Таблица 3
Оказание помощи детям РД и обратившихся из других регионов (в %)
№ Учреждения 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1. ДОУ 26,7% 20% 32,2% 30,6% 33,3% 21,5% 21,5%
2. Школы 23,2% 16,2% 16,4% 16,6% 15,2% 10% 13,8%
3. ВУЗы 4,3 % 10,2% 10% 5,9% 6,9% 18% 13,8%
4. Поликлиника 25,8% 26,5% 26,5% 30% 30,5% 33,8% 41,5%
5. Город и село РД 16,3% 21,3% 7% 13,4% 9,7% 13% 14,6%
6. Города РФ 1,7% 4,2% 5,4% 2,2% 2,7% 2,8% 4,6%
7. Зарубежные 1,7% - 1,5% 2,2% - - -
Таким образом, как видно из таблиц, число обратившихся остаётся стабильно высоким. Однако, как показывает практика, далеко не все обратившиеся получают квалифицированную помощь. Это связано с тем, что не все работники логопедических кабинетов обладают высокой квалификацией.
Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а так же «Институтов», дающих лишь фрагментарные знания в области патологии речи, только усложняют создавшиеся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии. Решением проблемы должна стать система организации последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу,
Библиографический список
где специалисты разного профиля получают своевременные сведения из различных знаний, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне. К сожалению, диагностирование чаще всего всё ещё проводится не на должном уровне. При безграмотном диагнозе нельзя достичь хороших результатов.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к заключению о создании координирующей организации высоко квалифицированными специалистами со своей комиссией, что способна дать объяснительные заключения о профессиональной пригодности, которая в состоянии помочь в повышении квалификации работников, о создании курсов повышения квалификации при ДГПУ, но вопрос остаётся открытым.
1. Гаджиев И.А., Гаджиева Ф.Г. Логопедическая работа с заикающимися в условиях двуязычия. Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2015. Махачкала, 2015: 132 - 134.
2. Гаджиев И.А. Взаимообусловленность задержки психического и речевого развития. Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2015. Махачкала, 2015: 128 - 132.
References
1. Gadzhiev I.A., Gadzhieva F.G. Logopedicheskaya rabota s zaikayuschimisya v usloviyah dvuyazychiya. Materialy Yubilejnojnauchnojsessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 2015. Mahachkala, 2015: 132 - 134.
2. Gadzhiev I.A. Vzaimoobuslovlennost' zaderzhki psihicheskogo i rechevogo razvitiya. Materialy Yubilejnoj nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov DGPU, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 2015. Mahachkala, 2015: 128 - 132.
Статья поступила в редакцию 14.06.16
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: krik020304@mail.ru
DIDACTIC POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SKILLS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. In this article, based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the relevance of the problem and the fictitious organization of independent work of students as the main activity of students in the conditions of realization of the ideas the federal state educational standards of new generation is stated. The article also discusses didactic possibilities of modern information-communication technologies in shaping skills of independent research activities of students. The author concludes that the Internet resources in organization of independent work of students possess a range of features and offers its users a variety of information. A basic set of services may include: e-mail, teleconference, videoconference, publishing their own information, creating their own home page and place it on a web server, accessing to reference directories, search engines, free access to the electronic library, etc. All of these resources can be actively used by students when performing tasks for independent work.
Key words: independent work, information-communication technologies, research, educational environment of high school.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: krik020304@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы обосновывается актуальность проблемы эффективности организации самостоятельной работы студентов, как основного вида деятельности обучающихся, в условиях реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Автор делает вывод о том, что интернет ресурсы в организации самостоятельной работы студентов обладают целым спектром возможностей и предлагает своим пользователям многообразие информации. Его базовый набор услуг может включать в себя:
электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации и т. д. Все эти ресурсы могут быть активно использованы студентами при выполнении заданий для самостоятельной работы.
Ключевые слова: самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии, исследовательская деятельность, образовательная среда вуза.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Новые информационные технологии обладают уникальными возможностями, реализация которых создаёт предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого, в частности в условиях выполнения самостоятельной исследовательской работы. В числе наиболее приоритетных следует выделить такие возможности, как: мгновенная обратная связь между пользователем и средствами новых информационных технологий; компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»; архивное хранение достаточно больших объёмов информации с возможностью её передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения; доступность информационных ресурсов [1].
Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки бакалавров необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, практический опыт работы со студентами показывают, что самообразовательная деятельность студентов это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль самостоятельной работы студентов в развитии личности чрезвычайно велика. Самообразовательная работа студентов является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привития привычки к напряженному интеллектуальному труду, которые выступают главными задачами образования [2]. При переходе от поточного к эксклюзивному обучению речь идет не о простом увеличении числа часов на самостоятельную работу.
Самостоятельная работа студентов является подлинно их творческой исследовательской деятельностью, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий студентами в самостоятельной учебной деятельности должно способствовать формированию информационной культуры, что понимается как совокупность знаний, умений и навыков работы с информационной техникой; наличие творческой работы в сфере информационной деятельности при поиске, передаче и получении информации; умение разработать на базе полученных знаний новые подходы, необходимые для оптимального использования информационных ресурсов [3].
Становление и развитие информационной культуры личности учителя-правоведа в проектируемой информационно-образовательной среде может быть обеспечено путём увеличения степени свободы и активности реализации профессиональных качеств, среди которых представлены следующие компоненты информационной культуры: технологический, который включает способы и приёмы педагогической деятельности на базе средств информационно-коммуникационных технологий при решении педагогических задач; личностно-творческий, обеспе-
чивающий способность личности педагога реализовать механизмы присвоения выработанных педагогических ценностей, преобразовывать и интерпретировать их в научно-педагогической деятельности; аксиологический, предполагающий овладение технологиями, определяющими сформированность всей совокупности педагогических ценностей, знаний и умений, составляющих гуманистическую основу педагогической деятельности; инновационный, включающий в педагогическую деятельность средства информационно-коммуникационных технологий, а также умение создавать определённую информационно-образовательную среду обучения.
Анализ практического опыта работы со студентами позволяет делать вывод о том, что собственные порталы и сайты вуза, где имеются отдельные web-страницы факультетов, кафедр и других подразделений учебного заведения, являются мощными средствами формирования информационно-коммуникативных компетенций для преподавателей и студентов, а также для всех сотрудников вуза. В этой информационной среде студент может самостоятельно ознакомиться с учебной программой курса, учебно-тематическим планом лекционных и практических занятий, заданиями для самостоятельной работы, виртуальными лабораторными занятиями, пакетом тестовых вопросов, требованиями и методическими указаниями по их выполнению, подготовкой к экзамену и зачету и т. п. Из этого сайта студенты могут получать информацию по проблемам исследования, над которой они самостоятельно работают в данный момент в рамках какого-либо проекта. Это может быть совместная работа студентов разных курсов. В качестве примера можно привести научно-исследовательскую работу студентов проблемной группы «Трудный подросток»; научного кружка «Права человека»; членов студенческого научного общества факультета Права ДГПУ. Исследовательскую работу студенты представляют в виде проектов - презентаций, после защиты проектные работы выставляются на сайте вуза.
Выявлению дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов предшествовало анкетирование. В качестве респондентов были опрошены студенты разных курса факультета права ДГПУ Всего было опрошено 120 человек. В результате проведённого исследования пришли к выводу, что 90% респондентов из числа опрошенных не испытывают затруднений при работе с современными компьютерными технологиями. На вопрос: «Что для вас является самым сложным при работе на компьютере?» ответили: находить информацию в интернете (15%); обрабатывать графические изображения (20%); создание графиков в электронных таблицах (50%); готовить мультимедийные презентации (15%). При подготовке реферата, доклада, курсовой работы по заданной проблеме 25% опрошенных основываются на специальную литературу и периодические издания; 60% пользуются интернет-ресурсами и 15% предпочитают не утруждать себя и скачать либо купить готовый материал. Основная масса опрошенных считают ИКТ средством активизации самостоятельной работы студентов и ключевым источником получения информации. В ходе беседы выявилось, что студенты, проходившие педагогическую практику в различных школах, активно использовали ИКТ при организации учебного процесса. Одной из главных задач для практикантов было заинтересовать учащихся. С этой целью многие респонденты готовили красочные презентации к уроку, разрабатывали различные дидактические игры, составляли кроссворды.
На основании вышеизложенного, следует отметить, что интернет ресурсы в организации самостоятельной работы студентов обладают целым спектром возможностей и предлагает своим пользователям многообразие информации. Его базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение её на web-сервере; доступ к информационным ресурсам, справочным каталогам, поисковым системам, свободный доступ к электронной библиотеке и т. д. Все эти ресурсы могут быть активно использованы студентами при выполнении заданий для самостоятельной работы.
Библиографический список
1. Абасов З.И. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов. Высшее образование в России. 2012; 10: 81 - 84.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., стер. Москва, 2007.
