Научная статья на тему 'Методологии социально-культурной деятельности'

Методологии социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3056
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODOLOGY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / МЕТОДОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарков А. Д.

В статье рассматриваются методологии социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность -форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предлагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивающая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей. Влияние методологии педагогики на социально-культурную деятельность проявляется в теоретической и практической деятельности в процессе выбора совокупности парадигм, проектирования системы и ее оптимизации, разработки технологии осуществления процессов развития, воспитания, формулирования и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article examines methodology of socio-cultural activities. Socio-cultural activity is a form of an active attitude towards the environment, the society, offering its expedient change and transformation by all forms, actions, actions, providing an opportunity for creation, translation and perception of cultural values. The influence of the methodology of pedagogy on socio-cultural activities is manifested in theoretical and practical activities in the process of selecting a set of paradigms, designing the system and optimizing it, developing technology for the use of development processes, education, formulation, etc.

Текст научной работы на тему «Методологии социально-культурной деятельности»

Таблица 1

Результаты замеров уровня готовности учащейся молодёжи к педагогической деятельности

Замеры Уровни готовности к педагогической деятельности

средний хороший высокий творческий

ДЮЦ (61 ч) 1 срез 24 27 10 -

КГУ (39 ч) 16 23 10 -

ДЮЦ (61 ч) 2 срез 1 10 43 7

КГУ (39 ч) 3 10 25 1

ДЮЦ (61 ч) 3 срез - 13 31 17

КГУ (39 ч) 2 13 20 4

Полученные результаты в экспериментальных группах показали, что 83% респондентов отметили высокий психологический комфорт в коллективе в процессе освоения программы, 91% полностью удовлетворены участием в программе, 87% уверены в высоком качестве усвоенных знаний и педагогических умений, 78% испытывают на себе позитивное влияние педагогических работников, 75% убеждены в наличии у себя мотивации к профессиональному педагогическому образованию.

Однако уровень творческой готовности участников программы «Школа вожатского мастерства» при областном детско-юношеском центре (ДЮЦ) оказался в 4 раза выше, чем у участников программы КГУ «Центр детства». Как показали результаты исследования, формирование профессионально-педагогических качеств коррелирует с активностью участников дополнительных образовательных программ.

Программа дополнительного образования «Школа вожат-ского мастерства», нацеленная на творческо-практическую

Библиографический список

деятельность и самостоятельность выбора, оказалась эффективной в формировании мотивации учащейся молодёжи на деятельность в сфере молодёжной политики (58%), социальной работы (23%), социально-культурной деятельности (19%). Надо отметить, что обучающиеся по дополнительной образовательной программе вуза выбрали предметно-педагогическое (61%), психолого-педагогическое (20%), диффектологическое образо-вание(19%).

Результаты проведенного эксперимента по проверке региональных форм профориентации средствами дополнительного образования показали высокую степень эффективности работы созданных объединений по развитию педагогических способностей и мотивации на педагогическую деятельность. Проведенная нами работа имеет практическую значимость не только для учреждений дополнительного образования, но и для других типов образовательных организаций.

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к - педагогике развития. Стенограмма межрегионального семинара — Совещания 13 - 15 марта 1996. Петрозаводск, 1996: 4 - 13.

2. Бруднов А.К. От внешкольной работе - к дополнительному образованию детей. Внешкольник. 1996; 1: 2 - 5.

3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. Казань: Издательство «R-пресс». 2000.

4. Золотарева A.B., Пикина А.Л., Мухамедьярова H.A., Тихомирова Н.Г. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2017.

5. Еманова C.B. Организация допрофессиональной подготовки учащихся в учреждении дополнительного образования. Курган: ИП-КиПРО, 2004.

6. Еманова C.B. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие для студентов вуза. Курган: Изд. центр КГУ, 2012.

7. Крутецкий B.A. Психология обучения и воспитания школьников. Москва, 1976.

8. Сластенин B.A. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.

References

1. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k - pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo seminara - Soveschaniya 13 - 15 marta 1996. Petrozavodsk, 1996: 4 - 13.

2. Brudnov A.K. Ot vneshkol'noj rabote - k dopolnitel'nomu obrazovaniyu detej. Vneshkol'nik. 1996; 1: 2 - 5.

3. Demakova I.D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga kak faktor gumanizacii prostranstva detstva: voprosy teorii. Kazan': Izdatel'stvo «R-press». 2000.

