Научная статья на тему 'Методические возможности современных средств визуализации информации для студентов с особыми образовательными потребностями'

Методические возможности современных средств визуализации информации для студентов с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / GRAPHICAL REPRESENTATION OF INFORMATION / CLASSIFICATION / SEMANTIC NETWORK / CAUSE AND EFFECT DIAGRAM / ЛИЦА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю., Митющенко Е.В.

Статья посвящена анализу методических возможностей современных средств визуализации информации в разрезе применения их в инклюзивном образовании. Авторы рассматривают специфику обучения лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, лиц с нарушениями слуха, обосновывают актуальность использования графического представления информации в инклюзивном учебном процессе. В статье определены некоторые способы графического представления информации (классификация, семантическая сеть, причинно-следственная диаграмма), выделены их специфические особенности, предложены примеры и алгоритмы визуализации информации. Авторы анализируют методику применения рассматриваемых способов графического представления информации с точки зрения цели внедрения в учебный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, возможных формулировок заданий и критериев оценивания работы студентов. Авторы приходят к заключению о том, что визуализация учебной информации помогает решить немало актуальных педагогических задач в инклюзивном образовании, однако, для эффективного внедрения графического представления информации как способа работы с учебным содержанием, требуется тщательная методическая подготовка и анализ способа визуализации информации с точки зрения его специфики и специфики учебного процесса лиц с нарушениями слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю., Митющенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL CAPABILITIES OF MODERN INFORMATION VISUALIZATION TOOLS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article conducts an analysis of methodical possibilities of modern means of information visualization in the context of their application in inclusive education. The authors consider the specifics of training of people with special educational needs, in particular, people with hearing impairments, justify the relevance of the use of graphical representation of information in an inclusive educational process. In the article some methods of graphical representation of information (classification, semantic network, Cause and Effect Diagram) are defined, their specific features are highlighted, examples and algorithms of information visualization are offered. The authors analyze the methodology for applying the modus of graphical representation of information in terms of the goal of introducing people with special educational needs into the educational process, possible formulations of assignments and criteria for assessing the work of students. The authors come to the conclusion that visualization of educational information helps to solve a lot of actual pedagogical problems in inclusive education, however, effective introduction of graphic representation of information as a way of working with educational content needs careful methodical preparation and analysis of the way of visualization of information in terms of its specificity and the specifics of the educational process of people with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «Методические возможности современных средств визуализации информации для студентов с особыми образовательными потребностями»

8. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: методическое пособие. А.М. Соломатин, РГ Чуракова, Москва: Академкнига/Учебник, 2018.

9. Никитин В.Н. Арт-терапия: Учебное пособие, Москва: Когито-Центр, 2014.

10. Предит А.В. Соломатин А.М. Художественно-эстетическое образование младших школьников. «Перспективна начальная школа»: материалы участника личност-но-ориентированного модуля. Москва: Академкнига/Учебник. 2014.

11. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе: 1-11 классы. Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Москва: Академкнига/Учебник, 2012.

References

1. Prikaz Minobnauki ot 6.10. 09 № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie FGOS NOO» (s izm. i dopolneniyami).

2. Prikaz Minobrnauki ot 30.08.13 № 1015 (red. ot 17.07.15)«0b utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nostipo OOP».

3. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchaschihsya v uchebnomprocesse. Moskva: Prosveschenie, 2009.

4. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury: Stanovlenie i razvitie: uchebnoe posobie. Pod redakciej M.S. Kagana i dr. Sankt-Peterburg: 1995.

5. Lebedeva L.D. Pedagogicheskie osnovy art-terapii. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2000.

6. Prikaz Minobnauki ot 6.10. 09 № 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie FGOS NOO» (s izm. i dopolneniyami).

7. Programmy kursov vneurochnojdeyatel'nosti. 1- 4 klass. Churakova N.A. Lavrova N.M, Yamshinina S.N., Churakova R.G., Solomatin A.M., Predit A.V. Moskva, 2017; Ch. 1.

8. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole: metodicheskoe posobie. A.M. Solomatin, R.G. Churakova, Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2018.

9. Nikitin V.N. Art-terapiya: Uchebnoe posobie, Moskva: Kogito-Centr, 2014.

10. Predit A.V. Solomatin A.M. Hudozhestvenno-'esteticheskoe obrazovanie mladshih shkol'nikov. «Perspektivna nachal'naya shkola»: materialy uchastnika lichnostno-orientirovannogo modulya. Moskva: Akademkniga/Uchebnik. 2014.

11. Churakova N.A., Malahovskaya O.V. Muzej v tvoem klasse: 1-11 klassy. N.A. Churakova, O.V. Malahovskaya, Moskva: Akademkniga/Uchebnik, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.06.19

УДК 378.147.227: 376.3

Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Professional and Additional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

Muller O.Yu., teacher, Department of Professional and Additional Education, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: olga_megion@mail.ru Mityushchenko E.V., senior teacher, Department of Higher Mathematics and Informatics, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: mev79@bk.ru

METHODICAL CAPABILITIES OF MODERN INFORMATION VISUALIZATION TOOLS FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS. The article conducts an analysis of methodical possibilities of modern means of information visualization in the context of their application in inclusive education. The authors consider the specifics of training of people with special educational needs, in particular, people with hearing impairments, justify the relevance of the use of graphical representation of information in an inclusive educational process. In the article some methods of graphical representation of information (classification, semantic network, Cause and Effect Diagram) are defined, their specific features are highlighted, examples and algorithms of information visualization are offered. The authors analyze the methodology for applying the modus of graphical representation of information in terms of the goal of introducing people with special educational needs into the educational process, possible formulations of assignments and criteria for assessing the work of students. The authors come to the conclusion that visualization of educational information helps to solve a lot of actual pedagogical problems in inclusive education, however, effective introduction of graphic representation of information as a way of working with educational content needs careful methodical preparation and analysis of the way of visualization of information in terms of its specificity and the specifics of the educational process of people with hearing impairments.

Key words: persons with special educational needs, graphical representation of information, classification, semantic network, Cause and Effect Diagram.

Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф., проф. каф. теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет (БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ), г. Сургут, E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

О.Ю. Муллер, преп. каф. теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет (БУ ВО ХМАО-Югры СурГУ), г. Сургут, E-mail: olga_megion@mail.ru

Е.В. Митющенко, ст. преп. каф. высшей математики и информатики, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, E-mail: mev79@bk.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена анализу методических возможностей современных средств визуализации информации в разрезе применения их в инклюзивном образовании. Авторы рассматривают специфику обучения лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, лиц с нарушениями слуха, обосновывают актуальность использования графического представления информации в инклюзивном учебном процессе. В статье определены некоторые способы графического представления информации (классификация, семантическая сеть, причинно-следственная диаграмма), выделены их специфические особенности, предложены примеры и алгоритмы визуализации информации. Авторы анализируют методику применения рассматриваемых способов графического представления информации с точки зрения цели внедрения в учебный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, возможных формулировок заданий и критериев оценивания работы студентов. Авторы приходят к заключению о том, что визуализация учебной информации помогает решить немало актуальных педагогических задач в инклюзивном образовании, однако, для эффективного внедрения графического представления информации как способа работы с учебным содержанием, требуется тщательная методическая подготовка и анализ способа визуализации информации с точки зрения его специфики и специфики учебного процесса лиц с нарушениями слуха.

Ключевые слова: лица с особыми образовательными потребностями, графическое представление информации, классификация, семантическая сеть, причинно-следственная диаграмма.

