Научная статья на тему 'Формирование корпоративной культуры студенческого коллектива средствами анимационных программ'

Формирование корпоративной культуры студенческого коллектива средствами анимационных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / АНИМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ANIMATION PROGRAM / СТУДЕНЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / STUDENT CREATIVE LABORATORY / STUDENT COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараторин Е.В.

В статье подчеркивается, что на сегодняшний день происходит поиск новых ориентиров по организации качественного образовательного процесса в высшем учебном заведении с использованием инновационных методов работы. Выявляется актуальная проблема воспитания профессионально-значимых качеств будущего специалиста: дисциплинированности и исполнительности, социальной ответственности за результаты своего труда, инициативности, уверенности в себе и своих силах, толерантности и коммуникабельности. Обнаруживается актуальная проблема трудоустройства будущих дипломированных специалистов. Отмечается значительный потенциал корпоративной культуры студенческого коллектива в решении сложившихся проблем. Показывается связь удачно сформированной корпоративной культуры с благоприятным эмоционально-психологическим климатом, нахождение в котором позволит студентам максимально развиваться, совершенствоваться, получить от процесса обучения моральное и интеллектуальное удовлетворение. Делается акцент на организацию коллективного творчества, основанного на организации и проведении различных анимационных программ, что приводит к качественному и продуктивному процессу формирования корпоративной культуры студенческого коллектива. Характеризуется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата), предоставляющий студентам широкие возможности для организации творческого процесса, выбора для себя тех видов деятельности, которые в дальнейшем найдут реализацию в профессиональной сфере. Анализируется содержание деятельности студенческой творческой лаборатории «Школа аниматоров» кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, которое обеспечивает условия по формированию организаторских компетенций обучающихся, развитию их лидерских качеств и коммуникативных навыков, повышению уровня их профессиональной подготовки. На примере ряда анимационных программ, организованных и проведенных на базе лаборатории, обосновывается процесс формирования корпоративной культуры студенческого коллектива. Делается вывод, что знания, накопленный опыт, практические навыки и умения, приобретенные в ходе подготовки к анимационным программам, позволят студенческому коллективу сформировать свою корпоративную культуру, сплотиться вокруг единой цели, достижение которой возможно лишь при условии максимального поддерживания и разделения всеми студентами ключевых корпоративных ценностей кафедры и вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Corporate Culture of Student Collective Through Animation Programs

Today it is pointed out there is a search for new guidelines for the organization of a quality educational process in a higher educational institution using the innovative methods of work. The actual problem of education the professionally significant qualities of the future specialist is revealed, such as discipline and diligence, social responsibility for the results of work, initiative, tolerance and sociability. There is a connection between a well-formed corporate culture and a favorable emotional and psychological climate where the students can develop and receive moral and intellectual satisfaction from the learning process. The focus is on the organization of collective creativity, based on the organization of various animation programs, which leads to a quality process of forming the corporate culture of the student collective. There is a Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of study 51.03.03 “Social and cultural activity” (the level of Bachelor’s degree), which is characterized by giving students a choice for those activities that will later find implementation in the professional sphere. The analysis is carried out of the content of activity of the student creative laboratory “School of Animators” which is based at the Department of Sociocultural Activity of the Orel State Institute of Culture. It provides conditions for forming the organizers competencies for the students, developing their leadership and communicative skills, and raising their professional level. It is concluded that the knowledge, experience, practical skills acquired in the preparation for animation programs will allow the student body to form its corporative culture, to rally around a single goal. The achievement of this goal is possible only if all students will support on a maximum and share key corporate values of the department and university.

Текст научной работы на тему «Формирование корпоративной культуры студенческого коллектива средствами анимационных программ»

3. Kanter V.V. Dvukhurovnevaya sistema obrazovaniya, pravovye aspekty [Two-level system of education, legal aspects]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2011, no. 12, vol. 2, pp. 9-11. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/ archive/35/4032/ (accessed 04.05.2018).

4. Natsional'nyy issledovatel'skiy yadernyy universitet "MIFI" [National Research Nuclear University "MEPhl"]. (In Russ.). Available at: https://mephi.ru/ (accessed 25.04.2018).

