НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
127
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37.013
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КРЕАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЖИССЁРОВ-ПОСТАНОВЩИКОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Т.К. Донская1-*, И.В. Голиусова2)
Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: goliusova.irina @ yandex .ru
Рассмотрена специфика проектной деятельности студентов - будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников, способствующая развитию креативных способностей создателей проекта. Выделены и описаны этапы создания творческого проекта будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Раскрыты творческие способности, необходимые для режиссера театрализованных представлений и праздников.
Ключевые слова: творческие способности, проектный метод как педагогическая технология, творческий проект, проектная деятельность режиссеров театрализованных представлений и праздников.
Среди инновационных образовательных технологий, обеспечивающих внедрение в современный образовательный процесс средних и высших учебных учреждений триады «наука - образование - творчество», учёные выделяют проектную деятельность (М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, И. А. Колесникова, Н.А. Максимова, Е.С. Полат и др.). Большинство учёных отмечают исследовательский, поисковый характер проектной деятельности, требующей от создателей творческого продукта в результате проявления исследовательских умений и способностей для воплощения в нём авторского замысла. В деятельности режиссёра-постановщика театрализованных представлений и праздников - это создание различных жанрово-стилистических театрализованных представлений и праздников (ТПП) на социально-культурную тему/проблему, имеющую социальное,
128
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
историко-культурное и художественно-эстетическое значение в жизни и деятельности современного человека.
Многочисленные функции ТПП: когнитивная, просвещенческая,
коммуникативная, художественно-образовательная, эмоционально-эстетическая,
воздействующая, креативная, воспитательная и др. - отражают потребности каждого человека в приобщении к прекрасному в жизни и искусстве. Г лубокое проникновение режиссёром в воздействующее, «заряжающее», по словам Л.Н.Толстого, свойство искусства в условиях ситуации выбора различных художественно-эстетических средств на мысли и чувства зрителя/слушателя - важнейшая креативная способность именно режиссёра-постановщика ТПП - способность к прогнозированию художественно-эстетического и духовно-нравственного
воздействия зрелищного представления на зрителей-слушателей, отражающая чуткость автора к гармоничному сочетанию вербального текста сценария с «союзом искусств» как реализацию универсального закона искусства - единство формы и содержания. Однако, если рассматривать культуру «как язык или же совокупность языков, распределённых по своим функциям, - что и позволяет говорить о семиотике культуры», то «культура в широком семиотическом смысле понимается как система отношений между человеком и миром»1. Языки различных видов искусств (слова, мелодии, краски, телодвижения и др.), отражая отношения между человеком и миром, с разных точек зрения представляя одни и те же явления действительности, сочетаясь в «союзе искусств», создают такое мощное энергетическое эмоциональное поле воздействия на понимание зрителями/слушателями смысла происходящего театрализованного представления, что оно вызывает личностные потребности в когнитивно-креативной деятельности. Пережив катарсис, зрители/слушатели способны моделировать мир и себя... В этом процессе семиотической деятельности ТПП проявляются коммуникативная (общенческая) и кумулятивная (накопительная) функции искусства, пробуждающие эмоциональный отклик зрителей/слушателей на зрелищное художественно-эстетическое представление, активизируя эмоциональную память, образное воображение и обогащая духовно-нравственный мир человека.
Именно впечатлительность, чуткость к тончайшим оттенкам звучащего слова, мелодии, цвета, ритма, гармонично передающих языком искусства красоту в природе и человеке, является, по мнению исследователей психологии искусства (Выготского Л.С., Жинкина Н.И., Теплова Б.М., Пономарёва Я.А. и др.),
отличительным показателем одарённости и основой для развития способностей в определённой творческой деятельности, в том числе и в творческой деятельности режиссёров-постановщиков театрализованных представлений и праздников, воплощающих в обобщённом художественном образе личностное понимание смысловых ценностей тех социо-культурных проблем, привлекших их внимание и побудивших к мотивационной деятельности в области исследования выразительных художественно-эстетических средств в целях формирования у зрителей-слушателей эмоционально окрашенного зрительного образа картины мира. Но обобщённый художественный образ создаваемого проекта ТПП имеет многоуровневую структуру (понятийную, логическую, этическую, эстетическую), которую можно представить разными видами искусства и культуры в процессе развёртывания сюжетного действия - то, что на языке режиссёра-постановщика ТПП называется «союзом искусств», адекватных по семантике вербальным и невербальным средствам театральной 1
1 Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.