Введение

Одной из центральных проблем в мировом сообществе является проблема реализации права на образование для всех. Всеобъемлющее глобальное понятие «право» ориентирует и наполняет конкретным содержанием дискуссию о ведущей роли образования в современном социуме. Сегодня система образования призвана отвечать образовательным потребностям в становлении и развитии личности. Образовательные учреждения создают возможности для удовлетворения этих потребностей, но существуют группы обучающихся, чьи образовательные потребности обладают особыми чертами. Эти особые образовательные

потребности требуют от образовательных учреждений предоставления дополнительных услуг, программ и т. д. Включение обучающихся с особыми образовательными потребностями (с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями развития) в образовательный процесс и называется инклюзивным образованием.

Получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с инвалидностью обеспечит их интеграцию в социум, позволит обрести независимость и экономическую самостоятельность. С учётом прогнозируемого роста численности студентов-инвалидов перед каждым вузом

стоит задача организации для них специальных условий обучения. Создание условий в вузах, гарантирующих доступность и качество образования лиц с инвалидностью, приобретает с каждым годом всё большую актуальность [1].

Студенты с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) обладают рядом особенностей, которые определяются их психофизическим статусом. Обучающиеся с ограничениями здоровья, в зависимости от нозологии, медленнее воспринимают и усваивают учебный материал, быстро утрачивают интерес, сосредоточенность внимания падает при незначительной перегрузке вплоть до прекращения учебной деятельности. Ими лучше усваивается поделенный на небольшие абзацы учебный материал, а также больше воспринимается материал, который преподносится в форме визуализации действий, операций, алгоритмов. Кроме того, таким студентам может требоваться неоднократное повторение учебного материала, дополнительное уточнение и разъяснение. Лица с ООП нуждаются в специальных технических средствах обучения или специализированных (с учётом нозологии) учебных материалах; особом графике процесса обучения, предполагающем дополнительный отдых, прохождение оздоровительных процедур, реализацию мер разносторонней поддержки, сопровождения специалистов [2].

Как видим, одним из условий для лиц с ООП является визуализация информации - термин, обозначающий процесс и результат преобразования информации, который активно используется во всех сферах человеческой деятельности. В экономике визуализацию понимают как метод представления информации в виде оптического изображения. В педагогике необходимость, полезность и значимость визуализации обоснована принципами наглядности и доступности обучения. Основой визуализации современные учёные определяют когнитивную графику, направленную на создание моделей представления знаний, сочетающих в себе различные способы мышления [3].

На наш взгляд, наиболее нуждаются в визуализации лица с нарушениями слуха, для которых основной канал информации - визуальный. Внимание таких обучающихся зависит в значительной мере от изобразительных свойств воспринимаемого материала: чем выразительнее наглядный материал, тем легче обучающимся с нарушениями слуха выделить информативные признаки изучаемого предмета или явления [4]. Поэтому для данной категории необходимым считается создание особых электронных курсов, а также непременное использование наглядных материалов во время занятий. Применение современных информационных технологий даёт возможность представить краткое изложение учебного материала с рисунками, графиками, схемами и разными спецэффектами для лучшего восприятия.

Многие методы обучения основаны на процедуре визуализации, например, текстовой информации - построение опорных схем и конспектов, составление схемы (модели) задачи, построение кластера, ментальной карты и т. д. Классическими заданиямина визуализацию информации,преследующими цели развития умения оперировать с различными моделями окружающей действительности, примеиятл теолию нелдавтиее, являюасявааания ндлоспроензе и чаенвегр афи-ков и диаграмм. При этом задания на визуализацию активно используют педагоги всех учебных предметов, а не только естественнонаучных, несмотря на то, что визуа изировать числовую информацию чаще проще, нежели текстовую. Необ-

ходимо учитывать быстрое изменение объёма и качества учебного содержания, влекущего за собой не только повышение объёма содержания образования, но и обучение студентов эффективным приёмам работы с информацией, её структурирование различными способами [5].

Графическое представление учебной информации на базе вычислительной техники - это перспективное и эффективное направление в системе современного образования. Одно из главных достоинств употребления современных информационных технологий в обучении людей с нарушениями слуха - большие возможности в визуализации предлагаемого учебного материала.

