ЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЖИССЁРА И ХУДОЖНИКА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
УДК 792.027
Л. А. Подосёнов
Московский государственный институт культуры
В данной статье на основе обобщения идей искусствоведов, художников театра и режиссёров, личного опыта автора, являющегося художником-постановщиком крупных театрализованных представлений и праздников, представлено авторское видение алгоритма совместной работы режиссёра и художника по созданию художественного образа театрализованного представления. Показано, что создание художественного образа - одна из главных задач творческого взаимодействия режиссёра и художника, представляющего собой многоаспектное взаимовлияние двух основных авторов театрализованного представления. Осмысление закономерностей и специфики этого взаимодействия является необходимым компонентом изучения художественной образности современной режиссуры театрализованного представления и методов его полноценного художественного решения.
Ключевые слова: театрализованное представление, режиссёр, художник, художественный образ, постановка театрализованного представления, взаимовлияние режиссёра и художника.
L. A. Podosenov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
INTERACTION OF DIRECTOR AND ARTIST IN THE PROCESS OF THEATRICAL PERFORMANCE IMAGE CREATION
In this article, based on generalized art ideas of historians, artists theater Directors, and author's personal experience as the artistic Director of a large theatrical performances and festivals, the author's vision of the joint work algorithm of Director and designer in creation of the artistic image of theatrical performance is given. It is shown that the creation of an artistic image is one of the main tasks of a creative interaction between filmmaker and artist, representing the multifaceted interaction of the two main creators of the performance. The understanding of the patterns and
ПОДОСЁНОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ - преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры, член Союза театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийского театрального общества) PODOSENOV LEONID ALEKSANDROVACH - teacher of Department of directing theatrical performances, Theatrical and Directing Faculty, Moscow State Institute of Culture, member of the Union of Theatre Workers of the Russian Federation
e-mail: [email protected] © Подосёнов Л. А., 2017
specificity of this interaction is a necessary component in exploring the artistic shape of contemporary directing, theatrical performances and methods a full-fledged artistic decisions.
Keywords: theatrical performance, theatre Director, artist, artistic image, staging theatrical performances, the interaction of filmmaker and artist.
Для цитирования: Подосёнов Л. А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 122-130.
Создание художественного образа -одна из самых важных задач творческого взаимодействия режиссёра и художника. Главная особенность этого взаимодействия состоит в том, что оно в идеале должно перерастать во взаимовлияние двух основных авторов театрализованного представления. Осмысление закономерностей и специфики этого взаимодействия является необходимым компонентом изучения художественной образности современной режиссуры театрализованного представления и методов его полноценного художественного решения. Поэтому в данной статье на основе обобщения идей искусствоведов, художников театра и режиссёров, личного опыта автора, являющегося художником-постановщиком масштабных театрализованных представлений и праздников, представлено авторское видение алгоритма совместной работы режиссёра и художника по созданию художественного образа театрализованного представления, его текста и контекста как художественного произведения [5].
Художник - представитель изобразительного искусства, всегда был и остаётся одним из главных участников любого театрализованного зрелища или представления [см.: 6]. Но также невозможно современное представление без самого главного участника этого действия - режиссёра, генератора идей и руководителя творче-ско-постановочного коллектива [7].
Сам же режиссёр также немыслим без всех окружающих его и необходимых ему участников творческого содружества.
Режиссёр - лидер, он собирает вокруг себя команду. Эта команда и называется постановочной группой проекта. В неё входят главные его помощники: художник-постановщик, балетмейстер, композитор, художник по свету, звукорежиссёр и ещё ряд специалистов, которые необходимы при постановке театрализованного зрелища [2]. Это могут быть аранжировщики, педагоги по сценическому движению, сценической речи и технические специалисты. Если это крупный проект, например День города или открытие спортивных игр, то собирается очень большой коллектив постановочной группы, и этим «кораблём», идущим к поставленной цели и желающим получить отличный результат, должен управлять человек, обладающий огромным талантом, профессия которого - режиссёр. И для него, как для руководителя этого коллектива, очень важно заинтересовать и увлечь всех участников этой команды своей идеей и дать понять каждому, что лично от него (от костюмера до артиста) зависит успех данного представления.
