Научная статья на тему 'Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности в условиях социокультурной интеграции личности в общество'

Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности в условиях социокультурной интеграции личности в общество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL INTEGRATION / GLOBALIZATION / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / YOUTH / SOCIOCULTURAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д.В.

В статье раскрыты базовые научные положения о культурно-досуговой деятельности на основе выявления ее воспитательных ресурсов; выявлены системные условия реализации личностью своего культурно-досугового потенциала на основе раскрытия творческих потребностей и интересов; выявление главных механизмов культурной политики Татарстана рассмотрены на примере обращения к основным законодательным проектам; раскрыты взаимосвязи между потенциалом личности и ее культурно-досуговой деятельностью; выявлены механизмы раскрытия потенциала личности на основе расширения сферы деятельности Казанского государственного института культуры. Применены схемы анализа социокультурной интеграции личности в общество на основе выявления взаимосвязи между человеком и средой, культурой и глобализационными процессами; расширены представления о свойствах культурно-досуговой деятельности. Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности раскрыто в системе культурологического анализа и деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SYSTEM OF EDUCATIONAL RESOURCES OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF THE INDIVIDUAL INTO SOCIETY

The article examines the basic scientific provisions on cultural and recreational activities on the basis of identifying its educational resources; reveals the systemic conditions for the individual to realize his cultural and recreational potential on the basis of disclosure of creative needs and interests; reveals the relationships between the individual's potential and its cultural and leisure activities; reveals the mechanisms for revealing the potential of the individual on the basis of expanding the scope of the Kazan State Institute of Culture.The identification of the main mechanisms of the cultural policy of Tatarstan is examined with reference to the main legislative projects.Schemes of the analysis of the socio-cultural integration of the individual into society are applied on the basis of the identification of relationship between man and environment, culture and globalization processes; the ideas about the properties of cultural and recreational activities are expanded. The use of the system of educational resources of cultural and recreational activities is disclosed in the system of cultural analysis and the activity approach.

Текст научной работы на тему «Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности в условиях социокультурной интеграции личности в общество»

11.Mills C.W. The professional ideology of social pathologists / / American Journal of Sociology.-1943. V. 49. No. 2.-P. 165-180.

12.Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York The Free Press. - 1966.V. 6. - P. 34-46.

13.Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge University Press, 1998. R.142.

14.Wilensky H. L. The professionalization of everyone? / / American Journal of Sociology/ -1964. - V. 70. (№2).- P. 137 - 158.

УДК 379.8.09

Д.В.Шамсутдинова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВО

В статье раскрыты базовые научные положения о культурно-досуговой деятельности на основе выявления ее воспитательных ресурсов; выявлены системные условия реализации личностью своего культурно-досугового потенциала на основе раскрытия творческих потребностей и интересов; выявление главных механизмов культурной политики Татарстана рассмотрены на примере обращения к основным законодательным проектам; раскрыты взаимосвязи между потенциалом личности и ее культурно-досуговой деятельностью; выявлены механизмы раскрытия потенциала личности на основе расширения сферы деятельности Казанского государственного института культуры. Применены схемы анализа социокультурной интеграции личности в общество на основе выявления взаимосвязи между человеком и средой, культурой и глобализационными процессами; расширены представления о свойствах культурно-досуговой деятельности. Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности раскрыто в системе культурологического анализа и деятельностного подхода.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, социокультурная интеграция, глобализация, социально-культурная деятельность, молодежь, социально-культурная практика

Dilbar V. Shamsutdinova, THE USE OF SYSTEM OF EDUCATIONAL RESOURCES OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF THE INDIVIDUAL INTO SOCIETY

The article examines the basic scientific provisions on cultural and recreational activities on the basis of identifying its educational resources; reveals the systemic conditions for the individual to realize his cultural and recreational potential on the basis of disclosure of creative needs and interests; reveals the relationships between the individual's potential and its cultural and leisure activities; reveals the mechanisms for revealing the potential of the individual on the basis of expanding the scope of the Kazan State Institute of Culture.The identification of the main mechanisms of the cultural policy of Tatarstan is examined with reference to the main legislative projects.Schemes of the analysis of the socio-cultural integration of the individual into society are applied on the basis of the identification of relationship between man and environment, culture and globalization processes; the ideas about the properties of cultural and recreational activities are expanded. The use of the system of educational resources of cultural and recreational activities is disclosed in the system of cultural analysis and the activity approach.

