можностей человека в соответствии с законами его природы» [5, с. 95].
Таким образом, можно заключить, что в постижении «искусства жить», под которым мы понимаем образ жизни в совокупности всех его составляющих важнейшим, на наш взгляд, является воспитание здорового образа жизни. Понятие же «здравовоспи-тующий образ жизни» видится нам адекватным сущности педагогического подхода к здоровью, так как формирование в отношении здоровья - это процесс организации, создания, управления, становления чего-либо, совокупность приёмов, систематическое подкрепление, то есть «инструмент» постижения сущности самого человека как личности и его здоровья как атрибута жизни.
Здоровье является высшей человеческой ценностью. Это главный жизненный фактор работоспособности и гармонического развития подросткового организма. Одновременно сохранять и укреплять свое здоровье умеет совершенно не каждый.
Общеизвестным является тот факт, что для полноценной жизни необходимым является, наряду с крепким телосложением, сила духа, воля, высокий культурно-нравственный уровень, самообладание. Это может быть достигнуто, непосредственно, практической щепетильной работой над самим собой. Только тогда можно говорить о валеологической культуре, когда культура духа, культура тела и культура нравов являются равнозначными понятиями. При сохранении равновесия этого триединства, в человеке происходят изменения, совершенствуются накопленные знания, расширяются возможности, достигается успех в процессе раскрытия своей человеческой природы, в процессе познания самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает её качество.
Здоровый образ жизни не занимает на сегодняшнее время первого места в иерархии необходимостей и ценностей человека в российском обществе. Но в случае, если мы обучим молодёжь
Библиографический список
с самого раннего возраста расценивать, блюсти и закреплять свое здоровье, в случае если мы станем непосредственно на собственном опыте показывать здоровый образ жизни, то только лишь в предоставленном случае надо верить, что будущее поколение станет больше здоровым и развитым не только лишь в личном, умственным, духовным, но и физиологическом направлении.
Согласно нашим исследованиям здорового образа жизни -это осознаваемое в личной надобности систематическое выполнение указанных гигиенических правил закрепления и хранения персонального и общественного здоровья.
Элементами здорового образа жизни выступают: воспитание с раннего возраста здоровых привычек и навыков; неопасная и подходящая для обитания находящаяся вокруг среда, познания о воздействии находящихся вокруг предметов на здоровье; отказ от табакокурения, использования наркотических препаратов, использования спиртных напитков; небольшое, которое соответствует физическим особенностям определенного подростка, питание, актуальная информированность о качестве употребляемых продуктов; на физическом уровне функциональная жизнь при учёте возрастных и физических особенностей организма; соблюдение правил собственной и общественной гигиены, владение способностями предложения первой помощи; закаливание.
Процесс формирования у молодых людей здорового образа жизни требует создание в образовательном учебном заведении здоровьесберегающей образовательной среды при поддержке технологий здоровьесберегающего характера.
Здоровьесберегающая образовательная среда - это верная организация образовательного пространства безусловно на всех уровнях, где высококачественное изучение, становление, образование обучающихся не имеет возможность сопровождаться нанесением вреда их личному самочувствию.
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: МарТ, 2005.
2. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания. Психологическая наука и образование. 2007; 4: 87 - 93.
3. 42. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела. 2010; 1 (21): 82 - 89.
4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание. 2004; 1: 114 - 117.
5. Сеченов И.М. Избранное. Москва, 1997.
References
1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'po pedagogike. Moskva: MarT, 2005.
2. Bityuckaya E. V. Trudnaya zhiznennaya situaciya: kriterii kognitivnogo ocenivaniya. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2007; 4: 87 - 93.
3. 42. Byhovskaya I.M. Zdorov'e kak prakticheskaya aksiologiya tela. 2010; 1 (21): 82 - 89.
