Научная статья на тему 'Проявление феномена анимации в технологии организации культурно-досуговых программ'

Проявление феномена анимации в технологии организации культурно-досуговых программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2270
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / СЦЕНАРНЫЕ БЛОКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ / ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПОНЯТИЕ АНИМАЦИИ / ВИДЫ И ФУНКЦИИ АНИМАЦИИ В ИНДУСТРИИ ДОСУГА / THEATRICALIZATION / SCENERY UNITS OF A THEATRICAL CULTURAL AND LEISURE PROGRAM / A PERSONALI-TY'S SOCIAL ACTIVENESS PARADIGM / THE "ANIMATION" CONCEPT / TYPES OF ANIMATION / FUNCTIONS OF ANIMATION IN CONTEXT OF LEISURE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисюк Т. Т.

Рассмотрены условия проявления феномена анимации в технологической со-ставляющей процесса организации культурно-досуговых программ. Изложены теоретические взгляды автора на проблемы организации театрализованной культурно-досуговой программы как анимационного проекта. Охарактеризован творческий метод театрализации в контексте совре-менной парадигмы социально-культурной деятельности социальной активности лич-ности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMATION PHENOMENON IN A TECHNOLOGY OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS ORGANIZING

The article considers some conditions for animation phenomenon displaying in technolog-ical component of cultural and leisure programs organizing. The author’s theoretical views on the issue of a theatrical cultural and leisure program organizing which considers as an animation project are out lined. The author gives an overview characteristic to a theatricalization method in context of a personali-ty’s social activeness paradigm which is the today’s paradigm of social and cultural activity.

Текст научной работы на тему «Проявление феномена анимации в технологии организации культурно-досуговых программ»

УДК 379.822:364.446:316.344.7

Т. Т. Фисюк, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

сafedraskd@mail .гц

ПРОЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА АНИМАЦИИ

В ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. Рассмотрены условия проявления феномена анимации в технологической составляющей процесса организации культурно-досуговых программ. Изложены теоретические взгляды автора на проблемы организации театрализованной культурно-досуговой программы как анимационного проекта. Охарактеризован творческий метод театрализации в контексте современной парадигмы социально-культурной деятельности - социальной активности лич-ности.

Ключевые слова: театрализация, сценарные блоки театрализованной культурно-досуговой программы, парадигма социальной активности личности, понятие анимации, виды и функции анимации в индустрии досуга.

Россия в конце ХХ века оказалась в ситуации глобальных перемен не только в политическом строе и социально-экономической, но и духовно-нравственной сфере. Организация досуга в учреждениях культуры в настоящее время рассматривается как часть экономического производства и сегмент социокультурного сервиса.

Интересы и духовные потребности современного человека очень динамичны и постоянно изменяются, переходя на качественно новый уровень использования личного свободного времени. Проблемность сложившейся ситуации является предпосылкой для поиска инновационных технологий в творческо-производственной деятельности учреждений культуры. Инновации и инновационные технологии - активные элементы повышения эффективности культурно-досуговой деятельности.

Именно поэтому актуальным становится значение феномена социально-культурной анимации, ставшей во Франции в ХХ веке механизмом решения социально-культурных проблем, причем механизмом целостным, автономным и эффективным. В качестве одного из путей выхода из социально-экономического и социально-культурного кризиса в нашей стране данное явление может оказаться чрезвычайно полезным, способствовать гармонизации общественной жизни [1, с. 6].

Как показал опыт зарубежной практики, социально-культурная анимация может стать основанием «оживления», «одухотворения» общественных отношений, возродить духовно-нравственные ориентиры и отношения.

В практике организации досуга России 90-х годов 20-го века опыт зарубежной социокультурной анимации был взят на вооружение структурами, продающими культурный продукт и предоставляющими социокультурные услуги формирующейся индустрии досуга.

Отечественная индустрия досуга в настоящий момент находится в стадии становления. Сектор коммерческой рекреации является высокодоходным и привлекательным бизнесом, а также частью общественной и экономической практики современного мира. Можно утверждать, что в настоящее время накоплен опыт инновационного подхода в организации деятельности производственных и сервисных комплексов тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития людей, их развлечений. Инфраструктуру индустрии досуга составляют сегменты, связанные с культурой, спортом, рекреационными зонами, культурно-досуговым сервисом, туризмом.

