транспортные средства, а затем передают информацию о них в полицию.
Полиция через специальных координаторов соседского наблюдения на собраниях или посредством листовок и инструкций консультирует граждан по вопросам домашней безопасности и личной самообороны. При этом полиция и население обеспечиваются необходимым оборудованием: сигнализацией, системами связи, предупредительными знаками на дорогах.
Так же разрабатываются действенные методы поощрения наиболее активных граждан и стимулирования самих правонарушителей. В некоторых штатах США, например, автомобилисты-правонарушители вербуются полицией для выявления других правонарушителей на дорогах.
Соседское наблюдение постепенно развилось как вовлечение в целях безопасности населения в систему наблюдения все больших слоев общества:
- наблюдение на работе,
- на ферме,
- барах,
- в кафе,
- в больницах и т. д.
К настоящему времени соседское наблюдение превратилось в целую индустрию по обеспечению полицией безопасности граждан при непосредственном участии самих граждан, хотя эта деятельность содержит свои моральные проблемы, ассоциируемые со слежкой, доносами и пр.
Успехи полицейской деятельности за рубежом, когда они есть, большей частью основываются именно на многоаспектной и эффективной профилактике преступлений и их рецидивов.
Характерен в этом отношении пример Японии. Упор в профилактической работе полиции в тесном сотрудничестве с другими государственными структурами, средствами массовой информации и общественностью был сделан не столько на строгость или массовость наказаний, сколько на их неизбежность и на сугубо моральный аспект: человек, совершая преступление, «теряет лицо».
При этом были затронуты все еще чувствительные «струны национального характера». Объектом профилактической работы стали все японцы начиная с детского сада. В Японии, чтобы воспитать в своих гражданах правосознание, прежде всего, проводится тотальная пропаганда законопослушания, которую можно свести к нескольким тезисам:
- нарушать закон нельзя, потому что он защищает тебя и твою семью, а иначе не сможет тебе помочь, когда это понадобится;
- нарушать закон нельзя, потому что это позорит не только тебя лично, но и твою семью, иную общность или группу, к которой ты принадлежишь (деревня, команда, класс и т. д.);
- если ты нарушишь закон, то не уйдешь от ответственности, как ни старайся. [3]
Эти призывы адресованы потенциальным правонарушителям. Не менее важен и другой аспект: не только сам не нарушай закон, но и помогай государству и полиции; останови нарушителя и сообщи в полицию. Тем самым главный секрет успехов японской полиции - её давняя доверительная связь с населением и некриминализированность сознания сограждан. В основе этого - и традиционное воспитание, и та же пропаганда, демонстрация эффективности действий государства и полиции. Массированная пропаганда тотального законопослушания в Японии подкреплена низким уровнем преступности, высокими показателями раскрываемости и практически полным отсутствием коррупции в полиции.
Хотя японская бюрократия в целом основательно коррумпирована, органы правопорядка затронуты этим в малой степени. Моральный облик полиции считается достаточно чистым, а авторитет (не только профессиональный) высоким.
В сфере предупреждения первичной преступности очень важно предотвращение условий для ее совершения. Под постоянным контролем - станции метро и электрички, остановки автобусов, питейные заведения и кварталы развлечений. При этом полицейские без особых причин вмешиваться не станут, но на помощь придут своевременно. Появление в общественных местах в нетрезвом состоянии не считается в Японии правонарушением, но при этом пьяные драки в Японии редки. Полиция больше заботится о том, чтобы подгулявший «клиент» не стал жертвой ограбления [4] .
В целях общественной безопасности пристальное внимание обращается на группы праздношатающихся подростков, особенно в сельской местности и небольших городах.
В Великобритании самая популярная среди населения служба полиции - это участковые полицейские. Именно они создают в каждом районе атмосферу спокойствия и социально-психологической комфортности. Участковые непосредственно налаживают контакты с местными жителями своего территориального участка, вычисляют потенциально опасные ситуации. В полицейских учебных заведениях проводится специальная психолого-педагогическая подготовка полицейских по налаживанию и поддержанию эффективных контактов с населением. В США приоритеты работы местной полиции (в том числе участковых) намечают сами жители населенного пункта на основании результатов местных общественных собраний жителей районов. Например, если жители пришли к единому мнению, что проблемой номер один в их районе является наркомания, то именно эту проблему должны решать их полицейские при помощи общественности.
