становится непрерывным. Система непрерывного образования — насущная потребность каждого человека. По окончании обучения в лицее многие продолжают совершенствовать свое образование в туристском вузе, что происходит в рамках системы многоступенчатой профессиональной подготовки специалистов туристского профиля. Реализация этой системы позволяет вести более глубокую и целенаправленную профориентационную работу среди обучающихся.
Литература
1. Комарова М.Н. Преемственность обучения иностран-
ному языку в средней и высшей школе: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002.
2. Коспанова В.М. Преемственность профессионального образования менеджеров в системе «школа—колледж—вуз» на примере языковой под-готовки: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
3. Свириденко С.А. Модель преемственных связей в обучении информационным технологиям в системе «туристский колледж — туристский вуз» // Сборник материалов и докладов II Межрегиональной науч.-практ. конференции «Современные тенденции и вопросы преподавания в туристском вузе». Воскресенск: ИД «Лира», 2006.
МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ
М.Г. МОИСЕЕВА,
аспирант кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
moiseevam@yandex.ru 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Рецензент доктор педагогических наук, профессор Т.Э. МАНГЕР
Аннотация. Представлена модель профилактики девиантного поведения детей—сирот средствами социально-культурной анимации как педагогическая система по формированию психологического барьера против асоциального поведения детей—сирот, включающая в себя принципы, функции, средства, методы и направления анимационной деятельности.
Ключевые слова: социокультурная анимация, профилактика, девиантное поведение, дети—сироты, педагогическая модель.
PREVENTION MODEL OF DEVIANT BEHAVIOUR OF ORPHAN CHILDREN BY MEANS OF SOCIAL-CULTURAL ANIMATION
M.G. MOISEEVA,
post-graduate student development of social-cultural activity Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Annotation. In the article the prevention model of deviated behavior of orphan children is presented by means of social-cultural animation. The author considers the model as pedagogical system to create a psychological barrier against unsocial behavior of orphan children, including principles, functions, means, methods and directions of animation activity.
Key words: social-cultural animation, preventive maintenance, deviant behaviour, orphan children, pedagogical model.
В целях повышения эффективности профилактики девиантного поведения детей-сирот нами была разработана педагогическая модель функционального подхода к анимационной деятельности, позволяющая гармонизировать физическую, эмоциональную и чувственную составляющие личности. Модель представляет собой педагогическую систему по формированию личностных качеств, знаний, умений и отношений в процессе внеучебной культурно-досуговой деятельности.
Реализация модели предполагает согласованность всей совокупности основополагающих элементов единой целостной структуры: изучение и анализ проблемных тенденций, принципов, функций, средств, методов, направлений анимационной деятельности и содержания воспитательной работы с детьми-сиротами, а также критериев оценки [4].
Смысл идеи — сформированные качества у детей-сирот, направленные на культурно-творческое, со-
зидательное освоение духовных ценностей, способствующие повышению досуговой культуры. При этом воспитательная среда, формирующаяся в процессе анимационного взаимодействия в группе, должна способствовать формированию моральных, духовных и этических норм, стимулированию социальной активности детей-сирот и общепризнанных поведенческих правил.
Системообразующие элементы модели при этом учитывают:
$ специфические требования профессиональной педагогической деятельности в использовании средств социокультурной анимации;
$ объективные обстоятельства протекания воспитательного процесса, которые складываются из возможностей материально-технической и методической базы учебного заведения;
$ соблюдение основополагающих дидактических принципов формирования содержания социокультурной анимации;
$ поэтапный контроль в процессе подготовки, всесторонний анализ результатов по итогам реализации: определение показателей эффективности, новых возможностей реализации и совершенствования [4].
Задача социокультурной анимации в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот — восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.
При конструировании основных компонентов модели мы исходили из того, что процесс профилактики девиантного поведения детей-сирот должен соответствовать следующим методологическим принципам: системности и целостности, органичного сочетания познавательных и эмоционально-чувственных компонентов художественно-творческой активности, доступности, маневренности, индивидуального подхода, сознательности, активности.
В модели рассмотрены ряд функций, которые участвуют в процессе духовно-нравственного воспитания: социализирующая, коммуникативная, развивающая, адаптационная, регулятивная.