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 aprelya 2017 goda № 301 «"Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - pro-grammam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» [The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 5, 2017 No. 301 "On the Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activity on Higher Education Educational Programs: Bachelor Programs, Specialist Programs, Master's Programs"]. Rossiyskaya gazeta RG.RU [Russian newspaper RG.RU]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2017/07/19/minobr-prikaz301-site-dok.html (accessed 03.05.2018).

6. Upravlencheskie resheniya: uchebnik [Management decisions. Textbook]. Ed. Yu.V. Merkuryeva. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 381 p. (In Russ.).

7. Federal'nyy zakon ot 1 dekabrya 2007 goda № 309-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti izmeneniya ponyatiya i struktury gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta" [Federal Law No. 309-FZ of December 1, 2007 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding Changes in the Concept and Structure of the State Educational Standard"]. Rossiyskaya gazeta RG.RU [Russian newspaper RG.RU]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html (accessed 04.05.2018).

8. Federal'nyy zakon ot 24 oktyabrya 2007 goda № 232-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii (v chasti ustanovleniya urovney vysshego professional'nogo obrazovaniya)" [Federal Law of October 24, 2007 No. 232-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation (Regarding Setting Levels of Higher Professional Education)"]. Rossiyskaya gazeta RG.RU [Russian newspaper RG.RU]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html (accessed 04.05.2018).

9. Chelyabinskiy gosudarstvennyy institut kul'tury [Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts]. (In Russ.). Available at: http://chgik.ru/ (accessed 03.05.2018).

10. Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet [South Ural State Humanitarian-Pedagogical University]. (In Russ.). Available at: http://www.cspu.ru/ (accessed 29.04.2018).

11. Yuzhno-Ural'skiy gosudarstvennyy universitet. Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet [South Ural State University. National Research University]. (In Russ.). Available at: https://www.susu.ru/ (accessed 30.04.2018).

УДК 79

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Тараторин Евгений Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры (г. Орёл, РФ). E-mail: etara-torin@mail.ru

В статье подчеркивается, что на сегодняшний день происходит поиск новых ориентиров по организации качественного образовательного процесса в высшем учебном заведении с использованием инновационных методов работы. Выявляется актуальная проблема воспитания профессионально-значимых качеств будущего специалиста: дисциплинированности и исполнительности, социальной ответственности за результаты своего труда, инициативности, уверенности в себе и своих силах, толерантности и коммуникабельности. Обнаруживается актуальная проблема трудоустройства будущих дипломированных специалистов. Отмечается значительный потенциал корпоративной культуры студенческого коллектива в решении сложившихся проблем. Показывается связь удачно сформированной корпоративной

культуры с благоприятным эмоционально-психологическим климатом, нахождение в котором позволит студентам максимально развиваться, совершенствоваться, получить от процесса обучения моральное и интеллектуальное удовлетворение. Делается акцент на организацию коллективного творчества, основанного на организации и проведении различных анимационных программ, что приводит к качественному и продуктивному процессу формирования корпоративной культуры студенческого коллектива. Характеризуется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата), предоставляющий студентам широкие возможности для организации творческого процесса, выбора для себя тех видов деятельности, которые в дальнейшем найдут реализацию в профессиональной сфере. Анализируется содержание деятельности студенческой творческой лаборатории «Школа аниматоров» кафедры социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры, которое обеспечивает условия по формированию организаторских компетенций обучающихся, развитию их лидерских качеств и коммуникативных навыков, повышению уровня их профессиональной подготовки. На примере ряда анимационных программ, организованных и проведенных на базе лаборатории, обосновывается процесс формирования корпоративной культуры студенческого коллектива. Делается вывод, что знания, накопленный опыт, практические навыки и умения, приобретенные в ходе подготовки к анимационным программам, позволят студенческому коллективу сформировать свою корпоративную культуру, сплотиться вокруг единой цели, достижение которой возможно лишь при условии максимального поддерживания и разделения всеми студентами ключевых корпоративных ценностей кафедры и вуза.

Ключевые слова: корпоративная культура, студенческий коллектив, анимационная программа, студенческая творческая лаборатория.

FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF STUDENT COLLECTIVE TROUGH ANIMATION PROGRAMS

Taratorin Evgeniy Viktorovich, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Socio-cultural Activities, Orel State Institute of Culture (Orel, Russian Federation). E-mail: etaratorin@mail.ru

Today it is pointed out there is a search for new guidelines for the organization of a quality educational process in a higher educational institution using the innovative methods of work. The actual problem of education the professionally significant qualities of the future specialist is revealed, such as discipline and diligence, social responsibility for the results of work, initiative, tolerance and sociability. There is a connection between a well-formed corporate culture and a favorable emotional and psychological climate where the students can develop and receive moral and intellectual satisfaction from the learning process. The focus is on the organization of collective creativity, based on the organization of various animation programs, which leads to a quality process of forming the corporate culture of the student collective. There is a Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of study 51.03.03 "Social and cultural activity" (the level of Bachelor's degree), which is characterized by giving students a choice for those activities that will later find implementation in the professional sphere. The analysis is carried out of the content of activity of the student creative laboratory "School of Animators" which is based at the Department of Sociocultural Activity of the Orel State Institute of Culture. It provides conditions for forming the organizers competencies for the students, developing their leadership and communicative skills, and raising their professional level. It is concluded that the knowledge, experience, practical skills acquired in the preparation for animation programs will allow the student body to form its corporative culture, to rally around a single goal. The achievement of this goal is possible only if all students will support on a maximum and share key corporate values of the department and university.

Keywords: corporate culture, student collective, animation program, student creative laboratory.

В современных социально-экономических условиях разрушаются основы воспитательной политики, нивелируются ценности в сфере высшего профессионального образования. Вследствие чего происходит поиск новых ориентиров по организации качественного образовательного процесса. Технология развития высшего образования ставит перед его участниками новые актуальные проблемы, которые необходимо решать по-новому и с использованием инновационных методов работы. Однако на сегодняшний день намечается неутешительная закономерность: в студенческом коллективе проявляется активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, традиций жизнедеятельности в вузе, кафедре, учебной группе. Назревшая острая проблема затрагивает и нынешних выпускников высших учебных заведений, которые при поступлении на работу испытывают значительные трудности в адаптации к новому рабочему месту и трудовому коллективу, нахождении общего языка с коллегами, усвоении корпоративных норм и правил, которые присущи организации-работодателю. Молодые специалисты не способны к командной работе, не в силах грамотно выстроить партнерские взаимоотношения, что сказывается на результатах их работы и всего коллектива в целом.

С появлением в жизнедеятельности человека современной техники, передовых технологий и новых условий производства общество предъявляет к высшей школе уже другие требования. Теперь во главу угла ставится проблема воспитания не только таких профессионально-значимых качеств будущего специалиста, как дисциплинированность и исполнительность, но и социальной ответственности за результаты своего труда, инициативности, уверенности в себе и своих силах, толерантности и коммуникабельности.

Исследователь О. В. Устимова анализирует сущность процесса становления специалиста сферы культуры и рассматривает его как результат образования и самообразования студента, то есть как индивидуальный путь развития личности обучающегося. По ее мнению, обучающиеся являются, с одной стороны, потребителями образования как услуги и блага, с другой стороны - поставщиками собственных знаний, умений и компетенций работодателю. В связи с этим обучающиеся переходят в статус субъекта не только

собственного образования и профессионального становления, но и управления качеством получаемого образования [6]. Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета Т. А. Нежинская придерживается мысли о все более возрастающей роли практики как особого вида учебной деятельности, где приобретенные знания и умения сразу можно применить. Специальные профессиональные компетенции на каждом новом уровне образования, по всем учебным циклам и разделам основной профессиональной образовательной программы, по мнению ученого, вбирают в себя, аккумулируют и интегрируют приобретаемые общекультурные компетенции, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Причем именно в условиях ком-петентностного подхода много большую значимость приобретает практико-ориентированный компонент образования [3].

Влияние системы практико-ориентирован-ного обучения на развитие индивидуально-психологических параметров личности студентов в контексте становления профессионально важных качеств отмечают исследователи Е. А. Ме-довикова, Е. В. Мороденко, Е. В. Емец. В своей статье они акцентируют внимание на целях решения личностных проблем студентов на начальном этапе обучения в рамках практико-ориен-тированной системы. В связи с чем исследователями была разработана рабочая программа «Психология поведения на рынке труда» (с элементами тренинга). Использование данной программы в образовательном процессе является исключительно важным, так как после завершения обучения в учреждении образования происходит резкий переход от подготовки (преимущественно теоретической) к исполнению трудовых функций до их фактической реализации, для того чтобы молодой специалист ощутил себя полноправным членом коллектива [1].