С. 6.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
129
выразительности и «заразительности». И в решении этой основной художественноэстетической задачи большое значение имеют прогностические способности режиссёра-постановщика ТПП.
Прогностические способности студентов-режиссёров при их склонности к постановочной деятельности в области ТПП востребованы с первых шагов в учебной и внеучебной деятельности в стенах института искусств и культуры. Психологическая установка студентов на максимальное погружение в творческую среду института способствует обогащению личного опыта творческой деятельностью и возможностью проявить свои индивидуальные, созидательные, творческие, способности как субъекта культуры и искусства.
Будучи синтетическим видом искусства, ТПП требует от режиссёра-постановщика и общекультурной подготовки, в том числе и высокого уровня когнитивных способностей, поскольку аналитические способности в сочетании с особенностями индивидуального образного и прогностического мышления определяют уровень развития такой способности, как способность к панорамному видению сценарного действия создаваемого творческого проекта. Сочетаемость прогностических способностей режиссёра со способностью к панорамному видению проекта - основные качества творческой личности режиссёра, способствующие успешной реализации авторского замысла и сверхзадачи, поставленной перед собой и коллективом исполнителей, его со-авторов-единомышленников.
Особенно ярко проявляются эти способности в процессе поиска обобщённого художественного образа театрализованного представления или праздника, когда реальные жизненные факты и явления необходимо перекодировать в художественный образ-символ. Это ключевой момент творческого преобразования жизненного опыта в выразительный и доступный восприятию зрителями смысла главной идеи социо-культурного и художественно-эстетического содержания ТПП. Об этой важнейшей способности художника говорил выдающийся русский художник Х1Х в. В.А.Серов, оценивая этот дар своего талантливого ученика - К.С.Петрова-Водкина: «У Вас замечательный аппарат, он работает в точности и великолепно. Вы умеете брать натуру и делать из неё живопись». То же самое происходит и с режиссёром-постановщиком ТПП: на первом этапе работы с коллективом над проектом - на проектно-ориентировочном этапе работы с исполнителями: познакомив всех участников со своим замыслом, он поручает сценарной группе искать и отбирать документальный и художественный материал в соответствии с темой/проблемой задуманного проекта, одновременно ставя перед всем коллективом художественно-эстетическую задачу - предложить образное («живописное», по словам В.Серова) воплощение реального/реальных события/событий в факт искусства. Так родился на втором этапе работы над проектом - этапе когнитивнокоммуникативного диалога, посвящённого анализу собранного материала к проекту «День призывника», - символический образ героического прошлого нашего народа -даты судьбоносных героических событий для нашей Родины: битва под
предводительством князя Александра Невского на Чудском озере, сражение на Куликовом поле под предводительством князя Дмитрия Донского, объединение русского народа перед угрозой польской интервенции под руководства купца Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского, эпоха правления Петра I, а именно создание флота и победа в Северной войне, Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-1945гг. Все эти события являются ярким примером великого героизма и мужества русского народа. Чтобы донести до зрителей эту мысль, автор и его соавторы обратились к «союзу искусств»: вербальный текст
130
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
ведущего о героических подвигах наших предков сопровождался воплощением в зрелищных ситуациях сценария общеизвестного слогана из к/ф «Офицеры» «Есть такая профессия на земле - Родину защищать», пением известных песен призывников, танцами и хороводами с русским переплясом, бытовыми сценами из жизни призывников до призыва в армию и во время службы и т.п. сценами, убедительно демонстрирующих нравственную готовность молодых солдат следовать традициям своих отцов и дедов.