Таким образом, положительно зарекомендовавший опыт активного взаимодействия полиции с населением требует более детального изучения и переноса отдельных его элементов в российскую практику.
Библиографический список
1. Ониани М.Г. Участие гражданского населения в оценке и контроле за деятельностью органов внутренних дел. Актуальные проблемы права: материалы международной научной конференции. Москва, 2011: 105 - 108.
2. Петрова О.С. Опыт участия общественных представителей в деятельности полиций зарубежных государств. Труды Академии управления МВД России. 2010; 14. Available at: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=337&SID
3. Ипатьев Н. Преступник «теряет лицо». Милиция. 1998; 1: 20.
4. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Москва, 2004.
References
1. Oniani M.G. Uchastie grazhdanskogo naseleniya v ocenke i kontrole za deyatel'nost'yu organov vnutrennih del. Aktual'nye problemy prava: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2011: 105 - 108.
2. Petrova O.S. Opyt uchastiya obschestvennyh predstavitelej v deyatel'nosti policij zarubezhnyh gosudarstv. TrudyAkademii upravleniya MVD Rossii. 2010; 14. Available at: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=337&SID
3. Ipat'ev N. Prestupnik «teryaet lico». Miliciya. 1998; 1: 20.
4. Kikot' V.Ya., Stolyarenko A.M. Yuridicheskaya pedagogika. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 10.02.16
УДК 379.81
Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF A FESTIVE AND GAME TECHNOLOGIES AND INNOVATIVE METHODS IN ORGANIZATION OF CORPORATE EVENTS. The article studies a pedagogical potential of technologies, based on festivals and games, and different innovative methods that are used to organize corporate events. The researcher gives a draft definition of what a corporate
holiday is. The author considers socio-cultural animation, a method of cultural and leisure activities staging. Organization of a corporate event by business enterprise personnel in the contemporary socio-cultural situation requires coordination of commercial, image, businesses and recreational purposes, developmental, educational purposes. When organizing a corporate holiday special technological operation involving personnel in the festival-game activity is necessary with the help of animation specialists.
Key words: corporate party, socio-cultural animation, staff, business enterprises.
В.В. Медведенко, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И АНИМАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ
В статье рассматривается педагогический потенциал празднично-игровых технологий и анимационных методов при организации корпоративных праздников. Дается рабочее определение корпоративного праздника. Рассматривается социально-культурная анимация, метод культурно-досуговой деятельности театрализация.
Ключевые слова: корпоративный праздник, социально-культурная анимация, персонал бизнес-предприятий.
Анализ специальной литературы по проблеме корпоративных праздников показывает, что наряду с философским, культурологическим, социологическим, социально-психологическим подходами к изучению феномена праздника в современной гуманитарной теории и практике можно выделить управленческий подход к изучению корпоративных праздников. Внутри этого подхода следует дифференцировать, по нашему мнению, три разновидности трактовки корпоративного праздника: 1) как фактора формирования из персонала фирмы команды, на основе использования особого группообразующего эффекта корпоративного праздника [1]; 2) как фактора формирования благоприятного имиджа и сильной организационной культуры фирмы с целью её позиционирования в ряду себе подобных организаций и обретения «своей ниши» на рынке, продвижения своего товара или услуг [2, с. 29 - 33]; 3) как фактора организации «фирменного досуга» и членов корпорации, персонала, и досуга населения в микрорайоне, районе, городе и за их пределами [3]. Наиболее важным для нас является подход к изучению праздника как фирменного досуга персонала предприятия [3].
