5] возможно, что после захвата Сабы наиболее пассионарная часть сторонников культа Атона, боясь религиозного гонения, могла переселиться в другие, более безопасные страны (к примеру, одна из восточных легенд гласит, что сын царицы Савской и царя Соломона был правителем Эфиопии];
6] можно также предположить, что изучение текстов Джинзы- Священного писания жителей Сабы - позволит ученым обнаружить новые факты и персонажи истории и культуры Древнего востока.
Литература
1. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.
2. Коран: Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой.- М.:Фуркан, Изд. 4е, 1999. - 797 с.
3. Федяев А.П. Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов // Вестник КазГУКИ №4, 2012.
References
1. Islam: Enciklopedicheskij slovar'. - M.: Nauka, 1991. - 315 s.
2. Koran: Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porohovoj.- M.:Furkan, Izd. 4e, 1999. - 797 s.
3. Fedyaev A.P. Iskhod: metateoreticheskij analiz biblejskih i koranicheskih tekstov / / Vestnik KazGUKI №4, 2012.
УДК 379.8.09
А. А. Хайруллина
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЕЙ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрываются различные направления организации праздничной культуры в системе инновационного позиционирования; используются новые знания, определяющие направление развития досуговых потребностей личности; раскрыты теоретико-методологические формы реализации досуговых потребностей в условиях новых форм праздничной коммуникации; выявлены социально -культурные взаимосвязи между праздничной культурой и степенью использования социально -культурных информационных технологий; раскрывается сущность праздничной культуры; рассматриваются современные технологии организации праздников; расширяются представления о возможностях социально-культурной среды в развитии досуговых потребностей личности; досуговые потребности рассматриваются с позиции деятельностного и культурологического подходов; в статье рассмотрены социально-культурные формы развития уровней досуговых потребностей в условиях праздничной культуры на основе выделения их ключевых признаков и приоритетных проблемы социально-культурной сферы.
Ключевые слова: праздник, праздничная культура, досуговые потребности, социально-культурная сфера, молодежь, досуг, социально-культурное пространство.
Anastasia A. Khairullina SOCIO-CULTURAL FORMS OF LEVELS' DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL'S LEISURE NEEDS IN THE CONDITIONS OF LEISURE CULTURE.
The article reveals the various directions of festive culture organization in the system of innovative positioning; new knowledge is used to determine the direction of development of the individual's leisure needs; theoretical and methodological forms of realization of leisure needs in the conditions of new forms of holiday communication are revealed; socio-cultural relationships between the festive culture and the degree of use of socio-cultural information technologies are identified; the essence of the festive culture is revealed; modern technologies of organizing holidays are considered; ideas about the possibilities of the socio-cultural environment in the development of the leisure needs of the individual are expanding; leisure needs are considered from the point of view of activity and culturological approaches; the article considers the socio-cultural forms of development of levels of leisure needs in terms of holiday culture based on the identification of their key features and priority problems of the socio-cultural sphere.
Key words: holiday, festive culture, leisure needs, socio-cultural sphere, youth, leisure, socio-cultural
space.
Социально-культурное развитие человека определяется новыми требованиями, предъявляемыми к его развитию в условиях масштабных изменений, происходящих в обществе. Эти требования определяют и новые стандарты, и коммуникативные каналы, влияющие на развитие личности в системе социальных изменений и новых культурно-смысловых систем. Культурная трансформация различных социально-культурных направлений социума использует современные системы информационного воздействия на человека, влияя на его досуговые потребности. Поэтому, социально-культурные потребности определяют интересы личности в условиях досуговой деятельности на основе ее вовлечения в
праздничную культуру в системе новых коммуникационных каналов. Уровни досуговых потребностей используются в системе досуга на основе различных информационных технологий, определяющих качество информации и степень ее влияния на досуговые потребности личности. Отсюда, новые возможности информационной среды расширяют границы познания человека, связывая воедино новые социально-культурные смыслы и новые резервы для усвоения социально-культурных ценностей. Сегодня многие исследования, посвященные досуговым потребностям, рассматривают воспитательный потенциал досуговой сферы, связанный с использованием культурного резерва для реализации творческих способностей и творческих интересов. Праздничная культура в этом направлении использует потенциальные и реальные возможности социально-культурного пространства и расширяет уровни досуговых потребностей до позиции активного участия и развития в деятельности и поведении.