Однако на фоне быстро развивающихся общественных процессов, связанных с проблемами трудоустройства дипломированных специалистов, маргинализации, культурной и нравственной дезориентации, у будущих выпускников возникает чувство неуверенности в себе, невозможности адаптироваться в будущей профессиональной деятельности. Данная проблема вызывает низкую

самооценку обучающегося, его неадекватное отношение к окружающим сверстникам, создает определенные психологические трудности, влияет на духовно-нравственное благополучие, а возникает она еще на стадии получения профессиональных знаний в стенах учебного заведения. Диагностику и решение данных проблем необходимо проводить в период обучения в вузе и целенаправленно работать со студенческим коллективом по формированию его корпоративной культуры.

Корпоративная культура студенческого коллектива является мощным стратегическим инструментом, способным ориентировать всех обучающихся конкретного профиля подготовки на выполнение единых целей, мобилизовать инициативу каждого из них, обеспечить и облегчить общение друг с другом, с профессорско-преподавательским и руководящим составом вуза. Ведь успех деятельности любой организации, в том числе и образовательной, в значительной степени зависит от того, насколько сотрудники этой организации объединены общими взглядами на один и тот же вопрос, общим отношением к труду. Так и в студенческой сфере - обучающиеся являются носителями корпоративной культуры вуза, его традиций, ценностей и имиджа. Это качество распространяется на них не только на время обучения, но и остается с ними на долгое время по окончании вуза. Студенты вправе сами формировать свою культуру, создавать свою историю, выстраивать правила коммуникации друг с другом, принимать ответственные решения, относящиеся к процессу обучения и воспитания, организовывать и проводить различные тренинги и мероприятия, направленные на сплочение коллектива.

Студенческая корпоративная культура представлена эксклюзивными традициями, ценностями, негласными правилами поведения, символами и прочим. Положительное стремление каждого студента к развитию и совершенствованию корпоративной культуры, активное желание принять участие в мероприятиях по командообразованию и формированию командного духа способствуют поддержанию высокой репутации не только учебной группы, коллектива кафедры, но и вуза во внешней среде. Удачно сформированная корпоративная культура располагает к созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, нахождение в котором позволяет студентам

максимально развиваться, совершенствоваться, получать от процесса обучения моральное и интеллектуальное удовлетворение.

По мнению исследователя корпоративной культуры студенческого сообщества вуза Е. С. Чи-жиковой, значимость корпоративной культуры студенческого коллектива состоит в том, что она позволяет без административного нажима отбирать наиболее эффективные модели поведения студентов. Также она способствует развитию творческого и активного студента, ориентированного в своей жизнедеятельности не только на собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей и сообществ [7, с. 4]. Помимо этого в процессе формирования корпоративной культуры у студентов создаются важные нравственно-психологические установки на ответственное отношение к выполнению учебных обязанностей и получению профессиональных знаний и навыков. Корпоративная культура предоставляет студентам все необходимые возможности для активного участия в культурной и общественной жизни кафедры и вуза, предполагает уважительное отношение к старшекурсникам, преподавателям, руководителям кафедр и факультетов, доброжелательное и лояльное отношение к однокурсникам. Вместе с тем требовательное и ответственное отношение каждого студента к самому себе повышает эффективность образовательного и воспитательного процесса в высшей школе.

Студенческая корпоративная культура способствует развитию творчества и социально-культурной активности молодого человека, который в своей жизнедеятельности ориентирован не только на собственные достижения, но и на коллективный успех всех окружающих его людей. Отсюда вытекает личностно-ориентированный характер корпоративной культуры студентов. Она свойственна каждому индивиду в отдельности вне зависимости от того, насколько студент учебной группы уникален, неповторим или обладает набором определенных характеристик и качеств.