Режиссёр должен работать с тем художником, которому доверяет как личности и как творцу. Несомненно, что для получения желаемого результата и плодотворной работы необходим тесный союз
режиссёра и художника, предполагающий одинаковое понимание сценарного материала (драматургии). Необходимы объединяющие их эстетические критерии и мировоззрение, доверие друг к другу и уважение к творческой личности [8].
Многие режиссёры вполне справедливо обижаются на театральных художников, не в полной мере обладающих понятием о сценическом пространстве и законах сценографии, особенно если театрализованное представление происходит вне сцены - на городской площади, стадионе или в городском парке. Но также справедливы и художники в своих обидах на режиссёров, не всегда обладающих элементарными профессиональными знаниями организации театрализованного представления. Только от плодотворного союза и доверия режиссёра и художника, их творческих взаимоотношений, единства взглядов зависит успех общего дела и творческая атмосфера в постановочной группе.
Многие театральные художники (например, О. Шейнцис) убеждены, что практически невозможно определить точный круг обязанностей художника-постановщика и круг обязанностей режиссёра-постановщика в постановочном процессе [4]. Поэтому так трудно им работать друг с другом. Этот союз обречён быть в постоянной близости и конфликте между собой. Режиссёр и художник требовательны не только к себе, но и ко всей окружающей их команде. Гарантией успеха в искусстве всегда был профессионализм, и профессиональные художник и режиссёр должны выполнять задачу, поставленную перед собой.
Для театральных режиссёров и художников всегда актуальным является процесс построения гармоничных профессио-
нальных взаимоотношений друг с другом. Неудачный опыт такого взаимодействия делает их настороженными, порождает недоверие к возможной безупречности творческого и человеческого альянса, зачастую приводит к выработке защитных средств, которые практически исключают совместное творчество. Подобные отношения отрицательно сказываются на результатах работы постановочной группы и всего проекта.
Вопрос о том, какой художник будет работать на конкретном театрализованном представлении, - очень важен для режиссёра, и поэтому принять решение не всегда просто. К сожалению, очень часто это решается механически, либо установкой сверху, либо за отсутствием других кандидатур. Но бывает и так, что театральный художник предлагает свои идеи, более интересные, чем режиссёра, и профессиональный, талантливый режиссёр их принимает, так как они работают на общую цель, успех всей постановки.
Что же является главным при выборе художника? Вначале режиссёр обязан ознакомиться с его портфолио, сейчас оно есть практически у каждого, даже начинающего художника. Есть ли у художника чувство юмора и самоирония - это очень важно для общения и взаимопонимания. Какое мировоззрение у художника, каков его темперамент? Все эти качества проявляются при работе режиссёра и художника над драматургическим материалом театрализованного представления.
После решения вопроса о выборе художника, начинается один из главных этапов совместного творчества - разбор драматургического материала - сценария.
Очень часто режиссёр является соавтором или автором этого сценария. И это,
как правило, имеет положительные моменты. Во-первых, исключаются разногласия и открытый конфликт с автором сценария. Когда режиссёр является и сценаристом, он уже знает свои цели и задачи, и самое главное — ему проще убедить в этом художника и найти в его лице союзника.
Следующий, не менее важный этап — разработка художником всего сценографического решения представления. Для этого художник, иногда совместно с режиссёром, изготавливает первоначально форэскизы, наброски декорационного оформления всех площадок, где будет происходить представление. После этого создаются подробные эскизы в цвете, начинается изготовление макетов. Макет — это реализация образного видения всего театрализованного представления, только в уменьшенном варианте, как правило, в масштабе 1:20 [1].
После создания художником макета у режиссёра-постановщика появляется возможность посмотреть в целом, в буквальном смысле слова, на территорию всего действа, разметить мизансцены актёров, солистов и массовые сцены, разработать все крупные и мелкие элементы постановки. Макет зрительно помогает режиссёру решить постановочные задачи, даёт возможность исправить и внести корректировки в сценографическое решение представления.