4. Zolotareva A.V., Pikina A.L., Muhamed'yarova N.A., Tihomirova N.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istoriya i sovremennost': uchebnoe posobie dlya SPO. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2017.

5. Emanova S.V. Organizaciya doprofessional'noj podgotovki uchaschihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Kurgan: IPKiPRO, 2004.

6. Emanova S.V. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuza. Kurgan: Izd. centr KGU, 2012.

7. Kruteckij V.A. Psihologiya obucheniya i vospitaniya shkol'nikov. Moskva, 1976.

8. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

УДК 371.72

Zharkov A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State

Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article examines methodology of socio-cultural activities. Socio-cultural activity is a form of an active attitude towards the environment, the society, offering its expedient change and transformation by all forms, actions, actions, providing an opportunity for creation, translation and perception of cultural values. The influence of the methodology of pedagogy on socio-cultural activities is manifested in theoretical and practical activities in the process of selecting a set of paradigms, designing the system and optimizing it, developing technology for the use of development processes, education, formulation, etc.

Key words: methodology, socio-cultural activity.

А.Д. Жарков, д-р пед. наук, проф., зав. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный

институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются методологии социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность -форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предлагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивающая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей. Влияние методологии педагогики на социально-культурную деятельность проявляется в теоретической и практической деятельности в процессе выбора совокупности парадигм, проектирования системы и ее оптимизации, разработки технологии осуществления процессов развития, воспитания, формулирования и др.

Ключевые слова: методология, социально-культурная деятельность.

Классическое определение понятия методологии - «путь исследования или познания, теория, учение (logos - слово, понятие), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» [1, с. 376].

В другом Философском энциклопедическом словаре дается следующее определение методологии - это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [2, с. 359]. Развивая эти идеи, ученые педагогических наук определяют методологию педагогики как «систему знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность», а также как «систему деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научно-педагогических исследований» [3, с. 18]. В.И. Загвязинский рассматривает методологию педагогики как единое целое в контексте научной работы, при этом теория выступает как результат процесса познания, а методология определяет способы построения этого знания [4, с. 24].

В методологии социально-культурной деятельности различают четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический (методика и техника исследования).

В педагогике методологию рассматривают и как учение о принципах, методах, формах, процедурах познания и преобразования педагогической действительности [5; с. 33].

Научный анализ методологии социально-культурной деятельности обращает внимание на широту и глубину рассматриваемого понятия [6, с. 46 - 53], которое складывается из совокупности терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг».

Каждый из указанных терминов можно трактовать следующим образом.

В данном контексте понятие «социальный» - это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими выразительными средствами, формами и методами.

Поскольку определений культуры в гуманитарных науках огромное число, то наиболее оптимальный - специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств и результата.

Культура наполняет социальную жизнь смыслом и ценностным содержанием, способствует совершенствованию социальных структур, влияет на все сферы государственной политики. В свою очередь, политика должна быть заинтересована в сфере культуры как в средстве облагораживания ее утилитарных целей.

Досуг - наиболее благоприятная среда для функционирования социально-культурной деятельности. Это время и пространство, используемое для развития, воспитания и формирования личности на основе потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность приобщения населения к социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность - форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предлагающая её целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей.

Поэтому социально-культурная деятельность объединяет человека, общество и природу, помогая разрешать противоречия между природным и социальным началами в человеке.

Вот почему в научных концепциях таких философов, как Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность, обретая свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

Из этих положений естественно вытекает вывод о том, что методология социально-культурной деятельности позволяет раскрыть сущность человека, через «единственный метод, способный схватить живую действительность в целом» (А.Ф. Лосев) и прежде всего ее законы и принципы - «закон совпадения противоречий» (А.Ф. Лосев), принцип всеобщей связи и единства мира и др., а также их модифицированные выражения в учении «о цельности знаний, живой связи всех наук» (Новалис, Шеллинг, Шлегель).