Организация развлечений и рекреации - это важнейшая функция анимационной деятельности в индустрии досуга современной России, которая при этом базируется на социально-культурной технологии и ставит перед собой воспитательные цели, содействует развитию гражданского общества, его духовно-нравственному оздоровлению, решению социальных проблем и формированию социально-активной позиции населения. Как утверждают многочисленные исследователи,

социально-культурная анимация не просто рекреативная техника, она - более сложный инструмент, имеющий глубокие культурно-исторические и философские корни [1, с. 6].

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» имеет теологическое происхождение, это понятие проникло во французский язык в XIV веке. В академическом издании «Сокровища французского языка - XIX-XX веков» анимация определяется как «действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь». В современном понимании анимация предполагает оживление отношений между людьми и социальными группами, пробуждение интереса к жизненным реалиям, преображение личности и процессов её совершенствования. «Анимация обозначает духовный аспект взаимоотношений... особый способ общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием. педагогические технологии, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты» [2, с. 3].

Социально-культурная анимация - одно из наиболее активно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающая реализацию через культурно-досуговые программы творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Принципиальная новизна анимационной деятельности в сфере досуга проявляется в целях, задачах и прикладных функциях, определяющих процесс оптимизации межличностных и групповых взаимоотношениях развития духовно-творческих качеств личности. Это научное направление достаточно активно исследуется зарубежными и отечественными учеными. Интерес представляют оригинальные теоретические и методические работы зарубежных педагогов-аниматоров, таких как, П. Бенар, А. М. Гурдон, Р. Лабури, П. Мулинье, М. Симоно и др.; работы отечественных исследователей социально-культурной анимации И. И. Булыгиной, Г. С. Вовк, Н. И. Гаранина, Л. В. Курило, Е. Б. Мамбекова, Л. В. Тарасова, Н. И. Ярошенко, Е. П. Яценко и др.; исследования по социальной педагогике за рубежом Т. В. Вдовенко, Е. Г. Доронкиной, Д. З. Дуликова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Ю. Н. Кротова, Ю. С. Моздокова и др.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей исследования прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы, тесно связанной с развитием социальной активности граждан, их социального творчества. Социально-культурная анимация - педагогика сотрудничества, понимания и посредничества, призванная предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Феномен анимация в технологии организации культурно-досуговых программ проявляется в её психолого-педагогическом аспекте и имеет отношение к раскрытию духовно-творческого потенциала её участников и их преображении, формировании интереса к окружающему миру и процессам в нем происходящим.

Отечественный туризм активнее других структур в сфере досуга обратился к опыту зарубежной практики организации культурно-досуговых программ как анимационной модели. В своих исследованиях по проблеме выявления предпосылок возникновения туристической анимации называют реалии современной повседневности современного человека, которые выражаются в следующем: повсеместное техническое обслуживание, экологическое загрязнение и монотонность труда, физическая и психологическая утомляемость, нехватка времени на творчество и любимое дело, повышенная плотность населения и разрыв с природой, усталость от городской суеты и множественность случайных связей. Отсюда реакция людей, как источник анимационного спроса, а именно: желание уехать из города, разнообразить впечатления и прикоснуться к духовным ценностям, познать и увидеть новых людей, двигаться и развиваться, общаться и соревноваться и др. [3, с. 19].

Анализируя опыт системного подхода в туриндустрии, анимация рассматривается как удовлетворение специфических потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении. Диапазон этих потребностей очень широк, - как отмечают Н. И. Гаранин и И. И. Булыгина, в результате чего сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов и отдыхающих:

- анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием приятными переживаниями;

- анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение - удовлетворение потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, общение с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контакта с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Анимация, опираясь на потребности людей в ситуации свободного времени, включает в себя деятельные процессы во множестве их проявлений: потребление, общение, самореализация, релаксация, совершенствование и др. Специфической особенностью анимации в сфере досуга является рекреационная составляющая, как результат процесса взаимодействия аниматоров и участников культурно-досуговых программ.

В практике индустрии досуга в использовании анимации в технологии организации культур-но-досуговых программ выделяются следующие функции рекреационной анимации:

- адаптационная, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуго-

вой;

- компенсационная, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующая, создающая положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;

- оздоровительная, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационная, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях;

- образовательная, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующая, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламная, дающая возможность через анимационные программы сделать участника куль-турно-досуговых программ носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле и т. д. [3, с. 20].

Рекреационная анимация является формой организованного досуга. Анимационная модель организации досуга во Франции, по мнению Ж. Р. Дюмазедье, опирается на три основные функции - расслабление, развлечение, развитие [4, с. 40]. В настоящий момент эта позиция не утратила своей актуальности. Поэтому мы считаем, что основой для инноваций производственно-творческой деятельности учреждений культуры является опытная база современного отечественного и зарубежного турбизнеса.