Одним из главных профессиональных качеств театрального художника является правильное и точнее построение рациональной планировки сценического пространства всего театрального действа на всех площадках проекта. Правильная и грамотная планировка размещения крупных и мелких элементов оформления — основа всего декорационного решения пред-
ставления. Благодаря планировке оформления, составленной художником, режиссёр решает многие постановочные задачи, продумывает построение мизансцен с движением большого количества участников зрелища. Правильная и грамотная планировка всегда организована с расчётом большого количества артистов. Какой бы приём оформления художник ни выбрал, ему необходимо помнить, что главное действующее лицо всего зрелища - артист, и декорации ни в коем случае не должны мешать ему. Декорационное оформление всего театрализованного зрелища должно помогать артисту, обеспечивать ему полную свободу действия на сцене, раскрывать талант в полной мере, тем самым усиливая художественную образность всего представления.
Зримый образ или сценография театрализованного представления должны быть предельно лаконичными. Лаконизм - это не количество элементов оформления на площадке, а качество. Это правильный отбор наиболее характерного, яркого и красочного того, что помогает создавать зрительный образ действия более точным и выразительным. Изобретательность, остроумие, фантазия и индивидуальность - это далеко не все качества талантливого художника. Всё это выражается в эскизах художника, макетах, чертежах, эскизах костюмов и реквизита, образцах фактур и ткани. И всё это, после утверждения режиссёром, а иногда и балетмейстером, отправляется в производство, в театральные мастерские. От технического и профессионального состояния этих мастерских очень часто зависит судьба всего театрализованного представления. Художник обязан осуществлять авторский надзор за изготовлением деко-
раций, костюмов, реквизита, сложных механических, подъёмно-опускных конструкций и всех элементов декора, которые буду использованы в представлении, причём так, чтобы они максимально соответствовали эскизам, чертежам и макетам. Воплотить свою художественную идею художник обязан в любом случае, так как именно он несёт полную ответственность за конечный результат, за то, что увидит зритель.
Отправными данными для производства элементов художественного оформления, реквизита и костюмов театрализованного представления служат эскизы, макет и рабочие чертежи, а также технологическое описание всего оформления. Художник обязан предоставить в театральные мастерские, а именно - заведующему художественно-постановочной части театрального проекта, который отвечает за изготовление всего оформления, габаритные чертежи и опись декораций и реквизита.
Заведующий художественно-постановочной части — это ещё один участник постановочной группы театрального проекта. Он — главный помощник и консультант художника-постановщика и режиссёра. У него имеется собственная команда театральных специалистов — это художники-декораторы, столяры, плотники, сварщики, бутафоры, монтировщики декораций, электрики, осветители и костюмеры и т.д. Заведующий художественно-постановочной частью проекта отвечает за полное изготовление всего декорационного оформления и пошив костюмов. Наиболее рациональное определение порядка изготовления декорационного оформления имеет очень большое значение для обеспечения репетиционного процесса.
И художник, и режиссёр одинаково заинтересованы в проверке на прочность и безопасность декораций на игровой и репетиционной площадке. Помимо того, чем раньше основные элементы декораций: станки, фуры, пандусы и все движущиеся элементы, попадут на репетиционную площадку, тем больше возможностей у режиссёра обыграть эти декорации и ещё раз проверить и поправить все мизансцены с актёрами, которые должны привыкнуть к предлагаемым обстоятельствам и «пройти ногами» все выходы и проходы на игровой площадке. Это очень важный процесс -репетиция в декорациях, поэтому при составлении графика изготовления декораций необходимо учитывать пожелания режиссёра-постановщика и запускать в производство в первую очередь те элементы оформления, которые необходимы для репетиционного периода. Составлением графика изготовления декорационного оформления, костюмов занимается заведующий художественно-постановочной части, предварительно согласовав его с художником и режиссёром.
Ещё одно направление совместного творчества художника и режиссёра - разработка световой партитуры художественного оформления театрализованного представления. Поиск образа во многом зависит от возможностей сценического света, что становится особенно важным, если действие происходит на открытой площадке и в вечернее время.
Здесь появляется новый участник постановочной группы - художник по свету. В руках опытного художника по свету театрально-сценический свет становится эмоциональным, психологическим мостиком между сценической площадкой и зрителями в театрализованном зрелище.
Сегодня невозможно представить театрализованное представление, организованное на открытой площадке, без серьёзного оснащения световым оборудованием и светодиодными экранами.
Завершающим этапом работы режиссёра с художником над проектом являются репетиции на площадке и монтаж декорационного оформления. На этом этапе на репетиционную площадку выходят практически все участники постановочной команды (художник-постановщик, балетмейстер, композитор, художник по свету, звукорежиссёр). Все они принимают активное участие в репетиционном периоде вплоть до премьеры театрализованного представления.