Проблемами праздничной культуры и ее организацией в условиях расширения досуговых потребностей личности занимались многие ученые. Так, в диссертационной работе Е.В. Курапиной рассматривается идея о социальной активности в условиях культурно-досуговой деятельности, опосредованной интерактивными технологиями, инновационными формами, связанными с социализацией молодежи в условиях праздничной культуры [1]. Е.В. Тараторин обосновал идею о комплексе тематически объединенных и композиционно выстроенных компонентах, направленных на осуществление воздействия на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств молодежи через организацию воспитательно-образовательной, ценностно-ориентирующей, творчески развивающей работы с молодыми людьми [3]. Н.Л. Юдин разработал концепцию о праздничной природе творчества и творческой сущности праздника, связанных с новой плоскостью смысла человеческой жизни - утверждения достоинства социума и человека, их подлинной ценности. Данные работы концептуальны по своему содержанию и направлены на выявление актуальных проблем развития личности в условиях досуга [4].
Праздник - это форма социально-культурного массового действия, определяющая законы реализации традиций, норм, правил и нормотворческих тенденций, используемых для понимания и проведения обрядовых действий в определенной социальной структуре. Праздничная культура, на наш взгляд, определяется не только требованиями к ее организации и проведению, но и новыми социальными традициями, которые влияют на законы социального и культурного позиционирования человека. Участие в празднике для современного человека имеет деятельностные формы и связано с использованием закономерностей развертывания праздничной логики событий в системе культурно-праздничных ценностей и идеалов.
Структура досуговых потребностей имеет широкий спектр новых и инновационных форм реализации, влияющих на уровни и качество владения личностью информацией досугового свойства. В первую очередь, это касается качества предлагаемых праздничных услуг на российском рынке и спектр коммерческих предложений, определяющих направленность и позицию многих социально-культурных институтов. В нашем праздничном агентстве «Артист» г. Казани имеются различные формы организации праздников и праздничных мероприятий, которые связаны с использованием современных технологий организации культурного массового действия и применением широкого спектра новинок, связанные с воплощением сценарных решений и приемов и различного уровня динамичных игровых технологий, обеспечивающих духовное развитие личности. Праздничная культура является важным показателем идеологического и функционального фона страны, а также определяется новыми реформами в области культуры, образования и искусства.
Праздники способствуют развитию культурной активности личности, используя различные игровые площадки, различающиеся по своим методам и содержанию проведения, а также масштабом и характером организации. Многие историки и культурологи отмечают, что современный праздник - это социально-культурная форма, обеспечивающаяся энергетической функцией, временными рамками, общественной регуляцией отношений, проявлением праздничных сакральных и социальных парадигм, влияющих на досуговые потребности и сознание людей. Игровые технологии нашего агентства и их различные
направления имеют новые системные свойства, они обеспечивают развитие досуговых потребностей на основе вовлечения молодежи в игровое пространство на основе раскрытия индивидуальных свойств личности и ее желания самореализации. Новые формы праздничной коммуникации приводят и к новым уровням досуговых потребностей:
- потребности в свободном общении и коллективном действии;
- потребности в организации своего свободного времени, направленного на познание нового;
- потребности в физическом и интеллектуальном развитии, активизации своих духовных структур;
- потребности в игре и наслаждении;
- потребности в переживании личного пространства праздника;
- потребности в различной степени вовлечения в праздничный процесс;
- потребности в удовлетворении эстетических эмоций;
- потребности в участии в празднике;
- потребности в зрелищных впечатлениях.
Досуговые потребности личности сегодня претерпевают определенные трансформации, которые связывают ожидания человека от праздника и его потребности в новых впечатлениях - современных людей привлекают декорирование, артисты, медиа -решения, эстетические инновации, получение новой интересной информации, новых эмоций.