В современной индустрии досуга сформировались основные направления анимационной деятельности: спортивно-оздоровительное, информационно-познавательное, зрелищно-игровое, творческо-исполнительское, развлекательное, что стало исходной основой для классификации театрализованных культурно-досуговых программ [3, с. 26].

При подготовке культурно-досуговой программы её организаторы, прежде всего, апеллируют к эмоциональной сфере восприятия участниками социально значимой информации. Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и

самодеятельности массы участников, как в момент подготовки, так и при проведении анимационной культурно-досуговой программы. Сфера применения метода театрализации в практике учреждений культуры самая разнообразная: художественная обработка документального материала, художественно-педагогическое программирование реальных действий участников культур-но-досуговой программы и их активизация. Театрализация предполагает создание особой социально-психологической ситуации, праздничной атмосферы, которая характеризуется:

- особой значимостью события, проблемы, составляющих тему культурно-досуговой программы;

- причастностью к событию, проблеме участников культурно-досуговой программы;

- стремлением участников выразить свое отношение, позицию, оценку и пр. к событию, проблеме;

- потребностью выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, ритуально-символическое, творческо-исполнительское и др. реальное действие;

- наличием особой эмоционально-психологической атмосферы.

Театрализация как термин тесно связана с театром: зрелищностью, яркостью, эмоциональностью и др. Но при этом главное отличие метода заключается в том, что по законам искусства организуется не только сценическое действие, но и реальные действия участников культурно-досуговой программы. Особенность организации участников заключается в том, что на сценарном уровне культурно-досуговой программы необходимо учитывать последовательное изменение характера аудитории в процессе взаимодействия: потенциальная аудитория, реальная ауд и-тория, участники культурно-досуговой деятельности, ситуативная общность, спонтанное куль-турно-досуговое объединение. Театрализованные культурно-досуговые программы - это всегда комплекс, сочетающий в себе активное восприятие с активным соучастием. Любая театрализованная культурно-досуговая программа , независимо от её разновидности и содержания, включает в себя:

1. Ритуально-символический блок, предполагающий формирование ситуации «встреча-проводы» гостей-участников, как эмоционально-психологический настрой. Сюда можно отнести и эпизоды, организующие реальные действия участников как ритуально-символическую церемонию.

2. Основной, зрелищно-игровой блок, который может быть представлен одной формой или комплексом театрализованных представлений.

3. Активно-действенный, развлекательно-игровой блок, предполагающий активизацию ситуативного общения и программу разнообразных форм культурно-досуговой деятельности участников культурно-досуговой программы: творческо-исполнительской, игровой, спортивно-оздоровительной, информационно-познавательной, релаксационной и т. д. [5, с. 157].

Театрализация как творческий метод, имеющий свою уникальную историю, богатый экспериментальный опыт, теоретическую изученную базу, самобытные традиции, требует не только анализа и адекватной оценки, но и современного ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего эффективно использовать анимацию, а именно её творческий и педагогический потенциал в современной социокультурной ситуации. Как отмечает в своем исследовании Н. Н. Ярошенко, «современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как ситуация становления новой парадигмы социально-культурной деятельности, что находит отражение в механизмах объяснения педагогической практики на уровне методологии и теории» [6, с. 230]. Мы выделили парадигму «социальной активности личности», предопределяющую психолого-педагогический аспект содержания современных культурно-досуговых программ, в которых процесс взаимодействия с её участниками является одним из необходимых педагогических условий.

В сложившейся современной социально-культурной деятельности следует учитывать мен-тальность разных социальных групп и установок на культурно-досуговую деятельность. Современные тенденции в сфере досуга требуют наличия в содержании театрализованных культурно-досуговых программ:

- камерного и группового характера, что требует общения в режиме диалога, вербально-

речевой активизации участников; культурно-досуговой программы камерного, группового, гостевого типа;

- интеллектуальности, предполагающей использование профессиональной и информационной компетентности участников, что в свою очередь требует создания условий для выражения своей позиции, мнения, суждения и пр. по отношению к событиям, проблемам, явлениям, составляющим основу темы КДП;

- рациональности идейного целеполагания сценария культурно-досуговой программы, который выражается в создании условий для удовлетворения личных потребностей и установок участников культурно-досуговой деятельности; наличием практического результата, позволяющего решать личные проблемы в последующих жизненных ситуациях; обеспечением полезной информацией, рассмотрением круга личных контактов и др. ;

- необычности эмоционально-психологической обстановки и атмосферы, которая в зависимости от идейно-тематической основы и специфики аудитории может представлять собой особый «ореол исключительности»: романтичный, аристократический, героико-исторический, функционально-практический, эпатирующий, шокирующий и т. п. [5, с. 157].