Keywords: cultural and leisure activities, socio-cultural integration, globalization, socio-cultural activities, youth, socio-cultural practice.

Использование системы воспитательных ресурсов культурно-досуговой деятельности связано с реализацией новых техногенных и информационных технологий в расширении социального и культурного сознания молодежи. Социально-культурная интеграция личности - это понятие, связанное с развитием современных процессов общества, которые на сегодня реализуют масштабные глобальные и культурные изменения, приводящие к новым результатам и реформам, в том числе и в социокультурной сфере. Важно отметить, что культура личности сегодня определяется новыми компетенциями, обеспечивающими ее интеграцию в социум на основе новейших информационных технологий, стремления к катализаторным и функциональным направлениям профессиональной деятельности, реализации системы нового мировоззрения на основе смысловых изменений социокультурной деятельности.

Культурно-досуговая деятельность сегодня связана с рядом направлений, приводящих к серьезным изменениям в сфере инноваций, в том числе направленных на социокультурную интеграцию личности в общество. В частности, это отмечено в новых документах, которые принимает правительство Татарстан: так, в приказе на объявление конкурса "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" реализуются проекты, ориентированные на решение проблем социального и гуманитарного развития Республики Татарстан. Они направлены на повышение инновационного потенциала Республики Татарстан, привлечение молодежи к творчеству, содействию использованию интеллектуального потенциала регионов России [3].

Система формирования социокультурных кадров - это система образовательных и проектных ресурсов, обеспечивающих новые направления в развитии социокультурного мировоззрения лично-

сти. В Казанском государственном институте культуры рассматриваются различные методы усвоения новых знаний в условиях культурной трансформации различных социокультурных учреждений и формирования их направленности на изменения в сфере законодательства.

Так, в Приказе Министерства республики Татарстан от 24 июля 2017 года № 602од «Об утверждении стратегии развития отрасли культуры республики Татарстан 2016-2021 гг. на период до 2030 гг.» отмечается, что «объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культуры, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан; отмечается недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе маломобильных и с другими ограничениями жизнедеятельности [4].

В «Стратегии развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года» отмечено, что государственная молодежная политика направлена на решение следующих задач:

1. Создание условий для всесторонней реализации и активного использования потенциала молодежи в культурно-творческой, спортивной, информационной и иных сферах деятельности.

2. Внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих формированию у молодежи мотивации к дополнительному, неформальному образованию и самообразованию.

3. Создание эффективной системы информационного обеспечения молодежной политики на основе внедрения новых информационных технологий, способствующих вытеснению негативного информационного контента, консолидации взаимодействия государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации с молодежью республики [5].

В республике Татарстан функционирует социально-культурная среда, направленная на поддержку различных слоев населения, связанная с использованием культурного и социального потенциала личности и направленная на изменение структуры сознания человека на основе новых социокультурных тенденций, которые способствуют четкому разграничению технологий социокультурной адаптации человека в социум. Кроме этого, Татарстан обладает уникальной инфраструктурой, способствующей не только успешной интеграции личности в социум, но и направленной на реализацию различных структур, делегирующих полномочия личности в различных условиях: это и волонтерские организации, и система социального и творческого развития личности, это и система конкурсов и грантов, организация массовых культурных мероприятий на международном уровне.

Город Казань и его различные социокультурные учреждения сегодня направлены на проектирование новых условий социокультурной интеграции личности в общество, они связывают воедино сеть культурных, деятельностных и мотивационных программ, реализуют проекты молодежного международного формата, способствуют развитию компетенций межнационального и межкультурного общения, используют механизмы социальной реабилитации и защиты человека в трудных жизненных условиях, направлены на реализацию массовых акций и проектов, связанных с использованием творческого и жизненного пространства для интеграции и адаптации человека к новым условиям. Казань - это город новых технологий и новых проектов, успешно реализуемых на федеральном и региональном уровне.

