Библиографический список
1. Абасов З.И. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов. Высшее образование в России. 2012; 10: 81 - 84.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. Москва, 2007.
3. Грудинина О.Н. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. Качество высшего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2011.
References
1. Abasov Z.I. Proektirovanie i organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2012; 10: 81 - 84.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii vobrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. 2-e izd., ster. Moskva, 2007.
3. Grudinina O.N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya: dostizheniya, problemy, perspektivy: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ulan-Ud'e, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 371.124:811:371.13/.16
Galimova A.M., MA (Management), postgraduate, English teacher, Surgut State University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
METHODICAL READINESS AS AN IMPORTANT COMPETENCE OF A LINGUIST TEACHER. The article is dedicated to a modern educational paradigm focused on the formation of creative, resourceful, independent, competitive, professional mobile identity. The problem of formation of a personality of a linguist teacher has been studied in a number of research works. Thus, the basics of the professional activity of a linguist teacher is emphasized by such researchers as A. Denisov, L. A. Yastrebova, A. Belyaev, M. Pentilyuk, A. Semenog, V. Sidorenko. The concept of "methodological competence" is fundamental to characterizing the professional work at the postgraduate stage in continuous pedagogical education.
Key words: educational paradigm, methodological competence, professional activity of a linguist teacher.
A.M. Галимова, учитель английского языка, магистр управления, аспирант, Сургутский государственный
университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут,
E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА
Статья посвящена проблемам ^временной образовательной парадигмы, которая ориентирована на формирование творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Проблеме формирования личности педагога-лингвиста посвящено немало исследований. Так, на сущности профессиональной деятельности педагога-лингвиста акцентируют внимание А. Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Семеног, В. Сидоренко и др. Понятие «методическая компетентность» является основополагающим, характеризующим профессиональную деятельность педагога-словесника на постдипломном этапе непрерывного педагогического образования
Ключевые слова: образовательная парадигма, методическая компетентность, профессиональная деятельность педагога-словесника.
Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Учитывая это, новым ориентиром в образовании является компетентно-ориентированный подход к формированию содержания образования, преимущества которого заключаются в том, что он не ограничивается информационно-ориентированным компонентом, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть принадлежащих ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций [1, с. 148]. Итак, если изменяются требования к личности ученика (студента), соответственно и меняются приоритеты в подготовке педагога, в частности лингвиста.
Проблеме формирования личности педагога-лингвиста посвящено немало исследований. Так, на сущности профессиональной деятельности педагога-лингвиста акцентируют внимание А. Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Семеног, В. Сидоренко.
Проблеме формирования профессиональных компетенций и ее компонентов посвящены исследования Н. Голуб, С. Карама-на, К. Климовой, Л. Мацко, Н. Остапенко, К. Плиско, Т. Симоненко и др. Однако малоисследованной остаётся проблема проверки сформированности отдельных компетенций, в частности, методической.
У учёных нет единого понимания в определении понятия «методическая компетентность».
Так, А. Денисова в исследовании «Уровневый мониторинг в процессе обучения иностранному языку студентов-лингвистов (на материале английского языка)» [2, с 128] отталкивается от методических факторов, которые определяют особенности обучения студентов-лингвистов в условиях педагогического вуза. К ним исследовательница причисляет: компетентностную парадигму лингвистического образования; социальный заказ, который предполагает соответствие уровня владения иностранным языком в условиях постоянного развития и изменения его лексического состава; мотивация студентов в изучении иностранных языков и методики из преподавания [2, с. 122].
Именно эти факторы определяют понимание методической готовности педагога-лингвиста.
Наиболее интересной классификацией компетенций, по мнению Л. Ястребовой, является классификация, которую предложила В. Ростовцева, на основе которой с учётом предлагаемых Ю. Ткачевой критериев отбора элементов, исследовательница разработала структуру профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков.
В эту структуру включены следующие компетенции:
- «социально-коммуникативная, информационная, самообразовательная, ценностно-смысловая и социокультурная компетенции» [3, с. 127] (эти компетенции являются ключевыми, которые входят в набор профессиональных компетенций);
- «педагогическая, психологическая, управленческая, исследовательская компетенции» (их определяют как базовые компетенции учителя);
- «филологическая, иноязычная коммуникативная, межкультурная профессионально-коммуникативная и лингводидак-тическаякомпетенции»(ониявляются специальным и компетенциями учителя).
А. Хунорской, анализиеуякомпененц»и,иактееатизируетих в виде своеобразной иерархии, которую он изобразил в виде дерева (яа. рис. 1,:
И. Зимняя [4, с. 135] выделяет в структуре компетентности,
Рис. 1. Компоненты иноязычной коммуникативной компетенции второго иностранного языка
наряду с компетенциями, мотивационный и эмоционально-волевой аспекты. С точки зрения социальной психологии (Л. Петровская, Л. Митина), компетентность (в частности, коммуникативная) трактуется как свойство личности. Компетентность педагога как свойство личности рассматривают А. Маркова, Н. Кузьмина, И.Зимноя.