В своей статье ограничимся рассмотрением следующих способов и средств визуализации:

1) способы визуализации информации, основанные на графах (классификация, семантическая сеть);

2) причинно-следственная диаграмма.

Каждый из выделенных способов визуализации разберём по следующей схеме:

• краткое описание способа (метода) визуализации информации, пример визуализации данным способом;

• возможные направления использования в инклюзивном образовании (возможные формулировки цели использования);

• возможные формулировки заданий;

• методические особенности включения способа визуализации информации в учебный процесс;

• современные средства визуализации информации.

1. Граф - математическая модель, описывающая все возможные случаи соединения вершин (точек, узлов) ребрами (дугами, отрезками). В качестве вершин практически могут быть взяты как реальные объекты (адреса, места), так и идеальные - например, понятия. Следовательно, графы как модель, и теория графов как инструментарий используются в различных видах деятельности - планировании (в т. ч. в градостроительстве), программировании, управлении, анализе, химии, архитектуре, лингвистике, генеалогии и т. д. В качестве яркого примера графа приведём генеалогическое древо. В этом случае вершины - конкретные персоны, а ребра - линии, отражающие родственные связи. Не вдаваясь глубоко в классификацию и методы описания графов, рассмотрим наиболее популярные способы визуализации информации, основанные на этой универсальной математической модели. При этом, считаем целесообразным иллюстрировать рассматриваемые вопросы на учебном материале по дисциплине «Педагогические технологии» (направление подготовки «Профессиональное обучение»), поскольку эта тема является инвариантной для обучения студентов педагогических направлений всех уровней.

1.1. МладслМикдция -маппеаддлеми е оОъектсв поеасяал-отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания [6]. Для классификаций характерна строгая подчинённость объектам верхнего уровня объектов нижнего уровня. В качестве примера приводим визуализацию материла о качественном своеобразии педагогических технологий [7].

Рис. 1. Пример классификации (фрагмент)

Рис. 2. Пример семантической сети «Современные образовательные технологии» (фрагмент) [7]

Данный вид визуализации можно использовать в готовом виде - для представления студентам какой-либо родовой или видовой структуры как аудиторно, так ( в составеметодических материалов. Кроме того, этот способ визуализации информации можно использовать в качестве задания (для самостоятельной работы, в рамках контрольных мероприятий, индивидуальных и творческих заданий, для групповой работы и т. д.). В этом случае студентам необходимо будет изучить и проанализироватьучебный материал,азатем составитыаассифика-цию. Алгоритм работы может быть предоставлен преподавателем, а может быть конечеоЫыельюрабаты. Исаора из вышесказанного, можно сформулировать следующие возможные цели использования классификации как способа визуализации информации при обучении студентов с нарушениями слуха:

• формирование предатаыьнея о кпассифвкуциаобаектов;

• изучение и анализ учебного материала (текста);

• рызеаСотвабмгарстма -1 услификао-и оСъе ктов.

Возможные формулировки заданий: изучить предложенный материал и составить кпассифик ацию объактов (ьаесс. 1в качества тткиь обделок сыступают педагогические технологии); разработать алгоритм классификации объектов.

Методическке особенносриткмеченкя даонагоепокоСа ви-чафтзыции иы формации в учебный процесс заключаются в том, что задание на разработку алгоритма требует определённого уровня подготовки студентов. Не рекомендуется давать такоеыадаакеетдаеытумдФторыыеам октеоталснекф о ^щесттоли процедуру классификации. Необходимо предварительно аудиторно в ходе фрон-тал дней, грапковей ила инуавыдунанро раТоаыьфосмиеоазт ь паерстанунео о механизме классификации, о необходимых шагах. Как и любое другое задание, задоныеьа епетазллнче маеаафакасра ^с^^^н^л аеясатальнееезеамежыаьтя критериями оценивания - некими требованиями к результату. Классификации -досмааомно фарралмззсанныу рааукауртезмыеЮаемтламаврнныеазыарема-триваемых нами, поэтому возможные критерии оценивания задания на составление классификации можно сформулировать так (на примере рисунка 1):

л) зьщчынт ...зразракавы^мп (основанзй класаафвкчцта),

b) выделено ... подгрупп,

c)обкека ыкeрне,.ьoгaснбквeтpoаaуoоачтвo,

d) требования к оформлению работы.

