Научная статья на тему 'Методические основы формирования монтажного мышления на занятиях "Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика" у режиссеров театрализованных представлений и праздников'

Методические основы формирования монтажного мышления на занятиях "Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика" у режиссеров театрализованных представлений и праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODICAL BASES / РЕЖИССЕР / DIRECTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проценко Елена Геннадьевна

Рассматриваются особенности методики обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников; представлена методика обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика», которая реализуется при подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников и направлена на формирование монтажного мышления; приведен пример организации семинарского занятия по теме «Монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа», которое позволяет осуществлять формирование монтажного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проценко Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODICAL BASIS OF ASSEMBLY THINKING FORMATION AT CLASSES OF "PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL BASIS OF ASSEMBLY THINKING OF THE PRODUCTION DIRECTOR" FOR DIRECTORS OF DRAMATIZED PERFOMANCES AND HOLIDAYS

The article touches upon specific methods of teaching future directors of dramatized performances and holidays. The author presented a developed discipline named "Psychology and pedagogical basis of assembly thinking of the production director" which is implemented in education of future directors of dramatized performances and holidays and aimed at the forming of assembly thinking. The author also analyzes a seminar lesson dedicated to installation as a creative method of the scenario dramatized action.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования монтажного мышления на занятиях "Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика" у режиссеров театрализованных представлений и праздников»

UDC 378.147+004.942+316.77

THEPREDICTIONOFEFFECTIVENESSANDTHEFORMATION OFCOUPLES «HEAD - HEADED» INTHESTUDENTRESEARCH

S.A.Pyavsky\ M.N.Elunin2

Samara State University of Architecture and Civil Engineering 194, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443001 E-mail: [email protected] 2Webzavod Ltd.

157, Galaktionovskaya Str., Samara, 443001 E-mail: [email protected]

The effective form of implementing competency-learning paradigms in high school is «the matrix structure of the educational process» in which each student is included not only in their study group, but also in a little research group. It is the teacher who directs the work of this group. The leader of thegroup is a graduate, and every member of group is in charge of his colleague - «head», which is one year ahead of him. The article describes the method of estimating the expected performance of interaction couples «head-headed» by information of psychological tests and other characteristics of the participants. Key words: research, competence, student, teamwork, supervision, mentoring.

Original article submitted 05.02.2014; revision submitted 11.02.2014

Semen A. Piyavsky (PhD), professor, head Department of Applied Mathematics and Computer Science.

Matvey N. Elunin, developer, graduate student.

УДК 792.2+378

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНТАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНТАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА-ПОСТАНОВЩИКА» У РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Е.Г. Проценко

Самарская государственная академия культуры и искусств 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 167 E-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности методики обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников; представлена методика обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика», которая реализуется при

Елена Геннадьевна Проценко, соискатель по специальности «Теория и методика профессиональногообразования».

подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников и направлена на формирование монтажного мышления; приведен пример организации семинарского занятия по теме «Монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа», которое позволяет осуществлять формирование монтажного мышления.

Ключевые слова: методика, режиссер, монтажное мышление.

Модернизация системы высшего образования определяет новые цели и задачи, связанные с организацией процесса обученияучебными заведениями. Профессионализация в настоящее время предполагает не только процесс формирования компетенций (общекультурных и профессиональных), но и профессиональное становление [1].

При подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников в вузе культуры (уровень - бакалавр) предполагается изучение по учебному плану ряда дисциплин, которые определяют уровень профессиональной позиции студента.

Одной из наиболее важных характеристик режиссеров театрализованных представлений и праздников является сформированное монтажное мышление. В нашем исследовании предполагается следующее определение монтажного мышления: своеобразное видение мира, особенность человеческого мышления в познании многомерной пространственно-временной реальности при воссоздании еев своем сознании. Это своего рода прием смыслообразования, как сопоставление двух кадров, рождающее в процессе восприятия третье значение, которое является не итогом, а только мгновением в цепочке новых смыслообразований. Владение монтажным мышлением для профессионалов режиссуры театрализованных представлений и праздников определяется развитой способностью к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией; умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных театрализованных или праздничных форм.

Нами разработано содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика», которая реализуется при подготовке режиссеров театрализованных представлений и праздников и направлена на формирование монтажного мышления.