При работе над оформлением театрализованного представления на художника воздействует множество сил, определяющих художественный образ. Кроме предлагаемого драматургического материала - сценария, для художника большое значение имеет его личное отношение к театральному проекту вообще и к тому конкретному месту, где должно возникнуть театрализованное действо в частности. Работая с такими «абстрактными» видами искусства, как музыка и поэзия, где сюжет не является доминирующим, художник должен использовать равные им по образности выразительные средства. Музыка и поэзия рождают множество ассоциаций, каждая из которых может вылиться в самостоятельное зрелище.
Создавая зрительный образ представления, театральный художник должен думать о создании не только декорационного решения, но и о создании театральных костюмов для артистов. Театральный костюм - это не просто одежда, а костюм, характеризующий персонаж. Театральный
костюм несёт декоративную функцию, и цветовые сочетания связывают его с декорационным оформлением и другими костюмами участников всего представления. Очень важна роль сценического костюма в хореографии, где костюм - это одно из главных и обязательных средств пластической характеристики образа. Костюм танцора должен быть лёгок и изящен, должен подчёркивать и дополнять те лини жеста, позы и движения, которыми создаётся выразительность образа. Образ, найденный художником в эскизе, должен удовлетворять не только самого автора и быть принятым режиссёром-постановщиком, но и нравиться тому, кому этот костюм предназначен - актёру. В работе над костюмом художнику зачастую приходится учитывать особенности фигуры артистов, которые являются солистами или главными действующими героями представления. Бывает, что не всегда актёр соглашается с эскизом художника, даже если режиссёр утвердил его. Поэтому, пока все заинтересованные стороны не придут к соглашению, эскиз костюма не может быть утверждён в производство. Художник должен убедить актёров в правильности создания эскиза для его персонажа, конечно учитывая пожелания артиста.
Художник руководствуется общей идей представления и тогда, когда ищет общее решение, думает о всём костюмном оформлении театрального зрелища, и тогда, когда работает над отдельными костюмами. В любом случае, театральный костюм - очень важная часть театрализованного представления, он ближе всех других элементов оформления связан с актёром, являясь внешним воплощением сценического образа и подчёркивает особенности характера персонажа. Сценический образ
складывается из драматической основы, сценария, режиссёрской концепции и заданного режиссёром темпоритма зрелища. С помощью театрального костюма можно выявить, подчеркнуть разнообразные особенности характера персонажа, настроение и зрительный образ героя.
В работе над костюмом художнику и режиссёру очень часто помогают бумажные плоские фигурки из макета, изготовленные в масштабе 1:20 и раскрашенные в предполагаемой цветовой гамме. Играя и расставляя в макете этих «бумажных актёров», режиссёр и художник проверяют общее цветовое решение декорации и костюмов, главные мизансцены, правильное распределение артистов на площадке, ми-зансценирование массовых сцен. После утверждения эскизов костюмов режиссёром, художник вместе с закройщиками-модельерами составляет опись всех костюмов, включая обувь, головные уборы и аксессуары. К эскизам прикладываются образцы ткани, из которой будет изготовлен театральный костюм. После того, когда художник отдаёт эскизы в производство, начинается новый этап творческой работы, когда уже совместно с актёром и закройщиком решаются и дорабатываются проблемы пропорций, фактуры, формы, света, доводится до совершенства авторский замысел художника.
Среди участников коллектива, занятого постановкой театрального проекта, не существует специалистов, далёких от творчества. Любой участник команды: от режиссёра-постановщика до костюмера, выполняет общую - идейно-творческую - задачу.
В полной мере это относится и к художнику-гримёру. Его главная задача -найти внешний выразительный облик каж-
дого персонажа представления, и эта задача - идейно-творческая. Первоначально эскизы грима создаёт художник-постановщик в период обсуждения режиссёрской концепции представления. Художник должен учитывать при создании грима не только существенные черты изображаемого лица, но и особенности артиста, и цветовую палитру декораций, и освещение в будущем зрелище. Художник и режиссёр принимают или отвергают первые эскизы грима, по сути являясь его соавторами. Каждый актёр вносит часто весьма существенные изменения в эскиз своего грима, а иногда предлагает собственный набросок внешности героя.