Современные инфор мaцaонтыаоeанoмoгaюФoзвотялтрвкoФатчзaьoкaаь процесс оформления классификации. Самые доступные из них - средства офисных программ, например, средства рисования, а в пакете программ Microsoft есть средсевь БтыШ, ха^р^ык^с^зсолях .ыктркаь cаздaчaлнаaТoлeeчФПтляpных визуальных структур.

1.2. Семанаическая сеть а ыкфсфмааа онкаа фсдтль ьрадмуакоВ оЛла-сти, которая имеет вид ориентированного графа, вершины его соответствуют объзкыамгфелмеа коН лбаакакд рубфазаыцютоазош тная м ежду ними. Объектами могут быть понятия, события, свойства, процессы.

В качестве алгоритма создания семантической сети можно предложить следующие шаги:

1. Выделить основные понятия (в терминах информационного моделирования - сущности) предметной области, рассматриваемого материала.

2. Выделить связи между ними и назвать связи по смыслу.

3. Указать направления связей между понятиями и их смысл (названия).

Семантическая сеть строится по принципу ассоциации, поэтому очень удобна для анализа учебного материала: как инструмент анализа и как форма представления результатов. Этот вид визуализации также можно использовать как наглядное пособие, как дидактический материал (как объект учебного задания, например), а также в составе методических материалов (рис. 2). Данный способ вазуалазацаа информации можноаспользовааьв анжюзавном образовании с целью:

• формирования представления о категориях предметной области, ключевых понятиях темы, их взаимосвязи;

• изучения и анализа учебного материала, первоисточников (историче-сках аексаов, науанывсаааейпа. п.).

Возможные формулировки заданий: изучить предложенный материал и по-сароавп слмснапаевкаюсеаь на его основа;нваспове предложенной семантической сети сформулировать определение (признаки, виды и т. д.).

бнедфаа отметзтс, члс задлнве па построение семантической сети не требует длительной подготовки, достаточно показать процесс построения такой везуалозасаааесвмееане ефвфмуларлваас алгоаатммеСсапай. Такую работу можно организовать фронтально, в малых группах, даже предложить как самостоятельную работу (при соответствующем уровне подготовки студентов).

Сопрлленныепнфораацзоснырсеснелосаа оозноляюьсескйппко автоматизировать процесс оформления семантической сети, для этого можно исполь-оойааь cпздмниамантaлснысклpa(вaпьaфбp, сераась.т¡nd42.com,

Mindomo и другие). Также можно использовать средства офисных программ.

2.Гlзaчвннo-сладcрвннаaтаийгтaмвс(дйaгpумnaФсaсaаы, диаграмма «рыбный скелет») - средство графического упорядочения факторов, влияющих аа объакман алапь ß]. С псмо щйюдавнапс мевоаа а пап иап, анющего ся инструментом управления качеством, можно понять, каких данных, сведений или знаний о проблеме недостает для её решения. Причинно-следственная диаграмма йрбдааавллеа а сабс фоамзеьпее, рыбы,

в голове которой располагается проблема, а ребра представляют из себя кате-го.и (фуапы) н проблемы. Классический набор категорий включает следующие: человек, методы работы (действий), механизмы, материал, контроль и оксyжающлруpмоa. Одсака, в зрвшкс к^ото^^^с^иния мсжнлнaбмюдать, что в качестве ключевых аналитиками могут быть выбраны другие категории, а также изменено их количество. Все причины, связанные с исследуемой проблемой, детализируются в рамках этих категорий. В качестве примера причинно-следственной диаграммы приводим фрагмент разработки А.А. Краснова [9] (рис. 3).