Социализирующая функция направлена на овладение знаниями общечеловеческих и общегражданских ценностей, способствующих формированию культуры в сфере социальных знаний, навыков поведения социально- и культурно-активного гражданина; на формирование представлений о сущности социально-культурной деятельности, ее роли в сохранении истории и культуры народа; на приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.
Коммуникативная функция предполагает овладение должными знаниями и опытом, при которых развиваются умения проявлять межкультурную компетентность, способствующую формированию межличностного общения. В процессе формирования знаний, умений и навыков развивается чувство от-
ветственности, инициативы, формируется творческое отношение к делу.
Развивающая функция обращена на приобретение знаний, умений и навыков, связанных с развитием творческого мышления, созидательной направленностью личности, ее способностями, позволяющими осуществлять творческий подход к реализации практической деятельности в сфере досуга, а также к познанию и развитию самого себя.
Адаптационная функция позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.
Регулятивная функция освобождает человека от физической и психологической усталости повседневной жизни.
При этом построение процесса формирования психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот основывается и на специфических функциях социально-культурной деятельности, среди которых приоритетными выступают рекреация, релаксация, адаптация, коммуникация, коррекция, реконструкция, регенерация.
Многообразие и классификация средств, форм и методов социально-культурной деятельности, их комплексное использование — характерная черта социально-культурной анимации. В контексте данного исследования нам предстоит определить эффективность технологий анимации, используемых в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот, т.е. выявить специфические формы, методы и приемы работы.
При раскрытии наиболее эффективных технологий анимации в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот необходимо опираться на развивающие возможности данных технологий. Формы, методы и приемы должны соответствовать функциональному компоненту процесса профилактики деви-антного поведения детей-сирот.
Арсенал методов, применяемых в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот, весьма богат и включает в себя как традиционные методы, так и методы развивающего характера.
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо» [9].
Следует множество разнообразных подходов к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором В.Е. Новаторовым, который выступает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:
а) методы познавательной и самообразовательной деятельности — работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора,
просмотр слайдов, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (главным образом, в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий); театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности — убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым);
в) методы формирования опыта общественного поведения — практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д. [6,10].
Важное значение в построении процесса формирования психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот имеют и методы анимации, определяющиеся как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социал ьно-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. К ним относят следующие группы методов: $ социальная защита; $ социально-психологическая коррекция; $ творческая реабилитации;
$ выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.
$ индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий);
$ постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий) [12].
Приведенная классификация методов довольно условна и может модифицироваться в зависимости от целей и задач анимационной деятельности. В контексте нашего исследования можно выделить: метод глубинного общения; стимулирование социально-культурной активности; формирование общественного сознания; метод физической релаксации и рекреации; включение в социально-культурную деятельность.
Рассматривая понятие «методы социально-культурной анимации», мы обращаем внимание на их взаимодействие с такими понятиями, как средства и формы.
Процесс формирования психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот будет
иметь положительную динамику если он будет построен с использованием идейно-эмоционального воздействия, которое применяют аниматоры, технологи, рекреологи в процессе образовательно-воспитательной деятельности детей-сирот.
В нашем исследовании данный «набор инструментов» представлен основными средствами социально-культурной анимации, используемыми в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот, среди которых выделяются искусство и самодеятельное творчество, печатные, устные, технические, наглядные, психолого-педагогические средства.
Все средства социально-культурной анимации тесно взаимосвязаны, и их выбор должен осуществляться с учетом определенного объекта воздействия, а именно: $ выбор средства всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
$ количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам анимационной деятельности;
$ аниматор, избравший те или иные средства, должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны [6].
Формы социально-культурной деятельности — это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и куль-турно-воспитательная акция, направленная на определенную аудиторию и нацеленная на стимулирование социальной активности личности и общепризнанных поведенческих правил; решающее значение при этом имеют формы анимационной деятельности [10].
В рамках нашей модели форма рассматривается как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом и отражает социальную действительность, одновременно оказывая определенное влияние на нее. Из всего многообразия форм социально-культурной деятельности мы определяем следующие формы социокультурной анимации в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот [10]:
$ массовые (концерты, конкурсы, презентации, культурные акции, театрализованные представления, игровые программы, деловые игры, тематический праздники, вечера отдыха, фестивали);
$ групповые (встречи с интересными людьми, экскурсии, тематические вечера, выставки, кружки по интересам, ролевые тренинги);
$ индивидуальные (выставки работ, репортажи, беседы, консультации, тематические занятия в кружках, игры, мастер-классы, творческие задания).