Дисциплина «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» предполагает 36 академических часов. Учебным планом предусмотрены практические занятия (18 часов), лекционные занятия (18 часов). Дисциплина реализуется на 3-м и 4-м курсе в 6-м и 7-м семестре.

В опытно-экспериментальной части исследования нами представлены методические основы процесса формирования монтажного мышления.

Слово «методика» происходит от древнегреческого «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Методика обучения предмету включает в себя цели обучения (образовательные, развивающие, воспитывающие, практические); принципы обучения (содержание, средства, формы, общие и частные методы) [2].

Психолого-педагогическими условиями эффективной профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников для формирования монтажного мышления являются развитие мотивации, учет специфических особенностей театрализованных представлений, введение в учебный процесс системы заданий, методов активного обучения, использование современных

информационных технологий (виртуальное макетирование, моделирование мизансцен, монтаж).

Профессиональная деятельность режиссера неразрывно связана сполучени-ем,оценкой, преобразованием и воспроизведением новой информации. Первоисточником впечатлений, знаний, идей, художественных образов является как чувственное восприятие, так и активное взаимодействие с окружающей действительностью, в том числе и в форме целенаправленного поиска информации, которая в конечном итоге находит свое выражение в создаваемом пластическом произведении или исполнительской пластической интерпретации.

Специфика профессиональной деятельности режиссера заключается в постижении не только творческих основ профессии, но и образно-логического моделирования будущих мизансцен, в творческом созидании новых идей на основе анализа, синтеза и индуктивно-дедуктивных способов обучения.

Однако для полноценного, эффективного формирования аналитических умений и монтажного мышления как профессиональноважных качеств личности режиссера театрализованных представлений необходима специальная подготовка бакалавра, которая в настоящее время в вузах специально не ведется. Одной из важнейших проблем в работе с бакалаврами по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в период вузовской подготовки является отсутствие теоретико-методологических положений формирования данных умений, составляющих основу профессионального мышления будущего специалиста.

Любой педагогический процесс связан с проектированием образовательного пространства (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися). Для педагогической деятельности проектирование является универсальным средством совершенствования личности преподавателя [3].

Основная часть методики дисциплины «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» - теоретические занятия, на которых бакалавры изучают специфику режиссуры театрализованных представлений и праздников. В лекционный материал входят вопросы, раскрывающие сущность сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников как художественно-педагогического явления, а именно: разновидности и функции сценарного материала; принципы отбора документального и художественного материала в сценарий театрализованного действа; компиляция различного материала в сценарной работе; выстраивание композиции всего сценария театрализованного действа и каждой структурной единицы; монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа; особенности драматургии театрализованных конкурсных программ. Вопросы, касающиеся постановочной работы режиссера театрализованных представлений и праздников: принципы построения эпизодов театрализованного действа;методы, приемы и функции монтажа; принципы и приемы инсценирования художественного материала; монтаж танцевальных и музыкальных номеров в режиссуре концерта; методика работы с исполнителями номеров и эпизодов театрализованного представления; применение монтажа в репетиционном процессе.

В процессе проведения лекционных занятий по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» используются презентации, творческие проекты, встречи с известными личностями (актерами, режиссерами).

Особенности методики обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников - это индивидуальные формы занятий, на которых будущий режиссер театрализованных представлений и праздников получает навык анализа драматурги-

ческого материала,компилирования материала при создании собственной постановки; разрабатывает тему, идею своей работы; овладевает методом действенного анализа как способа перевода образов литературы и драматургии в сценический образ представления. Занятия строятся на основе постановки конкретных театрализованных представлений и праздников.

Много внимания уделяется работе над образом, умению создавать и развивать игровую ситуацию, безусловному взаимодействию с партнером, изучается структура спектакля, чувство целого в роли, темпо-ритмические и атмосферные партитуры, совершенствуется навык импровизационности как средства сценической игры.

На групповых занятиях будущий режиссер театрализованных представлений и праздников получает навыки событийно-действенного анализа этюдов и отрывков, над которыми работают сами студенты; анализирует пьесы классического репертуара, ассистирует в их постановке. В задачи групповых занятий также входит ассистирование на постановках спектаклей курса; самостоятельное создание спектакля, который входит в показ группы. Специфическими чертами формирования аналитических умений у режиссеров театрализованных представлений являют-ся:использованиеупражненийтворческого типа, которым несвойственно простое воспроизведение интеллектуальных действий; сочетание в личности студента аналитика и творца; применение разнообразных видов и жанров искусства и материала документального характера; отсутствие как такового полного контроля над процессом формирования у студентов приемов аналитической деятельности.

