Научная статья на тему 'Анимация корпоративного досуга персонала коммерческих туристских предприятий'

Анимация корпоративного досуга персонала коммерческих туристских предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленина Галина Владимировна, Медведенко Вера Васильевна

Статья посвящена исследованию роли игры и театрализации в анимационных технологиях корпоративного досуга персонала коммерческих туристских предприятий с целью повышения культуры и качества данного типа досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оленина Галина Владимировна, Медведенко Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION OF CORPORATE LEISURE TIME OF THE TOURIST COMMERCIAL BODY

The article is devoted to the research of the role of games and drama in animation technologies of corporate leisure time of the tourist commercial body with the purpose of raising the level of culture and quality of the given type of relaxation.

Текст научной работы на тему «Анимация корпоративного досуга персонала коммерческих туристских предприятий»

УДК 796.5.007:379.8

Г.В. Оленина, В.В. Медведенко

АНИМАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ДОСУГА ПЕРСОНАЛА КОММЕРЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья посвящена исследованию роли игры и театрализации в анимационных технологиях корпоративного досуга персонала коммерческих туристских предприятий с целью повышения культуры и качества данного типа досуга.

Коммерческие турпредприятия являются полноправными субъектами развития культурной политики своих территорий наряду с государственным сектором экономики и социально-культурного развития. Спецификой их социокультурной динамики в современной ситуации в России является формирование гуманистических подходов к управлению персоналом, что предполагает заботу о приемлемом уровне здоровья и социальнокультурного развития персонала, формирование отношения к персоналу как социальному и культурному капиталу фирмы, предприятия

Это, в свою очередь, предполагает трату средств и специальных усилий руководителей бизнес-предприятий на формирование сильной организационной (корпоративной) культуры своей организации. Оргкультура имеет специфическое сакрально-ценностное ядро и сим-волически-знаковые формы его выражения, интегрирует персонал и позиционирует имидж фирмы в социуме. Определяя место корпоративного досуга в структуре оргкультуры, мы предлагаем рассматривать корпоративный досуг как систему событийных форм общения, коммуникаций персонала. Организованный корпоративный досуг в этом случае является значимой частью орг-культуры, поскольку реализует социокультурные потребности персонала в полноценном отдыхе, рекреации, сплочении коллектива, ощущении своей причастности к корпорации.

Организация корпоративного досуга персонала бизнес-предприятий в современной социокультурной ситуации предполагает координацию коммерческих, имиджевых целей предприятия и рекреационноразвивающих, воспитательных целей совместной корпоративной досуговой деятельности персонала, поскольку между этими целями есть несоответствие. Педагогическими условиями решения данной проблемы являются несколько технологических методов и операций, определяющих развитие организованного корпоративного досуга персонала, его позитивное изменение.

Такой технологической операцией является необходимость проектирования специального корпоративного праздничного события, где совместная деятельность персонала построена вокруг самостоятельной разработки сотрудниками и интериоризации ценностей оргкуль-туры, участия в бизнес-ритуалах (главным из которых является ритуал праздничного застолья), являющихся интеграционным фактором, объединяющим персонал, повышающим качество его досуга, гармонично соединяя рекреацию и развитие участников программы, управляя досугом на суррогатной (алкогольной) основе. Кроме того, это специальные технологические операции вовлечения персонала в празднично-игровую деятельность с помощью специалистов-аниматоров, использование сказочно-фольклорных сюжетов и театрализации, что повышает культуру корпоративного досуга персонала в ходе праздничного события.

В организации активного отдыха персонала турпред-приятий, в частности, корпоративных праздников, с приглашением специалистов-аниматоров, тоже, по-

нашему мнению, необходимо использовать анимационные технологии с применением игры для того, чтобы с помощью игрового механизма вовлечь и увлечь персонал в праздничное действие, активизировать творческий потенциал сотрудников в процессе отдыха и рекреации. В связи с этим необходимо дать краткую характеристику специфики игры как человеческой деятельности и общения (М.С. Каган), основных функций игры (Л.Н. Столович) для того, чтобы решить методическую задачу: эффективно применять в ходе корпоративного праздника игры с правилами, командные игры, игры-конкурсы, игры-развлечения. Именно эти разновидности игры дают, с одной стороны, эффект сплочения персонала определенного турпредприятия, с другой, эффект его имиджевого позиционирования в ряду сотрудников других туристских предприятий.