Перечисленные формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности (массовой, групповой, индивидуальной). Они
основываются на применении комплекса различных средств, методов, приемов, способствующих наиболее эффективному решению социально-педагогических целей профилактики девиантного поведения детей-сирот.
Выбор форм, их разработка и проведение требуют от аниматоров определенных педагогических, психологических, культурологических знаний, так как формы социокультурной анимации обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на детей.
Анимационная деятельность занимает активные позиции в сфере досуга, выходя за рамки функционирования учреждений культуры. Технологии анимационной деятельности активно реализуются в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, в гостиничных комплексах, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, профилакториях, оздоровительных центрах, театрах, музеях, выставках, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах досуга, летних и зимних лагерях отдыха, детских и подростковых учреждениях дополнительного образования, центрах реабилитации, а также в работе социально-педагогических учреждений.
Мы выделяем следующие развивающиеся направления анимации, способствующие эффективности процесса формирования психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот: туристическое, музейное, социально-педагогическое, школьное, театральное.
В различных направлениях анимационной деятельности проявляются общие и особенные черты, где общее есть сущностно-функциональные качества социально-культурной деятельности, характерные для всех направлений анимации, которые находят свое отражение в реализации функций анимации и специфике используемых технологий в различных направлениях анимационной деятельности. Каждое направление анимационной деятельности обладает потенциальными возможностями реализации базовой основы функций своей деятельности. Однако такая возможность используется в недостаточной мере [8,12].
В процессе исследования мы выявили, что в современной анимационной практике используются следующие типы анимационных программ: игровые, основанные на ведущем организационном методе игры; конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные, в которых ведущим типологическим признаком выступает метод соревнования; фольклорные и зрелищ но-театрализованные, в основе организации которых лежит метод театрализации; художественно-публици стические, основным организующим методом которых выступает метод иллюстрации; танцевально-развлекательные, основанные на методе ритмического движения; спортивно-оздоровительные, в основе
технологической организации которых лежит метод физической релаксации и рекреации [1,3].
По нашему мнению, ведущим технологическим компонентом формирующего воздействия выступает содержание анимационной программы, являющееся объектом психологического восприятия ребенка. Внимание аниматоров к моделированию содержания анимационной программы должно базироваться на психологических законах восприятия, на таких сущностных характеристиках, как:
ê восприятие, несводимое к сумме отдельных ощущений; представляет собой качественно новую ступень чувственного познания;
ê восприятие, связанное с мышлением, осуществляющим отбор и коррекцию воспринимаемых явлений и процессов окружающей действительности;
ê формирование на основе восприятий устойчивых представлений о мире вещей и явлений [7].
В процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот формируются объекты анимационного интереса, к которым мы относим [2]:
1) естественно-природные ресурсы;
2) культурно-исторические ресурсы;
3) реакционные пространства;
4) спортивно-оздоровительные ресурсы;
5) национальные особенности, обычаи, фольклор;
6) важнейшие культурные события, праздники, карнавалы, фестивали и т.п.
В последнее время во многих учреждениях социально-культурной сферы вырабатываются новые направления анимационной деятельности, среди которых особый интерес представляет театральная анимация.
Проекты театральной анимации и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Так, театрализованные праздники и обряды — это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией — это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях.
В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия — игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой у собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающееся всеми участниками во время воплощения действия в жизнь [3].
Театральная анимация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристическом бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т.е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, жизненный опыт.
Массовое общение в театрализованном действии — не механический, а общественный момент. В отличие от спектаклей, где зрители — только зрители, в театрализованном празднике они непосредственные участники. Поэтому успех театрализованного действия в большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарном замысле возможности общения как участников друг с другом, так и участников экскурсии с актерами.
Технология театральной анимации предполагает несколько основных этапов [1].
Первый этап — подготовка к мероприятию. Включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое.
Второй этап — непосредственное проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника, вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.
Третий этап — активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая проведение различных конкурсов, соревнований, самодеятельных выступлений и т. д.