Досуговые потребности сегодня имеют следующие уровни реализации:
- уровень социальной коммуникации, который отличается культурными новшествами в системе позиционирования праздничных событий и использования техногенных новинок, поражающих увиденным;
- уровень культурного расширения поля досуга и поля культурно-досуговой деятельности детей и молодежи, которые принимают участие в исторических праздниках; праздниках, имеющих государственное значение и масштабных социально-культурных праздниках, имеющих глобальные тенденции организации и проведения;
- уровни социально-культурного позиционирования различных сфер культурно-праздничной направленности, имеющих новые социальные цели и задачи в организации мероприятий интегративного характера, где праздник является только частью целого;
- уровень социального развития различных праздничных структур, которые направлены на удовлетворение потребностей людей в новых формах и продуктах праздничного коммерческого сегмента;
- уровень расширения мотивов принятия новых праздничных ценностей, связанных с организацией и проведением праздников, имеющих межкультурное значение;
- уровень инновационного праздничного массового использования закономерностей социального и культурного деятельностного решения контрольных форм организации праздников, связанных с охраной, обеспечением порядка, нормами защиты от террористических атак, влияющих на качество его проведения;
- уровень государственного нормативно-правового регулирования организации праздников с целью обеспечения безопасности людей.
Информационные технологии определяют новые досуговые потребности и новые направления режиссуры театрализованных представлений, которые связаны с реализацией информационно-коммуникационных навыков личности. Различные виды и уровни информации, получаемой из различных источников, имеют влияние на формирование досуговых потребностей человека, так как формируют его представление о новых видах и свойствах организации праздников, связанных с использованием достижений социально-культурного производства: новые направления организации декораций, оформления материалами, использование новой музыкальной и световой системы, системы мультимедийного шоу, сценарных инноваций и решений, применения нестандартных жанров, использование в интеграции сразу нескольких артистических приемов, а также новые социально-культурные мероприятия, которые связаны с использованием корпоративной праздничной культуры. Все это привлекает людей в системе праздников, так как способствует их развитию и пониманию инновационных социально-культурных процессов, происходящих в
обществе, направленных на изменение сознания человека в сторону межкультурной коммуникации и глобализации. В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию отмечает, что «у нас есть все возможности, чтобы быстро внедрить сети передач данных 5-го поколения, сформировать собственные цифровые платформы, совместимые с глобальным информационным пространством. Важно обеспечить собственную разработку и локализацию ключевых технологических решений, внедрить новые разработки» [2; с. 26]. На наш взгляд, культурные взаимосвязи между праздничной культурой и степенью использования социально-культурных информационных технологий состоят в следующем:
- используются новые знания, которые определяют направленность досуговых интересов человека и влияют на качество его досуговых потребностей участия в праздниках;
- информация имеет новую степень влияния на культуру личности на основе использования форм социального воздействия, пропаганды и оповещения;
- культура потребления информации определяет направленность праздничной сферы, которая чутко реагирует на запросы населения;
- использование информационных каналов позволяет общаться в системе режима «онлайн» и быстро реагировать на социально-культурные изменения;
- информационные каналы предоставляют обширную информацию, позволяющую сделать выводы о качестве, направленности, целях, участниках, ценовой стоимости, месте и времени проведения определенного праздничного действия.
Изменилась социально-культурная среда, которая определяет специфику наполнения ее материальными и духовными продуктами, так как новые формы производства в сфере культуры и искусства, направлены на совершенно иные цели, нежели те, которые были раннее, лет 5-7 назад. Современные культурно-досуговые учреждения стремятся заполнить досуговое пространство различными предложениями, связанными не только с новыми досуговыми продуктами, но и с новыми направлениями организации праздников. Аттракционы, квесты, лазер-таги, киндерлэнд, детские торжества, игровые комнаты, лазерные пейнтболы, анимации, шоу, корпоративные евент-технологии, он-лайн школы, мюзиклы и многие другие направления сопровождают праздники и расширяют социально-культурную сферу новыми возможностями для физического, нравственного, интеллектуального и эстетического развития человека.