В данном исследовании корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры и/или достижения коммерческих целей организации [4, с. 17 - 18]. Представленное определение, являясь «рабочим», операционным, не претендует на единственно верное и отвечающее всем имеющимся характеристикам корпоративного праздника. Корпоративные праздники сегодня имеют разные формы, но и по сей день, их главная задача осталась прежней - сплотить членов организации вокруг корпорации и подчеркнуть ее состоятельность. Вопрос об организации корпоративных праздников становится актуальным для учреждений, преследующих цель создания «фирменного досуга». Здесь необходимо остановиться на вопросе о классификации корпоративных праздников. Мы опираемся на мнение менеджеров по постановке специальных праздничных событий крупнейших агентств России, занимающихся этой деятельностью профессионально. Это фирмы ЗАО «Телекомпания «Традиция», Арт-студио г. Санк-Петербург, Mirage entertainment group и Продюсерский центр «Victory Art» г. Москва, «Пир» г. Барнаул и т. д. [5]. Они отмечают, что корпоративные праздники можно разделить на две категории: во-первых, по их идеологической подоплеке, по задаче, которую они решают, и, во-вторых, по типу организации.
По типу организации праздничной программы и аудитории участников праздника корпоративные праздники можно условно разделить на следующие разновидности: банкетные мероприятия («корпоративная вечеринка»); загородные, семейные праздники; праздники концептуального характера и презентации.
С точки зрения имиджевого пиар-подхода (паблик рилей-шенз - связи с общественностью) любая корпорация как социально-культурная общность, создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. Главная цель внутрифирменных специальных праздничных событий - установить общие взгляды на деятельность фирмы, усилить позитивный смысл диалога между руководителями и подчиненны-
ми и побудить всех работников к качественному выполнению своих ролей и соблюдению норм и обычаев (А.Н. Чумиков [6], Е.М. Бортник, Э.М. Короткова, А.Ю. Никитаева) [7].
Мы предлагаем классифицировать корпоративные праздники на внешние и внутренние. Внутренние - это праздники для персонала, к ним будут относиться корпоративная вечеринка, семейные и загородные праздники для персонала, а также спортивные праздники, разновидностью которых часто бывает экстремальный отдых. Критерий деления в нашей классификации: тип организации праздничной программы и её аудитории. Праздники концептуального характера и презентации как внешние праздничные события не входят в предмет нашего исследования. Перечислим интересующие нас внутренних видов корпоративных праздников для персонала: 1. Корпоративная вечеринка; 2. Программа «семейных» корпоративных праздников; 3. Корпоративная спартакиада; 4. Загородные мероприятия; 4-а. Загородный корпоративный праздник может проводиться как экстремальный отдых, банкет и дискотека( гонки на квадроциклах, картах или снегоходах, прыжки с парашютом, погружение на глубину с аквалангом, сплав по реке на байдарках или рафтах и т. д.).
Корпоративный праздник выполняет важнейшие функции в системе обеспечения совместной жизнедеятельности профессиональных сообществ. Он способствует формированию корпоративной и профессиональной этики, задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, досуга, быта), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым ментальным нормам и ценностям, которые сложились в процессе исторической селекции [8, с. 443 - 444]. Коммерческая нагрузка на праздник изменила не только его формы и содержание, но и сам алгоритм организации. Цели и тема праздника определяются проблемами и ресурсами его инициатора, спонсоров, участников [8, с. 444]. Успех праздника во многом определяет проектное обоснование основных событий и ритуала, которые должны вызвать интерес у аудитории: участников, зрителей, гостей, спонсоров, СМИ. Событийная основа праздника выстраивается на базе соответствующих ресурсов. Если их нет, то акция превращается в формальное действо, лишенное праздничных атрибутов и сущностных функций данного социально-культурного феномена. Основные события могут включать игровые формы коммуникации, карнавальное, театрализованное шествие, концерт. Главное событие праздника - его основной ритуал, который может проектироваться на базе соответствующих ресурсов. Процедура закрытия нередко обеспечивает самое яркое впечатление. Здесь могут быть использованы ритуалы гашения огня, спуск флага [8, с. 444 - 445].
Опираясь на опыт Франции (Мишель Симоно), используя различные виды художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, социально-культурная анимация является одним из наиболее привлекательных видов современной досуговой деятельности. Цели анимационных технологий обладают ярко выраженным гуманистическим началом - предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Хотя каждый из анимационных проектов берет свое начало в ка-
ком-нибудь виде искусства, все они имеют целью активизировать интеллектуальные и творческие возможности человека, развивая при этом общественное сознание и самобытность каждой личности [9, с. 25]. В организации активного отдыха персонала предприятий, в частности, корпоративных праздников, по нашему мнению, необходимо использовать анимационные технологии с применением игры для того, чтобы с помощью игрового механизма вовлечь персонал в праздничное действие, активизировать творческий потенциал сотрудников в процессе отдыха и рекреации. Следует эффективно применять в ходе корпоративного праздника игры с правилами, командные игры, игры-конкурсы, игры-развлечения. Именно эти разновидности игры дают, с одной стороны, эффект сплочения персонала определенного предприятия, с другой, - эффект его имиджевого позиционирования в ряду сотрудников других предприятий.
