альной доски на фасаде здания по адресу: ул. Московская, д.35/5 согласован с Кабинетом министров Республики Татарстан, в ближайшее время она будет установлена со следующим текстом на татарском и русском языках: «В этом здании с 1838 по 1917 гг. размещалась вторая полицейская часть города Казани».
Обучающиеся в институте под патронажем членов совета ветеранов вуза продолжают вести поиски мест захоронения первых руководителей Школы милиции и Учебно-консультационного пункта МВД - участников войны Салима Шарафутдиновича Буреева и Сергея Павловича Громова. Благодаря усилиям нашего поискового отряда найдено и приведено в порядок место захоронения Героя Советского Союза Яшина Георгия Федоровича, служившего в подразделениях Министерства внутренних дел республики до и после войны.
Героические биографии наших ветеранов уже сами по себе являются примерами мужества и самоотверженности, образцами безупречного выполнения служебного долга.
Ветеранская организация КЮИ проводит большую работу по сохранению лучших традиций службы, патриотическому воспитанию молодых сотрудников ОВД. В наши дни особенно важно сохранить преемственность поколений, передать молодым сотрудникам все лучшее, что наработано десятилетиями. Наши ветераны - по-настоящему «золотой фонд» института. Мы признательны нашим ветеранам за помощь в воспитании у курсантов и слушателей патриотизма, уважения к своей профессии, гордости за неё и чувства ответственности за судьбу страны
Литература
1.Гребенкин М.Ю., Бикташева А.Н. Создание казанской полиции и первые годы ее деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - № 4(30). - С.8-13. DOI: 10.24420/KUI. 2017. 4(30).8535.
2.Зиннуров Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. -Казань, 2011. - С.63.
3.Молчанова Н.В. Патриотическое воспитание молодежи средствами со-циально-культурной деятельности мемориальной направленности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2017. - № 4. - С. 115-122. DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-14.
4.Набиев Р.Ф., Хрусталева О.Н. Фронтир идеологий: партийно-политическая работа в Сталинградской битве // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - № 1 (51). - С.98-102.
References
1.Grebenkin M.YU., Biktasheva A.N. Sozdanie kazanskoj policii i pervye gody ee deyatel'nosti / / Vestnik Kazan-skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - № 4(30). - S.8-13. DOI: 10.24420/KUI. 2017. 4(30).8535.
2.Zinnurov F.K. Pedagogicheskaya sistema profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyah socio-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. -Kazan', 2011. - S.63.
3.Molchanova N.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti memori-al'noj napravlennosti// Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. - 2017. - № 4. - S. 115-122. DOI: 10.22412/19995644-11-4-14.
4.Nabiev R.F., Hrustaleva O.N. Frontir ideologij: partijno-politicheskaya rabota v Stalingradskoj bitve // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 1 (51). - S.98-102.
УДК 379.B.G9
А.В. Иванова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-СМЫСЛОВЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье анализируются причины формирования новых требований к организации досуга на основе раскрытия сущности системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности; анализируются системно-смысловые формы развития человека в условиях досуга, используются аналитические схемы развития новых знаний досуговедения; статья раскрывает механизмы реализации системно-смысловых связей на основе досуговых стратегий личности; рассмотрены основные направления формирования системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности, а также выявлены особенности системы духовно—нравственного развития молодежи в условиях досуга. Выявляются аспекты организации досуговой деятельности в условиях новых требований, предъявляемых обществом к развитию человека; рассматривается система духовно-нравственного развития населения в разных возрастных категориях.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, духовно-нравственная культура, ценност-
но-ориентационная структура личности, социально-культурная деятельность.
A. V. Ivanova, THE FORMATION OF SYSTEM-SEMANTIC LINKS BETWEEN SPIRITUAL, MORAL AND VALUE-ORIENTATIONAL STRUCTURE OF THE INDIVIDUAL IN CONDITIONS OF LEISURE
The article analyzes the reasons for the formation of new requirements for the organization of leisure on the basis of disclosure of the essence of systemic and semantic links between the spiritual, moral and the value-orientational structure of the individual; systemic and semantic forms of human development in conditions of leisure are analyzed, analytical schemes for the development of new knowledge of leisure activities are used. The article reveals the mechanisms for implementing systemic and semantic links based on leisure strategies of the individual; the main directions of the formation of system-semantic links between the spiritual and moral and value-orientational structure of the individual are examined as well as features of the spiritual and moral development of youth in leisure conditions. The aspects of organization of leisure activities are revealed in the context of new requirements imposed by society for human development; the system of spiritual and moral development of the population in different age categories is considered.