Современные технологии использования организации праздников имеют различные инновационные решения, влияющие на досуговые потребности и определяющие их направленность в системе продуктивного развития. Многие социально-культурные структуры сегодня используют современные достижения из области производства и мультимедиа, чтобы обеспечить интеграцию производства, искусства и творчества.
Современная социально-культурная среда имеет следующие структурные системы реализации праздничной культуры в условиях трансформации досуговых потребностей личности:
1. Используются методические и организационно-методологические системы и нормативы организации праздников в России, и в Татарстане.
2. Реализуются реальные и потенциальные нормы организации праздников, направленных на развитие коммуникаций социального и культурного направления.
3. Используются массовые и индивидуальные формы организации праздничного действия.
4. Формируются новые структуры, обеспечивающие интересы общественных групп населения с разными доходами и уровнем культурного и социального развития.
5. Применяются стереотипы и инновации одновременно в организации государственных праздников.
6.Используются закономерности функционирования социально-культурного пространства, его ресурсы и материальные ценности.
Досуговые потребности сегодня рассматриваются с позиции деятельностного и культурологического подходов, которые связывают воедино социально-культурную активность личности, ее инкультурацию в системе усвоения новых социально-культурных идеалов. В этом аспекте деятельностный подход имеет ресурсы, обозначающие активность
личности с позиции результатов ее деятельности. Любая деятельность человека имеет свои цели, задачи, технологии использования и итоги на основе приемлемых, именно для него, способов принятия решений. Культурологический подход расширяет сознание человека по трем направлениям:
- реализуется новая коммуникативная форма социально-культурного сознания человека, которая опосредована современными социально-культурными технологиями;
- развивается система восприятия информации в системе новых законов творчества и искусства, позиционирующих плоды творческой деятельности людей в разных инновационных средах;
- досуговые системы развиваются в сторону принятия решений именно в режиме онлайн, способствующих изменению мобильности человека в направлении коммуникации, самосовершенствования и самопроектирования своей досуговой тактики.
Досуговое развитие человека невозможно без понимания того, что он хочет добиться в итоге в своей жизнедеятельности, так как современный досуг сегодня связан с профессиональной ориентацией человека, с его умениями творческого решения проблем, приобретения инновационного навыка использования профессиональных компетенций на основе знакомства с другим опытом. Это может быть опыт и организации праздников, проведения корпоративных мероприятий, это может быть и опыт приобретения новых профессиональных умений, который хорошо усваивается именно в праздничной атмосфере, это может быть и опыт разработки структуры использования закономерностей социально-культурного позиционирования личности в своей профессии.
Культурное позиционирование - новый термин досуговедения, позволяющий рассматривать личности с позиции многих компетенций, связанных единой творческой преобразующей деятельностью. Новые реформы в области культуры и искусства инициируют поиск не просто творческих решений, но и новых креативных техник, применяемых в зависимости от создавшихся условий. Новые системы развития творческой личности направлены сегодня на поиск талантливой молодежи, имеющей свои современные взгляды на способы решения социально-культурных задач, связывающих креативное мышление с индивидуальным подходом, располагающих современными технологиями развития креативного сознания.
Итак, определим следующие социально-культурные формы развития уровней досуговых потребностей личности в условиях праздничной культуры:
1. Коммуникативные технологии развития досуговых потребностей, которые, используют закономерности информационной среды на основе выявления массовых и индивидуальных предпочтений населения в области праздничной культуры.
2. Информационные технологии, направленные на расширение сознания человека в сторону новых социально-культурных продуктов праздничной среды.
3. Социально-культурная среда, обеспечивающая формы развития культурного и социального позиционирования личности.
4. Образовательные, досуговые, развивающие, релаксационные и рекреативные техники организации праздников.
5. Закономерности социального формирования в условиях праздника на основе усвоения традиций, норм, правил, стилей праздничной культуры своей страны и своего народа.
6. Социально-массовые мероприятия, направленные на использование ресурсов среды в условиях привлечения населения к структурным преобразованиям праздника в условиях функционирования законов социальной сферы.