4. Voloshina L. Organizaciya zdorov'esberegayuschego prostranstva. Doshkol'noe vospitanie. 2004; 1: 114 - 117.
5. Sechenov I.M. Izbrannoe. Moskva, 1997.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 371.72
Voronin I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances, Oryol State
Institute of Culture (Oryol, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY DIRECTING SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The research study discusses the specifics of directing socio-cultural activities. In the process of socio-cultural activities the man seeks for opportunities to realize a great number of needs to feel pleasant emotional states, which would not be related to everyday life. An important element of this process is the direction, determined by the quality and specificity of socio-cultural activities. One of the most important tasks of socio-cultural activities is its impact on the development of creative abilities and inclinations of people. In terms of socio-cultural activities people come into an active contact with the surrounding world, there is a transfer of spiritual and cultural values and tradition, which is saved in succession of generations, and the result is motivated by the creative activity of the person.
Key words: directing specificity, socio-cultural activities.
И.И. Воронин, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного
института культуры, г. Орёл, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА РЕЖИССУРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются специфика режиссуры социально-культурной деятельности. В процессе социально-культурной деятельности человек стремится реализовать как можно большее число потребностей, ощутить приятные эмоциональные состояния, не связанные с повседневностью, пережить возвышенные чувства, оздоровительные эмоции, утонченные впечатления. Важным звеном этого процесса является режиссура определяющая качество и специфику социально-культурной деятельности. Одной из важнейших задач социально-культурной деятельности является ее воздействие на развитие творческих способностей и задатков людей. В условиях социально-культурной деятельности происходит деятельный контакт человека с находящимся вокруг него миром, происходит передача духовно-культурных ценностей, сохраняется преемственность поколений посредством традиций, а в результате мотивируется творческая активность личности.
Ключевые слова: специфика режиссуры, социально-культурная деятельность.
Режиссура социально-культурной деятельности - это больше чем профессия. Каждый раз, приступая к созданию новой программы, режиссёру-постановщику надо помнить, что это сотворение нового мира, в котором не только воплощена идея, сценарный замысел, но не менее важно то, что происходит постоянное формирование его как творческой личности.
Еще А. Довженко отмечал, что режиссёрская профессия: «Это больше чем профессия, это деятельность, деятельность очень сложная, требующая целого ряда данных. Одно из главнейших слагаемых для режиссёра - чувство красоты, которое несёт в себе человек, стало быть, и режиссёр, показывающий этого человека» [1, с. 423].
Поэтому перед режиссёром социально-культурного продукта: создания масштабного театрализованного представления, праздника на улице, стадионе, акции или другой программы следует помнить, что еще необходимо думать о воспитательной задачи.
Режиссёр социально-культурной деятельности создавая особого рода действие из сложнейшего сочетания движений, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры, специфически осваивает огромное пространство, на котором действует большое число исполнителей, превращая его в эстетически организованную среду, выполняет функцию педагога.
Главное для режиссёра - постановщика социально-культурно деятельности необходимо знать, что социально-культурная деятельность интегрирует большое количество разнообразных по своему содержанию сторон жизни человека и общества в единое целое. В действиях режиссёра социально-культурная деятельность становится педагогически регулируемой структурой, которая через большое количество вариантов с помощью оптимальных организационно-педагогических условий и выразительных средств достигает финальной стадии процесса, в котором происходит развитие, воспитание и формирование творчества у постоянных участников художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений.
В процессе социально-культурной деятельности человек стремится реализовать как можно большее число потребностей, ощутить приятные эмоциональные состояния, не связанные с повседневностью, пережить возвышенные чувства, оздоровительные эмоции, утонченные впечатления. Важным звеном этого процесса является режиссура определяющая качество и специфику социально-культурной деятельности. Одной из важнейших задач социально-культурной деятельности является ее воздействие на развитие творческих способностей и задатков людей. В условиях социально-культурной деятельности происходит деятельный контакт человека с находящимся вокруг него миром, происходит передача духовно-культурных ценностей, сохраняется преемственность поколений посредством традиций, а в результате мотивируется творческая активность личности.
Поэтому родовая специальность вузов культуры и искусств режиссёр-постановщик театрализованных представлений и праздников и является основой режиссуры социально-культурной деятельности.
Здесь, прежде всего, необходимо развивать социально-культурное мышление, которое и есть основа творчества и проявляется в интеллекте, оригинальности, способности режиссёра-постановщика видеть привычные объекты под новым углом зрения. В то же время это и активная продуктивность.