Создавая положительную мотивацию к учебной деятельности, корпоративная культура формирует нравственную и патриотическую позицию студентов, воспитывает у них потребность к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, здоровому образу жизни, толе-

рантность. Также корпоративный дух располагает к участию во внеаудиторной работе, творческих формах деятельности, не относящихся к основному образовательному процессу. Посещение студий, курсов эстрадного, вокального, хореографического и актерского мастерства, кружков по декоративно-прикладному искусству, различных спортивных секций и активное участие в них значительно повышает результаты обучения и воспитания, умение достойно работать и учиться.

Особенно качественно и продуктивно корпоративная культура формируется в процессе коллективного творчества студентов, основанного на организации и проведении различных анимационных программ. Неслучайно современные анимационные программы не просто удовлетворяют осознанные зрителями и участниками потребности в развлечении и организации досуга, но и преобразовывают их в художественно-образную, спортивно-развлекательную, рекреационную, творческую деятельность всех участников, приобщают их к культурным ценностям и традициям. По мнению И. М. Миннехаметовой, анимация - деятельность, захватывающая человека целиком, создающая единство мыслей, чувств и движений, то есть гармоничную жизнь в образе, роли, ситуации. Также анимация является психолого-педагогическим приемом, с помощью которого можно настроить участников на работу в группе, на осуществление большого и сложного ролевого структурированного действия по заданным аниматором правилам. Анимация обладает огромным творческим потенциалом, который используется в целях анимационной деятельности, является психологическим экспериментом, который ставит сам себе каждый участник [2, с. 9-10].

При этом главное в анимационных программах, по мнению исследователя И. И. Пядушки-ной, это гедонистический (получение наслаждения от действия) неутилитарный (полезный для человека, не проходящий со временем) характер проведения свободного времени, свобода от привычных обязанностей, реализация тех аспектов внутреннего развития, которые затруднительно осуществить во время трудовых будней. Поэтому анимация противоположна рабочим будням, общественным обязательствам, домашним нагрузкам и не всегда совпадает с проведением более спокойной формы досуга в домашних или каких-либо официальных условиях [4, с. 33].

К основным характеристикам процесса анимации Т. Н. Третьякова относит: добровольный выбор человеком вида развлечений; неограниченный перечень видов развлечений; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых и развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение и т. п.); периодичность потребления развлечений, приуроченных к жизненному циклу человека [5, с. 95]. В процессе участия в анимационных программах не только в качестве зрителей, но и организаторов, ведущих, звукорежиссеров, хореографов-постановщиков, хормейстеров и костюмеров у студентов вырабатываются практические навыки и профессиональные качества аниматора. Например, выносливость, быстродействие, хорошая память, сильная воля, эмоциональная устойчивость, быстра реакция, распределение и переключение внимания, творческое воображение, ответственность, высокая эрудиция, дисциплинированность, доброжелательность, желание работать над собой. Процесс организации анимационной программы - сложный технологический процесс, который требует от студентов определенных знаний в области сценарного мастерства и режиссуры, основ музыкального оформления и пластической режиссуры, методики работы с солистами и коллективами, основ мастерства аниматора и искусства ведения рекреационно-анимационных программ. Знания, полученные в ходе образовательного процесса, апробируются на практике и реализуются в творческих формах на сценической площадке.

В Орловском государственном институте культуры на кафедре социально-культурной деятельности образовательный процесс осуществляется по двум профилям подготовки: «Социально-культурная анимация и рекреация» и «Менеджмент детско-юношеского досуга» [8]. На данных профилях творчество возводится в некий общий атрибут всех видов и форм деятельности в процессе формирования профессиональных умений и навыков будущих аниматоров социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Важным условием приобретения необходимых знаний является умение студентов кафедры создавать условия для творческого процесса, выбирать

для себя тот вид деятельности, который в дальнейшем найдет реализацию в профессиональной сфере. При этом творчество, являясь качественным состоянием каждого вида деятельности на кафедре, выражает степень познавательных интересов личности студента. На основе социальных воздействий и внутренних данных студентов формируется аниматорские умения личности будущего специалиста, а также происходит эффективный процесс развития корпоративной культуры студенческого коллектива.