Г^пст^с^енaаыaагсaмФынaчйнмeаeов фа^<^л^к^авоЧо^1^|маё формулировки и записи в предназначенном для этого месте. Далее необходимо выделить категории причин, назвать их и описать - определить, по какому признаку причины проблем можно относить к этой категории. Например, предполагается, что в категорию «человек» входят причины, обусловленные состоянием и возможностями человека (квалификация человека, его физическое состояние, опыт и т.п.) [10]. Следующий шаг - детализация причин внутри категорий. Необходимо отметить, что построению диаграммы может предшествовать мозговой штурм или другой метод групповой работы, в ходе которого участники выделяют при-

Рис. 3. Пример причинно-следственной диаграммы «Качество образовательного процесса» (фрагмент)

чины проблемы. В этом случае при построении диаграммы Исикавы необходимо группировать, классифицировать причины, выделив признаки группировки - названия категории, - и оформить результат работы в принятую структуру - «рыбный скелет». Затем продолжить детализацию причин до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина. Построение диаграммы Исикавы требует от её исполнителей хорошего знания объекта анализа и понимания взаимозависимости и взаимовлияния факторов[8].

Диаграмма Исикавы - метод анализа проблемы, поэтому её целесообразно использовать при изучении актуальных, спорных, прикладных вопросов, также с её помощью можно организовать учебно-исследовательскую деятельность студентов, групповую работу не только в рамках учёбы. Для того, чтобы качественно построить диаграмму, нужно разбираться в проблеме, поэтому задание на построение такой диаграммы предполагает самостоятельную проработку материала, дискуссию,активный поиск информации,работувгруппе.

Этот вид визуализации также можно использовать как наглядное пособие, как дидактический материал (как объект учебного задания, например), а также в составе методических материалов. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие возможные цели использования причинно-следственной диаграммы как способа визуализации информации в инклюзивном образовании: формирование системных представлений о проблемных вопросах предметной области; организация исследовательской деятельности студентов, как индивидуальной, так и групповой.

Возможные формулировки заданий: проанализировать причины проблемы с помощью диаграммы Исикавы; изучить предложенную диаграмму Исикавы и

дополнить её (варианты: найти логические несоответствия, детализировать ка-тегориипроблем, обосновать выделенные категории и т. п.).

Задание на построение причинно-следственной диаграммы требует достаточно высокого уровня сформированности познавательных умений студентов, перед тем, как предлагать студентам самостоятельно построить диаграмму Исикавы, целесообразно ввести её элементы на аудиторных занятиях. Современные информационные технологии позволяют автоматизировать процесс построения такой диаграммы, для этого можно использовать сетевые сервисы (например, http://www.dasstools.net/educatюn-games-php/fishbone/, https:// realtimeboard.com, Creately и другие). Также можно использовать средства офи-сныхпрограмм.

Сегодня уже очевидно, что освоение технологии и внедрение гораздо сложнее, чем её осмысление. Поэтому, проводя описание данной технологии, мы стремились не столько изложить её сущность, сколько дать возможность почувствовать инструментарий и возможности практического освоения в инклюзивном образовательном процессе.

Таким образом, теоретический анализ имеющейся литературы и собственный опыт работы позволяют сделать заключение о том, что визуализация учебной информации помогает решить немало актуальных педагогических задач в инклюзивном образовании лиц с нарушениями слуха: обеспечить интенсивное обучение, активизировать учебную и познавательную деятельность, сформировать и развить критическое и визуальное мышление, зрительное восприятие, образное представление знаний и учебных действий, передачу знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и культуры.

Библиографический список

1. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Инклюзивное образование в высшей школе: проблемы и решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Север России» (г Сургут, 25 мая 2017 г). Сургут: ИЦ СурГУ 2017: 66 - 70.

2. Селиванов Ю.В. Проблемы взаимодействия преподавателей и студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе. Социокультурная интеграция и специальное образование. Москва: Перо, 2015: 504 - 514.

3. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ 2006.

4. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Под ред. О.А. Козыревой. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2015.