Поэтому понятие социально-культурное мышление вбирает в себя все признаки творческого мышления, как в философском, так и социально-психологическом и культурном понимании. Но это и специфическая практическую деятельность, проявляющуюся в способности режиссёра «выражать свои мысли и чувства в эмоционально-образной форме»[2, с. 6]. В этой связи особую роль в структуре социально-культурного мышления играет эмоциональная сфера режиссёра, которая определяет его творческое состояние, является стимулятором его творческой энергии. М.О. Кнебель считала, что «это человек с обостренным слухом и зрением. Он слышит и видит то, что для других происходит как само собой разумеющееся течение жизни» [3, с. 68].
В процессе активного творчества режиссёр-постановщик социально-культурной деятельности находится в состоянии эмоционального подъема, то есть высокого эмоционального состояния, сосредоточенности на предмете своей творческой деятельности.
Особое значение в творческом процессе социально-культурной деятельности имеет развитая эмоциональная память, которая во многом определяется жизненным опытом.
Специфика социально-культурной памяти в том, что она формируется в процессе его творческого опыта, мировоззренческой и гражданской направленности. Именно эти качества свидетельствуют о творческой зрелости режиссёра социально-культурной деятельности, его способности выражать в своих программах идеалы, стремления и нравственные ценности общества. Театральный режиссёр Г.А. Товстоногов, утверждавший, что гражданственность для художника не может быть проблемой. Это тот фундамент, с которого начинается личность художника и его творчество [4, с. 30].
Решение творческих задач в социально-культурной деятельности требует активной интеллектуальной работы. Режиссёра социально-культурной деятельности отличает жажда к знанию, развитые познавательные интересы, стремление к получению все новой и новой информации. Этого требует динамика процесса накопления знаний об окружающем мире, природе вещей и явлений.
Социально-культурная программа - это сложная многомерная совокупность идей, художественных образов, символи-ко-аллегорических действий. Поэтому рождение художественной идеи, конструирование режиссёрского замысла, поиск формы, выразительных средств, моделирования художественного образа и др. совершается в синтезе творчества и интеллектуальной деятельности. Технологические приемы: поиск, выбор, отбор, конструирование, предвидение, предвосхищение, оценки, суждения, умозаключения.
При этом надо помнить, подчёркивает А.Д. Жарков: «Сложно в социально-культурной деятельности претворить педагогику в действие, наполнить ее полноценным мировоззренческим содержанием, целостно его рационализировать, формировать высокие и устойчивые гражданские добродетели, интегрировать частное, локальное, специфическое в общую структуру ни на миг не прекращающихся, - хотя и в иных, нежели в предшествующие десятилетия, формах» [5, с. 259].
Поэтому в настоящее время в социально-культурной деятельности велика роль праздников (в первую очередь - государственных), обрядов, ритуалов, церемониалов и других массовых форм.
Творческая деятельность в период подготовки и проведения в общегосударственных масштабах социально-культурной программы, посвященной государственному празднику, наиболее интенсивна.
Особенно важно отметить специфику художественной образности в социально-культурной деятельности, которая обусловлена в конечном счете большим содержанием. А художественный образ режиссёры определяют прежде всего по общим особенностям художественного содержания. М.Б. Храпченко считает, что «художественный образ - это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного «я» человека, обобщение его представлений о существенном и важном в мире, воплощение совершенного, идеала, красоты. В структуре образа в тесном единстве находятся синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила» [6, с. 79]. Всё это характеризует художественный образ, который воплощает в себе содержание.
В социально-культурной программе творческая индивидуальность режиссёра представляет собой личность способную передать художественное содержание. В полной мере раскрыть в художественной форме содержание программы, посвященной государственному празднику режиссёр может только огромным числом выразительных средств социально-культурной деятельности.