На основе теории игры, философского анализа человеческой деятельности, предпринятого М. С. Каганом в монографии «Человеческая деятельность (опыт системного анализа), 1974 г., исследователи различают игру в широком и узком смысле слова, выделяя игровую модальность любого вида деятельности и игру как конкретную форму деятельности человека [2]. На основе этого М. С. Каганом классифицируются определенные разновидности игры как деятельности: игра-искусство (на основе роли и художественного образа) и чистая игра, т.е. игра с правилами, например, спортивная игра. Игра как человеческая деятельность представляет собой определенную форму деятельности как ребенка, так и взрослого, в которой моделируются, воспроизводятся либо конкретные действия (детская игра в дочки-матери), либо общие принципы практической деятельности человека: противоборство либо сотрудничество; состязательность либо взаимодействие (например, в спортивных играх).

Специфика спортивных командных игр, часто применяемых в анимации, заключается в том, что в спортивной игре, как и в любой другой, информация не вырабатывается, а проверяется. Проверка эта выступает в форме оценки спортивных умений игроков, их опыта в определенном виде спорта. Основные принципы игрового взаимодействия в спортивных играх: принцип состязания с командой соперников и координации внутри команды. По нашему мнению, это основные педагогические принципы организации игрового взаимодействия персонала, повышающие его интеграцию. Но главное, что надо знать аниматору, применяющему командные игры, это то, что они повышают меру социальной общности (М.С. Каган) между командами как представителями разных страт, структурных подразделений предприятия (гендерных, возрастных, должностных и т.д.). Педагогической тактикой аниматоров корпоративных праздников в этом случае является умение оживить ситуацию проигрыша одной команды и выигрыша другой, так чтобы это никого не обидело, разрядив обстановку поощрительными призами, шуткой, юмором.

М.С. Каган рассматривает игру в философии как специфическую форму общения [1]. Определяя специфику игры как общения, философ отмечает, что в игре

общение является общением ради общения, что не уменьшает значения победы, выигрыша как конкретного результата игры. Такой выигрыш существует не во всяком игровом общении (например, его нет в развлекательной беседе аниматора с отдыхающими, с персоналом, когда используются анекдоты, фокусы, розыгрыши). Но в тех играх, где выигрыш присутствует, есть зрелищность, интерес, активизация аудитории. В этом отношении, организуя корпоративный досуг персонала, аниматоры могут использовать конкурсы (интеллектуальные, спортивные) с учетом цели корпоративной праздничной программы и социально-демографических, а также статусных характеристик персонала.

Конструируя анимационные игровые программы, аниматорам не следует забывать об основном - на первый взгляд парадоксальном назначении игры в человеческом обществе: игра способствует укреплению контактов между людьми на основе выявления людских различий. Поэтому, заботясь о сплочении команды персонала турпредприятия, аниматорам нужно инициировать сотрудников на самостоятельное создание художественно-творческой продукции, «работающей» на цели сплочения: песни-гимна команды, либо гимна корпорации, турфирмы; шуточных девизов-слоганов турпред-приятия в целом или слоганов, обыгрывающих конкретную ситуацию в ходе праздника. Методическим приемом здесь может быть создание конкурсной ситуации, объявление аниматорами конкурса на создание подобной художественно-творческой продукции, чтобы никого не обидев, номинировать победителей. При включении персонала в игровое действие в ходе праздничных программ, аниматору необходимо уметь организовать первый и второй круг игровой общности. Первый круг, те, кто играет, второй круг - болельщики, т. е. соучастники, а не просто наблюдатели игрового действия.

Конструирование анимационных программ предполагает необходимость учета функций игры: гедонистической, рекреационной, эвристической. (Л.Н. Столович) [6, с. 264-289]. Гедонизм, то есть радость и удовольствие, необходим как психологическая атмосфера корпоративного праздничного события и одновременно - психологический механизм мотивации персонала, включенного в событие не на основе свободного выбора, а согласно корпоративным правилам: пропустить корпоративное событие равносильно прогулу в рабочий день. Цель анимации в этом случае: в ходе праздничноигрового взаимодействия персоналу не должно быть скучно, но обязательно - забавно и весело.