Специфика спортивных командных игр, часто применяемых в анимации, заключается в том, что в спортивной игре, как и в любой другой, информация не вырабатывается, а проверяется. Проверка эта выступает в форме оценки спортивных умений игроков, их опыта в определенном виде спорта. Основные принципы игрового взаимодействия в спортивных играх: принцип состязания и принцип координации внутри команды. По нашему мнению, это основные педагогические принципы организации игрового взаимодействия персонала, повышающие его интеграцию. Но главное, что надо знать аниматору, применяющему командные игры, это то, что они повышают, по мнению М.С. Кагана [10, с. 205 - 208], меру социальной общности между командами как представителями разных страт, структурных подразделений предприятия (гендерных, возрастных, должностных и т.д.). Педагогической тактикой аниматоров корпоративных праздников в этом случае является умение оживить ситуацию проигрыша одной команды и выигрыша другой, так, чтобы это никого не обидело, разрядив обстановку поощрительными призами, шуткой, юмором [11, с. 197]. Конструируя анимационные игровые программы, аниматорам не следует забывать об основном - назначение игры в человеческом обществе: игра способствует укреплению контактов между людьми на основе выявления людских различий. Поэтому, заботясь о сплочении команды персонала аниматорам нужно инициировать сотрудников на самостоятельное создание художественно-творческой продукции, «работающей» на цели сплочения: песни - гимна команды, либо гимна корпорации, турфирмы; шуточных девизов - слоганов тур-предприятия в целом или слоганов, обыгрывающих конкретную ситуацию в ходе праздника. Методическим приемом здесь может быть создание конкурсной ситуации, проведение аниматорами конкурса на создание подобной художественно-творческой продукции, чтобы никого не обидев, номинировать победителей [11, с. 198]. Гедонизм, то есть радость и удовольствие, необходим как психологическая атмосфера корпоративного праздничного события и одновременно - психологический механизм мотивации персонала, включенного в событие не на основе свободного выбора, а согласно корпоративным правилам: пропустить корпоративное событие равносильно прогулу в рабочий день. Цель анимации в этом случае: в ходе празднично-игрового взаимодействия персоналу не должно быть скучно, но обязательно -забавно и весело.
На основе использования рекреационного потенциала игры, связанного отдыхом, аниматорами разрабатывается и применяется такая разновидность игровой деятельности, как развлечение, поскольку игра (спортивная, деловая, тренинговая) требует напряжения сил и воли, специальной подготовки. Применение развлекательных конкурсов выгодно отличает празднично-игровую атмосферу от атмосферы труда, профессиональной деятельности персонала, обеспечивая позитивный физический и душевный настрой людей, что является целью рекреации. Потребность в состязательности, играх с судьбой, в маскарадном переодевании, пребывании в сказочно - иллюзорном мире, отличающая досуг от быта и труда [12, с. 98 - 105], реализуется через такой родовой метод культурно-досуговой деятельности, как те-
Библиографический список
атрализация. Основоположник теории и практики этого метода в культурно-просветительной работе, которую сменила социально-культурная деятельность, Д.М. Генкин отмечает, что театрализация - есть «особая художественная организация материала по законам театра, драматургии, ... она представляет собой органический синтез ... информации и искусства - и идейно-тематический и композиционный, ... основанный на творческом образном решении. темы» [13, с. 180]. Театрализация нужна, когда есть тяга к художественному осмыслению события, к символической, обобщающей образности, к организации деятельности масс, ... поведения людей по законам театра [13, с. 181]. Освещая методику театрализации, А.А. Конович указывает как на ведущий метод театрализации - метод монтажа театрализованных программ, освещает роль различных видов искусства в разработке сценария театрализованных программ и называет три принципа создания театрализованного мероприятия: 1) соответствие выразительных средств идейному содержанию (когда тема и идея события становятся критерием отбора образных средств); 2) сочетание информационно-логической и эмоционально-образной линии в организации театрализованного действия по законам анимации и искусства - и идейно-тематический и композиционный, .основанный на творческом образном решении...темы» [13, с. 180]. Качество досуговых программ обеспечивается соблюдением гармонии между рекреативно-развлекательными и творчески-развивающими компонентами праздничной программы. Такой баланс достигается использованием метода театрализации.