Поэтому именно на профессионалов ложится громадная доля ответственности за универсализацию государственных праздников, с одной стороны, и за сохранение их национальной формы, с другой. Однако необходима инвариантная модель процесса подготовки и проведения государственных праздников, - модель, первичным компонентом которой должно быть театрализованное действие, т. е. такое, которое стремится представлять прошедшее, настоящее и будущее с точки зрения и в терминах субъективных переживаний некоего реального или вымышленного лица, с которым зритель, слушатель или читатель имеют возможность отождествиться в процессе восприятия соответствующего произведения [7].
С точки зрения социально-культурной деятельности воспроизведение или воссоздание исторического события в государ-
ственном празднике осуществляется на основе синтеза четырех родовых методов социально-культурной деятельности: сценария, метода театрализации, метода иллюстрирования и игры.
Эти термины объединяет то, что применение каждого сложный процесс, а каждый процесс требует длительного поиска, сложных испытаний.
Движущей силой каждого процесса в социально-культурной деятельности являются противоречия. Противоречия двигают процесс подготовки и проведения социально-культурной программы.
Таков же процесс необходимо передать и в содержании социально-культурной программы.
Именно противоречия являются основным источником отношения режиссёра социально-культурной деятельности к окружающей действительности. Умение выявить противоречия означает отдать предпочтение определенным ценностям внутреннего мира человека и социокультурной ситуацией в стране и мире. Для режиссёра социально-культурной деятельности основой знания процесса является определение противоположных сторон, которые борются за утверждение нового. Применительно к процессу создания социально-культурных программ необходимы новые знания, взгляды, ценностные установки. А те убеждения, привычки и другие личностные качества, которые в условиях переходного исторического периода были основной режиссур стали опытом. Поэтому новый профессиональный опыт приобретается под «совокупностью внешних условий, факторов, действующих на человека и обуславливающих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями» [8, с. 528].
Поэтому режиссёр социально-культурный деятельности, выстраивая процесс только по теории режиссуры театрализованных представлений и праздников «совершает ошибку, внося путаницу в смысловую нагрузку теории, методики и организации социально-культурной деятельности как замкнутой системы. Ведь противоречия, движущие социально-культурный процесс, -это внутренние феномены, которые относятся к внутренней стороне процесса и выходят за рамки не только научной и учебной дисциплины, но и педагогических наук в целом» [9, с. 139].
Именно системность и целостность социально-культурной деятельности предопределяют содержательность программ и деятельность постоянно действующих коллективов, раскрывающих в обновленном ракурсе видение проблемы оптимальным использованием выразительных средств и форм воздействия на аудиторию и созданию условий для всестороннего развития личности.
Прав профессор А.Д. Жарков, что «Противоречивость процесса социализации обеспечивается механизмами типизации и индивидуализации, который можно рассматривать как способ ориентирования субъектов в социально-культурном пространстве, которое имеет множество измерений (образное, ценностное, нормативное, целевое и пр.) и задает за счет преимущества одного из них вектор этого процесса» [9, с. 143].
Интерактивность современного телевидения предлагает новые технические средства для социально-культурной деятельности. Режиссёр социально-культурной деятельности может использовать все инновационные находки телевидения, которые в свою очередь используют мировой режиссёрский опыт. Специфика режиссёра социально-культурной деятельности в том, что в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа аудитория выступает чаще всего не только как объект воспитательного воздействия, но и как ее субъект. Здесь механизм межличностного общения и взаимодействия в процессе подготовки и проведения социально-культурной программы обеспечи-
Библиографический список
вается в живую. Отсюда, в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа, где есть Интернет и телевидение, происходит синтез воздействия на личность.
Преимущество учреждений социально-культурного и куль-турно-досугового типа в том, что благодаря своей обращенности к конкретным людям и участия в их деятельности широкого актива, т.е. лидеров общественного мышления, они обладают механизмом обратной связи Интернета и СМИ с их аудиторией.
Это требует от специалистов социально-культурной деятельности новой общей культуры, знаний, умений и навыков оперативно транслировать обществу новые культурно-творческие представления о качественно ином режиссёрском труде. Здесь режиссёр социально-культурной деятельности, нацелен на современные требования, которые на уровне нового понимания, знаний, умений и навыков способен создать новый интеллектуально-эмоциональный продукт.