5. Алексеева О.В., Митющенко Е.В. Визуализация учебной информации как объект повышения квалификации педагогов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016;25. Availableat: http://e-koncept.ru/2016/46563.htm

6. Классификация. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1472

7. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под редакцией Н.В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2016.

8. Управление качествомпродукции. Инструментыиметодыменеджментакачества:учебноепособие. С.В.Пономарев[и др.].Москва, 2005.

9. Краснов А.А. Диаграмма Исикавы как иллюстрация качества образовательного процесса. Волгоградский социально-педагогический колледж. 2018. Available at: http:// www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1450#

10. Диаграмма Исикавы. KMPS. 2007-2018. Available at: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Ishikawa_Chart.htm

References

1. Rasskazov F.D., Muller O.Yu. Inklyuzivnoe obrazovanie v vysshej shkole: problemy i resheniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sever Rossii» (g. Surgut, 25 maya 2017 g.). Surgut: IC SurGU, 2017: 66 - 70.

2. Selivanov Yu.V. Problemy vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v processe obucheniya v vuze. Sociokul'turnaya integraciya i special'noe obrazovanie. Moskva: Pero, 2015: 504 - 514.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dalinger V.A. Teoreticheskie osnovy kognitivno-vizual'nogo podhoda k obucheniyu matematike: Monografiya. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2006.

4. Metodicheskie rekomendaciipo obucheniyu studentov-invalidov i studentov s OVZ. Pod red. O.A. Kozyrevoj. Krasnoyarsk: Izd-vo KGPU, 2015.

5. Alekseeva O.V., Mityuschenko E.V. Vizualizaciya uchebnoj informacii kak ob'ekt povysheniya kvalifikacii pedagogov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; 25. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46563.htm

6. Klassifikaciya. Antinazi. 'Enciklopediya sociologii, 2009. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1472

7. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2016.

8. Upravlenie kachestvom produkcii. Instrumenty i metody menedzhmenta kachestva: uchebnoe posobie. S.V. Ponomarev [i dr.]. Moskva, 2005.

9. Krasnov A.A. Diagramma Isikavy kak illyustraciya kachestva obrazovatel'nogo processa. Volgogradskij social'no-pedagogicheskij kolledzh. 2018. Available at: http://www.vspc34. ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1450#

10. Diagramma Isikavy. KMPS. 2007-2018. Available at: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Ishikawa_Chart.htm

Статья поступила в редакцию 17.06.19

УДК 378

Solovyeva E.V., Cand. of Scinces (Pedagogy), senior lecturer, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: solokpn@mail.ru

Kostyshina E.V., senior teacher, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: solokpn@mail.ru

Usyaev A.N., senior teacher, Penza State University (Penza, Russia), E-mail: solokpn@mail.ru

ON THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SELF-EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGH EDUCATION. The article reveals importance and relevance of a problem of organization of pedagogical support of self-education in the system of higher education in modern conditions, provides a detailed analysis of the actual state of affairs in this area in a university and the example of PSU considers technologies that contribute to the improvement of methods of the process of student self-education. Due to the inevitable transition of the higher school of Russia to the Bologna system with a two-level principle of training, the need for training students in the methodology of self-educational activity has become extremely necessary. The development of productive methods of teaching, which makes the inevitable independent work of students, is constantly conducted in the Penza State University. For professional immersion of a teacher in this problem it is necessary for him to be guided freely in the special literature on this question, which is available in Russia, and it is desirable, abroad. The organization of pedagogical support of student self-education is studied by specialists since the middle of the 20th century, and especially intensively from the turn of the 20th-21st centuries due to the wide introduction of the Internet in the practice of teaching in the higher school system. In our University, this work is based on the achievements of pedagogical thought of colleagues, as well as on their own developments. The modern typical student is extremely contradictory: on the one hand, he claims the uniqueness of the individual, independence from the world around him, which would make him a large-scale thinking person who understands the importance of self-obtaining constantly updated knowledge, on the other hand, the unconventional immaturity and school habit of being under the wing of a mentor who will solve all problems and "provide the necessary knowledge, and others he does not need", slows down the process of mastering the skills of self-study in high school. PSU teachers are aware of this inevitable problem and make every effort to solve it successfully.

