Научная статья на тему 'От научного исследования к приоритетным проектам, способствующим социальнокультурному развитию России'

От научного исследования к приоритетным проектам, способствующим социальнокультурному развитию России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / SCIENTIFIC RESEARCH / PRIORITY PROJECTS / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарков А.Д.

В статье рассматриваются научные исследования и приоритетные проекты, способствующие социально-культурному развитию России. В условиях досуга функционирует уникальная деятельность, которая является не только способом освоения фундаментальных ценностей, но и особым качеством личности, определяющим специфику его жизнедеятельности. Исходным проектом научного исследования по педагогике становится концепция о том, что человек формируется в конкретной социально-культурной среде. Воспроизводится человек как носитель личностных свойств в социально-культурном процессе, реализуемом в социуме. Проблема научного исследования по педагогике социально-культурное развитие социума. Именно в социуме этот процесс носит многоплановый и многоуровневый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM SCIENTIFIC RESEARCH TO PRIORITY PROJECTS THAT CONTRIBUTE TO SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The article discusses research and priority projects that contribute to socio-cultural development of Russia. In conditions of leisure, a unique activity functions, which is not only a way of mastering fundamental values, but also a special quality of personality that determines the specifics of his life. The initial project of scientific research on pedagogy is a concept that a person is formed in a specific socio-cultural environment. The man is a bearer of personal traits in the socio-cultural process, implemented in the society. The problem of scientific research in pedagogy is the socio-cultural development of society. It is in the society that this process is multifaceted and multilevel.

Текст научной работы на тему «От научного исследования к приоритетным проектам, способствующим социальнокультурному развитию России»

Применение идей партисипации в практике вуза позволяет повысить информированность студентов в области этнокультурной деятельности, программ и проектов по сохранению культурного многообразия в регионе, предупреждении межнациональных конфликтов, обеспечении национальной безопасности; более эффективно осознавать варианты трудоустройства и механизмы профессионального роста; приобрести навыки реального сотрудничества со специалистами учреждений культуры и др. Все это послужит в будущем базисом для успешной профессиональной деятельности.

Примером партисипативности в Институте искусств и информационных технологий может служить организация социального партнерства преподаватель-студент-база практики. Среди основных задач такого сотрудничества является проектировочная деятельность - разработка качественно новых методов и

Библиографический список

технологий этнокультурной деятельности, способствующих сохранению культуры и языка, формированию этнической идентичности и межкультурной толерантности населения. Студентами отрабатывается опыт проведения народных праздников, квестов, конкурсов народных мастеров (по жанрам), народных спортивных состязаний, экологических акций и др.

Таким образом, реализация полипарадигмального подхода позволяет определить перспективы социального партнерства, расширить возможность погружения в профессию будущему специалисту уже в вузе. Такой подход, основанный на интеграции поликультурного и партисипативного подходов, позволяет по-новому осмыслить вклад будущих менеджеров социально-культурной деятельности в реализацию государственной национальной политики, одним из направлений которой является сохранение культурного многообразия в России.

1. Кун Т. Структура научных революций. Москва, 1977.

2. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. Москва, 2007.

3. Жаркова А.А. Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.

4. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Москва, 2012.

5. Солодухина Т.К., Солодухин В.И. Вклад этнокультурных объединений в гармонизацию межнациональных отношений. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2019; 1 (74).

6. Понеделкова М.А. Партисипация управлением в системе высшего образования. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2002. References

1. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Moskva, 1977.

2. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti. Moskva, 2007.

3. Zharkova A.A. Paradigmal'nyj podhod k razvitiyu lichnosti v usloviyah social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoj nacional'nojpolitiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». Moskva, 2012.

5. Soloduhina T.K., Soloduhin V.I. Vklad 'etnokul'turnyh ob'edinenij v garmonizaciyu mezhnacional'nyh otnoshenij. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2019; 1 (74).

6. Ponedelkova M.A. Partisipaciya upravleniem v sisteme vysshego obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2002.