Образное мышление художника, будь то театральный режиссёр или режиссёр массовых зрелищных представлений, обогащается ассоциативными связями с личным жизненным и художественным опытом отдельной личности, реализуясь в проектной деятельности или аналоговыми, или неповторимо авторскими образами. Собирательный образ молодых призывников, физически крепких, озорных, одухотворённых знаменательным событие в своей жизни, рождал у присутствующих неунывающий образ русского солдата, воплощённого в русском фольклоре, отечественной литературе, музыке и живописи Х1Х и ХХ вв.: А. Бородина, А. Васнецова, Г. Верещагина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Б. Непринцева, В. Сурикова, А.Т. Твардовского, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова и др.
Но проблема создания художественного образа органично связана с проблемой выбора из нескольких возникших в образном представлении режиссёра или у его коллег нескольких образов, адекватных замыслу автора. Этот сложный творческий акт определяется особенностями дивергентного мышления режиссёра-постановщика, порождающего варианты образных представлений как у самого режиссёра, так и у участников исследовательской проектной деятельности. Выбор одного из нескольких вариантов подходящего по семантике к контексту разрабатываемого проекта - это сложное решение креативной задачи для режиссёра, от решения которой зависит успех художественно-эстетического проекта в целом.
Выбор художника-постановщика ТПП всегда глубинно личностен, но только у настоящего талантливого режиссёра «аппарат выбора» точен и адекватен содержанию сценария и авторской сверхзадаче. Какова здесь роль художественной интуиции, трудно сказать, но что выбор обобщённого, несущего на себе «умные эмоции» художника образа (термин Л.С.Выготского), отражает рефлексивный компонент личности режиссёра создаваемого проекта, понимающего значимость критической оценки собственной творческой исследовательской деятельности, не вызывает сомнения. Этот уровень развития личностной рефлексии (самопознание, самоконтроль, самооценка, самореализация, самоусовершенствование) тормозит принятие скороспелого выбора и, в конечном итоге, способствует
самоусовершенствованию, стремлению к дальнейшему саморазвитию личности студента-режиссёра (Н.В.Кузьмина, Т.В.Леонтьева, П.И.Пидкосистый, А.С.Роботова).
Не менее важен третий этап работы над проектом ТПП - этап художественно-эстетического диалога создателей совместного творческого проекта, когда методом мозгового штурма режиссёр, руководящий процессом поиска наиболее эффективных средств художественного воплощения режиссёрского замысла, предлагает вносить предложения о различных средствах художественной выразительности, адекватных основной идее зрелищного представления и замыслу автора. Это вторая по значимости креативная задача проблемного характера, от точности и глубины её решения зависит интеллектуальное, коммуникативное и эмоционально-эстетическое воздействие на зрителей/слушателей ТПП.
Комментаторами, оценивающими предложения коллег, выступают члены творческих групп музыкантов, оформителей, звукорежиссёров, сценографов и др., получивших
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
131
задания на первом этапе знакомства с замыслом режиссёра. Их участие в коллективном межличностном поисковом полилоге является стимулом для активизации образного мышления и воображения студентов-режиссёров и овладения культурой профессионального общения и уважительного отношения к мнению товарищей. В процессе обсуждения студенты прибегали для убедительности к приёму проигрывания этюда, как он видится отдельными участниками, или приёму рисования на бумаге воображаемой ситуации, или к приёму зримая песня молодого солдата-призывника и т.д. Приняв в итоге общий план сценарно-режиссёрской постановки и запротоколировав его, группа к четвёртому этапу - этапу раскадровки сценарного плана - получает задание представить на обсуждение своё визуальное видение воплощённого в словесном или рисуночном изображении сценарного плана проекта, обосновав его логическую последовательность и семантическую взаимодополняемость различных видов искусств в качестве эмоционально-образного инструментария, воплощающего тему и идею режиссёрского проекта. Это третья креативная задача, творческое решение которой зависит от уровня развития способности к панорамному видению развития действия сюжета ТПП. Метод креативно-художественного анализа представленных раскадровок сценарного плана способствует, в конечном счёте, реализации ситуации развёрнутой заинтересованной дискуссии о единстве формы и содержания художественного произведения, что привело участников к выявлению сверхзадачи авторского замысла. В случае создания проекта в честь Дня призывников - это формирование идентификации призывника с героическими традициями родного народа.