Нюансом методики обучения режиссеров театрализованных представлений и праздников является и форма занятий (творческие проекты, арт-тренинги, творческие мастерские, мастер-классы, показы). Рассмотрим характеристику перечисленных занятий.

Творческий проект - это учебное задание, которое активизирует интерес и побуждает учащихся к самостоятельной деятельностипо созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Создание творческого проекта каждым студентом дает возможность формирования способности и готовности реализовать свой художественный замысел как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм. Творческими проектами могут выступать этюды, концертные программы, инсценировки и др. Они позволяют будущему режиссеру театрализованных представлений и праздников на первом этапе формировать монтажное мышление.

Арт-тренинг -это процесс организации собственного мышления, пробуждающий творческие способности. При проведении арт-тренингов будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников овладевает следующими компетенциями: развитой способностью к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией; умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных театрализованных или праздничных форм. На данном этапе возможно выявление способностей конкретной личности.

Мастер-класс (от англ. masterclass: master - специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class - занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете [4]. В первую очередь, мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Реализация мастер-классов дает возможность формирования следующих компетенций: способность и готовность владеть культурой мышле-

148

ния; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность и готовность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях.

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. В толковом словаре В. Даля слово «мастерская» определено как «комната, где работают ремесленники, мастера, художники», а «мастер» - это «человек, занимающийся каким-либо ремеслом или рукоделием; особенно сведущий или искусный в деле своем». В творческой мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске в режиме диалога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Во время проведения творческих мастерских бакалаврам предоставляется возможность формирования следующих компетенций: умение применять способы разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства; способность и готовность реализовать свой художественный замысел; владение приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства.

Показ - это своего рода итоговая работа, где каждый студент имеет право представить своепроизведение зрителям. Реализация показов дает возможность формирования у студентов следующих компетенций: способность и готовность направлять все виды своей профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества, способность к показу своей творческой работы (концерта, театрализованного представления, праздника, художественно-спортивной программы и других форм праздничной культуры) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, спортивно -культурных комплексах, на стадионах, на различных сценических площадках.

Исходя из общей идеи современных научных представлений о методических основах дисциплин цель занятий носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Цели:

- способствовать получению студентами качественного профессионального образования, подтвержденного необходимым уровнем знаний и компетенций в соответствии с образовательными стандартами;

- подготовить конкурентоспособных, успешных педагогов и режиссеров театрализованных представлений и праздников, способных действовать самостоятельно, профессионально и эффективно в процессе применения приобретенных концептуальных знаний и педагогических навыков и умений в практической деятельности;

- обучить будущих режиссеров принимать квалифицированные решения в поиске подходовктеоретическим, методическим и практическим проблемам, способам переосмысления существующих знаний, способствующим развитию новых идей и процессов, инновационных методов преподавания в области режиссерского искусства;

- учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять поня-

тия, ставить и разрешать. В процесс развития монтажного мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления;

- содействовать развитию творческих способностей, развивая монтажное мышление;

- воспитать в будущих режиссерах театрализованных представлений и праздников понимание этической, социальной и профессиональной педагогической ответственности.

В связи с тем, что все семинарские занятия по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» проводятся в разных формах, на них ставятся различные цели. Рассмотрим одно из семинарских занятий по теме «Монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа».

Цели: способствовать формированию знаний о приемах творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композицию театрализованного представления и праздника; содействовать развитию умения подчинять все части сценического произведения единому идейно-художественному решению; содействовать развитию и закреплению практических навыков и умений самостоятельной творческой деятельности по разработке драматургии номера, эпизода, театрализованных представлений и праздников и созданию литературного сценария; способствовать развитию психологической составляющей личности (монтажное мышление), творческих способностей, эстетического отношения к действительности.

Важным моментом в организации занятий по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» являются средства. На семинаре «Монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа» средством является документальный материал, так как характерной особенностью театрализации представлений является ее документальность и публицистичность. Для представлений на документально-публицистическом материале в центре внимания сценариста должен быть реальный герой, какой-то конкретный человек, коллектив, жизненный факт, общественно значимое событие, которое волнует конкретную аудиторию. Сценарным материалом здесь является документальный и местный материал. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения представления и подчиняться принципам зрительского восприятия.