Так, в исследовании Е.А Малянова отмечено, что специфика социально-культурной инновации состоит в том, что она представляет собой процесс продуцирования нововведений в культуре, предполагающий, в первую очередь системные изменения в жизни общества в целом, тормозящих интеграцию личности в общество - снижение вероятности рисков, противодействие нестабильности, создание условий для устойчивого развития и др. Этот процесс, по мнению автора, охватывает изменения в технологической системе социально-культурной деятельности, прежде всего на уровне деятельности учреждений культуры и образования, создающих условия для повышения социальной консолидации, оптимизации процессов культурной жизни, формирования креативных личностей, способных в долговременной перспективе к разработке и осуществлению инноваций [2].

Казанский государственный институт культуры готовит сегодня специалистов социокультурной сферы по нескольким направлениям, которые в будущем должны отвечать за качество не только социокультурной интеграции личности в общество, но и способствовать расширению связей и полномочий многих делегирующих систем, направленных на социокультурное развитие личности. Так, в нашем институте за прошедший период, были организованы следующие социально-культурные мероприятия, направленные на социокультурную интеграцию студентов в общество:

- проведен Первый Международный живописный симпозиум «Прекрасный Татарстан»;

- организована Российская Неделя «Мир - через культуру», посвященная 83-й годовщине Пакта Рериха «Об охране историко-культурных ценностей»;

- организован Форум «Время кино»;

- проведен профориентационный проект «Я - студент»;

- реализован проект «Музыкальный Форсаж»;

- проведен молодежный форум «Наш Татарстан» и другие.

Данные мероприятия направлены на развитие следующих направлений социокультурной интеграции личности в общество:

- развитие навыков и умений анализа социокультурных мероприятий, их значения в развитии личности;

- умение общаться с людьми разных возрастов, национальностей и разной культурной направленности;

- использование личного потенциала на развитие коммуникативно-творческих знаний;

- применение социокультурных знаний в условиях практики;

- развитие социального мышления;

- формирование новой мировоззренческой социальной направленности на использование ресурсов инновационной культурной коммуникации.

На наш взгляд, современная культурно-досуговая деятельность связана с использованием инновационных материалов и ресурсов в новом технологическом пространстве, которое направлено на реализацию коммуникаций системно- информационного и культурно-интеграционного направлений. Современная наука о социально-культурной деятельности обосновывает эти направления в условиях коммуникативной и деловой системы подготовки молодежи, однако, мы считаем, основная трудность связана с тем, что молодежь не использует всего научного и творческого потенциала на основании диалектики социальных противоречий: реализации информационного пространства и коммуникативного потенциала личности. Многие научные исследования, посвященные социально-культурной деятельности, отмечают, что современные механизмы социокультурной интеграции личности в общество устарели, а новые еще только формируются и это происходит на фоне трансформации социального самосознания и стремления к инновационной культурной самореализации у молодежи и отсутствия определенных навыков у более старшего поколения. Кроме этого, наука о культурно-досуговой деятельности не успевает за изменениями в области технологий и информационного реструктурирования, а это, в свою очередь, приводит к тому, что многие культурно-досуговые программы не имеют значимости как в социальном, так и в культурном ретроспективном значении. Духовность человека корреллирует сегодня с проблемами адаптации человека к новым условиям, поэтому важность организации культурно-досуговой деятельности и ее соответствия новым социальным требованиям является очень актуальной темой.

Глобализация и глобализационные процессы, различные экономические изменения затронули все сферы общества, используя новые формы взаимодействия между человеком и информацией, деятельностью и мировоззрением, качеством обучения и качеством организации социокультурной практики, расширением производства и культурными инновациями, политическими реформами и реформами, касающимися культурной сферы, организацией политических акций и умением личности понимать различные общественные процессы. Глобализационные процессы изменили сознание людей в сторону деятельности в условиях повышения цен на тарифы культурных услуг, проекции культурной сферы на сферу рыночной экономики и политики, использования законов фандрейзин-га и селф-менеджемента, благотворительности и акций, направленных на волонтерскую деятельность в новом масштабном ключе. Проведение межкультурных мероприятий, в которых участвуют много стран и государств, становится традиций, использование культурного потенциала человека сегодня имеет глобалистический аспект - расширены зоны туристической и межкультурной коммуникации, развитие языковых знаний, умения общаться на разных континентах приводит к размыванию не только границ и ценностных ориентиров в сознании, но и способствует развитию планетарного мышления, стремящегося к миру и согласию. В этих условиях, система социокультурной интеграции имеет особый аспект - она международна, коммуникабельна, неоднозначна, одиозна и многопланова.