Как видим, важнейшей функцией исследовательско-поисковой проектной деятельности студентов-режиссёров под руководством преподавателя является развитие креативных способностей студентов, будущих режиссёров ТИП, в деятельности по созданию инновационного продукта проектной деятельности, что в конечном итоге формирует проектную компетенцию студента режиссёра-бакалавра в структуре готовности личности человека культуры к социо-культурной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников. И необходимым психолого-педагогическим условием решения проблемы готовности к проектной творческой деятельности студентов-режиссёров является внимание со стороны преподавателей института искусств и культуры к развитию индивидуальных креативных способностей творческой личности к тому или иному виду творческой созидательной деятельности. Но не менее важным условием для развития творческих способностей студентов творческого вуза является развивающий когнитивнокреативный потенциал вузовской среды, создающий комфортные условия для проявления творческой инициативы и самореализации творческой личности будущих Мастеров культуры и искусства, избравших путь воплощения в различных массовых театрализованных представлениях и праздниках жизненные ценности национальной культуры, переданные нам родным талантливым народом из прошлого в настоящее и будущее.
Таким образом, проектная деятельность будущих режиссеров
театрализованных представлений и праздников обладает большими
развивающими возможностями, направленными на развитие креативных
способностей режиссёров-постановщиков:
- продуктивность воображения, которое творит субъективную
реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта;
- свобода творчества;
132
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
- логичность, последовательность совместной с другими людьми креативной деятельности;
- стимул к развитию социальной активности;
- эмоциональное обогащение своей жизни, связанное с ощущением способности к преобразованию действительности;
К этому следует добавить такие качества личности режиссёра, которые развиваются и формируются в процессе проектной деятельности, как интеллектуальная и эмоциональная рефлексия, формирующие самоанализ и самоконтроль как важнейшие качества творческой личности, осознающей ответственность перед массовым зрителем за содержание и художественное воплощение социально-художественного замысла в форме ТП и способствующих формированию личностной установке на постоянное самоусовершенствование в своей профессиональной деятельности с целью повышения качества своих проектов в соответствии со своими социально-гуманистическими и художественноэстетическими взглядами и волей и готовностью к преодолению трудностей, связанных с деятельностью режиссёра и руководителя творческого коллектива.
Однако создание проекта театрализованного представления или праздника -это творческий процесс, на конечном этапе которого автор и его коллектив единомышленников получает продукт - художественно-эстетическии проект ТПП для представления его на суд массового зрителя. Следовательно, требуется определить те творческие способности, которые проявляются у режиссёра-постановщика оригинального авторского проекта как результата индивидуальной художественно-эстетической деятельности.
Специфические способности режиссёра ТПП - это результат развития предрасположенности личности студента к режиссёрско-постановочной
деятельности, выраженной в образном мышлении, в способности зримо представить игровую ситуацию и др. на основе образных ассоциаций и традиционных и авторских аналогий и т.п. индивидуальных художественно-эстетических представлений в их неординарных режиссёрских формах. Эти задатки активно проявляются и развиваются в процессе в учебном процессе творческого вуза, но достигают более высокого качественного уровня в проектной деятельности по созданию творческих проектов ТПП разного вида и жанра.