Центральным звеном в цепочке получения необходимых профессиональных знаний и умений является практико-ориентированный характер ряда дисциплин кафедры: «Мастерство аниматора», «Искусство ведения рекреационно-анимационных программ», «Практикум по анимационно-рекреационной деятельности», «Технология корпоративного досуга», «Технологии социально-культурной анимации и рекреации» и мн. др. В ходе изучения дисциплин студенты получают теоретическую и практическую подготовку к организации и проведению различных анимационных программ и современных форм досуга. У обучающихся формируются и развиваются основные профессиональные навыки мастерства аниматора, организатора детско-юношеского досуга. В процессе обучения студенты изучают различные аспекты анимационной деятельности и особенности личности аниматора, выявляют основные составляющие мастерства аниматора, знакомятся с особенностями профессиональной деятельности аниматора в сфере игровых программ, а также особенностями профессиональной деятельности аниматора по организации и проведению современных форм досуга.

Однако количество академических часов, предусмотренных учебным планом по этим дисциплинам, не позволяет в полной мере овладеть необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы на сценической площадке. Вследствие чего на кафедре социально-культурной деятельности ОГИК была создана студенческая творческая лаборатория «Школа аниматоров» для обеспечения условий по формированию организаторских компетенций обучающихся, развитию их лидерских качеств и коммуникативных навыков, повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся. За-

нятия в лаборатории направлены на обеспечение активного участия студентов в процессе организации и проведения различных праздничных акций и событий, конкурсов, фестивалей, рекреационно-анимационных и досуговых программ. Все это реализуется через освоение сценарно-режиссерских технологий, методики зрелищно-игрового досуга, актерского мастерства, технологий речевой деятельности посредством участия в мастер-классах, тренингах, совместных творческих занятиях и практикумах.

В календаре творческих мероприятий, которые традиционно организуются и проводятся участниками творческой лаборатории, значатся различные анимационные программы. Например, общеинститутское посвящение в первокурсники института, посвящение в первокурсники кафедры социально-культурной деятельности «Творческие вечера», традиционный конкурс чтецов, межвузовский конкурс талантов «Корпорация Дедов Морозов», конкурс аниматоров «Зажги свою звезду», новогодний праздничный концерт, конкурс ведущих праздников «Лучший ведущий ОГИК», праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню, конкурс сценариев рекреационно-анимационных программ «Праздник моей мечты» и др. Особое внимание в работе со студентами уделяется проведению мастер-классов по темам: «Методика проведения новогодних интерактивных программ с использованием мультимедийных технологий», «Методика работы со спонсорами и партнерами в процессе подготовки анимационной программы», «Технология проведения корпоративных досуговых программ». Далее более подробно рассмотрим технологию организации и проведения некоторых представленных анимационных программ и на их примере выявим особенности процесса формирования корпоративной культуры студенческого коллектива, занимающегося в творческой лаборатории «Школа аниматоров».

Конкурс чтецов «Поэтическое вдохновение» традиционно проводится в ноябре и представляет собой творческое состязательное мероприятие по выразительному чтению отрывков из прозаических, стихотворных и драматических произведений российских и зарубежных писателей и поэтов. Данный конкурс возрождает традиции

звучащего слова и выявляет талантливых студентов, пробуждает и развивает у них интерес к классической и современной литературе. При этом студенты развивают навыки грамотной речи и чтения, раскованного выступления перед аудиторией, воспитывают в себе культуру чтения, развивают литературный и художественный вкус. Конкурс чтецов нацелен на эстетическое воспитание обучающихся, когда актуализируются лучшие образцы чтения поэтических произведений, а также воспитывается ценностное отношение молодого поколения к русской и мировой литературе.

Занимателен сам процесс подготовки к выступлению: каждый студент самостоятельно выбирает произведение, проводит его идейно-тематический анализ, расставляет смысловые акценты, наполняет его определенным смыслом, пропускает через себя, создает сценический образ. Особое внимание в работе над чтецким номером уделяется музыкальному оформлению, монтажу необходимой видеоинсталляции, изготовлению костюмов и реквизита. Творческий процесс подготовки и проведения конкурса объединяет студентов, предоставляет им дополнительные возможности для работы в коллективе. При этом межличностные коммуникации положительным образом влияют на создание положительного психологического климата и дружеской атмосферы в студенческом коллективе. Мотивирующим фактором выступает подведение итогов конкурса членами компетентного жюри и награждение достойных участников по ряду заявленных номинаций, например, «Лучший чтец», «Самый эмоциональный исполнитель», «Самое оригинальное выступление», «Артистизм выступления», «Лучший сценический образ» и др.