Культурно-досуговая деятельность, ее потенциал, ее сфера ограничены рядом техногенных изменений - используемые методы должны быть направлены на реорганизацию мышления личности при использовании методов формирования новых социокультурных идеалов и форм, направ-

ленных на использование человеком творческого и научного потенциала, как на благо общества, так и на благо государства в целом.

В исследовании Е.И. Леоновой отмечается, что организация культурно-досуговой деятельности представляет собой упорядочение человеком различных видов свободных занятий, при которых могут наиболее полно удовлетворяться потребности и интересы личности в целях ее разностороннего развития с учетом особенностей возраста и пола, макро и микросреды, национально-культурных традиций региона. По ее мнению, современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, способствующая личности не только осваивать социально-генетический опыт в виде материальной и духовной культуры, но и преобразовывать окружающий мир, проявляя социальную активность. [1]. Эта мысль, несмотря на то, что она высказана несколько лет назад, связана с использованием личностью своего коммуникативно-творческого потенциала в условиях специального, целенаправленного личностного изменения, несущего новый аспект, связанный с развитием, преобразованием и улучшением жизнедеятельности и творчества.

На наш взгляд, культурно-досуговая деятельность сегодня - это сфера, связанная с организацией досуга личности и направленная на развитие ряда мероприятий, имеющих познавательную, интеллектуальную, творческо-коммуникативную и релаксационную формы реализации, обеспечивающих удовлетворение потребности личности в развитии своих личностных потенциалов и имеющих ресурсы для формирования нового типа людей.

Воспитательные ресурсы культурно-досуговой деятельности состоят в следующем:

- использование коммуникативного пространства личности с целью изменения ее мировоззрения;

- реализация личностью свойств и качеств, приводящих к структурной реорганизации самооценки;

- использование ценностно-ориентационной направленности личности в системе социальной регуляции поведения и деятельности;

- реализация личностью своего потенциала на основе расширения социальных качеств и свойств;

- использование социальных мобильных систем коммуникации и информатизации на основе регулятивной и контрольно-нормативной деятельности;

- методические и ресурсные свойства контроля и коррекции девиантного поведения;

- решение проблем социального благополучия личности.

Решение проблем человека, установление связей между ним и средой, культурная коммуникация и расширение сферы деятельности и поведения человека, норм социального благополучия - вот неполный перечень проблем, который сегодня способна решить культурно-досуговая деятельность. Кроме этого, профессиональная ориентация человека, круг его деловых связей зависят от качества использования информационной среды, умения ориентироваться в культурных процессах, быть успешным в сфере личных и профессиональных интересов, применять навыки организации своего культурного пространства, быта, досуга.

Социальное благополучие личности зависит от успешной системы социальной защиты ее интересов, на которые направлена сегодня вся современная и организационная сфера, обеспечивающая различные виды и формы культурно-досуговых мероприятий. Однако, открытыми остаются вопросы социального благополучия людей, их творческой инициативы, культурного саморазвития и социального обеспечения их потребностей и интересов в новых социально-культурных условиях. Этот вопрос решается как на законодательном уровне, так и на уровне подготовки кадров социокультурной сферы.

Литература

1. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности: дисс...канд.пед.наук.- Казань, 2011.- 186 с.

2. Малянов Е. А. Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика: дисс.докт.пед.наук - Тамбов, 2011. - 443 с.

3. Приказ о конкурсе "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан / / Инвестиционно-венчурный фонд республики Татарстана - официальный портал [Электронный ресурс]. http: //ivf.tatarstan.ru/ rus/50ideas.htm

4. Приказ Министерства республики Татарстан от 24 июля 2017 года № 602од «Об утверждении стратегии развития отрасли культуры республики Татарстан 2016-2021 гг. на период до 2030 гг.» - Электронный фонд «Консорциум кодекс» [Электронный ресурс]. http: / / docs.cntd.ru/ document/446492545

5. «Стратегия развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1051455.doc

References

1. Leonova E.I. Formation of social activity of students in the process of cultural and recreational activities: thesis ... Candidate of Sciences.-Kazan, 2011.- p. 186

