УДК 374.7
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
© Алсу Айдаровна МУДАРИСОВА
Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Российская Федерация, аспирант, преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, е-шай: [email protected]
Представлена разработка концептуальных основ и понятийного аппарата социально-культурной модели с учетом обновления системы формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга, а также социокультурный подход к развитию личности в условиях досуга на процессуальной основе. Социально-культурная модель формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга рассматривается как целостная образовательно-культурная и организа-ционно-деятельностная система, направленная на формирование ценностно-смыслового мировоззрения личности в условиях досуговой активности на базе духовной и предметно-культурной деятельности и представляющая совокупность нескольких интегрированных компонентов: целевого, концептуального, содержательно-ориентированного, деятельностного и диагностико-оценочного. Ценностно-смысловые компетенции в условиях досуга рассматриваются нами как компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно -досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности.
Ключевые слова: социально-культурная модель; ценностно-смысловые компетенции; досуг; педагогические условия формирования ценностно-смысловых компетенций.
Социально-культурная модель, представленная в данной статье, связана с организацией деятельности молодежи, исходя из их досуговых потребностей, при условии усвоения различных базовых ценностей. Основным элементом такой деятельности является сознательная, целенаправленная, активная деятельность молодежи, направленная на познание и преобразование окружающей действительности в условиях формирования ценностно-смысловых компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции в условиях досуга рассматриваются нами как компетенции освоения участниками мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий; способность выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов куль-турно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности.
Так, И.В. Долингер под ценностно-смысловой компетентностью понимает «качество личности, связанное с ценностными пред-
ставлениями личности, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. При этом следует отметить, что компетенция есть сфера человеческой жизни, в которой личность находит применение своим качествам» [1].
А.В. Хуторский дает следующее определение ценностно-смысловым компетенциям: «Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами личности, которые обеспечивают механизм самоопределения личности в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория человека и программа его жизнедеятельности в целом» [2].
Проблема моделирования привлекала внимание различных ученых: В.А. Сластени-на, В.И. Загвязинского, М.В. Ядровской и других, которые отмечают, что методы моделирования исследования в педагогике связаны с определением приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности.
Так, М.В. Ядровская утверждает, что процедура моделирования как объективная и универсальная гносеологическая процедура широко применяется в педагогике. В связи с этим, по мнению автора, исследовательская модель может возникнуть несколькими способами: в результате наблюдения за явлением и его осмысления; в результате процесса дедукции как частного случая некоторой модели; в результате процесса индукции как обобщения некоторой реальности [3].
А.П. Парахонский предполагает, что в моделировании важна согласованность создаваемой модели с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать, а процесс формализации в моделировании -это выбор существенных качеств или характеристик модели. Предмет модельного исследования, по мнению автора, это внутренние закономерности переработки содержательной информации и синтез знания различных научных областей [4].
Социально-культурная модель формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга рассматривается нами как целостная образовательно-культурная и организационно-деятельностная система, направленная на формирование ценностно-смыслового мировоззрения личности в условиях досуговой активности на базе духовной и предметно-культурной деятельности и представляющая совокупность нескольких интегрированных компонентов: целевого, концептуального, содержательно-ориентированного, деятельностного и диаг-ностико-оценочного (рис. 1).
В основе разработки данной модели лежит выбор важных базовых свойств и качеств личности исходя из общекомпетентно-стных научных представлений о ценностно-смысловых компетенциях личности, при этом имеется в виду ее многофакторная структура. В модели применен интегрированный лично-стно-деятельностный подход, который проявляется в отражении функциональной и личностной деятельности участников:
1) построение модели деятельности участников с учетом описания культурно-досуговой, социально-культурной, духовно-нравственной деятельностей, сферы и структуры данных деятельностей, ситуаций, функций и факторов;
2) определение на этой основе модели личности участника, имеющей необходимые
свойства и качества, знания и умения, воплощенные в культурном развитии;
3) проектирование концептуально-понятийной и содержательной структуры модели, наиболее адекватных современной социально-культурной ситуации, с выделением основополагающих принципов, ожидаемого результата и теоретических оснований;
4) модель отражает подлинную динамику личностного становления, функционирования и развития личности в условиях досуга.
Цель социально-культурной модели: сформировать ценностно-смысловые компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное умение реализовать молодежью свой творческий и до-суговый потенциал в условиях их духовно-нравственной и художественно-творческой самоактуализации и самореализации на базе развития социальной и досуговой активности.