Для первокурсников ритуал посвящения в студенты кафедры социально-культурной деятельности является первым официальным событием. Первокурсники впервые участвуют в общественной и творческой жизни учебного заведения как исполнители. Ежегодно участники студенческой творческой лаборатории «Школа аниматоров» проводят анимационную программу, где студенты знакомятся с кафедрой и институтом, рассказывают о себе и демонстрируют свои таланты. Анимационная программа «Творческие вечера» направлена на повышение корпоративной культуры студентов кафедры, создание дружеской

атмосферы, развитие креативных способностей и творческого потенциала студентов.

Зачастую сценарий анимационной программы представляет собой художественно организованное мероприятие, которое создается на основе разнообразных игровых элементов с использованием художественного и документального материала, и предполагает обязательную активизацию зрительской аудитории. Акцент в данной программе делается на самовыражении участников, проявлении их творческих возможностей и способностей, что, в конечном счете, благоприятствует созданию необходимой атмосферы развивающегося действия, непринужденного общения, самодеятельного творчества и активного отдыха студентов. Данные анимационные программы призваны донести до первокурсника, что обучение в институте - это не только получение профессиональных знаний и навыков, но и становление себя как будущего специалиста. В преддверии праздника каждая учебная группа готовит собственное выступление с определенной темой и идеей, создает уникальный творческий продукт с использованием различных средств выразительности социально-культурной деятельности. Студенты вправе проявить свои разносторонние умения, касающиеся написания сценариев, постановки эстрадных номеров, записи музыкальных фонограмм, выстраивания видеопартитуры, изготовления реквизита и костюмов, исполнения вокальных, пластических и хореографических номеров.

Межвузовский конкурс талантов «Корпорация Дедов Морозов» - это конкурс объединения, сплочения студентов в направлении единой творческой мысли. Он представляет собой своеобразную творческую площадку, на которой в креативной форме выявляется лучшая пара Деда Мороза и Снегурочки из числа студентов высших учебных заведений города Орла. Каждый участник конкурса прилагает всевозможные усилия для создания своеобразной атмосферы дружелюбия, поддержки и единства. Данная форма анимационной программы не только выявляет самых талантливых и креативных студентов, но и объединяет всех присутствующих идеей встречи Нового года и исполнения самых заветных желаний. «Корпорация Дедов Морозов» решает важные актуальные проблемы социально-культурной сферы.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день важным условием развития досуговой активности обучающихся является процесс поиска и апробации новых творческих методов, приёмов и технологий организации и проведения новогодних форм досуга. В этой связи участники студенческой творческой лаборатории постоянно работают над совершенствованием своего уровня ведения интерактивных новогодних программ, сохранением и популяризацией традиционной новогодней праздничной культуры, повышением престижа и востребованности артистов, работающих в сфере организации зрелищно-игрового досуга для детей и молодёжи.

Участие в конкурсной программе предполагает долгий по продолжительности процесс подготовки: постановку визитной карточки, съемку видеосюжетов на тему «Главное предназначение Деда Мороза и Снегурочки», разработку интерактивной игровой программы со зрительным залом, разучивание техники дефиле, проведение тренингов по раскрепощению, актерскому мастерству (сценической речи, движению) и искусству импровизации. Компетентное жюри конкурса талантов оценивает оригинальность и креативность визитной карточки участников, воплощение ими художественного образа, уровень владения актерским мастерством (пластикой, сценической ре-

чью, вокальными данными). Также члены жюри обращают особое внимание на использование в программе выступления средств художественной выразительности (музыкального материала, реквизита, костюмов), соответствие интерактивной игровой программы основной тематике конкурса, оригинальность подачи интерактива, уровень владения техникой импровизации.

Таким образом, процесс организации и проведения представленных форм анимационных программ наглядно демонстрирует весомую роль участия каждого студента в работе студенческой творческой лаборатории для собственного самовыражения, самосовершенствования и профессионального роста. Знания, накопленный опыт, практические навыки и умения, приобретенные в ходе подготовки к анимационным программам, позволят студенческому коллективу сформировать свою корпоративную культуру, сплотиться вокруг единой цели, достижение которой возможно лишь при условии общности и максимальной поддержки друг друга и всех студентов, разделяющих ключевые корпоративные ценности кафедры и вуза. Анализ рассмотренных анимационных программ позволяет выстроить логику дальнейшего исследования по решению задачи формирования корпоративной культуры студенческого коллектива средствами анимационных программ.