Отсюда, в содержании театрализованной культурно-досуговой программы должны присутствовать познавательный, художественно-публицистический, функционально-практический, развлекательный и активно-действенные компоненты.

В выборе театрализованной формы культурно-досуговой программы следует учитывать ситу-ативность характеристики участников культурно-досуговой деятельности: туристы, дети, творческое объединение, студенчество, трудовой коллектив, семья, корпоративная структура и пр. При этом, культурно-досуговая программа представляется как комплекс разнообразных театрализованных форм, с учетом требований современных тенденций: размытости границ форм, полифо-ничности, интеграции в единую композиционную программу, наличия комплекса соответствующих услуг. Это может быть имитация, пародия, аналогия, фантазия на одну или несколько форм одновременно или последовательно. Необходимо выделить наметившуюся характерную особенность, которая стала проявляться в современной сфере организации культурно-досуговой программы и апробирована автором данного исследования в учебной и практической деятельности: мобильность, гибкость, неожиданность, использование эффекта парадокса информационно-развлекательных фрагментов сценария театрализованных форм.

Большое поле для экспериментов использования анимации в современной индустрии досуга представляет процесс моделирования театрализованных форм культурно-досуговых программ. В выборе доминирующей формы можно опираться на ретро, традиционные, инновационные и синтезированные формы культурно-досуговой деятельности. Такие как:

- ретро (бенефисы, салоны, аукционы, гостиные, посиделки, кабаре, балы, пикники, карнавалы, балаганы, светские рауты и др.);

- традиционные (тематические театрализованные представления и вечера, творческие встречи, дискотеки, вечера отдыха и юбилеи, театрализованные концерты и художественно-публицистические композиции и др.);

- инновационные (театрализованные «ринги», «марафоны», экспресс-знакомства, «исповедь-интервью», «ночные творческие дебаты», «рождественские встречи», презентации, шок-вечеринки и др.);

- синтезированные (диско-парады, рок-ателье, коктейль-вернисажи, концертный мастер-класс, рекламное шоу, сюрпризные дивертисменты и др.) [5, с. 158].

Существует множество факторов, влияющих на содержание и форму театрализованных анимационных программ. Как отмечают многие исследователи, основой анимационных программ в гостеприимстве, туризме, в клубных формах организованного досуга является анимационный интерес и впечатления. Это предполагает учитывать и опираться при подготовке театрализованных КДП на следующие факторы: анимационный интерес, культурные и природные ресурсы анимационной деятельности, объекты анимационного интереса и их специфические особенности. Реальные анимационные программы носят комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ [7, с. 26-31].

Анимационные программы предполагают не только наличие культурного продукта: шоу-программы, театрализованные представления, игровые и конкурсные проекты, тематические прогулки, событийные путешествия и др.; но и наличие социокультурного сервиса -своеобразных услуг: информирование, обучение, спортивно-оздоровительные процедуры, транспорт, питание, размещение, торговля и др., преследующих цель повышение качества обслуживания. В совокупности - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения участников и их знакомых, тоже преследующая цель - продвижение культурного продукта на рынке индустрии досуга для повышения доходности и прибыльного бизнеса.

Инновации в творческо-производственной деятельности учреждений культуры связаны с технологиями культурно-досуговой деятельности, предполагающими единство целей, методов, форм, содержания, средств и условий организации взаимодействия участников культурно-досуговых программ. Культурно-досуговая программа является конечным продуктом творческо-производственной деятельности учреждения культуры и рассматривается как целенаправленный процесс организации содержания, условий и способов организации взаимодействия участников культурно-досуговой деятельности.

Современная практика производственно-творческой деятельности предприятий индустрии досуга демонстрирует принципиально новый подход к результату своей деятельности -культурному продукту. Современный культурный продукт предприятий индустрии досуга представлен проектами рекреационной анимации.

Технология формирования театрализованных культурно-досуговых программ как анимационной модели в сфере досуга - актуальное, перспективное, современное направлении в теории и практике социально-культурной деятельности. В период глубокого преобразования практики творческо-производственной деятельности в сфере организации досуга не может не измениться теория, осмысливающая технологические аспекты и закономерности этой деятельности. Изменения задевают основу теоретико-методологической проблематики, ценностно-смысловые, содержательные, технологические подходы, которые наметились и реализуются в современных научных исследованиях социально-культурной деятельности.

