваются за счет перестройки основ новой российской государственности, за счет формирования новой доктрины социокультурного воспитания, и внедрении в массовое сознание новых ценностей масс-культуры.

Однако, наряду с развитием инноваций, остаются и не совсем положительные направления культурного изменения общества. По-прежнему, беспокоит ученых определенная социальная инфантильность части молодежи, нарушение преемственности традиций, обострение межнациональных отношений, многие негативные общественные явления.

Досуговые потребности развиваются не только в системе государственных и общественных институтов, но и в системе стихийной общественной идеологии, в условиях антикультурной экспансии, в системе факторов, нарушающих устойчивость общества с позиции смещения и трансформации ценностных приоритетов.

Однако главным направлением формирования досуговых потребностей молодежи остается культура, как основа повышения духовного уровня личности, как показатель воспитанности и образованности и как механизм реализации государственной политики России.

Литература

1.Абульханова-Славская К.А Стратегия жизни /[Текст] - М.: «Мысль», 1991. - 299 с.

2.Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур [Текст] - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. - 80 с.

3.Галимуллина Н.И. Досуговые потребности ижевчан как ресурс для разработки стратегии управления городскими пространствами [Текст] // Вестник Удмуртского университета - 2015 - №25 (1) - с. 11-15

4.Заикина О.А. Формирование досуговых потребностей подростков из семей социального риска на основе социально-культурного проектирования [Текст]: дисс...канд.пед.наук - Москва, 2013 - 182 с.

5.Маслоу А.Х. Мотивация и личность [Текст]/ пер. с англ. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 392 с.

6.Новаторов В.Е.Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология [Текст]: Уч. пос. - СПб.: Изд-во «Лань», 2015 - 384 с.

7. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга [Текст]: уч. пос. изд-е 2-е -М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

References

1. Abulhanova-Slavskaya KA. The strategy of life/[Text] - M.: «Thought», 1991. - p. 299

2. Wulfson B.L. Actual problems of education in the context of globalization and cultural encounters [Text] - M.: NOU VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2009. - p. 80

3. Galimullina N.I. Leisure needs of Izhevsk citizens as a resource for developing a strategy for managing urban spaces [Text] // Bulletin of the Udmurt University - 2015 - №25 (1) - p. 11-15

4. Zaikina O.A. Formation of leisure needs of adolescents from families of social risk on the basis of socio-cultural design [Text]: Thesis ... candidate of pedagogical sciences - Moscow, 2013 - p. 182

5. Maslow A.H. Motivation and personality [Text] / Trans. from English. - 3rd ed - St. Petersburg.: Peter., 2003. - p. 392

6. Novatorov V.E. Socio-cultural marketing: history, theory, technology [Text] schoolbook - St. Petersburg.: Publishing house "Fallow Deer", 2015 - p. 384

7. Streltsov UA. Culturology of leisure [Text]: schoolbook, Publishing house, 2nd ed.-M.: MGUKI, 2003.- p. 296

УДК 37.02; 371

Л.Ю.Сироткин НОРМОТВОРЧЕСТВО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрывается педагогический аспект нормотворчества. С процессуальной и содержательной сторон предлагается анализ формирования нормотворчества у подростков как возраста диспозиционного к восприятию социальных/моральных норм и обладающего достаточным творческим потенциалом для их применения в конфликтных ситуациях общения, которые разрешаются посредством морального выбора.

Ключевые слова: норма, творчество, подросток, субъект нормотворчества, ситуации выбора.

Lev Yu. Sirotkin CREATIVITY: PEDAGOGICAL ASPECT

The article reveals pedagogical aspect of the rulemaking. With the procedural and substantive parties analysis of the formation of normative adolescents as age, dispositional perception of social/moral standards and have sufficient creativity to apply them in conflict situations that are resolved through moral choice.

Key words: norm, creativity, teenager, the subject of the rulemaking, a situation of choice.

Вводимое в педагогический оборот понятие «нормотворчество» предполагает оригинальную понятийно-смысловую интерпретацию, ориентированную на поведенческие стратегии и тактики. В определенном контенте дефиниция «нормотворчество» обозначает творческое усвоение норм поведения и их использование в поведенческих ситуациях в качестве образца-регулятора. Предложенное понимание нормотворчества универсально и соответствует значениям его составляющих: творчеству и норме. Подробному анализу творчества и нормы как отдельных феноменов посвящен ряд наших работ (7, 8, 9 и т.д.). В данной статье рассмотрен преимущественно поведенческий аспект нормотворчества.

Известно, что поведение человека целеориентированно, несмотря на хаотичность его отдельный проявлений. Целеориентированность предполагает стандартизацию и упорядоченность поведенческих реакций человека. Стандартизированное поведение регулируется социальными нормами, хотя и сохраняет вариативность в пространстве нормативной регуляции. Это, как правило, заданное и типологически разнообразное поведение. Поведение осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, которая реализует определенную стратегию посредством тактических маневров. Стратегия и тактика основываются на выборе поведенческих альтернатив. Поэтому нормативное поведение целесообразно рассматривать на двух уровнях: уровне поступка - выбора (поступления) и уровне поведенческого пространства. Поведенческое пространство разнородно; оно включает поведенческие круги, которые образуют: нормативное, отклоняющееся и противоправное поведение. Как ни парадоксально на первый взгляд утверждение о критериальной сложности нормативного поведения по сравнению с отклоняющимся и противоправным, но это утверждение представляется обоснованным в силу содержательного разнообразия нормативности. В частности, не представляется возможным адекватно конкретизировать, сообразуясь с критериями нормативности, проявления нормативного поведения высшего уровня - героизм, мужество, отвага и т.д. Вопрос о границах и видах нормативного поведения также остается открытым (достаточно напомнить о разбросе социальных качеств, умений и навыков, которые характеризуют социальную норму и количество которых дос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.