На основе использования рекреационного потенциала игры, связанного с отдыхом, аниматорами разрабатывается и применяется такая разновидность игровой деятельности как развлечение, которое необходимо как психологическая компенсация, поскольку игра (спортивная, деловая, тренинговая) требует напряжения сил и воли, специальной подготовки. Развлечение, то, что в старину называлось забавами и увеселениями - это игры, не требующие от играющих специальной подготовки. В таких играх проверяются и оцениваются природные задатки, способности (быстрота реакции, смекалка и т. д.), уже имеющиеся у людей умения и навыки, определенный опыт деятельности: спортивной, художественной, интеллектуальной и т. д.). Применение развлекательных конкурсов выгодно отличает праздничноигровую атмосферу от атмосферы труда, профессиональной деятельности персонала, обеспечивая позитивный физический и душевный настрой людей, что является целью рекреации. Эвристическая функция игрового общения в анимации предполагает через механизм психологического заражения участников праздничной про-

граммы пробуждение их творческой энергии: рождение совместных групповых идей, решений, возбуждение фантазии, воображения, активизацию художественноэстетических действий: спеть, станцевать, сказать комплимент, показать пародию или фокус и т.д., соревнуясь с командой противника.

Таким образом, особенности игры как человеческой деятельности и общения, а также основные функции игры позволяют, используя игру в анимационных программах организации корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий, создать рекреативно -творческую атмосферу: обеспечить персоналу активный, интересный отдых, переводя его с позиции зрителя в позицию активного, инициативного участника досуговой программы.

На основании вышеизложенного можно отметить большую значимость игры в организации досуговых программ разных категорий населения, в том числе и объединенного в группы по профессиональному признаку в связи с тем, что игра является универсальной формой досуга, родовым методом культурно-досуговой деятельности. Игровые технологии выделяются Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым как отдельная разновидность рекреационных технологий социальнокультурной деятельности наряду с технологиями социально-культурной анимации [3, с. 444-445], где особо подчеркивается рекреативный и педагогический эффект игры. Последний, по мнению этих авторов, заключается в активизации и интенсификации деятельности участников игровых программ.

Более эвристичный момент в трактовке игровых программ мы находим у А.В. Соколова, предлагающего классифицировать игровые технологии в соответствии поведенческим типам, т. е. различными типами поведения людей в зависимости от того, участвуют ли они в игре-соревновании - тип поведения состязательность с партнером; играх с судьбой (азартные игры) - состязательность с судьбой, случаем; в игре-иллюзии, игре-сказке (игровой тренинг на улучшение самочувствия; участие в театрализованном представлении или цирковом зрелище; наконец в игре-маскараде - где тип поведения основан на смене традиционных ролей из жизни на вымышленные роли с помощью маски, костюма, что предполагает иные, более свободные правила общения и поведения) [5, с. 98-105.].

Потребность в состязательности, играх с судьбой, в маскарадном переодевании, пребывании в сказочноиллюзорном мире, отличающая досуг от быта и труда, реализуются через такой родовой метод культурнодосуговой деятельности, как театрализация.

Основоположник теории и практики этого метода в культурно-просветительной работе, которую сменила социально-культурная деятельность, Д.М. Генкин отмечает, что театрализация - есть «особая художественная организация материала по законам театра, драматургии, ... она представляет собой органический синтез ... информации и искусства - и идейно-тематический и композиционный, . основанный на творческом образном решении. темы» [4, с. 180]. Театрализация изменяет природу формы, создает форму нового качества, применяется не в любых, а только в особых условиях, когда есть желание выделить то или иное. событие, показать его особое значение в жизни, выразить и закрепить свои чувства к нему. Театрализация нужна, когда есть тяга к художественному осмыслению события, к символической, обобщающей образности, к организации деятельности, . поведения людей по законам театра [4, с. 181].

Деятельность аниматоров и использование метода театрализации на корпоративных праздниках персонала позволили активизировать персонал, тем самым оптими-

зировать его субъектную социально-культурную роль в процессе праздников, обеспечить высокое качество их ритуальной стороны так, чтобы у персонала было меньше возможностей и желаний для суррогатного досуга. Анимация и театрализация оптимально отрегулировали

соотношение релаксационной, гедонистической и торжественной частей организованных корпоративных праздников, в чем заключается эффект развития корпоративного праздничного досуга персонала в аспекте его гуманизации.