Следовательно, «Режиссура - это совокупность педагогических и искусство творческих теорий, обеспечивающих изучение и познание реальных явлений жизни средствами искусства.
Поэтому режиссёру социально-культурной деятельности важно изучение теоретического наследия выдающихся деятелей театра К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова и их учеников А.Д. Попова, Н.Н. Петрова, Г.А. Товстоногова и др. Когда будут усвоены основные понятия теории режиссуры (тема, идея, сверхзадача, темп, ритм, действие и т. д.) можно познать специфику режиссуры в деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.
Это верно понимал А.Д. Попов, утверждая, что «Кружковцы работают на основе учета своей клубной аудитории, в специфических условиях клубной сцены, стесненные целым рядом материальных и технических недостатков, и поэтому многое из того, что осуществляется на центральной сцене профессионального театра, не сможет быть перенесено на клубную сцену. Кроме того, всякие каноны и стандарты режиссёрского замысла связали бы кружковцев и лишили бы их проявления собственной художественной инициативы» [10, с. 31].
Специфика режиссуры социально-культурных программ как процесс синтезирования всех средств интеллектуально-эмоционального воздействия, преодоления противоречий и препятствий на основе трех родовых методов: иллюстрирования, театрализации и игры состоит в умении выстроить, смонтировать каждое действие, номер, эпизод в массовое театрализованное представление, зрелище, праздник.
Поэтому режиссёрский замысел социально-культурной программы есть подробное видение всего хода ее подготовки и проведения.
На наш взгляд, процесс развития творческого замысла режиссёра социально-культурной деятельности проходит по цепочке: «идея - практика - идея».
Режиссёру социально-культурной деятельности следует постоянно учитывать мнение активистов и всех участников творческого коллектива. При сценическом воплощении режиссёрского замысла и при подборе исполнителей особое значение придается изучению аудитории, для которой готовится социально-культурная программа.
Таким образом, специфика режиссуры социально-культурной деятельности состоит в том, что режиссёр-постановщик строит свою программу на фактическом, местном материале с применением живых участников событий. Главное определить сюжет, сквозное действие, событийный ряд, основные поворотные события, жанр и т. д.
1. Довженко А. Сочинения: в 4 т. Москва, 1969; Т. 4.
2. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. Ленинград: ЛГУ, 1982.
3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. Москва: ВТО, 1976.
4. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра. Москва: ВТО, 1967.
5. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУК, 2012.
6. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. Москва, 1982.
7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Москва, 2000.
8. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.
9. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва: МГУК, 2012.
10. Попов А.Д. Творческое наследие. Москва: ВТО, 1980.
References
1. Dovzhenko A. Sochineniya: v 4 t. Moskva, 1969; T. 4.
2. Selivanov V.V. Social'naya priroda hudozhestvennogo myshleniya. Leningrad: LGU, 1982.
3. Knebel' M.O. Po'eziya pedagogiki. Moskva: VTO, 1976.
4. Tovstonogov G.A. O professiirezhissera. Moskva: VTO, 1967.
5. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUK, 2012.
6. Hrapchenko M.B. Gorizonty hudozhestvennogo obraza. Moskva, 1982.
7. Uspenskij B.A. Po'etika kompozicii. Moskva, 2000.
8. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005.
9. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUK, 2012.
10. Popov A.D. Tvorcheskoe nasledie. Moskva: VTO, 1980.
Статья поступила в редакцию 28.09.16
УДК 372
Giniyatullina E.H., postgraduate, Pedagogy and Psychology of Childhood Department, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
A PARTICIPATORY APPROACH TO THE FORMATION OF POLYCULTURAL SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF THE FOREIGN LANGUAGE. The article describes the influence of a participatory approach on how polycultural skills in preschool children are formed and developed. In the article the author identifies and justifies such concepts as "polycultural education of older preschool children" and "polycultural skills of older preschool children". The study reveals three types of participation: symbolic, free and global ones, which reflect the logic of formation of polycultural skills in preschool children. The research is based on an analysis that has shown the introduction of the participatory approach into the process of development of polycultural skills of preschool children is an effective means that allows bringing up a diversified, creative and free personality.