Задачи социально-культурной модели:
1) формирование социокультурных знаний, усвоение ценностей и опыта различных культур, формирование умения анализировать и делать выводы в условиях различных ситуаций;
2) формирование базовых компетенций личности, связанных с умениями принимать решения, анализировать ситуацию, корректировать свою деятельность, принимать самостоятельные и нестандартные решения, брать на себя ответственность;
3) создание развивающей досуговой среды, направленной на формирование умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умения организовывать свое свободное время с учетом самореализации своих творческих потенций;
4) обеспечение индивидуального потребления ценностей культуры на базе организации различных направлений досуговой деятельности: гражданского, художественно-эстетического, социально-культурного;
5) формирование ценностно-ориентаци-онного потребления духовных ценностей;
6) обеспечение культурно-ценностного саморазвития и социокультурной самореализации личности в условиях досуга.
В модели разработаны функции процесса формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга: адаптационная, ценностно-смысловая, мировоззренческая, смыслотрансляционная, аксиологическая, до-сугово-ориентационная, деятельностная.
Концептуальный компонент позволил выделить факторы воздействия внешней среды на формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга:
цивилизационный, исторический, региональный социокультурный, возрастной, индивидуально-психологический, фактор микросреды.
Целевой компонент: программно-целевой подход; цели; задачи; ожидаемый результат
Книжные выставки; встречи с интересными людьми; благотворительные концерты; митинги; музеи; кинотеатры; беседы; спортивные мероприятия; зональные фестивали; творческие проекты
Семинары; конференции, диспуты; дискуссии; «круглые столы»; деловые игры; кружки; студии; студенческие творческие коллективы и любительские объединения
I
Диагностико-оценочный компонент Критерии: мотивационный; деятельностный; ценностно-досуговый Уровни: компетентностный; ценностно-ориентационный; репродуктивно-базовый
Рис. 1. Социально-культурная модель формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга
В условиях модели разработаны эффективные педагогические условия формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга:
1) формирование ценностно-ориентаци-онных установок, направленных на развитие познавательного интереса и творческого культурно-интеграционного потенциала, выступающих регуляторами социального пове-
дения молодежи, связанного с вовлечением их в различные формы культурно-досуговой деятельности;
2) реализация потенциала этнокультурных традиций как средства формирования досуговой культуры молодежи в аспекте заявленной проблематики;
3) обеспечение условий для саморазвития и самореализации молодежи в различных формах досуга;
4) реализация целенаправленного используемого педагогического потенциала культурно-досуговой среды;
5) интеграция искусств и культуры как фактора социально-культурной идентификации молодежи;
6) использование потенциала поликультурной среды, ее полиэтничности, полициви-лизационности и поликонфессиональности как ресурса развития ценностно-смысловой компетенции молодежи;
7) развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленности на самообразование, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям.
Разработанная социально-культурная модель направлена на углубление воспитательного аспекта методологической и ценностно-смысловой подготовки молодежи к жизни с учетом мировоззренческих знаний, ориентированных на системное понимание фундаментальных связей: человек - человек, человек - общество, человек - культура. Досуг, являясь сферой формирования личности, активизирует процесс социальной ориентации личности, ее востребованности в обществе, осуществляет функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создает основу для углубления и воспитания молодежи.
В основе модели заложен основной воспитательный ориентир, который сегодня становится главным в формировании и развитии смысловой сферы личности, детерминирующий как стратегическую, так и ситуативную направленность ее жизнедеятельности. В результате интерпретации и переосмысления феноменов культуры появляются новые смысловые значения знаний, теоретических и художественных образов, текстов, формируется новое, более глубокое понимание их значимости, невыразительное смысловое значение приобретает выразительность.
Культурно-досуговый процесс, разработанный в модели, представляет возможности участникам для самореализации, способствует реальному развитию их личностного потенциала с учетом активного развития творческого потенциала. Поэтому высшая цель и смысл модели заключается в гуманизации -обеспечении свободы участникам в настоящем и подготовке их для свободной жизни в будущем, формировании способности к нравственному жизненному выбору.
Интеграция теоретико-методологических позиций, отраженных в данной модели, позволяет трактовать процесс формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга как процесс индивидуального личностного поиска, выбора, творческой интерпретации, интериоризации и практического воплощения молодежью ценностно-смысловых ресурсов и возможностей содержания, форм и методов культурно-досугового процесса в ходе реализации модели. Модель интегрирует аксиологическую, потребностно-мотивационную сферы, мировоззрение и самосознание и является научным объектом смысловой регуляции культурно-досуговой деятельности участников на основе свободного и ценностно-ориентированного знания, которое обеспечивает полноценную личностную самореализацию молодежи.
В качестве важнейшего требования при проектировании социально-культурной модели учитывалось диалектическое сочетание динамичности, способности к непрерывному отражению происходящих в обществе социокультурных процессов, обеспечивающих ценностно-смысловую устойчивость личности участников.
Социально-культурная модель, разработанная нами, отражает современные социокультурные потребности молодежи: нравственные, художественно-эстетические, гражданские, валеологические, экологические, творческие, альтруистические, которые представлены в широком спектре социальных ценностей. Таким образом, модель определяет ценностно-смысловую направленность восприятия, мышления и поведения молодежи на основе культурологических знаний, взглядов и убеждений.