Из философских позиций заслуживают внимания научные концепции всеединства «живознания» (С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, А.С. Хомяков), всеединства Тейяра де Шардена, ноосферная концепция В.И. Вернадского и глобальной экологии И.Р. Пригожина, требующего учитывать не только полярности, но и считать их правомерными и равноценными в научных исследованиях. Ядро общенаучных оснований методологии социально-культурной деятельности составляют принципы целостности, дополнительности, соответствия, единства онтологии и гносеологии, «двойного вхождения базисных компонентов в систему» (В.С. Леднев). В качестве общенаучных оснований методологии социально-культурной деятельности выступают также органично целостные подходы в теории систем (А.А. Богданов, Л. Бер-таланфи), идеи ведущей роли сотрудничества в эволюционном становлении человека и органичного синтеза в нем социальных и биологических составляющих (П.А. Кропоткин, Л.И. Мечников, западная социобиология), уникальности и равноценности культур и цивилизаций (Н.Я. Данилевский, М.М. Ковалевский, А. Тойнби, О. Шпенглер), диалога культур (М. Бахтин, В. Библер, С. Курганов); концепции культурно-исторической и деятельностной сущности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); теория целостного человеческого организма (П.К. Анохин); культурно-антропологическая концепция педагогического процесса (П.Ф. Каптерев).

Поскольку способы организации социально-культурной деятельности влияют на личность с целью формирования мотива-ционной системы, а способы построения - на деятельность для достижения поставленной цели, методология социально-культурной деятельности включает еще рефлексивность, аксиоло-гичность, ориентированность на выявление противоречий, обоснование и последующее решение проблемы, технологичность и интегративность.

На основе состояния объекта - его статики и динамики -обосновываются способы деятельности с учетом влияния совокупности факторов (объективного, субъективного, личностного, деятельностного и др.), нацеленности на решение проблем, которые существуют в данное время с прицелом на будущее. Пространство-время в социально-культурной деятельности диктует направленность на разработку технологических основ деятельности человека в связи с тем, что «осуществление новых, нетрадиционных схем деятельности становится уделом все большего количества людей» [7, с. 629].

Логика данного характера размышлений об общей методологии позволяет перейти к рассмотрению соответствующих характеристик педагогической методологии и на этой основе разработать ее дефиницию для теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

Методология педагогики позволяет логично выстроить структуру социально-культурной деятельности, разработать в зависимости от доминирования того или иного компонента системы (содержание, методы, средства, формы деятельности и др.). Существующая совокупность элементов социально-куль-

турной деятельности с методологической точки зрения является функционально полной.

Методология педагогики позволяет оценить функциональную полноту используемых научных подходов, которые способствуют изучению статистики и динамики педагогических объектов (системный, функциональный, ресурсный, тезаурусный - статики; факторный, кибернетический, синергетический - динамики);

- осуществляет функцию взаимосвязи теории и практики, выявления ценности для индивида педагогической системы и технологии процессов обучения, воспитания, развития, социализации и др.;

- раскрывает многомерную сущность педагогической системы на индивидуальном уровне, групповом, учебного заведения, а также педагогического процесса, который осуществляется благодаря организации, управлению и общению субъектов.

В соответствии с этим методологию педагогики мы определяем как учение о способах деятельности: «организации (влияние на личность), управления (влияние на деятельность), общения для обеспечения познания и преобразования педагогических объектов» [8].

Анализ категориальных характеристик методологии педагогики: универсальности, инструментальности, рефлексивности, технологичности, аксиологичности, интегративности - позволил обосновать ее определение, на котором может строиться методология социально-культурной деятельности.

Методологическую базу социально-культурной деятельности составляют не только идеи, теории, концепции, законы, принципы и т.д., разработанные конкретно в границах научной дисциплины «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», но и социальной работы, т.е. социальной поддержки людей с ограниченными возможностями, реабилитации инвалидов, помощи людям пожилого возраста и т. д., но все равно это учение об «объективном мире как неделимой триаде, состоящей из субъекта, объекта и происходящего между ними процесса интеграции, дающая возможность выработать новые основания для педагогики и всей социально-культурной действительности.

Как видим, влияние методологии педагогики на социально-культурную деятельность проявляется в теоретической и практической деятельности в процессе выбора совокупности парадигм, проектирования системы и её оптимизации, разработки технологии осуществления процессов развития, воспитания, формулирования и др.