Keywords: leisure, cultural and leisure activities, spiritual and moral culture, the value-orientational structure of the individual, socio-cultural activity.
Реализация личностью своего духовно-нравственного потенциала в условиях досуга всегда было важнейшей проблемой в области социально-культурной деятельности, так как многие исследования стремились найти основную причину развития человека в условиях творчества, обеспечивающую культурно-созидательный потенциал социокультурного развития человека. Молодежь, ее поиски, ее стремления направлены на реализацию своей поведенческой перспективы с позиции нравственных ценностей и духовных ориентаций, стремления использовать весь свой багаж знаний, направленный на развитие социальной активности.
Духовно-нравственная основа человека определяется его направленностью на переориентацию социальных ожиданий и социальных ориентаций, которые, в конечном счете, определяют форму духовного сознания. Ценностно-ориентационная структура личности является основным механизмом, удовлетворяющим духовно-нравственные потребности личности в различных социальных сферах общества, и связывает не только поведенческую и деятельностную структуры, но и определяет ментальность с позиции идеалов.
Формирование системно-смысловых связей между духовно-нравственной ценностно-ориентационной структурой личности, на наш взгляд, происходит по следующим направлениям:
- использование социального менталитета в условиях коммуникативных уровней, как вертикальных, так и горизонтальных;
- реализация личностью своих возможностей на основе понимания духовно-нравственного идеала;
- реализация коммуникативного начала в системе мотивационно-потребностной структуры личности;
- использование ряда символических и знаковых значений, имеющих смысловую ценность;
- применение анализа в условиях принятия ценностей духовности и нравственности, умение рассуждать;
- использование личностью ассоциативного ряда в мышлении с целью разграничения «добра» и «зла», «плохого» и «хорошего»;
- формирование культуры самооценки с позиции нравственного идеала;
- применение культурно-смыслового и уровневого контроля за своим поведением.
Система духовно—нравственного развития молодежи в условиях досуга имеет свои особенности, которые определяются, в первую очередь, целевыми формами сознания, имеющего четкие понятия об организации своего свободного времени. Чем выше духовность человека, тем качественнее происходит реструктуризация его досуга, это всем известно. Однако, социально-культурная деятельность и наука «досуговедение» очень четко определяют основные проблемы в реализации человеком своего духовно-нравственного потенциала. В первую очередь, это касается направленности интересов личности, а они, как известно, имеют разную досуговую форму самовыражения. Во - вторую очередь, это уровень социально-культурных притязаний личности, связанных с организацией своего досуга и уровень социальных ожиданий человека от качества предоставляемых ему культурных услуг. Духовно-нравственная ориентация личности в условиях досуга определяет не только направленность досуговых действий, но и способствует использованию площади досуговой зоны на уровне культурно-творческих стремлений, стремлений к разнообразию досуговых удовольствий и развлечений, а также к умению накапливать новые знания и умения.
Духовно-нравственная и ценностно-ориентационная структуры личности в условиях досуга реализуются на уровне следующих системных взаимосвязей:
- взаимосвязь между культурными и социальными формами самореализации;
- взаимосвязь между социальными позициями личности и досуговыми знаниями, умениями, навыками;
- взаимосвязь между культурными стремлениями в области творчества и искусства и творческими умениями и навыками;
- взаимосвязь между духовно-нравственными идеалами и формами их воплощения в досуго-вой деятельности;
- взаимосвязь между культурными ценностными ориентациями в условиях интеллектуального развития и разноуровневыми системами досуга;
- взаимосвязь между социальными навыками коммуникативной культуры и использованием своего духовно-нравственного потенциала в условиях творческой деятельности.
Досуг является нравственной сферой только в том случае, если его направленность не противоречит основным законодательным нормам, основным законам нравственности и этики развития человека в условиях присвоения ценностей досуга. Важно применять в этом случае определенный педагогический контроль за организацией досуговой деятельности детей и молодежи, корректировать деятельность более старшего поколения, предлагая адекватные разной возрастной категории, досуговые программы. «Культурно-досуговая деятельность» и «досуговая деятельность» как понятия, четко разграничены в «досуговедении», однако они имеют схожие системы реализации личностью своего духовно-нравственного потенциала. Это касается форм самореализации личности в условиях развития творческих знаний, умений, навыков, а также в условиях применения технологий досугового саморазвития человека на основе выявления им основных ориентиров качественной системы потребления досуговых услуг.