7. Реорганизация массовой праздничной культуры за счет использования мультимедиа.
8. Охрана, обеспечение порядка, норм защиты от террористических атак во время организации массовых праздничных действий.
9. Профессиональное развитие личности в условиях праздничной культуры на основе использования широкого социально-культурного опыта.
10. Контроль за организацией праздников в масштабах всей страны, со стороны государства.
11. Использование ресурсов идейной и материальной платформы культурно-досуговых учреждений.
12. Привлечение специалистов социально-культурной сферы к организации праздников, имеющих интегративный характер: государственный праздник, торжество предприятия, корпоративный праздник, профессиональный праздник, евент, шоу.
13. Использование новых методов организации игровой праздничной культуры.
14. Реализация масштабных праздничных мероприятий с использованием продуктов и форм межкультурного обмена.
15. Социальное развитие человека в условиях праздника носит как целенаправленный, так и стихийно-эпизодический характер, в зависимости от качества досуговых потребностей.
Праздничная культура сегодня - это комплекс инновационных и развивающих форм празднично-обрядовой и игровой культуры, зрелищно-развлекательной и психологической разрядки, рекреативной и эстетической системы усвоения ценностей культуры, воплощения различных направлений художественного, сценарно-постановочного, актерского и социального мастерства. На наш взгляд, формирование досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры - это сложный процесс индивидуализации личности в системе духовно-эстетической деятельности, в условиях значимого культурного пространства, вовлечения личности в последовательный процесс социализации и инкультурации, раскрытие достижений национальных и региональных культур в условиях ценностных действий человека.
Итак, социально-культурные формы развития уровней досуговых потребностей личности в условиях праздничной культуры - это новые системы взаимосвязи коммерческого, государственного и частного партнерства, направленного на удовлетворение потребности человека в праздничных знаниях, ощущениях и эмоциях на основе традиций, инноваций и различных стилевых решений структурного наполнения сценарно-режиссерских решений и приемов в реализации праздничного действия. Они могут иметь как массовый, так и локально-индивидуальный характер, быть как эксклюзивными, так и традиционными. Кроме этого, социально-культурные формы имеют потенциал к развитию на основе инновационных социально-культурных тенденций процесса глобализации в условиях трансформации общества и всего мира.
Литература
1. Курапина Е.В. Формирование социальной активности молодежи средствами интерактивных технологий культурно-досуговой деятельности: Дисс...канд.пед.наук - Орел, 2013. - 186 с
2. Основное содержание послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию М: изд-во «Российская газета», 2 018 - 40 с.
3. Тараторин Е.В. Реализация педагогического потенциала литературно-художественных праздников в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: Дисс...канд.пед.наук - Орел, 2012. - 170 с
4. Юдин Н.Л. Социальный смысл праздника: Дисс.канд.фил.наук - Иваново, 2006. - 228 с.
References
1. Kurapina E.V. Formirovanie social'noj aktivnosti molodezhi sredstvami interak-tivnyh tekhnologij kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: Diss.kand.ped.nauk - Orel, 2013. - 186 s.
2. Osnovnoe soderzhanie poslaniya prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sob-raniyu M: izd-vo «Rossijskaya gazeta», 2018 - 40 s.
3. Taratorin E.V. Realizaciya pedagogicheskogo potencíala literaturno-hudozhestvennyh prazdnikov v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi: Diss.kand.ped.nauk - Orel, 2012. - 170 s.
4. Yudin N.L. Social'nyj smysl prazdnika: Diss.kand.fil.nauk - Ivanovo, 2006. - 228 s
УДК 11: 130.2: 141.32
Е.Л. Яковлева
ФИЛОСОФСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ «КНИГИ НЕПОКОЯ» ФЕРНАНДО ПЕССОА ЧЕРЕЗ
ПРИЗМУ СТРАХА
Объектом исследования стал экзистенциал человеческой жизни - страх. Задаваемый действительностью и особенностями природы индивида, страх оказывается предельным состоянием