Одним из оснований методологии социально-культурной деятельности является социально-культурная идентичность личности как её внутреннее состояние, соответствие образа Я его жизненному воплощению. Состояние принадлежности индивида к надындивидуальному целому как одному из базовых понятий современного социально-гуманитарного знания подтверждает эту характеристику.

Основными функциями идентичности Э. Эриксон считает адаптивную (сохранение целостности и защита индивидуального опыта человека) и организующую (организация жизненного опыта в индивидуальное Я). Механизмами формирования идентичности личности в условиях социально-культурной деятельности являются многие формы, способные обеспечить выделение «своего Другого», «своей группы», «своей культуры», т.е. некоего референта в социально-культурном пространстве.

Здесь, на наш взгляд, прав М.В. Шакуров: «Соотношение социальной и культурной идентичности в современной идентике трактуется неоднозначно. Следуя социокультурной логике (каждый культурный объект имеет свой социальный масштаб), мы будем оперировать понятием "социокультурная идентичность". Данный вид идентичности определяется нами как элемент самосознания, проявляющийся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом своей определенной и непрерывной в процессах принятия, интериоризации и интрариоризации культурных моделей, транслируемых значимыми с точки зрения социальными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами. Социокультурная идентичность зависима от особенностей социокультурного наследования, одним из механизмов которого выступает процесс воспитания и обучения» [9, с. 193].

Методологиями конкретного исследования социально-культурной деятельности могут стать выбор автором конкретной темы исследования, научный подход, научные концепции, идеи, теории, категории, гипотезы и т.д., которые осуществляют влияние на ход исследования и развитие науки.

Поэтому, анализируя выбор методологии социально-культурной деятельности, следует рассматривать его и в аспекте осуществления технологий оптимальной деятельности, разработки новых проблем в соответствии с новыми подходами.

Следовательно, методология педагогической науки определяется не только научным подходом, разработанным и принятым в смежных науках той или иной исторической эпохи, но и самой «природой» («логического», «абстрактного») мышления, законами и закономерностями функционирования. Выбор методологии исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности определяет логику, концептуальный синтез всего исследования, показывает, как формируются цель, задачи, предмет, объект, гипотеза, адекватные процессу социально-культурной ситуации в гармонии с пространством-временем.

Понятие научного подхода в науке рассматривается как совокупность однородных методов. Среди научных подходов наиболее известные в социально-культурной деятельности: де-ятельностный, системный, функциональный, структурный и т. д. Доктором педагогических наук А.А. Жарковой разрабатывается парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности.

При этом зачастую недооценивается значение инструмен-тальности, которая связана с другой категориальной характеристикой методологии социально-культурной деятельности - рефлексивностью. Последняя способствует выбору оптимальных способов осуществления самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания, самоформирования личности. С точки зрения парадигмы педагогической регуляции социально-культурной деятельности, разработанной А.А. Жарковой, рефлексия - это цикл действий по сбору информации, оцениванию ситуации, отбору критериев оптимальности и ограничений, принятие решения о выборе способов деятельности и коррекции самоконтроля деятельности в условиях досуга.

Это позволяет методологически целесообразно выстроить проблемное поле темы исследования, а также раскрыть целостные характеристики предмета, достичь цели, решить поставленные задачи. Однако без характеристики внутреннего процесса, протекающего в жизни, методологический подход не является полным для исследования многих феноменов, поэтому необходимо обратиться к теоретическим основаниям избранной темы исследования, концептуальным и технологическим подходам.

Научная концепция (в педагогике) - система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий [10, с. 254].

Среди научных концепций в социально-культурной деятельности признанной и наиболее часто используемой в современных диссертационных исследованиях является научная концепция автора учебника, профессора А.Д. Жаркова «О ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры и образования» [11, с. 156].

Методология «Теории, методики и организации как социально-культурной деятельности» как самостоятельная научная дисциплина, на наш взгляд, включает следующие сущностные характеристики:

- иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;

- последовательность; на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т. п.;

- дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;

- логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения не противоречат настоящему;

- сравнимость как сложнейший процесс потребностей (целей, мотивов, интересов, психологических установок и т. п.).

Одна из целей научной дисциплины «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» - изучение

«естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в «отдыхе», образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальном благополучии» и т. д.).