Определяя место корпоративного праздника, автор предлагает рассматривать досуг как систему событийных форм общения, коммуникаций персонала. Организованный корпоративный досуг в этом случае является значимой частью оргкультуры, поскольку реализует социокультурные потребности персонала в полноценном отдыхе, рекреации, сплочении коллектива, ощущении своей причастности и необходимости корпорации. По материалам специальных журналов установлен рейтинг досуговых предпочтений персонала бизнес-организаций в центральной части России в аспектах типов и форм организованного корпоративного досуга. Рейтинг показал, что наряду с тенденцией вестернизации, развлекательности организованного корпоративного досуга, персонал в России стремится к современным формам художественно-творческого корпоративного досуга, влияние на формы которого оказывают СМИ, современные телепроекты («Фабрика звезд», «Танцы со звездами», «Танцы на льду», «Две звезды»).
Организация корпоративного праздника персонала бизнес-предприятий в современной социокультурной ситуации предполагает координацию коммерческих, имиджевых целей предприятия и рекреационно-развивающих, воспитательных целей совместной корпоративной досуговой деятельности персонала, поскольку между этими целями есть несоответствие. Педагогическими условиями решения данной проблемы являются несколько технологических методов (категоризации, позиционирования, референтации) и операций, определяющих развитие организованного корпоративного досуга персонала, его позитивное изменение. Такой технологической операцией является необходимость проектирования специального корпоративного праздничного события, где совместная деятельность персонала построена вокруг самостоятельной разработки и интериориза-ции ценностей оргкультуры, участия в бизнес-ритуалах (главным из которых является ритуал праздничного застолья), объединяющих персонал, повышающих качество его досуга, гармонично соединяя рекреацию и развитие участников программы, управляя досугом на суррогатной основе. Кроме того, это специальные технологические операции вовлечения персонала в празднично-игровую деятельность с помощью специалистов-аниматоров, использование сказочно-фольклорных сюжетов и театрализации, умелое управление бизнес-ритуалом, что повышает культуру корпоративного досуга персонала в ходе праздничного события.
1. Корпоративные события. Сайт компании «Тренинг - бутик». Available at: http: //www.tboutique.ru /events
2. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса: тезисы научной конференции. Москва, 1995.
3. Овчинников М.А. Корпоративная культура в системе социального управления. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва: РГБ, 2005.
4. Проблемы управления персоналом на Саммите HR-директоров в СНГ. Корпоративная культура. 2006; 5.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: Издательство МГУКИ, 2004.
6. Пасс Ю.А. Внутренний PR: элементы успеха. Available at: www.hrm.ru/pr/news/
7. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
8. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
9. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура. Менеджмент. Анимация. Маркетинг. Новосибирск: Издательский Дом «Тигра», 2000.
10. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Политиздат, 1974.
11. Оленина Г.В. Игровая модальность анимационной деятельности в туризме. Социально-культурные туристические ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы использования: материалы международной научно-практической конференции (Барнаул, 15 июня 2004 г.). Барнаул: Издательство АГИИК, 2004.
12. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003.
13. Клубоведение. Под редакцией С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. Москва: Просвещение, 1980.
References
1. Korporativnye sobytiya. Sajt kompanii «Trening - butik». Available at: http: //www.tboutique.ru /events
2. Abramova S.G., Kostenchuk I.A. O ponyatii «korporativnaya kul'tura». Organizacionnoe konsul'tirovanie kak resurs razvitiya obschestva, gosudarstva, politiki i biznesa: tezisy nauchnoj konferencii. Moskva, 1995.
3. Ovchinnikov M.A. Korporativnaya kul'tura vsisteme social'nogo upravleniya. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva: RGB, 2005.