Статья поступила в редакцию 27.05.19

УДК 371.72

Zharkov A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Honored Worker of Culture

of Russian Federation, Head of Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: kdd007@bk.ru

FROM SCIENTIFIC RESEARCH TO PRIORITY PROJECTS THAT CONTRIBUTE TO SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF RUSSIA. The article discusses research and priority projects that contribute to socio-cultural development of Russia. In conditions of leisure, a unique activity functions, which is not only a way of mastering fundamental values, but also a special quality of personality that determines the specifics of his life. The initial project of scientific research on pedagogy is a concept that a person is formed in a specific socio-cultural environment. The man is a bearer of personal traits in the socio-cultural process, implemented in the society. The problem of scientific research in pedagogy is the socio-cultural development of society. It is in the society that this process is multifaceted and multilevel.

Key words: scientific research, priority projects, social and cultural development of Russia.

А.Д. Жаркое, д-р пед. наук, проф., академик Российской академии естественных наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации,

зав. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: kdd007@bk.ru

ОТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ К ПРИОРИТЕТНЫМ ПРОЕКТАМ, СПОСОБСТВУЮЩИМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИИ

В статье рассматриваются научные исследования и приоритетные проекты, способствующие социально-культурному развитию России. В условиях досуга функционирует уникальная деятельность, которая является не только способом освоения фундаментальных ценностей, но и особым качеством личности, определяющим специфику его жизнедеятельности. Исходным проектом научного исследования по педагогике становится концепция о том, что человек формируется в конкретной социально-культурной среде. Воспроизводится человек как носитель личностных свойств в социально-культурном процессе, реализуемом в социуме. Проблема научного исследования по педагогике - социально-культурное развитие социума. Именно в социуме этот процесс носит многоплановый и многоуровневый характер.

Ключевые слова: научное исследование, приоритетные проекты, социально-культурное развитие России.

Отечественные и зарубежные исследования по педагогике и психологии показали, что в основе развития человека лежит «специфическая воспроизводящая деятельность», благодаря которой он осваивает исторически обусловленные потребности, мотивы, интересы, досуговые предпочтения, способности, обеспечивающие возможность включающие его в трудовую и общественную жизнь.

В условиях досуга функционирует уникальная деятельность, которая является не только способом освоения фундаментальных ценностей, но и особым качеством личности, определяющим специфику его жизнедеятельности. Основывается эта деятельность на принципиально новом типе активности, как носителе, способном субъективно преобразовывать действительность и самого человека.

Исходным проектом научного исследования по педагогике становится концепция о том, что человек формируется в конкретной социально-культурной среде. Воспроизводится человек, как носитель личностных свойств в социально-культурном процессе, реализуемом в социуме. Проблема научного исследования по педагогике - социально-культурное развитие социума. Именно в соци-

уме этот процесс носит многоплановый и многоуровневый характер. Поскольку социально-культурная деятельность оказывает на человека воздействие разными формами: индивидуальными и групповыми, то формулировка темы чрезвычайно важна. При формировании темы следует учитывать, что социально-культурная деятельность функционирует в сфере досуга.

Методологическое понятие досуга связано социальным временем, со свободой действий как универсалиями его наполнения духовной культурой, без внешнего целеполагания.

Методологическое основание научного исследования связано с социальной ситуацией, поэтому в каждом проекте научного исследования учреждения культуры создают оптимальные организационно-педагогические условия для реализации возможности самореализации личности, структурирования её времени и содержание его наполнения в соответствии со своими, интересами и ценностями, потребностями, мотивами, психологическими установками.

Анализ исследований показывает, как быстро изменяется смысл обыденных явлений и как может теряться их глубина и объёмность.

В жизни происходят значительные изменения, далеко не всегда в лучшую сторону, а в структуре досуга - тем более. Например, появилась тенденция возрастания затрат времени на просмотр телепередач. Увеличивается время пассивного отдыха, сокращается время на развитие человека.

В широком смысле социально-культурная деятельность есть часть каждого общества, структура которого состоит из социально-политической, социально-экономической и социально-культурной сферы.

В узком смысле социально-культурная деятельность есть совокупность форм, средств и методов целесообразного воздействия на сознание и поведение, действия и поступков людей, а также создания условий для трансляции и восприятия культурных ценностей.