Досуг способствует раскрытию талантов человека, его способностей только при условии определенных форм - ценностно-ориентационных и культурно-нравственных, но они формируются постепенно, поэтому особенности организации досуга в разных возрастных категориях различаются, как по методике, так и по форме проведения.
Досуговая деятельность имеет определенные ресурсы, которые должны быть направлены на реализацию личностью своего потенциала в аспекте духовных, психологических, деятельностных и поведенческих проявлений. Важное значение имеет характер организуемого досугового мероприятия, его цели и идеи, концептуальная трактовка и технические средства, поэтому современная организация досуговых мероприятий имеет разные степени интенсивности по воздействию на духовно-нравственное сознание. Одни мероприятия имеют целенаправленную духовно-нравственную цель, другие - формируют духовно-нравственную культуру человека исподволь, ненавязчиво, предлагая разнообразные формы и методы, хотя приемы будут способствовать в достижении цели.
М.А Ариарский отмечает, что «досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности» [2; с. 223]. По его мнению, досуг должен быть направлен на удовлетворение потребности человека в нравственном развитии только на условиях усвоения ценностей общества, не противоречащих нормам морали.
Г.А. Аванесова считает, что «виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действительно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм» [1; с. 66-67]
Б.А. Титов высказал мнение, что в условиях досуговой деятельности «само стремление к удовлетворению новых потребностей должно реализовываться через новый вид активности, в ходе которой происходит расширение возможностей человека. Новые потребности выводят человека в новую проблемную ситуацию, разрешение которой идет через осмысление ее сквозь призму уже имеющегося опыта. При этом прошлый опыт, сопрягаясь с новой ситуацией, переходит для личности в новое качество» [4; с. 9].
Таким образом, данные ученые - досуговеды отмечают, что в целом, организация досуга - это система, направленные на удовлетворение потребностей личности в досуговом развитии на основании различных компонентных свойств - интересов, стремлений, склонностей к саморазвитию.
На наш взгляд, досуг - это сфера, направленная на удовлетворение человеком своих духовно-нравственных потребностей в условиях новых социальных интересов, формирующихся на основании инновационных тенденций развития общества. Ведь, как известно, формы досуга меняются, старые заменяются новыми, и, соответственно, меняются ожидания личности. Молодежи интересны акции, флеш-мобы, евенты, пожилым нужны клубы по интересам или информационные курсы, среднее поколение привлекают активный отдых и туризм, стремление к разнообразным впечатлениям, концерты и театры, а детям необходимы праздничные мероприятия, игровые конкурсы, квест-комнаты и селфи с фолловерами.
Система взаимосвязи между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности в условиях досуга обеспечивается новыми требованиями, предъявляемыми обществом к развитию человека:
- реализация досуговой стратегии личности должна происходить на основе вовлечения ее в активную социальную деятельность при условии социального и деятельностно-мотивационного аспекта организации досуга;
- использование досуговой зоны в развитии личности происходит на основе развития потребностей человека в уникальном индивидуальном досуговом времяпровождении;
- реализация досуговой деятельности должна соотноситься с умением личности организовывать свое свободное время на основании культурных ценностно-ориентационных установок и целей;
- использование своего свободного времени должно быть направлено на развитие мотиваци-онно - целевых и духовно-нравственных структурных компонентов, обеспечивающих саморазвитие человека в системе усвоения новых социокультурных тенденций развития общества;
- реализация личностью новых направлений в организации досуга не может происходить без умений правильно оценивать свою социальную и культурную коммуникацию.
На наш взгляд, в современной социально-культурной деятельности, очень слабо раскрыты аналитические схемы развития новых знаний досуговедения. Так, Н.Н. Ярошенко отмечает, что в социально-культурной деятельности «первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку — сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности, теперь для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации. В той ситуации новые области познания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы» [5; с. 17]. В частности, это касается систем развития потенциальных и реальных свойств личности, которые коррелируют очень сложно, на основании различных условий. Важно использовать индивидуальный подход в развитии личности в условиях проведения различных досуговых мероприятий, а также при необходимости применения той или иной досуговой техники. Кроме этого, наука очень часто уходит от проблем изучения появления новых стихийных форм досуговой деятельности, которые имеют свою уникальную направленность только при определенных условиях их проведения. Важным является изучение досуговой стратегии личности, которая на сегодняшний день определяется определенными мобильными и креативными качествами человека.