4. Problemy upravleniya personalom na Sammite HR-direktorov v SNG. Korporativnaya kul'tura. 2006; 5.
5. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: Izdatel'stvo MGUKI, 2004.
6. Pass Yu.A. Vnutrennij PR: 'elementy uspeha. Available at: www.hrm.ru/pr/news/
7. Bortnik E.M., Korotkov 'E.M., Nikitaeva A.Yu. Upravlenie svyazyami s obschestvennost'yu. Moskva: ID FBK-PRESS, 2002.
8. Markov A.P. Proektirovanie marketingovyh kommunikacij. Reklamnye tehnologii. Svyazi s obschestvennost'yu. Sponsorskaya deyatel'nost'. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
9. Dragichevich-Sheshich M., Stojkovich B. Kul'tura. Menedzhment. Animaciya. Marketing. Novosibirsk: Izdatel'skij Dom «Tigra», 2000.
10. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': opytsistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.
11. Olenina G.V. Igrovaya modal'nost' animacionnoj deyatel'nosti v turizme. Social'no-kul'turnye turisticheskie resursy Altajskogo regiona. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Barnaul, 15 iyunya 2004 g.). Barnaul: Izdatel'stvo AGIIK, 2004.
12. Sokolov A.V. Fenomen social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2003.
13. Klubovedenie. Pod redakciej S.N. Ikonnikovoj, V.I. Chepeleva. Moskva: Prosveschenie, 1980.
Статья поступила в редакцию 18.11.15
УДК 37.014
Novikova I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai Regional Institute for Advanced Studies of Teachers (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Borzenko I.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail:[email protected]
CULTURAL NORMS AND VALUES IN FORMING SKILLS OF ETHIC CULTURAL INTERACTION. The article deals with the role of norms and values in forming culture of ethnic communication. For interpretation of these concepts are acceptable anthropological and ethnological approaches. The article notes that the assimilation of norms and values of the national culture starts at an early age. Values are a core of the national culture, which is surrounded by principles, implemented in standards and regulations. In conditions of intercultural communication there is awareness of specificity of their own securities units. Often the interaction of representatives of two different cultural groups is at the level of the hidden part of every culture, where you may encounter specific to people's norms, values, worldview. Conflicts are realized in "strange" incomprehensible behavior of interacting partners. Understanding the differences of cultures is reflected in the ability of conflict-free intercultural interaction.
Key words: norms, values, interculturality, culture of ethnic communication.
И.А. Новикова, канд. пед. наук, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
И.Л. Борзенко, канд. пед. наук, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail:[email protected]
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье идёт речь о роли норм и ценностей в формировании культуры межнационального общения. Для интерпретации этих понятий приемлемым являются антропологический и этнологический подходы. В статье отмечается, что усвоение норм и ценностей национальной культуры начинается в раннем возрасте. Ценности являются ядром национальной культуры, которое окружено принципами, реализуемыми в нормах и правилах. В условиях межкультурного общения происходит осознание специфичности собственных ценных установок. Часто взаимодействие представителей двух разных культурных групп осуществляется на уровне скрытой части каждой культуры, где могут столкнуться специфические для каждого народа нормы, ценности, мировоззрение. На основе этого возникают конфликты, которые проявляются в «странном» непонятном поведении партнеров по взаимодействию.
Понимание разности культур находит свое выражение в умении бесконфликтного межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: нормы, ценности, межкультурное взаимодействие, культура межнационального общения.
Реальное существование культуры проявляется только во взаимодействии, информационном обмене между людьми. Несмотря на то, что в современной литературе имеется множество определений понятия «культура», для интерпретации и операци-онализации в исследовании проблем формирования культуры межнационального общения более всего приемлемы антропологический и этнологический подходы. В современной культурной антропологии и этнологии культура рассматривается как инфор-
мационный процесс; как мир артефактов (продуктов и результатов человеческой деятельности, включая рожденные им мысли); мир инноваций и новых смыслов; совокупность норм, ценностей, убеждений, разделяемых членами соответствующих культурных групп и сообществ. Культура в антропологическом понимании «включает в себя все, что создано людьми и характеризует их повседневную жизнь в определенных исторических условиях» [1, с. 10].