Литература

1. Медовикова Е. А., Мороденко Е. В., Емец Е. В. Индивидуальные особенности личности студентов прак-тико-ориентированной системы обучения в вузе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. -№ 40. - С. 231-236.

2. Миннехаметова И. М. Социально-культурные практики как средство формирования профессионально-значимых качеств аниматора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2013. - 21 с.

3. Нежинская Т. А. Обоснование специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров и роль вузовской практики в их формировании // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 42. -С. 101.

4. Пядушкина И. И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. - 2011. - 192 с.

5. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

6. Устимова О. В. Организационно-педагогические условия формирования качества подготовки специалистов сферы культуры // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 39. - С. 220.

7. Чижикова Е. С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: Тобол. тип., 2010. - 23 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: утв. приказом № 995 от 11 авг. 2016 года. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510303.pdf (дата обращения: 03.03. 2018).

References

1. Medovikova E.A., Morodenko E.V., Emets E.V. Individual'nye osobennosti lichnosti studentov praktiko-orien-tirovannoy sistemy obucheniya v vuze [Individual features of the personality of students of the practice-oriented system education at the university]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 40, pp. 231-236. (In Russ.).

2. Minnekhametova I.M. Social'no-kul'turnyepraktiki kak sredstvo formirovaniyaprofessional'no-znachimykh kachestv animatora: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social and cultural practices as a means offormation of professionally significant qualities of animator. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Kazan, 2013. 21 p. (In Russ.).

3. Nezhinskaya T.A. Obosnovaniye spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov i rol' vuzovs-koy praktiki v ikh formirovanii [Substantiation of special professional competencies of bachelor students and the role of practice at higher educational institutions in their development]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, p. 101. (In Russ.).

4. Pyadushkina I.I. Animatsiya v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Animation in Sociocultural Service and Tourism]. Irkutsk, Irkutsk State University Publ., 2011. 192 p. (In Russ.).

5. Tretyakova T.N. Animatsionnaya deyatel'nost'v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Animation in Sociocultural Service and Tourism]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 272 p. (in Russ.).

6. Ustimova O.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kachestva podgotovki specialistov sfery kul'tury [Organizational and pedagogical conditions of training the specialists in the sphere of culture]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, no. 39, p. 220. (In Russ.).

7. Chizhikova E.S. Formirovaniye korporativnoy kul'tury studencheskogo soobshchestva vuza: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of Corporate Culture of University Student Collective. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Moscow, Tobol'skaya tipografiya Publ., 2010. 23 p. (in Russ.).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.03 "Sochial'no-kyl'turnaya deyatel'nost'" (uroven'bakalavriata), utverzhdennyyprikazom № 995 ot 11 avgusta 2016 goda [Federal state educational standard of higher professional education for training 51.03.03. conducting (bachelor's program), approved by the order no. 995 dated August, 11 2016]. (In Russ.). Available at: http: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510303.pdf (accessed 03.05.2018).

УДК 378.18:7.091

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕПАРТАМЕНТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА В НИШЕ

(РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ)

Трапезникова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ), лектор русского языка на Философском факультете, Университет в Нише (г. Ниш, Республика Сербия). E-mail: trapeznikova-olg@mail.ru

Формирование лингвосоциокультурной компетенции признается сегодня ведущей целью обучения иностранным языкам. Данная компетенция, возникающая на базе коммуникативной, с расширением последней за счет целого ряда специализированных знаний, умений и навыков в области социального и межкультурного взаимодействия, определяет становление культурно-языковой личности, способной осуществлять межличностное общение и полноценно участвовать в диалоге культур. Важную роль в формировании такой личности играет технология театрализации, что обусловлено диалогической природой как самого театра, так и художественного текста, на базе которого создаются театральные постановки и театрализованные представления. В статье рассмотрены обучающие возможности указанной технологии, а также проанализирован опыт ее использования в работе с сербскими студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.