Поэтому социально-культурная деятельность объединяет человека, общество и природу, помогая разрешить противоречия между природным и социальными началами в личности. В данной концепции человек предстает как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность, обретая в социально-культурной деятельности свою духовную сущность, постигая культуру и творя её. Социально-культурная деятельность опирается на мощный фундамент отечественной педагогической науки, философии, культурологии, этики, эстетики и психологии, имея свою научную педагогическую специальность.

Методология социально-культурной деятельности - это совокупность методов, способная объединить «живую действительность в целом», и, прежде всего, «закон совпадения противоречий» и «закон всеобщей связи и единства мира».

В качестве общенаучных оснований методологии социально-культурной деятельности наиболее часто встречаются: аксиологический подход (ценностные ориентации); деятельностный подход (единство смысла и действия); личност-но-ориентированный); дифференцированный подход (к различным категориям населения, а в клубных учреждениях к различным категориям населения, а в клубных учреждениях к различным типам аудиторий), интегрированный подход и т. д.

Влияние методологии социально-культурной деятельности проявляется как на теории, так и практике в выборе проектирования новой модели Дома культуры, оптимизации разработки новых технологий, в функционировании процессов развития (дошкольный период) воспитания (школьный период) и формирования (студенческий период), то есть по возрастному, гендерному и профессиональному принципам.

Теории социально-культурной деятельности созданы на основе обобщения практики или специально организованной системы (объекта), на научной основе, обеспечивающей взаимодействие специалистов, их актива, общественных организаций и объединений: формальных и неформальных. Взаимодействие системы социально-культурного образования и клубных учреждений позволяет создать новый системный объект

С научной точки зрения, при разработке нового модельного стандарта работы Дома культуры необходимо прежде всего изменить порядок расчёта нормативных затрат, принятых в сфере культуры на федеральном уровне. Поэтому учреждения культуры создают оптимальные организационно-педагогические условия для реализации возможностей самореализации личности, структурирования её времени и содержательное его наполнение в соответствии со своими идеалами, идеями, потребностями, мотивами, интересами и ценностями.

Русский язык как выражение культуры досуга показывает, что резко изменяется смысл обыденных явлений и как может теряться их глубина и объёмность. В досуге человек ищет то, что он не находит в процессе обучения и на работе. Одна из основополагающих функций социально-культурной деятельности - это объединение людей посредством универсалий, таких, как праздники, обрядовые формы, которые существует со времен возникновения человеческого общества. Надо подчеркнуть, что смысловое содержание и эмоциональный фон обрядов, ритуалов и церемониалов коренным образом меняются.

Всемирно известным ежегодными праздниками являются государственные праздники в нашей стране. В настоящее время социокультурная ситуация в стране позволяет в научном исследовании проектировать новые формы досуга. Именно в социально-культурной деятельности сегодня собраны ведущие идеи, идеалы, ценности, гуманистические цели, смыслы жизни, личностные ориентации, которые реализуются в формах конкретного действия.

Социально-культурная деятельность есть собирательный образ различных видов и типов деятельности: преобразующей практики людей, их общественно-значимой активности, системы морально-этических норм, набора ценностей, регулирующих поведение людей. Сегодня отсутствие общественно-педагогического идеала в нашей стране стало одной из причин, затрудняющих педагогическое целеполагание. Здесь самое главное, надо понять, что смысл - сложная категория, которую легко интерпретировать. В первую очередь, надо опираться на педагогическую науку, и в качестве предмета и объекта избирать актуальные проблемы.

Именно в условиях досуга учёные могут предложить человеку на выбор концепции событийного ряда в «дорожной карте» жизни. Помогают людям в эффективном использовании досугового времени учреждения культуры. Событийный ряд способствует формированию взглядов через различные формы и методы деятельности учреждений культуры.

Рабочая гипотеза исследования социально-культурной деятельности заключается в следующем: возникшие проблемы связаны как с недостатком досу-

гового времени, так и с возрастающей конкуренцией между его видами, типами, формами, методами, средствами воздействия. Продолжается экспансия Интернета, ТВ, которые генерируют негатив зрителю всеми возможными формами.

Следующий этап подразумевает более активное исследование по совершенствованию сценарно-режиссерских технологий социально-культурной деятельности, которые способны создавать оптимальные условия для межличностного общения и оперативно реагировать на главные политические, экономические и культурные события в жизни страны и мира.