Театральная анимация — это не только одна из новых форм туристического обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства, где особое место отводится народным традициям и фольклору, которые представляют собой богатство, выработанное поколениями и передающее в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.
Среди приемов театрализованных действий выделяются такие как:
1) костюмирование участников, которое позволяет ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;
2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;
3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса, интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности;
4) ритуальное действие, являющееся обязательным структурным элементом, специфической особеннос-
тью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции;
5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника, определенных приемов (символическое воссоздание древних жилищ), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов [12].
Развивающая функция театральной анимации реализуется через воспитание. В результате участия в профессиональных театрализованных мероприятиях происходит эффективное усвоение детьми-сиротами достижений национальной и мировой культуры, общечеловеческих знаний, способов поведения и деятельности.
В наш механизированный и электронный век театральная анимация становится жизненной необходимостью. Игровое действие строится на использовании эмоционального заряда и вызывает неподдельный интерес как у взрослых, так и особенно у детей.
В последнее время широкое распространение при проведении экскурсий нашла инсценировка детских сказок (как русских, так и других стран и народов). Среди инновационных методов проведения экскурсий необходимо отметить и многочисленные этнографические посиделки, проводимые различными музеями и туристическими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража в обстановку старины.
Кроме вышеназванных театрализованных проектов, существует еще и огромное количество самых разных анимационных программ. Так, все большую роль начинают играть различные фестивали народных промыслов, классической, бардовской или современной эстрадной музыки; аэрофестивали с демонстрацией достижений в воздухоплавании; кинофестивали российского кино; различные фестивали, посвященные местным особенностям национальных культур того или иного региона; фольклорные и этнографические фестивали; пляжные фестивали; экстрим-фестивали; фестиваль русского хлеба в старинных городах России; фестиваль русской сказки; подмосковные фестивали русского оружия; международный фестиваль русского фольклорного танца «Марфин Брод» и молодежный православный фестиваль «Братья» и т. д.
Значение анимационной театрализации еще и в том, что она создает зрительное восприятие истории, повышает эмоциональную оценку того или иного культурно-исторического памятника. При театрализованном шоу происходит взаимодействие информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, отражающееся в единстве формы и содержания театрализованного праздника.
Следующей технологией социокультурной анимации выступает ситуационно-ролевая игра, которая
позволяет реализовать идею социального закаливания — контрастных точечных прикосновений к личному и социальному опыту молодого человека в целях повышения его сопротивляемости негативному воздействию среды обитания, мобилизации потенциала для продуктивного решения жизненных трудностей, успешной адаптации в разнообразных ситуациях [5].
Участие в больших и малых формах ролевых игр позволяет детям-сиротам на собственном опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Эмоциональный опыт, приобретенный в ходе ролевой игры, пробуждает интерес к проблеме и дает возможность проработать эту проблему более подробно.
Эффективность использования игровых технологий опирается на следующие аспекты возрастной психологии. Во-первых, человеку на протяжении всей жизни свойственно обыгрывать различные ситуации; во-вторых, в младшем, дошкольном возрасте игра является основной формой общения с окружающим миром; в-третьих, вырастая и приобретая навыки общения, подростки склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения [3]. Наиболее привлекательной является ролевая игра, так как именно в ней человек может попробовать себя в различных ролях, продемонстрировать умения и таланты, которые, по его мнению, никто не замечает.
Игра принимает для детей-сирот социальную окраску; дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Становясь старше, ребенок все больше времени проводит, просто общаясь со сверстниками. Постепенно большинство игр отходят на второй план, однако не исчезает потребность осваивать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в разных социальных ролях, добиваться признания окружающих. Но своими силами ребенок не способен создать удовлетворяющую его модель, и здесь на помощь приходят ролевые игры.
Существует несколько разновидностей ролевых игр, среди которых мы выделяем: деловые игры, дидактические ролевые (имитационные) игры, игры-драматизации и игры-модели, игры-имитации.
Деловые игры. Цель деловых игр — выработка умений и навыков, необходимых для специалиста в той или иной сфере. Переживания некой ситуации в игре могут дать новый эмоциональный, социальный и интеллектуальный опыт и даже полностью изменить какие-то представления [3,11].
