Научная статья на тему 'Организация корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе анимационных технологий'

Организация корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе анимационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1229
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ ДОСУГ / КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АНИМАЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ИГРА / CORPORATE LEISURE-TIME / BUSINESS ENTERPRISES / ANIMATION / GAME / STAGE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленина Галина Владимировна

Статья посвящена исследованию роли игры и театрализации в анимационных технологиях корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий с целью повышения культуры и качества данного типа досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article covers the role of game and stage adaptation while using animation technologies in organizing leisure-time of the personnel of business enterprises aiming at growth of culture level and quality of the named type of spending leisure-time.

Текст научной работы на тему «Организация корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе анимационных технологий»

социально-культурная деятельность

организация корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе анимационных технологий

Галина Владимировна ОЛЕНИНА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств. e-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию роли игры и театрализации в анимационных технологиях корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий с целью повышения культуры и качества данного типа досуга.

Ключевые слова: корпоративный досуг, коммерческие предприятия, анимация, театрализация, игра.

The given article covers the role of game and stage adaptation while using animation technologies in organizing leisure-time of the personnel of business enterprises aiming at growth of culture level and quality of the named type of spending leisure-time.

Key words: corporate leisure-time, business enterprises, animation, stage adaptation, game.

Коммерческие предприятия являются полноправными субъектами развития культурной политики своих территорий наряду с государственным сектором экономики и социально-культурного развития. Спецификой их социокультурной динамики в современной ситуации в россии является формирование гуманистических подходов к управлению персоналом, что предполагает заботу о приемлемом уровне здоровья и социально-культурного развития персонала, формирование отношения к персоналу как социальному и культурному капиталу фирмы, предприятия.

Это, в свою очередь, предполагает трату средств и специальных усилий руководителей бизнес-предприятий на формирование сильной организационной (корпоративной) культуры своей организации. оргкультура имеет специфическое сакрально-ценностное ядро и символически-знаковые формы его выражения, ин-

тегрирует персонал и позиционирует имидж фирмы в социуме. определяя место корпоративного досуга в структуре оргкультуры, мы предлагаем рассматривать корпоративный досуг как систему событийных форм общения, коммуникаций персонала. организованный корпоративный досуг в этом случае является значимой частью оргкультуры, поскольку реализует социокультурные потребности персонала в полноценном отдыхе, рекреации, сплочении коллектива, ощущении своей причастности к корпорации.

организация корпоративного досуга персонала бизнес-предприятий в современной социокультурной ситуации предполагает координацию коммерческих, имиджевых целей предприятия и рекреационно-развивающих, воспитательных целей совместной корпоративной досуговой деятельности персонала, поскольку между этими целями есть несоответствие. Педагогическими условиями решения данной проблемы являются несколько технологических методов и операций, определяющих развитие организованного корпоративного досуга персонала, его позитивное изменение.

Такой технологической операцией является необходимость проектирования специального корпоративного праздничного события, где совместная деятельность персонала построена вокруг его самостоятельной разработки, участия в бизнес-ритуалах, объединяющих персонал, гармонично соединяя рекреацию и развитие участников программы. Эти специальные технологические операции, использование сказочно-фольклорных сюжетов и театрализации повышают культуру корпоративного досуга персонала.

В организации активного отдыха персонала предприятий, в частности, корпоративных праздников с приглашением специалистов-аниматоров, тоже, по-нашему мнению, необходимо использовать анимационные технологии с применением игры для того, чтобы с помощью игрового механизма вовлечь и увлечь персонал в праздничное действие, активизировать творческий потенциал сотрудников в процессе отдыха и рекреации [см. напр.: 8; 9; 10; 11]. В связи с этим необходимо дать краткую характеристику специфики игры как человеческой деятельности и общения (м.С. Каган), основных функций игры (Л.н. Столович) - для того, чтобы решить методическую задачу: как эффективно применять в ходе корпоративного праздника игры с правилами, командные игры, игры-конкурсы, игры-развлечения. именно эти разновидности игры дают, с одной стороны, эффект сплочения персонала определенного предприятия, с другой, - эффект его имиджевого позиционирования в ряду сотрудников других предприятий.

на основе теории игры как философского анализа человеческой деятельности, предпринятого м.С. Каганом в его монографии «человеческая деятельность (опыт системного анализа)» (м., 1974), исследователи различают игру в широком и узком смысле слова, выделяя игровую модальность любого вида деятельности и игру как конкретную форму деятельности человека [2]. на основе этого м.С. Каганом классифицируются определенные разновидности игры как деятельности: игра-искусство (на основе роли и художественного образа) и чистая игра, т.е. игра с правилами, например, спортивная игра. игра как человеческая деятельность представляет собой определенную форму деятельности как ребенка, так и взрослого, в которой моделируются, воспроизводятся либо конкретные действия (детская игра в дочки-матери), либо общие принципы практической деятельности человека: противоборство либо сотрудничество; состязательность либо взаимодействие (например, в спортивных играх).