Духовно-нравственное начало в личности не может развиваться без определенной смысловой и идейной направленности на реализацию своего поведения в новых условиях, так как именно эти параметры определяют качество взаимосвязи между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности в условиях досуга. Поясним, как это происходит:
1. Развиваются духовно-нравственные установки на основе мышления, оперирующего духовно-нравственными категориями в новом информационном поле.
2. Реализуются новые потребности на основе умения выбирать правильные досуговые формы.
3. Детский возраст отличается от взрослого тем, что ему необходимо создавать особые условия для организации досуга, связанные со специальным педагогическим сопровождением, поэтому духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является важнейшим законодательным нормативом культурной политики России.
4. Реализуемые досуговые программы должны быть связаны с новыми техногенными и информационными технологиями, так как их влияние на современное сознание позволяет добиваться более качественных результатов в развитии личности.
5. Духовность и нравственность имеют новое содержание, исходя из появления новых социальных структур и новых социальных отношений. Некоторые понятия исчезают, а некоторые углубленно изучаются учеными всего мира.
6. Система духовно-нравственного развития человека подчинена сегодня новым требованиям социума: развитии креативности, конкурентноспособности, деловой и корпоративной культуры, новым формам социальной активности.
7. Фундаментальные ценности духовно-нравственного воспитания - вечны.
Система духовно-нравственного развития человека в новых условиях направлена на использование воспитательного потенциала досуга при условии организации своего личного пространства, так как духовность и нравственность - это тонкие сферы индивидуального развития личности. Так, Т.Г. Кисилева, Ю.Д. Красильников отмечают, что «в условиях динамично развивающегося мира существенно возрастает влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. В подростково-молодежной, национально-этнической, профессиональной среде по-прежнему возникает множество традиционных и нетрадиционных общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д.), разнопрофильных программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм»[3; с. 92].
Важно применять при воспитании детей все необходимые методики формирования их духовно-нравственного сознания, так как дети являются тем социальным слоем общества, которые не могут самостоятельно решать социальные проблемы, а только учатся этому в течении всего периода роста. Кроме этого, духовно-нравственное развитие детей в нашем государстве обеспечивается на основании нормативного и методического ресурсов, которыми руководствуются образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. Духовно-нравственное развитие молодежи - это система профессионального дополнительного и основного образования, которая предоставляет весь спектр услуг - система кураторства и тьюторства соотносится в планами воспитательной работы вузов и колледжей и направлена на реализацию новой социально-культурной практики на основе распоряжений ведомств и министерств.
Духовно-нравственное развитие среднего поколения связано с региональными и федеральными программами организации досуга населения, а качество предоставления услуг зависит от контроля министерств культуры и министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан, деятельности различных досуговых учреждений, работающих на коммерческой основе. Кроме этого, поколение более старшего возраста, опирается на духовно-нравственные ценности прошлых лет, поэтому организация досуга здесь связана с использованием особых методических требований, предъявляемых к данному возрасту.
В целом, можно подвести итог, что формирование системно-смысловых связей между духовно-нравственной и ценностно-ориентационной структурой личности в условиях досуга зависит не только от человека, но и от уровня государственной политики в области организации досуговой деятельности различных категорий населения, а также от системы образования и воспитания, которые обеспечивают общую направленность досугового контроля за развитием детей.
Литература
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: уч.пос. для студ.-М.: Аспект -Пресс, 2006. - 236 с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально - культурная деятельность: Учебник. - М.:МГУКИ, 2004. -
539 с.
4. Титов Б.А. Социализация детей, подростков, юношества в сфере досуга: СПБ: Изд-во СПБ Гак, 1997. - 195
с.
5. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
References
1. Avanesova G.A. Cultural and leisure activities: theory and practice of organization: sc. book for stud.- M.: Aspect-Press, 2006. - p. 236
2. Ariarsky M.A. Applied culturology 2 nd ed., rev. and ad. SP-b.: Publishing house "Ego", 2001. - p. 288
3. Kisilevа T.G., Krasilnikov U.D. Socio-cultural activity: Textbook. -Moscow: MSACU, 2004. - p. 539
4. Titov B.A Socialization of children, adolescente, youth in the sphere of leisure: SP-B: SP-b Publishing House G
5. Yaroshenko N.N. History and methodology of the theory of socio-cultural activity: Textbook - Moscow: MSACU, 2007. - p. 360