Дидактические ролевые (имитационные) игры. Одно из основных методов активного воспитания детей-сирот. Такие игры создают ситуации, обязательно связанные с реальными событиями или социальными явлениями, что обеспечивает успех их использования в познавательной деятельности. Анализируя игровые события, ребенок дает оценку реально происходившим событиям, отраженным в игре. Результатом
участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Чаще всего такие игры повышают мотивацию, возбуждают интерес к познанию [3,11].
Игры-драматизации (разыгрывание сценок, исполнение ролей). Участникам таких игр предлагаются некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Игроки выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействия между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения. Примером малых ролевых игр может служить обыгрывание сценок—ситуаций, позволяющих участникам найти свое решение той или иной ситуации [3,11].
Игры-модели, игры-имитации. Эта группа объединяет в себе более сложные игры, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развития событий [3,11]. Именно игры-модели более всего используются в современной социокультурной анимации.
Таким образом, применение анимационных технологий способствует активному включению детей-сирот в различные виды социально-культурной деятельности, удовлетворению потребности в общении, активном и подвижном отдыхе, развлечении, эмоциональной разрядке. Анимационные технологии выступают как эффективное средство воспитания подрастающего поколения, включающего идейно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание; носят воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность воздействия на детей-сирот, тем самым способствуя развитию личности, ее социализации.
Модель профилактики девиантного поведения детей сирот средствами социально-культурной анимации строилась нами с учетом общепедагогических принципов и функций, способствующих развитию творческого потенциала личности, расширению нравственно-духовных потребностей, формированию эмоционально-волевых качеств детей-сирот, а также с учетом методов, средств и форм социально-культурной деятельности, при интеграции которых повышается процесс формирования психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот.
Использование средств социокультурной анимации в рамках предлагаемой модели будет способствовать целенаправленному и планомерному педагогическому воздействию на сознание и поведение детей-сирот через включение в культурно-ценностные, социально значимые формы творчества, в процессе которых происходит расширение сферы проявления личностных качеств, развитие художественного, технического и других видов творчества, направленных на сформированность межличностных и межруппо-
вых социально-психологических отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусств.
Литература
1. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. М., 1980.
2.Курило Л.В. Краеведение и туризм: Учеб. пособие. М.: РИБ «Турист», 1999.
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Междунар. пед. академия, 1994.
4. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.
5. Мудрик А.В. Активные методы подготовки школьников
к общению // Активные методы обучения общению и его оптимизации. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1983.
6. Новаторов, В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.
7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
8. Селевко Г.К Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
9. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
10. Социально-культурная деятельность: Краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / Науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2007.
11. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
12. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация : Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ КОНФЛИКТА
С.А. МОРОЗ,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской
международной академии туризма 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
frоstik@mail.ru
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор В.Ю. ПИТЮКОВ, Рецензент доктор педагогических наук, профессор В.Ю. ПИТЮКОВ
Аннотация. Рассматриваются сущность и позитивная роль конфликта, выявляются его функции в развитии межличностных отношений, а также индивидуальном становлении личности. Ключевые слова: конфликт, позитивная роль и функции конфликта.
POSITIVE ROLE OF THE CONFLICT
S.A. MOROZ,
post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism
Annotation. In article the essence and a positive role of the conflict are considered, its functions in development of interpersonal relations, and also individual formation of the person come to light. Keywords: the conflict, positive role and conflict functions.
Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов ХХ в. предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук.
В современных научных исследованиях конфликт представлен как неизбежная и неотвратимая единица общественного развития, а потому его рассматривают как естественный фрагмент жизни (С.М. Емельянов, Н.Ф. Вишнякова и др.), как одну из форм человеческого взаимодействия (Н.В. Гришина, О.Н. Громова и др.), как позитивное явление, открывающее дорогу инновациям (О.Н. Лукашонок и др.).
Сущность и позитивная роль конфликта заключается в развитии противоречия до его наивысшей фазы, когда всеми субъектами конфликта осознается суть возникшего противоречия, на основе чего избираются конструктивные способы разрешения конфликта, что обеспечивает развитие личности и межличностных отношений [3].
Анализируя различные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зрения социальных последствий. Так, у Гераклита: «Война — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богатым, другим — простыми людьми,