Список литературы

1. Тарасов, Л. В. Социально-культурная анимация: истоки, традиция, современность. - Москва : ЦСА «Одухотворение», 2008. - 129 с.

2. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2005. - 126 с.

3. Гаранин Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации : учеб. пособие / Н. И. Гаранин, И. И. Булыгина. - Москва : Сов. спорт, 2006. - 128 с.

4. Мамбеков, Е. Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ин-та культуры, 1992. - 126 с.

5. Фисюк, Т. Т. Театрализация как социально-культурный феномен: историко-технологический аспект (20 - 90-е годы ХХ века). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. академии культуры и искусств, 2009. - 175 с.

6. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : моногр. -Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2007. - 359 с.

7. Курило, Л. В. Теория и практика анимации. Теоретические основы туристской анимации : учеб. пособие. - Москва : Сов. спорт, 2008. -196 с.: ил.

Tatiana T. Fisiuk, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

сafedraskd@mail .ru

ANIMATION PHENOMENON IN A TECHNOLOGY OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS ORGANIZING

Abstract. The article considers some conditions for animation phenomenon displaying in technological component of cultural and leisure programs organizing. The author's theoretical views on the issue of a theatrical cultural and leisure program organizing which considers as an animation project are out-

lined. The author gives an overview characteristic to a theatricalization method in context of a personality's social activeness paradigm which is the today's paradigm of social and cultural activity.

Keywords: theatricalization, scenery units of a theatrical cultural and leisure program, a personality's social activeness paradigm, the "animation" concept, types of animation, functions of animation in context of leisure industry.

УДК 316.74+316.728

Л. В. Янковская, кандидат философских наук, доцент Краснодарский государственный институт культуры (Краснодар, Россия)

[email protected]

ОБРАЗ ЖИЗНИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ -ЕДИНСТВО И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация. Раскрывается содержание философско-социологической категории «образ жизни», рассматриваемой автором в ракурсе базовых элементов культуры - ценностей, технологий и социальных институтов. Особое внимание в статье уделяется уточнению характера функциональной нагрузки социокультурных институтов: по мнению автора, указанные общественные структуры исполняют роль «фиксаторов» комплекса социальных отношений, формирующих образ жизни. При этом, социокультурный институт, являясь продуктом общественных отношений, «произрастая» из образа жизни, может вступать с последним в противоречие. Однако, в том случае, если система общественных отношений не демонстрирует присутствия острого социального антагонизма, а культурная жизнь общества фундируется сущностно непротиворечащими друг другу ценностными системами и установками, социокультурные институты не входят в состояние конфликта с образом жизни индивида и социальных групп, но органично дополняют друг друга.

Ключевые слова: образ жизни, культура, индивид, общество, социокультурный институт, ценности, технологии, общественные отношения, социальные противоречия, отчуждение.

Термин «образ жизни» устойчиво используется в социально-гуманитарных науках, художественной литературе, а также повседневной речи для выделения некоторых особенностей, отличающих жизнедеятельность одних людей или их общностей от других. Определяясь как единство и совокупность форм, специфических особенностей и условий жизни индивида и групп людей (социальных, этнических и иных), образ жизни раскрывается в типичных для социальных субъектов способах и механизмах существования, отличающих их бытие, то есть он «отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в её интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально типического» [1, с. 477]. Так, являясь философско-социологической категорией, образ жизни позволяет «комплексно, во взаимосвязи рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь...» [2, с. 446], что даёт возможность выявлять их мотивацию, ценностные ориентиры, специфику самореализации, а также и многое другое, определяемое социальным, экономическим и культурным укладом. То есть, образ жизни во многом, хотя и не во всём, социально-исторически обусловлен, в значительной степени являясь производным культуры, сущность которой заключена в организации человеческого общества силами самих людей.

Построенная на определённых механизмах, число которых достаточно велико, культура обеспечивает эффективное взаимодействие людей друг с другом и социумом, утверждая универсальное (родовое) отношение человека к миру. И наряду с т. н. «ценностями» и «технологиями», важнейшим базовым элементом культуры признаются «институты», которые есть ни что иное, как относительно устойчивая форма организации социальной жизни, определяющая и во многом регламентирующая связи и отношения, характерные для определённого общества. «Этот термин, - объясняет польский социолог Ян Щепаньский, проанализировавший все имеющиеся на сегодняшний день понятия института и систематизировавший их, - как в социологии, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.