Работа над гримом - это работа над одной из составляющих частей художественного образа. И поэтому художник-гримёр - первый помощник актёра в сложном и тонком искусстве перевоплощения. Фантазия актёра помогает понять ему замысел режиссёра и художника, найти новые черты характера героя. Художник-гримёр всегда вынужден приспосабливать свой замысел к внешности актёра. В каждом облике актёра он должен увидеть, найти и угадать черты задуманного художественного образа героя. Чем большим запасом изобразительных средств владеет художник, тем глубже он воздействует на зрителя. И поэтому дело всей жизни художника - непрестанное совершенствование своего мастерства.
Таким образом, процесс творческого взаимовлияния художника и режиссёра является распределённым по всему периоду подготовки и проведения театрализованного представления. Этот процесс включает в себя все этапы разработки художественного образа театрализованного представления: от замысла до воплощения.
Взаимовлияние художника и режис- мироощущением. Мир чувств и представ-
сёра позволяет обеспечить потребность лений современного человека стал слож-
современных театрализованных представ- нее и многообразнее, а художественное
лений в сочетании живописи, цветового освоение им действительности — глубже и
решения с новыми принципами органи- разностороннее. Поэтому художник и ре-
зации пространства и игровой площадки. жиссёр объединяются в общем стремле-
Эта тенденция во многом связана с новой нии к построению оригинальной художе-
интерпретацией законов классической ственной образности современного теа-
драматургии, с осмыслением прошлого с трализованного представления — уникаль-
точки зрения новых проблем обществен- ного по своей сути, синтетического вида ной жизни, обогащённым современным искусства.
Примечания
1. Базанов В. В. Театральная техника в образном решении спектакля. Москва : Искусство, 1970. 144 с.
2. Белая Н. С. Подготовка к режиссёрско-педагогической деятельности постановщиков театрализованных представлений в вузах культуры и искусств: компетентностный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 195—202.
3. Градова К. В. Театральный костюм. Книга 2: Мужской костюм. Москва : Союз театральных деятелей, 1987. 351 с.
4. Олег Шейнцис : зачем нужен художник / [сост. А. В. Оганесян]. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2008. 304 с.
5. Суминова Т. Н. Текст и контекст художественного произведения: философско-культуро-логический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 39—43.
6. Сыркина Ф. Я. Русское театрально-декорационное искусство / под ред. В. Ф. Рындина и В. В. Ванслова. Москва : Искусство, 1978. 246 с.
7. Форд А. С. Эстетические аспекты трансформации режиссёрской профессии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 232—236.
8. Шибаева М. М. Трансформация представлений о творческой личности в отечественной эстетике // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4 (72). С. 10—16.
References
1. Bazanov V. V. Teatral'naya tekhnika v obraznom reshenii spektaklya [The theatrical equipment in the figurative decision ofa performance]. Moscow, Art Publishing House, 1970. 144 p.
2. Belaya N. S. Application of a competence approach in directing and pedagogical activity of specialists of directing theatrical performances in the Universities of culture and arts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 195—202. (In Russian)
3. Gradova K. V. Teatral'nyi kostium. Kniga 2: Muzhskoi kostium [Theatrical suit. Book 2: Men's suit]. Moscow, Publishing House of the Union of Theatre Workers, 1987. 351 p.
4. Oganesyan A. V., comp. Oleg Sheintsis: zachem nuzhen khudozhnik [Oleg Sheyntsis: why the artist is necessary]. Moscow, ART Publishing House, 2008. 304 p.
5. Suminova T. N. Text and context of the work of art: philosophical and cultural analysis. Vestnik
Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 5 (61), pp. 39-43. (In Russian)
6. Syrkina F. Ya. Russkoe teatral'no-dekoratsionnoe iskusstvo [Russian theatrical and decorative art]. Ed. by V. F. Ryndin, V. V. Vanslov. Moscow, Art Publishing House, 1978. 246 p.
7. Ford A. S. Aesthetic aspects of transformation the directing profession. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 232-236. (In Russian)
8. Shibaeva M. M. The transformation of ideas about the creative personality in domestic aesthetics. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 4 (72), pp. 10-16. (In Russian)