Специфика спортивных командных игр, часто применяемых в анимации, заключается в том, что в спортивной игре, как и в любой другой, информация не вырабатывается, а проверяется. Проверка эта выступает в форме оценки спортивных умений игроков, их опыта в определенном виде спорта. Основные принципы игрового взаимодействия в спортивных играх: принцип состязания с командой соперников и координации внутри команды. По нашему мнению, это основные педагогические принципы организации игрового взаимодействия персонала, повышающие его интеграцию. Но главное, что надо знать аниматору, применяющему командные игры, это то, что они повышают меру социальной общности (М.С. Каган) между командами как представителями разных страт, структурных подразделений предприятия (гендерных, возрастных, должностных и т.д.). Педагогической тактикой аниматоров корпоративных праздников в этом случае является умение оживить ситуацию проигрыша одной команды и выигрыша другой, так, чтобы это никого не обидело, разрядив обстановку поощрительными призами, шуткой, юмором.

М.С. Каган рассматривает игру в философии как специфическую форму общения [1]. Определяя специфику игры как общения, философ отмечает, что в игре общение является общением ради общения, что не уменьшает значения победы, выигрыша как конкретного результата игры. Такой выигрыш существует не во всяком игровом общении (например, его нет в развлекательной беседе аниматора с отдыхающими, с персоналом, когда используются анекдоты, фокусы, розыгрыши). Но в тех играх, где выигрыш присутствует, есть зрелищность, интерес, активизация аудитории. В этом отношении, организуя корпоративный досуг персонала, аниматоры могут использовать конкурсы (интеллектуальные, спортивные) с учетом цели корпоративной праздничной программы и социально-демографических, а также статусных характеристик персонала.

Конструируя анимационные игровые программы, аниматорам не следует забывать об основном - на первый взгляд парадоксальном - назначении игры в человеческом обществе: игра способствует укреплению контактов между людьми на основе выявления людских различий. Поэтому, заботясь о сплочении команды персонала предприятия, аниматорам нужно инициировать сотрудников на самостоятельное создание художественно-творческой продукции, «работающей» на цели сплочения: песни-гимна команды либо гимна корпорации, фирмы; шуточных девизов-слоганов предприятия в целом или слоганов, обыгрывающих конкретную ситуацию в ходе праздника. Методическим приемом здесь может быть создание конкурсной ситуации, объявление аниматорами конкурса на создание подобной художественно-творческой продукции, чтобы, никого не обидев, номинировать победителей. При включении персонала в игровое действие в ходе праздничных программ аниматору необходимо уметь организовать первый и второй круг игровой общности. Первый круг - те, кто играет, второй круг - болельщики, т.е. соучастники, а не просто наблюдатели игрового действия.

Конструирование анимационных программ предполагает необходимость учета функций игры: гедонистической, рекреационной, эвристической. (Л.Н. Столович) [7, с. 264-289]. Гедонизм, то есть радость и удовольствие, необходим как психологическая атмосфера корпоративного праздничного события и одновременно - психологический механизм мотивации персонала, включенного в событие не на основе свободного выбора, а согласно корпоративным правилам: пропустить корпоратив-

ное событие равносильно прогулу в рабочий день. Цель анимации в этом случае состоит в том, чтобы в ходе празднично-игрового взаимодействия персоналу не было скучно, но обязательно - забавно и весело.

На основе использования рекреационного потенциала игры, связанного с отдыхом, аниматорами разрабатывается и применяется такая разновидность игровой деятельности, как развлечение, которое необходимо как психологическая компенсация, поскольку игра (спортивная, деловая, тренинговая) требует напряжения сил и воли, специальной подготовки. Развлечение - то, что в старину называлось забавами и увеселениями - это игры, не требующие от играющих специальной подготовки. В таких играх проверяются и оцениваются природные задатки, способности (быстрота реакции, смекалка и т.д., уже имеющиеся у людей умения и навыки, определенный опыт деятельности: спортивной, художественной, интеллектуальной и т.д.). Применение развлекательных конкурсов выгодно отличает празднично-игровую атмосферу от атмосферы труда, профессиональной деятельности персонала, обеспечивая позитивный физический и душевный настрой людей, что является целью рекреации. Эвристическая функция игрового общения в анимации предполагает, через механизм психологического заражения участников праздничной программы, пробуждение их творческой энергии: рождение совместных групповых идей, решений, возбуждение фантазии, воображения, активизацию художественно-эстетических действий - спеть, станцевать, сказать комплимент, показать пародию или фокус и т.д., соревнуясь с командой противника.