Key words: self-education, pedagogical support, high education, productive methods, achievements of pedagogical thought, updated knowledge.

Е.В. Соловьёва, канд. пед. наук, доц., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: solokpn@mail.ru

Е.В. Костюшина, ст. преп., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: solokpn@mail.ru

А.Н. Усяев, ст. преп., Пензенский государственный университет, г. Пенза, E-mail: solokpn@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается важность и актуальность проблемы организации педагогической поддержки самообразования в системе высшей школы в современных условиях, даеётся развёрнутый анализ действительного положения дел в этой сфере в вузе и на примере ПГУ рассматриваются технологии, способствующие совершенствованию методики осуществления процесса студенческого самообразования. В связи с неизбежным переходом высшей школы России на Болонскую систему с двухуровневым принципом обучения крайне необходимой стала потребность в обучении студентов методики самообразовательной деятельности. Разработка продуктивных приёмов преподавания, которая делает неизбежной самостоятельную работу обучаемых, постоянно ведётся в Пензенском госуниверситете. Современный типичный студент крайне противоречив: с одной стороны он претендует на неповторимость личности, независимость от окружаемого мира, что должно было бы делать его масштабно мыслящим человеком, понимающим значимость самостоятельного добывания постоянно обновляющихся знаний, с другой стороны, неискорененная инфантильность и школьная привычка находиться под крылом наставника, который решит все проблемы и «предоставит необходимые знания, а других мне и не надо», тормозит процесс овладения навыками самостоятельного обучения в высшей школе.

Ключевые слова: самообразование, педагогическая поддержка, высшая школа, продуктивные приемы, совершенствование методики, познавательная деятельность.

В РФ произошло становление многоуровневой системы высшего образования: бакалавриат и магистратура, В связи с этим повысилась роль студенческого самообразования, так как основные положения Болонской декларации заключаются в образовательной парадигме, основанной на учебных аудиторных занятиях студентов под руководством преподавателя, на самостоятельной активности обучающихся. Одной из важнейших задач российских вузов является подготовка компетентного, практико-ориентированного, разносторонне развитого выпускника, способного к непрерывному профессиональному обучению в течение всей жизни. Неизмеримо важное значение приобрёл поиск наиболее эффективных технологий и методов обучения, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов. В этом случае организация непрерывного самообразования обучающихся даёт возможность решать поставленные задачи при наличии соответствующего ресурсного обеспечения.

Проблеме организации самообразовательной деятельности студентов посвящены труды В.И. Загвязинского [1], И.Б. Котовой [2], ПН. Серикова [3], Э.Ф. Зе-ера [4], В.П. Беспалько [5], И.Л. Наумченко [6], Смирнова С.А. [7], Д.А. Цветковой [8], Е.А. Щуклиной [9] и др., в которых рассмотрены различные аспекты теории и практики самообразования учащихся. В научных источниках под самообразованием обычно понимается:

- приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя;

- целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования её образования;

- свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, так как он связан с саморефлексией, самооценкой, самоидентификацией, выработкой умений и навыков самостоятельно приобретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность.

Самообразовательная деятельность студента характеризуется умениями самостоятельно находить дополнительную информацию, приобретать знания в одной или нескольких предметных областях, осуществлять самоконтроль, а также стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любой другой вид деятельности, самообразование включает мотивационный, целеполагаю-щий, процессуальный, организационный, энергетический, оценочный компонент и является необходимым условием профессиональной деятельности и развития человека. С целью более глубокого понимания сущности самообразования и его роли в формировании профессиональных компетенций обучающихся в Пензенском госуниверситете было проведено анкетирование студентов первого и четвёртого курсов с использованием диагностических материалов Н.С. Михайловой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.