3. Грудинина О.Н. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях. Качество высшего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2011.
References
1. Abasov Z.I. Proektirovanie i organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2012; 10: 81 - 84.
2. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii vobrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. 2-e izd., ster. Moskva, 2007.
3. Grudinina O.N. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya: dostizheniya, problemy, perspektivy: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ulan-Ud'e, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 371.124:811:371.13/.16
Galimova A.M., MA (Management), postgraduate, English teacher, Surgut State University (Surgut, Russia),
E-mail: almanzorochka.galimova@gmail.com
Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),
E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru
METHODICAL READINESS AS AN IMPORTANT COMPETENCE OF A LINGUIST TEACHER. The article is dedicated to a modern educational paradigm focused on the formation of creative, resourceful, independent, competitive, professional mobile identity. The problem of formation of a personality of a linguist teacher has been studied in a number of research works. Thus, the basics of the professional activity of a linguist teacher is emphasized by such researchers as A. Denisov, L. A. Yastrebova, A. Belyaev, M. Pentilyuk, A. Semenog, V. Sidorenko. The concept of "methodological competence" is fundamental to characterizing the professional work at the postgraduate stage in continuous pedagogical education.
Key words: educational paradigm, methodological competence, professional activity of a linguist teacher.
A.M. Галимова, учитель английского языка, магистр управления, аспирант, Сургутский государственный
университет, г. Сургут, E-mail: almanzorochka.galimova@gmail.com
Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут,
E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА
Статья посвящена проблемам ^временной образовательной парадигмы, которая ориентирована на формирование творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Проблеме формирования личности педагога-лингвиста посвящено немало исследований. Так, на сущности профессиональной деятельности педагога-лингвиста акцентируют внимание А. Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Семеног, В. Сидоренко и др. Понятие «методическая компетентность» является основополагающим, характеризующим профессиональную деятельность педагога-словесника на постдипломном этапе непрерывного педагогического образования
Ключевые слова: образовательная парадигма, методическая компетентность, профессиональная деятельность педагога-словесника.
Современная образовательная парадигма ориентирована на формирование творческой, инициативной, самостоятельной, конкурентоспособной, профессионально мобильной личности. Учитывая это, новым ориентиром в образовании является компетентно-ориентированный подход к формированию содержания образования, преимущества которого заключаются в том, что он не ограничивается информационно-ориентированным компонентом, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть принадлежащих ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций [1, с. 148]. Итак, если изменяются требования к личности ученика (студента), соответственно и меняются приоритеты в подготовке педагога, в частности лингвиста.
Проблеме формирования личности педагога-лингвиста посвящено немало исследований. Так, на сущности профессиональной деятельности педагога-лингвиста акцентируют внимание А. Денисова, Л. Ястребова, А. Беляев, М. Пентилюк, А. Семеног, В. Сидоренко.
Проблеме формирования профессиональных компетенций и ее компонентов посвящены исследования Н. Голуб, С. Карама-на, К. Климовой, Л. Мацко, Н. Остапенко, К. Плиско, Т. Симоненко и др. Однако малоисследованной остаётся проблема проверки сформированности отдельных компетенций, в частности, методической.
У учёных нет единого понимания в определении понятия «методическая компетентность».
Так, А. Денисова в исследовании «Уровневый мониторинг в процессе обучения иностранному языку студентов-лингвистов (на материале английского языка)» [2, с 128] отталкивается от методических факторов, которые определяют особенности обучения студентов-лингвистов в условиях педагогического вуза. К ним исследовательница причисляет: компетентностную парадигму лингвистического образования; социальный заказ, который предполагает соответствие уровня владения иностранным языком в условиях постоянного развития и изменения его лексического состава; мотивация студентов в изучении иностранных языков и методики из преподавания [2, с. 122].
Именно эти факторы определяют понимание методической готовности педагога-лингвиста.
Наиболее интересной классификацией компетенций, по мнению Л. Ястребовой, является классификация, которую предложила В. Ростовцева, на основе которой с учётом предлагаемых Ю. Ткачевой критериев отбора элементов, исследовательница разработала структуру профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков.
В эту структуру включены следующие компетенции:
- «социально-коммуникативная, информационная, самообразовательная, ценностно-смысловая и социокультурная компетенции» [3, с. 127] (эти компетенции являются ключевыми, которые входят в набор профессиональных компетенций);
- «педагогическая, психологическая, управленческая, исследовательская компетенции» (их определяют как базовые компетенции учителя);