Средством также будет являться публицистический материал, так как публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, «заразить»ею аудиторию. Публицистика (лат. риЫюш -общественный) - сочетание литературы и журналистики(статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительной чертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества. В связи с этим сценарист, как и автор-публицист, посвящает свой труд актуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью. Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль. Для того чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимо уметь воздействовать на разум и чувства людей.

Важнейшим средством будет выступать художественная литература - проза, стихотворение, так как после тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача -найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и

прочувствован зрителем в процессе его восприятия. В связи с этим необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ.

На данном занятии решаются следующие задачи: смонтировать данный материал в единую драматургическую основу, подчиненную авторскому замыслу; найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия; выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы их воздействие не притупляло чувство зрителя, а увлекало.

На данном занятии предполагаются следующие вопросы:

- сценарий как драматургическая основа театрализованных представлений и праздников;

- сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников как художественно-педагогическое явление;

- разновидности и функции сценарного материала;

- принципы отбора документального и художественного материала в сценарий театрализованного действа;

- выстраивание композиции всего сценария театрализованного действа и каждой структурной единицы;

- драматургический ход и художественный прием как способ интеграции документального и художественного материала в сценариях театрализованных представлений;

- способы сценарной обработки документального материала;

- принципы построения эпизодов театрализованного действа;

- монтаж как творческий метод работы над сценарием театрализованного действа;

- стиль, стилистика, стилизация в сценариях театрализованных представлений;

- литературная работа над сценарием.

Таким образом, наиболее гибкой формой организации обучения, позволяющей реализовать многообразие целей, содержания, методов обучения, видов самостоятельной работы бакалавров на занятиях «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» являются семинары. Опора только на лекционный материал очень сильно обедняет и лишает педагога возможности профессионально-творческой самореализации, не дает ему достигнуть той эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае - установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара педагогическое взаимодействие осуществляется не только по линии «преподаватель -студент», но и по линии «преподаватель-студент -студент». Для формирования монтажного мышления у бакалавров по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» творческая атмосфера является основополагающим моментом обучения. Семинар - это творческая лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное и прочное со-

держание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары помогают бакалаврам овладеть научной терминологией, свободно оперировать ею, применять ее при анализе явлений природы, общества, мышления, прививают навыки самостоятельного мышления, выступления, оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников. Результатом проведения занятий по дисциплине «Психолого-педагогические основы монтажного мышления режиссера-постановщика» является сформированное монтажное мышление у студентов - будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курина В.А. Внедрение кредитно-модульных систем в вузах России на современном этапе// ВестникСамарского государственного технического университета. - 2011. -№1 (15). - С. 67-75.

2. Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: Монография. - Смоленск: Смол.гос. ун-т, 2007. - С. 36.

3. Курина В.А. Технологическое проектирование субъект-субъектного образовательного пространства в системе высшей школы // ВестникСамарского государственного технического университета. - 2013. - № 2 (20) . - С. 99-103.

4. Зубова Н.И. Творческие мастерские // Профессиональное образование. - 2006. -№ 6. - С. 21.

Поступила в редакцию 06.02.2014; в окончательном варианте 13.02.2014

UDC 792.2+378

THE METHODICAL BASIS OF ASSEMBLY THINKING FORMATION AT CLASSES OF «PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL BASIS OF ASSEMBLY THINKING OF THE PRODUCTION DIRECTOR» FOR DIRECTORS OF DRAMATIZED PERFOMANCES AND HOLIDAYS

E.G. Protsenko

Samara State Academy of Culture and Arts 167, Frunze Str., Samara, 443010 E-mail: [email protected]

The article touches upon specific methods of teaching future directors of dramatized performances and holidays. The author presented a developed discipline named "Psychology and pedagogical basis of assembly thinking of the production director" which is implemented in education of future directors of dramatized performances and holidays and aimed at the forming of assembly thinking. The author also analyzes a seminar lesson dedicated to installation as a creative method of the scenario dramatized action. Key words: methodical bases, directors,assembly thinking.

Original article submitted 06.02.2014; revision submitted 13.02.2014

Elena G. Protsenko, postgraduate student in theory and methods of professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.