Изучение духовных потребностей, интересов и специфики их удовлетворения в социально-культурной деятельности строится на выявлении несоответствия между личностными потребностями и объективными обстоятельствами. Всякая потребность личности имеет объективную причину, но не всякая потребность проявляет себя в той форме, которая предлагается учреждениями социально-культурного и культурно-досугового типа. Выбор цели, достижение которой личность в своем сознании соотносит с удовлетворением своей потребности, во многом субъективен и допускает возможность ошибки. Неверный выбор методологического подхода в совокупности с объективным фундаментом потребности личности порождает новую форму - субъективную потребность. Главное здесь - не достижение какой-то конкретной цели, а то, какими средствами она достигнута.

Социально-культурная деятельность, как наследница куль-турно-досуговой, обладает богатым арсеналом выразительных

Библиографический список

средств воздействия с учетом влияния объективных и субъективных факторов, условий, ситуаций на личность.

«Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, какими обычно у нас считаются и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности и вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система не может быть рекомендована как система постоянная» [12, с. 113], а только верно избранный методологический подход способен все формы, средства, методы, способы, условия привести в единую систему, в систему саморегулирующуюся, динамичную, способную содействовать развитию, социализации, воспитанию, формированию личности.

Главная идея любого исследования в рассмотрении объектов и их предметов состоит в определении масштаба их границ для наиболее продуктивного изучения каждого из них в поисках отличительных характеристик, связанных с технологическими, творческими и результативными составляющими компонентами.

1. Современный словарь иностранных слов. Санкт-Петербург, 1994.

2. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1989.

3. Данилов М.А. Bзаимоотношения в общей методологии науки и социальной методологии педагогики. Проблемы социальной педагогики. Москва, 1998; Краевский B.B., Бережкова E.B. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

4. Загвязинский B^. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 1996.

6. Эта тема впервые рассмотрена в: Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2007: 46 - 53.

7. Новейший философский словарь. Под редакцией А.А. Грицапова. 2-е издание. Минск: Книжный дом, 2001.

8. Дмитренко Т.А., Яресько E.B. Методология педагогики: характеристики. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. трудов. Екатеринбург, 2007; Bbm. 5.

9. Шакуров М^. Аксиологические аспекты формирования социокультурной идентичности личности. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. трудов. Bbm.6. Екатеринбург: CB-96, 2010.

10. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск, 2005.

11. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.

12. Макаренко А.С. Сочинения. Москва, 1973; Т. 5.

References

1. Sovremennyj slovar'inostrannyh slov. Sankt-Peterburg, 1994.

2. Filosofskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1989.

3. Danilov M.A. Vzaimootnosheniya v obschej metodologii nauki i social'noj metodologii pedagogiki. Problemy social'nojpedagogiki. Moskva, 1998; Kraevskij V.V., Berezhkova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

4. Zagvyazinskij V.I. Issledovatel'skaya deyatel'nost'pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

5. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva, 1996.

6. 'Eta tema vpervye rassmotrena v: Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2007: 46 - 53.

7. Novejshij filosofskij slovar'. Pod redakciej A.A. Gricapova. 2-e izdanie. Minsk: Knizhnyj dom, 2001.

8. Dmitrenko T.A., Yares'ko E.V. Metodologiya pedagogiki: harakteristiki. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauch. trudov. Ekaterinburg, 2007; Vyp. 5.

9. Shakurov M.V. Aksiologicheskie aspekty formirovaniya sociokul'turnoj identichnosti lichnosti. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. trudov. Vyp.6. Ekaterinburg: SV-96, 2010.

10. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk, 2005.

11. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.

12. Makarenko A.S. Sochineniya. Moskva, 1973; T. 5.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 371.72

Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THEORETICAL BASES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY. The article is dedicated to a study of theoretical foundations of socio-cultural activity. Social and cultural activity is the most important means of developing public consciousness, political, scientific, ethical, legal, aesthetic, religious beliefs of the individual, in which a differentiated approach to every individual is needed. The existing patterns, functions and principles allow the theory, methodology and organization of socio-cultural activities to develop objective-subjective patterns of the educational process, to justify technologies and recommendations for the development of subject-subject relations.

Key words: theoretical bases, socio-cultural activity.

А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.