Иными словами, филологическая компетенция включает слопующпе компаеенеы:лингвестипеееие;кбщегкманиелрныо; эстетический; стратегический; информационный; личностный; самусбрааоваеельный; кульирро чукаия и культусуесыетичекеого восприятия действительности [5, с. 123].
Исследяаатксьницо уНедительендикаоыааеп,нто ноюмативг но-правовые документы современного образования по обучению пы(^о^[^г^нноау пзаlкяoтаaeиют ессиияпльыой
деятельности педагога-лингвиста по следующим показателям: организация основательного изучения иностранного языка, что сездаёуширткие возможнлоти для раунатия мыш^е»аяи|^е^и учащихся, формирование их мировоззрения; создание условий для пенучкеияечащиыиня зно^1^йа!^зп^^ые^офы^л^а™чиша структуре, словарном состава, истории и законах развития; фор-миыовнние пепдеоувленин о ш^н^таа^н^оытин^ода,
развития интеллекта человека, то есть формирование языковой аомкотуптнести очgщнуcя;фалмиpоцaниe сиутемы течевых умений (вести диалог, принимать, воспроизводить и производить едбстаеннл1яуеена1е и пиадменалл воlcказывнзияpaзеиlк стилей, видов, типов и жанров), которые необходимы для общения в окялипных жазнееных и^тка^1^яо (»ечееая кoаыетeнтиoыеь); формирование коммуникативной компетентности учащихся путем создания на занятиях условий для сознательно-практиче-ск»Яш^^!^^вуи дыателынонти (pаолеаaлкякolюмуникaтзаеo-,аeл-тельностного подхода к обучению иностранного языка); обучение самому процессу получения и передачи информации; реализация нравственного аспекта обучения языку, который предусматривает формирования национальной личности и др. [5, с. 126].
Методическая культура является совокупностью знаний о системе и процессе лингвистического образования, об учителе-словеснике и навыках и умении методической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.
Под психолого-педагогической компетентностью педагога понимается сочетание определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовки к педагогической деятельности и эффективного взаимодействия с учениками в образовательном процессе. С точки зрения элементарно структурного анализа, психолого-педагогической компетентности в качестве её основных компонентов рассматриваются три блока психолого-педагогической ориентации: грамотность (т. е. знания, которые принято называть общепрофессиональными); умение, как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
профессионально значимые личностные качества, наличие которых не может быть отделено от самого процесса педагогической деятельности [5, с. 116].
Коммуникативная компетентность педагога - профессионально значимое, интегративное качество, основными компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивнистью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «равной».
Коммуникативная компетентность - это, во-первых, личностное качество педагога, которое формируется в процессе развития и саморазвития личности; во-вторых, это показатель информированности педагога о цели, сущности, средствах, особенности педагогического общения; уровень владения соответствующей технологией; индивидуально-психологические качества специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентация на личность человека как на главную ценность, а также способность к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об учащихся (особенно это актуально на уровне школы), об опыте работы других педагогов. Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание; планирование; мобилизацию и постоянную активность; оценку результатов деятельности; рефлексию [6, с. 119].
Осведомлённость педагога в профессиональной отрасли обеспечивает психолого-педагогическая, профессиональная и практическая подготовка. Содержание каждой из этих составляющих подготовки предусматривает приобретение студентами теоретических знаний по основам научного психолого-педагогического цикла и соответствующей специальности, выработки практических умений и навыков и отражается в учебных планах вуза[6,с.35].
Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как свойствах интеллекта: аналогии, фантазии, гибкости и критичности мышления[7,с. 119].
Операционная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для выполнения профессиональной деятельности - прогностических, проективных, предметно-методических, организаторских, педагогической импровизации, экспертных [7, с. 119].
Системой методической образования будущих педагогов-словесников предусмотрено: теоретическую подготовку студента; его теоретико-практическую подготовку к осуществлению лингвистического образования; теоретико-практическую подготовку к проведению научного исследования системы и процесса лингвистического образования; практическую подготовку [8, с.119].
В современных условиях развития образования методическая готовность педагога-лингвиста включает также готовность к инновационной деятельности.
Таким образом, учитель инновационной ориентации - это личность, способная принимать на себя ответственность, вовремя учитывать ситуацию социальных изменений и является наиболее перспективным социальным типом педагога. Как учитель-исследователь он направлен на научно-обоснованную организацию учебно-воспитательного процесса с прогностическим направлением, имеет адекватные ценностные ориентации, гибкое профессиональное мышление, развитое профессиональное самосознание, готовность к восприятию новой информации, высокий уровень самоактуализации, владеет искусством рефлексии.
Понятие «методическая компетенция» является основополагающим, характеризующим профессиональную деятельность педагога-словесника на постдипломном этапе непрерывного педагогического образования. Проблеме формирования методической компетенции посвящены работы А. Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Семеног, В. Сидоренко.
Библиографический список
1. Голуб Н.Б. Риторика в высшей школе. Черкасы: Б/и, 2014.