К другому основополагающему инновационному направлению можно отнести внедрение информационно-коммуникативных технологий, «оцифровки» музыкального наследия, социально-культурных программ, подключение всех клубных учреждений к Интернету и т. д.

Важнейшим условием для новой модели Домов культуры будет представление им прав юридического лица, особенно в сельских поселениях, где большинство учреждений культуры их не имеют. В конкретных регионах целесообразно укрупнение учреждений культуры с поселенческого на районный уровень.

Ярким примером новой формы социально-культурной деятельности является Бессмертный полк - это результат социально-культурной активности населения современной России на основе системы теоретических и организационно управленческих знаний о сфере самоорганизованного досуга и личностных граж-данско патриотических качеств, проявившихся на мотивационно-потребностном уровне.

«Человек живёт в пространстве смыслов. Все и всяческие сущности, при всех их разнообразнейших различениях, едины в том, что являются продуктами смыслополагания. А то, что находится за пределами смыслополагания, не может быть даже предметом мышления, не говоря уже о дискурсивном анализе. Поэтому и культура, в сколь угодно широком её понимании, есть результат действия законов смыслообразования. Именно принадлежность к единому смысловому пространству объединяет повседневную жизнь отдельного человека и историческую практику, интеллектуальную рефлексию и бессознательную память социального коллектива, а так же, великое множество иных проявлений человеческой активности в сплошной континуум культуры» [1].

Деятельность учреждений культуры по патриотическому воспитанию наиболее полно насыщена смыслами, ориентированными на преобразование обыденного уровня сознания в научный. Здесь смыслотворчество упорядочено, смысл символизирует Победу в широком аспекте. Деятельность направлена на сохранение и трансляцию исторического опыта, и на этой основе для посетителей учреждений культуры строят систему ценностных ориентаций общества.

Одной из актуальнейших задач научных исследований по специальности 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности является создание новых территорий смыслов, где духовные ценности и интеллектуальный труд будут социализированы и востребованы экономистами, став профессиональным компонентом развития общества, активизации всех слоев населения.

Сегодня стали всемирно известны «Теории смыслов». Первый формат был создан на базе молодёжных образовательных технологий Форума «Селигер» в 2015 году во Владимирской области на Клязьме. За три года здесь получили путёвку в профессию и жизнь свыше 3 тысяч человек.

Затем в 2014 году в Крыму на ещё более высоком уровне открылся форум «Таврида». «Таврида» была ориентирована прежде всего на творческую молодёжь. Только из Московского государственного института культуры в форум «Таврида» прошли подготовку 63 студента в 2015 году; 181 студент в 2016 году, 261 студент в 2017 году. В Калининграде создана территория смыслов «Балтийский Артек» и на острове «Итуруп» Курильской гряды».

Программа развивалась интенсивно, находясь под влиянием огромного духовного и эмоционального подъёма, вызванного отношением людей к этому событию как в нашей стране, так и во всех странах мира. Особую силу военного и эмоционального воздействия современному Празднику Победы придаёт такая новая форма социально-культурной деятельности, как «Бессмертный полк». Это теперь не только форма, акция, явление, но и общественное движение, признанное во всем мире. Только в России, по данным МВД, в 2019 году приняло участие 12 миллионов человек.

На наш взгляд, при всех проблемах драматизма, а иногда и трагизма в жизни на земле «Бессмертный полк» пробивает великое духовное начало. Именно здесь живёт историческая память, когда активность Отечества соединяется в данной форме социально-культурной деятельности. Эта форма позволяет возродить заложенное природой в человеке стремление к правде, сохранение духа предков через образ-воспоминание о них, эмоциональное обращение, к ним через историческую память. Здесь проявляется сила Духа как совокупность волевых черт человека, определяющих его способности и готовность противостоять трудностям, увлекающим и поглощающим людей интенсивным переживанием. «Бессмертный полк» становится главным эпицентром общепланетарного сознания, воспитания, нравственности общечеловеческого характера.

У каждого участника с его внутренними желаниями и потребностями проявляется сила Духа как совокупность волевых качеств человека, определяющих его способности и готовность противостоять трудностям, увлекающим и поглощающим людей интенсивным переживанием. Эта форма отражает многовековой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.