Специфическими способностями режиссёра ТПП являются:
■ способность к образному мышлению: способность к образному
представлению жизненных впечатлений, образное видение предмета или явления в его художественно-эстетическом преобразовании на основе которых развивается в процессе режиссёрско-постановочной деятельности панорамное видение сценарного действия;
■ образная память: образно-ассоциативные представления в области национальных культурных концептов, образные аналогии сравниваемых предметов и явлений; память движения, действия, поворотов, «пронизанных духом оживления» (К. С. Станиславский), т.е. память не констатация, а память преобразующая видимый мир в художественный и символический мир;
■ впечатлительность при восприятии окружающей действительности:
сверхчувствительная реакция на прекрасное/безобразное, эмоциональное
сострадание, сочувствие, соболезнование человеку, болезненная реакция на социальную несправедливость, милосердие, готовность прийти на помощь обиженному и страдающему человеку;
■ способность ставить и решать нестандартные прикладные задачи,
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
133
встающие в процессе режиссёрской деятельности;
■ прогностические способности: представить и наметить режиссёрскую экспликацию сценарного действия, вообразить союз искусств как средство эмоционального воздействия на зрителя/слушателя, установить ключевые, базовые фрагменты монтажного листа, «услышать» ритм движения сюжета, ощутить атмосферу праздника, почувствовать «настроение» задуманного проекта;
■ артистизм режиссёра: способность представить, обрисовать и
разыграть перед исполнителями игровую ситуацию, отражающую смысловой фрагмент сюжетного действия, соответствующий логике и образу замысла и эмоциональному тонусу ТПП;
■ организационно-управленческие способности: способности
устанавливать доверительные отношения с членами творческого коллектива, способность сочетать требовательность и доброжелательность к исполнителям замысла режиссёра-постановщика ТПП, способность осуществлять индивидуальный подход к коллегам, способность доходчиво и убедительно объяснять участникам прокта сверхзадачу творческой постановки.
Организаторские способности можно разделить на две части, составляющие единство: личностные качества и профессиональные, на качественную характеристику последних влияют индивидуальные особенности личности режиссёра-педагога: целенаправленность, духовно-нравственные ценности,
социальная направленность режиссёра, требовательность к себе и своим ученикам, ответственность за выполнение порученного дела, инициативность,
наблюдательность, самообладание, воля в преодолении трудностей, возникащих в процессе профессиональной деятельности, неуспокоенность достигнутыми
результатами, эмоциональная отзывчивось и т.п. (Н.В.Басова, И.Ф.Исаев, Л.И.Уманский и др.).
Таким образом, проектная деятельность представляет собой педагогическую технологию, направленную на активизацию самостоятельной деятельности
обучающихся, развитие исследовательского мышления и творческих способностей, приобретение и применение новых знаний, умений и навыков в новых ситуациях креативной деятельности, а также практического опыта в процессе создания и реализации проекта.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 519 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст]. - СПб., 2000. - 368 с.
3. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. - М., 1998. - 366 с.
4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проявление: учебн. пособ. для высш. учебн. .заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 3-е изд. - М., 2008 - 288 с.
5. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб., 2004. - 240 с.
6. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры - М., 2001. - 990 с.
7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с.
8. Успенский Б.А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М., 1994.
134
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
THE INSTRUCTIONAL DESIGN AS A MEANS OF CREATIVE DEVELOPMENT OF THE STAGE MANAGERS OF THE THEATRICAL SHOWS AND HOLIDAYS
T.K. Donskaya1), I.V. Goliusova2)
Belgorod state university of arts and culture
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected]
The article deals with the project activity of the students - future stage managers of the theatrical shows and holidays. This project activity promote the development of creative abilities of the authors of the project. The article is devoted to the components, principles and levels of the student’s project activity. The authors pick out the stages of the creative project activity of the future stage managers of the theatrical shows and holidays. The creative abilities needing for the stage managers of the theatrical shows and holidays have been shown in this article.
Keywords: Creative abilities, project method as a pedagogical technology, creative project, project activity of the stage managers of the theatrical shows and holidays.