2. Денисова А. Уровневый мониторинг в процессе обучения иностранному языку студентов-лингвистов (на материале английского языка). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2011.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Высшее образование сегодня. 20013; 5: 34 - 42.
4. Каримов З.Ш. Интеграция в образовании и формирование профессиональной компетентности учителя. Вестник ОГУ. 2012; 2: 116 - 119.
5. Косенок С.М. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие. Сургут, 2012.
6. Рассказов, Ф.Д. Индивидуально-воспитательная работа со студентами в современных условиях. Европа и современная Россия: Материалы IV международной научно-практической конференции. Эрланген. Москва, 2006: 148 - 159.
7. Студеникина В. Развитие методической компетентности учителей русского языка в системе повышения квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Киев, 2013.
8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос. 2005; 12 декабря. Available at: http://www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm
9. Ястребова Л. Анализ структуры иноязычной коммуникативной компетенции лингвиста-преподавателя. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/analiz-struktury-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-lingvista-prepodavatelya
10. LinG.H.C. A Case Study of Seven Taiwanee English as a Foreign Language Freshman Non-English Majors' Perceptions about Learning Five Communication Strategies: A Dissertation Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy: Major Subject: Curriculum and Instruction / Lin Grace Hui-Chin. Texas A&M University, May 2007.
References
1. Golub N.B. Ritorika v vysshejshkole. Cherkasy: B/i, 2014.
2. Denisova A. Urovnevyj monitoring v processe obucheniya inostrannomu yazyku studentov-lingvistov (na materiale anglijskogo yazyka). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2011.
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 20013; 5: 34 - 42.
4. Karimov Z.Sh. Integraciya v obrazovanii i formirovanie professional'noj kompetentnosti uchitelya. Vestnik OGU. 2012; 2: 116 - 119.
5. Kosenok S.M. Upravlenie obrazovatel'nymisistemami: uchebno-metodicheskoe posobie. Surgut, 2012.
6. Rasskazov, F.D. Individual'no-vospitatel'naya rabota so studentami v sovremennyh usloviyah. Evropa isovremennaya Rossiya: Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 'Erlangen. Moskva, 2006: 148 - 159.
7. Studenikina V. Razvitie metodicheskoj kompetentnosti uchitelej russkogo yazyka v sisteme povysheniya kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kiev, 2013.
8. Hutorskoj A.V. Tehnologiya proektirovaniya klyuchevyh i predmetnyh kompetencij. 'Ejdos. 2005; 12 dekabrya. Available at: http://www.eidos. ru/journal/2005/1212.htm
9. Yastrebova L. Analiz struktury inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii lingvista-prepodavatelya. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-struktury-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-lingvista-prepodavatelya
10. LinG.H.C. A Case Study of Seven Taiwanee English as a Foreign Language Freshman Non-English Majors' Perceptions about Learning Five Communication Strategies: A Dissertation Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy: Major Subject: Curriculum and Instruction / Lin Grace Hui-Chin. Texas A&M University, May 2007.
Статья поступила в редакцию 16.06.16
УДК 372
Giniyatullina E.H., postgraduate, Pedagogy and Psychology of Childhood Department, Chelyabinsk State Pedagogical
University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF FORMATION OF POLYCULTURAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN. The article presents research of problems of formation of polycultural skills in preschool children from the point of view of different theoretical and methodological approaches. The study analyzes approaches at various levels, which help to highlight the polycultural (general scientific level), hermeneutic (specifically-scientific level) and participatory (methodological and technological level) approaches. Special attention is paid to integration of these approaches, that is the basis of formation of the polycultural skills of preschool children. These approaches can provide methodological multilevel and hierarchical due to the structural relationships and conceptual unity.
Key words: polycultural approach, hermeneutic approach, participatory approach, preschool children, polycultural skills, foreign language.
Э.Х. Гиниятуллина, аспирант каф. педагогики и психологии детства, Челябинский государственный педагогический
университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена проблемам формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста с точки зрения различных теоретико-методических подходов. В ходе исследования были проанализированы подходы на различных уровнях, что позволило выделить поликультурный (общенаучный уровень), герменевтический (конкретно-научный уровень) и партисипативный (методико-технологический уровень) подходы. Особое внимание уделено интеграциии данных подходов, что является основой формирования поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста, с их помощью обеспечивается методологическая многоуровневость и иерархический характер за счёт структурной взаимосвязи и концептуального единства.
Ключевые слова: поликультурный подход, герменевтический подход, партисипативный подход, дети старшего дошкольного возраста, поликультурные умения, иностранный язык.
Основополагающим для исследования и получения результатов рассматриваемой задачи является выбор теоретико-методической основы, которая отражает определенный подход к познанию. Первостепенной задачей стало изучение проблемы формирования поликультурных умений детей старшего дошколь-
ного возраста с точки зрения различных теоретико-методических подходов. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что подход - это теоретико-методическая основа исследования изучаемого процесса, выражающаяся в особых закономерностях и определенных особенностях [1, с. 130 - 146].