Библиографический список

1. Каган, М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений I М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 425 с.

2. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) I М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность I Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Клубоведение I под ред. С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. М.: Просвещение, 1980. - 397 с.

5. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности I А.В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.

6. Столович, Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности I Л.Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. -- 415 с.

Материал поступил в редакцию 03.12.07

УДК 374.2(071.1):659 Г. В. Оленина

ОПТИМИЗАЦИЯ ИМИДЖА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В ВУЗОВСКОМ СОЦИУМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РП-КАМПАНИИ

Анализируется опыт студенческой молодежи художественно-творческого вуза по организации социально-культурной добровольческой акции в локальном и муниципальном социуме с использованием современных коммуникационных технологий продвижения данной инициативы.

Пиар-кампания коалиционной акции «Весенняя Неделя Добра в АлтГАКИ» стала завершающим этапом технологического цикла институционализации добровольческих инициатив в Алтайской государственной академии культуры и искусств (АлтГАКИ). «Весенняя Неделя Добра» (ВНД) проводится ежегодно с 21 по 28 апреля как международная и российская акция социальных действий гражданского участия. Она направлена на популяризацию и признание роли добровольчества в обществе, на активизацию вклада молодежи в развитие местных сообществ. Специфика ВНД состоит в том, что каждый день недели посвящен определенной тематике. Это Всемирный день молодежного служения; День Земли (благоустройство и решение экологических проблем); День адресной помощи нуждающимся; День объединения жителей микрорайона, власти, СМИ, бизнес-структур для решения общих проблем; День здорового образа жизни, профилактики наркомании, ВИЧ/СПИД-инфекции, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних; День семьи. Так достигается вариативность выбора любого человека и организации, их желания и возможности участвовать в акции в тот день, когда им это нужно и важно.

Анализ ситуации: результаты по ВНД в Алтайском крае за пять лет впечатляющие. Студклуб академии и инициативная группа студентов-добровольцев факультета художественного творчества, сформированная в 2004 г., решили провести ВНД в вузе, тем более, что опыт участия в благотворительных акциях у в академии есть. Это благотворительные концерты на музыкальном и хореографическом факультетах; акция «Яблоневый цвет» (сбор подарков детям-сиротам) на факультете информационных ресурсов и дизайна; акция «Посылка солдату в горячую точку», концерты-марафоны по сбору средств нуждающимся (кафедра режиссуры праздников); праздничные представления для детей с неизлечимыми болезнями крови в краевой детской больнице (ка-

федра социально-культурной деятельности факультета художественного творчества).

Проблема заключается в том, что все эти акции проходят за пределами вуза. Добровольческий актив решил провести ВНД в текущей учебно-воспитательной работе академии. Необходимость в такой работе в вузе есть постоянно: уборка территории возле корпусов, осенневесенние работы по благоустройству корпусов и общежитий, благотворительная деятельность студентов в адрес преподавателей-ветеранов вуза, проблема здорового образа жизни студентов и т. д.

Пилотажное социологическое исследование 2003 г. по изучению каналов внутренних коммуникаций в вузе и замеру отношения студентов факультетов художественного творчества (ХТ), факультета информационных ресурсов и дизайна (ФИРИД) и факультета дополнительного образования (ФДО) (специальность «связи с общественностью») к общественным инициативам (и в их числе - к добровольчеству), показало, что рейтинг добровольчества среди общественных инициатив занимает в вузе второе место.

Наличие данной студенческой инициативы, выделение по итогам анкетирования лидеров добровольчества в каждом группе вуза, стало главным человеческим ресурсом при организации и проведении «Весенней Недели Добра» в социуме Алтайской государственной академии культуры и искусств. В оргкомитет вошли 10 студентов-лидеров со всех факультетов вуза. Они стали субъектами акции и ее РЯ-кампании.

Целевая группа проекта: студенты, преподаватели и администрация академии.

Организация акции. Первая «Весенняя Неделя Добра» в академии сложилась из 8 мероприятий, масштабных и камерных. Сроки акции определили сроки ее РЯ-кампании. Неделя прошла с 16 по 23 апреля под девизом: «Вливайся в волну добрых дел!». Сроки РЯ-кампании - с января 2005 г по 25 мая 2005 г. Партнёра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.