Таким образом, особенности игры как человеческой деятельности и общения, а также основные функции игры позволяют, используя игру в анимационных программах организации корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий, создать рекреативно-творческую атмосферу: обеспечить персоналу активный, интересный отдых, переводя его с позиции зрителя в позицию активного, инициативного участника досуговой программы.

На основании вышеизложенного можно отметить большую значимость игры в организации досуговых программ разных категорий населения, в том числе и объединенного в группы по профессиональному признаку, в связи с тем, что игра является универсальной формой досуга, родовым методом культурно-досуговой деятельности. Игровые технологии выделяются Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым как отдельная разновидность рекреационных технологий социально-культурной деятельности наряду с технологиями социально-культурной анимации [3, с. 444-445], где особо подчеркивается рекреативный и педагогический эффект игры. Последний, по мнению этих авторов, заключается в активизации и интенсификации деятельности участников игровых программ.

Более эвристичный момент в трактовке игровых программ мы находим у А.В. Соколова, предлагающего классифицировать игровые технологии в соответствии с поведенческими типами, т.е. различными типами поведения людей в зависимости от того, участвуют ли они в игре-соревновании (тип поведения - состязательность с партнером); играх с судьбой (азартные игры) - состязательность с судьбой, случаем; в игре-иллюзии, игре-сказке (игровой тренинг на улучшение самочувствия; участие в театрализованном представлении или цирковом зрелище; наконец, в игре-маскараде - где тип поведения основан на смене традиционных ролей из жизни на вымышленные роли с помощью маски, костюма, что предполагает иные, более свободные правила общения и поведения) [6, с. 98-105.].

Потребность в состязательности, играх с судьбой, в маскарадном переодевании, пребывании в сказочно-иллюзорном мире, отличающая досуг от быта и труда, реализуются через такой родовой метод культурно-досуговой деятельности, как театрализация.

основоположник теории и практики этого метода в культурно-просветительной работе, которую сменила социально-культурная деятельность, Д.М. Генкин отмечает, что театрализация - есть «особая художественная организация материала по законам театра, драматургии, ...она представляет собой органический синтез ...информации и искусства - и идейно-тематический и композиционный, .основанный на творческом образном решении.темы» [4, с. 180]. «Театрализация изменяет природу формы, создает форму нового качества, применяется не в любых, а только в особых условиях, когда есть желание выделить то или иное.событие, показать его особое значение в жизни, выразить и закрепить свои чувства к нему. Театрализация нужна, когда есть тяга к художественному осмыслению события, к символической, обобщающей образности, к организации деятельности, . поведения людей по законам театра» [4, с. 181].

Деятельность аниматоров и использование метода театрализации на корпоративных праздниках персонала позволили активизировать персонал, тем самым оптимизировать его субъектную социально-культурную роль в процессе праздников, обеспечить высокое качество их ритуальной стороны так, чтобы у персонала было меньше возможностей и желаний для суррогатного досуга. Анимация и театрализация оптимально отрегулировали соотношение релаксационной, гедонистической и торжественной частей организованных корпоративных праздников, в чем заключается эффект развития корпоративного праздничного досуга персонала в аспекте его гуманизации. Об этом подробно изложено в монографии автора статьи, написанной в соавторстве с другим исследователем [5].

Литература

1. Каган, М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. -Москва : Политиздат, 1988.

2. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) /М.С. Каган. - Москва : Политиздат, 1974.

3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников. - Москва : МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Клубоведение / под ред. С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. - Москва : Просвещение, 1980. - 394 с.

5. Медведенко, В.В., Оленина, Г. В. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга / В. В. Медведенко, Г. В. оленина: монография. - Барнаул : АлтГАКИ, 2009. - 191 с.

6. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. -Санкт-Петербург : СПбГУП, 2003. - 204 с.

7. Столович, Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. - Москва : Политиздат, 1985. - 416 с.

8. Тарасов, Л.В. О системе фундаментальных терминов социокультурной анимации в российской педагогической науке / Л.В. Тарасов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 5. - С. 124 - 129.

9. Тарасов, Л.В. Идеологические аспекты анимации в России и за рубежом / Л.В. Тарасов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2. - С. 116 - 122.

10. Шульга, И.И. Социально-педагогическая модель организации досуга школьников: опыт региона / И.И. Шульга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С. 151 - 155.

11. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация в системе вузовской подготовки бакалавров социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1. - С. 93 - 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.