Key words: participatory approach, preschool children, polycultural skills, foreign language.
Э.Х. Гиниятуллина, аспирант каф. педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена влиянию партисипативного подхода на формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста. Выявлены и обоснованы такие понятия как «поликультурное образование детей старшего дошкольного возраста», «поликультурные умения детей старшего дошкольного возраста». Выявлено, что существует три вида партисипа-тивности: символическое, свободное и глобальное, которые отражают логику формирования у детей старшего дошкольного возраста поликультурных умений. На основе проведенного анализа, установлено, что применение партисипативного подхода к формированию поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста является эффективным действенным средством, которое позволяет воспитать разносторонне развитую, творческую и свободную личность.
Ключевые слова: партисипативный подход, дети старшего дошкольного возраста, поликультурные умения, иностранный язык.
Проблема обеспечения современного качественного дошкольного образования всегда являлась актуальной, что подтверждается законом «Об образовании в РФ», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, которые направлены на разработку и активное применение инновационных педагогических технологий, ориентированных на модернизацию дошкольного образования и как результат переход на новый качественный уровень.
Использование инновационных педагогических технологий благоприятно воздействует на процесс формирования у детей дошкольного возраста национального самосознания (воспитание любви к Родине) путём воспитания чувства толерантности по отношению к людям других национальностей и иным культурам, а именно: формирование поликультурных умений. В данном случае, в рамках инновационных технологий обучение детей иностранному языку является эффективным средством приобщения детей к иной культуре (знакомство с обычаями, традициями, обрядами, особенностями быта, искусства родной и иноязычной культуры).
Процесс обучения иностранному языку непрерывно связан с процессом приобретения знаний, т.е. с образовательным процессом, являющийся альтернативным, дополнительным, не входящим в составную часть официального дошкольного образования.
Однако предпосылки доказать эффективность обучения детей раннего возраста языку зародились еще давно и отражены в исследованиях Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, И.Г. Песта-лоцци, Л.Н. Толстого и др. Л.С. Выготский [1, с. 53] отмечал, что «ребёнок усваивает иностранный язык, обладая уже системой знаний в родном языке и перенося её в сферу другого языка. Но и обратно, усвоение иностранного языка проторяет путь для овладения высшими формами родного языка. Оно позволяет ребенку понять родной язык как частный случай языковой системы,
следовательно, дает ему возможность обобщить явления родного языка, а это и значит - осознать свои собственные речевые операции и овладеть ими».
Актуальность раннего обучения детей дошкольного возраста иностранному языку подтверждается исследованиями многих специалистов в данной области: Е.В. Бодрова, Н.Д. Гальскова, Н.А. Горлова, А.В. Спиридонова, А.Н. Утехина, И.Л. Шолпо и др.
Дошкольное образование находится в состоянии непрерывного процесса самосовершенствования. Законодательные акты, нормативные документы, научно-исследовательские программы, представляющие собой социальный заказ, ориентируют дошкольное образование на поликультурность, которая проявляется через уважение к людям разных национальностей и иным культурам.
Поликультурные умения детей старшего дошкольного возраста
Поликультурность (Г.Д. Дмитриев, О.В. Гукаленко, Н.В. Кузьмина, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Су-прунова и др.) предполагает приобщение ребёнка, являющегося субъектом детских видов деятельности и поведения, к миру человеческих ценностей, и направлена на формирование толерантности к иным культурам и на развитие способностей к межкультурной коммуникации.
Солидаризируясь с В.В. Сафоновой [2, с. 17 - 24], выделяем следующие задачи поликультурного образования: развитие культуры восприятия современного, многоязычного мира; комплексное билингвистическое и поликультурное развитие языковой личности детей дошкольного возраста; развитие у детей дошкольного возраста полифункциональной социокультурной компетенции (которая является одним из компонентов коммуникативной компетенции), помогающей им ориентироваться в изучаемых типах культур и соотносимых с ними норм коммуникации и форм общения; создание условий для культурного творчества, в том числе и речетворчества.