2. Malyanov E.A. Socio-cultural innovation: methodology, theory and practice: thesis ... doc. of ped sc. - Tambov, 2011. - p. 443

3. Order on the contest "Fifty best innovative ideas for the Republic of Tatarstan / / Investment and Venture Fund of the Republic of Tatarstan - official portal [Electronic resource] http://ivf.tatarstan.ru/ eng/50ideas.htm

4. Order of the Ministry of the Republic of Tatarstan from July 24, 2017 № 602 "On the approval of the strategy for the development of the cultural sector of the Republic of Tatarstan 2016-2021 for the period up to 2030 "- Electronic Fund" Consortium Code "[Electronic resource]. http://docs.cntd.ru/document /446492545

5. «Development strategy of the state youth policy, physical culture and sports in the Republic of Tatarstan for 2016-2021 and for the period until 2030" [Electronic resource]. http://mdms.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_1051455.doc

УДК 023

А.Н. Ягодка

ВНУТРЕНЯЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА - БАЗИС ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На основе многолетнего опыта преподавания сценических дисциплин, рассматривается проблема снижения внутренней активности студентов, препятствующая их плодотворной творческой работе в процессе воспитания пластической культуры. Главной предпосылкой к стимулированию энергетического потенциала служат возрастающие требования, предъявляемые к современному актёру и режиссёру, улавливающему и решающему психологические и физические задачи в стремительно ускоряющемся жизненном ритме.

Именно в силу этого, главной функцией внутренней активности студента-режиссёра в освоении различных форм пластической культуры является мгновенное включение в учебный процесс.

В статье раскрывается суть проблемы и описывается вариант её решения в рамках освоения конкретного профессионального пласта навыков и умений - пластической культуры.

Ключевые слова: художественно-педагогическое воспитание, формирование внутренней активности, пластическая культура, сценическое действие

A.N. Yagodka, INTERNAL ACTIVISM OF THE STUDENT-BASIS OF PLASTIC CULTURE

The article considers the problem of reducing the internal activity of students, which prevents their fruitful creative work in the process of education of plastic culture on the basis of scenic disciplines long-term teaching experience. The main prerequisite for stimulating the energetic potential is the growing demand for the modern actor and director, which should capture and solve psychological and physical issues in a rapidly accelerating living pace.

The author claims it is the main factor due to which the primary function of the student's internal activity lays in mastering various forms of plastic culture through instant implementation into the learning process.

The article reveals the essence of the problem and describes the variant of its solution within the framework of mastering a specific professional layer of skills - plastic culture.

Keywords: artistic-pedagogical upbringing, formation of internal activism, plastic culture, scenic action.

Во многих книгах и статьях по театральной педагогике описан процесс формирования телесного аппарата студента. Каждое из этих учебных пособий ставит своей целью, подготовить телок правильному сценическому существованию таким образом, чтобы студент в полной мере, преодолевая все препятствия, мог руководствоваться высказыванием К.С. Станиславского: «Трудное надо сделать привычным, привычное лёгким, а лёгкое - прекрасным». Трудное превратить в прекрасное в процессе обучения студента в области пластического движения возможно с помощью каждодневной физической тренировки, которая способствует совершенствованию навыков и умений, раскрытию богатого творческого воображения и обогащению накапливаемого опыта.

Однако существует проблема, которую автор данной статьи хотел бы осветить в своей работе, - невидимый барьер, препятствующий плодотворной творческой работе студента в процессе воспитания пластической культуры. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, особенно для студентов старших курсов, так как изменяющийся мотивационный ракурс (появление некоторого опыта, ведущее к ничем не обоснованному ощущению своей творческой значимости, желанию поскорее начать работать в профессии), способствует понижению уровня внутренней активности на занятиях, в том числе, и по сценическому движению. Это оказывает негативноевлияние на учебный процесс. Многолетний опыт работы показывает, что очень часто даже талантливые одаренные студентыв определенныйпериод обучения проходят этап ощущения себя «мастерами в профессии», проявляют леность, выполняютупражнения в пол силы, а то и вовсе пропускают занятия, что совершенно недопустимо, при изучении таких дисциплин сценического движения, как ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.