Разработанная социально-культурная модель связана со следующими теоретико-методологическими позициями:
- с высокой социально-культурной значимостью и необходимостью формирова-
ния ценностно-смысловых компетенций, их мировоззренческой преобразующей ролью в жизни молодежи и общества;
- с глубоким гуманистическим, аксиологическим и культурологическим характером и перспективами развития молодежи в условиях досуга, их направленностью на усвоение социально-экономических и культурных перемен и преобразований;
- с необходимостью целенаправленного и последовательного овладения глубокими и прочными знаниями, личностной культурой для успешного освоения и эффективного осуществления деятельности и поведения в социуме;
- с необходимостью развития художественно-творческой активности, самостоятельности и инициативы в условиях организации досуга молодежи, их творческого саморазвития и самоактуализации;
- с необходимостью продуктивного решения возникающих жизненных задач исходя из интересов личности и общества;
- с необходимостью учета социально-культурных традиций региона в будущей жизнедеятельности молодежи.
Модель рассматривается как целостная система, подчиняющаяся принципу смысловой интеграции разработанных компонентов, в соответствии с которыми ценностно-смысловые компетенции занимают высокое место в структуре личности, в конечном итоге, определяя обобщенное и устойчивое отношение участников к миру.
Социально-культурная модель также может быть рассмотрена как целостная иерархизированная научная картина в сложной взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми молодежь связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни, а ядро жизненной перспективы составляют ценностно-смысловые компетенции, с которыми реализуется
основная регуляция их деятельности и поведения в условиях досуга.
1. Долингер И.В., Зикранец И.Н. Формирование ценностно-смысловой компетентности в физическом воспитании школьников. URL: http://Formirovaniecennostno-smyslovojjkompe tentnostishkol'nikov.doc (дата обращения: 20.11.2013).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении Философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эй-дос». URL: http://www.eidos.ru/news/compet/ htm (дата обращения: 20.11.2013).
3. Ядровская М.В. Модели в педагогике. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli-v-pedago gike (дата обращения: 20.11.2013).
4. Парахонский А.П. Мультидисциплинарность научных исследований. URL: econf.rae.ru/pdf/ 2009/06/Parahonskii_4.pdf (дата обращения: 20.11.2013).
1. Dolinger I.V., Zikranets I.N. Formirovanie tsennostno-smyslovoy kompetentnosti v fizicheskom vospitanii shkol'nikov. URL: http://Formirovaniecennostno-smyslovojjkompe tentnostishkol'nikov.doc (data obrashcheniya: 20.11.2013).
2. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty: doklad na Otdelenii Filosofii obrazovaniya i teorii pedagogiki RAO 23 aprelya 2002 g. Tsentr «Eydos». URL: http://www.eidos.ru/news/compet/ htm (data obrashcheniya: 20.11.2013).
3. Yadrovskaya M.V. Modeli v pedagogike. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modeli-v-pedago gike (data obrashcheniya: 20.11.2013).
4. Parakhonskiy A.P. Mul'tidistsiplinarnost' nauchnykh issledovaniy. URL: econf.rae.ru/pdf/ 2009/06/Parahonskii_4.pdf (data obrashcheniya: 20.11.2013).
Поступила в редакцию 19.12.2013 г.
UDC 374.7
SOCIO-CULTURAL MODEL OF FORMATION OF VALUE-CONTENT COMPETENCIES OF YOUTH IN LEISURE CONDITIONS
Alsu Aidarovna MUDARISOVA, Kazan State University of Culture Socio-cultural activity and Arts, Kazan, Russian Federation, Post-graduate Student, Lecturer of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The paper presents the development of the conceptual framework and conceptual apparatus of socio-cultural model taking into account the updating of the system of formation of axiological and conceptual competence of youth in the conditions of leisure and social and cultural approach to the development of personality in the conditions of leisure on procedural grounds. The socio-cultural model of the formation of axiological and conceptual competence of youth in the conditions of leisure is considered as a unitary education-cultural and organizational activity system, aimed at creating value-semantic
worldview of the person in conditions of leisure activity on the basis of the spiritual and subject-cultural activities and representing the totality of several integrated components: target, concept, content-oriented, active and diagnostic assessment. The value-semantic competence in the conditions of leisure activities are considered by us as the competence of development of participants of the ideological vision of the world, life and humanity, individual nations, social events; ability to build internal target dominant, expressing the desire of the individual to the realization of its creative potential and intrinsic forces, aimed at qualitative consumption values of spiritual culture, entertainment and other types of cultural and leisure activities, determining the quality of the culture of leisure personality.
Key words: socio-cultural model; value-semantic competence; leisure; pedagogical conditions of forming of axiological and conceptual skills.